Научная статья на тему 'Национализм в современной Польше'

Национализм в современной Польше Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2557
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / POLAND / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / NATIONAL MOVEMENT / ВСЕПОЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ALL-POLISH YOUTH / НАЦИОНАЛЬНО-РАДИКАЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / NATIONAL AND RADICAL CAMP / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПОЛЬШИ / NATIONAL REVIVAL OF POLAND

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лыкошина Лариса Семеновна

В статье рассматриваются проблемы современного польского национализма. Анализируются идеология и политическая практика националистических партий и движений: Национальное движение, Всепольская молодежь, Национально-радикальный лагерь, Национальное возрождение Польши. Предпринимается попытка выявить причины роста влияния националистической идеологии в современной Польше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nationalism in modern Poland

The article studies problems of modern Polish nationalism, ideology and political practice of nationalist parties and movements: national movement, all-Polish youth and national and radical camp, Poland national revival. Attempts to identify the reasons for the growing influence of nationalist ideology in modern Poland are made.

Текст научной работы на тему «Национализм в современной Польше»

Л.С. Лыкошина

НАЦИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬШЕ

Лыкошина Лариса Семеновна - доктор исторических наук,

главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

В политической жизни современной Польши национализм отнюдь не является определяющим фактором. Но значение его, несомненно, усиливается. Свидетельством тому являются результаты выборов 2015 г., в итоге которых в польском сейме оказались представители достаточно радикальных националистических организаций, прошедших, правда, не самостоятельно, а благодаря успеху партии известного рок-музыканта П. Кукиза. Среди 460 депутатов сейма радикальных националистов только десять. Но в истории III Речи Посполитой такого еще не было. На фоне усиления правых1 в политической жизни польского общества сам факт присутствия националистов в сейме заслуживает особого внимания.

Первыми польских националистов, ставших депутатами сейма, поприветствовали их венгерские единомышленники из партии «Jobbik», назвав своими стратегическими партнерами. Взаимная симпатия польских и венгерских националистов имеет уже достаточно долгую историю. Еще в 2013 г. Р. Винницкий (ставший ныне депутатом сейма, а тогда только что избранный глава польской националистической партии «Национальное движение») называл членов партии «Jobbik» своими братьями [11].

Едва националисты оказались в сейме, как в стране их сторонники (несмотря на всеми способами опровергаемый антисемитизм) вспомнили подзабытый антисемитский призыв народовцев2 1930-х годов, предлагавший

1. На парламентских выборах 2015 г. победила право-консервативная партия «Право и справедливость», сформировавшая свое правительство, первые шаги которого на политической сцене ознаменовались принятием целого ряда антидемократических законов, вызвавших волну протеста в польском обществе.

2. Народовцами в литературе принято называть сторонников Национально-демократической партии (эндеции), действовавшей в Польше в межвоенный период.

польским евреям убираться из Польши на Мадагаскар [3]. В нынешней Польше сделать это предложили главному редактору «Газеты выборчей» А. Михнику. Конечно, немногие в стране этот призыв поддержали, да и евреев в нынешней Польше, в отличие от Польши межвоенной, совсем мало. Но с приходом в большую политику националистов, в последние годы все более громко заявляющих о себе, в политической атмосфере Польши пусть не очень заметно, но все же ощутимо повеяло чем-то очень напоминающим те далекие и непростые 20-30-е годы XX в., когда политическая жизнь Польши во многом определялась партией «Национальная демократия» и ее лидером Р. Дмовским. Справедливости ради следует заметить, что это связано не только с успехом националистов. Все чаще в общественном дискурсе страны стало упоминаться имя Пилсудского, и не просто из почтения к памяти Начальника государства. Уж очень похоже на стиль Маршала действует глава победившей на выборах партии «Право и справедливость» Я. Качиньский, подобно Пилсудскому не занимающий никаких постов и подобно своему великому предшественнику держащий в руках все рычаги управления польской политикой.

Как замечает известный польский философ М. Круль, «в национальном характере поляков есть некая особенность: они никогда ничего не доводят до конца... Все у нас заканчивается яйцом всмятку, не вкрутую. Пилсудский был политиком "вкрутую", но он имел дело с эндецией и кое-что знал о польской недоделанности. При всем своем демонизме Качиньский закончит всмятку» [25]. Возможно, предсказания М. Круля сбудутся, и партия Качинь-ского, не являющаяся националистической, но в своих действиях и программных установках подчас к национализму весьма близкая и «закончит всмятку», но сейчас в Польше политические ветры дуют в паруса правых, создавая достаточно благоприятный климат для националистов.

В последнее время в политической жизни страны весьма заметным влиянием пользуются некоторые достаточно радикальные националистические партии и группировки. Среди них наиболее многочисленным и влиятельным на данный момент является «Национальное движение» (НД). Партия была основана в декабре 2014 г., а зарегистрирована в начале 2015 г. Истоки НД восходят к 11 ноября 2012 г., когда после Марша независимости3 националисты заявили о намерении создать собственную партию.

Иногда этот термин употребляется по отношению к современным националистам. Между сферами употребления терминов четкую границу провести трудно: по сути, они взаимозаменяемы.

3. Марш независимости — торжественное шествие, приуроченное к празднику День независимости Польши. Праздник связан с датой 11 ноября1918 г., когда страна обрела независимость после 123 лет потери государственности. Марши независимости

Польские националисты отмечали праздник по-своему. Ведь они считают его своим, хотя в межвоенной Польше именно националисты обвиняли Пил-судского во всех смертных грехах и никоим образом не приветствовали празднование 11 ноября. В колоннах националистов были разные люди: и вполне солидные и серьезные сторонники идеи национального развития Польши, и партия «Союз реальной политики», и достаточно радикальная организация «Всепольская молодежь», и еще более радикальный «Национально-радикальный лагерь». Эти организации апеллируют к идейному наследию Романа Дмовского. «Роман Дмовский - освободитель Польши», - скандировали участники марша. На транспарантах были обвинения и угрозы в адрес тогдашнего главы польского правительства Д. Туска и президента Б. Комо-ровского, обещания «не забыть Смоленск».

Р. Винницкий, лидер «Всепольской молодежи», по завершении марша, заявил о создании «Национального движения» с целью ликвидации нынешней III Речи Посполитой как воплощения предательства круглого стола (как известно, именно в результате соглашений круглого стола в 1989 г. произошла смена политического и экономического строя в Польше, но и по сей день немало поляков считают это соглашение преступным сговором с коммунистами).

Польская действительность, по мнению Винницкого (излагая которое он апеллирует к известному польскому публицисту Р. Земкевичу), может быть представлена как общество, разделенное на два лагеря: «креолов», людей слепо верящих в иностранные метрополии, и «местных», для которых превыше всего народ и государство. Винницкий считает, что деление на «посткоммуну» и «постсолидарность» закончилось. Остается левица, с одной стороны, и националисты - с другой [4]. Нынешняя Польша - колония Евросоюза, а политика властей антинациональна, и с ней надо решительно бороться, ибо среди властной элиты нет достойных лидеров, даже Я. Качиньский не может рассматриваться в качестве такового, ведь он не использовал свои шансы, отдал власть и не сумел изменить Польшу [4]. Националисты же предприняли попытку это сделать: они исполнили свое обещание и создали партию. Декларацию о ее создании подписало несколько десятков организаций, из которых самыми значительными были «Всепольская молодежь», «Национально-радикальный лагерь» и «Союз реальной политики»4. В декабре 2014 г. было провозглашено создание партии, главой которой стал Р. Винницкий. Лидер НД (р. в 1985 г.) родился в Шидлице, недалеко от польско-немецкой границы. Но большинство его предков - кресовяне

проводятся с 2008 г. и, как правило, сопровождаются уличными столкновениями и беспорядками.

4. Подробнее об этих организациях речь пойдет ниже.

(так называют в Польше выходцев из восточных регионов страны - кресов), история семьи связана с Вильно и Львовом. Винницкий изучал политологию во Вроцлавском университете. Но так и не закончил курса. Незавершенность образования не мешает Винницкому производить впечатление интеллектуала. Он говорит на прекрасном польском языке, любит подтверждать свои слова цитатами [23].

В формировании мировоззрения Винницкого особая роль принадлежала «Радио Мария»5, передачи которой Роберт слушал с 14 лет. Тогда же один из родственников познакомил его с газетой «Всеполяк», и юный Винницкий включился в работу этой организации. Он пребывал в те годы под обаянием семьи Гертыхов6. Роман Гертых реанимировал, по сути, деятельность довоенной «Всепольской молодежи», был ее лидером. Но вскоре пути Гертыха и всеполяков разошлись. Гертых был недоволен деятельностью организации, считал ее слишком радикальной, и создал свою молодежную организацию при возглавляемой им партии «Лига польских семей» (ЛПС).

Для недовольства Гертыха были основания: всеполяков тогда обвиняли в антисемитизме и радикализме, либеральная пресса припоминала грехи их довоенных предшественников. Винницкому же импонировала атмосфера межвоенной Польши, активность молодежи, бурная политическая жизнь того времени [26].

После ухода Гертыха всеполяки переживают нелегкие времена, их остается совсем мало (Винницкий считает, что не больше 200 человек). В это непростое время Р. Винницкий и становится лидером «Всепольской молодежи». Он пытается вывести организацию из кризиса, найти союзников, отказывается от антисемитизма. Под руководством Винницкого «Всеполь-ская молодежь» несколько оживляет свою деятельность, проводит акции «Покупай польское», «Польский флаг в польском доме». Винницкий явно пытается найти свое место на польской политической сцене вопреки уверениям Я. Качиньского, что «направо от ПиС только стена», вопреки уверениям многих аналитиков, согласно которым в Польше нет места для националистов, ибо ПиС вполне их заменяет.

5. Католическая радиостанция, вещание которой проникнуто духом католического фундаментализма. Подробнее см.: Лыкошина Л. Церковь и общество в современной Польше // Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины ХХ века. — М., 2014. — С. 210—240.

6. Семья Гертыхов тесно связана с историей «Национальной демократии». Отец Мацея Гертыха, Енджей в межвоенный период был видным деятелем эндеции, соратником Р. Дмовского, сын Мацея Гертыха, Роман — один из лидеров современного польского национализма, глава партии «Лига польских семей», инициатор возрождения националистической организации «Всепольская молодежь».

На I конгрессе НД (2013) Р. Винницкий говорил о новой партии как о силе, которая «наведет в Польше порядок». Он решительно отвергает возможность сотрудничества с элитами III Речи Посполитой, которые пребывают у власти «по чужой милости», и решительно призывает покончить с «республикой круглого стола». Подводя итог заседаний конгресса, Р. Земкевич, почетный гость Конгресса в своем «твиттере» оценил намерения НД следующим образом: «...либерализм в экономике, традиция в образовании, национальный эгоизм во внешней политике. Война левакам и мульти-культи» [6].

В идейной декларации НД указываются три главные цели движения: идентичность (народа, семьи, личности), суверенность (государства, культуры, экономики), свобода (слова, хозяйственной деятельности, личности).

В программе, принятой на II конгрессе НД (май 2014 г.), определяются реальные действия для достижения поставленных целей. Программа включает в себя целый комплекс мер, проведение которых в жизнь должно изменить Польшу: от изменения системы налогообложения до исторической политики и борьбы с абортами [22].

Достижения поставленных целей предполагает участие во власти. НД в 2014 г. участвовало в выборах в Европейский парламент, выступая под лозунгами «Европы Отечеств», борьбы против Лиссабонского договора, противостояния гендерной политике, защиты прав поляков за пределами Польши, отказа от «климатического пакета», защиты польской угледобывающей промышленности. Правда, успеха НД добиться не удалось. Не стали удачными для НД и выборы в органы самоуправления в 2014 и 2015 гг., и президентские выборы 2015 г. Кандидат от НД М. Ковальский получил только 0,52% голосов.

Однако парламентские выборы 2015 г. принесли удачу. НД выступало не самостоятельно, а в качестве кандидатов в избирательных списках партии Кукиз157 и получила пять мест в парламенте. Еще несколько представителей НД прошли в сейм по спискам других партий. Таким образом, в сейме нынешнего созыва имеют депутатские мандаты десять националистов (из 460 депутатов нижней палаты польского парламента).

Как отмечалось выше, одной из составляющих НД стала организация «Всепольская молодежь» (ВМ). История ВМ восходит к 1922 г. В межвоенной Польше ВМ была крупнейшей студенческой и молодежной организацией, а ее почетным председателем был Р. Дмовский.

7. Партия Кукиза — популистская партия, возглавляемая рок-музыкантом П. Кукизом. На выборах 2015 г. выступала с антисистемными лозунгами. Набрав около 9% голосов, партия прошла в сейм, главным образом, благодаря поддержке молодежи.

Прилагательное «всепольская», фигурирующее в названии, призвано было подчеркнуть единство всех поляков независимо от их социального положения и уровня благосостояния. На заре своего существования ВМ активно участвовала в студенческой жизни, отстаивая автономию учебных заведений перед попытками властей ограничить таковую. Вместе с тем ВМ заявила о себе как об организации откровенно антисемитской. Члены ВМ боролись за ограничение возможности получения евреями высшего образования8, организовывали бойкот еврейских магазинов. Однако в годы Второй мировой войны члены ВМ отказались от своей антисемитской политики и нередко спасали евреев от преследований нацистов. Так, Ян Мосдорф (возглавлявший ВМ в 1928-1932 гг.) - в свое время бывший инициатором «скамеечного гетто» (т.е. отдельного размещения студентов-евреев в аудиториях) - в годы войны погиб в лагере Аушвиц, куда попал за помощь евреям.

В период Второй мировой войны «всеполяки» сражались в рядах Армии Крайовей (АК), многие оказались в эмиграции, и в социалистической Польше для них места не нашлось. Ситуация стала меняться в 1980-е годы. В 1988 г. в Познани появилось издание «Всепольская молодежь», на страницах которого нашли место перепечатки текстов идеологов эндеции, в частности Р. Дмовского. В 1989 г. Р. Гертых, тогда студент исторического факультета Познанского университета им. А. Мицкевича, начал работу по созданию в стране первых ячеек ВМ. В декабре 1989 г. в Познани состоялся съезд ВМ. Деятельность ВМ была возобновлена, и возглавил ее Р. Гертых. В идейной декларации ВМ говорилось о верности традициям межвоенной ВМ, политической мысли Р. Дмовского. В декларации были сформулированы основные цели организации: сохранение верности основам католической этики, переустройство польской экономики на началах частной собственности и пре-пятствование иностранному капиталу в выкупе польского национального богатства. В сфере внутренней политики всеполяки выдвигали постулат о необходимости управления страной поляками в «соответствии с пястов-скими традициями, укорененными в латинской цивилизации и Римско-католической церкви. ВМ подчеркивала неприемлемость для Польши традиций левицы. В области внешней политики особое внимание уделялось необходимости противостояния Германии. Эти постулаты сохраняют свою актуальность для ВМ и по сей день.

Нынешняя ВМ считает себя продолжательницей традиций организации, действовавшей в межвоенной Польше, и объединяет в своих рядах, прежде всего, учащуюся молодежь. ВМ насчитывала в начале 2000-х годов около

8. Всеполяки исходили из того, что число еврейской молодежи в вузах непропорционально общей численности населения в стране, польская же молодежь из-за этого не имеет возможности получить образование.

3 тыс. членов, декларировала себя как молодежную секцию ЛПС. Однако

в 2006 г. руководство ЛПС заявило о своем разрыве с ВМ и создала новую молодежную организацию - Движение молодых ЛПС.

ВМ подчеркивает свою аполитичность и ставит во главу угла воспитательные цели. Деятельность организации состоит в подготовке и обсуждении рефератов, организации лагерей, участии в митингах и манифестациях. 2 раза в год ВМ проводит акцию «Я люблю Польшу», в ходе которой раздаются значки, ручки, плакаты с логотипом организации, проводятся встречи и конференции с целью оживления патриотических чувств молодежи. ВМ собирает средства для помощи бедным детям, организует работу телефона доверия, где собираются сведения о нелегальных абортах, организует бесплатные дополнительные занятия для детей из бедных семей.

Следует заметить, что деятельность ВМ вызывает неприятие многих поляков в связи с провозглашением крайне националистических лозунгов. Иной раз дело не ограничивается просто лозунгами. Так, в июне 2005 г. члены ВМ забросали камнями участников Парада равенства (т.е. представителей сексуальных меньшинств) в Варшаве. В мае 2002 г. во время Парада Шумана в Варшаве, организованного сторонниками ЕС, группы молодежи из «Все-польской молодежи» оскорбляли участников парада, выкрикивали лозунги типа: «Педофилы, педерасты - евроэнтузиасты», «Польша для поляков», «Долой ЕС», жгли флаги ЕС.

В марте 2003 г. члены ВМ пытались помешать манифестации в честь

8 марта, выступая с ксенофобскими лозунгами и забрасывая манифестантов снегом и льдом. Список можно продолжить, он достаточно велик. Всегда ВМ выступает как яростный противник сексуальных меньшинств, не стесняется в выражениях, осуждающих их. Как ВМ, так и ЛПС самым решительным образом выступают против абортов, требуя внесения соответствующих поправок в конституцию. Каждый раз 8 марта во многих польских городах можно наблюдать одну и ту же картину - манифестации женщин, выступающих за свои права (в том числе и право на аборт), сопровождаются группами националистов, выкрикивающих оскорбительные лозунги. Точно по такому же сценарию разворачивались события и в 2007 г. Ситуация подогревалась еще и тем обстоятельством, что жена президента Л. Качиньского Мария подписала декларацию против абсолютного запрещения абортов, а жена Р. Гертыха осудила эту декларацию. На голову М. Качиньской обрушился гнев радио «Мария» и всех польских националистов.

Каждый год ВМ организует летние и зимние лагеря для учащейся молодежи, где много времени уделяет популяризации своих взглядов и воспитательной работе. Основные направления деятельности ВМ сосредоточены в организации маршей традиции и культуры, цель которых - борьба против гомосексуализма и подрыва основ католической морали. 2 раза в год ВМ

организует продажу польских флагов около костелов в рамках акции «Польский флаг в польском доме». В рамках акции «Покупаю польское» ВМ пытается защитить польского производителя, 11 ноября каждого года ВМ активно участвует в организации Марша независимости. Стремясь помочь начинающим студентам, ВМ проводит акцию «Рука помощи». Организация довольно широко представлена в Интернете, издает газету «Всеполяк».

К числу наиболее значительных составляющих «Национального движения» относится партия «Национально-радикальный лагерь». История началась в 1993 г. с появления в разных регионах Польши групп националистов с достаточно радикальными националистическими установками. Наиболее заметной в то время была деятельность группы «Межва», издававшей газету «Blyskawica». Националисты провели несколько демонстраций против вступления Польши в НАТО и ЕС. Отчетливые очертания деятельность группы приобрела после установления контактов с видным деятелем межвоенной эндеции с Зигмунтом Пшетанкевичем9. В 1995 г. организация приняла название предвоенного «Национально-радикального лагеря». Именно Пшетанке-вич стал идейным лидером НРЛ. В марте 2005 г. состоялся Учредительный съезд «Национально-радикального лагеря» в Ченстохове. Однако зарегистрировать организацию удалось не сразу, а лишь после того, как из устава были удалены ссылки на преемственность с «Национально-радикальным лагерем» довоенного времени. В настоящее время действуют около 20 бригад НРЛ во всех регионах Польши. С апреля 2012 г. стал регулярно издаваться печатный орган организации ежеквартальник «Magna Polonia». В этом же году НРЛ вошел в число организаторов Национального движения.

В идейной декларации НРЛ цель организации формулируется как создание Великой Польши посредством «идейно-воспитательной работы среди всего Народа» [7]. НРЛ декларирует себя не как партию, а как «общественное движение, объединяющее молодых поляков, которым близки такие ценности, как Бог, Честь, Отчизна, Родина, Традиции, Дружба» [2]. Своими идейными основами НВП считает «цивилизационное наследие Польского народа», отказ от любых форм тоталитаризма (коммунизма, национал-социализма, фашизма), неприятие либеральной демократии как системы, враждебной Европейской цивилизации, безусловное принятие начал христианства и отказ от идеологии Просвещения, рассматриваемой как «светская религия», а также отказ от эгалитаризма и мультикультурализма [2].

Лидер организации А. Крейцкант надеется, что со временем национализм победит и построит свою Европу на развалинах ЕС. Для достижения цели

9. Пшетанкевич З. (1917—2005) — в межвоенный период глава боевой организации внутренней разведки Национально-радикального движения «Фаланга».

молодой руководитель НРЛ считает необходимым всемерное укрепление связей с националистами в Европе, прежде всего с итальянскими и французскими [16].

Нынешняя польская действительность националистов ни в коей мере не устраивает. Почетный председатель НРЛ П. Холохер заявил, что «силы круглого стола» боятся националистов. «Дети сталинских палачей» изливают на них «яд ненависти» в своих СМИ, потому что боятся тех, кто борется за Польшу для поляков [6]. Я. Качиньский и «Право и справедливость» тоже не могут рассчитывать на благосклонность националистов: ведь при Л. Качиньском был подписан Лиссабонский договор, вследствие чего Польша не имеет возможности отстаивать свои интересы в ЕС.

Реальная деятельность НРЛ выражается в организации маршей, манифестаций, связанных с годовщинами памятных дат. НРЛ принимает самое активное участие в организации Марша независимости 11 ноября. Проводимые мероприятия не обходятся без эксцессов: члены НРЛ используют жесты фашистского приветствия (за что их не раз привлекали к суду), выкрикивают антисемитские лозунги. Не ограничиваясь деятельностью только на территории Польши, НРЛ принимает участие и в мероприятиях зарубежных организаций, идейно ей близких. Так, в 2013 г. представители Верхнесилезской бригады НРЛ участвовали в марше словацких националистов, возложив цветы на могилу лидера словацкого фашизма Ю. Тисо.

Члены НРЛ заявляют о своих взглядах подчас весьма активно и безапелляционно, пытаясь сорвать лекции и выступления идейных противников. К таковым НРЛ относит, например, главного редактора «Газеты выборчей» А. Михника, деятеля феминистского движения профессора М. Шроду.

В 2013 г. НРЛ создал свою парамилитарную организацию «Национальная стража». Официально декларируемая цель последней - «защита поляков от злых сил, приходящих извне, например ислама» [16]. Члены организации изучают приемы владения оружием, рукопашного боя, слушают лекции, посвященные проблемам польского национализма. Бойцы «Национальной стражи» носят форму и знак фаланги на рукаве, что не оставляет сомнения в идейных целях организации. В польском обществе создание организации вызвало обеспокоенность, прежде всего связанную с печальным опытом межвоенного периода, когда парамилитарные организации разных политических организаций нередко устраивали настоящие уличные бои. Советник экс-президента Польши Б. Коморовского Т. Наленч усматривал в организации такого рода формирований недоверие к государству [16].

Единственной партией, принявшей в свое время участие в создании «Национального движения» был «Союз реальной политики» («Иша РоН1укш ИеаЫер»). Партия возникла в 1987 г. и была зарегистрирована в 1990 г. Одним из основателей партии был Я. Корвин-Микке - достаточно яркая и неодно-

значная фигура в польской политике. Его часто называют польским Жириновским. Однако со временем Корвин-Микке отошел от СРП, основав собственную партию.

В своей программе СРП постулирует необходимость развития либеральных принципов экономики, выступает с позиций евроскептицизма, не поддерживает идею присоединения Польши к зоне евро. Открыто сформулированных националистических идей в программе не содержится.

С 2014 г. СРП связан с НД, войдя в него как соучредитель. Глава СРП Б. Юзвяк (археолог по образованию и предприниматель по роду деятельности) стал одним из заместителей председателя НД. С этой партией связана еще одна заметная фигура польского национализма - М. Ковальский, кандидат на пост президента в выборах 2015 г. Ковальский (р. в 1964 г.) - культурист, тренер и вместе с тем политик и автор книги очерков «Глазами националиста». На его странице в фейсбуке - портрет Р. Дмовского, что должно, очевидно, свидетельствовать о воззрениях Ковальского. Он не имеет высшего образования и даже не закончил лицей. Тем не менее он считается одним из лучших ораторов в кругу польских националистов. С 1993 г. состоит в СРП. До 2015 г. М. Ковальский был вице-председателем НД. От этой организации он и стартовал в президентских выборах под лозунгом «Сильный человек на трудные времена». В качестве основного пункт своей предвыборной программы Ковальский выдвигал требование внесения изменений в Конституцию для придания больших прав президенту Республики Польша. «Я хочу быть, как президент США», - заявлял Ковальский. Но «сильный человек» полякам не понадобился, на выборах Ковальский не набрал и одного процента.

В парламентских выборах 2015 г. деятели СРП участвовали по спискам партии Кукиза, что позволило нескольким членам этой партии получить депутатские мандаты. Однако союз с Кукизом показался недопустимым для некоторых националистов: в частности, М. Ковальский счел себя преданным и покинул пост вице-председателя НД.

Среди националистических организаций в современной Польше наибольшим «стажем» послевоенного пребывания на политической сцене обладает партия «Национальное возрождение Польши».

Истоки НВП восходят к межвоенному периоду. Своими предшественниками и идейными вдохновителями НВП считают радикальную националистическую организацию «Национально-радикальный лагерь» («ОЬо2 narodowo-radykalny»). Это формирование было создано в 1934 г. группой молодых, профашистски настроенных членов достаточно умеренной организации «Лагерь Великой Польши» (ЛВП), созданной по инициативе Р. Дмовского. Уже через три месяца после создания ЛВП был запрещен тогдашним польским правительством, но организация действовала в подполье.

В 1935 г. НРЛ распался на две организации: «Фаланга» и «АБС», явно тяготеющие к фашизму.

НВП отнюдь не отрекается от своих предшественников: в 1993 г. партия провела (впервые в послевоенной Польше) празднование годовщины возникновения «Национально-радикального лагеря», подчеркивая преемственность организаций, выдвинув лозунг: «Вчера НРЛ, сегодня НВП».

НВП позиционируют себя как наследника идей «Национальной демократии». По мысли М. Жоховского (одного из идейных лидеров НВП), причастность к традициям эндеции - предмет гордости. Ведь польский национализм, первый в условиях современности, поднял знамя истинной демократии. Именно эндеция разработала программу польского национализма, соответствующего христианским и демократическим принципам. «Всеми своими духовными корнями, - пишет М. Жоховский, - мы связаны с польским прошлым, его позитивными ценностями, отрекаясь от чуждых польскому духу образу мыслей посторонних влияний... все позитивное прошлое польского национального движения является нашей легитимацией» [29].

По мысли лидера НВП А. Гмурчика, верность традиции и наследию состоит, прежде всего, в верности духовной, сущностной, а не «в возложении цветов» [9].

НВП была создана в 1981 г. по инициативе Б. Быжыковского и А. Гмурчика. С юных лет (Гмурчик родился в 1964 г.) лидер националистов был причастен к оппозиционному движению. В 80-е годы, будучи студентом, он активно участвовал в студенческих забастовках, требуя признания властями Независимого союза студентов. Именно студенты и учащаяся молодежь стали в основном членами вновь созданной организации. После введения военного положения (1981) НВП ушла в подполье, продолжая борьбу с властью. В 1983 г. НВП начинает издавать журнал «Я поляк». Идея издания журнала родилась, как вспоминает А. Гмурчик, на основе недовольства только уличными акциями протеста и столкновениями с властями. Хотелось чего-то более значительного. В беседе, за бутылкой коньяка, поставленного деятелем довоенной эндеции Н. Семашко, и возникла идея журнала, название которого предложил сам А. Гмурчик [9]. Тот же Семашко помог в налаживании издательского процесса, что было в те годы весьма непросто. Помимо издания журнала НВП организует деятельность издательства «Я поляк», которое тысячными тиражами публикует националистические книги, брошюры, журналы. Продолжается и работа по проведению различного рода акций: шествий, демонстраций, забастовок. Одной из наиболее заметных акций такого рода было академическое паломничество в Ченстохову, первое после 1939 г.

На заре существования НВП имело место столкновение двух центров: варшавского и вроцлавского. Варшавский был, если можно так выразиться,

более респектабельный, тяготеющий к традициям классической эндеции, во вроцлавском преобладали скинхеды, ставящие во главу угла борьбу с «мировым еврейством» и масонами. Со временем между двумя фракциями произошел окончательный раскол, и лидер вроцлавской структуры НВП был даже исключен из организации «за анархизм» [18].

В 1992 г. в идейном развитии НВП произошло важное событие - был установлен контакт с организацией «Международная третья позиция»10.

В 1993 г. НВД, до этого декларировавшее себя как движение, создает политическую партию с таким же названием. Основным печатным органом НВП с 1994 г. стал журнал «Щербец», выходящий с 1991 г. Журнал издается и по сей день, его главным редактором является А. Гмурчик. Примечательно, что с приходом Гмурчика на обложке журнала появилось изображение фаланги. Журнал имеет достаточно большой тираж (4 тыс. экземпляров) и пользуется популярностью в среде националистов.

До определенного времени НВП не предпринимала попыток участия в деятельности демократических институтов, не пыталась попасть во властные структуры. Но с 2001 г. партия принимает участие в выборах самого разного уровня, проводимых в стране, хотя особых успехов на этой стезе достичь не удалось. На выборах в органы местного самоуправления кандидаты от НВП получают, как правило, 1-2% голосов, на выборах в парламент ситуация немногим лучше. Правда, в последнее время ситуация несколько изменилась: на выборах 2015 г. кандидаты от НВП в некоторых округах получили от 4 до 13,96% голосов. Это националисты расценили как несомненный успех в условиях «травли и отсутствия финансирования» [8]. НВП гордится своей финансовой независимостью от государства и каких-либо спонсоров: партия живет за счет взносов и добровольных пожертвований. В парламентских выборах 2015 г. НВП также не добилась особых успехов. Партия не проводила никакой избирательной кампании кроме кампании в Интернете.

Как полагает глава партии А. Гмурчик, итоги выборов были вполне предсказуемы. Он не ждет ничего хорошего от новой власти, считая, что ПиС способна лишь на «косметические перемены, хотя, возможно, и симпатичные» [14]. Гмурчик с явным раздражением комментирует успех НД, квалифицируя членов этой партии как «так называемых националистов», не пони-

10. Истоки «Международной третьей позиции» восходят к молодежной неофашистской группировке «Третий путь» («Терца позиционе»), которую основал Ро-берто Фиоре в 1978 г. Организации апеллировала к идеям Юлиуса Эволы, пытаясь сочетать ценности итальянского фашизма и католицизма. Портреты Р. Фиоре, его высказывания нередко появляются на страницах журнала «Щербец», издаваемого НВП. Р. Фиоре бывал в Польше, встречался со своими единомышленниками. Примечательно, что Р. Фиоре в настоящее время является членом Европарламента.

мая, почему они заслужили такое наименование в СМИ. А. Гмурчик ядовито замечает, что НД прошел в парламент только потому, что их «под зад» подталкивала «армия Кукиза», с чем, впрочем, трудно не согласиться.

Упрекая НД в отсутствии по-настоящему националистической идеологии, лидеры НВП полагают, что их партия обладает таковой в полной мере. Ведь это, по мысли лидера НВП, «партия нового типа... сочетающая в себе элементы как классического идейного движения, как и рыцарского ордена. Компромиссы и прагматизм - религия демолиберализма - нам чужды. Мы не верим в соглашение Добра и Зла. Только Национальная революция, или создание независимого Национального государства внутри существующего Либерального Несвободного государства, имеет какой-то смысл. Достойной альтернативы этому нет» [10].

В чем же суть «настоящего национализма» НВП?

Как упоминалось выше, НВП декларирует себя как сторонника «Третьей позиции» (ТП). «Третья позиция - это духовно мотивированное мировоззрение, которое не приемлет мудрость современного мира, где все народы и культуры обречены на выбор между левыми и правыми, коммунизмом и капитализмом.» [19]. Между тем обе системы не соответствуют натуре человека и губительны для него. Обе системы репрессивны по отношению к человеку. НВП видит опасности, угрожающие современному человеку. Таковыми являются: «антихристианство, эгалитаризм, неоязычество, гедонизм, потребительство, социализм, либерализм, демократия, космополитизм, толерантность, homo economicus, а также иные схожие феномены, проистекающие из так называемого «наследия Просвещения» и его продолжения - позитивизма» [20].

Особую опасность с точки зрения внутренних угроз ТП усматривает в угрозах духовного плана, приводящих к постепенному размыванию белой расы на старом континенте, уничтожению ее культуры и цивилизации. НВП твердо стоит на позициях «расового сепаратизма» как необходимого условия сохранения европейской цивилизации.

Ключевыми понятиями ТП являются, по мнению НВП, «1. Народ. 2. Общество. 3. Государство». Свою задачу националисты формулируют как «развитие национальной общности поляков». Эта общность должна быть основана на учении католической церкви. Причем учении традиционном, досо-борном (имеется в виду II Ватиканский собор, после которого, как известно, в католической церкви были проведены реформы).

ТП исходит из того, что в мире должна произойти Национальная революция, которая завершится формированием Нового человека. Этот человек откажется от морального релятивизма и будет четко представлять себе, что есть добро, а что - зло. Несомненным злом являются аборты, гомосексуализм, ограничение рождаемости, ибо абсолютным добром являются семья

и дети. Социальная жизнь внутри государства должна строиться на принципах подчинения интересов личности общим интересам. Личность может реализовать себя в семье, корпорации, в жизни локального сообщества. Принципом социально-государственного устройства должен быть корпоративизм, который, в понимании ТП, предполагает «доступ народа к собственности и охрану последней» [20].

Нынешняя Европа пребывает под господством ЕС, оцениваемого националистами как «квазигосударственная организация, имеющая целью полное уничтожение народов и национальных государств. Изменение этой ситуации -задача НВП и Европейского национального фронта11.

Каким же образом НВП пытается реализовать свои цели «здесь и сейчас», т.е. в современной Польше?

Следует заметить, что в начале 2000-х годов в Польше активизировалась деятельность крайне правых политических группировок, в том числе НВП. НВП активно развивает международные контакты, участвует в акциях солидарности с Д. Ирвингом, отрицающим Холокост, активно взаимодействует с немецкими неонацистами. В 1999 г. последние были приглашены в Польшу для участия в деятельности летнего лагеря. Представитель Германии А. фон Вебенау (A. von Webenau) подчеркнул тогда, что «впервые после 1936 г. вновь польские и немецкие националисты сидят за одним столом» [18].

С 2010 г. НВП организует Марш патриотов, проводимый в День независимости 11 ноября как особую акцию, не сливающуюся с другими маршами и шествиями, проходящими в этот день в различных городах Польши. Лозунги, под которыми проходят марши патриотов, весьма красноречиво свидетельствуют об убеждениях их участников: «Ни ЕС, ни НАТО, Польша для поляков», «Национальный радикализм», «Наш путь - национализм», «Европа, молодость, революция», «Великая независимая Польша» [12]. По данным самой организации, в маршах патриотов участвовали в разные годы от трех до десяти тысяч человек [12].

Члены организации подчас имеют проблемы с польским правосудием. Так, в 2013 г. они были причастны к попытке сорвать лекцию известного философа З. Баумана во Вроцлавском университете, выкрикивая оскорбительные лозунги [21]. В 2007 г. во время одной из своих акций во Вроцлаве националисты выкрикивали лозунги, ратуя за чистоту расы [27].

НВП решительно выступает против мультикультурализма, против «навязываемого ЕС» размещения мигрантов с востока в пределах Польши. По

11. Европейский национальный фронт — международная структура, координирующая действия сторонников Третьей позиции. Глава ЕНФ — Р. Фиоре.

убеждению идеологов НВП, это разрушит латинскую цивилизацию, к коей принадлежит Польша. При каждом удобном случае активисты НВП, в том числе на своем сайте в Интернете, напоминают о своей позиции. Состоит же таковая в следующем: род человеческий складывается из мозаики рас и культур. Смешение цивилизаций опасно и недопустимо. «Каждая нация, каждая раса лучше всего развивается в собственной цивилизационной среде. Поэтому мы заявляем: Европа для европейцев, Азия для азиатов, Африка для африканцев» [17]. Появление цивилизационно чуждых мигрантов в Польше приведет к социальной напряженности, конфликтам, анархии, заявляют они.

Лидеры НВП, осознавая, что до полной победы весьма далеко, тем не менее полны энтузиазма. Полагая, что в последние годы позиция их партии явно упрочилась, и НВП все более успешно внедряет свои идеи в массы, «не собирая крошки с демолиберального стола», как это делает, по их мнению, например НД. Партия не собирается вписываться в систему и готова к борьбе с новым польским правительством [14].

Да и не только с ним, но со всеми силами Мирового зла. «Я националист, -пишет М. Жоховский, - поэтому свято верю, что Национальная революция положит конец господству сил зла. Поэтому по мере своих сил я буду разогревать добела наш польский католический национализм, чтобы выжечь без остатка проклятую еврейскую псевдодемократию, проклятый еврейский псевдонационализм, империализм, шовинизм и заядлый антиполонизм» [29].

А. Гмурчик убежден, что борьба должна быть бескомпромиссной, «это война, хотя временами она напоминает шахматную партию». Политическая деятельность националиста, по мысли А. Гмурчика, должна быть следствием «убеждений, а не отсутствия супа на столе, или побоев, полученных от малолеток в драных майках с портретом Че Гевары» [9].

Обращаясь к роли НВП на польской политической сцене, правомерно заметить, что при всем своем стремлении вписаться в традиции «Национальной демократии», НВП довольно часто скорее компрометирует это направление политической мысли, как и имя Р. Дмовского. Именно НВП чаще всего фигурирует в либеральной прессе как пример фашистской угрозы нынешней Польши и как наследник крайне правого, профашистского течения «Национальной демократии» в межвоенный период12.

12. Оснований для этого достаточно. Стоит вспомнить хотя бы о нескольких случаях применения членами НВП холодного оружия при столкновениях с антифашистами.

* * *

Национализм - понятие далеко не однозначное. Однако представляется возможным выделить ряд элементов, обязательно присутствующих в националистической идеологии: человек детерминирован своей национальной принадлежностью; каждый народ имеет специфические, только ему свойственные черты; только через народ человек может обрести свое место в жизни и исполнить свое предназначение; национальные ценности превыше общечеловеческих [24, s. 168].

Национализм трудно рассматривать как некое законченное учение, доктрину. Для него помимо начала рационального характерно и начало иррациональное, подсознательное. В нем присутствует мощная эмоциональная составляющая, стремление представить свои убеждения как борьбу Добра и Зла. Опасаясь внешнего мира, национализм пытается создать некое совершенное сообщество, в котором каждый его член сумеет реализовать себя.

Идеология польского национализма, черпая из традиций прошлого, и сейчас имеет своих адептов и теоретиков. Практика же этого направления общественной мысли чаще всего выражается в имеющих весьма жалкие результаты попытках участия в политической жизни и в вызывающих опасения добропорядочных поляков уличных столкновениях и маршах.

Национализм в разных формах, в том числе и достаточно крайних, -реальное явление польской общественной и политической жизни. Социальной базой радикального национализма является, прежде всего, молодежь. Было бы упрощением сводить причины радикального национализма к необузданным порывам скинхедов и футбольных фанатов.

Задумываясь о причинах этого явления, не следует упускать из вида свойственное молодежи стремление сделать в жизни что-то значительное, не ограничиваться судьбой простого обывателя. Не всегда контуры этого «значительного» ясны в сознании, но стремление к нему безусловно, хотя заблудиться на пути бывает достаточно легко.

Лидер НРЛ А. Крейцкант, размышляя о том, почему он стал националистом, вспоминает, что вроде бы ничто не предвещало такого поворота в жизни. И о националистах-то он узнал из... «Газеты выборчей», где их всячески порицали. Но предупреждения об опасности фашизма вызвали не отторжение, а интерес - уж очень контрастировала возвышенная и проникнутая борьбой за идеи жизнь националистов межвоенного периода с бесцветной действительностью III Речи Посполитой, которая ничего привлекательного не могла предложить молодым людям [28]. Примерно в том же ключе рассуждает и лидер НДР Винницкий, одобрительно отзываясь о молодежи межвоенного периода, жившей, как он полагает, насыщенной, исполненной смысла жизнью. 86

Социологические исследования последнего времени свидетельствуют о явном «поправении» польской молодежи. Это выражается не только в росте популярности консервативных воззрений, но и в росте потребности в «сильной власти», «твердом порядке». Молодежь выступает против однополых браков, за ужесточение наказаний за преступления, за создание сильного и сплоченного польского государства. Достаточно явно правый поворот молодежи проявился в 2012 г., со времен протестов против ратификации Международного соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (ACTA). После бурных общественных протестов премьер Д. Туск приостановил процесс ратификации (политический противник Туска Качиньский в этой ситуации «набрал очки», так как он ратовал за референдум по ACTA).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об изменении настроений свидетельствовал хотя бы тот факт, что в Марше независимости 2012 г. участвовали не менее 25 тыс. человек (а по уверениям организаторов Марша и все 100 тыс.), тогда как в предшествующие годы участников было на порядок меньше.

Молодежь все более явно ощущает, что пути к успеху, обещанные либеральной идеологией (старайся, учись, будь предприимчивым и у тебя все получится) на самом деле не столь уж безусловны. Как замечает З. Бауман, нынешняя молодежь - самое образованное и самое безработное поколение. Его шансы сохранить высокий статус семьи не велики, скорее молодежь ждет снижение этого статуса [цит. по: 13, s. 21].

Заблокированные пути социального «аванса» побуждают молодежь ориентироваться на правые политические силы и вместе с тем порождают обостренную потребность в причастности к некоему сообществу, в том числе проповедующему идеи о национальном единстве и силе. Как замечает А. Лещинский, основываясь на работах польских социологов, «чем более жестко относится к молодежи национальное сообщество на уровне места работы или места жительства, тем в большей степени молодежь компенсирует это верой в особую историческую роль Польши, в польскую национальную исключительность. В группе себе подобных они чувствуют себя лучше и увереннее» [15].

Сложности современного мира создают благоприятную почву для национализма - явления, присутствующего в польской политической и духовной жизни и в XIX, и в XX вв. Как недостижимая линия горизонта, национализм опять влечет поляков, и никакой печальный исторический опыт не может помешать снова и снова откликаться на его манящий и обманывающий все новые поколения призыв.

Литература

1. Aleksander Krejckant [страница]. - Mode of access: https://www.facebook.com/krejckant (Дата обращения: 12.12.2015.)

2. Czym est ONR. - Mode of access: https://www.onr.com.pl/czym-jest-onr/ (Дата обращения: 05.01.2016.)

3. Czuchnowski W. 10 prawdziwych polakow w sejmie. - Mode of access: http://wyborcza.pl/1,75968,19104715,10-prawdziwych-polakow-w-sejmie.html (Дата обращения: 10.03.2016.)

4. D^browska А. Rozmowa z szefem Mlodziezy Wszechpolskiej. Jak obalic republik^. - Mode of access: http://www.polityka.pl/tygodnikpolity ka/kraj/1532523,1,rozmowa-z-szefem-mlodziezy-wszechpolskiej.read (Дата обращения: 15.01.2015.)

5. Danielewski M., KondzinskaA. I kongres narodowcow: «Tworzymy armi$, ktora przywroci porz^dek». - Mode of access: http://wyborcza.pl/1,76842,14062454,I_kongres_narodowcow_ Tworzymy_armie_ktora_przywroci.html#ixzz3yAqAXg6vhttp://wyborcza.pl/1,76842,14062454,I_ kongres_narodowcow_ (Дата обращения: 01.02.2015.)

6. Danilewski M., Ryndynska A. I kongres narodowcow «Tworzymy armi$ ktora przywroci porz^dek» // Gazeta wyborcza. - W-wa, 2013. - 9 czerw. - S. 3.

7. Deklaracja ideowa. - Mode of access: https://www.onr.com.pl/deklaracja-ideowa/ (Дата обращения: 04.01.2015.)

8. Dobre wyniki narodowych radykalow w wyborach. - Mode of access: http://www.nop. org.pl/2015/11/06/dobre-wyniki-narodowych-radykalow-w-wyborach/ (Дата обращения: 04.02.2016.)

9. Gmurczyk A. Kazda bron w prowadzonej walce z Systemem jest dobra - wywiad z prezesem NOP. - Mode of access: http://www.nacjonalista.pl/2012/09/29/kazda-bron-w-prowadzonej-walce-z-systemem-jest-dobra-wywiad-z-prezesem-nop (Дата обращения: 26.11.2015.)

10. Gmurczyk A. Nowy nacjonalizm narodowa rewolucja XXI wieku. - Mode of access: http://www.nop.org.pl/2015/09/24/adam-gmurczyk-nowy-nacjonalizm-narodowa-rewolucja-xxi-wieku/ (Дата обращения: 05.02.2016.)

11. Harlukowicz J. Czy ruch narodowy zbuduje u Kukiza jobbik. - Mode of access: http://wyborcza.pl/1,75478,19139988,czy-ruch-narodowy-zbuduje-u-kukiza-jobbik.html#TRrelSST (Дата обращения: 05.11.2015.)

12. Historia NOP. - Mode of access: http://www.nop.org.pl/historia-nop/ (Дата обращения: 04.01.2016.)

13. JaroszM. Wstep. Dwie czy trzy Polski. - W-wa, 2014. - S. 21.

14. Komentarz powyborczy prezesa NOP. - Mode of access: http://www.nop.org.pl/2015/11/06/ komentarz-powyborczy-prezesa-nop/ (Дата обращения: 04.02.2016.)

15. Leczczynski A. Mloda Polska prawicowa. - Mode of access: http://wyborcza.pl/magazyn/ 1,149284,19182411,mloda-polska-prawicowa.html (Дата обращения: 21.01.2016.)

16. Nacjonalistyczna organizacja ONR buduje swoja bojowke. - Mode of access: http://www.fakt.pl/nacjonalistyczna-organizacja-onr-buduje-swoja-bojowke,artykuly,435957,1.html (Дата обращения: 24.11.2013.)

17. Nacjonalizm wobec i migracji i multikulturalizmu. - Mode of access: http://www.nop. org.pl/2015/05/19/nacjonalizm-wobec-imigracji-i-multikulturalizmu/ (Дата обращения: 07.01.2015.)

18. Narodowe odrodzenie Polski. Trzecia Pzyzycja po polsku. - Mode of access: https:// stopnacjonalizmowi.wordpress.com/2015/03/27/narodowe-odrodzenie-polski-trzecia-pozycja-po-polsku-2/ (Дата обращения: 04.01.2016.)

19. Nasze pogl^dy. - Mode of access: http://www.nacjonalista.pl/nasze-poglady/

20. Odrodzenie Europy koncepcja trzeciej pozycji. - Mode of access: http://www.nop.org.pl/ 2015/12/17/odrodzenie-europy-koncepcja-trzeciej-pozycji/ (Дата обращения: 04.01.2016.)

21. Pikieta NOP-u przed s^dem i proces narodowcow za zaklocenie wykladu prof. Baumana. -Mode of access: http://www.gazetawroclawska.pl/artykul/3368109,pikieta-nopu-przed-sadem-i-pro-ces-narodowcow-za-zaklocenie-wykladu-prof-baumana-zdjecia,id,t.html (Дата обращения: 12.05.2014.)

22. Ruch narodowy: Program. - Mode of access: https://ruchnarodowy.net/program/ (Дата обращения: 05.02.2016.)

23. Ryciak I., Panuszko A. «Zjednocz^ narodowcow». Szef Mlodziezy Wszechpolskiej dla «Newsweeka». - Mode of access: http://polska.newsweek.pl/-zjednocze-narodowcow---szef-mlodziezy-wszechpolskiej-dla--newsweeka-,86581,1,1.htm (Дата обращения: 23.11.2015.)

24. Spiewak P. Ideologia i obywatele. - W-wa, 1991. - S. 168.

25. Stasinski M. Marcin Krol: Demokracja musi bye gor^ca. - Mode of access: http://wyborcza. pl/magazyn/1,150174,19519576,marcin-krol-demokracja-musi-byc-goraca.html

26. Szacki W. Wieczny student obala republik^. - Mode of access: http://www.polityka. pl/tygodnikpolityka/kraj/1532783,1,robert-winnicki---lider-wszechpolakow.read (Дата обращения: 15.12.2015.)

27. Wykrzykiwali rasistowskie hasla, popracuj^ za to spolecznie. - Mode of access: http://www.polskieradio.pl/5/3/Artykul/235578,Wykrzykiwali-rasistowskie-hasla-popracuja-za-to-spolecznie (Дата обращения: 06.01.2014.)

28. Wywiad z kierownikiem glownym-ONR. - Mode of access: https://kierunki.info.pl/2016/ 01/wywiad-z-kierownikiem-glownym-onr/ (Дата обращения: 04.01.2016.)

29. Zochowski M. My, polscy nacjonalisci. - Mode of access: http://www.nop.org.pl/ 2015/09/24/miroslaw-zochowski-my-polscy-nacjonalisci/ (Дата обращения: 20.10.2015.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.