Научная статья на тему 'NATIONAL NATURAL AND INTANGIBLE HERITAGE IN FASHION. CASE OF EMILIO PUCCI’S PRINTS'

NATIONAL NATURAL AND INTANGIBLE HERITAGE IN FASHION. CASE OF EMILIO PUCCI’S PRINTS Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эмилио Пуччи / принт / художественное наследие / история моды / итальянская мода / шелковый платок / Эмилио с Капри / модный дом / прет-а-порте / принц принтов / Emilio Pucci / print / intangible heritage / artistic heritage / fashion history / Italian fashion / print carre / Emilio di Capri / fashion brand / Renaissance art / prince of prints

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С.В. Затюпа

Известный итальянский дизайнер и основатель одноименного дома моды Эмилио Пуччи вошел в историю моды как «принц принтов». Систематический анализ источников вдохновения для его принтов 1950-х годов никогда не был осуществлен в научных исследованиях. Настоящая статья публикует результаты исследований фотографий 1950-х годов, содержащих изображения изделий Эмилио Пуччи. Результаты исследований проливают свет на источники вдохновения для принтов Эмилио Пуччи 1950-х годов. В этот период основными источниками вдохновения для принтов бренда были отпечатанные на одежде и прежде всего платках популярные богемные направления зимнего и летнего отдыха (например, остров Капри, курорты Тирренского моря и горнолыжные курорты Корвилья, Червиния, Абетоне, Сестьере, Кортина), относящиеся к природному и нематериальному наследию. Среди других, менее значимых, но уже материальных источников вдохновения Пуччи этого периода – искусство Ренессанса и памятники Флоренции, Палио в Сиене, исторические традиционные сицилийские мотивы. На начальном этапе карьеры платки и принты с воспроизведением природных и культурных мотивов модных туристических направлений, природного и нематериального наследия Италии способствовали популярности Пуччи. В статье источники вдохновения для мотивов принтов Пуччи сгруппированы, их популярность подсчитана статистическим методом. В 1950-е годы была сформирована узнаваемость бренда Пуччи, заданная прет-а-порте и особыми цветовыми схемами, формирование которых также обсуждается в статье. В статье предлагается использовать природное и нематериальное наследие России для продвижения отечественных брендов и для создания привлекательного образа России как туристического направления. Создаваемые российскими дизайнерами принты с природным и нематериальным наследием России могли бы стать частью феномена Made in Russia, стать великолепным инструментом продвижения бренда и повысить туристическую и культурную привлекательность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В МОДЕ. КЕЙС ПРИНТОВ ЭМИЛИО ПУЧЧИ

Italian fashion designer Emilio Pucci was famous as a ― "prince of prints". The systematic analysis of his sources of inspiration for his 1950s prints has never been realized in the scientific research. This article presents the results of studying of Pucci’s prints of the 1950s that was carried out by studying of the photographies of the 1950s. The article is dedicated to analysis of the case of Emilio Pucci’s’ prints of the 1950s as an example of using the national natural and intangible heritage in fashion and brand’s promotion. It analyzes in detail the sources of inspiration for Emilio Pucci’s prints of the 1950s when the main sources of inspiration for the brand's prints were the popular bohemian winter and summer destinations printed on clothing and, above all, scarves (for example, the island of Capri, the resorts of the Tyrrhenian Sea and the ski resorts of Corviglia, Cervinia, Abetone, Sestiere, Cortina). Early in designer’s career, scarves and prints inspired by the natural and cultural motifs of popular tourist destinations and Italy's natural and intangible heritage contributed to Pucci's popularity. During the 1950s, the recognition of this brand was formed by ready-to-wear and Pucci’s characteristic color schemes. He used an analogous and complementary combination of colors, less often Pucci used monochrome colors in his fashion. The genesis of typical Pucci color schemes is also discussed in the present article. The article proposes to use the natural and intangible heritage of Russia to promote Russian brands and Russia’s attractiveness as a tourist destination.

Текст научной работы на тему «NATIONAL NATURAL AND INTANGIBLE HERITAGE IN FASHION. CASE OF EMILIO PUCCI’S PRINTS»

13. Nizhny Novgorod Book of Records and achievements / Author-comp. O.I. Naumova, T.V. Kucherova; Scientific ed. T.P. Vinogradov - 2nd ed., ispr. And additional - N.Novgorod: Quartz, 2010. - 208 p.

14. Nikulina, Yu.N. Industrial tourism in the system of interaction between universities and enterprises: content and prospects of development: monograph / Yu.N. Nikulina, G.V. Struzberg. - Moscow: Publishing House «Pero», 2015. - 188 p.

15. Chumakov, V. Assembly shop of impressions // Around the world. November, 2007. - №11 (2806). [Around the World]. [Electronic resource] URL: http://www.vok rugsveta.ru/vs/article/6115 / (accessed: 15.01.2022).

16. Shestakova, E.V. Substantiation of the reference system of indicators for assessing the development of industrial enterprises / E.V. Shestakova // Scientific review: theory and practice. - 2015. - No. 3. - pp. 15-26.

DOI

NATIONAL NATURAL AND INTANGIBLE HERITAGE IN FASHION.

CASE OF EMILIO PUCCI'S PRINTS

S. V. Zatyupa

Artcentre.Moscow, 119019, Russia, Moscow

Italian fashion designer Emilio Pucci was famous as a "prince ofprints". The systematic analysis of his sources of inspiration for his 1950s prints has never been realized in the scientific research. This article presents the results of studying of Pucci's prints of the 1950s that was carried out by studying of the photographies of the 1950s. The article is dedicated to analysis of the case of Emilio Pucci's' prints of the 1950s as an example of using the national natural and intangible heritage in fashion and brand's promotion. It analyzes in detail the sources of inspiration for Emilio Pucci's prints of the 1950s when the main sources of inspiration for the brand's prints were the popular bohemian winter and summer destinations printed on clothing and, above all, scarves (for example, the island of Capri, the resorts of the Tyrrhenian Sea and the ski resorts of Corviglia, Cervinia, Abetone, Sestiere, Cortina). Early in designer's career, scarves and prints inspired by the natural and cultural motifs of popular tourist destinations and Italy's natural and intangible heritage contributed to Pucci's popularity.

During the 1950s, the recognition of this brand was formed by ready-to-wear and Pucci's characteristic color schemes. He used an analogous and complementary combination of colors, less often Pucci used monochrome colors in his fashion. The genesis of typical Pucci color schemes is also discussed in the present article.

The article proposes to use the natural and intangible heritage of Russia to promote Russian brands and Russia's attractiveness as a tourist destination.

Keywords: Emilio Pucci, print, intangible heritage, artistic heritage, fashion history, Italian fashion, print carre, Emilio di Capri, fashion brand, Renaissance art, prince of prints.

УДК 7.05

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ В МОДЕ.

КЕЙС ПРИНТОВ ЭМИЛИО ПУЧЧИ

С. В. Затюпа

«Центр Искусств. Москва», 119019, Россия, Москва

Известный итальянский дизайнер и основатель одноименного дома моды Эмилио Пуччи вошел в историю моды как «принц принтов». Систематический анализ источников вдохновения для его принтов 1950-х годов никогда не был осуществлен в научных исследованиях. Настоящая статья публикует результаты исследований фотографий 1950-х годов, содержащих изображения изделий Эмилио Пуччи. Результаты исследований проливают свет на источники вдохновения для принтов Эмилио Пуччи 1950-х годов.

В этот период основными источниками вдохновения для принтов бренда были отпечатанные на одежде и прежде всего платках популярные богемные направления зимнего и летнего отдыха (например, остров Капри, курорты Тирренского моря и горнолыжные курорты Корвилья, Червиния, Абетоне, Сестьере, Кортина), относящиеся к природному и нематериальному наследию. Среди других, менее значимых, но уже материальных источников вдохновения Пуччи этого периода - искусство Ренессанса и памятники Флоренции, Палио в Сиене, исторические традиционные сицилийские мотивы. На начальном этапе карьеры платки и принты с воспроизведением природных и культурных мотивов модных

туристических направлений, природного и нематериального наследия Италии способствовали популярности Пуччи. В статье источники вдохновения для мотивов принтов Пуччи сгруппированы, их популярность подсчитана статистическим методом. В 1950-е годы была сформирована узнаваемость бренда Пуччи, заданная прет-а-порте и особыми цветовыми схемами, формирование которых также обсуждается в статье.

В статье предлагается использовать природное и нематериальное наследие России для продвижения отечественных брендов и для создания привлекательного образа России как туристического направления. Создаваемые российскими дизайнерами принты с природным и нематериальным наследием России могли бы стать частью феномена Made in Russia, стать великолепным инструментом продвижения бренда и повысить туристическую и культурную привлекательность страны.

Ключевые слова: Эмилио Пуччи, принт, художественное наследие, история моды, итальянская мода, шелковый платок, Эмилио с Капри, модный дом, прет-а-порте, принц принтов.

Введение

Итальянский дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci, рис. 1, Неаполь 1914 - 1992, Флоренция), начав творческий путь в качестве дизайнера в 1947 году, вошел в историю моды как талантливый дизайнер прет-а-порте и как «принц принтов». Его авторские принты (рисунки на ткани, которые создавал он сам) пользовались по всему миру огромной популярностью уже при жизни создателя. Они до сих пор составляют ДНК и идентичность одноименного итальянского Дома моды. Принты Пуччи уже сами стали частью модного и культурного наследия Италии. Они стали частью феномена Made in Italy.

Абсолютная узнаваемость принтов Пуччи обеспечена особой комбинаторностью цветов. Мастер чаще всего использовал аналогичное и комплементарное сочетания цветов, реже - монохромное сочетание. В эволюции творчества Пуччи следует выделить период 1950-х годов и после 1960 года. В 1950-е годы основными источниками вдохновения для принтов бренда были отпечатанные на одежде и прежде всего платках популярные богемные направления зимнего и летнего отдыха (например, остров Капри, курорты Тирренского моря и горнолыжные курорты Корвилья, Червиния, Абетоне, Сестьере, Кортина), относящиеся к природному и нематериальному наследию. Искусство Ренессанса и памятники Флоренции, Палио в Сиене, исторические традиционные сицилийские мотивы, которые реже использовались Пуччи в 1950-е годы, относятся к материальному наследию. На начальном этапе карьеры платки и принты с воспроизведением природных и культурных мотивов популярных туристических направлений, природного и нематериального наследия Италии способствовали популярности Пуччи. Как же природное и нематериальное наследие страны может способствовать формированию ДНК модного бренда и его продвижению на международном рынке? На базе анализа принтов Пуччи 1950-х годов, на основании использования природного и нематериального наследия как стратегии узнаваемости и продвижения бренда, а также стратегии привлечения клиентов в статье будет сформировано предложение об использовании аналогичной стратегии для российских брендов. Природа юга России также богата цветами, а места - легендами.

Методы и материалы

Исследование принтов Пуччи было проведено с помощью фотографий из периодической печати той эпохи [1, 2], крупного каталога, изданного совместно с брендом [4], а также анализа и количественного подсчета данных о доминирующих источниках вдохновения. Систематически принты Эмилио Пуччи не изучались в российской и западной историографии. Книги и статьи, посвященные дизайнеру, имеют биографический характер.

Рис. 1. Эмилио Пуччи в своем ателье за разработкой принта. Начало 1960-х годов

24

В первые годы основания Дома моды марка называлась Emilio di Capri (итал. «Эмилио из Капри»), поскольку родители Эмилио, аристократы, были против подобной «ремесленной» профессии. Пуччи не раз заявлял, что именно бирюзовая вода Капри вдохновляла его на дизайн. Так Пуччи назвал свой бренд в начале карьеры. В конце 1940-х - 1950-х годах, да и сейчас, Капри - модный курорт, направление для туризма состоятельной, богемной и мобильной публики (jet set). Аристократическое происхождение Пуччи, знакомство с международными джетсеттерами позволили усилить позиции молодого бренда на начальном этапе, а также понять запросы клиента. На Капри Пуччи революционировал летний лук: его модели носили укороченные брюки-дудочки («капри») и рубашку с принтом (рис. 2). Вместо одного предмета гардероба (например, платья) Пуччи предлагал носить два более практичных: брюки и рубашку. В его одежде появились яркие цвета, который станут частью ДНК марки. С коммерческой точки зрения, легче продать два предмета гардероба, чем один, а яркие цвета и их смелые сочетания привлекали новых клиентов. Главной особенностью предметов гардероба, создаваемых Пуччи в тот период, являлось использование мотивов и образов тех мест (Капри, модные итальянские и швейцарские горнолыжные курорты). Такую одежды и аксессуары часто покупали в качестве сувенира, эти предметы гардероба становились прекрасным инструментом продвижения бренда.

Результаты

Осталось немного фотографий моделей одежды Пуччи 1950-х годов. Одежда этого периода отличается относительной монохромией в сравнении с образцами 1960-х годов. Редко когда на ткани присутствует больше 4-5 цветов и их оттенков, чаще всего колористическая гамма ткани и принта ограничивается 1-2 цветами (рис. 3-4). Между тем платки Пуччи того периода наиболее ярко отражают колористический дар дизайнера (рис. 5). Их мотивы чрезвычайно многообразны: план местности, название модного курорта.

Рис. 3. Рубашка "Scorci capresi", осень / зима 1950/1951, Рис. 4. Модель в одежде Эмилио Пуччи. хлопок, Friedman, Vanessa, Armando Chitolina et Europeana fashion

Laudomia Pucci, Emilio: Pucci fashion story, Cologne, Taschen, 2013, c. 52.

Рис. 5. Платок «Остров Капри», 1952, 90 х 90 Рис. 6. Центральная часть платка «Piazzetta di Capri», см, шелковая саржа, Fondazione Ratti 1950, 84 х 84 см, Friedman, Vanessa, Armando Chitolina

et Laudomia Pucci, Emilio: Pucci fashion story, Cologne, Taschen, 2013, c. 51.

Обсуждение

Принты Пуччи того периода являлись настоящими путеводителями по местности, указывали достопримечательности. Дизайнер посвятил множество принтов Капри. На платке «Остров Капри» отмечены все самые значимые места острова с их названиями. Представлены две коммуны: Капри и Анакапри, мысы, бухты, скалы Фаральони, руины поселений (замок крепости Барбаросса), исторические места, церкви, улицы, рестораны "La Canzone del Mare", "Michelangiolo", магазины (включая его собственный). Роза ветров отмечена именем "Emilio". Одним из первых Пуччи начал маркировать свои изделия, опасаясь подделок. Принт на платке имеет фигуративный характер, забавные фигурки любопытно рассматривать, поскольку они рассказывают о мифологии места. Так на черном фоне моря выделяется сирена - символ ресторана и пляжного клуба "La Canzone del Mare", который существует до сих пор. Название модного ресторана отсылает к песне сирен из «Одиссеи» Гомера. Считалось, что сирены живут на Капри. Таким образом, древнегреческая мифология о сиренах переплетается с современной модой. Этот платок выпускался во многих цветах: голубой, серый, фиолетовый. Колористическое решение типично для Пуччи. Он использовал оттенки цветов и умело их сочетал. Например, использовал малиновый на розовом, а ахроматы (черный, белый, серый) для разделения других цветов и в качестве нейтрального фона. Самым характерным приемом Пуччи, сформировавшимся в тот период и отличающим его принты от принтов других дизайнеров, было использование близких друг другу цветов по цветовому кругу. Цвета располагались рядом (аналоговая триада желтого, розового и оранжевого на рис. 6) или близко (розовый и голубой на рис. 5). Розовый (цветок бугенвиллии) и голубой (море) вездесущи в природном колорите Капри. Таким образом, самые памятные места острова (рестораны, морские мотивы (корабли, сирены, сети, морские обитатели), а также смелое сочетание цветов, подчеркнутое умелым использованием мифологии места, способствовали успеху Пуччи как в Европе, так и США. Совсем скоро его одежду уже носили голливудские звезды Мэрлин Монро и Элизабет Тейлор.

Рис. 7. Фрагмент платка «Позитано», Рис. 8. Платки «Морские порты»,

1950-е годы, 90 х 90 см, шелковая саржа, конец 1950-х годов, 60 х 60 см,

там же, с. 54. шелковое джерси, там же, с. 178.

Помимо Капри, Пуччи воспроизвел в своих принтах Позитано, Портофино, Порто сан Стефано, Порто Эрколе, Порто Адзурро. Платок «Позитано» воспроизводит карту городка и достопримечательности. Согласно легенде, моряки, которые перевозили византийскую икону с изображением Богоматери, думали, где они могут причалить. Им показалось, что икона сообщила: «Остановите здесь» (итал. "Posa, posa"). Слова Богоматери остались в названии города (рис. 7). Серия платков «Морские порты» (рис. 8) состоит из растительных мотивов, а цвета гармонируют между собой по аналоговому принципу. Оттенки синего, зеленого и фиолетового вдохновлены морем. Подобные орнаменты и сочетания будут особо популярны в 1960-е годы.

Коллекции Пуччи для зимних горнолыжных курортов отличались от летних. На платках воспроизводились мелкие рисунки, и один и тот же мотив воспроизводился несколько раз. Мотивы были орнаментальными и фигуративными. Цветовая гамма изделий для горнолыжных курортов была сдержанной. Фон для принта часто был белым (рис. 9). Пуччи использовал белый и бежевый, оттенки зеленого, а также свои излюбленный цвета - розовый, оранжевый и голубой. Рисунок для платка «Абетоне» (рис. 9) фигуративен, платок «Червиния» (рис. 10) ближе к абстракции. Гора создана из локальных цветовых пятен, разделенных лентами. Сочетание цветов построено на аналоговом (бледно-

розовый, бледно-оранжевый и оранжевый) и комплементарном сочетании (голубой и оранжевый) (рис. 10).

Рис. 9. Рисунок для платка «Абетоне», 1957, 79 х Рис. 10. Платок «Червиния», 1952, 89 х 89 см, 79 см, там же, с. 163. шелковая саржа, там же, с. 160.

Заключение

Острова и городки Тирренского моря, горнолыжные итальянские и швейцарские курорты были отлично знакомы Пуччи. Знание мифологии, фольклора, истории и культуры мест, наблюдательность по отношению к природе, природный дар колориста помогли Пуччи создавать принты, которые пришлись по вкусу современной состоятельной и богемной клиентуре США и Европы. Именно в 1950-е годы, благодаря ярким цветам итальянского Средиземноморья, аналоговому сочетанию цветов и любви Пуччи к итальянскому природному и нематериальному наследию, был сформирован ДНК бренда, который формировал образ Италии и феномена Made in Italy уже по всему миру.

Создаваемые российскими дизайнерами принты с природным и нематериальным наследием России могли бы стать частью феномена Made in Russia, стать великолепным инструментом продвижения бренда и повысить туристическую и культурную привлекательность страны.

Список литературы

1. Fondazione Ratti: сайт. - URL: http://www.fondazioneratti.org (дата обращения: 13.01.2022).

2. Europeana Fashion: сайт. - URL: http://www.europeanafashion.eu/portal/home.html (дата обращения: 06.01.2022).

3. Friedman, Vanessa, Armando Chitolina & Laudomia Pucci, Emilio: Pucci fashion story, Cologne, Taschen, 2013 (воспроизведенные изображения в книге).

DOI

RESEARCH ON THE EFFECTIVENESS OF DISTANCE LEARNING BASED ON A SURVEY OF STUDENTS

Maslakov S.I., Tutaeva V.I., Kolesnikova A.V.

Starooskolsky branch of the National Research University «BelSU», 309502, Stary Oskol (Belgorod region), Russia.

Annatation: The article presents the results of a survey of students regarding the effectiveness of distance learning. The relevance of such a study is due to the fact that the distance learning format is one of the most modern technologies for organizing the educational process and allows all persons interested in obtaining knowledge to be involved in educational activities. This type of organization of educational activity is a relatively new phenomenon, is becoming more widespread in the modern world, causes a large number of disputes among specialists in various fields of knowledge. As part of the work, the authors developed a questionnaire that includes two blocks of developed questions: an assessment of the factors of the implementation of distance learning and an assessment of the effectiveness of distance learning. The analysis of the obtained results was carried out in the following positions: 1) assessment of the factors of the implementation of distance learning; 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.