Научная статья на тему 'НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / обучающиеся / практикум / пандемия / участковый врач-терапевт / questionnaires / trainees / workshop / pandemic / district general practitioner

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кравцова Олеся Николаевна, Сагитова Эльвира Рафкатовна

В статье представлена роль дисциплины «Практикум по поликлинической терапии» в образовательном процессе студента медицинского вуза для освоения навыков оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях, в том числе в период пандемии COVID-19. Продемонстрированы результаты анкетирования студентов VI курса лечебного факультета по основным направлениям деятельности участковых врачей-терапевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кравцова Олеся Николаевна, Сагитова Эльвира Рафкатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESSING ISSUES OF PRACTICAL DISCIPLINE DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The article presents the role of the discipline “Workshop on polyclinic therapy” in the educational process of a student of a medical university for mastering the skills of providing primary medical health care to the population on an outpatient basis during the COVID-19 pandemic. The results of the questionnaire survey of 6th year students of the Faculty of General Medicine in the main areas of activity of district therapists are demonstrated.

Текст научной работы на тему «НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Кравцова О.Н., Сагитова Э.Р.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 460000, г. Оренбург, Российская Федерация

В статье представлена роль дисциплины «Практикум по поликлинической терапии» в образовательном процессе студента медицинского вуза для освоения навыков оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях, в том числе в период пандемии COVID-19. Продемонстрированы результаты анкетирования студентов VI курса лечебного факультета по основным направлениям деятельности участковых врачей-терапевтов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кравцова О.Н., Сагитова Э.Р. Насущные вопросы практической дисциплины в период пандемии коронавируса // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 141-148. DOI: Шрв^сл. огд/10.33029/2220-8453-2021-12-4-141-148

Статья поступила в редакцию 19.09.2021. Принята в печать 13.12.2021.

Ключевые слова:

анкетирование, обучающиеся, практикум, пандемия, участковый врач-терапевт

PRESSING ISSUES OF PRACTICAL DISCIPLINE DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Kravtsova O.N., Sagitova E.R.

Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, 460000, Orenburg, Russian Federation

The article presents the role of the discipline "Workshop on polyclinic therapy" in the educational process of a student of a medical university for mastering the skills of providing primary medical health care to the population on an outpatient basis during the COVID-19 pandemic. The results of the questionnaire survey of 6th year students of the Faculty of General Medicine in the main areas of activity of district therapists are demonstrated.

Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

Keywords:

questionnaires, trainees, workshop, pandemic, district general practitioner

For citation: Kravtsova O.N., Sagitova E.R. Pressing issues of practical discipline during the Coronavirus pandemic. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 141-8. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-141-148 (in Russian) Received 19.09.2021. Accepted for publication 13.12.2021.

Дисциплина «Практикум по поликлинической терапии» была включена в учебный план с 2016 г. для обучающихся VI курса по специальности «Лечебное дело» в Оренбургском государственном медицинском университете с целью формирования компетенций, необходимых для организации и оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в условиях поликлиники [1-4]. Данная дисциплина проводится дважды в год (в XI и XII семестрах). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Оренбурга в качестве помощников участковых терапевтов под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник,непосредственным руководством участковых врачей-терапевтов и проверкой преподавателями кафедры поликлинической терапии.

График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы участкового врача-терапевта, к которому закреплен обучающийся [5]. Совместно с доктором студент ведет прием в поликлинике (4 ч) и обслуживает вызовы больных на дому (2 ч), а также выполняет санитарно-просве-тительную работу.

За период прохождения дисциплины обучающимся необходимо освоить основные принципы оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, научиться осуществлять диагностику заболеваний, предупреждать их развитие путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, проводить медицинские осмотры, диспансеризацию, диспансерное наблюдение, участвовать в экспертизе временной нетрудоспособности и в том числе оформлять медицинскую документацию в амбулаторном звене [2-6]. Студенты ежедневно запол-

няют дневник, отражающий выполненные виды работ.

В сложившейся в настоящее время эпидемиологической обстановке, связанной с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возросла напряженность труда участковых терапевтов. Вместе с этим изменилась интенсивность выполнения работ нашими учащимися при прохождении практикума.

Цель - обосновать важность прохождения учащимися дисциплины «Практикум по поликлинической терапии» для освоения навыков оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

С целью выявления различных аспектов прохождения студентами дисциплины «Практикум по поликлинической терапии» в 2020/2021 учебном году (осенний семестр) нами была разработана анкета и проведен опрос (через печатную форму анкеты) обучающихся (с их добровольного согласия). Анкета (см. приложение) включала вопросы, касающиеся формы обучения, контроля и помощи со стороны участковых терапевтов и преподавателей кафедры, возможности самостоятельного принятия решений. На каждый вопрос предложено 4 варианта ответа: 1-й ответ - да/ежедневно; 2-й - скорее да/часто; 3-й - скорее нет/в единичных случаях; 4-й - нет/никогда. В анкетировании приняли участие 303 студента VI курса лечебного факультета. Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью программы Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ данных показал следующие результаты.

142

Медицинское образование и профессиональное развитие

% 80

60 40 20 0

69,6%

21,2%

1 5^% з,з% 1 ® ' 1

Ежедневно

Часто

В единичных случаях

Никогда

Рис. 1. Как часто вам приходилось на практикуме самостоятельно объективно обследовать пациентов?

На вопрос: «Ваш практикум проходил только в очном формате?» 294 (97%) респондента ответили, что проходили практикум в очной форме и лишь 9 (3%) опрошенных проходили практикум дистанционно ввиду болезни (острая респираторная инфекция).

В предыдущие годы студенты работали с пациентами под постоянным контролем участковых терапевтов. Во время практикума обучающиеся осваивают методы сбора жалоб и анамнеза больного, проводят его физикальный осмотр. Почти 211 (70%) студентов однозначно имели возможность самостоятельно объективно обследовать пациентов. 64 (21,2%) респондента часто

лично осуществляли физикальное обследование больных, 18 (5,9%) анкетированных -лишь в единичных случаях (рис. 1).

Среди 165 (54,5%) обучающихся первичный опрос и осмотр больных проводили с осуществлением ежедневного контроля участковым терапевтом, 81 (26,7%) анкетированный отметили частый контроль со стороны доктора, остальные респонденты указали отсутствие проверки участкового врача или в единичных случаях (рис. 2).

На вопрос анкеты: «При прохождении практикума участковый терапевт помогал вам правильно выставить диагноз больному?» 186 (61,4%) опрошенных однозначно

%

60 50 40 30 20 10 0

54,5%

26,7%

3,5%

10,3%

Ежедневно

Часто

В единичных случаях

Никогда

Рис. 2. За время практикума как часто участковый терапевт контролировал ваш контакт (опрос и осмотр) с пациентами?

Рис. 3. Как часто при прохождении практикума участковый терапевт помогал вам правильно выставить диагноз больному?

%

70 60 50 40 30 20 10 0

61,4%

21,8%

8,9% 7,9%

1 1 1 1 1

Ежедневно

Часто

В единичных случаях

Никогда

ответили «Да» и 66 (21,8%) респондентов отметили частый контроль участкового терапевта (рис. 3).

В ходе работы обучающихся контролируют преподаватели кафедры, которые помогают им правильно оценить состояние здоровья пациентов, а также верно диагностировать выявленную патологию. Почти 121 (40%) студент отметил ежедневный контроль преподавателей в сложной работе с больными, еще 75 (24,7%) анкетированных указали частый контроль, 59 (19,5%) респондентов упомянули проверку преподавателями в единичных случаях.

Назначение определенной терапии больным ежедневно проговаривалось с вра-

чами у 206 (67,9%) молодых специалистов, часто - 51 (16,8%), в единичных случаях - 27 (8,9%) респондентов (рис. 4).

Сотрудники кафедры поликлинической терапии разбирали с учащимися план лечения больных с учетом индивидуального подхода. Так, 138 (45,5%) анкетированных нуждались в ежедневных консультациях преподавателя, 77 (25,4%) студентов часто дискутировали по вопросам лечения пациентов и 43 (14,2%) в единичных случаях прибегали к помощи профессорско-преподавательского состава кафедры.

За время осеннего практикума 268 (88,4%) студентов проводили осмотры больных на дому и осуществляли вызовы

%

80 60 40 20

67,7%

16,8%

3,9%

6,4%

Ежедневно

-1---г

Часто В единичных

случаях

Никогда

0

Рис. 4. Как часто вы обсуждали с участковым терапевтом назначение лечения пациентам? I Медицинское образование и профессиональное развитие

Рис. 5. Как часто за время практикума вы ходили на вызовы?

как самостоятельно, так и совместно с участковыми терапевтами (рис. 5).

Данный вид работы ежедневно осуществляли 227 (74,9%) обучающихся, часто - 26 (8,5%), в единичных случаях - 15 (5%) респондентов. В целях профилактики контактного и воздушного путей передачи инфекции COVID-19 студентам предоставляли средства индивидуальной защиты (СИЗ) [7]. Практически все (94,4%) анкетированные использовали СИЗ: 238 (78,6%) - ежедневно; 37 (12,2%) - часто; 11 (3,6%) - в единичных случаях; 17 (5,6%) - не использовали их вовсе.

В связи с пандемией коронавируса родственники, живущие с больными данной инфекцией, должны соблюдать режим самоизоляции. Состояние здоровья контактных лиц ежедневно контролировали 166 (54,8%) анкетированных, осуществляли мониторинг часто - 60 (19,8%), в единичных случаях - 45 (14,8%) студентов.

Студенты отметили, что им приходилось быстрее определяться при постановке диагноза и выборе терапии пациентов в сложившихся условиях (в большинстве случаев обсуждая эти моменты с доктором). Среди опрошенных 175 (57,7%) человек положительно ответили о высокой скорости принятия определения диагноза и назначении

лечения, 88 (29,1%) студентов также согласились с данным утверждением, 25 (8,3%) отметили небольшие изменения в живости принятия решения, 15 (4,9%) респондентов работали в привычном ритме.

Нам интересно было узнать мнение учащихся о пользе навыков, полученных во время практикума в период пандемии, для будущей профессии. Однозначно пригодятся навыки - отметили 229 (75,6%) респондентов, скорее пригодятся - 54 (17,8%), возможно, не пригодятся - 11 (3,7%) опрошенных (рис. 6).

В завершение анкетирования был задан вопрос о практической пользе от прохождения данной дисциплины. Мы получили положительный ответ от 209 (68,9%) опрошенных, 68 (22,5%) студентов считают, что этот опыт им пригодится, 19 (6,3%) сомневаются в ценности, 7 (2,3%) отрицательно высказались по данному вопросу.

ОБСУЖДЕНИЕ

В период распространения новой коро-навирусной инфекции учащимся пришлось проводить самостоятельное объективное обследование больных, а иногда и назначать лечение под контролем врача. Обучающиеся за период прохождения практи-

Рис. 6. Пригодятся ли вам навыки, полученные по данной дисциплине, в профессии врача?

80 75'6%

60 40 20 0

17,8%

■ 3,7% 2,9% 1 1 1 1 1 1

кума осваивали составление и обоснование плана лабораторного и инструментального обследования в соответствии с порядками и стандартами оказания первичной медико-санитарной помощи, интерпретировали результаты различных методов исследования, обосновывали предварительный диагноз с учетом Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), проводили дифференциальную диагностику предполагаемого заболевания со сходными патологическими состояниями и назначали лечение пациенту (главным образом под контролем участкового терапевта). На плечи врачей первичного звена легла большая нагрузка из-за появления новой коронави-русной инфекции. Обучающиеся в меру своих знаний и умений старались помочь докторам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпидемическая обстановка диктует свои условия выполнения ежедневной работы

участковых врачей, а с ними и студентов VI курса, которые уже через полгода, пройдя первичную аккредитацию, вступят в эти ряды. Ведь умение быстро поставить правильный диагноз и своевременно назначить рациональную терапию (это отметили более 2/3 анкетированных) поможет улучшить качество, а зачастую и спасти жизни пациентов! В процессе прохождения практикума практически все студенты отметили профпригодность полученных навыков. Таким образом, необходимо отметить важность прохождения обучающимися дисциплины «Практикум по поликлинической терапии». Мы считаем, что внедрение в медицинских вузах дисциплины «Практикум по поликлинической терапии» в рабочую программу обучающихся по специальности «Лечебное дело» гораздо облегчит психологическую, социальную и методическую адаптацию молодых специалистов первичного звена здравоохранения.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кравцова Олеся Николаевна (Olesya N. Kravtsova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация

E-mail: kravcova-olesya0mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8114-7159

Сагитова Эльвира Рафкатовна (Elvira R. Sagitova)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, Оренбург, Российская Федерация

E-mail: sagel.81810mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6492-0824

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минтруда России от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2017 № 46293). URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-21.03.2017-N-293n/

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». URL: https://base.garant.ru/70195856/

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 27.03.2019 г. № 164н «О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н». URL: https://base.garant.ru/72229164/

4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (Зарегистрирован 26.08.2020 № 59493). URL: https://base.garant.ru/74566342/#friends

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.1 2.2005 г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового». URL: https://base.garant.ru/12144440/

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.12.2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядок по их ведению». URL: https://base.garant.ru/70877304/

7. Письмо Роспотребнадзора от 09.04.2020 № 02/6475-2020-32 «Об использовании средств индивидуальной защиты». URL: https://base.garant.ru/73930807/

REFERENCES

1. The Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 21.03.2017 No. 293n «On approval of the professional standard «Medical doctor (district therapist)» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 06.04.2017 No. 46293). URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Mintruda-Rossii-ot-21.03.2017-N-293n/

2. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 543n dated 15.05.2012 «On approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults». URL: https://base.garant.ru/70195856/

3. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 164n dated 27.03.2019 «On Amendments to the Regulations on the Organization of primary Health Care to the Population, approved by Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 543n dated May 15, 2012». URL: https://base.garant.ru/72229164/

4. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 988 dated 1 2.08.2020 «On approval of the Federal State educational standard of higher education - specialty in the specialty 31.05.01 Medical business» (Registered 26.08.2020 No. 59493). URL: https://base.garant. ru/74566342/#friends

5. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 765 dated 07.1 2.2005 «On the organization of the activities of a district physician». URL: https://base.garant. ru/12144440/

*Автор для корреспонденции.

6. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 834n dated 15.12.2014 «On approval of unified forms of medical documentation used in medical organizations providing medical care in outpatient settings, and the procedure for their management». URL: https://base.garant. ru/70877304/

7. Letter of Rospotrebnadzor dated 09.04.2020 No. 02/6475-2020-32 «On the use of personal protective equipment». URL: https://base.garant.ru/73930807/

Приложение

Анкета

Вопросы (при ответе поставьте знак (V) в нужном Да

столбце) касаются осеннего практикума (ежедневно)

Скорее

да (часто)

Скорее нет (единичный случай)

Нет (никогда)

1. Ваш практикум проходил только в очном формате?

2. Во время практикума вы болели вирусной инфекцией?

3. Вам приходилось на практикуме самостоятельно объективно обследовать пациентов?

4. За время практикума участковый терапевт контролировал ваш контакт (опрос и осмотр) с пациентами?

5. При прохождении практикума участковый терапевт помогал вам правильно выставить диагноз больному?

6. Назначение лечения пациентам обсуждалось с участковым терапевтом?

7. За время практикума вы ходили на вызовы?

8. Во время практикума доводилось вам наблюдать за здоровьем лиц, находящихся на режиме самоизоляции (контактных)?

9. В период прохождения практикума вы использовали СИЗ (средства индивидуальной защиты)?

10. Вам помогали преподаватели кафедры достоверно оценить состояние здоровья пациентов и правильно выставить диагноз?

11. Сотрудники кафедры обсуждали с вами тактику лечения пациентов?

12. Приходилось ли вам в условиях пандемии быстрее чем прежде ориентироваться в диагностике и тактике лечения больных?

13. Навыки, полученные на данной дисциплине пригодятся вам в профессии врача?

14. Прохождение практикума оказалось для вас полезным?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.