Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПЕРВОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРАКТИК РОССИИ И США'

НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПЕРВОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРАКТИК РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА / МЕНТОРИНГ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулгалимова Любовь Сергеевна, Троя Дарья Витальевна

Авторы статьи рассматривают адаптацию студентов первого курса в вузе России и в университете США. Статья описывает разные модели наставничества, анализируют возможные заимствования практик и оценивают значение этих самых практик в адаптации первокурсников. Проводя в статье ненавязчивое сравнение двух отличных практик, авторы указывают на отличия моделей и, исходя из них, формируют рекомендации по развитию и укреплению отечественного института наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдулгалимова Любовь Сергеевна, Троя Дарья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE FIRST YEAR OF STUDYING: AN OVERVIEW AND COMPARISON OF PRACTICES IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

The authors of the article describe the adaptation process of first-year students at a Russian and a US university. The article describes different models of mentoring, analyzes the possible borrowing of practices and evaluates the importance of these same practices in the adaptation of first-year students. The authors compare the practices and point out the differences between the models. They also formulate recommendations for the development and strengthening of the mentoring institution.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПЕРВОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ: ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРАКТИК РОССИИ И США»

ОБРАЗОВАНИЕ ■ ЗА РУБЕЖОМ ■

УДК 378.182 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-101-108

НАСТАВНИЧЕСТВО НА ПЕРВОМ КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРАКТИК РОССИИ И США

Л. С. Габдулгалимова, Д. В. Троя

Аннотация. Авторы статьи рассматривают адаптацию студентов первого курса в вузе России и в университете США. Статья описывает разные модели наставничества, анализируют возможные заимствования практик и оценивают значение этих самых практик в адаптации первокурсников. Проводя в статье ненавязчивое сравнение двух отличных практик, авторы указывают на отличия моделей и, исходя из них, формируют рекомендации по развитию и укреплению отечественного института наставничества.

Ключевые слова: адаптация, наставничество, педагогика, менторинг, студенты первого года обучения.

MENTORING IN THE FIRST YEAR OF STUDYING: AN OVERVIEW AND COMPARISON OF PRACTICES IN RUSSIA AND THE UNITED STATES

L. S. Gabdulgalimova, D. V. Troya

Abstract. The authors of the article describe the adaptation process of first-year students at a Russian and a US university. The article describes different models of mentoring, analyzes the possible borrowing of practices and evaluates the importance of these same practices in the adaptation of first-year students. The authors compare the practices and point out the differences between the models. They also formulate recommendations for the development and strengthening of the mentoring institution.

Keywords: adaptation, mentoring, pedagogy, first-year students.

© Габдулгалимова Л. С., Троя Д. В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

В настоящее время институт наставничества вновь вызывает научный интерес у педагогического научного сообщества. То, что интерес к институту наставничества вновь возрождается, подтверждают такие авторы, например, как Е. Р Грязнова, В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев, О. В. Башарина [1, с. 40; 2, с. 4; 3, с. 24]. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия наставничества. Общим для всех понятий является то, что под наставничеством понимается процесс передачи опыта и знаний от одного субъекта (более опытного) к другому (менее опытному). За долгую историю существования наставничества как института, которая уходит корнями в древние времена, его виды, типы и формы развивались и приобретали новые очертания, ориентируясь на более и более широкие социальные группы.

Институты наставничества в Российской Федерации и на Западе находятся на критично отличных стадиях развития и внедрения. В то время как за рубежом институт наставничества является неотъемлемой частью жизни вуниверсите-те, наставничество в отечественных вузах внедрено точечно, и программы наставничества проработаны исключительно на локальном уровне: достаточном для внедрения, но не для эффективного функционирования. Эти факты подтверждаются содержанием данной статьи.

Еще в совсем недавнем прошлом институт наставничества был обязательным инструментом адаптации на производстве и в образовании в СССР. Обратимся к истории: в Советском Союзе начиная с 1930-х гг. институт наставничества был знаком всем, как и его задачи и составляющие. Основной задачей наставника была передача опыта молодому сотруднику, преподавателю, мастеру с целью содействия его адаптации и удержанию на месте работы.

Феномен наставничества в СССР состоит в том, что материальная мотивация (в виде денежного вознаграждения или путевки в санаторий) не являлась основной мотивацией. Уровень самосознания и коллективного сознания не допускал инакомыслия: советский гражданин действительно хотел вызвать интерес у новичка, увлечь его работой, искренне желал передать свой опыт. Быть наставником было почетно. Лучшие наставники удостаивались почетного знака. Так как же так получилось, что в стране с высоким уровнем осознания важности института наставничества так быстро об этом забыли?

Мы не можем говорить сейчас о полном отсутствии наставничества как явления: в университетах, на предприятиях и в бизнесе есть инструменты наставничества и его аналоги. Однако нельзя говорить о том, что применение инструментов наставничества закреплено на федеральном уровне. Закрепление происходит на локальном уровне или отсутствует. Например, в университетах наставниками могут быть более опытные преподаватели, которые делятся опытом с молодыми преподавателями или выступают как наставники в части научной деятельности. Но скорее по наитию, нежели в рамках исполнения обязанностей.

Наставничество и сейчас понимается как инструмент адаптации, отношения по обмену опытом. В статье нами было принято решение рассмотреть наставничество в университете на первом курсе обучения. Тема выбрана не случайно: на наш взгляд, на первом курсе обучения студенту особенно тяжело, так как меняется не только формат обучения, но и образ жизни. Многие переезжают от родителей в незнакомый большой город и остаются наедине с собой. Таким образом, в целях создания и обеспечения функционирования среды, способствующей высокому качеству образования, а также направленной на развитие у

студента самостоятельности, желания учиться и профессионально расти, требуется эффективный социально-педагогический инструмент.

Ступени общего и высшего образования в России существенно отличаются друг от друга, что может вызвать тревогу и заблуждение у студентов первого курса. Резкое снижение контроля со стороны преподавателей, возрастание ответственности и ожиданий от индивидуума, увеличение объемов изучаемого материала, необходимость осваиваться в новой социальной группе - всё это лишь часть отличий, которые в корне меняют жизнь бывшего ученика школы и нынешнего студента. Неспособность вовремя обосноваться в новой учебной среде и адаптироваться к социальному и учебному укладу в высшем заведении, а также отсутствие навыка построения продуктивного распределения времени неизбежно ведет к падению академического успеха учащегося со всеми негативными последствиями. Помимо этого, в период студенческой жизни особенно важны и другие бытовые навыки: многим студентам, покидающим родительский дом для обучения в вузе, необходимо научиться распоряжаться финансами, а также в некоторых случаях ориентироваться в незнакомом городе или даже стране. Высшее образование - один из определяющих факторов успеха в профессиональной деятельности на сегодняшний день - требует особого внимания и полноценного погружения и, без сомнений, никто, кроме человека, имеющего соответствующий опыт, не способен дать правильное направление, которое поможет избежать трудностей в процессе получения высшего образования. Проблема освоения в новой социальной среде и адаптации к изменившемуся образу жизни является глобальной и, как следствие, в каждом государстве находится на разных этапах решения.

Как было сказано выше, институты наставничества в Российской Федерации

и за рубежом находятся на критично отличных стадиях развития и внедрения. В то время как в вузах РФ наставничество или менторинг как инструмент социализации студентов первых курсов внедряется сравнительно недавно, что не дает возможности говорить об отлаженной системе адаптации студентов, университеты Запада (и в частности США) обладают развитой и четко выстроенной системой наставничества. Это подтверждается содержанием сайтов отечественных и западных университетов: если у университета созданы и функционируют программы наставничества или менто-ринга, информацию об этом можно легко найти на сайте университета. Для сравнения в этой статье будут рассмотрены два учреждения высшего образования -Нью-Йоркский университет (NYC) и МГТУ им. Баумана (Москва). Выбор обусловлен принадлежностью авторов к учебным заведениям.

В табл. 1 описаны основные вопросы взаимодействия по программам наставничества (менторства). На примере МГТУ им. Н. Э. Баумана рассматривается кураторство, в Нью-Йоркском университете -программы менторинга. Вопросы взаимодействия классифицированы на вопросы формальные и неформальные: в табл. 1 приведено сравнение сферы влияния куратора и ментора, в том числе выделены вопросы, по которым студент может обратиться к своему куратору или ментору.

Таким образом, круг обязанностей куратора шире и его должность является более формальной: куратор предоставляет отчетность, взаимодействует с другими преподавателями, может оформить взыскание и поощрение для студента и т. д. Учитывая то, что куратор является официальным лицом, в силу своего образования и статуса, является значительно старше первокурсника, взаимодействие с куратором будет более формальным и потребует соблюдения субординации, что не подразумевает открытости и простоты взаимодействия.

Таблица 1

Сферы влияния куратора и ментора

Новый формат обучения (формальная часть) Социальная жизнь (неформальная часть)

Куратор (МГТУ им. Н.Э. Баумана) - Доведение до сведения студентов семестрового учебного плана и график выполнения контрольных мероприятий; - ознакомление студентов с нормативными документами; - поддержание постоянной связи с преподавателями, ведущими учебные занятия в группе; - оказание помощи студентам в планировании их самостоятельной работы; - контроль хода и качества учебного процесса в группе; - организация и проведение смотров текущей успеваемости; - формирование и предоставление на кафедру отчетов по результатам смотров, в том числе по поощрению или взысканию; - привлечение студентов к научно-исследовательской работе - Проведение индивидуальных бесед с каждым студентом группы с целью ознакомления с его интересами, социальными условиями, состоянием здоровья, мотивации к обучению и т. п.; - оказание содействия студенческой группе в формировании ее актива, развитии различных форм студенческого самоуправления и т. д.; - оказание помощи студентам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим материальные и другие затруднения; - проведение экскурсии в лаборатории кафедр и на промышленные предприятия; - помощь каждому студенту в наиболее полном удовлетворении своих потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; - координация учебно-воспитательной работы

Ментор (Нью-Йоркский университет) - Ознакомление студентов в течение первого года с нормативными документами университета, а также с правами и обязанностями каждого студента; - консультирование по учебным вопросам; - контроль за соблюдением учебного плана каждого студента; - индивидуальные встречи с целью содействия в формировании навыков самостоятельной работы; - координация студента по части профессионального развития - Обеспечение комфортной психологической атмосферы в коллективе; - индивидуальная помощь каждому студенту в достижении учебных, карьерных и духовных целей; - привлечение студента к участию в общественных мероприятиях и активному внедрению в социальную жизнь университета; - обеспечение связи между администрацией университета и студентами; - консультирование в карьерных вопросах: помощь в поиске работы, стажировок, как в университете, так и за его пределами; - формирование культурных мероприятий в университете: визиты в музеи, кинотеатры и т. д.; - организация экскурсий по кампусу университета для новых студентов

Ментор при этом может являться студентом старшего курса (о требованиях к куратору и ментору речь пойдет ниже. -Л. Г.), не является официальным лицом, самостоятельно выбирает формат и стиль взаимодействия с первокурсником, тем самым делая это взаимодействие комфортным и доверительным.

При этом нужно обратить внимание и на то, что и программы наставничества в Нью-Йоркском университете могут быть разными, адаптированными под разные категории студентов:

1. Программа, обязательная для всех студентов первого курса - Cohort Program

(дословно - «когорта»). Первокурсников разбивают на группы (10-12 человек), каждая из которых собирается раз в неделю (обязательно - при пропуске более чем одной встречи студент должен возместить отсутствие инициативой в других мероприятиях студенческой жизни). Целями встреч являются: рассмотрение различных сторон жизни университета, информирование студентов о ресурсах университета, политике заведения, о мероприятиях и т. д., социализация, интеграция в жизнь университета и моральная поддержка.

2. Программа, в основе которой лежит принцип «равный равному» - Cohort

Leader. Студент старших курсов, задача которого - полностью обеспечить «безболезненную» адаптацию первокурсника к совершенно новому образу жизни. В качестве поддержки возможны встречи (например, в формате кофе-брейка в свободное время в общественном месте), обсуждение общих вопросов, неформальное общение, совместное участие в мероприятиях и т. д.

3. Менторинг отдельных групп студентов (Academic Achievement Program Big Brother/Big Sister - для первокурсников из стран Африки и Южной Америки; International Student Mentor Program - для международных студентов; Proud to Be First - наставничество студентов, которые первые в семье получают высшее образование; Women in Science - наставничество студентов женского пола (идентифицирующих себя как женщин), планирующих карьеру в фундаментальных науках).

В МГТУ им. Н. Э. Баумана тоже есть несколько видов наставничества:

1. Кураторство учебных групп (см. описание ниже. - Л. Г.).

2. УМКа - форма наставничества, в которой студенты старших курсов оказывают помощь студентам младших курсов в освоении учебных дисциплин.

3. Неформальное наставничество -наставничество, не предусмотренное локальными нормативными актами университета, когда наставник и ученик принимают на себя эти социальные роли в силу гласной или негласной договоренности между собой.

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным рассмотреть ключевые отличия и общие черты программ наставничества, которые мы рассмотрели изначально в табл. 1. Результаты сравнения представлены в табл. 2. Сравнение проводится в части образования, сторон-участников, формата встреч, материальной мотивации наставников, требований к наставнику.

Анализируя табл. 2, прежде всего хочется обратить внимание на то, что ключевым аспектом в менторинге в американском университете является абсолютная добровольность: наставниками

Таблица 2

Сравнения программ наставничества в России и США

Нью-Йоркский университет МГТУ им. Н. Э. Баумана

Наименование программы наставничества Менторинг Кураторство

Стороны-участники программы Студент-студент Куратор-студент

Формат встреч Встречи длительностью 1,5 часа раз в 2 недели. Помимо этого, свободный график (встречи по взаимной договоренности для неформального общения). Также постоянная связь в он-лайн-режиме В соответствии с учебным планом и по мере необходимости. Запланированные встречи куратора и учебной группы (смотры) проводятся два раза в семестр. Помимо предусмотренных встреч, могут быть организованы дополнительные встречи с группой или отдельными студентами.

Материальная мотивация 1900 USD в год, 150 USD каждые две недели Вознаграждение по итогам семестра в размере около 20 000 рублей

Требования к ментору-куратору Отличные социальные навыки (коммуникабельность, готовность прийти на помощь); хорошие знания структуры и правил университета, информированность о внутренних программах Высшее образование, наличие официального трудоустройства в университете («опытный преподаватель», «научный сотрудник»)

студенты становятся по собственному желанию. Также следует обратить внимание на требования, которым потенциальный ментор (или наставник) должен соответствовать для получения данного статуса. В отечественном университете упор делается на профессиональные навыки: наличие высшего образования, опыта в преподавании, трудоустройство в университете. В Нью-Йоркском университете, напротив, прослеживается стремление к привлечению новых лиц (должность изначально предназначена только для учащихся старше первого курса), а также фокус на личностных качествах ментора: студент старших курсов с ярко выраженными социальными и «менторскими» навыками (желание оказывать помощь, умение доходчиво излагать информацию, знание «материала» - основной информации о структуре университета и учебного процесса), но без аналогичного опыта, имеет равные с остальными кандидатами шансы получить должность. Стоит предположить, что такой системе способствуют несколько факторов: во-первых, университет стремится создать наиболее комфортные условия для первокурсников, одновременно давая им возможность завести знакомства с ровесниками-наставниками - таким образом, общение происходит наравне, в формате дружественных, порой неформальных советов. Это помогает первокурсникам преодолеть характерный страх перед «вышестоящим» лицом и является мотивацией для обращений к ментору в случае возникновения вопросов. По этому вопросу в статье «Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога» авторы указывают на то, что наставничество - это особый тип отношений, в которых большую роль играют доверие, честность, профессионализм, надежность, умение выстраивать гармоничные взаимоотношения на принципе сотрудничества [4, с. 18]. При этом также

следует обратить внимание на то, что преподаватель и наставник должен демонстрировать высокий уровень профессионализма и быть терпеливым в работе со студентами. Об этом мы писали в статье "Training of the Individuals with Disabilities Using Adaptive Education Programs" [5, c. 658].

Нельзя не отметить, что мы сравнивали разные модели наставничества. Цели моделей наставничества в университете в Нью-Йорке и в университете в Москве тоже разные: в то время как основное внимание наставника в университетах России обращено к адаптации студента в учебном и профессиональном плане (ознакомление с уставом вуза, контроль учебного процесса, отслеживание успеваемости), менторинг в Нью-Йоркском университете предполагает прежде всего вовлечение первокурсника в «университетскую жизнь»: сюда входят и социальная адаптация (мероприятия для различных этнических, культурных, географических групп студентов с целью облегчения процесса «внедрения», консультации и встречи с выпускниками), и поддержка в освоении в новой стране (для международных студентов). На наш взгляд, сравнить разные модели наставничества особенно интересно в части того, что каждая из моделей может перенять что-то из другой в силу их критического отличия. На наш взгляд, нет системы хорошей или плохой, и мы, со своей стороны, не выделяем достоинства и недостатки, наша задача - отметить отличия. Исходя из отличий, мы говорим о том, что нам важно внедрение и применение практик обмена опытом между отечественными и западными университетами.

В статье «Технические средства обучения как инструмент молодого преподавателя в высшей школе» мы уже начали говорить о том, что никак нельзя избегать взаимодействия преподавателя молодого и преподавателя со стажем и что обмен опытом - важнейшая часть

адаптации молодого преподавателя и важный инструмент функционирования системы в целом [6, с. 153]. На наш взгляд, сейчас наставничество как явление в Российской Федерации существует больше благодаря прошлому опыту и благодаря тому, что быть для кого-либо наставником - определенная психологическая потребность каждого.

Наставничество в любом смысле этого понятия - это явление, которое полезно не только в качестве социального инструмента для «безболезненной» адаптации. Помимо своей основной функции менто-ринг также способен положительно воздействовать на обе стороны процесса с психологической точки зрения. В то время как для менти (ученика) наставничество обеспечивает чувства принадлежности к коллективу (социальной группе), что облегчает учебный (в профессиональной сфере - рабочий) процесс, положительным эффектом для ментора является чувство внутреннего удовлетворения в связи с оказанием помощи. В статье "The Neurobiology of Giving Versus Receiving Support: The Role of Stress-Related and Social Reward-Related Neural Activity" [7], описывающей активность головного мозга человека в процессе оказания и получения социальной поддержки, было выявлено, что именно отдача - поддержка и помощь другому человеку - способствует пониженному уровню активности в

отделах, отвечающих за стресс, и, как следствие, положительно влияет на общее состояние нервной системы. Таким образом, дополнительно можно сделать вывод о важной роли менторинга для индивидуума не только в качестве социального инструмента, но и как средство для личного психологического роста.

Основываясь на проведенном выше сравнительном анализе разных структур наставничества в высших учебных заведениях и на выделенных отличиях, мы можем выделить основные рекомендации, которые помогут обеспечить развитие института наставничества в России:

• отбор наставников не только среди преподавательского состава, но и среди студентов вуза;

• привлечение к наставничеству на добровольной основе;

• достаточная материальная мотивация потенциальных наставников;

• равное распределение внимания наставника между контролем учебного процесса первокурсников и их социальной адаптацией;

• создание, внедрение, использование соответствующей программы внедрения и функционирования наставничества;

• внедрение и применение практик обмена опытом между отечественными и западными университетами: как в части формата и моделей взаимодействия, так и в части целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грязнова Е. Р. Трансформация института наставничества: объективная реальность и мифы // Профессиональная ориентация. 2018. № 1. С. 40-44.

2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4-18.

3. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования, 2018. № 3 (19). С. 18-26.

4. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 18-22.

5. Training of The Individuals with Disabilities Using Adaptive Education Programs / V. I. Burenina, L. S. Arsenkina, O. M. Shcherbakova, O. Yu. Otrokova // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). 2019. С. 655-659.

6. Арсенькина Л. С. Технические средства обучения как инструмент молодого преподавателя в высшей школе // II Всероссийский форум научной молодежи «Богатство России», Москва, 10-11 декабря 2018 г. М., 2019. С. 152-154.

7. The Neurobiology of Giving Versus Receiving Support: The Role of Stress-Related and Social Reward-Related Neural Activity / Inagaki T.K., Bryne Haltom K. E., Suzuki S. [et al.] // Psychosom Med. 2016 (May). Vol. 78, No. 4. P. 332-453.

REFERENCES

1. Gryaznova E. R. Transformatsiya instituta nastavnichestva: obyektivnaya realnost i mify. Professionalnaya orientatsiya. 2018, No. 1, pp. 40-44.

2. Blinov V. I., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen khorosho zatochennyy instrument. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. 2019, No. 3, pp. 4-18.

3. Basharina O. V. Nastavnichestvo kak strategicheskiy resurs povysheniya kachestva professionalnogo obrazovaniya. Innovatsionnoe razvitie professionalnogo obrazovaniya. 2018, No. 3 (19), pp. 18-26.

4. Shcherbakova T. N., Shcherbakova E. V. Istoricheskiy aspekt nastavnichestva kak forma professionalnoy adaptatsii molodogo pedagoga. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire. Proceedings of the VIII International scientific conference (St. Petersburg, Dec. 2015). St. Petersburg: Svoe izdatelstvo, 2015. Pp. 18-22.

5. Burenina V. I., Arsenkina L. S., Shcherbakova O. M., Otrokova O. Yu. Training of The Individuals with Disabilities Using Adaptive Education Programs. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the 4th International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities (ICCESSH 2019). 2019. Pp. 655-659.

6. Arsenkina L. S. Tekhnicheskie sredstva obucheniya kak instrument molodogo prepodavatelya v vysshey shkole. In: Proceedings of the II All-Russian forum of scientific youth "Bogatstvo Rossii", Moscow, 10-11 Dec. 2018. Moscow, 2019. Pp. 152-154.

7. Inagaki T. K., Bryne Haltom K. E., Suzuki S. et al. The Neurobiology of Giving Versus Receiving Support: The Role of Stress-Related and Social Reward-Related Neural Activity. Psychosom Med. 2016 (May). Vol. 78, No. 4, pp. 332-453.

Габдулгалимова Любовь Сергеевна, ассистент кафедры «Правоведение», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

e-mail: larsenur@bmstu.ru

Gabdulgalimova Liubov S., Assistant lecturer, Legal Department, Bauman Moscow Technical University

e-mail: larsenur@bmstu.ru

Троя Дарья Витальевна, студент кафедры «Психология», Нью-Йоркский университет e-mail: troyadaria@gmail.com

Troya Daria V., Bachelor's degree student, Psychology Department, New York University e-mail: troyadaria@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.11.2020 The article was received on 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.