Научная статья на тему 'Наступим ли на «Ценовые грабли» в очередной раз? (о кн. А. К. Корнева «Формирование стоимости машин и оборудования в экономике России». М. : макс Пресс, 2006)'

Наступим ли на «Ценовые грабли» в очередной раз? (о кн. А. К. Корнева «Формирование стоимости машин и оборудования в экономике России». М. : макс Пресс, 2006) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наступим ли на «Ценовые грабли» в очередной раз? (о кн. А. К. Корнева «Формирование стоимости машин и оборудования в экономике России». М. : макс Пресс, 2006)»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

НАСТУПИМ ЛИ НА «ЦЕНОВЫЕ ГРАБЛИ» В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ? (о кн. А.К. Корнева «Формирование стоимости машин и оборудования в экономике России». М.: МАКС Пресс, 2006)

Уровень и динамика стоимости машин и оборудования отечественного производства являются, как известно, важнейшими факторами воспроизводства активной части основного капитала экономики. Они определяют различие между реальным и номинальным воспроизводством этого капитала. Существующий в настоящее время высокий уровень стоимости техники предполагает номинальное воспроизводство активной части основного капитала. Оно характеризуется сравнительно небольшими объемами капиталовложений в оборудование, значительными объемами крайне изношенного, устаревшего оборудования и величинами среднего возраста техники. Вместе с тем в перспективном периоде необходимо осуществить переход к относительно низкому уровню стоимости машин и оборудования, который определяет соответственно реальное воспроизводство активной части основного капитала, предполагающее значительные объемы капиталовложений в оборудование, отсутствие крайне изношенного и устаревшего оборудования, сравнительно малый средний возраст техники. Поэтому исследования уровня и динамики стоимости машин и оборудования в отечественной экономике являются крайне актуальными.

В книге, состоящей из введения, девяти глав, выделенных в четыре раздела, заключения и двух приложений, рассматриваются процессы формирования стоимости отечественной техники в течение примерно полувека.

В первом разделе «Формирование стоимости машин и оборудования: исторический аспект» исследуется экономически необоснованное удорожание техники в 1966-1991 гг. В этом разделе представлена авторская методика исследования процессов удорожания машин и оборудования, которая содержит анализ динамики удорожания машин и оборудования отечественного производства в расчете на единицу их паспортной производительности, а также анализ ценностных составляющих общего удорожания машин и оборудования. Сравнение объемов прироста удорожания основных видов машин и оборудования с экономическим эффектом их использования позволило выделить удорожание прогрессивных видов инвестиционной продукции, использование которых в народном хозяйстве предполагает получение значи-

тельного экономического эффекта и удорожание традиционных видов техники. Показатели роста стоимости единицы мощности разделены автором на «экономически обоснованные» (прогрессивных видов машин и оборудования) и «необоснованные» (традиционных видов машин и оборудования). В них в свою очередь выделено явное удорожание техники в результате пересмотров цен на машиностроительную продукцию и скрытое в результате надбавок к новой цене и роста цен на новые марки машин и оборудования и ряд других факторов.

Автор исследует особенно подробно динамику экономически необоснованного удорожания машин и оборудования в период 1986-1991 гг. с выделением 1988 и 1990 гг. Для каждого года осуществлен пересчет в неизменные цены объемов выпуска машиностроительной продукции производственного назначения, конечной и промежуточной машиностроительной продукции, а также формируемых на основе этой продукции капиталовложений в оборудование, исчислена их динамика. Основной вывод данного раздела состоит в том, что характер и содержание исследуемых процессов в определяющей степени были связаны с гигантскими объемами затрат неэкономического характера, целью которых было достижение определенного соотношения в сфере военно-стратегического противостояния СССР с США и странами Запада. В качестве этого соотношения, как известно, руководством страны были определены достижение и поддержание не достаточного уровня, а паритета. Наибольшая часть этих затрат была сконцентрирована в машиностроительном комплексе, поэтому его оборонный сектор и непосредственно связанные с ним виды производства развивались очень успешно, в крайне благоприятных условиях, и его достижения общеизвестны. Вместе с тем гражданский сектор машиностроительного комплекса был лишен качественных ресурсов, и его развитие характеризовалось в значительной мере как фиктивное, а его стоимостные показатели как завышенные.

Во втором разделе «Анализ капиталоемкости вводимых производственных мощностей промышленности с учетом удорожания машин и оборудования» представлены результаты исследования капиталоем-

кости вводимых производственных мощностей промышленности, учитывающей удорожание машин и оборудования. В рамках этого исследования автор рассматривает влияние динамики капиталоемкости производственных мощностей промышленности на макроэкономические показатели роста общественного производства и предлагает методологию анализа капиталоемкости производственных мощностей промышленности и прогнозирования потребности в капиталовложениях.

В соответствии с этой методологией представлена методика исследования динамики капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей промышленности и факторов, ее определяющих. В ней предлагается изучение капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей по оборудованию, а также по СМР (пассивной части основных фондов). В качестве факторов капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей по оборудованию выделены следующие: отраслевая структура ввода мощностей, объемы неустановленного оборудования, удорожание единицы производительности отечественного оборудования, рост объемов и удорожания импортного оборудования, рост закупок оборудования, непосредственно не связанного с вводом мощностей по производству конечной продукции отрасли, динамика закупок основного технологического оборудования, не вызывающая увеличения мощностей производства. В свою очередь динамика капиталоемкости (фондоемкости) вводимых мощностей по СМР определялась в основном изменением стоимости 1 кв. м производственных площадей и видовой структуры промышленных объектов производственного строительства.

В соответствии с методикой осуществлен конкретный комплексный анализ факторов, определивших динамику капиталоемкости и фондоемкости мощностей промышленности в дореформенный период. Исследование включало примерно 130 продуктов 8-ми крупных отраслей промышленности, по которым составлялись балансы производственных мощностей. Анализ основывался на совмещении балансов капитальных вложений, основных фондов и производственных мощностей отраслей промышленности. Поскольку балансы основных фондов и капиталовложений разрабатывались в стоимостном выражении и по укрупненным отраслям, а балансы мощностей - в натуральном измерении, потребовался пересчет натуральных показателей балансов мощностей в стоимостные и их агрегирование по каждой из восьми отраслей промышленности. Анализ динамики капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей и прироста продукции промышленности был осуществлен для всей

группы отраслей в целом и для каждой из них в отдельности.

Результаты исследования динамики капиталоемкости и фондоемкости вводимых мощностей промышленности могут использоваться в прогнозных расчетах, выполняемых на отраслевой модели анализа и прогнозирования потребности в капитальных вложениях на ввод мощностей. В книге приводится подробное описание программной реализации отраслевой модели, которая состоит из трех блоков. Расчеты в первом блоке производятся с использованием отчетной статистики с целью ее согласования и исчисления определенных средних величин. Расчеты во втором блоке позволяют получить систему прогнозных показателей. В основу расчетов третьего блока положена процедура обратного счета - от объемов потребности в капитальных вложениях на ввод мощностей к основным показателям модели, в том числе автономно получаемым. Исчисления в этом блоке являются многофункциональными. В книге приведены примеры расчетов для отрасли «черная металлургия» с использованием трех блоков программной реализации отраслевой модели.

В третьем разделе «Формирование стоимости машин и оборудования в условиях кризизисного спада их производства и закупок» исследуется формирование стоимости машин и оборудования в период проведения радикальных экономических реформ. В этот период произошло второе, вслед за 1986-1991 гг., значительное повышение относительных цен на машиностроительную продукцию, причем в условиях сохранения значительного экономически необоснованного удорожания техники, возникшего в предшествующий период. Второе повышение относительных цен на машины и оборудование обясняется автором как следствие удорожания продукции добывающих отраслей промышленности, которое возникло в условиях спада производства продукции обрабатывающей промышленности, в том числе инвестиционного машиностроения. Спад был связан с возникновением спросовых ограничений на продукцию в условиях сохранения значительного экономически необоснованного удорожания техники и отсутствия поддержки платежеспособного спроса на продукцию обрабатывающей промышленности со стороны государства.

Автор рассматривает динамику кризисного шестикратного спада производства и закупок машин и оборудования в первый (1992-1993 гг.) и второй (1994-1996 гг.) его периоды, а также условия стабилизации динамики спада. Важнейшими факторами спада в первый период явились: низкий уровень платежеспособности потребителей инвестиционной техники и сокращение спроса на нее; относительно низкий технический уровень производимых машин и

Критика и библиография

оборудования и рост цен на них; сокращение денежной массы, в частности в сфере производства и закупок техники; межотраслевое перераспределение добавленной стоимости; вывоз капитала. Этот период дополнительно характеризовался ростом взаимных неплатежей, неудовлетворительным развитием конверсии предприятий отраслей оборонной промышленности, изменением структуры капиталовложений (в подотраслях инвестиционного машиностроения и отраслях-потребителях оборудования), ростом объемов закупок техники по импорту. Важнейшим условием стабилизации динамики производства и закупок техники автор считает снижение цен на нее и увеличение платежеспособного спроса на машины и оборудование.

В первый и второй периоды в составе конечной продукции инвестиционного машиностроения были выделены три совокупности групп техники по темпам снижения производства и закупок продукции -средним, низким, высоким. Кроме того, для каждой из этих групп в составе выделенных совокупностей дополнительно рассчитывались показатели изменения цен на продукцию. В составе каждой совокупности групп техники выделяются позиции машин и оборудования, имеющие принципиально различные показатели относительного технического уровня, а именно: конкурентоспособная техника, традиционная техника и «аутсайдеры». Поэтому динамика спада производства машин и оборудования определялась с учетом их относительного технического уровня.

В каждый из этих периодов рассматривается динамика относительных цен на инвестиционную технику, а также структура затрат на производство и реализацию машиностроительной продукции. В первый и второй периоды динамика относительных цен на инвестиционную технику сложилась под влиянием двух тенденций. С одной стороны, в машиностроении происходило уменьшение производственных затрат в результате развала кооперационных связей, сокращения внутреннего оборота, изменения структуры выпускаемой машиностроительной продукции, ликвидации экономически необоснованного удорожания техники. С другой стороны, производственные затраты увеличивались в результате роста цен и тарифов на продукцию электроэнергетики, отраслей топливной, химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, грузового транспорта и связи, а также сферы обращения, включая коммерческую деятельность. В соответствии с оценками автора и данными межотраслевого баланса доля расходов на продукцию указанных содействующих инфляции отраслей экономики в составе расходов на производство машиностроительной продукции значительно увеличилась.

В четвертом разделе рассматривается формирование стоимости машин и оборудования в современный период, тесно взаимосвязанное с объемами их производства и закупок. Так, рост производства и закупок техники в период после 1998 г. был связан, с одной стороны, с дополнительным сокращением экономически необоснованного удорожания машин и оборудования, которое, согласно прогнозным оценкам автора, будет полностью ликвидировано в период до 2010 г.; с другой стороны, с девальвацией рубля после августа 1998 г., обусловившей удорожание импортной продукции во внутренних ценах, увеличение производства и закупок импортозамещающей продукции, в том числе инвестиционной техники. Вместе с тем свободные производственные мощности по-прежнему являются потенциалом роста производства продукции инвестиционного машиностроения и перехода к реальному воспроизводству активной части основного капитала.

Автор выделил две группы важнейших экономических факторов, определяющих динамику отраслевых показателей использования производственных мощностей промышленности. Среди этих факторов большое значение имеют вывоз капитала и уровень цен на завершающую продукцию обрабатывающей промышленности.

В свою очередь снижение и нормализация цен на завершающую продукцию обрабатывающей промышленности, прежде всего инвестиционного машиностроения, рассматривается как фактор экономического роста. Это снижение может быть произведено в условиях сокращения доли расходов на продукцию и услуги содействующих инфляции отраслей экономики в составе расходов на производство машиностроительной продукции. На основе расчетов с использованием данных межотраслевого баланса предложены два варианта снижения цен на продукцию содействующих инфляции отраслей экономики.

Автор выделяет пять различных важнейших обстоятельств российской и мировой экономики, которые могут содействовать наступлению в 2010 г. нового этапа формирования уровня относительных цен на машины и оборудование. Снижение цен на продукцию содействующих инфляции отраслей экономики и соответственно на продукцию машиностроения может быть осуществлено в четыре-шесть этапов. Эти этапы можно осуществить в течение 1,5-2,5 лет, т. е. в период 2011-2012 гг.

Значительный рост инвестиционной деятельности возможен с использованием специального государственного кредитного инвестиционного фонда, формируемого с целью поддержания определенной инвестиционной деятельности путем долгосрочного льготного кредитования, кредитной инвестиционной системы, функциони-

рующей в условиях обращения «длинного» инвестиционного рубля, отраслевых приоритетов инвестиционной деятельности. Поскольку основное технологическое оборудование, в отличие от вспомогательного и контрольно-измерительной техники,

укомплектовано преимущественно отечественной техникой и имеет значительный удельный вес в отраслевых парках машин и оборудования, то его обновление на основе отечественной техники обеспечивает преемственность и целостность производственно-технологических цепочек в экономике. В соответствии с этими подходами сформированы три группы приоритетов кредитования производства и закупок отраслевого основного технологического оборудования. Наивысший приоритет кредитования должна иметь такая конкурентоспособная и традиционная техника, объемы производства и закупок которой были самыми большими в дореформенный период. Приоритеты кредитования производства и закупок аутсайдеров должны быть ниже, чем конкурентоспособной и традиционной техники, однако также должны определяться с учетом объемов их производства и закупок в дореформенный период. По оценкам автора, в условиях роста производства и закупок машин и оборудования потенциальное удешевление техники может составить 1,4 раза, а повышение ее паспортной производительности - 1,3-1,4 раза.

Результаты научного исследования автора дают четкое представление о том, при каких условиях, почему и как формировался современный производственный аппарат экономики России, без понимания которого невозможна разработка конструктивной стратегии его модернизации.

С учетом основного содержания монографии А.К. Корнева можно констатировать, что отсутствие акцентированной госу-ларственной политики в данной области неизбежно приведет к очередному витку роста стоимости машин и оборудования, что, несомненно, будет сдерживать масштабы инвестиционной деятельности и процессы обновления основного капитала. Наступим ли на «ценовые грабли» в очередной раз?

В заключение следует отметить, что книга А. К. Корнева являет собой пример содержательных прогнозно-аналитических исследований, логически сочетающих методологию, методику и профессиональный экономико-статистический анализ.

Материалы, представленные в книге

А. К. Корнева, будут, безусловно, полезны, как студентам, аспирантам и научным работникам, так и практикам, работающим в области управления развитием машиностроительного комплекса и инвестиционных процессов.

В.Н. Борисов, В. С. Сутягин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.