Научная статья на тему 'Настольные игры как средство развития иноязычных лексических навыков обучающихся 7 классов'

Настольные игры как средство развития иноязычных лексических навыков обучающихся 7 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоцерковская Н.В., Архипова А.Е.

Статья посвящена развитию иноязычных лексических навыков обучающихся 7 класса. Качество обучения зависит от правильного подбора педагогических технологий. По мнению многих современных преподавателей, для повышения эффективности обучения необходимо использовать технологии, включающие творческие виды деятельности. Они позволяют учащимся снять усталость, поддержать работоспособность, предотвратить умственную перегрузку и поднять интерес. На наш взгляд, одной из эффективных является игровая технология, в частности применение настольных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Настольные игры как средство развития иноязычных лексических навыков обучающихся 7 классов»

Настольные игры как средство развития

иноязычных лексических навыков обучающихся 7 классов

Белоцерковская Надежда Васильевна,

к.пед.н., доцент кафедры английской филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения, ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К.Аммосова», beloc.nadezda@mail.ru

Архипова Анисья Егоровна,

учитель английского языка МБОУ «Мальжагарская ООШ», Хан-галасский улус Республики Саха (Якутия), asyashawol@gmail.com

Статья посвящена развитию иноязычных лексических навыков обучающихся 7 класса. Качество обучения зависит от правильного подбора педагогических технологий. По мнению многих современных преподавателей, для повышения эффективности обучения необходимо использовать технологии, включающие творческие виды деятельности. Они позволяют учащимся снять усталость, поддержать работоспособность, предотвратить умственную перегрузку и поднять интерес. На наш взгляд, одной из эффективных является игровая технология, в частности применение настольных игр.

Ключевые слова: лексический навык, технология обучения, настольные игры.

За последнее время значимость компетенции в области иностранного языка постоянно увеличивается, а необходимость владения языком является одним из ключевых элементов образования. Данный факт определяется усилением процессов глобализации, важностью знания иностранного языка для получения более высокооплачиваемой работы, перспектив роста, использования знаний для письменных и устных коммуникаций с иностранными партнерами.

В данных условиях все большую значимость получает развитие и сохранение словарного запаса в условиях системы образования.

Согласно категории Шамова А.Н., лексический навык представляет собой возможность обучающегося оценивать из контекста значения лексической единицы, сопоставлять его значение на родном и изучаемом языке, характеризовать составляющие слова, в том числе определять определяемое историческими национальными характеристиками значения [8, с.9].

Механизмом обучения иностранным языкам возможно исследовать с различных терминологических позиций. В работе Миньяр-Белоручева показано, что лексический навык является элементом многокомпонентной речевой компетенции и может исследоваться отдельно, как самостоятельная компетенция [4, с.14]. В работе В.А. Бухбинде-ра указывается, что лексическая компетентность определяется возможностью вовлекать в речь речевые паттерны [1, с.14]. в работе Е.И. Пассова обосновывается, что лексический навык определяется как способность сочетания слов [6, с.13]. в исследовании С. Ф. Шатилов дифференцируются такие компоненты навыков как выбор лексических единиц и словоформировании [9,с. 9].

Алгоритм развития лексической компетенции происходит посредством послеовательности этапов, характеристика которых определяется в современных работах по-разному. Например, накопление эмпирических и рефлексивных знаний о слове - интеллектуальные действия; тренировка -лексические операции; применение - лексические действия.

В ряде работ указывается, что алгоритм формирования лексического навыка включает в себя знакомство с новыми единицами, закрепление ма-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

в) ^

о

сч

01 Z

териала, использование лексики в письменных и устных коммуникациях. [3, с.297].

Особенности речевой деятельности позволяют разделить их на два вида, позволяющих формулировать активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный) лексический минимум. При этом первый определяет навыки письменных и устных коммуникаций. Рецептивный включает в себя слова, использующиеся при слушании и чтении. [11, с.101].

Обучение иностранным языкам в условиях школы определяется как совокупность педагогических технологий, использующихся для решения комплексных задач. Освоение английского языка означает не только понимание внутреннего мира и мировоззрения его носителей, а также их национального самовосприятия. Результативность обучения иностранным языкам формируется посредством как широко распространенным, так и инновационным методам, ориентированным на создание комплексной коммуникативной компетенции, ключевой составляющей которой является языковая компетентность, формируемая посредством развития лексических навыков. В современных исследованиях показано, что игровые педагогические инструменты являются эффективными средствами их развития.

Использование игры в совокупности с условиями работы и учебы является весьма значимым источником результативности деятельности. Игровая потребность, как было показано в работах Г.К. Селевко определяется как характеристика деятельности, реализуемая в условиях, созданных в рамках педагогической деятельности для реализации в том числе процессов социализации и навыком самоконтроля.

Функции использовании игр в различных видов деятельности определяются как относящиеся к развлечениям, общения, психотерапии, коррекции поведения и социализации [7, с.127].

Значимость игровых технологий была первоначально исследована в работах Ф. Шиллера, который утверждал, что данный фактор определяется мировоззрением участвующих в ней. Согласно его исследованиям, посредством игр человек приобретает навыки социализации, создает мир вокруг себя [2, с. 28].

Исследование игры как вида учебной ситуации, составляет такие как установление целей, развитие их посредством педагогического проектирования, и реализации их в учебной деятельности и получение обратной связи.

Согласно правила игры участниками реализуются действия в рамках игры, при этом они замещаются действиями повседневной жизни, при этом взаимоотношения обучающихся являются реальными, а составляющие игры относятся к реальности, воспроизводимой посредством игровых взаимодействий [5, с.142].

В работе С.А. Шмакова определяются черты, характерные для использовании игр: творческая деятельность, направленная на развитие личности, при это обучающийся получает удовлетворе-

ние от деятельности; эмоциональное вовлечение, личностной конкуренции. В то же время, совокупность формальных и неформальных правил определяют ее содержание [10, с.189].

По мнению значительного количества ученых игра, реализуемая в рамках образовательного процесса характеризуется одновременно совокупностью реального и игрового поведения, при этом, обучающийся испытывает реальные чувства в игровых условиях. Игровые взаимоотношения формируют компетенции и творческие способности, что в итоге позволяет приобретать навыки решений жизненный проблем, реализуя поведение и отношения в рамках определенной игровой роли [2, с.72].

На базе применения технологий игры в рамках образовательного процесса преподавателем должны быть созданы условия, позволяющие достигнуть учебных целей, соответствующих возрасту и уровню подготовки обучающегося.

Применение в условиях языкового обучения игровых технологий является весьма результативным инструментом. Значимое место их них занимают разнообразные настольные игры, имеющие различную направленность и функционал.

Следует выявить характеристики настольных игр, позволяющих дифференцировать их от применяемых игровых образовательных технологий: врем проведения настольных игр четко определено за столом или пола и использования соответствующих принадлежностей, применяемых в качестве раздаточных материалов, а также совокупности правил. При реализации данной технологии используются обучающие инструменты, реализуемые в форме наглядных пособий, алгоритмов и правил, изменения которые невозможно в процессе учебного процесса. В процессе игры участвуют два и более обучающихся, при этом осуществляется живое взаимодействие с результатом, который невозможно прогнозировать. При этом, настольные игры, применимые в образовании не основаны на распределении ролей, при этом ее правила определяются правилами настольной игры [12].

Для развития лексических навыков учащихся 7 класса на уроках иностранного языка мы использовали разработанный нами, в соответствии с программой и тематикой обучения английскому языку, комплекс настольных игр, который состоял из 10 игр: «Bingo», «Alias», «Jenga», «Underground treasure», «Triangle», «Memo», «Wordland», «What is it?», «Do you know that?», «Antonyms». Комплекс был составлен с учетом теоретических основ развития лексических навыков, с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся.

До начала и после применения комплекса настольных игр нами были проведены контрольные срезы по выявлению уровня развития лексических навыков обучающихся 7 класса. Сравнив показатели начального и итогового уровней, мы выявили, что качество итогового уровня развития лексических навыков обучающихся составило 87,5%, что на 12,5% выше начального уровня, который составлял 75%.

Исходя из полученных данных, мы считаем, что разработанный нами комплекс настольных игр оказал должный эффект в развитии лексических навыков обучающихся 7 класса. Применение игровых технологий позволило обучающимся расширить словарный запас, активизировать лексику в новых речевых ситуациях, развивать и совершенствовать лексические навыки. Необходимо отметить, что использование настольных игр делает обучение более эффективным, способствуя переходу части пассивной лексики в активную. Настольные игры мотивируют обучающихся к плодотворной деятельности, к изучению нового материала, к закреплению изученного материала, также снять усталость, поддержать работоспособность и предотвратить умственную перегрузку. Таким образом, применение настольных игр на уроках иностранного языка является одним из эффективных средств в развитии иноязычных лексических навыков обучающихся 7 класса.

Литература

1. Бухбиндер В.А. Развитие лексических навыков устной речи /. Бухбиндер В.А // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках -Киев, 1980. - С. 14-31

2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. Паниной В.М. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- С. 94

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е издание., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - С. 336

4. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранные язык» / Р.К. Миньяр-Белоручев -Репр. изд. - М.: Альянс, 2012. - С. 223

5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146

6. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык, 1977. - С. 214

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 256

8. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 19-25

9. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / Шатилов С.Ф. - М.: Просвещение, 1986. - С. 222

10.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры : монография / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1994. - С. 239

11.Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - С. 160

12.https://narodirossii.ru/?p=23623

Board games as a means of developing lexical skills in

teaching a foreign language in grade 7 Belotserkovskaya N.V., Arkhipova A.E.

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University The article is devoted to the development of the foreign language lexical skills of students in grade 7. The quality of training depends on the correct selection of pedagogical technologies. According to many modern teachers, to improve the effectiveness of training, it is necessary to use technologies that include creative activities. They allow students to relieve fatigue, maintain performance, prevent mental overload and increase interest. In our opinion, one of the most effective is gaming technology, in particular the use of board games. Key words: lexical skill, learning technology, board games. References

1. Bukhbinder V.A. The development of lexical skills of oral speech.

Bukhbinder V.A // Essays on the methodology of teaching oral speech in foreign languages - Kiev, 1980. - P. 14-31

2. Vavilova L.N., Kuzina T.S. Methodical recommendations / Under

the general. ed. Panina V.M. - Kemerovo: Publishing house of GOU "KRIRPO", 2007.- P. 94

3. Galskova ND, Gez N.I. Theory of teaching foreign languages.

Linguodidactics and methods: textbook. allowance for students. lingua un-tov and fact. in. lang higher ped textbook. institutions / N.D. Galskova, N.I. Geese. - 3rd edition., Erased. - M.: Publishing Center "Academy", 2006. - S. 336

4. Minyar-Beloruchev R.K. Methods of teaching the French language: a textbook for students of pedagogical institutes in the specialty "Foreign Language" / R.K. Minyar-Beloruchev -Rep. ed. - M .: Alliance, 2012 .-- S. 223

5. Mikhailenko TM Game technologies as a form of pedagogical technologies // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the Intern. scientific conf. (Chelyabinsk, October 2011). I. -Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2011 .-- S. 140-146

6. Passov E.I. Fundamentals of the methodology of teaching foreign

languages / E.I. Passes. - M.: Russian language, 1977 .-- S. 214

7. Selevko G.K. Modern educational technology: textbook. - M .:

Public education, 1998. - S. 256

8. Shamov, A.N. Lexical skills of oral speech and reading - the

basis of the semantic competence of students / A.N. Shamov // Foreign languages at school. - 2007. - No. 4. - S. 19-25

9. Shatilov S.F. Methods of teaching the German language in high

school / Shatilov S.F. - M .: Education, 1986. - S. 222

10. Shmakov S.A. Student Games - a Cultural Phenomenon: Monograph / S. A. Shmakov. - M.: New School, 1994 .-- S. 239

11. Program-teaching materials. Foreign languages for general educational institutions. Elementary School. - 3rd ed., Stereotype. - M.: Bustard, 2000 .-- S. 160

12. https://narodirossii.ru/?p=23623

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.