Продолжение таблицы 2
Никита - 1 Павла - 1
Константин - 1 Вера - 1
Прокопий - 1 Аграфена - 1
Сильвестр - 1 Дарья - 1
Епифан - 1 Ксения - 1
Осип - 1 Варвара - 1
Максим - 1 Агафья - 1
Куприян - 1 Лариса - 1
Александр - 1 Августа - 1
Потап - 1 Елена - 1
Тимофей - 1
Емельян - 1
Кирилл - 1
Павел - 1
Таблица 3 - Частотный список имен духовной росписи Вознесенской церкви села Закамалдинского 1889 года [3]
Мужские имена Женские имена
Иван/Иоанн - 6 Анастасия - 4
Александр - 4 Мария - 4
Алексей - 3 Анисья - 4
Михаил - 3 Параскева - 3
Андрей - 3 Василиса - 3
Василей - 3 Анна - 3
Игнатей - 2 Пелагея - 2
Максим - 2 Матрона - 2
Яков - 2 Ефросинья - 2
Афонасей - 2 Наталья - 2
Федор - 2 Ирина - 2
Леонид - 1 Евгения - 1
Апполинарий - 1 Васса - 1
Лев - 1 Фелора - 1
Вениамин - 1 Степанида - 1
Евгений - 1 Александра - 1
Тимофей - 1 Варвара - 1
Корней - 1 Марфа - 1
Антип - 1 Августа - 1
Павел - 1 Ефимья - 1
Николай - 1 Домна - 1
Дмитрий - 1 Елена - 1
Петр - 1 Екатерина - 1
Григорей - 1 Надежда - 1
Прокопий - 1 Евфалия - 1
Моисей - 1 Евдокия - 1
Сергей - 1 Татьяна - 1
Нефед - 1
Анализируя именной состав списков, можно сказать, что именная картина менялась с течением времени мало. Особенно это касается мужских имен. Конечно же, мы фиксируем некоторое количество исчезающих имен, а та кже и м е н , до ба вляю щихся в список и м е н о-28
ваний. Можно даже отметить, что данный процесс имеет форму волн. По частотным спискам становится понятно, что женский именной состав меньше мужского. Особенно это заметно в количестве повторений, приходящихся на те или иные имена.
Таким образом, можно говорить о плавной смене антропонимической картины Южного Зауралья, в которую постепенно добавлялись новые имена, становилась более стабильной норма написания имен, а также расширялся женский именной состав, хотя этот процесс шел более медленно в сравнении с мужским.
Важно, что именно результаты рассмотрения разных аспектов антропонимики позволяют делать такие выводы, а главное, показывают всю сложность и интер-дисциплинарность антропонимики как науки. В целом изучение местного источникового материала открывают огромные возможности в данном исследовании. Оно позволяет обращать внимание на вспомогательные исторические дисциплины, а именно на антропонимику, потому что изучение истории сложно представить без изучения языка.
Список литературы
1 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 214. Оп. 1. Д. 1526. Л. 186-196 об.
2 Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. 72. Оп. 1. Д. 13. Л. 33 об.-35.
3 ГАКО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 4. Л. 67-69.
УДК 327.8
М.М. Кухтин
Донецкий национальний университет
настоящее и будущее российско-немецких отношений: взгляд из германии
Аннотация. Современные немецкие политики по-разному оценивают взаимоотношения России и Германии. Правящая «большая коалиция», стоящая на позициях атлантизма, тем не менее, готова при определенных обстоятельствах пойти на новое сближение с Москвой ради общих интересов безопасности двух стран. «Зеленые» известны своей жесткой антироссийской риторикой. «Левые», напротив, критикуют милитаризм НАТО и ошибки правительства А. Меркель, причинившие ущерб российско-немецким отношениям. Время покажет, какой из перечисленных подходов (или их возможных комбинаций) возобладает в н е м е цк_о й в_н е ш_н е й п олит и к_е .
Вестник КГУ, 2015. № 5
Ключевые слова: Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Ангела Меркель, Франк-Вальтер Штайнмайер, украинский кризис, немецкий бундестаг
M.M. Kukhtin Donetsk National University
THE PRESENT AND THE FUTURE OF RUSSIAN-GERMAN RELATIONS: A VIEW FROM GERMANY
Annotation. Modern German politicians evaluate the interrelationship between Russia and Germany differently. The governing «grand coalition» which adheres to Atlanticism, is nevertheless ready to seek a new rapprochement with Moscow under certain circumstances for the sake of the two countries' common security interests. The Green Party is known for its harsh anti-Russian rhetoric. The Left Party, on the contrary, criticizes NATO's militarism and mistakes of A. Merkel's government which have damaged Russian-German relations. Time will reveal which of the enumerated approaches (or their possible combinations) will prevail in German foreign policy.
Keywords: the Russian Federation, the Federal Republic of Germany, Angela Merkel, Frank-Walter Steinmeier, the Ukrainian crisis, the German Bundestag.
Германия занимает выгодное географическое положение в Европе, а Россия - в Евразии. Первая страна играет ключевую роль в ЕС, а вторая - в ЕАЭС. Немецкая экономика зависит от поставок российского природного газа, а российская - от доступа к немецким высоким технологиям. Две страны должны расширять и углублять политическое, экономическое и культурное сотрудничество в своих собственных интересах и в интересах всего международного сообщества. Однако отношения Москвы и Берлина резко ухудшились после начала украинского кризиса. Немецкие политики по-разному видят сложившуюся ситуацию и пути выхода из нее. Российская внешняя политика должна строиться с учетом данных различий.
Объектом исследования является современная политика ФРГ в отношении РФ, предметом - взгляды ведущих немецких политиков на ее цели и средства их достижения. Хронологические рамки исследования охватывают 2014-2015 гг., географические - РФ и ФРГ.
Отправной точкой для предлагаемого анализа послужили рассуждения известного немецкого историка Г Винклера. В интервью журналу «Der Spiegel» он назвал воссоединение Крыма с Россией «аннексией» и поддержал экономические санкции против страны и ее исключение из «Большой восьмерки». Также он заявил, что Западу невыгодна дестабилизация России. Западные демократии должны, проявляя твердость в отношении Москвы, привлекать ее к совместному разрешению существующих международных конфликтов и избегать конфронтации с ней. Если в США к власти придут люди, ориентированные на противостояние с Россией, Европа не последует за ними.
Возлагая ответственность за ухудшение российско-немецких отношений на Москву, Г Винклер признает ошибки украинской политики Запада. Соглашение об ассоциации Украины и ЕС не учитывало возможного ущерба для России. Также необходимо признать, что в обозримом будущем Украина не вступит ни в ЕС, ни в НАТО [4].
Министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер более осторожно высказывается о современных российско-немецких отношениях. Он считает, что сегодня Германия должна, по примеру канцлера В. Брандта -творца «новой восточной политики», сочетать «тесную связь с Западом и открытость в отношении России». Глава немецкой дипломатии напомнил, что «безопасность в Европе невозможна без России, безопасность для России невозможна без Европы», и заявил о своем желании строить «добрососедские отношения с Москвой». Ужесточение западных санкций может нанести российской экономике такой ущерб, что внутриполитическая ситуация в стране выйдет из-под контроля. Очевидно, что это повредит европейским интересам безопасности.
Оценка Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, данная Ф.-В. Штайнмайером, совпадает с мнением Г Винклера. Объединенная Европа совершила ошибку, заранее не согласовав данный документ с уже существующими российско-украинскими соглашениями. Теперь приходится наверстывать упущенное, ведя переговоры с Москвой. Также политик сказал, что не видит Украину в НАТО, призвал рассмотреть возможности сотрудничества между ЕС и ЕАЭС и отметил большой вклад России в решение иранской ядерной проблемы [16].
По мнению Ф.-В. Штайнмайера, украинский кризис не изменил к худшему российскую позицию на переговорах с Ираном. Конфликт вокруг иранской ядерной программы неразрешим без участия Москвы. «Германия не может ни отказаться от России, ни изолировать ее», - подчеркнул глава немецкой дипломатии. Будущее Европы в любом случае будет определяться в том числе и Москвой [20].
Канцлер А. Меркель избрала похожую риторику. Перед саммитом «Восточного партнерства» в Риге она заявила, что решение исключить Россию из «Большой восьмерки», принятое после крымских событий, было правильным. Возвращение страны в данный клуб возможно только в том случае, если она начнет действовать в украинском конфликте в соответствии с фундаментальными ценностями международного права [15; 18]. Председатель фракции Левой партии в немецком бундестаге Г Гизи раскритиковал точку зрения федерального канцлера. Он напомнил, что попытки изолировать на международной арене Россию - ядерную державу и постоянного члена СБ ООН - обречены на неудачу. С другой стороны, главу немецкого правительства поддержал председатель парламентской фракции СДПГ Т. Опперманн. Он назвал исключение России «достойной сожаления, но неизбежной» мерой [18].
По словам федерального канцлера, «будущее санкций против России зависит от выполнения мирных соглашений для востока Украины» [14].
Позже А. Меркель, не отказавшись от своих претензий к России, назвала ее важным партнером Запада в урегулировании иранской ядерной проблемы [7]. Сирийский конфликт не может быть разрешен без участия Москвы. Кроме того, «Большая двадцатка» сохраняет свое значение [7; 13]. Следует добавить, что сирийский кризис прочно связан с растущей активностью Исламского государства, которая внушает западным лидерам все большую тревогу и вынуждает их искать новых союзников.
Можно назвать и другие положительные сигналы, адресованные Германией восточному соседу. Так, 17 марта 2015 г. З. Габриэль, председатель СДПГ и вице-канцлер в правительстве А. Меркель, принял участие
в презентации новой книги о России, состоявшейся в российском посольстве в Берлине. Политик призвал к активизации диалога и поиску взаимопонимания между двумя странами [9].
Немецкое руководство понимает, что успешная борьба с глобальными вызовами невозможна без участия России. Не отказываясь от преимущественно проамериканской внешней политики и жесткой критики Москвы, правительство А. Меркель не прекращает диалог и сотрудничество с российскими коллегами. Такая позиция производит неоднозначное впечатление. Есть основания опасаться, что в своей российской политике Берлин в обозримом будущем так и не перейдет от сравнительно конструктивных заявлений к действительно значимым практическим шагам. Последние потребуют самостоятельных решений и коренного пересмотра сложившихся немецко-американских отношений, к чему немецкие христианские демократы и социал-демократы все еще не готовы. В немецком бундестаге только «Левые» хотят принципиально изменить внешнеполитический курс страны. Остальные парламентские партии объединяет консенсус, восходящий еще к сформулированной канцлером К. Аденауэром доктрине «западной интеграции».
«Зеленые» не составляют исключения. Они нередко используют более жесткую антироссийскую риторику, чем правящие партии - ХДС и СДПГ [8; 19]. Через официальный сайт своей парламентской фракции «Зеленые» бездоказательно обвиняют Россию в «военной агрессии в Украине». Также они утверждают, что «нужно отвергнуть политику Кремля, которая стремится вернуть Европу великих держав и сфер влияния и низводит свободу и суверенитет миллионов людей в соседних странах до уровня разменной монеты на переговорах» [5].
«Левые» с не меньшей решительностью отстаивают во многом противоположные позиции, критикуя НАТО [17] и выступая за более взвешенную и конструктивную политику в отношении России [6; 11; 21].
Большой интерес представляет интервью заместителя председателя фракции «Левых» в бундестаге В. Гирке в программе «Deutschlandfunk». По мнению политика, Запад сам должен идти навстречу России, «приветствуя каждый положительный шаг» с ее стороны и учитывая в том числе и ее требования. «Европейскую безопасность можно обеспечить только вместе с Россией, а не в противостоянии с Россией», - заявил В. Гирке. Он осудил антироссийские санкции, назвав их проявлением новой «холодной войны» [3].
Интересно, что в немецком бундестаге именно оппозиционные партии - «Зеленые» и «Левые» - придерживаются крайних точек зрения на российско-немецкие отношения. Данный факт требует комплексного объяснения, несводимого к достаточно линейному анализу их весьма несходных идеологий и поведения самой России. Нижеприведенные соображения помогают пролить свет на создавшееся положение. «Зеленые» и «Левые» достаточно самостоятельны в своих действиях, в то время как ХДС/ХСС и СДПГ, входящие в правящую коалицию, вынуждены при решении любой значимой проблемы идти на компромисс друг с другом. Кроме того, большинство немецких избирателей не хотят масштабных перемен и голосуют за партии, позволяющие им оставаться в «зоне комфорта». Наконец, у оппозиции меньше возможностей влиять на судьбу страны, чем у правительства. Следовательно, на оппозиционных партиях лежит меньшая ответственность, они меньше опасаются возможных отрицательных по-
следствий своих действий. Последний тезис стоит пояснить историческим примером. Во время Берлинского кризиса 1958-1963 гг. США выступали за «рекогносцировочные переговоры» с СССР и рассматривали возможность уступок Н. С. Хрущеву. Франция же отстаивала более жесткую позицию. Это объяснялось не только тем, что Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль по-разному видели ситуацию. «Де Голль вполне мог себе позволить столь непримиримую прозорливость, ибо, в отличие от американского президента, на нем не лежала окончательная ответственность за развязывание ядерной войны» [1].
Политики нередко меняют свое мнение по ключевым вопросам международной жизни в зависимости от взлетов и падений собственной карьеры. Это хорошо видно на примере пятого канцлера ФРГ (1974-1982 гг.) Г Шмидта. Находясь у власти, он назвал СССР «Верхней Вольтой с атомными ракетами» [10; 12]. Сейчас, потеряв большую часть былого влияния, он призывает Запад «проявлять больше понимания в отношении политики, проводимой Россией» [2].
В будущем внешнеполитические приоритеты рассмотренных партий неизбежно изменятся под давлением обстоятельств. Уже сегодня необходимо учитывать это при разработке российской внешней политики.
Список литературы
1 Киссинджер Г. Дипломатия /пер. с англ. В. В. Львова, послесл. Г. А. Арбатова. - М.: «Ладомир», 1997. - 848 с.
2 Экс-канцлер ФРГ: Украина в Евросоюзе - это геополитическое ребячество. URL: http://ria.ru/wor1d/ 20150430/1061811436.html (дата обращения: 09.07.2015).
3 «Das ist Kalter Krieg». URL: http://www.deutsch1andfunk. de/sanktionen-gegen-russ1and-das-ist-ka1ter-krieg.694. de.htm1?dram:artic1e_id=293062> (Stand: 09.07.2015).
4 «Ein neuer Sonderweg» //Der Spiegel. - 2015. - № 1. -S. 26-29.
5 EU-Perspektive für Östliche Partnerschaft notwendig. URL:http://www.gruene-bundestag.de/themen/europa/ eu-perspektive-fuer-oest1iche-partnerschaft-notwendig_ID_4395526. htm1> (Stand: 09.07.2015).
6 Gehrke W. Spaltung Europas muss verhindert werden. URL: http://www.die-1inke.de/index.php?id=251&tx_ttnews[tt_ news]=32212&tx_ttnews[backPid]=35&no_cache=1> (Stand: 09.07.2015).
7 «Gemeinsame Werte ohne Russland». URL: http:// www.tagesschau.de/in1and/gsieben-merke1-101.htm1> (Stand: 08.07.2015).
8 Göring-Eckardt K. Es ist auch unsere Freiheit. URL: https:// www.gruene.de/themen/meinungsseite-ukraine/es-ist-auch-unsere-freiheit.htm1>. (Stand: 09.07.2015).
9 In der Botschaft wurde das Buch über Russland unter Teilnahme des Bundesvizekanzlers Sigmar Gabriel vorgestellt. URL: http://russische-botschaft.de/de/2015/03/17/in-der-botschaft-wurde-das-buch-uber-russ1and-unter-tei1nahme-des-bundesvizekanz1ers-sigmar-gabrie1-vorgeste11t/> (Stand: 09.07.2015).
10 Japan und Deutschland in der Welt nach dem Kalten Krieg /hrsg. von D. Thränhardt // Studien zur Politikwissenschaft, Bd. 85. - Münster: LIT Verlag, 1996. - 353 S. - S. 43, 309.
11 Kipping K. NATO-Beitritt der Ukraine verbindlich ausschließen. URL: http://www.die-1inke.de/index.php?id=251&tx_ ttnews[tt_news]=36305&tx_ttnews[backPid]=35&no_cache=1> (Stand: 09.07.2015).
12 Kogelfranz S. Herrschaft der Greise //Der Spiegel. - 2007. - Spiegel Special Geschichte 4. - S. 114-117.
13 Merkel: „Eine Teilnahme Russlands ist zurzeit nicht vorstellbar". URL: http://www.bi1d.de/po1itik/in1and/ange1a-merke1/ bundeskanz1erin-im-interview-41232792.bi1d.htm1> (Stand: 08.07.2015).
14 Merke1: Gute Nachricht. URL: https://www.cdu.de/artike1/ merke1-gute-nachricht> (Stand: 08.07.2015).
15 Merke1: Mehr Demokratie durch öst1iche Partnerschaft.
30
Вестник КГУ, 2015. № 5
URL: https://www.cdu.de/artikel/merkel-mehr-demokratie-durch-oestliche-partnerschaft> (Stand: 08.07.2015).
16 Neukirch R., Hoffmann C. Russland nicht in die Knie zwingen // Der Spiegel. - 2014. - № 52. - S. 24-26.
17 Pflüger T. NATO: Aufrüstung gegen Russland / T. Pflüger. URL: http://www.die-linke.de/index.php?id=55&tx_ttnews[tt_ news]=37539&tx_ttnews[backPid]=9&no_cache=1> (Stand: 09.07.2015).
18 Russland bleibt bei den G7 außen vor//Handelsblatt. URL: http://www.handelsblatt.com/politik/international/angela-merkel-russland-bleibt-bei-den-g7-aussen-vor/11807794.html> (Stand: 08.07.2015).
19 Sturm D. F. Das grüne Bollwerk gegen die RusslandVersteher //Die Welt. URL: http://www.welt.de/politik/ deutschland/article129312456/Das-gruene-Bollwerk-gegen-die-Russland-Versteher.html> (Stand: 09.07.2015).
20 Sturm D. F. Wir dürfen uns nicht einschüchtern lassen //Die Welt. URL: http://www.welt.de/print/wams/politik/ article143176599/Wir-duerfen-uns-nicht-einschuechtern-lassen. html> (Stand: 08.07.2015).
21 Wagenknecht wirft Merkel Rückkehr zum Kalten Krieg vor/Die Zeit. URL: http://www.zeit.de/politik/2014-11/sahra-wagenknecht-angela-merkel-bundestag-ukraine-russland> (Stand: 09.07.2015).
УДК 314.148
Д.Н. Маслюженко, В.В. Менщиков, М.А. Перова Курганский государственный университет
этнонациональный фактор в демографии курганской области (по данным переписей советского времени)
Аннотация. В статье рассматривается эволюция этнического состава населения Курганской области по данным Всесоюзных переписей 1926, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Выявлены важнейшие причины изменения численного состава основных этнических групп населения Курганской области.
Ключевые слова: Всесоюзная перепись населения, демография, Курганская область, этнический состав населения.
D.N. Maslyuzhenko, V.V. Menshchikov, M.A. Perova
Kurgan State University
ETHNO-NATIONAL FACTOR IN THE DEMOGRAPHY OF KURGAN OBLAST (CENSUS DATA OF SOVIET TIME)
Annotation. This paper describes the evolution of ethnic composition of Kurgan Oblast population according to the All-Soviet Union censuses of 1926, 1959, 1970, 1979 and 1989. The most important causes of changes in the numerical composition of the main ethnic groups of Kurgan Ob I a st a re i d e nti fie d i n t h e st u d y.