-американских союзников началась и проходила Потсдамская конференция великих держав с новым президентом США Г.Трумэном, которого Ф. Д. Рузвельт не посвящал в тонкости своей внешней политики, в частности взаимоотношений с СССР, и новым премьер-министром Великобритании К.Эттли, сменившим У.Черчилля уже в ходе конференции.
1 Черчилль У. Вторая мировая война. В 6 томах. М.: Воениздат, 1955. Т. VI. С. 434.
2 Доббс М. Шесть месяцев 1945. От мировой войны к войне холодной. М.: ЭКСМО, 2014.
Несмотря на появление у американцев атомного оружия, Потсдамская конференция подтвердила договорённости Ялты.
Рационально оценённая невозможность победы традиционными военными средствами даже при наличии атомной бомбы привела к возникновению холодной войны, где использовались идеология, организации различных «гуманитарных» направлений, культура и спорт, наука, экономика и, конечно, политика с дипломатией.
Ещё в середине 40-х годов А.Даллес сформулировал основные принципы идеологической войны [3], взятые впоследствие на вооружение западными спецслужбами*.
Затем 5 марта 1946 г. в Фултоне (штат Миссури) в своей знаменитой речи У.Черчилль отметил, что избежать войны «возможно лишь путём налаживания нормальных отношений и всеобъемлющего взаимопонимания с Россией под эгидой Организации Объединённых Наций. Поддержание таких отношений... должно обеспечиваться не только авторитетом ООН, но и всей мощью США, Великобритании и других англоязычных стран и их союзников» [4].
Фултонское выступление У.Черчилля - это начало холодной войны, в которой он объединил как союзников, так и бывших врагов, а в изгои
попали лишь непонятные русские, отвергавшие западные ценности и протестантско-католическую этику.
Черчилля поддержал и 33-й президент США Г.Трумэн, который отказался от политики сотрудничества с Советским Союзом. 12 марта 1947 г. он обратился с Посланием к американскому конгрессу об ассигновании 400 млн долл. на срочную военную помощь Греции и Турции, чтобы сохранить их в рамках «свободного мира». Послание опиралось и на телеграммы американского поверенного в делах США в Москве Дж.Кен-нана, утверждавшего, что СССР невосприимчив к «логике разума», но в высшей степени чувствителен к «логике силы» [5].
В Послании содержались положения, ставшие известными как «доктрина Трумэна». Одновременно с «доктриной Трумэна» правительство США провозгласило доктрину «сдерживания коммунизма», которая стала наиболее чётким выражением политики Вашингтона по отношению к Советскому Союзу. Но чтобы ни у кого в Европе не закралось сомнение в серьёзности намерений американцев обеспечить своё господство над западным миром, они предприняли как экономические меры (план Маршалла) [6], так и военно-политические: Совет национальной безопасности США (июль 1948 г.) своим реше-
3 Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Царское Дело, 1955. С. 72-73.
4 Черчилль У. Речь в Вестминстерском колледже // Мускулы мира. М.: ЭКСМО, 2006. С. 480, 484, 487.
5 URL: http://www.gwu.edu/-nsarchiv/coiwar/documtnts/episode-1 /kennan.htm
6 American Foreign Relation. 1947. Vol. IX. Princeton University. 1949.
* В настоящее время это использовалось не только Западом в период «арабской весны» и прочих «цветных революций», но и террористами всех мастей, в том числе ИГИЛ.
нием направил две группы бомбардировщиков Б-29 с атомным оружием на борту для размещения в Англии, что можно расценивать, с одной стороны, как добровольно-принудительную меру для обеспечения консолидации западноевропейских стран, а с другой - как угрозу стране, не вписавшейся в послевоенное мироустройство по-американски, т.е. СССР.
В дальнейшем в США была разработана программа помощи разви-
вающимся странам (июнь 1949 г.), так называемый «четвёртый пункт программы Трумэна», «Мир и свобода» [7], который был ориентирован на то, чтобы через оказание технической помощи помешать развитию их отношений с СССР и странами народной демократии.
Всё это означало полномасштабную холодную войну, силовым компонентом которой стало создание Организации Североатлантического договора.
Силовое обеспечение холодной войны
Организация Североатлантического договора - НАТО (North Atlantic Treaty Organisation - NATO) -военно-политический союз, созданный США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. [8].
В феврале 1952 г. в НАТО вошли Турция и Греция, в мае 1955 г. членом блока стала ФРГ, а в 1982 г. - Испания. В 1999 г. в НАТО были приняты Венгрия, Польша и Чешская Республика, а в 2004 г. - Болгария, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения. В 2009 г. к ним добавились Хорватия и Албания. Таким образом, в настоящее время в состав блока входят 28 государств.
В соответствии с Североатлантическим договором в НАТО были об-
разованы постоянные политические и военные органы: высший политический орган - Совет НАТО; в перерывах между его сессиями действует Постоянный совет; главный исполнительный орган Совета НАТО и его Постоянного совета - Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарём НАТО; высший военный орган - Военный комитет.
Образование НАТО явилось осознанным шагом Запада для закрепления окончательного раскола мира на два лагеря. Как заявил первый генсек Североатлантического блока лорд Исмей, НАТО создана для того, чтобы обеспечить присутствие США в Европе, не допустить Советский Союз в Европу и контролировать Германию.
Стратегические концепции НАТО
Основатели НАТО ориентирова- риканскую военную помощь Запад-лись главным образом на военно-эко- ной Европе. Первоначальная докт-номический потенциал США и аме- рина НАТО в значительной мере ос-
7 Cooperative Program for Aid in the Development of Economically Underdeveloped Areas. Wash., 1950.
8 НАТО. Справочник. Брюссель, 2001.
новывалась на сохранении Соединёнными Штатами ядерной гегемонии и базировалась на стратегической концепции «щита и меча» [9, 10], одобренной Советом НАТО (декабрь
1949 г.).
Сущность стратегии «щита и меча» заключалась в готовности НАТО вести глобальную атомную войну. Роль «щита» отводилась сухопутным войскам на европейском ТВД. На них при поддержке тактической авиации и ВМС возлагалось ведение операций до вступления в действие «меча» - стратегических бомбардировщиков США - носителей атомного оружия.
Создав блок НАТО, западные страны посчитали, что линия обороны в Европе более или менее консолидировалась.
Но 25 июня 1950 г. началась Корейская война (1950-1953 гг.) при достаточно успешных действиях северокорейских войск. Уже первые месяцы войны привели к осознанию Западом того факта, что война с социалистическим блоком может начаться и не в Европе и без использования ядерного оружия. Именно поэтому США потребовали от союзников наращивания обычных вооружённых сил. Можно считать, что события на Корейском полуострове ускорили принятие Советом НАТО стратегии «передовой обороны» («передовых рубежей») (26 сентября
1950 г., Нью-Йорк), ставшей разви-
тием концепции «щита и меча» и исходившей из необходимости увеличения мощи «щита» (обычных вооружённых сил) и переноса военных действий в Европе уже на самом раннем этапе войны как можно дальше на Восток [11]. Там же посчитали целесообразным осуществить интеграцию вооружённых сил альянса и создать Объединённые вооружённые силы (ОВС) НАТО в Европе под единым командованием.
Эти решения означали появление в мирное время в Западной Европе мощной военной группировки и вели к обострению международной напряжённости. США не забывали и о Западной Германии. В конце концов, они добились от своих союзников согласия на её вооружение и постепенное вовлечение в НАТО (декабрь 1950 г., Брюссель).
Затем, проанализировав ситуацию в Европе, сессия Совета НАТО в Риме (ноябрь 1951 г.) обсудила стратегию альянса с точки зрения укрепления его оборонных возможностей и дала директиву на развёртывание ОВС НАТО на континенте, сопровождавшееся созданием военных баз и размещением там значительного числа тактического ядерного оружия, которое к середине 60-х годов достигло 7 тыс. единиц.
Проведённые мероприятия позволили НАТО (март 1957 г.) принять стратегию «массированного возмездия» [12], главным требованием кото-
9 NATO. Die Verteidigungsdoktrin und ihre Entwicklung. Osterreichishe Militarishe Zeitschrift. Wien, 1974. H. 1. S. 72.
10 Strategy of Sword and Shield. Signal. XII. 1958. № 8 (April). P. 5.
11 NATO. Final Communiques. Vol. 1. 1949-1974. NATO Information. Service. Brussels. P. 39-46, 58.
12 Engel F.-W. Handbuch der NATO. Frankfurt-am-Mien, 1957. S. 806.
рой было незамедлительное и тотальное применение ядерного оружия в случае возникновения любого вооружённого конфликта, за исключением лишь незначительных пограничных инцидентов. Характеристику этому курсу дал его автор - государственный секретарь США Дж.Ф.Даллес, который писал: «Способность подойти к грани войны, но не оказаться вовлечённым в неё является необходимым искусством. Если вы попытаетесь обходиться без него, если вы побоитесь проводить такую политику, то вы пропали» [13].
«Балансирование на грани войны» проявилось прежде всего в размещении на западноевропейской территории систем оружия, которые повышали риск возникновения термоядерной войны. Наращивание ядерных вооружений позволило странам НАТО вновь пересмотреть принципы ведения боевых действий, сделав упор на ядерные средства и сократив обычные вооружённые силы с 96 до 30 действующих дивизий. В декабре того же года на очередной сессии Совета НАТО было решено передать в распоряжение Верховного главнокомандующего (ВГК) ОВС НАТО баллистические снаряды средней дальности. Руководство НАТО также приняло в рамках стратегии «массированного возмездия» курс «балансирования на грани войны».
Таким образом, политика руководства Североатлантического блока поставила мир в начале 60-х годов на грань ядерной катастрофы.
В противовес действиям альянса Советский Союз и социалистические
страны заключили Варшавский договор с созданием 14 мая 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД), которая стала не только оружием обороны для соцстран, но и опорой для тех, кто вёл вооружённую борьбу за национальную независимость.
В 60-х годах в политике и военной стратегии НАТО наблюдался острый кризис. Одним из его проявлений стал выход Франции из военной организации блока в 1966 г.*
Несостоятельность принципов универсальности стратегии «массированного возмездия» привела к тому, что в НАТО стали пересматривать её основные положения и в мае 1962 г. было выдвинуто предложение заменить её на стратегию «гибкого реагирования», однако это наткнулось на сильную оппозицию. И только в 1967 г. стратегия «гибкого реагирования» была принята. Исключив массированное применение ядерного оружия на ранней стадии конфликта, новая стратегия позволила повысить «ядерный порог», так как предусматривала в ходе первого ответа на нападение использовать только силы общего назначения. И хотя в ней по-прежнему центральное место занимала всеобщая ядерная война, она уже не считалась единственным средством достижения политических целей блока. Наряду с ядерной войной допускалось ведение различных по целям, масштабам и применяемым средствам ограниченных войн.
Во второй половине 60-х - начале 70-х годов в Европе началась пере-
13 Life. 1956. 16 January. P. 78.
* Возвращение Франции в военную организацию блока произошло в 2009 г.
стройка в отношениях между государствами - членами НАТО и ОВД, возобладали принципы мирного сосуществования, равной безопасности и взаимовыгодного сотрудничества. Практически эти годы прошли на Европейском континенте под знаком разрядки.
Однако несмотря на разрядку, руководители НАТО продолжали теоретическую, материальную и идеологическую подготовку войны. В декабре 1967 г. на сессии Совета НАТО был одобрен доклад министра иностранных дел Бельгии П.Армеля («Доклад Армеля»), в котором была сформулирована политическая стратегия, получившая название доктрины «двух опор» - силы иразрядки [14]. Эта стратегия была призвана адаптировать НАТО к условиям разрядки и одновременно сохранить возможность наращивать гонку вооружений, а переговоры со странами Варшавского договора вести с позиции силы.
Таким образом, атлантические державы стремились увеличивать военный потенциал при одновременном достижении его максимальной эффективности. «Чтобы уравновесить военные возможности Советского Союза и стран Варшавского договора, - отмечал в конце 60-х годов министр обороны США Р.Макнама-ра, - нам требуется такая военная сила, которую мы можем обеспечить и поддерживать только коллективно. Военная роль НАТО, следовательно, останется столь же необходимой в обозримом будущем, какой она была
в прошлом [15], т.е. необходимость и желательность для США вклада других государств в мероприятия по наращиванию военного потенциала по-прежнему составляли основу американской политики в НАТО.
В конце 60-х - начале 70-х годов альянсом был взят курс на модернизацию для повышения его эффективности как инструмента европейской и глобальной политики. Результатом явилась разработка плана АД-70, который был принят в декабре 1970 г. сессией Совета НАТО под названием - стратегия «сдерживания и обороны» [16, 17], предусматривавший программу наращивания военного потенциала стран блока и определявший основные направления его деятельности на начавшееся десятилетие. Темпы и масштабы военных приготовлений в Западной Европе продолжали нарастать. В мае 1977 г. на Совете НАТО было решено о ежегодном реальном 3%-ном увеличении военных расходов стран блока в течение 5 лет, начиная с бюджета 1978 г.
Ситуация в мире, по мнению руководства США, требовала большей активности блока за пределами, определёнными Вашингтонским договором (1949 г.). Поэтому в 1981 г. была принята новая стратегическая концепция «географической эскалации», в соответствии с которой начавшиеся на каком-либо ТВД военные действия не должны ограничиваться только этим районом, а необходимо создавать условия для их про-
14 Keesing's Contemporary Archives. L., 1967. Vol. XVI. P. 22425-22426.
15 McNamara R. The Essence of Security: Reflections in Office. N.Y., 1968. P. 36.
16 NATO Letter. 1970. December. P. 6.
17 NATO Final Communiques. Vol. 1. 1949-1974. NATO Service. Brussels. P. 249-253.
странственного распространения и переноса в другие районы, где интересам СССР может быть нанесён существенный ущерб.
Постоянное стремление НАТО добиться военного превосходства вело к ухудшению международной обстановки и возрастанию угрозы миру. Нарастающая гонка вооружений, создание новых видов оружия и военной техники требовали пересмотра военным руководством НАТО докт-ринальных положений и военно-стратегических концепций.
В 1984 г. был одобрен так называемый «План Роджерса» [18], содержащий в своей основе американскую концепцию «воздушно-наземная операция» («сражение»). Принятие этого плана означало изменение концепции «передовой обороны». Теперь на первый план выдвигалась идея не удержания войсками блока передового оборонительного рубежа, а переноса боевых действий на территорию стран Варшавского договора с самого начала войны и разгрома в короткие сроки противостоящей группировки противника. Такая постановка задачи ориентировала все страны НАТО на нанесение упреждающего удара по войскам стран Варшавского договора.
Новая концепция предполагала установку «одержать победу» вместо прежней - «не допустить победу другой стороны».
События конца ХХ в. изменили расстановку сил не только в Европе, но и в мире (официально закончилась холодная война, распались
СССР и социалистический блок, прекратили своё существование военная и политическая структуры Организации Варшавского договора), поставив вопрос о будущей роли НАТО. Её руководители понимали, что необходима новая блоковая идеология, и приступили к планомерной трансформации НАТО как ключевого игрока в борьбе за политическое и информационное доминирование, отводя альянсу роль базового элемента новой модели безопасности, основного инструмента защиты американских интересов в глобальном масштабе.
Начало адаптации политики и стратегии НАТО было положено лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне (июль 1990 г.). А в ноябре 1991 г. в Риме была принята стратегическая концепция НАТО (Концепция-91) [19], в основе которой осталась стратегия «гибкого реагирования», дополненная новыми концептуальными положениями. К фундаментальным принципам деятельности альянса - «коллективная оборона»и «диалог» был добавлен новый - «сотрудничество». Он означал развитие всесторонних связей с государствами Восточной Европы и СНГ, а также взаимодействие с ОБСЕ, ЕС и Западноевропейским союзом (ЗЕС).
Одним из основных направлений деятельности НАТО в Концепции-91 была провозглашена политика упреждения возникновения и развития военно-политических кризисов на основе концепции «управления кризисами», которая предлагала в качестве
18 NATO Review. 1984. December. P. 1-9.
19 Штоль В.В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. М.: Научная книга, 2003. С. 43-45.
нового метода урегулирования кризисов превентивную дипломатию. Концепция-91 подтвердила установку на «ядерное сдерживание», предусматривала сокращение и реорганизацию сил и средств альянса, в том числе существенно уменьшалась численность ОВС НАТО (боевых соединений на 35%, боевых эскадрилий - на 41, военного персонала - на 24, запасы ядерного оружия наземного базирования - более чем на 80%).
В период с 1991 по 1999 г. произошло много важнейших военно-политических событий европейского и мирового значения, и руководство НАТО пришло к выводу о необходимости пересмотра своей стратегической концепции.
После длительного подготовительного периода на саммите в Вашингтоне (апрель 1999 г.) была принята новая стратегическая концепция - Стратегическая концепция НАТО-99 (СК-99) [20]. В ней определялись основные направления противостояния НАТО новым вызовам и угрозам, намечались направления реализации возможностей в области безопасности в XXI в., а также военно-политические перспективы альянса в будущем.
Многие положения СК-99 - это попытка обоснования военных действий НАТО на Балканах и возведение их в правило, в некую новую модель политики и практики альянса, а в целом - притязания на особую роль и место НАТО в системе совре-
менного международного правопорядка. Альянс претендовал не только на то, чтобы быть основой безопасности на континенте, но и в определённых случаях - на использование своих вооружённых сил за пределами границ альянса. При этом конкретных поводов для этого указывалось множество, в том числе терроризм, международная преступность и др.
Практически Концепция-99 узаконила две идеи: фактический выход НАТО за рамки региональной организации, превращение союза в блок с глобальной ответственностью и возвращение военной силе функции реального инструмента внешней политики.
Состоявшийся в Лиссабоне (ноябрь 2010 г.) саммит НАТО предпринял очередную попытку реализовать идею о дальнейшей организационно-функциональной «модернизации трансформации» альянса.
Как следует из Стратегической концепции-2010 [21], блок «трансатлантической солидарности» призван играть существенную роль на международной арене путём «обеспечения своей защиты», предотвращения кризисов и урегулирования конфликтов на территории всего земного шара с помощью военных операций, руководимых альянсом.
В этой связи главный упор в Стратегической концепции-2010 сделан на следующие направления внутренней и внешней трансформации альянса:
20 Стратегическая концепция Североатлантического союза. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 1999.
21 Штоль В.В. О новой стратегической концепции НАТО // Обозреватель-ОЪяегуег. 2010. №. 8. С. 47-56.
- поддержание на должном уровне боеготовности и боеспособности ОВС НАТО, их технологической оснащённости, мобильности и способности к развёртыванию на удалённых театрах военных действий, повышение эффективности системы принятия решений и управления;
- обеспечение совместной безопасности государств - членов альянса в противостоянии современным угрозам, включая главную из них -распространение ОМУ и средств его доставки;
- системное укрепление политической и военной основы НАТО, создание необходимой инфраструктуры и ресурсов в интересах обеспечения глобальности действий альянса с выходом за пределы традиционной евро-атлантической зоны ответственности;
- глобальное партнёрство, включая расширение сотрудничества
НАТО с Японией, Австралией, Южной Кореей, странами Северной Африки и Ближнего Востока;
- расширение стратегического сотрудничества с ЕС, укрепление связей с ООН;
- расширение НАТО, включая развитие отношений с Украиной и Грузией, на основе решений саммита в Бухаресте (2008 г.).
Лидеры стран альянса договорились о расширении действующей программы «Активная эшелонированная ПРО ТВД» (ЛЬГВЫБ) для защиты от баллистических ракет территории государств НАТО, их населения и сил.
По выдвинутой Вашингтоном инициативе главным компонентом натовской системы должны стать американские корабли, оснащённые системой «Иджис», и корабельные 3РК БЫ-3.
Планы стратегического партнёрства и трансформации блока
Начиная со стратегической Кон-цепции-91, руководство альянса постоянно подчёркивало необходимость глобального подхода НАТО к проблемам безопасности, поэтому был взят курс на установление широких контактов и активное развитие взаимодействия между НАТО и странами, не входящими в альянс.
Ещё на встрече в Лондоне (июль
1990 г.) руководители Североатлантического союза предложили установить принципиально иные отношения сотрудничества со всеми странами Центральной и Восточной Европы, создав для этого (декабрь
1991 г.) первую официально закреплённую институциональную основу -Совет североатлантического со-
трудничества (ССАС) - совещательный орган, в котором представители стран НАТО и её новые партнёры могли обсуждать вопросы, представляющие общий интерес.
Первоначально консультации в ССАС были сосредоточены на проблемах, оставшихся со времён холодной войны, таких как вывод российских войск из государств Балтии. Началось также политическое сотрудничество по ряду вопросов, связанных с безопасностью и обороной. ССАС помогал проводить военные реформы и повышать прозрачность в отношениях и доверие в масштабах всего Евро-Атлантического региона.
Спустя три года (в 1997 г.) был создан Совет Евро-Атлантического
партнёрства (СЕАП), который, заменив ССАС, стремился к созданию углублённого партнёрства с большей оперативной направленностью.
В Совет Евро-Атлантического партнёрства входят 46 стран (28 членов НАТО и 18 государств-партнёров). Это многосторонняя консультативная структура, обеспечивающая регулярный диалог и консультации между государствами по вопросам, связанным с безопасностью и политикой.
Решение о СЕАП говорит о признании Североатлантическим союзом необходимости создания такого форума, который бы в большей мере соответствовал усложняющимся отношениям с государствами-партнёрами. Достигнутый уровень взаимодействия продемонстрировала миротворческая операция под руководством НАТО в Боснии и Герцеговине (1996 г.), в которой участвовали воинские контингенты из 14 государств-партнёров совместно с силами Североатлантического союза.
Работа СЕАП строится весьма разнообразно, что придаёт ей гибкость и, в зависимости от обсуждаемых тем, позволяет проводить либо большие совещания с участием представителей всех стран НАТО и государств-партнёров, либо создавать небольшие рабочие группы. Заседания СЕАП - ежемесячные на уровне послов, ежегодные на уровне министров иностранных дел и министров обороны и начальников генеральных штабов, а при исключительных событиях также и на высшем уровне.
В 2005 г. был создан Форум безопасности СЕАП, на заседаниях которого ежегодно обсуждаются важные
вопросы безопасности в неофициальной обстановке с участием высших государственных должностных лиц, парламентариев, общественных деятелей и представителей гражданского общества.
Итак, Совет Евро-Атлантического партнёрства служит общей политической основой отношений НАТО с государствами-партнёрами. В дополнение к этому каждая страна может строить свои индивидуальные взаимоотношения с блоком в рамках «Партнёрство ради мира» (ПРМ) -программы двустороннего сотрудничества, в которой государства-партнёры могут выбирать направления деятельности согласно своим приоритетам [22].
Сама программа «Партнёрство ради мира» была инициирована в 1994 г., её сущность заключается в создании отношений партнёрства на индивидуальной основе с каждым из государств-партнёров, а уровень и темпы развития такого партнёрства определяются правительством страны-участницы. За время существования программы был разработан широкий набор инструментов и практических механизмов, способствующих достижению целей и выполнению задач ПРМ, а также апробации различных идей на практике. Эти инструменты обеспечивают основу двусторонних и многосторонних мероприятий и позволяют государствам-партнёрам принимать участие в мероприятиях, отражающих сущность их конструктивного сотрудничества с НАТО.
22 NATO Communiques 1994 (Text of Statements, Declarations and Communiques). NATO Office of Information and Press. Brussels, 1994.
Официальной основой «Партнёрства ради мира» служит Рамочный документ [23], обнародованный Североатлантическим союзом в 1994 г., одновременно с приглашением заинтересованных стран к участию в ПРМ. В нём закреплено обязательство государств - членов Североатлантического союза проводить консультации с любым государством-партнёром, которое усматривает прямую угрозу своей территориальной целостности, политической независимости или безопасности, а каждое государство-партнёр даёт чёткие гарантии и берёт политические обязательства способствовать «прозрачности» национального военного планирования и формирования бюджета обороны, установить демократический контроль над вооружёнными силами и повысить потенциал совместных с НАТО действий в миротворческих и гуманитарных операциях.
Выбор мероприятий производится каждым партнёром с учётом своих индивидуальных потребностей и приоритетов. Отобранные области деятельности представляются Североатлантическому союзу в Презентационном документе, который служит основой индивидуальных программ партнёрства, совместно разрабатываемых и согласовываемых НАТО и государством-партнёром. Признаётся, что двусторонние программы и военные учения помогают государствам-партнёрам создавать силы, способные участвовать в миротворческих операциях совместно с силами НАТО. При этом государ-
ства-партнёры во всё большей мере адаптируют свои вооружённые силы к оперативным стандартам Североатлантического союза и внедряют процедуры и системы, совместимые с системами НАТО.
По результатам всестороннего анализа деятельности СЕАП и программы «Партнёрство ради мира» было рекомендовано расширить сотрудничество по вопросам военной реформы, углубить политический диалог с государствами-партнёрами, шире привлекая их к планированию и проведению мероприятий, а также контролю и анализу результатов.
Отсюда следует вывод о двух важных задачах, решаемых в рамках ПРМ.
Первая - это расширение и развитие партнёрами отношений сотрудничества с НАТО в военной области для планирования, подготовки и проведения учений, способствующих расширению возможностей при выполнении миссий по поддержанию и проведению поисково-спасательных и гуманитарных операций.
Вторая задача состоит в создании и укреплении партнёрами на долгосрочной основе сил, обладающих способностью к проведению операций совместно с силами стран - членов НАТО.
Обе эти задачи были направлены на обеспечение оперативной совместимости и подготовки стран Восточной Европы и Прибалтики к интеграции в Североатлантический союз.
В январе 1994 г. на встрече на высшем уровне в Брюсселе руково-
23 NATO Handbook. NATO Office of Information and Press. Brussels, 1995. P. 266-268.
дители блока заявили, что «они ожидают и будут приветствовать расширение состава НАТО с включением в него демократических государств, расположенных к востоку от неё». Для этого были предприняты практические меры.
После решения министров иностранных дел стран - членов НАТО (декабрь 1994 г.) союзники в течение 1995 г. изучали принципиальные и организационные вопросы приёма новых стран в Североатлантический союз. Было подготовлено Исследование о расширении НАТО (сентябрь 1995 г.), которое и теперь составляет основу подхода НАТО к приглашению новых членов [24]. На вопрос, почему НАТО расширяется, в исследовании даётся ответ: с окончанием холодной войны и исчезновением Организации Варшавского договора возникла необходимость и уникальная возможность упрочить безопасность во всём Евро-Атлантическом регионе, не создавая при этом разделительные линии.
В отношении вопроса о порядке расширения НАТО в исследовании подтверждается, что это будет проводиться посредством присоединения новых государств-членов к Североатлантическому договору в соответствии с его ст. 10, т.е. новые члены будут пользоваться всеми правами и примут на себя все обязательства, связанные с членством. Они должны будут признавать и соблюдать принципы, политические установки и процедуры, уже принятые всеми членами союза ко времени их вступле-
ния в НАТО. Желание и способность выполнять такие обязательства является ключевым фактором для решения о приглашении страны вступить в НАТО.
Были также выдвинуты другие условия. Например, прежде чем стать членами НАТО, страны-кандидаты должны урегулировать межэтнические или внешние территориальные споры мирными средствами и обращаться со своими меньшинствами в соответствии с принципами, выработанными в рамках ОБСЕ.
Для изучения вопросов, которые были подняты в Исследовании о расширении НАТО, руководство блока приняло решение начать углублённый диалог с каждой из стран, заявивших о своей заинтересованности в присоединении к Североатлантическому союзу. Так, в начале 1997 г. в преддверии первого после холодной войны этапа расширения НАТО начались переговоры с Венгрией, Польшей и Чешской Республикой, а в декабре 1997 г. с этими странами были подписаны Протоколы о присоединении, ратифицированные впоследствии всеми 16 членами НАТО.
На саммите в Вашингтоне (апрель 1999 г.) союзники по НАТО выдвинули План действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ), чтобы максимально способствовать подготовке государств-кандидатов к вступлению в Североатлантический союз [25]. Полномасштабное участие в этой программе и связанном с ней процессе планирования и анализа
24 Справочник НАТО. 2001. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001.
25 Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. // NATO Office of Information and Press. Brussels. P. 73-79.
(ППИА) также считается необходимым, поскольку это позволяет государствам-претендентам достигать оперативной совместимости своих сил с силами НАТО. При этом ППИА служит сразу многим целям, в частности, он даёт основу для:
- повышения прозрачности в вопросах оборонной политики;
- определения и оценки сил и средств, которые могут выделяться для боевой подготовки в многонациональных формированиях, учений и операций совместно с силами Североатлантического союза;
- военной реформы.
В начале каждого цикла ПДПЧ претенденты представляют годичную национальную программу подготовки к членству, которая включает вопросы политики, экономики, обороны, вооружённых сил, ресурсов, безопасности и права.
К выполнению этого плана первоначально приступили девять стран: Албания, Болгария, Латвия, Литва, бывшая югославская Республика Македония, Румыния, Словакия, Словения и Эстония; в 2001 г. к ним присоединилась Хорватия. Сегодня эти государства (кроме Македонии) уже стали членами НАТО.
Ещё раньше, во время югославского конфликта, вскрылся значительный разрыв в техническом потенциале между США и их западноевропейскими союзниками. Для его ликвидации всё на том же Вашингтонском саммите (апрель 1999 г.) руководители НАТО приняли Инициативу об оборонном потенциале (ИОП), в задачу которой входило по-
вышение способности альянса к эффективным действиям с учётом всего круга задач НАТО; главным при этом было повышение оперативной совместимости сил союзников по НАТО [26].
В соответствии с ИОП предполагалось создание условий для отражения НАТО вызовов безопасности в XXI в. за счёт повышения военного потенциала в пяти частично совпадающих областях:
- мобильность войск,
- тыловое обеспечение,
- выживаемость,
- эффективность ведения боевых действий, системы командования, управления и информации.
Кроме того, на вашингтонской встрече (апрель 1999 г.) было предложено усилить оперативный аспект «Партнёрства ради мира» и участие государств-партнёров в принятии решений и планировании по программе ПРМ. Эти идеи были сформулированы в Концепции оперативного потенциала, предназначенной активизировать целенаправленное военное сотрудничество и повысить военную эффективность многонациональных войск (сил) [27].
На пражской встрече на высшем уровне (ноябрь 2002 г.) были приняты дополнительные меры и для развития сотрудничества по программе «Партнёрства». В качестве основы для борьбы с терроризмом был выдвинут План действий «Партнёрства против терроризма». Там же был предложен новый двусторонний ме-
26 Справочник НАТО. Office of Information and Press NATO. Brussels, 2001. C. 58-61.
27 Справочник НАТО. 2001. Бюро информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001. С. 81-90.
ханизм в форме Индивидуальных планов действий «Партнёрства» (ИПДП), учитывающих потребности государств-партнёров при проведении реформ.
Кроме того, перед пражской встречей для контроля за реализацией Инициативы об оборонном потенциале была создана специальная группа, которая провела анализ выполнения ИОП за трёхлетний период и пришла к неутешительным выводам: из 58 конкретных целей, поставленных в Инициативе, 26 были достигнуты, а по 16 работа почти не продвинулась, т.е. европейские союзники не очень торопились увеличивать свои военные бюджеты.
Такой подход к реализации ИОП, а также события 11 сентября 2001 г. вынудили страны НАТО пересмотреть свой курс и более целенаправленно подойти к укреплению военного потенциала блока. Поэтому в Праге была принята новая Инициатива по развитию и совершенствованию военного потенциала НАТО - так называемое «Пражское обязательство по потенциалу» (ПРОП), которое, как утверждалось, необходимо для ведения современных военных действий в обстановке существования большой угрозы [28].
Главное внимание в ПРОП уделяется небольшому числу сил и средств, имеющих важнейшее значение для выполнения всего круга задач Североатлантического союза, а также повышения потенциала для борьбы против терроризма. При этом первостепенной задачей стано-
вится разработка тех средств, которые могут повысить возможности альянса в следующих областях:
- средства мобильности и быстрого развёртывания для решения задачи быстрой переброски сил и их развёртывание в отдалённых кризисных районах за пределами зоны ответственности блока. Для этого нужны инвестиции в стратегические транспортные средства для перевозки войск и военной техники и предположительно договорённости об использовании в этих целях коммерческих самолётов и кораблей;
- средства технического и тылового обеспечения для решения задач содержания и снабжения войск вдали от мест их постоянной дислокации, а также обеспечения их ротации и свежего пополнения при долгосрочных операциях. Определяются пути увеличения количества тыловых частей союзников по НАТО и расширения их возможностей, а также усиления их эффективности за счёт создания общего фонда ресурсов;
- эффективные средства поражения противника. Для этого необходимы новейшие технологии, такие как оружейные комплексы, применение которых возможно в любое время суток и в любую погоду, и высокоточное оружие;
- средства защиты и выживаемости войск, возможность совершенствования систем разведки и наблюдения, ПВО, а также систем противодействия угрозе, исходящей от оружия массового поражения;
- совместимые средства связи в сопряжённых системах командова-
28 Цит. по: Штоль В.В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.
ния, управления и информации, обеспечивающие эффективную связь во всех звеньях взаимодействующих воинских формирований разных стран;
- средства защиты от химического, радиологического, биологического и ядерного оружия. К ним относятся средства ПРО ТВД, обнаружения и обеззараживания, военной медицины и поддержки гражданских органов власти при ликвидации последствий.
Новая инициатива опиралась на обязательства государств с указанием чётких сроков выполнения и с контролем за их реализацией на высоком уровне. Члены альянса приняли на себя конкретные обязательства по повышению военных способностей своих стран (более 400 национальных программ в восьми главных разделах общей программы совершенствования военного потенциала блока) и согласились на определённое увеличение военных расходов. При этом предусматривалась специализация вооружённых сил, т.е. у армии каждой страны в рамках НАТО будут свои функции.
На встрече в Стамбуле (2004 г.) руководители НАТО вновь подтвердили свою поддержку ПРОП, а также приняли перечень средне- и долгосрочных мер, которые должны способствовать повышению возможностей использования вооружённых сил государств - членов НАТО в будущих операциях.
Министрами обороны стран НАТО были одобрены нормативные показатели быстрого развёртывания и готовности к применению частей и подразделений, чтобы повысить вероятность того, что в случае решения
НАТО провести операцию у неё будут в наличии необходимые силы.
Была достигнута договорённость:
- о критериях готовности к применению соответствующих частей и подразделений сухопутных войск: 40% - способность к быстрому развёртыванию, 8% - способность к длительному автономному выполнению боевых задач;
- в области противоракетной обороны и системы радиолокационного наблюдения за наземными целями (СРЛН) программы разработки и приобретения для НАТО воздушной системы дальнего радиолокационного наблюдения. СРЛН должна выполнять задачи обзора земной поверхности и обеспечить командование необходимой информацией в период проведения операций НАТО. Система будет находиться в собственности НАТО и эксплуатироваться ею.
Таким образом, считается, что «Пражское обязательство по потенциалу» позволит при расширении НАТО достичь более тесной интеграции вооружённых сил участников блока.
Кроме того, было принято решение о том, что НАТО должна уделять особое внимание упрочению связей с государствами-партнёрами в двух стратегически важных регионах, а именно: на Кавказе (Азербайджан, Армения и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан).
Конечно, принимая новых членов или привлекая государства-партнёры, которые зачастую являются весьма проблемными, НАТО становится достаточно рыхлой и трудноуправляемой организацией. При
этом обеспечение финансирования такой громоздкой структуры весьма сложная проблема, если постоянно не выдвигать новых целей, задач и не находить новых противников и, следовательно, новых спонсоров. Но это уже вопрос политики, и прежде всего для американцев, которые за счёт новых членов решают целый комплекс своих собственных задач. Так, бывший глава Пентагона Д.Рамс-фелд заявил в своё время о том, что
есть «старая» Европа, а есть «новая». И «новая» Европа нужна для того, чтобы не допустить сближения и координации между Россией, Германией и Францией. Или по крайней мере, чтобы управлять этим процессом из Вашингтона, опираясь на амбиции новоиспечённых сателлитов вроде Польши, которые, как любые неофиты, самые шумные и крикливые и готовы за одобрение Вашингтона буквально рыть землю [29].
Библиография
Доббс М. Шесть месяцев 1945. От мировой войны к войне холодной. М.: ЭКСМО, 2014. -464 с.
[Dobbs M. Shest' mesjacev 1945. Ot mirovoj vojny k vojne holodnoj. M.: JEKSMO, 2014. -464 s.]
Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб.: Царское Дело, 1955. - 352 с.
[Mitropolit Ioann. Odolenie smuty. Slovо k russkomu narodu. SPb.: Carskoe Delo, 1955. -352 s.]
НАТО. Справочник. Брюссель, 2001. - 672 с.
[NATO. Spravochnik. Brjussel', 2001. - 672 s.]
Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. // NATO Office of Information and Press. Brussels. P. 73-79.
[Putevoditel' po materialam sammita NATO v Vashingtone 23-25 aprelja 1999 g. // NATO Office of Information and Press. Brussels. P. 73-79]
Справочник НАТО. 2001. Бюро информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001. С. 81-90.
[Spravochnik NATO. 2001. Bjuro informacii i pressy NATO. Brjussel', 2001. S. 81-90]
Справочник НАТО. 2001. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 2001.
[Spravochnik NATO. 2001. Otdel informacii i pressy NATO. Brjussel', 2001]
Справочник НАТО. Office of Information and Press NATO. Brussels, 2001. C. 58-61.
[Spravochnik NATO. Office of Information and Press NATO. Brussels, 2001. C. 58-61]
Стратегическая концепция Североатлантического союза. Отдел информации и прессы НАТО. Брюссель, 1999.
[Strategicheskaja koncepcija Severoatlanticheskogo sojuza. Otdel informacii i pressy NATO. Brjussel', 1999]
Черчилль У. Вторая мировая война. В 6 томах. М.: Воениздат, 1955. Т. VI. С. 434.
[Cherchât U. Vtoraja mirovaja vojna. V 6 tomah. M.: Voenizdat, 1955. T. VI. S. 434]
Черчилль У. Речь в Вестминстерском колледже // Мускулы мира. М.: ЭКСМО, 2006. -506 с.
[Cherchill' U. Rech' v Vestminsterskom kolledzhe // Muskuly mira. M.: JEKSMO, 2006. - 506 s.]
29 Штоль В.В. Холодная война не заканчивалась. Интервью // Красная Звезда. 2014. 13 мая.
Штоль B.B. Армия «Нового мирового порядка». M.: ОГИ, 2010. - 384 c. [Shtol V.V. Armija «Novogo mirovogo porjadka». M.: OGI, 2010. - 384 s.]
Штоль B.B. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации. M.: Научная книга, 2003. -17б c.
[Shtol V.V. Novaja paradigma NATO v jepohu globalizacii. M.: Nauchnaja kniga, 2003. -17б s.]
Штоль B.B. О новой стратегической концепции НАТО // Обозреватель-Observer. 2010. №. 8. С. 47-5б.
[Shtol V.V. O novoj strategicheskoj koncepcii NATO // Obozrevatel'-Observer. 2010. №. 8. S. 47-5б.]
American Foreign Relation. 1947. Vol. IX. Princeton University. 1949.
Cooperative Program for Aid in the Development of Economically Underdeveloped Areas. Wash., 1950.
Engel F.-W. Handbuch der NATO. Frankfurt-am-Mien, 1957. S. 80б. Keesing's Contemporary Archives. L., 19б7. Vol. XVI. P. 22425-2242б. Life. 195б. 1б January. P. 78.
McNamara R. The Essence of Security: Reflections in Office. N.Y.: 19б8. P. 3б.
NATO Communiques 1994 (Text of Statements, Declarations and Communiques). NATO
Office of Information and Press. Brussels, 1994. NATO Final Communiques. Vol. 1. 1949-1974. NATO Service. Brussels. P. 249-253. NATO Handbook. NATO Office of Information and Press. Brussels,. 1995. P. 2бб-2б8. NATO Letter. 1970. December. P. б. NATO Review. 1984. December. P. 1-9.
NATO. Die Verteidigungsdoktrin und ihre Entwicklung. Osterreichishe Militarishe
Zeitschrift. Wien, 1974. H. 1. S. 72. NATO. Final Communiques. Vol. 1. 1949-1974. NATO Information. Service. Brussels. P. 39-
4б, 58.
Strategy of Sword and Shield. Signal. XII. 1958. № 8 (April). P. 5.
URL: http: //www.gwu.edu/-nsarchiv/colwar/documtnts/episode-1 /kennan.htm