УДК 323.14 ББК 66.017.714
НАЦИОНАЛИЗМ НА СЛУЖБЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ
Аннотация. В статье освещается роль национализма в империалистической контрреволюции - попытках социальной реакции обострить человечество далеко назад на историческом пути его движения к общественному прогрессу. Основным проявлением контрреволюции на современном этапе стала глобальная агрессия империализма против народов мира.
Ключевые слова: социалистическая революция, империалистическая контрреволюция, глобальная агрессия империализма, национализм, клерикализм, фашизм.
NATIONALISM IN THE COUNTER-REVOLUTION SERVICE
Ermalavichyus Y.Y., Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow)
Abstract. The article highlights the role of nationalism in the imperialist counter-revolution - trying to aggravate the social reaction humanity far back on its historical path of movement for social progress. The main manifestation of the counter-revolution at the present stage has become a global imperialist aggression against the peoples of the world.
Key words: socialist revolution, the imperialist counter-revolution, the global aggression of imperialism, nationalism, clericalism, fascism.
Постоянно нарастающее обострение общего кризиса капитализма закономерно пришло в 1970-е годы к ускорению распада мировой капиталистической системы, его перерастанию во всеобщий мировой кризис всей частнособственнической цивилизации человечества. Глобальный цивилизационный кризис охватил все страны и все слои населения земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий на планете, содействовал образованию общенациональных катастроф и революционных ситуаций в огромных регионах, следует к социалистическим революциям в большинстве стран мира. Историческая эпоха новейшего времени, открытая Великой Октябрьской социалистической революцией, стала обнаруживать при-
знаки завершающего этапа революционного перехода человечества от капитализма к социализму.
С целью возмещения ущерба, причинённого всемирным кризисом крупнейшему монополистическому капиталу, транснациональная финансовая олигархия развязала в 1980-е годы глобальную агрессию империализма против всего человечества, направленную на разграбление общественного богатства народов и природных ресурсов планеты. Стратегия глобальной агрессии империализма нацелена на подавление социализма и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя в планетарном масштабе. Раньше всемирная история не знала столь масштабных контрреволюций - попыток социальной реакции отбро-
сить человечество далеко назад на магистральном пути его движения к общественному прогрессу.
Главным орудием глобальной агрессии империализма выступает антикоммунизм, основным содержанием которого является контрреволюционное противодействие любым проявлениям общественного прогресса народов. Современный антикоммунизм характеризуется национализмом, клерикализмом, шовинизмом, нацизмом, фашизмом и другими направлениями, комплексное применение которых составляет империалистическую контрреволюцию, свирепствующую на земном шаре. В этих условиях идёт полный передел мира, сравнимый по своим общественным процессам с ситуацией мировой войны.
Ведущим направлением в империалистической контрреволюции оказался национализм, который характеризуется выпячиванием национального вопроса на первый план жизни общества, отличается давлением национального превосходства или исключительности во всех сферах жизнедеятельности людей, проявляется в национальной неприязни и вражде между народами. Национализм используется социальной реакцией для противодействия общественному прогрессу. В реакционных, контрреволюционных целях национализм служит отвлечению внимания народных масс от решения перспективных задач общественного развития, противостоит объединению и сплочению трудящихся слоёв на удовлетворение необходимых потребностей жизни общества, направляется на раскалывание народов по национальным различиям между людьми, насаждается в качестве национальной обособленности от революционного движения народов вперёд к общественному прогрессу.
Будучи прямо противоположным ведущей объективной закономерности общественного развития, характеризующейся кооперацией, концентрацией, интеграцией жизни общества в нарастающей степени, национализм носит реакционный характер и играет контрреволюционную роль. Поэтому революционные силы народов постоянно ведут политическую и идеологическую борьбу против национализма, за интернациональное единство и сплоченность трудящихся. По этому вопросу В.И. Ленин писал: «Национальной грызне буржуазных партий из-за вопросов о языке и т.д. рабочая демократия противопоставляет требование: безусловного единства и полного слияния рабочих всех национальностей во всех рабочих организациях, профессиональных, кооперативных, потребительных, просветительных и всяких иных, в противовес всяческому буржуазному национализму. Только такое единство и слияние может отстоять демократию, отстоять интересы рабочих против капитала, - который уже стал и всё более становится интернациональным, -
отстоять интересы развития человечества к новому укладу жизни, чуждому всяких привилегий и всякой эксплуатации» [1].
В контрреволюционных политических целях национализм паразитирует на образе жизни народов, эксплуатирует религию, выдаёт себя за патриотизм, прибегает к социальной демагогии, манипулирует общественным сознанием населения в духе буржуазной идеологии. Поэтому в борьбе за общественный прогресс революционное движение народов учитывает особенности проявлений национализма. «Сознательные рабочие, - писал В.И. Ленин, - борясь против всякого национального гнёта и всяких национальных привилегий, не ограничиваются этим. Они борются со всяким, даже наиболее утончённым, национализмом, отстаивая не только единство, но и слияние рабочих всех национальностей в борьбе с реакцией и с всяческим буржуазным национализмом» [2].
Глобальная агрессия империализма против человечества созревала в процессе продолжительной «холодной войны» между противоположными мировыми общественными системами капитализма и социализма. Гонка вооружений в «холодной войне» как противодействовала воплощению преимуществ социализма в общественном развитии народов, так и способствовала ускоренному истощению созидательных возможностей капитализма. В итоге «холодная война» тормозила общественный прогресс на земном шаре, побуждала всемирный кризис частнособственнической цивилизации. В этих условиях глобальная агрессия империализма возникла с подрывом мировой социалистической системы, осуществленным американским империализмом и его сателлитами в 1990-е годы при разрушении Советского Союза и провокации контрреволюционных государственных переворотов во всех социалистических странах Центральной и Восточной Европы. Эту планетарную катастрофу империалистическая пропаганда изображала в качестве «победы» капитализма в «холодной войне» над социализмом.
Научное понимание перерастания «холодной войны» в глобальную агрессию империализма складывалось в марксистско-ленинских теоретических исследованиях. В начале глобальной агрессии империализма Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС опубликовал коллективную монографию «Критика фальсификаций национальных отношений в СССР», в которой раскрывалось нарастание агрессивности империалистической реакции. В этом фундаментальном научном труде обобщённо утверждалось: «Силы реакции, осознавая очевидное ослабление в последние десятилетия позиций мировой капиталистической системы, предпринимают настойчивые усилия, чтобы затормозить этот процесс
и повернуть историю вспять. Разрабатываются и осуществляются многочисленные программы «нанесения поражения коммунизму». Враги нового строя надеются, что в ходе реализации ими таких программ «марксизм-ленинизм останется на пепелище истории», а реальный социализм будет «отброшен». Они предполагают добиться своих целей: а) гонкой вооружений и достижением военного превосходства капитализма над социализмом; б) «экономическим изматыванием», «дезорганизацией экономических структур» социалистических стран; в) подрывом идейных, политических основ жизни и развития их народов; г) очернением природы и результатов реального социализма, теории и политики марксистско-ленинских партий» [3]. Научное понимание трансформации «холодной войны» в глобальную агрессию империализма основывалось на диалектико-материалистической методологии.
Марксистско-ленинские исследования революционного перехода человечества от капитализма к социализму опираются на адекватное восприятие общественной действительности в мире. При этом учитываются и особенности воздействия «холодной войны» на общественное развитие народов в условиях мировой научно-технической революции второй половины XX века. Эта величайшая революция в нарастании производительных сил общества обеспечила их подъём на качественно новый уровень развития и закономерно потребовала соответствующего преобразования общественного жизнеустройства народонаселения земного шара. В процессе научно-технической революции капитализм полностью исчерпал свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Охваченный всеобщей агонией, империализм стал необычайно агрессивным и опасным, прибег к глобальной агрессии против человечества. Ради нагнетания этой преступной агрессии империалистическая реакция пустила в пропагандистский оборот свою выдумку о якобы «победе» капитализма в «холодной войне» над социализмом, рассчитанную на политический обман международной общественности.
Разворачивая глобальную агрессию против человечества, империалистическая реакция наиболее широко использовала политические спекуляции по национальному вопросу. Оценивая теоретико-методологическую основу этих спекуляций, ученые Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС обобщили: «Многие «теоретики» Запада видят в национальном националистическое, даже если сводят это национальное к этническому. В частности, на таких «основах» и у учёных мужей Запада, и у эмигрантов покоятся измышления о неизменности наций и на-
циональных отношений после победы социализма, о неравенстве народов СССР, об угнетении одних другими, о проявлениях национализма и сепаратизма» [4]. Марксистско-ленинские исследователи пришли к выводу, что «суть исходной позиции антикоммунистов по вопросу о нациях и национальных отношениях при социализме состоит в следующем: сущность наций, их взаимоотношений при смене социально-экономического строя не меняется» [5]. Отказ империалистических политиков и идеологов от диалектического подхода к общественному развитию наций противодействует научному пониманию национального вопроса. А историческая действительность свидетельствует о том, что национальный менталитет жизнеспособных народов естественно изменяется в соответствии с объективными требованиями общественного прогресса.
Разрушение Советского Союза осуществлялось империалистической реакцией, в основном, различными националистическими движениями и организациями, игравшими роль «пятой колонны» империализма в социалистической стране. Многие эти организации и движения действовали в духе национального обособления и сепаратизма, максималистского рвения к национальной свободе. Лозунг национального суверенитета и независимости служил идеологическим прикрытием разрушительных устремлений националистической «пятой колонны» империализма по развалу советского союзного государства, разрыву экономических и культурных связей между народами страны, разбазариванию и разграблению её общественного богатства, вовлечению её в общенациональную катастрофу. В итоге национализм оказался главным орудием империалистической контрреволюции по подавлению Советской власти и свержению социалистического общественного строя в СССР.
Националистическое рвение контрреволюционных сил к «независимости» советских народов друг от друга оказалось политическим самообманом, свидетельствующим об антинаучном характере политики империалистической контрреволюции. Объективно ни одна нация не может жить в мире и быть свободной или независимой от мирового общественного развития. Не следует рассчитывать на успех в жизни общества, пренебрегая объективными законами общественного развития. А ведущей объективной закономерностью жизни общества выступают концентрация, интеграция, интернационализация общественных процессов и тенденций. Эта закономерность обусловлена обобществлением материального производства в зависимости от нарастающего повышения научно-технического уровня его развития. В процессе мировой научно-технической революции, на основе превращения науки - все-
общей общественной производительной силы человечества - в непосредственную производительную силу общества, обобществление производства получило всемирный масштаб и глобальный характер. В этих условиях осуществление «независимости» социалистических наций друг от друга, их обособление и самоизоляция, разрыв исторически сложившихся общественных связей между ними выступали как примеры политической шизофрении и причины общенациональной катастрофы.
Ослеплённые империалистической агрессией, националистические разрушители СССР не имели реального представления о возможных последствиях их контрреволюционной авантюры. В исторической действительности дезинтеграция Советской страны повлекла за собой подрыв баланса общественно-политических сил на международной арене, нарушение равновесия в мировом общественном развитии, расстройство мировых экономической и политической систем, новый территориальный передел земного шара, обострение общемировых проблем и противоречий, увеличение угрозы вселенской катастрофы над человечеством и другие разрушительные последствия глобального характера. В итоге развал СССР побудил полную дестабилизацию мирового исторического процесса, его нарастающую хаотизацию, что воплотилось в ускорении распада старого общественного устройства мира, саморазрушения частнособственнической цивилизации.
Разрушение СССР явилось радикальным ударом империалистической контрреволюции по жизненным интересам советских народов, социалистических наций. К тому же, народные массы оказались дезорганизованными и не защищали должным образом своих коренных интересов. Они были обмануты в значительной степени национализмом, насаждаемом контрреволюционными силами в общественной жизни страны. В то же время в СССР отсутствовала политическая организация, способная возглавить противостояние трудового народа реваншистским проискам империалистической контрреволюции. Оппортунистический отказ от руководящей роли Коммунистической партии в развитии социалистического общества открыл возможности для усиления национал-сепаратистских тенденций, разрушавших социалистическое общественное жизнеустройство советских народов, отбрасывающих их далеко назад на историческом пути общественного развития.
Вместе с тем среди населения разрушенного СССР обнаружил себя и стал проявляться массовый духовный протест против империалистической контрреволюции. Его социальной основой выступали достижения социалистической цивилизации, утвердившиеся в образе жизни, культуре, нравственности
советских людей. Коллективистский образ жизни трудящихся масс существенно противостоял разгулу социальной несправедливости, насаждаемому в стране контрреволюционной буржуазией. Гуманистическая нравственность советского человека оказывала сопротивление политическому обману, распространяемому среди населения новоявленными эксплуататорами. Социалистическая культура выступала барьером на пути духовного разложения общества, развернутого его контрреволюционными силами. Хотя подавление Советской власти и свержение социалистического общественного строя в разрушенном СССР нанесли определённый удар по социалистической цивилизации, её основополагающие ценности сохранили значимое влияние среди народных масс. Тем более что ценности социалистической цивилизации вошли в достижения исторического прогресса советских народов, от которых они не могут отказаться.
Преступное разрушение Советского Союза оказалось возможным и было осуществлено внутренними и внешними контрреволюционными силами в условиях нарастающего обострения всеобщего мирового кризиса частнособственнической цивилизации. В этом разрушительном процессе видную роль сыграл националистический психоз, возбужденный антисоветскими силами. В свою очередь, разобщение СССР означало и подрыв мировой общественной системы социализма, удар по мировому революционному процессу, ущерб достижениям политической демократии и общественного прогресса в международном пространстве, что в целом обернулось крайним обострением всемирного цивилизационно-го кризиса. Вследствие расчленения СССР глобальная агрессия империализма против человечества обрела полный размах, так как на планете не стало главного фактора её сдерживания.
В совокупности крушение СССР явилось экономическим, социальным, политическим, духовным потрясением всемирного масштаба. Это потрясение оказывало глубинное разрушительное воздействие на общественное развитие всего человечества в целом, оборачиваясь нарастающей хаотизацией мирового исторического процесса. Империалистическая контрреволюция загнала себя в критическую ситуацию, которой она не может овладеть. Перешагнув грань допустимого во всемирной системе функционирования человеческой цивилизации, она обрекла себя на неизбежную гибель. Её не может спасти национализм, как и все другие направления антикоммунизма. А дальнейшее развёртывание глобальной агрессии империализма против человечества ускоряет приближение её поражения.
Крайнее обострение глобального кризиса вплоть до всеобщей агонии мировой капиталистической си-
стемы не может не оказывать соответствующего воздействия на весь частнособственнический общественный уклад жизни человечества. Под этим разрушительным воздействием стал ускоряться распад старого общественного устройства мира, вызванный Великой Октябрьской социалистической революцией, а также значительно расширенный и углублённый революционными сдвигами на планете в середине XX века. Ускорение крушения частнособственнического общественного жизнеустройства народов земного шара обострило его эксплуататорский и антагонистический характер, выпятило социальную поляризацию населения планеты, усугубило непримиримую классовую борьбу между социальными противоположностями цивилизованного общества. В итоге человечество оказалось в переломной ситуации своей всемирной истории, усиливающей революционный характер её новейшей эпохи.
С усилением революционного характера исторической эпохи новейшего времени империалистическая контрреволюция стала ускоренно приближаться к своей гибели. При разрушении СССР политическая реакция империализма вызвала глобальную дестабилизацию мирового общественного развития, а заодно перешагнула грань допустимого на историческом пути человечества. Подорвав всемирные геоэкономическую и геополитическую системы, сложившиеся после второй мировой войны, и достигнув апогея обострения глобального кризиса, равнозначного положению всемирной катастрофы, империалистическая контрреволюция утратила возможности контроля и регулирования международных отношений, мирового исторического процесса. Она оказалась порабощённой экономической и социальной стихией на планете, стала провоцировать потрясения и взрывы в общественном развитии народов, противопоставила себя всему человечеству.
В критической ситуации на земном шаре, согласно объективным законам исторического детерминизма, все практические действия транснациональной финансовой олигархии стали вызывать ущербные и враждебные для неё самой последствия. Ещё в начале XX века В.И. Ленин заметил, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность» [6]. На новейшем этапе мирового исторического процесса своекорыстные устремления крупнейшего монополистического капитала непримиримо сталкиваются с насущными потребностями общественного развития народов планеты, ускоренно наращивают и обостряют противоречия буржуазного общества, неудержимо ведут частнособственническую цивилизацию к социальным потрясениям и взрывам. В этих условиях мировая капиталистическая система вырождается и гибнет.
Неизбежную гибель империалистической контрреволюции и всего капиталистического общественного жизнеустройства человечества объективно обусловила мировая научно-техническая революция. Закономерная монополизация капиталистической экономики под воздействием научно-технической революции обернулась усугублением застоя материального производства, обострением межмонополистических противоречий, нарастанием кризисных тенденций в общественной жизни империалистических стран. Разрушительная политика империалистической контрреволюции получила полный размах, беспардонно попирая принципы и нормы международного права, разворачивая глобальную агрессию против мирового сообщества народов, прикрывая империалистические выпады обманчивой демагогией на темы демократии и прав человека. Превращение основных свойств капитализма в свою противоположность, его вырождение и саморазрушение исключают какие-либо шансы на дальнейшее жизнеспособное самосохранение мировой капиталистической системы.
Социальный антагонизм между горсткой богатейших капиталистических держав и остальными странами земного шара отчётливо выявил основные препятствия на пути дальнейшего исторического развития человечества. В этих условиях в мировом сообществе народов стало расти понимание того, что в новейшую историческую эпоху общественный прогресс человечества, в особенности, преодоление конфликта между его производительными силами и производственными отношениями, настоятельно требует революционной замены частнособственнического характера производственных отношений совершенно иной общественной системой, отвечающей возросшему уровню развития производительных сил народов и способной удовлетворять их необходимые потребности. Народонаселение планеты стало всё глубже осознавать объективную необходимость социалистического пути своего дальнейшего исторического развития.
Противодействуя устремлению многих народов мира к выходу из частнособственнической системы общественных отношений, господствующие политические силы богатейших капиталистических стран прибегали к нагнетанию внутренних противоречий капитализма и международной напряжённости. Они рассчитывали при этом на предотвращение назревших революционных изменений, диктуемых новым уровнем развития совокупных производительных сил человечества. Вследствие этих происков значительно обострились отношения экономической эксплуатации и социального антагонизма во всемирном масштабе. Произошла глобализация общественных противоречий мировой капиталистической системы. Стали ускоренно созревать револю-
ционные свершения и сдвиги во многих регионах земного шара, усиливая перспективы торжества социализма на планете.
Поскольку глобальная дестабилизация и хаоти-зация мирового исторического процесса оказываются введением к революционному преобразованию жизни общества во всех странах земного пространства, империалистическая реакция не замедлила противопоставить грядущей волне социалистических революций множество контрреволюционных мер и усилий. Она прибегла к политическим и психологическим провокациям, а также террористическим и военным выпадам против народов на всех континентах. Её контрреволюционные происки направлены на отвлечение устремлений народных масс от революционных действий. Её контрреволюционная политика отличается разрушительной силой, обречённостью на провал.
С подрывом мировой общественной системы социализма многие империалистические государства значительно усилили в 1990-е годы фашистскую направленность своей политики на международной арене. Они прибегали для этого к военной агрессии, политическому террору, шовинистическому нажиму, дипломатическому шантажу и другим антидемократическим проискам. Это привело к невиданному разгулу империалистической реакции, насаждению антикоммунизма во всём мире, нарастанию фашистских тенденций во многих капиталистических странах. Фашистские происки стали ведущим направлением империалистической контрреволюции. Их идеологическому прикрытию служила концепция «нового мирового порядка», выражающая стратегию крупнейшего монополистического капитала на мировое господство.
Фашистские средства и методы направлены политическими центрами транснационального империализма на уничтожение коммунистического и рабочего движения в мире. На подчинение народных масс диктатуре глобальных сверхмонополий, подавление антимонополистического сопротивления трудящихся капиталистического лагеря. На реколони-зацию зависимых и развивающихся стран «третьего мира», порабощение и закабаление народов подорванной мировой социалистической системы. Фашиствующие силы империализма выступают против всех демократических организаций и движений, любых проявлений общественного прогресса на земном шаре. Наиболее часто в контрреволюционных целях фашистская реакция использует нацизм и шовинизм, прикрывая их политической демагогией на темы демократии и свободы.
Наиболее фашиствующей силой в мире оказался американский империализм, постоянно проводив-
ший воинствующую политику с позиции силы, открыто демонстрировавший всему человечеству нарастание своей агрессивности. Американская реакция отличалась полным пренебрежением принципами и нормами международного права, хищническим разграблением общественного богатства народов, ужесточением гнёта и эксплуатации наций и народностей на всех континентах. США активно и коварно провоцировали военные конфликты в различных регионах планеты с целью развёртывания «крестового похода» на весь мир и осуществления при этом своей фашистской стратегии на мировое господство. Глобальная агрессия американского империализма против человечества стала основным проявлением американского фашизма, устремившегося к порабощению и закабалению мирового сообщества народов.
В начале XXI века американский фашизм стал наиболее масштабно демонстрировать свою «исключительность» перед международным сообществом. При помощи империалистических сателлитов он развязал военную агрессию против многих стран и народов Центральной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Вследствие этой агрессии Афганистан, Ирак, Ливия были ввергнуты в общенациональную катастрофу, которую стали усугублять межэтнические конфликты, межрелигиозная вражда, международный бандитизм, подстрекаемые империалистической реакцией. Значительно расширив масштабы своей агрессии, американский фашизм оказался бессильным перед критической ситуацией на земном шаре, стал захлёбываться глобальной агрессией против человечества, был охвачен всеобщей агонией империалистической контрреволюции.
Фашистские репрессии против международного рабочего движения и военная агрессия против народов мира дополняются империалистической реакцией идеологическими средствами воздействия на население всех континентов. В идеологическом направлении глобальные сверхмонополии подчиняют себе международные системы коммуникации и информации. Транснациональные корпорации и их идеологические службы наполняют средства международной коммуникации и информации антикоммунистической ложью и клеветой, распространяют через эти средства лжедемократическую демагогию и дезинформацию. Империалистические средства массовой информации направлены на политический обман трудящихся и примирение их к крайней эксплуатации. При глобальной хаотизации мирового общественного развития фашизм прикрывает политический террор и агрессию империалистической реакции псевдодемократической фразеологией о правах и свободах человека, сочетает преступный произвол и репрессии с политической демагогией.
Хотя фашизм добивается искусственного сохранения мировой капиталистической системы, в действительности он способствует дальнейшему обострению и усугублению всеохватывающего глобального кризиса, неудержимой дестабилизации общественного развития человечества. Международный рабочий класс и другие слои трудящихся планеты, подавляющее большинство мирового сообщества народов противостоят экономической эксплуатации и политической диктатуре сверхмонополий. Народы мира ведут непримиримую общественную борьбу против разгула империалистической реакции и нарастания фашизма. Народы устремлены к грядущему революционному обновлению человеческой цивилизации, вынашивают стратегию социалистических революций. Соответственно созревает всемирная революционная ситуация, изменяется соотношение общественно-политических сил на международной арене в пользу исторического прогресса, демократии, социализма.
С целью подавления революционных сил демократического человечества, продлевания искусственного существования транснационального монополистического капитализма империалистическая буржуазия широко использовала и продолжает использовать контрреволюционные возможности национализма. Нагнетая угрозу завоевания и порабощения народов, реколонизации и неоколонизации многих стран мира, она провоцирует выпячивание национальной безопасности на первый план их общественной жизни. Это способствует нарастанию их националистических устремлений и страстей. Тем более что наступление транснациональных корпораций на жизненные интересы народов естественно вызывают их национальное противостояние и сопротивление агрессивной грабительской политике империализма.
Национализм используется империалистической контрреволюцией, главным образом, для провокаций различных межнациональных и межэтнических конфликтов между народами с целью подрыва их социального и интернационального единства, необходимого в борьбе за своё освобождение от монополистического угнетения и эксплуатации. Националистическое раскалывание народов по национальным различиям между людьми противодействует их социальному объединению и сплочению на основе их общих жизненных интересов. Это служит подавлению классовой борьбы трудящихся за свержение эксплуататорского общественного строя. Национализм противопоставляется фашистской реакцией империализма коренным интересам рабочего класса и других слоёв трудящихся. Он насаждается в общественную жизнь народов планеты в качестве антипода их революционному освободительному движению.
Национализм также используется империалистической контрреволюцией против национально-освободительного движения народов. Провоцируя межнациональные конфликты и столкновения, фашистские силы империализма пытаются отвлечь внимание трудящихся от нарастающей угрозы их неоколонизации и реколонизации. Реакция рассчитывает добиться подчинения народных масс контрреволюционной глобализации общественного развития человечества в интересах транснациональных корпораций. Националистическое подстрекательство межнациональной вражды по принципу «разделяй и властвуй» нацеливается транснациональной финансовой олигархией на утверждение империалистического глобализма в планетарном масштабе, обеспечение экономической и политической диктатуры международных сверхмонополий над человечеством. Ради этого националистическая политика и идеология насаждаются фашистскими силами империализма в планетарном масштабе.
В целях усиления империалистической контрреволюции фашистская реакция сверхмонополий стала прибегать к крайним формам национализма. Выпячивание национального превосходства и нетерпимости, разжигание нацизма и шовинизма вошли в привычку политического поведения воинствующих сил американского империализма на международной арене. Фашиствующие режимы ряда стран на территории подорванной мировой социалистической системы возвели русофобию в ранг своей государственной политики. Ксенофобия и этнический экстремизм привлекаются империалистической реакцией к возбуждению националистических страстей на всех континентах. Столь многообразная межнациональная вражда направляется политическими центрами империализма на службу «жизненным интересам» США, поддержку их грабительской агрессивности против народов, развертыванию их глобальной агрессии против человечества.
Провоцирование империалистической реакцией националистических тенденций в социальной жизни народов оборачивается дальнейшим обострением общественных противоречий на земном шаре. Использование межнациональных трений в контрреволюционных целях транснациональных корпораций способствует усугублению всеобщего мирового кризиса, содействует глобальной хаотизации общественного развития человечества. Национализм оказывается бессильным перед закономерным процессом интернационализации общественных отношений между народами, так как межнациональная интеграция объективно обусловлена обобществлением материального производства во всемирном масштабе на основе производительных достижений
мировой научно-технической революции. Подчинение националистических тенденций «жизненным интересам» американского империализма диалектически привело к становлению антиамериканизма ведущим направлением антиимпериалистического революционного движения народов земного шара. Национализм отвергается созидательной стратегией грядущих социалистических революций.
Наряду с национализмом империалистическая буржуазия использует в контрреволюционных целях реакционные возможности клерикализма, связанные с подчинением религии и церкви антинародной политике глобальных сверхмонополий. Клерикализм служит, прежде всего, раскалыванию народов по религиозным различиям между людьми. Это подрывает социальное единство трудящихся слоев, необходимое для ведения общественной борьбы за своё освобождение от монополистического угнетения и эксплуатации. Религиозные верования и клерикальные догмы, конфессиональные общины и клерикально-политические организации направляются фашистскими силами империализма против революционных устремлений обездоленных народных масс на всех континентах. Политизация религии превратила её в идеологическое средство империалистической контрреволюции.
Империалистическая контрреволюция всё чаще прибегает к клерикальному экстремизму, с тем чтобы использовать религиозные идеи для прикрытия агрессивных выпадов американского империализма против народов мира. Для отвлечения трудящихся масс от более последовательных и решительных революционных действий. Для направления общественного мнения людей на превратное восприятие реальной действительности, противодействия распространению научного мировоззрения и коммунистической идеологии среди населения планеты. А исламский радикализм полностью слился с международным терроризмом и бандитизмом. Но привлечение религии и церкви на службу контрреволюционным целям транснациональных корпораций ведёт к дальнейшему усугублению всеобщего мирового кризиса, содействует глобальной хаотиза-ции общественного развития человечества. Соответственно, нарастает самодискредитация религии.
В дополнении к национализму наиболее распространённым средством контрреволюционного противодействия империалистической буржуазии социалистическим устремлениям рабочего класса и других слоёв трудящихся выступают навязывание и насаждение частнособственнических нравов в образ жизни широчайших масс населения на всех континентах. В этом направлении политические и идеологические службы глобальных сверхмонополий
добиваются десоциализации и дегуманизации общественных отношений народов планеты, с тем чтобы отбросить человечество далеко назад на историческом пути его развития. Даже изменить противоположным образом общественно прогрессивную направленность мирового исторического процесса, искажая тем самым сущность человеческой цивилизации. Не случайно криминализация общественных отношений выступает ведущий тенденцией социального развития народов, а главенствующими чертами империалистической идеологии стали индивидуализм, эгоизм, антигуманизм.
Национализм, клерикализм, нацизм, шовинизм, фашизм и другие направления антикоммунизма наиболее широко используются империалистической контрреволюцией для идеологического манипулирования общественным сознанием мирового сообщества народов в антиобщественном, антисоциальном, эгоистическом духе. Этому реакционному делу глобальные сверхмонополии подчиняют международные системы коммуникации и информации. Частнособственническое манипулирование людьми противопоставляется империалистической реакцией историческому прогрессу человечества, отвлекая народы от решения назревших задач своего дальнейшего общественного развития. Наиболее восприимчивой к националистическим, клерикальным, шовинистическим и другим антикоммунистическим иллюзиям оказывается мелкособственническая среда, которая постоянно и стихийно возрождает капитализм в массовом масштабе.
Антисоциальное манипулирование империалистической реакцией общественным сознанием народов планеты в частнособственническом духе способствует развитию в их общественной жизни таких антигуманных явлений, как индивидуализм, своекорыстие, преступность. Усилению этих явлений всемерно сопутствует национализм любого толка, содействуя разгулу контрреволюции. Не случайно всё шире на планете распространяется антиобщественная безответственность человека за судьбу человечества, охватывая даже систему международных отношений. В итоге стали развиваться необычайно опасные тенденции социального одичания людей и социального вырождения буржуазного общества, что способствует обострению всемирной гражданской войны («война всех против всех»). А частнособственническая цивилизация оказывается полностью изжившей себя, исчерпавшей свой ресурс развития. В этих условиях империалистическая контрреволюция следует к своему неизбежному краху.
Контрреволюционное манипулирование империалистической реакцией общественным сознанием народов планеты направлено на насаждение прими-
220
тивизма, банальности, невежества в их образ мышления, чему всемерно содействуют их национальное обособление, самоограничение, самоизоляция. При опоре на национализм подавляются духовные возможности и способности народов к овладению производительными достижениями мировой научно-технической революции, необходимыми для решения назревших исторических задач человечества. Под тлетворным идеологическим воздействием империалистической контрреволюции в народах мира нарастает противоречие между взлетом научно-технического прогресса и духовным отставанием людей по его овладению.
Навязанные империалистической контрреволюцией значительным массам населения земного шара примитивизм и антинаучность противодействуют их умственному развитию, подавляют их духовную готовность к осознанию необходимых потребностей дальнейшего исторического движения человечества. Умственное и духовное отставание народных масс препятствует осознанию ими объективных требований мировой научно-технической революции, что значительно затрудняет адекватное восприятие современного мира, революционных особенностей исторической эпохи новейшего времени, стратегии дальнейшего общественного прогресса. Примитивизм и антинаучность противодействуют распространению научного мышления, осознанию людьми объективных общественных законов. А без научного понимания и научного обоснования жизни общества не может быть выхода из глобального кризиса частнособственнической цивилизации.
Социальную и духовную деградацию человечества в значительной мере влечёт за собой абсолютное обнищание подавляющего большинства населения земного шара. Нищета жизни составляет определённую общественную среду для распространения среди обездоленных народных масс мелкособственнических устремлений, обывательских настроений, мещанских иллюзий. Этим обстоятельством всемерно пытается воспользоваться империалистическая контрреволюция, подстрекая националистическую и клерикальную реакцию, разжигая этнический и религиозный экстремизм в огромных регионах планеты. Это обстоятельство также широко используется американским фашизмом в его глобальной агрессии против народов мира, с тем чтобы подавить их революционные устремления.
Глобальная агрессия империализма является наиболее разрушительным проявлением империалистической контрреволюции. Тем более что она охватила решающую сферу жизни общества - материальное производство. Мировая «экономическая война», развернутая американским империализмом
против других стран земного шара ради захвата природных ресурсов и рынков сбыта, следует к полному обвалу производства в планетарном масштабе. Ведущую роль в этом катастрофическом процессе играет финансовый капитал, господствующий в условиях империализма над всеми остальными формами капитала. Поскольку в 1970-е и последующие годы деньги были лишены золотого обоснования, финансовый капитал полностью превратился в фикцию. Заодно был подорван всемирный рынок, лишив его подлинного денежного эквивалента. А виртуальный финансовый капитал функционирует лишь по инерции, иссякающей неумолимо и необратимо. В этих условиях крах мировой капиталистической системы стал неизбежным.
Взаимодействие национализма и контрреволюции в современном мире предопределено объективной логикой всемирной истории - диалектикой общественного развития человечества. Поскольку жизнь народов земного шара объективно обусловливается способом материального производства, типом собственности на средства производства, социальной структурой общества, совокупной системой общественных отношений, соотношением классовых сил на международной арене, содержанием и характером протекающей исторической эпохи, новейшими особенностями мирового исторического процесса и другими основополагающими факторами, подверженность этих факторов разрушительному воздействию всеобщего мирового кризиса превратила его в похороны частнособственнической цивилизации на кладбище всемирной истории. Иной роли глобальный кризис не может сыграть из-за полного истощения капитализмом своих конструктивных возможностей в процессе мировой научно-технической революции, которая объективно обеспечила материальные производительные силы человечества для замены капитализма противоположным ему социалистическим общественным строем в планетарном масштабе. В этих условиях национализм лишь повышает социальную цену, которую приходится платить народам за выход из глобального кризиса.
Примечания:
1. Ленин, В.И. Критические заметки по национальному вопросу. // Полн. собр. соч. - Т. 24. - С. 118-119.
2. Там же. - С. 216-217.
3. Критика фальсификаций национальных отношений в СССР. - М., 1984. - С. 5-6.
4. Там же. - С. 58.
5. Там же. - С. 58-59.
6. Ленин, В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. // Полн. собр. соч. - Т. 27. - С. 385.