Научная статья на тему 'Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи'

Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
665
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / МОЛОДЁЖЬ / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОРАЛЬ / СТУДЕНТЫ / VALUE ORIENTATIONS / YOUTH / LIBERAL VALUES / VIEWS / MORALS / STUDENTS / SURVEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмен О. В.

В статье рассматриваются ценностные ориентации студенческой молодёжи, касающиеся основных либеральных ценностей свободы, равенства, индивидуализма, предприимчивости, космополитизма; степени тревожности молодёжи; представлений об идентичности; предпочтений относительно идейно-политического, социального и экономического устройства России. Эмпирической основой статьи является социологическое исследование, проведённое на базе Сибирского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы в период с марта по июнь 2013 года. В ходе исследования методом анкетирования были опрошены студенты 1-4 курсов очного отделения. В исследовании была использована гнездовая выборка. Генеральная совокупность составила 1200 человек. Выборочная совокупность 396 человек. Задачи исследования выявить: 1) социально-демографический портрет студентов Сибирского института управления; 2) готовность студентов как представителей российской молодёжи брать на себя ответственность за судьбу России; 3) оценку студентами результатов рыночных реформ; 4) видение студентами своего места в обществе; 5) проблем российского общества, которые больше всего тревожат студентов. Основным является вывод о том, что большая часть студенчества испытывает чувство тревоги, страха, стыда, собственную беспомощность перед тем, что происходит в России. Чувство уверенности ощущает меньшая часть респондентов, причём студенты черпают эту уверенность в поддержке со стороны семьи и близких и в собственных силах, на государство практически никто не рассчитывает, также мало студентов уверено в том, что всё идёт так как надо. Делается также вывод о несовпадении ценностных ориентаций и фактического поведения студентов. Всё это может говорить о том, что степень моральной готовности студентов брать на себя ответственность за судьбу России низка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT AND FUTURE OF RUSSIA IN VALUE ORIENTATIONS AND VIEWS OF RUSSIAN STUDENTS

The article considers the questions studying the value orientations of students and related to the fundamental liberal values such as freedom, equality, individualism, enterprise, cosmopolitanism; degree of anxiety; views about their identity as well as preferences regarding ideological and political, social and economic system of Russia. The empirical basis of the article is a sociological study conducted by the Siberian Institute of Management (Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration) in March June 2013. First-year to four-year full-time students were interviewed using a questionnaire. Cluster sampling was used in the survey. A total of 1200 persons were interviewed; the sample was 396. The purposes of the study was as follows: 1) to make a socio-demographic portrait of students of the Siberian Institute of Management; 2) to reveal the willingness of students representing young Russians to take responsibility for the fate of Russia; 3) to identify how students assess the results of market reforms; 4) to identify how students view their place in society; 5) to identify the problems of Russian society which Russian students are most concerned about. The main conclusion of the study is that the majority of Russian students feel anxiety, fear, shame, their own helplessness in front of what is happening in Russia. The minor part of respondents feels confidence, and this confidence comes from their families and friends or their own abilities. But few respondents count on the state; few students believe that everything goes right. The study also reveals that there is a mismatch between value orientations and actual behavior of students. All this suggests that the degree of moral readiness of students to take responsibility for the fate of Russia is low.

Текст научной работы на тему «Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 316.752-057.875(470+671)

О. В. Кузьмен

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

КУЗЬМЕН Ольга Вячеславовна — кандидат философских наук, доцент Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Е-mail:

union.soratniki@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации студенческой молодёжи, касающиеся основных либеральных ценностей — свободы, равенства, индивидуализма, предприимчивости, космополитизма; степени тревожности молодёжи; представлений об идентичности; предпочтений относительно идейно-политического, социального и экономического устройства России.

Эмпирической основой статьи является социологическое исследование, проведённое на базе Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы в период с марта по июнь 2013 года. В ходе исследования методом анкетирования были опрошены студенты 1-4 курсов очного отделения. В исследовании была использована гнездовая выборка. Генеральная совокупность составила 1200 человек. Выборочная совокупность 396 человек.

Задачи исследования - выявить: 1) социально-демографический портрет студентов Сибирского института управления; 2) готовность студентов как представителей российской молодёжи брать на себя ответственность за судьбу России; 3) оценку студентами результатов рыночных реформ; 4) видение студентами своего места в обществе; 5) проблем российского общества, которые больше всего тревожат студентов.

PRESENT AND FUTURE OF RUSSIA IN VALUE ORIENTATIONS AND VIEWS OF RUSSIAN STUDENTS

KUZ'MEN Ol'ga Vyacheslavovna - PhD in Philosophy, Associate Professor, Siberian Institute of Management, Russian presidential Academy of National Economy and Public Administration. Е-mail: union.soratniki@mail.ru.

Abstract. The article considers the questions studying the value orientations of students and related to the fundamental liberal values such as freedom, equality, individualism, enterprise, cosmopolitanism; degree of anxiety; views about their identity as well as preferences regarding ideological and political, social and economic system of Russia.

The empirical basis of the article is a sociological study conducted by the Siberian Institute of Management (Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration) in March - June 2013. First-year to four-year full-time students were interviewed using a questionnaire. Cluster sampling was used in the survey. A total of 1200 persons were interviewed; the sample was 396.

The purposes of the study was as follows: 1) to make a socio-demographic portrait of students of the Siberian Institute of Management; 2) to reveal the willingness of students representing young Russians to take responsibility for the fate of Russia; 3) to identify how students assess the results of market reforms; 4) to identify how students view their place in society; 5) to identify the problems of Russian society which Russian students are most concerned about.

The main conclusion of the study is that the majority

мониторинг общественного мнения 5 (117) сентябрь-октябрь so 13

Основным является вывод о том, что большая часть студенчества испытывает чувство тревоги, страха, стыда, собственную беспомощность перед тем, что происходит в России. Чувство уверенности ощущает меньшая часть респондентов, причём студенты черпают эту уверенность в поддержке со стороны семьи и близких и в собственных силах, на государство практически никто не рассчитывает, также мало студентов уверено в том, что всё идёт так как надо. Делается также вывод о несовпадении ценностных ориентаций и фактического поведения студентов. Всё это может говорить о том, что степень моральной готовности студентов брать на себя ответственность за судьбу России низка.

of Russian students feel anxiety, fear, shame, their own helplessness in front of what is happening in Russia. The minor part of respondents feels confidence, and this confidence comes from their families and friends or their own abilities. But few respondents count on the state; few students believe that everything goes right. The study also reveals that there is a mismatch between value orientations and actual behavior of students. All this suggests that the degree of moral readiness of students to take responsibility for the fate of Russia is low.

Ключевые слова: ценности, представления, ценностные установки, молодёжь, либеральные ценности, мораль, студенты.

Keywords: value orientations, youth, liberal values, views, morals, students, survey.

В последние два десятилетия, когда в России проводились реформы в экономической, политической и социальной сферах, а в систему общественных отношений активно внедрялись либеральные экономические ценности, в стране сформировалось новое поколение граждан. Оно отличается от остального населения тем, что его представители родились и воспитывались уже в новых условиях, а потому имеют отличные от остальных ценностные установки и представления.

Студенты Сибирского института управления1 являются представителями новой когорты — молодежи пореформенного периода. Изучение их ценностных ориентаций, а также влияния ценностных установок на оценку студентами рыночных преобразований, представлений о том, какой должна быть Россия, каково место молодых людей в российском обществе, и является задачей данной статьи. Основой служит социологическое исследование, проведенное с марта по июнь 2013 г. творческим коллективом СибИУ под руководством автора статьи.

В ходе исследования были опрошены студенты 1-4-х курсов очного отделения. Метод исследования — анкетирование. В исследовании была использована гнездовая выборка. Генеральная совокупность составила 1200 человек (студенты дневного отделения с 1-го по 4-й курс), выборочная совокупность — 396 человек.

В качестве гнезд выступали типичные группы, отбираемые по трем признакам: 1) курс (1-4); 2) факультет (государственного и муниципального управления, экономики и юридический); 3) специальность (государственное и муниципальное управление, управление персоналом, связи с общественностью, психология; финансы и кредит, налоги и налогообложение, национальная экономика; юриспруденция, международные отношения).

Охарактеризуем сначала социально-демографический портрет респондентов исследования.

Среди опрошенных 25% мужчин и 75% женщин, все в возрасте 18-25 лет. Половина (51%) — жители Новосибирска, почти столько же (49%) — иногородние,

1 Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

136

большинство приехали из городов с населением до 500 тыс. человек (27%), поселков городского типа (13%) и сел (9%).

Интересно, что после окончания института большинство студентов (64%) планируют остаться в Новосибирске, 13% планирует уехать в другой крупный город, 11% уехать за рубеж. Вернуться же в свой родной город планирует только 7% опрошенных. Таким образом, большинство опрошенных ориентированы на местожительство в крупном мегаполисе или за рубежом.

81% опрошенных русские, однако немало среди студентов СибИУ представителей других национальностей (19%), причем их спектр достаточно широк. Так, помимо русских, студенчество СибИУ представлено тувинцами (4%), алтайцами и бурятами (по 2%), а также евреями, немцами, хакасами, украинцами, киргизами, армянами, татарами, ингушами, таджиками, туркменами, чеченцами (по 1% и менее).

Большинство студентов СибИУ (73%) считают себя верующими, в том числе 57% исповедуют православие, 6% — буддизм, 2% — ислам, по 1% и менее — иудаизм, католицизм, протестантство, язычество, суфизм, старообрядчество, армянскую апостольскую церковь. И только четверть опрошенных (26%) идентифицировали себя как неверующих.

Большинство опрошенных можно отнести к бедным (51% имеют среднемесячный доход от 5000 до 10 000 рублей) и малообеспеченным (34% — доход от 11 000 до 20 000 рублей) слоям населения. Хорошо обеспеченных студентов в СибИУ немного — среднемесячный доход свыше 40 тыс. рублей имеют лишь 4% респондентов. При этом основными источниками доходов студентов являются стипендии и помощь родителей (по 27%), заработная плата или временные подработки (по 23%).

Анализ показателей социально-психологического состояния студентов свидетельствует, что в наибольшей степени для них характерны чувства тревоги, страха, стыда, собственной беспомощности перед тем, что происходит в России. На вопрос «Какие чувства у Вас вызывает нынешняя ситуация в России?» студенты отвечали так: чувство страха перед беспределом и разгулом преступности — 28% респондентов, чувство стыда за нынешнее состояние своей страны — 43%, несправедливость всего происходящего вокруг — 42%, собственную беспомощность повлиять на ситуацию — 24%, желание засудить всех взяточников — 26%, надежную поддержку со стороны близких — 20%, уверенность в собственных силах — 20%, защиту государства своих граждан — 5%, уверенность в том, что все идет как надо — 6%.

Социально-психологическое состояние студентов во многом обусловливается реалиями, с которыми они повседневно сталкиваются. Среди проблем, тревожащих студентов, основными являются коррупция (61%), низкое качество медицинского обслуживания (60%), снижение морали (57%). Между тем считается, что молодежь мораль не интересует и это прерогатива старшего поколения [1, с. 279]. Второе место в иерархии проблем занимают невозможность приобрести собственное жилье и взять ипотеку (43%), низкий уровень социальной защищенности населения (47%), большой разрыв в доходах россиян (41%). Низкий уровень доходов студентов СибИУ объясняет выделение данных проблем в качестве приоритетных. Также можно говорить о косвенном влиянии на приоритеты в выбранных проблемах того факта, что профильным направлением в СибИУ является государственное и муниципальное управление социумом, а основными преподаваемыми дисциплинами — управление, экономика, социология и т.д., в рамках которых делается акцент на социальных проблемах, их анализе и решении.

137

На третьем месте в рейтинге тревожащих студентов проблем — невозможность получить качественное образование (32%), низкий размер стипендии (33%), слабое развитие отечественной промышленности (31%), потеря Россией лидирующего положения в мире (32%), отсутствие возможности устроиться на хорошую работу и сделать карьеру (34%). Наконец, на четвертом месте — кризис системы ЖКХ (26%), вымирание населения (21%), опасность потерять работу (18%).

Высокий уровень озабоченности проблемами морали, который демонстрируют студенты, а также их позиционирование себя как людей верующих (напомним, это характерно для 75% опрошенных) уживаются в сознании респондентов с допущением использования в собственных жизненных практиках тех моделей поведения, которые традиционно признаются аморальными и неэтичными. В качестве проявлений аморального поведения в ходе исследования рассматривались обман, употребление наркотиков, взятки, уклонение от налогов, секс для достижения корыстных целей.

Как показали полученные данные, 49% опрошенных студентов допускают возможность сознательно обманывать кого-то для достижения своих целей (не допускают такой возможности 51%). При этом 45% респондентов заявили, что сами прибегали к обману для достижения своих целей. Интересно, что наибольшую толерантность к обману проявляют студенты, обучающиеся по специальностям «Национальная экономика» (71%), «Финансы и кредит» (64%), «Государственное и муниципальное управление» (56%). Заметно ниже эти показатели у студентов, получающих специальность «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция», «Психология», «Управление персоналом», «Связи с общественностью» и «Международные отношения» (33-50%).

Почти треть респондентов (30%) считают возможным давать или брать взятки. Реально давали (брали) взятки 15% респондентов. Каждый четвертый (26%) не видит ничего предосудительного в том, чтобы уклоняться от налогов. При этом уклоняться от уплаты налогов считают допустимым 43% студентов, обучающихся по специальности «Национальная экономика», 35% — «Управление персоналом», 33% — «Финансы и кредит», 31% — «Государственное и муниципальное управление». Самый низкий показатель (8%) — у студентов, получающих специальность «Налоги и налогообложение».

Что касается употребления наркотиков и занятий сексом в корыстных целях, допустимой для себя такую возможность признали 4 и 10% соответственно. При этом 4% студентов прибегали к сексу для достижения своих целей.

Социальная психология объясняет несовпадение ценностных ориентаций и фактического поведения студентов. В свое время Л. Фестингер предложил теорию когнитивного диссонанса, возникающего в том случае, когда существует расхождение между желаемым и вынужденным поведением [4]. Студенты понимают, что мораль в российском обществе падает, но не видят возможности легитимным способом изменить ситуацию и готовы воспроизводить существующую практику обманывать государство, давать взятки, уклоняться от уплаты налогов.

Наиболее значимыми положительными результатами рыночных преобразований респонденты назвали насыщение рынка товарами (52%), свободный выезд за рубеж (49%), свободу слова и мысли (31%), появление возможностей для самовыражения и личной карьеры (30%). Менее значимы укрепление частной собственности (26%), возможность зарабатывать без ограничений (23%), сближение российского образа жизни с образом жизни экономически развитых стран (18%), изменение жизни в лучшую сторону (17%), создание рынка жилья (12%), усиление роли церкви в обществе (4%) и укрепление многопартийности (5%).

Наиболее значимые для студентов перемены, связанные с рыночными преобразованиями, — возможность удовлетворения потребительских запросов, а также возможность реализации ценностей свободы и самовыражения, в том числе профессионального — соответствуют приоритетам в значимых изменениях в стране, свойственных для российской молодежи в целом [1, с. 280].

Представления студенческой молодежи о своем месте в обществе выявляли с помощью вопроса: «С какими группами Вы идентифицируете себя, о которых можете сказать: "Это — мы"? Студенты идентифицируют себя с людьми, строго соблюдающими закон — 52% респондентов, с гражданами России — 93 , с людьми того же достатка, что и они — 37%, с людьми той же национальности — 55%, с земляками — 56%, с жителями своего города, села — 61%, людьми своей веры, вероисповедания — 35%, людьми той же профессии, что и они — 42%, с европейцами — 19%, с людьми тех же взглядов, что и они — 60%. Достаточно много респондентов идентифицирует себя с жителями своего города, людьми тех же взглядов.

Настораживает, что только половина респондентов считает себя законопослушными гражданами, притом что большинство студентов обеспокоены масштабами коррупции, преступности и невыполнением законов. Однако применительно к себе, судя по всему, соблюдать закон студенты не считают нужным.

В ходе опроса выявлялась степень удовлетворенности респондентов своим положением в разных сферах жизни. Половина студентов (51%) удовлетворена полностью или в основном своим материальным положением. При этом базовые потребности в пище и одежде удовлетворяются хорошо: так, питанием удовлетворены 88% респондентов, одеждой — 80%, следовательно, нет особой необходимости в оказании социальной помощи.

Вторая базовая потребность — в личной безопасности — почти для половины студентов (46%) удовлетворена частично или совсем не удовлетворена.

В наибольшей степени студенты удовлетворены семейными отношениями (90%), именно семья служит для них поддержкой в жизни.

23% студентов удовлетворены своим здоровьем лишь частично и 5% совсем не удовлетворены.

Наконец еще один важный индикатор связан с собственно профессиональным образованием и профессиональной деятельностью. И здесь данные свидетельствуют о не совсем благополучном положении. Возможностью получать необходимую профессию, которую предоставляет СибИУ, удовлетворены полностью или в основном только 58% респондентов, 33% удовлетворены частично, а 9% совсем не удовлетворены. Тем не менее подавляющее большинство студентов (95%) считают, что их жизнь в целом складывается.

Серия вопросов анкеты была ориентирована на выявление представлений молодежи о социальном, экономическом, идейно-политическом устройстве государства. Сторонники каких-либо идей и течений составляют лишь 18% респондентов. Среди них приверженцы либералов — 30%, коммунистов — 17%, социал-демократов — 13%, русского пути развития — 13%, сочетания различных идей — 21%, монархистов — 3%, национал-социалистов — 3%.

Сторонников чисто либерального государства, которое не вмешивается в жизнь граждан, где каждый рассчитывает только на себя — 5%, государства, которое помогает только слабым и беспомощным — 9%; 32% респондентов придерживаются патерналистских установок, считая, что государство должно обеспечить полное равенство всех граждан (имущественное, правовое, политическое); чуть больше респондентов — 39% — полагают, что государство должно обеспечить всем гражданам определенный минимум, а кто хочет

получить больше, должен добиваться этого сам, что соответствует германской модели социальной политики, основанной на социальном страховании; 40% уверены, что государство должно обеспечивать всех граждан социальной защитой, что соответствует социал-демократической модели социальной политики, и 47% опрошенных видят роль государства в создании механизмов регулирования интересов разных социальных групп (социальное страхование, социальное партнерство, ипотека и т.д.), предоставлении гражданам равных возможностей для реализации своего потенциала, придерживаясь тем самым идеи субсидиарности — солидарной ответственности государства и граждан за удовлетворение своих потребностей.

Студенты не совсем четко различают существующие модели социального государства и социальной политики. Большинство все же являются сторонниками активной социальной политики государства, выбирая скорее либеральное направление с разными его моделями — континентальной (германской) (39%) или социал-демократической (скандинавской) (40%), сторонников собственно либеральной модели с низкой степенью социальной защиты [2] мало — только 14%. Достаточно сильны и патерналистские настроения (32%), предполагающие полное, в том числе экономическое, равенство, которое должно обеспечиваться государством. Однако приверженцев субсидиарности [3], т.е. одинаковой ответственности за социальную защиту и государства, и отдельного гражданина, гораздо больше (47%).

В ходе исследования выявлялись и предпочтения экономической политики государства. Большинство опрошенных отдают предпочтение государству с сильным государственным сектором и с развитым частным — 39% выступают за восстановление государственного сектора экономики и одновременно за расширение частных экономических и политических возможностей гражданским лицам. Также значительная часть — 32% респондентов — считает, что России нужен решительный лидер, который возьмет на себя ответственность за происходящее в стране, а тип государства не имеет значения.

Меньшинство — 15% — высказались за полное восстановление централизованного регулирования экономики, контроля над ценами. 17% студентов привлекательным кажется государство — «ночной сторож», которое сводит свое вмешательство в экономику к минимуму, предоставляя максимальную свободу частной инициативе. Таким образом, студенчество СибИУ выбирает золотую середину — социальное государство с высокой степенью социальной защиты, избегая крайностей — чистых патернализма и либерализма.

Большинство респондентов (83%) согласны с тем, что для организации нормальной жизни в обществе необходимы демократические свободы. При этом нынешнюю Россию считают демократической страной только 34% респондентов, из них безусловно — 4%, скорее да — 30%. 65% опрошенных ответили, что Россию демократической страной они не считают, из них 48% — скорее не считают и 17% — безусловно не считают. Пессимистично респонденты высказались и о влиянии простых граждан на дела России: 62% студентов убеждены, что от простых людей ничего не зависит. Тем не менее 62% опрошенных интересуются политикой: 72% юношей и 59% девушек.

По мнению 58% студентов, есть эффективные способы влияния на власть. В большей степени подобный оптимизм присущ студентам факультетов ГМУ (65%) и юридического (59%), в меньшей степени — студентам экономического факультета (48%). Что касается эффективности различных способов воздействия на органы власти в целью отстаивания своих интересов, наиболее эффективным студенты считают обращение в СМИ — 48%. Далее следуют обращение в суд — 41%, участие в выборных кампаниях, референдумах,

общественных организациях, деятельности политических партий, а также использование личных связей — 34%. Наконец участие в митингах и демонстрациях считают эффективным способом влияния на власть — 29% опрошенных и не очень эффективным — 41%, участие в забастовках — соответственно 27 и 41%.

В целом более оптимистичные взгляды на возможность влиять на власть высказали будущие чиновники и юристы, более пессимистичные — потенциальные экономисты и предприниматели.

Нынешняя молодежь в возрасте от 18 до 25 лет — это поколение, которое родилось и живет в новых формационных условиях. Однако в российском обществе существует некий симбиоз прежних советских ценностей, установок — социальная справедливость, совесть и душевная гармония, конформизм, патриотизм, верность традициям, следование моральным принципам и новых — либеральных, таких, например, как свобода, равенство возможностей, индивидуализм, предприимчивость, ориентация на личный успех, профессионализм, космополитизм.

В ходе нашего исследования анализировались предпочтения студентов относительно разных ценностных установок, которые являются основой их представлений о себе и своем месте в обществе, об устройстве этого общества и государства. Предпочтения изучались при помощи серии вопросов, предполагающих выбор между двумя альтернативными суждениями.

Одной из первостепенных либеральных ценностей, провозглашенных еще во времена первых буржуазных революций, является свобода. В качестве ее альтернативы было рассмотрено материальное благополучие. Большинство респондентов — 71% — отдали предпочтение свободе как ценности, без которой жизнь теряет смысл, и 28% респондентов выбрали материальное благополучие, посчитав свободу второстепенной. При зондировании этих альтернативных суждений гендерные особенности не проявились.

Вторая чисто либеральная ценность — равенство. Если для советских установок равенство означало «уравниловку», т.е. равенство доходов, положения и условий жизни, то для буржуазной демократии равенство означает индивидуальную возможность для проявления собственных способностей для каждого, рассматривается как равенство возможностей.

63% студентов СибИУ предпочитают равенство возможностей, 35% отдают предпочтение экономическому равенству, т.е. равенству доходов, положения и условий жизни. Особой разницы между юношами и девушками нет.

Следующие две альтернативы предполагали выбор между индивидуальностью и посредственностью. 87% студентов отдают предпочтение яркой индивидуальности, только 12% уверены, что лучше жить, как все, чем выделяться среди других.

Далее рассматривалась пара ценностей, связанных с работой. 72% респондентов выбрали интересную работу, на которую можно потратить значительную часть жизни, причем девушек среди них значительно больше — 75%, нежели юношей — 61%. 28% студентов выбрали материальную альтернативу — главное в работе, по мнению 24% девушек и 38% юношей то, сколько за нее заплатят.

К такому выбору предпочтений можно отнестись двояко. С одной стороны, ориентация на интересную работу предполагает наличие свободы, в том числе свободы выбора у нынешней молодежи, с другой стороны, невысокая доля ориентированных на утилитарное назначение работы как источника доходов говорит о незрелости опрошенных (напомним: для большинства студентов источниками доходов являются помощь родителей и стипендия, и только меньшинство зарабатывает самостоятельно). При ответе на этот

141

вопрос более зрелыми показали себя юноши, для которых в большей степени важно, сколько платят за работу.

Пара ценностей касалась предпочтений относительно конформизма и активной жизненной позиции, предполагающей борьбу. Патернализм советского государства не допускал альтернативу, ориентированную на социальную борьбу, уровень потребностей людей определялся государством, и у советского человека и в мыслях не было каким-то образом противодействовать этому.

Пореформенное поколение, выросшее в эпоху рынка, постепенно избавляется от патерналистских установок, выбирая активную жизненную позицию хотя бы на словах. Так, по мнению 70% респондентов, чтобы отстоять свои интересы и права, необходимо за них активно бороться. Только 29% респондентов выбрали конформизм, они считают, что нужно уметь приспосабливаться к реальности, не тратить свои силы на борьбу с ней.

Среди юношей доля конформистов — 22%, среди девушек — 31%, и наоборот, среди юношей больше тех, кто ориентирован на защиту своих прав, — 77%, среди девушек — 68%. Это можно объяснить тендерными ролями, мужская роль — защищать, женская — оберегать и сохранять. С психологической точки зрения, конформное поведение характеризует индивида как адаптивного к социуму, умеющего избегать конфликтов, тем самым сохраняя свое здоровье.

Несмотря на то что две трети опрошенных предпочитают борьбу за свои права конформизму, связывают эту борьбу с каким-либо идейно-политическим течением только 33% юношей и 13% девушек.

Большинство студентов независимо от пола — 83% — считают, что человек — кузнец своего счастья, успех и неудачи в его руках, меньшинство — 15% — думают, что жизнь человека в значительной степени определяется внешними обстоятельствами, а не его собственными усилиями.

При определении предпочтений в ценностях рассматривалась пара альтернатив перемены и стабильность. 90% студентов уверены, что жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но все-таки интересно, и только 8% полагают, что все перемены к худшему, поэтому лучше, чтобы мир оставался таким, каков он есть. Подтверждает это следующая пара ценностей — традиции и инновации.

Большинство студентов — 68% — отдают предпочтение предприимчивости, инициативе, поиску нового в работе и жизни, т.е. либеральным ценностям. 30% опрошенных разделяют точку зрения, что главное — это уважение к сложившимся традициям, обычаям, следование привычному, принятому большинством.

Две альтернативные пары ценностей касались универсальности и самобытности России. 73% респондентов склонны считать Россию особой цивилизацией, в которой никогда не привьется западный образ жизни. 24% предпочитают универсальность развития нашей страны.

В начале 1990-х гг. сначала перестройка, а затем демонтаж советской системы воспринимались как условие приобщения к Западу. Однако опыт сближения с ним разочаровал, а надежды, которые возлагались на этот процесс, оказались преувеличены. После мирового экономического кризиса 2008 г. и череды социальных протестов в Западной Европе стало очевидно, что на Западе не все так гладко, как представлялось раньше. Тем не менее выбор между патриотизмом и космополитизмом — следующей пары ценностей — студенты сделали в пользу космополитизма. 79% студентов не сомневаются, что человек должен жить в той стране, которая ему больше нравится, среди

142

девушек доля выше — 83%. Эмиграционные настроения большинства опрошенных студентов СибИУ свойственны и российской молодежи с высшем образование в целом.

В целом, характеризуя ценностные и поведенческие установки студенческой молодежи, можно говорить, во-первых, о преобладании ценностей либерального ряда: свобода, равенство возможностей, предприимчивость, риск, профессионализм, космополитизм, стремление к личному успеху, вера в собственные силы, индивидуализм и индивидуальность, активная жизненная позиция и умение бороться за свои права и интересы, стремление к переменам. При этом выявлен ряд важных ценностных и поведенческих установок молодежи, сложившихся на базе имеющихся в обществе социально-экономических противоречий: озабоченность молодежи падением морали, с одной стороны, и готовность на практике преступать моральные принципы для достижения личного успеха — с другой; восприятие России как особой цивилизации, в которой никогда не привьется западный образ жизни, и космополитизм, желание уехать за рубеж, где можно хорошо заработать; социальная активность, нацеленность на борьбу за свои права, и отсутствие принадлежности к какому-либо идейно-политическому течению.

Студенчество характеризуется невысоким уровнем готовности брать на себя ответственность за судьбу России, что проявляется в высоком уровне тревожности, противоречии между ценностными ориентациями и фактическим поведением, отсутствии нового видения ситуации, отличающегося от существующего статус-кво, предполагающего нарушение закона и моральных принципов.

Литература

1 Двадцать лет реформ глазами россиян : опыт многолет. социолог. замеров / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М. : Весь мир, 2011. 328 с.

2 Кузьмен О. В. Анализ эволюции модели социальной политики государства в РФ // Идеи и идеалы. 2013. № 1. С. 63-69.

3 Сивиринов Б. С., Кузьмен О. В. Управление социальной сферой: переход к субсидиарности в России // Идеи и идеалы. 2012. № 4 . С.43-53.

4 Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ : учеб. пособие / А. Н. Богаевская, Е. Н. Данилова, Л. М. Дробижева и др. ; под ред. В. А. Ядова. М .: Флинта : МПСИ, 2005. 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.