Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РК НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЫ И ВУЗА'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РК НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЫ И ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / педагогические традиции / образование / Республика Казахстан / профессиональная практика / учителя английского языка / школа / вуз / mentorship / educational traditions / education / Republic of Kazakhstan / professional internship / English language teachers / school / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чулкова Наталья Юрьевна, Кардыбаева Мария Сергеевна

в данной статье рассматривается роль наставничества в сохранении и передаче педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан. На примере сотрудничества учителей английского языка школы и преподавателей вуза в организации профессиональной практики студентов рассматриваются особенности наставничества в школе и вузе, его влияние на сохранение и передачу педагогических традиций и методик обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чулкова Наталья Юрьевна, Кардыбаева Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A CONDITION FOR THE CONTINUITY OF PEDAGOGICAL TRADITIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF UPDATED EDUCATIONAL CONTENT IN KAZAKHSTAN: A CASE OF COOPERATION BETWEEN SCHOOL ENGLISH TEACHERS AND UNIVERSITY LECTURERS

this article discusses the role of mentorship in preserving and transmitting educational traditions within the framework of updated education content in the Republic of Kazakhstan. Using the example of collaboration between English language teachers in schools and university professors in organizing professional internships for students, the peculiarities of mentorship in schools and universities, its influence on the preservation and transmission of educational traditions and teaching methods are examined.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РК НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЫ И ВУЗА»

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РК НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ШКОЛЫ И ВУЗА

Чулкова Наталья Юрьевна

педагог-исследователь, учитель английского языка в ГККП Школа-лицей № 1, г. Астана, Республика Казахстан

E-mail: chulkova [email protected]

Кардыбаева Мария Сергеевна м.п.н., старший преподаватель кафедры иностранных языков Евразийского гуманитарного института, г. Астана, Республика Казахстан

E-mail: [email protected]

MENTORING AS A CONDITION FOR THE CONTINUITY OF

PEDAGOGICAL TRADITIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF UPDATED EDUCATIONAL CONTENT IN KAZAKHSTAN: A CASE OF

COOPERATION BETWEEN SCHOOL ENGLISH TEACHERS AND

UNIVERSITY LECTURERS

Natalya Chulkova

Pedagogical researcher, English teacher at State Educational Institution School-Lyceum No.1,

Astana, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]

Mariya Kardybaeva

Master of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages at

Eurasian Humanities Institute, Astana, Republic of Kazakhstan

E-mail: [email protected]

Аннотация: в данной статье рассматривается роль наставничества в сохранении и передаче педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Республике Казахстан. На примере сотрудничества учителей английского языка школы и преподавателей вуза в организации профессиональной практики студентов рассматриваются особенности наставничества в школе и вузе, его влияние на сохранение и передачу педагогических традиций и методик обучения.

Ключевые слова: наставничество, педагогические традиции, образование, Республика Казахстан, профессиональная практика, учителя английского языка, школа, вуз.

Abstract: this article discusses the role of mentorship in preserving and transmitting educational traditions within the framework of updated education content in the Republic of Kazakhstan. Using the example of collaboration between English language teachers in schools and university professors in organizing professional internships for students, the peculiarities of mentorship in schools and

universities, its influence on the preservation and transmission of educational traditions and teaching methods are examined.

Key words: mentorship, educational traditions, education, Republic of Kazakhstan, professional internship, English language teachers, school, university.

Термин «наставничество» обычно понимается как процесс передачи опыта, знаний и навыков от более опытного и знающего человека (наставника) к менее опытному и менее знающему человеку (наставляемому) с целью помочь последнему развиться и достичь успеха в своей области деятельности.

В контексте образования наставничество может иметь разные формы и направлено на различные цели. Например, наставничество может быть организовано для помощи новым учителям адаптироваться к своей работе, для развития профессиональных компетенций студентов, для поддержки молодых ученых в исследовательской деятельности и т.д.

В конкретном случае наставничество в школе и вузе может означать сотрудничество между учителями школы и преподавателями вуза с целью организации профессиональной практики студентов в школе. В этом контексте наставничество может быть понимаемо как поддержка опытных учителей-практиков студентам-практикантам в их обучении и развитии, а также передача педагогических традиций и методик обучения от опытных учителей-практиков к будущим учителям-студентам. Такое наставничество может способствовать сохранению и передаче педагогических традиций и методик обучения, а также повышению качества образования.

Наставничество играет важную роль в обеспечении преемственности педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Казахстане. В частности, сотрудничество учителей английского языка школы и вуза является одним из примеров наставничества, которое может быть использовано для обеспечения преемственности образовательных программ.

Один из способов реализации наставничества - организация мастер-классов и семинаров для учителей школы. Учителя вуза могут проводить такие мероприятия, чтобы поделиться своим опытом работы и лучшими практиками. Такие мероприятия могут помочь учителям школы совершенствовать свои навыки преподавания английского языка, а также узнавать о новых методиках обучения, применяемых в вузах.

Кроме того, учителя школы могут сотрудничать с преподавателями вуза при организации образовательных мероприятий, таких как летние школы и лагеря. Наставники-преподаватели могут помочь в разработке программ обучения и преподавания, что позволит обеспечить высокое качество обучения и создать благоприятную среду для студентов.

Также важно отметить, что наставничество в контексте сотрудничества учителей английского языка школы и вуза может оказаться полезным для студентов. Участие учителей школы в образовательных мероприятиях вуза может способствовать повышению мотивации студентов изучать английский

язык и дать им возможность познакомиться с новыми методиками обучения и получить опыт работы с носителями языка.

Наставничество является важным условием преемственности педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Казахстане. Сотрудничество учителей английского языка школы и вуза может быть использовано для реализации этого принципа и обеспечения высокого качества образования [3].

Согласно исследованию Г. Шайкенова и Ж. Сейткалиевой, «наставничество оказывает положительное влияние на развитие профессиональных компетенций учителей и улучшение качества образования». Кроме того, они отмечают, что наставничество в контексте сотрудничества школы и вуза может способствовать обмену знаниями и опытом между учителями и преподавателями, что помогает сохранять и передавать педагогические традиции и методики обучения [5].

Также авторы Л. Аллахвердиева и Г. Аманжоловой указывают на то, что «наставничество является одним из инструментов, который может использоваться для обеспечения преемственности педагогических традиций». Они отмечают, что учителя школы и преподаватели вуза могут взаимодействовать через различные формы наставничества, такие как проведение семинаров, мастер-классов, взаимных посещений и консультаций [1].

Сотрудничество учителей английского языка школы и вуза на основе наставничества является важным условием для обеспечения преемственности педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Казахстане. Это позволяет учителям получать новые знания и навыки, обмениваться опытом и улучшать качество образования, что в конечном итоге положительно сказывается на обучении студентов.

Сотрудничество учителей английского языка школы и вуза на примере прохождения профессиональной практики студентов в школе является важным примером использования наставничества для обеспечения преемственности педагогических традиций в рамках обновленного содержания образования в Казахстане.

Согласно исследованию А. Кайсаровой и Г. Шариповой, «прохождение профессиональной практики в школах является одним из важных компонентов подготовки будущих учителей». Однако авторы также отмечают, что «важно, чтобы профессиональная практика была организована таким образом, чтобы студенты могли получить наставничество от опытных учителей-практиков» [2].

Наставничество, которое может быть организовано в рамках прохождения профессиональной практики студентов в школе, позволяет учителям-практикам поделиться своим опытом и передать педагогические традиции и методики обучения студентам. Кроме того, студенты-практиканты могут получить новые знания и навыки, которые они могут применить в своей будущей профессиональной деятельности.

В работе Г. Шайкеновой и Ж. Сейткалиевой отмечается, что «наставничество в рамках прохождения профессиональной практики является эффективным инструментом для развития профессиональных компетенций студентов». Кроме того, авторы отмечают, что «наставничество также способствует сохранению и передаче педагогических традиций и методик обучения, что в свою очередь влияет на улучшение качества образования» [5].

Таким образом, использование наставничества в рамках прохождения профессиональной практики студентов в школе является важным условием для обеспечения преемственности педагогических традиций в обновленном содержании образования в Казахстане. Это помогает сохранять и передавать педагогические знания и опыт от опытных педагогов к начинающим учителям, обеспечивая, таким образом, качество образования.

Наставничество в школе и вузе играет ключевую роль в передаче педагогических традиций и методик обучения. Важно, чтобы наставнический процесс был организован эффективно, включая четкое определение роли наставника и обучаемого, установление целей и задач наставничества, регулярную обратную связь и оценку прогресса [4].

Сотрудничество учителей английского языка школы и преподавателей вуза в организации профессиональной практики студентов позволяет эффективно использовать наставничество для передачи педагогических традиций и методик обучения от опытных педагогов к начинающим учителям. Это способствует повышению качества образования в Республике Казахстан и обеспечивает преемственность педагогических традиций в обновленном содержании образования.

Организация процесса наставничества и сотрудничества учителей школы и вуза включает следующие шаги:

1. Определение ролей и задач. Необходимо определить роли и задачи наставника и обучаемого, а также цели и задачи наставничества. Наставник должен иметь достаточный опыт и знания, чтобы передать их начинающему учителю.

2. Подготовка наставника. Наставник должен пройти специальную подготовку для руководства процессом наставничества, которая включает в себя методику организации процесса наставничества, педагогические и психологические аспекты.

3. Подготовка обучаемого. Обучаемый должен быть готов к процессу наставничества, иметь необходимые знания и навыки для работы учителем. Необходимо провести ознакомительный курс обучения и дать обучаемому доступ к необходимой литературе и ресурсам.

4. Регулярная обратная связь. Необходимо организовать регулярные встречи наставника и обучаемого для обмена опытом и обратной связи, чтобы учитывать прогресс обучаемого и корректировать процесс наставничества.

5. Оценка прогресса. Необходимо проводить оценку прогресса обучаемого в процессе наставничества и анализировать результаты для корректировки процесса.

6. Сотрудничество школы и вуза. Сотрудничество учителей школы и преподавателей вуза позволяет эффективно использовать наставничество для передачи педагогических традиций и методик обучения от опытных педагогов к начинающим учителям.

Все эти шаги позволяют эффективно организовать процесс наставничества и сотрудничества учителей школы и вуза для передачи педагогических традиций и методик обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что наставничество является эффективным инструментом обеспечения преемственности педагогических традиций в обновленном содержании образования в Казахстане. Сотрудничество между учителями школы и преподавателями вуза в рамках прохождения профессиональной практики студентов позволяет передавать и обновлять знания, опыт и методы работы, что содействует повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных специалистов. Организация процесса наставничества и сотрудничества учителей школы и вуза должна быть тщательно продумана и организована с учетом потребностей студентов, требований образовательных стандартов и специфики обучения в школе и вузе.

Список литературы

1. Аллахвердиева Л.К., Аманжолова Г.К. Наставничество как инструмент обеспечения преемственности педагогических традиций // Научный вестник Международного гуманитарного университета. - 2020. - № 6. - Р. 3840.

2. Кайсарова А.Т., Шарипова Г.Ж. Взаимодействие учителей школы и преподавателей вуза в области обучения иностранному языку // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, языки, лингвистика. - 2020. - № 20. - Р. 45-53.

3. Методические рекомендации по организации прохождения педагогической практики студентами высших учебных заведений в учреждениях общего среднего образования. - Астана : Министерство образования и науки РК, 2009.

4. Таймашева С.Н. Организация наставничества в процессе педагогической практики будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8. - Р. 65-70.

5. Шайкенова Г.Н., Сейткалиева Ж.М. Опыт использования наставничества в профессиональном развитии учителей в Казахстане // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 2. -Р. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.