Научная статья на тему 'НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В СИНГАПУРЕ'

НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В СИНГАПУРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ / NATIONAL POLICY / NATION BUILDING / INTERETHNIC RELATIONS / MUTUAL RESPECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Облогин С.Ю.

В статье рассматривается опыт государства Сингапур в построении единой сингапурской нации. Дается краткий исторический обзор истории Сингапура. Рассматривается возможность применения опыта в области национальной политики Сингапура в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATION BUILDING IN SINGAPORE

The article examines the experience of Singapore in building a single Singaporean nation. There is given a brief historical overview of the history of Singapore. The possibility of applying the experience in the field of national policy of Singapore in the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В СИНГАПУРЕ»

договоров // Адвокат. 2008. N 4;

5. Козлова Е.Б. Развитие системы договорных моделей, опосредующих создание объектов недвижимого имущества в РФ: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 165.

6. Муравьев Б.В. Договор с участием инвесторов в строительстве // Законодательство. 1999. N 6;

УДК 323.2

Облогин С.Ю. студент магистрант 2 курса факультет Политологии Южно-Российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной

службы

Россия, г. Ростов-на-Дону НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО В СИНГАПУРЕ

Аннотация: В статье рассматривается опыт государства Сингапур в построении единой сингапурской нации. Дается краткий исторический обзор истории Сингапура. Рассматривается возможность применения опыта в области национальной политики Сингапура в Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная политика, нациестроительство, межнациональные отношения, взаимоуважение.

Oblogin S. U.

Student

2 year of Master's Degree in Political science Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Rostov-on-Don city NATION BUILDING IN SINGAPORE

Abstract: The article examines the experience of Singapore in building a single Singaporean nation. There is given a brief historical overview of the history of Singapore. The possibility of applying the experience in the field of national policy of Singapore in the Russian Federation is considered.

Key words: national policy, nation building, interethnic relations, mutual respect.

Сингапур - крошечное островное государство, обладающее одной из самых высокоразвитых экономик в мире. Столь высокое развитие Сингапура делает его главным экономическим центром Юго-Восточной Азии, привлекающим к себе трудовых мигрантов из близких и дальних стран.

Согласно Конституции Сингапур является многонациональным государством. В этническом отношении его население подразделяется на три

основные группы: китайцы (78% населения), малайцы (14%), индийцы (7%)[1]. Также имеются небольшие группы англичан, арабов, евреев, армян и других. Религиозный состав также неоднороден: имеются представители буддизма, последователи ислама, христиане и индуисты.

Пестрый состав населения Сингапура имеет давнюю историю, со времен основания на острове английской колонии в 1819 году, ставшей в 1826г. частью колонии Стрейтс-Сетлментс. До появления здесь европейцев и становления Сингапура колониальным владением Великобритании, остров входил в состав малайского султаната Джохор. В это время его основным населением было одно из малайских племен.

После наполеоновских войн в торговых и колониальных кругах Англии зародилась мысль о захвате в Юго-Восточной Азии выгодной стратегической позиции для поддержания торговых интересов Великобритании в Южных морях и уменьшения голландского влияния на регион. Выбор пал на остров Сингапур, где сразу же образовали порт [2].

Через Сингапур шли торговые пути в Великобританию, Индию, Китай. Развитие города требовало новой рабочей силы. Недостаток рабочих британские власти разрешили привлечением мигрантов из Китая и Индии. Так началось формирование многонационального состава населения, при этом, наибольший прирост населения шел за счет китайской миграции: уже к 1860 г. доля китайского населения составляла 62%. На протяжении последующей истории и до сегодняшнего дня основными этническими общностями продолжают оставаться китайцы, малайцы и индийцы.

В 1959 г. Сингапур получил самоуправление. Опасаясь угрозы со стороны коммунистов в 1963 г. остров вошел в состав Малайзии. Из-за изменения этнического баланса в Малайзии (увеличение китайской и индийской диаспор) в стране обострились межнациональные отношения; в итоге, в 1965 г. Сингапур вышел из состава федерации.

В своих воспоминаниях Ли Куан Ю, в те годы находящийся в должности премьер-министра Сингапура, писал: «Болезненный опыт межрасовых столкновений сделал меня и моих коллег убежденными сторонниками построения многонационального общества, в котором всем гражданам, независимо от расы, языка или религии были бы гарантированы равные права. Это кредо, определявшее нашу политику» [3].

Несмотря на подавляющее число китайцев в стране Ли Куан Ю, сам этнический китаец, берет курс на построение единой сингапурской нации. Конституцией Сингапура гарантировалось равенство, запрещалась дискриминация на основе «религиозных, расовых побуждений, происхождения, места рождения» [4].

Для создания действительного равенства в качестве официальных языков республики определены языки трех основных этнических групп -путунхуа, малайский и тамильский, а также английский, оставшийся от колониального прошлого. Выбор английского в качестве официального языка

объяснялся несколькими причинами: согласно образовательным стандартам населению необходимо будет изучать иностранный язык, которым и являлся английский; он является языком международной торговли; его понимает все население. Английский язык в Сингапуре является не только lingua franca (для многих национальных групп он нейтрален), но и языком делопроизводства. Это был один из важных шагов на пути построения единой нации.

Политика нациестроительства Ли Куан Ю была проведена с учетом опыта стран, недавно составлявших Британскую империю. Китайский язык (родной для большинства населении) не стал единственным официальным поскольку был принят во внимание опыт Цейлона. На Цейлоне, отменив использование английского языка, сделали официальным сингальский, доставив проблем тамилам, знавшим английский. После этого решения на Цейлоне начали появляться проблемы этнорелигиозного характера[5].

Создание сингапурской нации осуществлялось с учетом опыта Британии и Америки. Во время существования Британской империи ее жители идентифицировали себя большей частью как британцы, а с момента распада империи этническая принадлежность в идентификации стала выходить на первый план. Правительство шло им навстречу, в результате чего появились партии, отстаивающие независимость той или иной части страны.

Альтернативой национализму и сепаратизму - модель американского «плавильного котла» - создание единой нации, включающей в свой состав представителей различных этнических, расовых и религиозных групп, объединенных общей историей и английским языком. Однако Ли Куан Ю считал, что американская нация еще не сформировалась - должно смениться еще несколько поколений. Долгий путь еще предстоит пройти и Сингапуру [5]. Основная задача в нациестроительстве состояла в недопущении замкнутых этнических и религиозных общин.

В новой нации общность должна определяться не этнической принадлежностью, а гражданской. Для этого правительству пришлось избавляться от сегрегированного расселения этноконфессиональных групп. С 1965 г. Государственной жилищной программой предусматривается совместное проживание в новых микрорайонах трех основных этносов в каждом доме соответственно этнической структуре страны. Такая политика предотвращает появление крупных замкнутых диаспор в каком-либо районе; национальные кварталы ликвидировались, а на их месте строились новые дома [6]. Министр национального развития так объяснял эту политику: «поддерживая многорасовую окружающую среду в наших домах, школах, магазинах и на игровых площадках, мы поддерживаем социальную стабильность, гармонию и религиозную терпимость» [1].

Процесс складывания единой нации все же столкнулся со сложностями. Одна из этих сложностей, по словам Ли Куан Ю, состоит в обособленности мусульманского населения. До исламского возрождения процесс интеграции шел хорошо и в правильном направлении. С исламской волной стали

появляться элементы противопоставления (отсутствие

межконфессиональных браков между мусульманами и немусульманами, одежда, разграничение еды на халяль и не халяль). Правительство начало принимать меры препятствования обособлению мусульман. Среди этих мер недопущение утверждения Саудовской Аравии в Сингапуре через рассылаемых ею проповедников ислама ваххабитского толка; демонстрирование правительством лояльного отношения традиционному исламу и строительство ими своих мечетей. Вводились ограничения и на одежду - на определенных должностях, в учебных заведениях ношение платков не допускалось [5].

В миграционной политике Сингапур пошел по пути Америки: предпочтений в национальной или религиозной принадлежности мигрантов нет; предпочтение - только талантам, готовым стать частью Сингапура -сингапурцами [5].

На момент обретения Сингапуром независимости его многонациональное и многоконфессиональное общество в целом не имело ничего общего, кроме государства. Идея единой нации Ли Куан Ю, отвергнутая в Малайзии во время нахождения в ее составе Сингапура, получила свою реализацию в Сингапуре независимом. Несмотря на существующее препятствие к окончательному объединению сингапурской нации, к моменту гибели ее «отца» Ли Куан Ю в 2015 г., 95% жителей страны считали себя прежде всего сингапурцами [7].

Национальная политика Сингапура не была направлена на уничтожение этничности; более того, поощрялось изучение родных языков. Ее главная задача - объединение населения в единую нацию с сохранением культурного многообразия.

Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривается упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа России [8]. Опыт Сингапура в этом отношении является наиболее приемлемым вариантом создания российской нации. Однако, в любом случае, этот процесс не является быстротечным и реализация его к 2025 г. в полной мере не возможна. Окончательное становление сингапурской нации, считал Ли Куан Ю, произойдет в ближайшие 100 лет. Нет, по его же мнению, сейчас и американской нации [5]. Построение российской нации за 12 лет реализации стратегии нереалистично, однако может быть заложен твердый фундамент, способный выдержать испытание временем и в конечном итоге объединить российскую нацию, а опыт Сингапура в этом только поможет.

Использованные источники:

1. Сингапур: вечное движение к расовой гармонии. Режим доступа: http ://buj et.ru/article/70809.php

2. Восток в новое время (конец XVIII-начало XX в.): Кн. 1. 2004. - 608 с.. Стр

233-234

3. Ли Куан Ю Из третьего мира - в первый. История Сингапура. 1965-2000. М.: Манн, Иванов Фербер, 2017.

4. Конституция Сингапура. Режим доступа: http://constitutions.ru/?p=5623

5. Суровые истины во имя движения Сингапура вперед. Интервью длительностью более 32 часов. Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/45104

6. Иванова И.С. Социально-экономическая география зарубежной Азии. Юго-Восточная Азия: Учебное пособие. - М. Географический факультет МГУ.

7. Отец нации. В чем секрет успеха Ли Куан Ю. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/03/23/singapur/

8. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13 9350/ffi 0f91360f2917b32 5d507685fd90353895d2bd/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.