Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЗМ / ФАШИЗМ / ФАШИСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / СКИНХЕДЫ / СКИН-КУЛЬТУРА / ЭКСТРЕМИЗМ / "ПРАВЫЕ" МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / "ПРАВЫЕ" ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / САЙТЫ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / ПРОПАГАНДА ЭКСТРЕМИЗМА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ / ФАНАТСКИЕ ГРУППИРОВКИ / NAZISM / FASCISM / FASCIST ELEMENTS / SKINHEADS / SKIN CULTURE / EXTREMISM / "RIGHT" MUSIC GROUPS / "RIGHT" PERIODICALS / NATIONALISTIC WEBSITES / PROPAGANDA OF EXTREMISM IN CYBERSPACE / FAN GROUPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдов Станислав Геннадьевич

В статье освещается тема присутствия в молодежной среде послевоенного СССР и современной России идей национализма, расизма, антисемитизма, превосходства «белой расы» над всеми другими, исследуются факторы, способствующие культивирования правых взглядов среди молодого поколения россиян, и каналы распространения данных взглядов. Автор показывает масштабы феномена национал-социалистическом течения в неинституциональном молодежном движении в 1990-е - 2000-е годы. Интерес к национал-социализму, воинствующей ксенофобии, расизму, в современных условиях становиться опасным фактором расширения сегмента радикализма и экстремизма в общем поле молодежных увлечений и субкультур. Требуется применение новых форм и методов работы с молодежью, способных обеспечить более действенное противодействие дестабилизирующим общество асоциальным элементам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Давыдов Станислав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-SOCIALIST FLOW IN THE NON-INSTITUTIONAL YOUTH MOVEMENT OF RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY

In the article covers the theme of the presence in the youth of the postwar USSR and modern Russia ideas of nationalism, racism, anti-semitism, the superiority of the “white race” over all others, explores the factors contributing to the cultivation of right views among the younger generation of Russians, and the channels of dissemination of these views. The author shows the scale of the phenomenon of the national socialist trend in the non-institutional youth movement in the 1990-2000-ies. Interest in national socialism, militant xenophobia, racism, in modern conditions becomes a dangerous factor in expanding the segment of radicalism and extremism in the general field of youth hobbies and sub-cultures. It requires the use of new forms and methods of working with young people who are able to provide more effective opposition to asocial elements that destabilize society.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

- S.408.

20. Doklad pervogo sekretarya CK Kompartii Gruzii D.I. Patiashvili na XI plenume CK Kompartii Gruzii 3 sentyabrya 1988 goda // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 8 sentyabrya. - №172. - S.3.

21. Pachoriya T. Ubezhdat' slovom pravdy // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 10 sentyabrya. - №»174. - S.4.

22. Kaciya R. Na puti k uchebniku «Istoriya Abhazii» // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 1 sentyabrya. - №»167. - S.3.

23. Kikoriya P. YArkie stranicy zhivoj pamyati. // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 6 sentyabrya. - №»170. - S.3.

24. Tvanba S. Perestraivayas' na marshe // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 2 dekabrya. - №»231. - S.3.

25. Gruzinform. Vstrecha v CK KP Gruzii // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 7 dekabrya. - №234. - S.1.

26. Otchetnyj doklad abhazskogo oblastnogo komiteta Kompartii Gruzii na XXXVIII oblastnoj partijnoj konferencii 16 dekabrya 1988 // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 8 dekabrya. - №235. - S.5.

27. Preniya po otchetnym dokladam abhazskogo obkoma KP Gruzii i revizionnoj komissii oblastnoj partorganizacii // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. -21 dekabrya. - №244. - S.3.

28. Inal-Ipa SH., Amichba G. Glavnoe - istoricheskaya dostovernost' (otkrytoe pis'mo kollegam-istorikam) // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 7 yanvarya. - №5. - S.3.

29. Problemy reshat' soobshcha // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 15 fevralya. - .№32. - S.2.

30. CHacba B. Luchshe obuchat' abhazskom yazyku // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 19 oktyabrya. - №»200. - S.3.

31. V abhazskom obkome KP Gruzii // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 26 noyabrya. - №227. - S.1.

32. Zantaria V. S otvetstvennost'yu za sud'bu // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 18 fevralya. - №»35. - S.3.

33. Cvizhba Z. Rodnoj rechi - shirokij diapazon zvuchaniya // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 1 marta. - №»42. - S.3.

34. Amichba D. Zazhech' ogon' lyubvi // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 2 marta. - №»43. - S.3.

35. SHamba O. Sleduet konkretizirovat' i dopolnit' // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 3 marta. - ,№44. - S.3.

36. Kvarchiya V. O yazyke zemli rodnoj // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 14 yanvarya. - №10. - S.4.

37. Arshba T. Vosstanovlenie iskonnoj toponimiki - nazrevshee delo // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 28 fevralya. - -№41. - S.3.

38. Agrba Z. Vernut' istokam imya // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 2 marta. - N»43. - S.3.

39. Vse sily i ehnergiyu - perestrojke. Rech' tov. B. V. Alejba na XXXVIII oblastnoj partijnoj konferencii // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 20 dekabrya.

- №243. - S.2.

40. V podderzhku perestrojki // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 24 noyabrya. - №226. - S.2.

41. Povyshat' otvetstvennost' za poruchennoe delo, za sud'by perestrojki. Rech' vtorogo sekretarya CK KP Gruzii B.V. Nikol'skogo // Sovetskaya Abhaziya. - 1988. - 24 dekabrya. - №246. - S.2.

42. Obshchestvo Rustaveli v Abhazii // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 14 marta. - №50. - S.1.

43. Demokratiya trebuet poryadka // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 29 marta. - №61. - S.3.

44. Obsuzhdeny aktual'nye problemy // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 23 marta. - №57. - S.1.

45. Interv'yu vyol V.SHariya. Odnazhdy bol'shie peremeny, - schitaet kandidat v narodnye deputaty SSSR, sekretar' partkoma akademii obshchestvennyh nauk pri CK KPSS T.M.SHamba // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 22 marta. - №56. - S.3.

46. Demokratiya trebuet poryadka // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 29 marta. - №61. - S.3.

47. Gruzinform. Vystuplenie D.I. Patiashvili na sessii Verhovnogo Soveta Gruzinskoj SSR 29 marta 1989 goda // Sovetskaya Abhaziya. - 1989. - 31 marta. - №63. - S.1.

ЮМАТОВ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета (yumatov@list.ru)

САМУТИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - аспирант кафедры всеобщей истории и социально-политических наук Кемеровского государственного университета (olga_samutina@mail.ru)

YUMATOV, KONSTANTIN V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of World History, Social and Political Sciences, Kemerovo State University.

SAMUTINA, OLGA S. - Ph.D. student, Department of World History, Social and Political Sciences of Kemerovo State University.

УДК 94(470) :323.14-053.81(199/200)

ДАВЫДОВ С.Г. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ МОЛОДЕЖНОМ ДВИЖЕНИИ РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ключевые слова: нацизм, фашизм, фашиствующие элементы, скинхеды, скин-культура, экстремизм, «правые» музыкальные группы, «правые» периодические издания, сайты националистического направления, пропаганда экстремизма в киберпространстве, фанатские группировки.

В статье освещается тема присутствия в молодежной среде послевоенного СССР и современной России идей национализма, расизма, антисемитизма, превосходства «белой расы» над всеми другими, исследуются факторы, способствующие культивирования правых взглядов среди молодого поколения россиян, и каналы распространения данных взглядов. Автор показывает масштабы феномена национал-социалистическом течения в неинституциональном молодежном движении в 1990-е - 2000-е годы. Интерес к национал-социализму, воинствующей ксенофобии, расизму, в современных условиях становиться опасным фактором расширения сегмента радикализма и экстремизма в общем поле молодежных увлечений и субкультур. Требуется применение новых форм и методов работы с молодежью, способных обеспечить более действенное противодействие дестабилизирующим общество асоциальным элементам.

DAVYDOV, S.G.

NATIONAL-SOCIALIST FLOW IN THE NON-INSTITUTIONAL YOUTH MOVEMENT OF RUSSIA:

HISTORY AND MODERNITY

Keywords: Nazism, fascism, fascist elements, skinheads, skin culture, extremism, "right" music groups, "right" periodicals, nationalistic websites, propaganda of extremism in cyberspace, fan groups.

In the article covers the theme of the presence in the youth of the postwar USSR and modern Russia ideas of nationalism, racism, anti-semitism, the superiority of the "white race" over all others, explores the factors contributing to the cultivation of right views among the younger generation of Russians, and the channels of dissemination of these views. The author shows the scale of the phenomenon of the national socialist trend in the non-institutional youth movement in the 1990-2000-ies. Interest in national socialism, militant xenophobia, racism, in modern conditions becomes a dangerous factor in expanding the segment of radicalism and extremism in the general field of youth hobbies and sub-cultures. It requires the use of new forms and methods of working with young people who are able to provide more effective opposition to asocial elements that destabilize society.

История проникновения и распространения в молодежной среде идей «коричневой чумы» насчитывает уже не одно десятилетие. Сам этот факт заставляет обращать на феномен фашиствующей молодежи самое пристальное внимание, особенно в стране, уничтожившей неостановимое, казалось бы, наступление нацизма в Европе, да и во всем мире, и заплатившей за этой самую дорогую цену - десятки миллионов человеческих жизней.

Возможность появления последователей нацистской идеологии в послевоенном СССР, где в почти в каждой семье были свои герои и не вернувшиеся с войны родные, была кощунственной и немыслимой. Тем не менее, уже в 1950-е гг. представители асоциальных слоев советской молодежи из хулиганских побуждений разрисовывали стены и заборы свастикой. На вторую половину 1950-х - начало 1960-х годов приходится возникновение первых объединений учащейся молодежи на основе интереса к биографии Гитлера, высказываниям лидеров III рейха, нацистским ритуалам и символике. Как правило все ограничивалось тайными собраниями, прослушиванием пластинок с западногерманскими песнями, выкрикиванием нацистских лозунгов [1]. Но встречались и намерения перейти к решительным действиям, как в случае с воронежской «Национал-социалистическая партией», члены которой владели огнестрельным оружием, гранатами, взрывчаткой и планировали, в случае возникновения войны, оказывать поддержку врагу против коммунистов [2].

Однако искать в среде новоявленных «арийцев» убежденных последователей нацизма было бы ошибкой. Скорее это была извращенная форма протеста против «старшего мира» и его ценностей, игра в «плохишей». Кроме того, в представлении части молодежи нацистские порядки связывались с иллюзорными представления о настоящей социальной справедливости, установленной «твердой рукой».

Примечательно, что практически в тоже время, в 1965 году, появляется знаменитый «Устав нравов», гласивший: «Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом", премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом, ... солдат - господин жизни, навязывающий мировому процессу свою волю» [3]. Заметим, что его автором был не школьник и не студент, а ответственный работник отдела агитации Московского горкома комсомола Валерий Скурлатов.

Устойчивый интерес к нацизму демонстрировала горящая желанием «освободить» свою землю от «советских оккупантов» молодежь прибалтийских республик. Познания о нем она черпала от своих земляков - вернувшихся из заключения бывших эсэсовцев, утверждавших, что они воевали против «красных» за «независимость» и потому нередко становившихся лидерами мнений для националистически настроенных молодых прибалтов.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов в молодежной среде отмечается нарастание тревожной тенденции - усиления социального спроса на фашизм. Старшеклассники, рабочие, учащиеся ПТУ находят для себя возможном посредством нацистских идей самоутвердиться и обрести новые мировоззренческие устои, чему в немалой степени способствовало нарастание негативных явлений в государстве, в том числе отчуждения молодежи от основных характеристик системы. Идеи сильной власти, железной дисциплины, ясных и решительных действий подчас оказывались более понятны и близки, чем официально утверждаемые сверху, но все глубже девальвируемые действительностью ценности. Свою роль здесь сыграл сложившийся мифический образ носителя «нового порядка», представлявшегося

мужественным, сильным и стильным (здесь трудно удержаться от ставшего уже банальным упоминания о фильме «Семнадцать мгновений весны»), почти сверхчеловеком, затянутым в красивый черный мундир.

Периферийная мода на фашизм постепенно трансформируется в одно из устойчивых направлений неинституциональной молодежной самодеятельности. В начале 80-х гг. фашиствующие элементы громко заявили о себе массовыми демонстрациями, обычно приурочиваемыми к 20 апреля - дню рождения Адольфа Гитлера. В Москве попытки публичных выступления неофашистов отмечались на Пушкинской площади. 1 ноября 1981 года в г. Кургане Казахской ССР прошло шествие, в которой приняло участие около 100 старшеклассников, несших лозунг «Фашизм спасет Россию». В том же году демонстрации молодых неофашистов прошли и в других городах [4]. Подобные акции приобрели постоянный характер.

В целом, количество профашистски настроенных неформальных молодежных групп и разных «партий» росло. Исследователи Казьмин М.В. и Казьмина В.Н. приводят данные по Кемеровской области, согласно которым в 1981 году «выявлено 7 фактов проявления такой идеологии», а за пять месяцев 1983 года было выявлено уже 20 подобных фактов [5]. Не случайным представляется и тот факт, что к середине 1980-х годов рассказы и слухи о фашистах и их выходках, часто являвшихся чистыми выдумками, получили постоянную прописку в городской среде крупных индустриальных центров.

В связи с этим хотелось бы отметить, что встречающиеся представления о том, что выраженное фашистское течение в неинституциональном молодежном движении - это продукт перестройки, или же постсоветского периода, не вполне корректны. Хотя причины такого мнения вполне понятны. В силу известных причин, доморощенные фашисты до начала перестройки не имели тех возможности для самоорганизации и паблисити, которые появились во второй половине 1980- х годов. Волна гласности вынесла на поверхность взбудораженного общественного сознания и тему правого радикализма, актуализированную происходящими в стране переменами. Новые возможности для самореализации получили, увы, далеко не только конструктивные элементы социума. Пользуясь наступившим временем неопределенности, фашисты выходят на улицы и «идут в народ». Демонстрации фашиствующих молодчиков проходят по центральным улицам городов, осквернению подвергаются еврейские могилы. Так, апрель 1987 года ознаменовался попыткой толпы подростков разгромить Ленинградскую синагогу. В начале 1990-х гг. исследователями признавалось, что «у значительной группы молодежи существует отчетливая склонность к нацизму» [6].

Заметный вклад в распространение правых идей вносила деятельность Национально-патриотического фронта «Память» и подобных ему организаций, определяемых исследователями как «протофашистские» объединения. Они сыграли большую роль в характерном для наступившей эпохи слиянии опыта черносотенцев имперской России с практиками западного фашизмом. Идеи нацизма активно воспринимаются и поклонниками ряда западных субкультур, все шире проникавших в культурное и социальное пространство молодежи, в особенности тех ее слоев, что не обладали высоким образовательным и культурным уровнями. Благодатную почву находили нацистские идей в среде скинхедов-субкультуры, возникшей на западе, но нашедшей своих приверженцев и в Советском Союзе.

Первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, являвшейся своего рода дверью, через которую в страну проникали модные на Западе веяния. В начале 1990-х гг. в Москве уже насчитывалось несколько десятков фанатов субкультуры «скинов». На протяжении 1990-х годов их число быстро росло в целом по стране. Центрами движения являлись не только Москва, но и такие крупные города как Санкт-Петербург, Ростов и Волгоград. Общее число приверженцев субкультуры оценивали по-разному, но с уверенность можно говорить о тысячах молодых людей, охваченных скин-идеологией. Причины высокой популярности среди молодежи насыщенной экстремизмом и агрессией скин-культуры крылись в непростых социально-экономических условиях и миграционных процессах, имевших много отрицательных сторон и вызывавших неприятие населения и усиление

ксенофобии в обществе. Молодежь, как и в других случаях, реагировала быстрее и обычно жестче, чем остальные группы населения. Реагировала с юношеским максимализмом, так быстро, подчас, переходящим в поле экстремизма и радикализма.

Главной несущей структурой мировоззрения «скинов» изначально являлась идеи превосходства «белого человека» над всеми остальными и возможности заимствования опыта третьего рейха в обустройстве общества и государства в современной России. Имела место опасная тенденция дальнейшего распространения этих идей. По данным исследований конца 1990-х гг., 40 % респондентов из молодежной среды выражали свое положительное отношение к факту существования пронацистских группировок и были осведомлены об их деятельности через своих знакомых [7].

«Правые» объединения имели свои периодические издания, что позволяло им обращаться к широкой, прежде всего молодежной, аудитории В их числе: «Русский порядок», «Русский стяг», «Белые Альвы», «Белый кулак», «Уличный боец», «Русская правда». Именно Всеславянская издательская группа Русского Национально-Освободительного Движения «Русская Правда» опубликовала в 2002 году «Mein Kampf».

В немалой степени популяризации ультраправых идей способствовала специфическая музыкальная продукция. В субкультуре «скинов», как и во всякой другой субкультуре, она играла важную роль. В России неонацизм в 1990-х гг. зазвучал в песнях таких групп как «Русское гетто», «Крэк», «Д.И.В.», «Штурм», «Вандал», «Ультиматум» и ряда других, активно использовавших в своих текстах темы национализма, расизма и антисемитизма. Так, в композиции Thrash Metal группы «Крэк» «Мы объявляем террор» пелось:

«На лбах ваших выжгем клеймо-еврей. Мы уничтожим ваш Тель-Авив... Все синагоги бензином зальем..» [8]. В другой композиции провозглашалось: «Новая раса установит порядок, Русская кровь, нам остудит сердца. В татуированных мышцах оружие, Свастикой солнце, взойдет в небеса» [9].

При этом известность группы выходила за рамки аудитории, состоявшей из правой молодежи. Альбом «Крэк» «Gloria» 1993 года пользовался успехом публики, наряду с песнями таких исполнителей как «Монгол Шуудан», «Алис», Егор Летов.

Ориентиром для подражания музыкальных коллективов «правого» толка стала группа «Коловрат», деятельность которой способствовала повышению интереса определенных слоев молодежи к ультраправым идеям и скин-культуре. Диски с записями «правых» групп свободно продавались на рынках, и в музыкальных магазинах, брались на вооружение националистическими организациями. Например, признанный экстремистским в 2010 году «Славянский союз» в 2005 году, на основе музыкального материала группы «Крэк», выпустил сборник «Территория новых империй».

Активным пропагандистом правых идей и, особенно, воинствующей ксенофобии, выступал лидер группы «Коррозия Металла» Сергей Троицкий. В 1999 году его студия КТР выпустила сборник песен с характерным названием «Бритоголовые идут». Всего таких выпусков было шестнадцать - вплоть до 2004 года. В целом, деятельность подобного рода музыкальных коллективов и продюсеров наглядно демонстрировала успешную попытку «правых» использовать популярные у молодежи музыкальные формы в своих интересах. В такой ситуации вполне ожидаемым был дальнейший рост числа скинхедов, что и произошло. Если в 2001 году в стране насчитывалось более 10 тысяч «скинов», то в 2006 году их число перевалило за 40 тысяч человек [10]. Одновременно увеличивался спрос на атрибутику «скинов».

Социальный состав «скинов» был различен. Значительную часть скинхедов составляла молодежь, чьи родители принадлежали к социальным слоям, в полной мере испытавших негативные последствия так называемых «лихих 90-х» - рабочих, инженеров, научных

работников. С другой стороны, немало было и тех, чьи родители занимались малым и средним бизнесом. Значительную часть составляла учащаяся молодежь, в том числе и девушки.

Радикальные настроения выплескивались на улицы российских городов силовыми акциями против людей «не той национальности» и всех тех, кто не укладывался в представления фашиствующей молодежи о правильном образе представителя «белой расы». Широкий общественный резонанс получили массовые драки с представителями других молодежных субкультур, погромы рынков в начале 2000-х годов в Москве, уличные беспорядки в Санкт-Петербурге в 2002 году. Во всех случаях были раненные и убитые. Росло число пострадавших и погибших людей и в «обычных» столкновениях с доморощенными нацистами. Набирала обороты деятельность организаций правого толка: «Национал-социалистического общества», «Движения против нелегальной иммиграции», «Северного братства», Национал-социалистического движения «Славянский союз» и др.

Все эти, и другие, подобные им факты, эскалация экстремистских настроений в стране и рост жертв в столкновениях на национальной почве заставили власти принять соответствующие законы. 25 июля 2002 года появляются Федеральный закон N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и Федеральный закон N 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"». В Уголовный кодекс РФ вводится ст. 282. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». В результате ее применения правоохранительными органами, к середине 2000-х годов произошло сокращение уличных форм действий праворадикальной молодежи, но говорить о их полной ликвидации не приходилось. По некоторым данным только в столице в 2006 году каждый месяц фиксировались летальные исходы в результате нападений скинхедов [11]. В 2008 году случаи «прямых действий» скинов отмечались в 44 регионах страны [12].

Все большую популярность в новых условиях у националистических элементов приобретало использование для пропаганды своих взглядов интернет пространства. В социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», «^асеЬоок», «Instagram» создаются сообщества, участников которых объединяет интерес к неонацизму. Сайты националистического направления не только пропагандировали нацистскую атрибутику и символику. На них можно было найти подробные инструкции о проведении акций, о том, как вести себя с полицией и проч. Кузьмин А.Г. в 2008 году отмечал: «Сегодня сайты подобного рода занимают довольно внушительное по общему объему и не менее значительное по идеологическому влиянию положение» [13, с.77], и что «ультраправые активно и умело пользуются возможностями и техническими особенностями Интернета» [13, с.79]. Интернет стал одним из основных источников информации о нацизме. Со своей стороны, власти усилили борьбу с правыми сайтами и пропагандистами экстремизма в киберпространстве. Так, в 2009 году за расистский видеоролик по статье 282 УК РФ был осужден основатель группировки скинхедов «Формат 18» М.С. Марцинкевич, знаменитый «Тесак».

Несомненные успехи правоохранительных органов в деле противодействия разгулу экстремизма тем не менее не носили характер стратегической победы над ультраправым движением. Исследователями данного феномена отмечалось, что «идеология нацизма все еще занимает определенную нишу в структуре общественных движений и настроений современной России. Наиболее подверженной влиянию идей неонацизма аудиторией является молодежная - в возрасте 16-25 лет» [14], а также, что «Неонацисты - второе по численности и известности радикальное молодежное направление... Именно неонацисты составляют актив большинства ультраправых объединений и наиболее заметны на всех политических мероприятиях, проводимых ультраправыми радикалами» [15].

Следует отметить, что часть российских правых выразила и выражает одобрение идеологии и действиям своих украинских единомышленников. В 2013 году известный своими правыми взглядами Владимир Истархов заявлял: «Западная часть Украины - это более здоровое население и даже не население, а народ», а на востоке страны живут «пассивные

рабы» [16]. В марте 2014 года дома и заборы в Кирове были «украшены» надписями: «Слава героям Украины», «Героям слава» и изображениями символики «Правого сектора» [17, с.15]. Активную поддержку получил «майдан» в среде футбольных фанатов, что не вызывает удивление, если принять во внимание данные, согласно которым «среди членов активных фанатских группировок сочувствие батальонам типа "Азова" наблюдается примерно у 30%» [17, с.16]. При этом участники субкультуры футбольных фанатов нередко одновременно являлись и членами группировок скинхедов.

В ряде случаев убежденность в правоте украинских националистов побуждала российских правых к решению принять непосредственное участие в боевых действиях против ЛНР и ДНР в составе подразделений украинских вооруженных сил.

Таким образом, проблема распространенности право-радикальных идей в среде российской молодежи по-прежнему является острой и злободневной. Интерес к национал-социализму, воинствующей ксенофобии, расизму, как показывают материалы статьи, присутствует у части молодежи всегда, но в сегодняшних сложных социально-экономических условиях он становиться опасным фактором расширения сегмента радикализма и экстремизма в общем поле молодежных увлечений и субкультур. Требуется применение новых форм и методов работы с молодежью, способных обеспечить более действенное противодействие дестабилизирующим общество асоциальным элементам молодежного сознания и, прежде всего, всемерное усиление гражданско-патриотической работы среди молодого поколения.

Литература и источники

1. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф.1. Оп.32. Д.1025. Л.9.

2. РГАНИ. Ф.5. 0п.30. Д.410. Л.38.

3. "Устав нравов" В. Скурлатова // СССР. Внутренние противоречия. - Вермонт, 1982. - № 6. - С. 178.

4. Вести из СССР. - Мюнхен, 1981. - № 19. - С. 144.

5. Казьмин В.Н., Казьмина М.В. Формы протестной деятельности в России в 60-80-е гг. XX века // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4-1. - С.16.

6. Гудков Л.Д. Этнические проблемы в России: возможность систематических исследований // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1993. - №5. - С.14.

7. Образ врага / Сост. Л.Д. Гудков; ред. Н. Конрадова. - М.: ОГИ, 0-23. - 2005. - С. 250.

8.https://yandex.ru/video/запрос/сериал/террор/?filmId=18378929123966931299&text=слушать%20%22Крэка%22%20М^I%20о бъявляем%20террор%22&noreask= 1&path=wizard

9. https://playvk.com/song/Крэк/Территорияo/o20НовьIхo/o20Империй

10. Урсул В. Скинхеды: миф или реальность в современной России // Власть-01. - 2008. - C. 36-39.

11. Тарасов Л. Скинхеды // Свобода мысли. - 2006. - № 4. - С. 47.

12. Кузьмин А.Г. Ультраправые скинхеды в современной России: эволюция политической идеологии и практики // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. - Т.6. - №1. - С. 149.

13. Кузьмин А.Г. Правый интернет в России: Специфика развития и проблемы противодействия // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2008.- Т.4. - № 3.

14. Жученко В.С. Современные формы возрождения нацистских идей в молодежной среде: от уличного пространства до сети Интернет // Научно-практические исследования. - 2018. - № 6 (15). - С.16.

15. Баева Л.В. // Обзор НЦПТИ Издательство: Федеральное государственное автономное научное учреждение "Научно-исследовательский институт "Специализированные вычислительные устройства защиты и автоматика"(Ростов-на-Дону). -2014. - №5. - С.78.

16. https://polit.info/209580-kak-russkie-natsistyi-obosnovalis-na-ostankah-ukrainyi

17. Мальцев М. Околофутбольный «Правый сектор» России Откуда у русских ультрас промайданные настроения? // Вопросы национализма. - 2015. - №2.

References and Sources

1. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI). F.1. Op.32. D.1025. L.9.

2. RGANI. F.5. 0p.30. D.410. L.38.

3. "Ustav nravov" V. Skurlatova // SSSR. Vnutrennie protivorechiya. - Vermont, 1982. - № 6. - S. 178.

4. Vesti iz SSSR. - Myunhen, 1981. - № 19. - S. 144.

5. Kaz'min V.N., Kaz'mina M.V. Formy protestnoj deyatel'nosti v Rossii v 60-80-e gg. XX veka // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - № 4-1. - S.16.

6. Gudkov L.D. EHtnicheskie problemy v Rossii: vozmozhnost' sistematicheskih issledovanij // EHkonomicheskie i social'nye peremeny: monitoring obshchestvennogo mneniya. - 1993. - №5. - S.14.

7. Obraz vraga / Sost. L.D. Gudkov; red. N. Konradova. - M.: OGI, 0-23. - 2005. - S. 250.

8.https://yandex.ru/video/zapros/serial/terror/?filmId=18378929123966931299&text=slushat'%20%22Krehka%22%20My%20ob"yavlyaem%20terro r%22&noreask= 1 &path=wizard

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. https://playvk.com/song/Krehk/Territoriya%20Novyh%20Imperij

10. Ursul V. Skinhedy: mif ili real'nost' v sovremennoj Rossii // Vlast'-01. - 2008. - C. 36-39.

11. Tarasov L. Skinhedy // Svoboda mysli. - 2006. - № 4. - S. 47.

12. Kuz'min A.G. Ul'trapravye skinhedy v sovremennoj Rossii: ehvolyuciya politicheskoj ideologii i praktiki // Politicheskaya ehkspertiza: POLITEHKS. - SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2010. - T.6. - №1. - S. 149.

13. Kuz'min A.G. Pravyj internet v Rossii: Specifika razvitiya i problemy protivodejstviya // Politicheskaya ehkspertiza: POLITEHKS. - SPb.: Sankt-

Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2008.- T.4. - №2 3.

14. ZHuchenko V.S. Sovremennye formy vozrozhdeniya nacistskih idej v molodezhnoj srede: ot ulichnogo prostranstva do seti Internet // Nauchno-prakticheskie issledovaniya. - 2018. - №2 6 (15). - S.16.

15. Baeva L.V. // Obzor NCPTI Izdatel'stvo: Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe nauchnoe uchrezhdenie "Nauchno-issledovatel'skij institut "Specializirovannye vychislitel'nye ustrojstva zashchity i avtomatika"(Rostov-na-Donu). - 2014. - №5. - S.78.

16. https://polit.info/209580-kak-russkie-natsistyi-obosnovalis-na-ostankah-ukrainyi

17. Mal'cev M. Okolofutbol'nyj «Pravyj sektor» Rossii Otkuda u russkih ul'tras promajdannye nastroeniya? // Voprosy nacionalizma. - 2015. - N°2.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, проректор по развитию Института языков и культур им. Льва Толстого; профессор кафедры социальных дисциплин, истории и культурного наследия АСОУ. DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Professor, Pro-Rector for Development of the Institute of Languages and Cultures named after Lev Tolstoy; Professor of the Department of Social Sciences, History and Cultural Heritage ASOU (davidov@mail.ru).

УДК 937 (092)

ЧЭНЬ ВАНЬЛЭЙ

КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: высшая школа, студенты, Китай, Россия, международное сотрудничество, экспорт образования.

В статье освещены основные этапы истории сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования. Освещая проблему обучения китайских студентов в России, основное внимание автор уделяет процессам, протекавшим в 1990-2010-е годы. Отмечая рост конкурентоспособности российской национальной системы высшего образования на мировой арене, а также общее увеличение контингентов студентов из Китая в российских вузах в 2000-е годы, автор анализирует основные факторы, оказывающие влияние на повышение уровня академической мобильности граждан КНР в России. На основе изучения статистических данных и сопоставления российского опыта с практикой наиболее развитых стран мира, обоснован вывод о недостаточности достигнутых результатов и большом потенциале развития двусторонних отношений в исследуемой сфере.

CHEN WANLEI

CHINESE STUDENTS IN RUSSIA: A HISTORICAL RETROSPECTIVE AND MODERN CONDITION OF THE PROBLEM

Keywords: high school, students, China, Russia, international cooperation, education exports.

In the article highlights the main stages of the history of cooperation between Russia and China in the field of higher education. Covering the problem of training Chinese students in Russia, the author focuses on the processes that took place in the 1990-2010-ies. Noting the growing competitiveness of the Russian national system of higher education on the world stage, as well as the general increase in the number of students from China to Russian universities in the 2000-ies, the author analyzes the main factors that influence the increase in the academic mobility of Chinese citizens in Russia. Based on the study of statistical data and comparison of the Russian experience with the practice of the most developed countries of the world, the conclusion is grounded on the insufficiency of the achieved results and the great potential for the development of bilateral relations in the researching area.

В настоящее время большинство стран мира строят свои программы развития системы высшего образования на основе последовательного повышения уровня их конкурентоспособности на международной арене. Одним из важных пунктов такой работы является увеличения доли иностранных студентов в общей численности контингента обучающихся. Для Российской Федерации с момента ее образования как независимого государства такими иностранными студентами в большинстве случаев являлись граждане сопредельных государств - бывших республик СССР. Однако по мере развития страны все большую и большую долю в указанных контингентах стали занимать граждане КНР. С практически нулевой отметки в начале 1990-х годов, к середине 2000-х гг. их удельный вес вырос до 15%, после чего, на фоне некоторого замедления темпов роста, достиг к настоящему времени примерно 20%.

Следует отметить, что Россия имеет сегодня немалые резервы для дальнейшего увеличения контингентов студентов из КНР. Если в большинстве стран из числа бывших республик СССР в последнее десятилетие наблюдаются значительные затруднения с платежеспособностью населения, идет сокращение в доходах, как минимум в долларовом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.