Абулайти Махэсути НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕЩЕРНЫХ ХРАМОВ СИНЬЦЗЯНА
Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики. Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор П. А. Кудин
Статья посвящена памятникам стенной живописи и скульптуры района Синцзяна Западного Китая. В ней раскрываются исторические предпосылки возникновения пещерной монумен-
1 4
Настенная живопись пещерных храмов Синьцзяна
тальной живописи, связанные с проникновением буддизма из Индии и распространением этой религии на территории Западного Китая в 3 в. н.э.
The article deals with the wall paintings and sculptures of the Sinzan region of the West China. The article discovers the historical basis of the uprise of the spelean monumental paintings coming from the Indian Buddhism religion which spread to the territory of West China in the 3 century B.C.
На территории Синьцзяна, являющейся самой западной областью Китая, располагалась древняя уйгурская культура, которая сыграла важную роль в истории художественной культуры Китая и многих народов Азии. Буддизм, пришедший в начале нашей эры из Индии, в течение тысячелетия был главной религией Синьцзяна. Отсюда он распространился в Китай и другие страны. Синьцзян расположен в самом центре азиатского материка между горными массивами Тянь-Шаня и Куэнь-Луня. Наиболее крупными из областей Синьцзяна и значительными в историко-культурном отношении были: Миран, Хотан, Яркенд, Турфан на юге; Карашар, Кучар и Кашгар на севере. Через эти области пролегали величайшие караванные пути древней Азии, прозванные «шелковыми»; по ним вывозился шелк, являвшийся монополией и секретом, драгоценной валютой Китая. Искусство, развивавшееся как в северных, так и в южных областях Китая, явилось результатом творчества большого числа народов и племен, тем или иным путем сталкивавшихся или встречавшихся на территории страны1.
Остатки стенописи и скульптуры в древних буддийских пещерах и храмах Западного Китая так же многочисленны, как и количество самих пещер и храмов2. Особенно много сохранилось пещерной стенописи. Сотни пещер и наземных сооружений в Кучарском округе, в урочищах Турфанской области, в Шикшине Карашарского округа, в развалинах у г. Кумул и в урочище Ченфудун вблизи г. Дуньхуань (провинция ГаньСу) на своих стенах содержат тысячи квадратных метров росписи самого разнообразного характера - по темам, содержанию и по их исполнению.
В конце первого тысячелетия до нашей эры (время, к которому относятся древней -шие сведения о Синьцзяне) северные области постоянно подвергались набегам гуннов, и северный путь был опасен. Поэтому купцы и путешественники предпочитали путь через южные области Синьцзяна, среди которых самым значительным был Хотан. Из Хотана происходят наиболее древние памятники Синьцзяна3. По ряду данных Хотан, или, как его называют китайские летописи, Юйтянь, уже в 3-2 вв. до н. э. был важным пунктом торговли шелком с Индией. Наука еще не располагает достаточным материалом для решения вопроса о социальном строе Хотана первых веков нашей эры. Однако можно предположить, что в 5-6 вв. н. э. здесь уже происходит становление феодализма. Народонаселение Хотана в это время составляли саки, в значительной мере смешанные с переселенца -ми из Индии. Последние принесли в Хотан и в другие области Синьцзяна свою систему письменности, которой здесь пользовались до 4-6 вв., а в отдельных случаях и значительно позже. Из города Ния Хотан-ской области буддизм северной школы -махаяна проник в Синьцзян и на много веков стал главной религией этой страны, затем распространился по всему Китаю, в Семиречье и другие страны Азии.
Хотан, с его древними ступами, соединёнными в предании с веком буддизма, именуемым «Майтрейя»; Кашгар, с остатками пещер и развалинами древнейшей ступы; Карашахр, где после Пешавара временно хранилась чаша Будды - все это области наибольшего распространения буддизма в Китае.
На севере Синьцзяна расположен древ -ний город (древняя уйгурская страна) Ку-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
чар. Кучар - бывшая столица уйгуров, с замечательными пещерными монастырями. В Кучаре имеется большое число пещер, которые сохранились почти в полной неприкосновенности. Эти росписи украшают стены пещер, самого момента их создания. В других же местах от росписей уцелели более или менее значительные площа-ди, или небольшие кусочки на сплошь ободранных стенах. Различная по количеству и качеству степень сохранности обусловливается особенностями самой росписи лишь в незначительной степени. В наибольшей мере эту сохранность необходимо отнести за счет тех условий, в которых роспись сохранялась. Пещеры, вырубленные в глинистых обрывах предгорий, соединялись между собой общими платформами, внутренними и внешними лестницами и галереями, сооруженными обычно из дерева и глины на деревянном каркасе. Так как Кучар являлся одним из самых известных центров буддизма, соединение в нем различных чужеземных влияний, воспринятых и осмысленных на свой лад и сплетенных с чертами местной культуры, образовало свой собственный художественный стиль4.
Наиболее ранние памятники стенной живописи, найденные в Миране - одной из областей южной группы - датируются 3 в. н. э. Памятники Мирана, перекликаясь с современными им росписями Аджанты, по своему зрелому мастерству заставляют предположить существование в Синьцзяне связи с индийскими живописными традициями. Самобытность синьцзянской живописи, своеобразие ее образов и техники выполнения наиболее ярко сказались в росписях пещерных храмов и монастырей северных оазисов.
Искусство Турфана - южной области Китая - также было высоко развито как и его культура в целом5. На высоком уровне было и зодчество, являющееся ярким выражением городской культуры. Здесь в росписях пещер «Тысяча Будд» (Минг-ой) весьма ярко изображены сюжеты из буддийских сказаний, преданий. В Турфане широко распространено течение Махаяны,
хотя были последователи и другого течения - Хинаяны.
Из архитектуры пещер «Минг Ой» и развалин стен в Кучаре становится ясно, что в Турфанский период искусство, живопись и скульптура были высоко развиты. В этот период техника строительства, искусство скульптуры и живописи были тесно связаны. На стенах молитвенных домов были нарисованы изображения из жизни Будды, эпизоды поклонения божествам. Часть рисунков была сделана в виде портретов. Интересны портреты жертвователей, получившие большое развитие в живописи уйгурского княжества, исполненные на стенах храмов, обычно в нижней части росписей и по сторонам входа или около главной ниши. В этих портретах художники не пытались передавать индивидуальные черты человека, но созда-вали обобщенный тип, тщательно подчеркивали возрастные и социальные признаки изображенного, атрибуты его профессии или звания.
Город Дуньхуан расположен в пустыне Западного Китая. В этот исторический период являлся важным пунктом на Великом шелковом пути, связывавшем Китай с Южной и Западной Азией, а через последнюю - с Европой. Он служил «окном», через которое шло проникновение буддизма в Китай. В этих местах часто можно было встретить купцов, посланников, буддийских монахов из Центральной и Западной Азии и даже миссионеров из Европы, которые являлись представителями и проводниками самых разнообразных культурных традиций. Велико было значение китайского искусства для Синьцзяна, а взаимосвязь культуры Синьцзяна с южными и юго-восточными соседями не прерыва-лась и в более позднее время. Об этом свидетельствуют росписи, выполненные в непальской и тибетской манере, по-видимому, выходцами из этих стран, каких немало было среди буддийских монахов Турфана, Кучара и других городов. Опустошения, причиненные монгольским завоеванием, нанесли тяжелый удар художественной
культуре Синьцзяна. В дальнейшем, в период позднего средневековья, развитие более дешевых и безопасных морских пу-
тей в Индию и на Дальний Восток лишило Синьцзян былого экономического и культурного значения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кравцова М. Е. История искусства Китая. Краснодар; М.; СПб., 2004.
2 Фишер Роберт. Е. Искусство буддизма. М., 2001.
3 Дьяконова Н. В. Хотаиские древности: Каталог хотанских древностей, хранящихся в Отделе Востока Государственного Эрмитажа. Т. 1. Л., 1960.
4Абдушукур Мухаммат Имин. Искусство каменной пещеры западного региона (на уйгурском языке). Народное издательство КНР СУАР. 1998.
5Денике Б. П. О памятниках культуры и искусства Турфана (рез-ты экспедиции А. Лекока в кит. туркестан), Казань. 1915.