Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН КАК ОТВЕТ НА САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН КАК ОТВЕТ НА САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / КОНТРСАНКЦИИ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НЕДРУЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Углов Степан Андреевич

Данная статья посвящена исследованию последствий введения дискриминирующих санкций против граждан Российской Федерации. Анализируется обоснованность и соответствие международному праву данных ограничений. Предлагается возможное решение негативных последствий от действий недружественных стран путем введения контрсанкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONALIZATION OF THE PROPERTY OF UNFRIENDLY COUNTRIES AS A RESPONSE TO SANCTIONS AGAINST THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of the consequences of the introduction of discriminatory sanctions against citizens of the Russian Federation. The validity and compliance of these restrictions with international law are analyzed. A possible solution to the negative consequences of the actions of unfriendly countries by introducing counter-sanctions is proposed.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН КАК ОТВЕТ НА САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.234

Углов Степан Андреевич Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина Международно-правовой институт

Россия, Москва Uglov.stepan@bk.ru Uglov Stepan

Oleg Kutafin Moscow state law university International legal institute Russia, Moscow

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН КАК ОТВЕТ НА САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: данная статья посвящена исследованию последствий введения дискриминирующих санкций против граждан Российской Федерации. Анализируется обоснованность и соответствие международному праву данных ограничений. Предлагается возможное решение негативных последствий от действий недружественных стран путем введения контрсанкций. Ключевые слова: санкции, контрсанкции, национализация, недружественные страны.

NATIONALIZATION OF THE PROPERTY OF UNFRIENDLY COUNTRIES AS A RESPONSE TO SANCTIONS AGAINST THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: this article is devoted to the study of the consequences of the introduction of discriminatory sanctions against citizens of the Russian Federation. The validity and compliance of these restrictions with international law are analyzed.

A possible solution to the negative consequences of the actions of unfriendly

countries by introducing counter-sanctions is proposed.

Key words: sanctions, counter-sanctions, nationalization, unfriendly countries.

Украинским парламентом в марте 2022 года был рассмотрен и принят законопроект «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов». В первоначальной версии закон о национализации российской собственности распространялся только на российских юридических лиц. Согласно закону, принудительная национализация российской собственности (движимого и недвижимого имущества, вкладов в банках, ценных бумаг) на Украине осуществляется без выплаты каких-либо компенсаций. Решения о конфискации имущества принимает Совет национальной безопасности и обороны по представлению правительства. В апреле 2022 года Верховная рада Украины одобрила законопроект, который вносит изменения в ранее принятый закон, тем самым значительно расширив круг лиц, попадающих под действие данного закона. Новый документ расширяет действие предыдущего на: - граждан России;

- лиц, тесно связанных с Россией (например, имеющих в стране место жительства или занимающихся там основной деятельностью);

- компании, которые работают на Украине и бенефициаром которых является Россия, или у которых Россия прямо или косвенно владеет долей в капитале.

На сегодняшний день для Российской Федерации существует угроза введения аналогичных мер со стороны недружественных стран. В Распоряжении Правительства Российской Федерации №430-р от 5 марта 2022 года был утвержден список недружественных стран РФ. Эти страны совершают в отношении нашей страны, ее компаний и российских граждан

недружественные отношения, а также вводят санкции против России. Само понятие недружественных отношений было закреплено в 2018 году. Под ним понимали страну, политика которой может угрожать территориальной целостности России, либо может быть направлена на дестабилизацию экономической или политической деятельности в Российской Федерации. В правовой основе РФ такое понятие можно по-другому назвать подрывом конституционного строя страны, в международном сообществе его называют государственным терроризмом. Таким образом, страны, отнесенные в этот список, покушаются на существование России - как самостоятельной страны, на существование российской нации, как таковой. На сегодняшний день в список недружественных стран включены 48 государств (США, Польша, Австралия, Великобритания, Канада, Норвегия, Украина, Япония, Швейцария, не перечисленные выше страны Евросоюза и другие). В целях сдерживания враждебной политики данных стран и защиты интересов граждан Российской Федерации на сегодняшний день предпринимаются следующие меры: расчеты по кредитным долгам в рублях; запрет приобретения резидентами РФ недвижимого имущества в этих странах; снижение суммы переводов между счетами нерезидентов из РФ - не больше пяти тысяч долларов; необходимость министерского одобрения сделок российских компаний с такими государствами; покупка российского газа за рубли.

Однако, заявления политиков из списка недружественных стран дают основания полагать, что в ближайшем будущем ими может быть применена украинская практика национализации российской собственности на своих территориях. Так, Министерство иностранных дел Польши обратилось в компетентные органы государственного управления с представлением о возбуждении исполнительного производства в отношении двух неиспользуемых в дипломатических и консульских целях объектов недвижимости, находящихся в незаконном владении Российской Федерации, то

есть объектов недвижимости, расположенных по адресу: Собеского, 100, и Келецкая, 45. В здании по адресу Келецкая, 45, находится школа при посольстве России. По адресу Собеского, 100, ранее проживали российские дипломаты, теперь оно не заселено и требует ремонта. Кроме того, МИД рекомендовал "использовать все доступные процессуальные средства для обеспечения скорейшего проведения судебных разбирательств по другим делам, связанным с недвижимостью". В свою очередь, замминистра иностранных дел Марчин Пшидач заявил, что в изъятых у России зданиях планируется разместить беженцев из Украины.

Становится очевидно, что такие действия приводят к незаконному лишению права собственности граждан Российской Федерации. В свою очередь, у Российской Федерации в лице ее государственных органов и должностных лиц (Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума РФ и другие) появляется обязанность по защите и обеспечению интересов своих граждан. Государству нужно компенсировать утерянную из-за санкций собственность физических и юридических лиц. Самым разумным способом решения этой проблемы является введение зеркальных контрсанкций в отношении иностранной собственности, находящейся на территории Российской Федерации.

Такие идеи и предложения в настоящее время звучат не только от граждан, но и от представителей государственной власти. Так, в Крыму планируют принять закон о национализации имущества украинских олигархов. По словам председателя Госсовета республики Владимира Константинова, решение о необходимости такого закона продиктовано восстановлением моральной справедливости. Глава Крыма Сергей Аксенов 23 марта 2022 г. сообщал, что власти российского региона в ближайшее время начнут национализацию имущества украинских олигархов, поддерживающих киевский режим. Известно, что недвижимостью в Крыму владеет в том числе семья

президента Украины Владимира Зеленского и ряд украинских олигархов. Аксенов уточнял, что простых граждан Украины этот процесс не касается.

В апреле Аксенов поручил разработать проект федерального закона о национализации имущества украинских олигархов в России. Депутаты Госсовета Крыма поддержали инициативу о направлении в Госдуму проекта федерального закона об изъятии имущества украинских олигархов и граждан иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении РФ. Однако, совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ дал отрицательный отзыв на внесенный в Госдуму законопроект.

На наш взгляд, проект закона субъекта Российской Федерации распространяет свое действие на достаточно узкий круг лиц, если сравнивать его с аналогичным украинским законом. Разумнее определять круг лиц зеркально к закону недружественной страны, которая национализирует российскую собственность на своей территории.

4 июня 2022 года заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблоньский заявил, что Европейский Союз начал активную разработку 7 пакета санкций против Российской Федерации. Среди широкого списка новых возможных антироссийских мер упоминается: «Помимо санкций также необходима конфискация, а не только заморозка российских активов в Европе». Это заявление ещё раз подтверждает тот факт, что тема данной научной работы как никогда актуальна и стоит на повестке дня.

Остается отрытым и дискуссионном вопрос о целесообразности введения таких жестких контрсанкций со стороны России. Не повлекут ли такие действия еще более неблагоприятные последствия для нашей страны?

Однозначно можно заявить лишь тот факт, что международное сообщество будет возмущено введением таких ответных мер. Но что остается делать в сложившейся ситуации Российской Федерации? В результате издания

закона на Украине о национализации российских активов остаются пораженными в своих законных правах наши граждане. Ни один международный акт не позволяет лишать права собственности лиц по невиновным основаниям. Данная санкция коснулась большего числа наших граждан по причине того, что до эскалации конфликта многие из них часто посещала соседнюю страну в туристических целях или для посещения своих родственников.

Результат подобных действий украинских властей - выбывание из права собственности россиян части их активов на незаконных основаниях. Исходя из принципов гражданского права и компетенции органов государственной власти - основной задачей Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федерального собрания Российской Федерации в такой экстраординарной ситуации является сохранение стабильного гражданского оборота. В рамках этой задачи у государства возникает обязанность по восстановлению нарушенных прав своих граждан, необходимо компенсировать пострадавшим гражданам за счет средств бюджета сумму ущерба, эквивалентную потерянной собственности. Если это сделать за счёт имеющихся бюджетных средств, не привлекая новые доходы в бюджет для покрытия этих расходов, то это приведет к высокой инфляции, сокращению расходов на другие важные сферы общественной жизни (образование, культура и другие), а также может грозить дефолтом и девальвацией национальной валюты. На наш взгляд, национализация собственности недружественных стран, которые приняли по отношению к Российской Федерации аналогичные меры - единственное правильное решение в сложившийся ситуации, к тому же справедливое, ведь контрсанкции будут приниматься не превентивно ко всем недружественным странам, а зеркально, то есть только после введения в действие аналогичных мер против интересов России.

Нет однозначного понимания в следующем вопросе: как закрепить национализацию активов недружественных стран в российском законодательстве. Данный вопрос актуален по той причине, что на сегодняшний день Гражданский Кодекс Российской Федерации лишь упоминает национализации в качестве основания возникновения или прекращения права собственности, а подробное регулирование данного процесса отводит специально принятому закону. В соответствии с частью 2 статьи 235 ГК РФ под национализацией понимается возмездное «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц». Исходя из положений части 2 статьи 235 ГК РФ, национализация относится к одной из форм прекращения права собственности наряду с приватизацией. При этом предполагается развитие правового регулирования обоих институтов на основании законов. Однако в плане последующего правового регулирования приватизации «повезло» больше. Исторически были приняты три базовых закона о приватизации, а на данный момент действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Национализации в законодательстве уделено меньше внимания, что выражается в том, что, во-первых, предусмотренный ГК РФ закон о национализации не принят, соответственно, понятие «национализация» не имеет конкретного правового содержания, во-вторых, официально процесс национализации в России отсутствует, не признается. К тому же среди цивилистов уже много лет не утихают споры касательно необходимости принятия закона о национализации, большая часть экспертов критикуют такую инициативу.

Исходя из вышесказанного, считаем, что включение норм о национализации иностранных активов в общий закон о национализации не осуществимо. С высокой долей вероятности такой законопроект не получится

принять быстро, что требует сложившееся ситуация. На наш взгляд, рациональнее разработать отдельный законопроект, который будет регулировать именно данный аспект проблемы, не затрагивая ординарные случаи национализации.

Таким образом, автор пришел к выводу о необходимости принятия ответных контрсанкций на уже принятый закон Украины о национализации российской собственности, а также против принятых в будущем аналогичных санкций со стороны недружественных стран. Реализацию таких контрсанкций предлагается путём принятия зеркальных мер на решения недружественных стран. Правовое регулирование механизма контрсанкций предлагаем оформить путем принятия специального закона о национализации собственности недружественных стран. Такие меры позволят сохранить стабильность гражданского оборота и укрепить экономический суверенитет Российской Федерации.

Список литературы

1. Закон Украины от 3 марта 2022 года № 2116-IX «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов». [Электронный ресурс] URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33474326&pos=3;-90#pos=3;-.

2. Верховная рада приняла закон о национализации имущества россиян. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/politics/01/04/2022/624710a09a79476fad7b0243.

3. Распоряжение Правительства РФ «О списке недружественных стран». [Электронный ресурс] URL: 0001202203070001.pdf (puteshestvuy.com).

4. МИД Польши начал процесс изъятия российской недвижимости в Варшаве. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20220301/nedvizhimost-1775942205.html.

5. В Крыму примут закон о национализации имущества украинских олигархов. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/14679957?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32. Ст.3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.