Научная статья на тему 'Наставничество при вхождении в бизнес как мера поддержки молодежного предпринимательства'

Наставничество при вхождении в бизнес как мера поддержки молодежного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / поддержка молодых предпринимателей / молодежная политика / mentoring / support for young entrepreneurs / youth policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Михайловна Малышевская

В статье поднята тематика наставнической поддержки молодых предпринимателей и одна из важных проблем в виде отсутствия четкой системы и достаточной правовой регламентации наставничества при вхождении в бизнес. Исследуется соотношение наставничества с формами поддержки малого и среднего предпринимательства. Обращается внимание на влияние Всероссийской программы развития молодежного предпринимательства при поддержке федерального агентства по делам молодежи на рост количества субъектов МСП, которыми, как правило, являются молодые предприниматели. Дается оценка существующему на данный момент правовому регулированию исследуемой сферы, при этом отмечается необходимость его дальнейшего развития. Делается вывод о целесообразности принятия отдельного федерального закона, который урегулировал бы отношения, связанные с наставничеством для молодежного предпринимательства, закрепил основные понятия, правовой статус субъектов, их права и обязанности, ответственность, а также стадии получаемой поддержки. Предполагается, что данная тематика подлежит дальнейшему развитию и становлению, так как наставничество является одной из востребованных мер поддержки, способствует стимулированию предпринимательской активности молодежи, а также стабильности и росту экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анна Михайловна Малышевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring when entering a business as a measure to support youth entrepreneurship

The article raises the topic of mentoring support for young entrepreneurs and one of the important problems in the form of the lack of a clear system and sufficient legal regulation of mentoring when entering the business. It is believed that this topic is subject to its further development and formation, since mentoring is one of the popular support measures that promote the entrepreneurial activity of young people, as well as the stability and growth of the economy.

Текст научной работы на тему «Наставничество при вхождении в бизнес как мера поддержки молодежного предпринимательства»

ПРОБА ПЕРА

Анна Михайловна МАЛЫШЕВСКАЯ,

студент 4-го курса Института прокуратуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) annamalyshevskaia@ya.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Наставничество при вхождении в бизнес как мера поддержки молодежного предпринимательства

Аннотация. В статье поднята тематика наставнической поддержки молодых предпринимателей и одна из важных проблем в виде отсутствия четкой системы и достаточной правовой регламентации наставничества при вхождении в бизнес. Исследуется соотношение наставничества с формами поддержки малого и среднего предпринимательства. Обращается внимание на влияние Всероссийской программы развития молодежного предпринимательства при поддержке федерального агентства по делам молодежи на рост количества субъектов МСП, которыми, как правило, являются молодые предприниматели. Дается оценка существующему на данный момент правовому регулированию исследуемой сферы, при этом отмечается необходимость его дальнейшего развития. Делается вывод о целесообразности принятия отдельного федерального закона, который урегулировал бы отношения, связанные с наставничеством для молодежного предпринимательства, закрепил основные понятия, правовой статус субъектов, их права и обязанности, ответственность, а также стадии получаемой поддержки. Предполагается, что данная тематика подлежит дальнейшему развитию и становлению, так как наставничество является одной из востребованных мер поддержки, способствует стимулированию предпринимательской активности молодежи, а также стабильности и росту экономики. Ключевые слова: наставничество, поддержка молодых предпринимателей, молодежная политика.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.108.8.208-215

© Малышевская А. М., 2023

Anna M. MALYSHEVSKAIA,

4th year student of the Institute of Prosecutor's Office of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) annamalyshevskaia@ya.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

Mentoring when entering a business as a measure to support youth entrepreneurship

Abstract. The article raises the topic of mentoring support for young entrepreneurs and one of the important problems in the form of the lack of a clear system and sufficient legal regulation of mentoring when entering the business. It is believed that this topic is subject to its further development and formation, since mentoring is one of the popular support measures that promote the entrepreneurial activity of young people, as well as the stability and growth of the economy.

Keywords: mentoring, support for young entrepreneurs, youth policy.

в

ЕСТНИК МалышевскаяА М. О ПО

УНИВЕРСИТЕТА Наставничество при вхождении в бизнес как мера

имени o.e. кугафина(мгюА) поддержки молодежного предпринимательства

В настоящее время наставничество имеет весьма большое значение для общества, и это не удивительно, ведь данное понятие зародилось в XX в., а само явление уходит корнями в далекое прошлое, когда люди жили общинами и набирались опыта у наиболее старших в племени.

Недавно, в рамках Петербургского международного экономического форума — 2021, предметом обсуждения стали вопросы, касающиеся молодежного предпринимательства. Специалисты, в частности, обратили внимание на отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес1.

В самом общем виде наставничество можно определить как способ передачи знаний и умений более опытным лицом человеку, который только начинает свою деятельность либо желает повысить уровень своих знаний в определенной сфере. Наставничество бывает различных видов. Одним из них является традиционное наставничество, подразумевающее взаимодействие двух людей; также выделяется ситуационное наставничество, помогающее быстро решить проблему в каком-то вопросе, партнерское, командное наставничество и др. Для каждой отдельной ситуации нужно «свое» наставничество.

Встает вопрос о том, является ли наставничество самостоятельным феноменом или же оно представляет собой вид какого-то другого явления. В науке нет четких и однозначных точек зрения, дающих ответ на этот вопрос. Можно лишь выдвинуть версию, что наставничество не могло возникнуть само собой как какое-то самостоятельное явление. Скорее всего, наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития, адаптации2.

При изучении данной темы также возникает вопрос о соотношении наставничества с формами поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно консультационной, образовательной и информационной; ведь, как правило, начинающие бизнесмены являются субъектами МСП. Здесь в первую очередь следует сказать о том, что наставничество как мера поддержки шире, чем только консультационная, образовательная и информационная поддержка.

Консультационная форма поддержки заключается в том, что эксперт консультирует лиц, желающих открыть свое дело или уже его открывших, по вопросам, связанным с составлением документов, бизнес-плана, маркетингом и т.д. То есть данная форма поддержки направлена на то, чтобы лицо разрешило вставшие перед ним вопросы с помощью консультаций.

Сущность образовательной формы заключается в создании различных обучающих программ. Так, Корпорация «МСП» совместно с высшими учебными заведениями и общественными организациями, реализующими деятельность в области поддержки предпринимательства, разработала две образовательные программы: «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».

Информационная форма поддержки МСП нацелена на предоставление информации о соответствующих программах, действующих в Российской Федерации, а также о льготных предложениях. Данная форма поддержки охватывает различную

1 Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения // URL: https:// www.garant.ru/news/1468805/ (дата обращения: 05.10.2022). °

2 Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в орга- А низациях XXI века // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 93. ПЕРА

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

помощь в затруднениях, связанных с законодательным регулированием, порядком предоставления мер поддержки, лицензированием, а также обеспечением МСП другой немаловажной информацией.

Логично предположить, что наставническая мера поддержки частично включает в себя и консультационную, и образовательную, и информационную поддержку, так как наставник берет под опеку наставляемого и дает ему знания, проверяет эти знания, консультирует по вопросам, возникающим в процессе становления, информирует по отдельным вопросам и т.д. Поэтому наставничество — более широкое понятие, которое нельзя поставить в один ряд с формами поддержки МСП.

Также исследуемое явление необходимо сравнить с относительно недавно появившейся программой «Выращивание». Это программа «выращивания» субъектов МСП до уровня поставщиков крупнейших заказчиков. На первый взгляд данная программа очень напоминает наставничество, ведь в нее входит помощь в правильном определении потенциальных точек роста. Однако мероприятия по «выращиванию», во-первых, заключают в себе такие виды поддержки, как имущественная, финансовая, маркетинговая, информационная, а также льготное кредитование, лизинг, сертификацию и иное содействие3. Во-вторых, основная цель здесь — способствовать организации выбрать доступные меры господдержки и составить план их наиболее эффективного использования по мере роста компании. В-третьих, помощь оказывается не предпринимателями, непосредственно передающими свой опыт, а специалистами региональных центров компетенций. Поэтому нельзя поставить знак равенства между программой развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и наставничеством.

Сейчас вопрос о наставничестве молодых предпринимателей особо актуален, так как существуют некоторые трудности в его разрешении, и государство старается их устранять, принимая различные меры поддержки. Стоит подробнее рассмотреть наставническую поддержку.

Целесообразно отметить, что Конституция РФ вопрос о молодежной политике отнесла к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов4. Кроме того, о помощи молодым предпринимателям говорится в Федеральном законе от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»5. Но пока все шаги, которые делает государство в сторону поддержки молодых предпринимателей, к сожалению, не дают своих плодов, к тому же эпидемиологическая ситуация в последние годы пошатнула и без того не самое прочное положение предпринимателей.

3 «Выращивание» субъектов МСП до закупок крупнейших заказчиков // URL: https:// corpmsp.ru/dorashchivanie_subektov_msp_do_zakupok_krupnejshih_zakazchikov/ (дата обращения: 16.10.2022).

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм.) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001 (дата обращения: 16.10.2022).

5 Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ (с изм.) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 16.10.2022).

ЕСТНИК МалышевскаяА. М. О Л Л

УНИВЕРСИТЕТА Наставничество при вхождении в бизнес как мера

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) поддержки молодежного предпринимательства

Но все же количество зарегистрированных субъектов МСП растет. Это показывает статистика, которую ведет ФНС — в едином реестре субъектов МСП по состоянию на 10.09.2022 содержалось 5 828 159 субъектов МСП, в то время как по состоянию на 10.09.2021 было 5 677 548, т.е. за год их стало на 150 611 больше6. Это вполне можно связать с запуском Всероссийской программы развития молодежного предпринимательства при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, которая и является одной из мер поддержки наставничества для молодых предпринимателей и содержит в себе блок «Система наставничества»7.

Поддержка молодых предпринимателей осуществляется не только федеральным законодательством, но и региональным, а также на местном уровне8, что также вносит большой вклад в развитие предпринимательства среди молодежи. Надо сказать, что положения законодательства, помимо наставничества, так или иначе затрагивают материальные меры поддержки.

В России проводятся лекции, тренинги, сессии, встречи молодых предпринимателей с ведущими бизнесменами, однако отсутствует система сопровождения, присутствия, более-менее постоянной помощи, взаимодействия «старожилов» с начинающими коммерсантами. Поэтому можно сказать, что существует пробел в правовом регулировании наставничества молодых предпринимателей, что, на наш взгляд, является большим упущением, так как значение наставничества, не только как меры поддержки МСП, но и как отдельного института, весьма велико.

Во-первых, преимущество будут иметь страны, которые грамотно и плодотворно используют инновационный потенциал развития государства и общества. Данным потенциалом обладает старшее поколение, которое, воздействуя своим бесценным опытом на наиболее восприимчивых, инициативных и мобильных членов общества — молодежь, способствует бесперебойному и стабильному состоянию и росту экономики страны9.

Во-вторых, никакие тренинги и семинары не смогут заменить наставничество, так как они ориентированы на другие цели. Кроме того, помощь наставника позволяет учитывать полную картину — и характер бизнеса наставляемого, и свойства его личности.

В-третьих, наставничество позволяет столкнувшемуся с определенными проблемами молодому предпринимателю быстро и эффективно их решить.

В-четвертых, взгляд менторов по определению шире, чем у начинающих бизнесменов, хотя бы потому, что они смотрят «со стороны».

6 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // URL: https://rmsp. nalog.ru/index.html (дата обращения: 05.10.2022).

7 Шерстнева А. В. Некоторые вопросы и проблемы в развитии молодежного предпринимательства // Евразийский научный журнал. 2022. № 3. С. 5—6.

8 См., например: постановление Администрации города Нижнего Новгорода от 29.01.2019 № 130 «Об утверждении муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2019—2024 годы"» (с изм.) // URL: https:// П base.garant.ru/45748420/ (дата обращения: 05.10.2022). □

9 Князькова Е. А., Береза Н. А. Вопросы актуальности института наставничества в моло- А дежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. 2018. № 5 (54). С. 74. ПЕРА

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

В-пятых, в то время как все большее значение приобретают такие методики, как менторинг, коучинг, тьюторинг, баддинг и шедоуинг, в российской действительности по-прежнему наиболее эффективным способом остается метод, основанный на формальности и иерархичности взаимоотношений между наставником и наставляемым10.

Чтобы наставничество укрепилось, стало фундаментальной основой молодежного предпринимательства, считаем необходимым издать федеральный закон, который содержал бы основные понятия наставничества (что решило бы проблему нечетких и размытых формулировок), закреплял правовой статус наставника и наставляемого, их права и обязанности. Помимо этого, в закон целесообразно ввести положение о вознаграждении наставника, а следовательно, и о финансировании данного мероприятия — это позволило бы стимулировать специалистов становиться наставниками и брать шефство над наставляемыми.

Но здесь возникает и опасность, состоящая в том, что наставник может получать вознаграждение и не исполнять или ненадлежащим образом исполнять свои обязанности, поэтому следует также предусмотреть и ответственность для наставников. Также целесообразно ввести экзамен не только для наставляемого, но и для наставника, чтобы проверить, чему научил наставник и насколько качественно он исполнил свои обязательства. Урегулировать данные вопросы нужно не только с целью поддержки молодых предпринимателей, но и как меру поддержки МСП, ведь многие субъекты МСП стремятся совершенствоваться, а одним из наилучших способов для достижения этой цели является наставничество.

Кроме того, хотелось бы видеть закрепленную на законодательном уровне четкую систему поддержки для молодых бизнесменов, основанную на стадиях наставничества. Представляется оправданным выделить следующие стадии наставничества.

Первой и самой главной стадией является утверждение плана индивидуального развития, поскольку без плана невозможно реализовать свой проект.

Вторая стадия — поощрение самостоятельного управления обучением, которая означает, что обучающийся сам должен предпринимать меры, направленные на получение им знаний и навыков, чему, в свою очередь, необходимо содействовать наставнику.

В качестве третьей стадии можно выделить обеспечение поддержки в процессе реализации плана. Наставник должен давать ученику советы и при этом поддерживать его выбор и решения, отзываться о них с одобрением, чтобы у ученика появился стимул достичь поставленной цели.

Четвертой стадией можно назвать помощь в оценке результатов. Для ученика особенно важно компетентное мнение опытного специалиста, который даст оценку его действий. При этом наставник не должен навязывать свою точку зрения на каждой стадии, ведь от самостоятельности зависит хороший результат наставничества11.

10 Борисов С. Р., Новикова В. Д., Юргелас А. Л. Наставничество в молодежном МСП в России: особенности и эффективность // Бизнес. Общество. Власть. 2022. № 44—45. С. 223.

11 Борисов С. Р., Новикова В. Д., Юргелас А. Л. Указ. соч. С. 216—217.

в

ЕСТНИК Малышевская А. М.

УНИВЕРСИТЕТА Наставничество при вхождении в бизнес как мера

имени o.e. кугафина(мгюА) поддержки молодежного предпринимательства

Полагаем, что такое поэтапное сопровождение в сфере предпринимательства наилучшим образом сказалось бы на увеличении производительности предприятий, а также способствовало росту профессионализма предпринимателей, коммуникабельности и вовлечению в данную деятельность молодых предпринимателей, которые в силу неопытности боятся начать свое дело.

Необходимо также затронуть вопрос, касающийся того, кто же может быть наставляемым, а именно каков должен быть его возраст, ведь нигде нет указания на возраст молодого предпринимателя. Тут следует обратиться к легальному определению понятия «начинающие предприниматели»: «Начинающие предприниматели — вновь зарегистрированные и действующие менее 1 (одного) года субъекты малого и среднего предпринимательства (индивидуальные предприниматели и юридические лица), соответствующие условиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП»12.

Следовательно, возраст наставляемого не имеет значения, однако им может быть лицо, обладающее правосубъектностью (т.е. правоспособностью и дееспособностью) на занятие предпринимательской деятельностью, прошедшее легитимацию, действующее менее одного года, имеющее статус индивидуального предпринимателя или юридического лица. Исходя из данного определения, представляется возможным ответить на вопрос: может ли молодым предпринимателем быть признано лицо, не являющееся субъектом МСП? Нет, не может, так как закон прямо предусматривает, что начинающим предпринимателем признается субъект МСП.

В свою очередь, логично определить, кто может являться наставником, а также в чем могут заключаться его заинтересованность и выгода от наставничества, ведь нет ни законодательно установленных требований, предъявляемым к опытным бизнесменам, ни реестров наставников для молодых предпринимателей как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Понятие наставника легально не закреплено, но можно высказать предположение, кем он может являться, исходя из вышесказанного. Итак, наставником может быть лицо:

— с наличием опыта непрерывного ведения предпринимательской деятельности (в качестве ИП или руководителя / учредителя, соучредителя юридического лица);

— готовое уделять необходимое время на общение с начинающим предпринимателем;

— желающее содействовать устойчивому развитию бизнеса начинающего предпринимателя и достижению им успеха;

Приказ Минэкономразвития России от 17.03.2021 № 122 «Об утверждении методики расчета показателя "Количество начинающих предпринимателей, получивших финансовую поддержку" федерального проекта "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство □ и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"» // URL: https://www. А garant.ru/products/ipo/prime/doc/400409865/ (дата обращения: 16.10.2022). ПЕРА

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

— согласное делиться опытом, знаниями, оказывать консультационную помощь и моральную поддержку начинающим предпринимателям;

— с наличием компетенций в сфере предпринимательской деятельности (маркетинга, финансов, работы с персоналом).

Положительными сторонами наставничества являются:

— помощь предпринимателям в преодолении кризисных явлений в экономике;

— мотивация на создание собственного бизнеса и на развитие бизнеса;

— повышение финансовой грамотности субъектов МСП;

— обучение основам ведения бизнеса и помощь в реализации предпринимательских проектов.

Непосредственной выгодой будет развитие самого наставника, расширение его навыков и способностей, видение им новых проблем предпринимательства, расширение круга общения, взаимодействие лиц по интересам, возможность обновить направления и приоритеты собственного бизнеса. Но, безусловно, чтобы стимулировать лиц, становиться наставниками и брать шефство над наставляемыми, необходимо материальное вознаграждение данной деятельности.

Таким образом, чтобы решить проблему отсутствия правового регулирования наставничества молодежного предпринимательства представляется целесообразным принятие федерального закона, который бы регулировал данные отношения. Внести положения о наставничестве в ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» представляется невозможным, поскольку исследуемая мера поддержки, как было указано выше, вбирает в себя несколько форм поддержки субъектов МСП.

В заключение всего вышесказанного необходимо отметить, что наставничество представляет собой достаточно динамичное явление: поскольку необычайно ощутима разница в том, каким наставничество было 10 лет назад и какое оно сейчас, естественно, что на сегодняшний день наставничество стало весьма востребованным, и многие молодые предприниматели, особенно потенциальные, стремятся обрести себе опытного и высоко квалифицированного наставника, который бы поддерживал и направлял их в правильное русло.

Следует подчеркнуть, что государство сейчас старается активно способствовать развитию молодежного бизнеса, вводя различные программы поддержки в сфере предпринимательства. Как говорил Сократ: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. «Выращиван^» субъектов МСП до закупок крупнейших заказчиков // URL: https://corpmsp.ru/dorashchivanie_subektov_msp_do_zakupok_krupnejshih_ zakazchikov/.

2. Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения // URL: https://www.garant.ru/news/1468805/.

в

ЕСТНИК Малышевская А. М.

УНИВЕРСИТЕТА Наставничество при вхождении в бизнес как мера ^SI^J

имени o.e. кугафина(мгюА) поддержки молодежного предпринимательства

3. Борисов С. Р., Новикова В. Д., Юргелас А. Л. Наставничество в молодежном МСП в России: особенности и эффективность // Бизнес. Общество. Власть. — 2022. — № 44—45. — С. 211—226.

4. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92—112.

5. Князькова Е. А., Береза Н. А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. — 2018. — № 5 (54). — С. 72—78.

6. Шерстнева А. В. Некоторые вопросы и проблемы в развитии молодежного предпринимательства // Евразийский научный журнал. — 2022. — № 3. — С. 4—8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.