Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / высшее образование / профессиональная деятель-ность / производственная практика / профильная организация / будущий эколог / mentoring / higher education / professional activities / practical training / relevant or-ganization / future environmental engineer

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Константиновна Жменёва, Лариса Александровна Колыванова

В статье рассмотрены вопросы первичной адаптации молодых специали-стов в профессиональных организациях экологической направленности, предложена система обучения, позволяющая передать студентам профессиональные умения от опытных наставни-ков, найти и устранить проблемные ситуации. Предложенные планы, разработанные для сту-дентов педагогического вуза, сформированные по результатам организации производственной практики в компании в 2023 году, затрагивают полный перечень функциональных обязанно-стей инженеров-экологов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами. Дан-ный опыт рекомендуется применять в организациях экологической направленности с целью развития у будущих специалистов интереса к осуществляемой профессиональной деятельно-сти и взращивания квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A STRATEGY FOR DEVELOPING STUDENTS' INTEREST IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article dwells on the issues that arise while young professionals are being onboarded at ecologically oriented organizations. A training system that allows students to acquire professional skills transferred to them by experienced mentors, to find and eliminate a problem, is proposed in the article. Plans developed for teacher education students based on the results of job-training programmes implemented in 2023 include all job functions of environmental engineers in the waste management sector. This experience is recommended to be used in environmental organi-zations in order to develop interest of recent graduates in their future professional activities and to train competent personnel.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 371.213.3

doi: 10.35266/2312-377X-2023 -3-9-18

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Константиновна Жменёва1, Лариса Александровна Колыванова213

Региональный оператор на территории Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс», Самара, Россия Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия 1zhmeneva-ek@ecostr.ru, https://orcid.org/0000-0003-1007-4882 2larisaleksandr@yandex.ru^, https://orcid.org/0000-0002-3992-1208

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы первичной адаптации молодых специалистов в профессиональных организациях экологической направленности, предложена система обучения, позволяющая передать студентам профессиональные умения от опытных наставников, найти и устранить проблемные ситуации. Предложенные планы, разработанные для студентов педагогического вуза, сформированные по результатам организации производственной практики в компании в 2023 году, затрагивают полный перечень функциональных обязанностей инженеров-экологов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами. Данный опыт рекомендуется применять в организациях экологической направленности с целью развития у будущих специалистов интереса к осуществляемой профессиональной деятельности и взращивания квалифицированных кадров.

Ключевые слова: наставничество, высшее образование, профессиональная деятельность, производственная практика, профильная организация, будущий эколог

Шифр специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.

Для цитирования: Жменёва Е. К., Колыванова Л. А. Наставничество как стратегия развития у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности // Северный регион: наука, образование, культура. 2023. № 3. С. 9-18. DOI 10.35266/2312-377X-2023-3-9-18.

Original article

MENTORING AS A STRATEGY FOR DEVELOPING STUDENTS' INTEREST IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Elena K. Zhmeneva1, Larisa А. Kolyvanovaш

Samara Region Provider for Solid Municipal Waste Management "EkoStroiResurs", Samara, Russia

2Samara State Social and Pedagogical University, Samara, Russia 1zhmeneva-ek@ecostr.ru, https://orcid.org/0000-0003-1007-4882 2larisaleksandr@yandex.ruhttps://orcid.org/0000-0002-3992-1208

Abstract. The article dwells on the issues that arise while young professionals are being onboarded at ecologically oriented organizations. A training system that allows students to acquire professional skills transferred to them by experienced mentors, to find and eliminate a problem, is proposed in the article. Plans developed for teacher education students based on the results of jobtraining programmes implemented in 2023 include all job functions of environmental engineers in the waste management sector. This experience is recommended to be used in environmental organizations in order to develop interest of recent graduates in their future professional activities and to train competent personnel.

Keywords: mentoring, higher education, professional activities, practical training, relevant organization, future environmental engineer

Code: 5.8.7. Methodology and Technology of Vocational Education.

For citation: Zhmeneva E. K., Kolyvanova L. A. Mentoring as a strategy for developing students' interest in future professional activities. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2023;(3):9-18. DOI 10.35266/2312-377X-2023-3-9-18.

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодно студенты, успешно окончившие третий курс, проходят практическую подготовку, которая является обязательной частью учебного процесса. Производственная практика ставит своей целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по дисциплинам профессионального модуля; овладение умениями и навыками организации и реализации производственных технологий; приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности; сбор фактического материла для написания выпускной квалификационной работы [1]. Организация практики необходима как студентам, с целью их становления профессионалами в отрасли, так и работодателям для последующего привлечения потенциальных кадров. Однако, нерешенной остается проблема, связанная с тем, что предприятия не видят связи между недобросовестным отношением к вопросам организации студенческой практики и дефицитом квалифицированных кадров. В этой связи компаниям необходимо внедрение единых процедур адаптации будущих специалистов и наставничества во всех структурных подразделениях с целью развития у них интереса к осуществляемой профессиональной деятельности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Стоит заметить, что не все высшие учебные заведения предоставляют студентам потенциальные места для прохождения прак -

тики и зачастую они занимаются поисками самостоятельно. Однако, если таковое существует, то между образовательной и профильной организацией заключается договор, где прописываются права и обязанности сторон. Образовательная организация предоставляет поименные списки студентов, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, а после оказывает им методическую помощь при выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Профильная организация со своей стороны обязана назначить ответственное лицо (наставника), который оказывает помощь студентам в их профессиональном становлении, приобретении специальных знаний и навыков, а также развивает способность самостоятельно и качественно выполнять будущие должностные обязанности.

Зачастую наставники не уделяют достаточно времени и должного внимания практикантам из-за собственной высокой загруженности. Также сотрудники не мотивированы на эффективную реализацию процессов наставничества и не допускают студентов к реальным задачам, где приходится сталкиваться с нестандартными проблемами и их решением. Существуют и другие сложности, с которыми сталкиваются студенты в ходе прохождения производственной практики:

- конфиденциальность, а именно дефицит внутренней информации, предоставляемой организацией в рамках прохождения практики [2];

- постановка «спорных» задач, а именно выполнение подсобной деятельности, не связанной со специальностью, либо не соответствующей тематике выпускной квалификационной работы;

- формальный характер прохождения практики, а именно составление отчета, а не получение практических навыков [3].

Все эти проблемы могут привести к разочарованию в выборе специальности и снижению работоспособности студента. Кроме того, у молодых людей не моделируется ситуация будущей профессии, а теоретические знания не применяются в практическом действии.

В связи с этим, целью исследования является определение эффективного способа подготовки студентов к самостоятельному исполнению обязанностей при прохождении производственной практики для их «погружения» в дальнейшую профессиональную деятельность.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Социологическое исследование было проведено в период прохождения студентами, обучающимися по направлению подготовки «Техносферная безопасность», производственной практики на П-Ш курсах обучения в компании ООО «ЭкоСтройРесурс», которая является Региональным оператором Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - организация) [4]. Объект исследования: студенты возрастом 21-22 года в количестве 53 человек. Сроки проведения исследования: 29.06.202313.07.2023. Предмет исследования - знания и представления будущих специалистов о профессиональной деятельности в сфере охраны окружающей среды. По результатам исследования составлены содержательные планы, по которым был организован процесс прохождения практики во всех отделах экологического управления организации для полного погружения будущих экологов в профессию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Продолжительность практики составила один месяц. Сначала студенты прошли первичное социологическое исследование с це-

лью определения уровня их знаний по предмету «Экология и рациональное природопользование». Бланк состоял из 17 вопросов (открытые, закрытые), которые затрагивали следующие направления:

1. Исследование основных причин экологических проблем.

2. Оценка уровня вовлеченности, активности в решении экологических проблем.

3. Определение влияния состояния окружающей среды на здоровье, продолжительность жизни человека и др.

4. Изучение экологических практик, используемых респондентами в повседневной жизни.

5. Определение маркировок перерабатываемых отходов.

6. Исследование мер, необходимых для уменьшения загрязнения окружающей среды пластиковыми материалами.

7. Экологическое законодательство.

8. Программное обеспечение для экологов.

86 % респондентов считают, что основной

причиной возникновения экологических проблем является неправильное обращение с отходами, приводящее к загрязнению территорий и образованию несанкционированных свалок. 14 % студентов считают, что выбросы предприятий и заводов - основная причина загрязнения окружающей среды.

Вовлеченность в решение экологических проблем отмечена 64 % респондентов, как средняя. 36 % опрошенных считают, что совсем не вовлечены в их решение. 96 % респондентов отметили сильное влияние загрязненной окружающей среды на такие показатели, как хорошее здоровье, рождение здоровых детей, продолжительность жизни и др., 4 % студентов - на физическую активность и хорошее психологическое самочувствие. 78 % респондентов ассоциируют понятие «отходы» с мусором, и только 22 % опрошенных понимают термин «отходы» как вторичное сырье.

Стоит отметить, что респонденты знакомы с понятием «экологичный образ жизни», отметив ответ «не мусорю на улице» как используемую ими практику в реальности. 50 % респондентов выбрали ответ «не беру поли-

этиленовые пакеты на кассе - использую многоразовую сумку». 12 % студентов сортируют отходы дома и сдают их на переработку. 38 % опрошенных утилизируют опасные отходы (батарейки, градусники, лампы) в специальные пункты приема.

По результатам исследования было выявлено, что уровень знаний в сфере охраны окружающей среды у 76 % студентов - низкий, у 24 % - средний. Только 15 % респондентов знают об обозначении буквенной аббревиатуры на маркировке. Никто из студентов не знает о видах пластика, которые можно сдавать на переработку в г. о. Самара. Также никто из студентов не знаком с работой в экологических программных обеспечениях («АТП-Эколог», «ПДВ-Эколог», AutoCAD и др.), с основными нормативными документами в сфере охраны окружающей среды, а именно, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10 января 2010 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и др. Студенты не осведомлены о необходимой экологической отчетности, которую сдает эколог на промышленном предприятии.

В качестве мер, необходимых для уменьшения загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами, 15 % респондентов отметили вариант - «нужно не мусорить», 17 % - «необходимо сортировать и перерабатывать отходы», 22 % - «необходимо экологически просвещать жителей», а 46 % - «необходимо отказаться от производства пластиковой упаковки».

С целью адаптации впервые принятых на работу специалистов, не имеющих необходимых умений и навыков выполнения должностных обязанностей, и студентов при прохождении производственной практики, в организации существует система наставничества. Данный метод ежегодно актуализируется, что раскрыто в Положении о наставничестве, и утверждается Приказом директора организации. Наставники подбираются из наиболее подготовленных работников

(старший, главный, ведущий специалисты), которые имеют стаж работы в организации и опыт по специальности не менее двух лет, а также пользуются авторитетом и уважением в коллективе, умеют грамотно объяснять и делиться своим опытом. Наставничество устанавливается на трехмесячный срок, по истечении которого специалист должен предоставить индивидуальный план прохождения наставничества, включающий в себя мероприятия по ознакомлению с рабочим местом, коллективом, должностными обязанностями, квалификационными требованиями, изучению законодательства в осуществляемой сфере, выполнению практических заданий, соблюдению перечня мер по содействию в выполнении должностных обязанностей и др. По окончании практики наставнику устанавливается доплата в размере 10 % от должностного оклада за каждый месяц. Такая система позволяет мотивировать сотрудников организации на добросовестное отношение к вопросам организации студенческой практики [5].

В период прохождения практики за студентами было закреплено семь наставников со стороны организации, которые подготовили индивидуальный план работы с каждым студентом с учетом темы выпускной квалификационной работы. Изначально наставником были обозначены необходимые задачи для выполнения студентом при прохождении производственной практики со стороны образовательной организации, а затем на основании выявленных проблем (при исследовании) сформированы индивидуальные планы для работы. Обучение в данном случае рассматривается как процесс передачи информации от наставника к студенту, где составленные планы выступают объектом изучения, а целью обучения становится запоминание этой информации практикантами для последующего применения на производстве. Наставники являются представителями четырех отделов экологического управления (отделы экологического контроля, экологической отчетности и анализа, экологического просвещения), коммерческого отдела. Соот-

ветственно, каждый студент прошел практику в каждом из функциональных отделов организации.

По итогам социологического исследования были определены проблемные области, после чего составлены темы, необходимые для изучения и обсуждения. Далее был проведен инструктаж по технике безопасности, по-

Экологическая

жарной безопасности и охране труда. Наставники предоставили информацию об организационной структуре предприятия, отчетности и документации, а также свод нормативно-правовых актов, определенных для изучения в рамках сдачи экологической отчетности (табл. 1).

Таблица 1

четность организации

№ п. п. Нормативно-правовой акт для изучения Необходимость Адресат Периодичность

1 Ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ [6]; Приказ Росстата от 09.10.2020 г. № 627 [7] Сдача отчета по форме № 2-ТП (отходы) Территориальный орган Росприрод-надзора до 1 февраля

2 Ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [8]; Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 [9] Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее -НВОС) до 1 марта

3 Ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [8] Квартальные авансовые платежи за НВОС не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала

4 Ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [8]; Приказ Минприроды России от 10.12.2020 г. № 1043 [10] Декларация о плате за НВОС до 10 марта

5 Приказ Росстата от 21.07.2020 г. № 399 [11] Отчет по форме № 4-ОС Росстат до 25 января

6 Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.10.2019 г. № 1048 [12]; ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [6] Кадастр отходов ГБУ СО «Природоохранный центр» устанавливается Региональным постановлением до 3 февраля

Примечание: составлено авторами.

Составление экологической отчетности -это одна из функциональных обязанностей инженера-эколога. Будущие инженеры-экологи совместно с наставниками участвовали в сборе информации, необходимой для подготовки ответа на запросы потребителей, операторов по обращению с твердыми коммуналь-

ными отходами, органов местного самоуправления, территориальных органов исполнительной власти о деятельности организации. Также наставники обучили практикантов ведению учета движения отходов и внесению результатов расчетов в журналы (табл. 2).

Таблица 2

Обязательная внутренняя экологическая документация организации

№ п. п. Нормативно-правовой акт для изучения Необходимость Адресат Сроки

1 Ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ [6]; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1026 [13]; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1027 [14] Паспорт отхода, т. е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе) Разрабатывается и утверждается организацией Для отходов V класса опасности необходим документ, подтверждающий отнесение к этому классу опасности

2 Ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ [6]; Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 [15] Ведение учета в области обращения с отходами Хранится в организации в течение 5 лет Ежегодный свод до 25 января

Примечание: составлено авторами.

Одним из обязательных пунктов при прохождении производственной практики в данной организации является участие в трех социально-экологических мероприятиях - проектах, направленных на привлечение внимания

жителей региона к культуре раздельного сбора отходов и осознанному потреблению. Данные мероприятия студенты смогли выбрать самостоятельно, согласовав с наставником (табл. 3).

№ п. п. Наименование Возможное участие Область изучения

1 Эколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» открытие дополнительного пункта для сбора пластиковых крышек, написание публикаций о реализации проекта - изучение маркировок пластиковых крышек, пригодных для переработки в регионе; - поиск новых участников и оказание помощи в реализации проекта; - изучение целевой аудитории группы, определение цели поста, создание контент-плана и др.

2 Социально-экологический проект по сбору вторичных материальных ресурсов «ЭкоПункт» проведение экскурсии для посетителей ЭкоПункта изучение программы проведения экскурсий, а именно мусоросортировоч-ные комплексы, этапы переработки материалов и др.

3 Проект «Экология в лето» - проведение мастер-класса по переработке бумажных отходов; - проведение интерактивной игры «Экобаскетбол»; - проведение мастер-класса по декорированию многоразовых шопперов - изучение программы проведения мастер-класса и технологических процессов по переработке бумажных отходов; - изучение видов не перерабатываемых фракций и многоразовых альтернатив; - изучение животных, занесенных в Красную книгу Самарской области, создание шопперов через трафареты

4 Социально-экологический проект «Экомобиль» помощь в сортировке отходов жителям многоквартирных домов выезды в микрорайоны для обучения раздельному сбору жителей региона

Таблица 3

Социально-экологические проекты, реализуемые организацией

Окончание табл. 3

№ п. п. Наименование Возможное участие Область изучения

5 Буккроссинг - открытие дополнительного пункта в образовательной организации для сбора книг; - написание публикаций о реализации акции - изучение условий акции, создание полки, сбор книжного фонда, бренди-рование продукции; - изучение целевой аудитории группы, определение цели поста, создание контент-плана и др.

Примечание: составлено авторами.

Вовлечение студентов-экологов в указанные проекты формирует у них понимание о видах сортируемых фракций, возможности переработки отходов, многоразовых альтернативах для повседневного использования и уменьшения количества образования отходов в быту. Акцентируется внимание на возм-

Освоенные работы в о

ожностях сортировки и переработки на территории Самарского региона.

Ниже представлен план работы (табл. 4), сформированный наставником отдела экологического контроля, для вовлечения студентов в деятельность данного подразделения.

Таблица 4

еле экологического контроля

№ п. п. Наименование работы Компетенции

1 - изучение Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 [16]; - знакомство с порядком действий при выявлении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; - изучение ст. 8.2 гл. 8 Кодекса об Административных правонарушениях РФ [17] готовность изучать нормативную документацию

2 совместный выезд на место несанкционированного размещения отходов с сотрудниками организации способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

3 разработка уведомления собственнику земельного участка способность участвовать в проектировании отдельных стадий технологических процессов с использованием современных информационных технологий

Примечание: составлено авторами.

После изучения и обсуждения с наставником порядка действий Регионального оператора при выявлении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов студенты смогли самостоятельно оценить полный цикл работы отдела с момента обнаружения свалки до ее ликвидации. Было реализовано четыре выезда на места несанкционированного размещения отходов на территории Самарского региона, проведена оценка структуры отходов и организованы замеры обнаруженной свалки/навала твердых коммунальных отходов. По возвращении в офис, студенты совместно с наставником приняли участие в составлении уведомления

собственникам земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов своими силами или с привлечением услуг регионального оператора в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью контроля полученных знаний и навыков после 14 дней прохождения практики во всех отделах экологического управления руководителем практики было проведено организационное собрание в формате «вопрос - ответ», где студенты получили по несколько вопросов о деятельности отделов, по-

сле чего совместно их обсудили, а также получили необходимые данные об организации для подготовки выпускной квалификационной работы. В завершении практики студенты предоставили руководителю отчет с выполненными работами, где наиболее полезными отметили выездные мероприятия на места несанкционированного размещения отходов, обучающие дни по подготовке экологической отчетности и субботние выезды на акции по раздельному сбору отходов и др., получив отзыв с рекомендуемой оценкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея проведения производственной практики в организации ООО «ЭкоСтройРесурс» состояла в том, чтобы каждый студент прочувствовал на собственном примере не только функциональные обязанности будущей профессии эколога, но и смог оценить разносторонние направления данной специальности. Результаты социологического исследования позволили расставить акценты для эффективной работы и углубиться в проблемные направления. Студенты овладели

Список источников

1.

2.

3.

4.

5.

6.

способностью участвовать в проектировании отдельных стадий технологических процессов с использованием современных информационных технологий, познакомились с основными нормативными документами в сфере охраны окружающей среды, изучили правила сортировки отходов. Разработанные планы, затрагивающие полный перечень функциональных обязанностей инженеров-экологов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, рекомендуется использовать в других экологических и природоохранных организациях с целью повышения работоспособности будущих специалистов и моделирования ситуации будущей профессии.

Таким образом, вовлечение студентов в производственную деятельность отделов организации ООО «ЭкоСтройРесурс» с постановкой конкретных задач наставником и его контролем за выполнением позволил эффективно подготовить будущих экологов к самостоятельному исполнению обязанностей в дальнейшей профессиональной деятельности.

References

Belts A. F., Filatov S. K. Proizvodstvennaia praktika, preddiplomnaia praktika. Zernograd: Azovo-Chernomorskii inzhenernyi institut - filial federal-nogo gosudarstvennogo biudzhetnogo obrazovate-lnogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia "Donskoi gosudarstvennyi agrarnyi universitet" in the city of Zernograd; 2018. 14 p. (In Russian). Garkin I. N., Medvedeva L. M., Nazarova O. M. Professional adaptation of students in the process of professional practice. PGUAS Bulletin: construction, science and education. 2016;2(3):97-100. (In Russian).

Fokin Yu. G. Teoriia i protsedurnyi spravochnik po obucheniiu v vysshei shkole. Rostov-on-Don: Feniks; 2015. 445 p. (In Russian). Regionalnyi operator Samarskoi oblasti po obrash-cheniyu s tverdymi kommunalnymi otkhodami. URL: https://ecostr.ru/?ysclid=lkgr3i5x9a694280441 (accessed: 22.07.2023). (In Russian). Ot stazhera do kliuchevogo sotrudnika: zachem kompaniiam programmy stazhirovok i kakoi re-zultat oni daiut? URL: https://samara.hh.ru/article/ 28772?ysclid=lkgs0zk9qd3 90613072 (accessed: 24.07.2023). (In Russian).

Federal Law of June 24, 1998 No. 89-FZ "On Production and Consumption Wastes" (as amended on

Бельц А. Ф., Филатов С. К. Производственная 1. практика, преддипломная практика : метод. указания. Зерноград : Азово-Черноморский инженерный институт - ф-л Донского государственного аграрного унститута в г. Зернограде, 2018. 14 с. Гарькин И. Н., Медведева Л. М., Назарова О. М. Профессиональная адаптация студентов в процессе производственной практики // Вестник 2. ПГУАС: строительство, наука и образование. 2016. № 2 (3). С. 97-100.

Фокин Ю. Г. Теория и процедурный справочник по обучению в высшей школе. Ростов н/Д : Феникс, 2015. 445 с. 3. Региональный оператор Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс» : сайт. URL: 4. https://ecostr.ru/?ysclid=lkgr3i5x9a694280441 (дата обращения: 22.07.2023). От стажера до ключевого сотрудника: зачем компаниям программы стажировок и какой ре- 5. зультат они дают? // Группа компаний HeadHunter : сайт . URL: https://samara.hh.ru/article/ 28772?ysclid=lkgs0zk9qd3 90613072 (дата обращения: 24.07.2023).

Об отходах производства и потребления : федер. 6. закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022,

с изм. от 30.05.2023), (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

7. Об утверждении формы федерального статисти- 7. ческого наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой

по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления : приказ Рос-стата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Об охране окружающей среды : федер. закон

от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Доступ из СПС «Консуль- 8. тантПлюс».

9. Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду : постанов- 9. ление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020). Доступ из СПС «Консуль-танПлюс».

10. Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании 10. утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899 : приказ Минприроды России

от 10.12.2020 № 1043 (ред. от 21.09.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой : приказ Росстата от 21.07.2020 № 399 (ред. 11. от 29.07.2022). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

12. О региональном кадастре отходов производства и потребления Самарской области : приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружаю- 12. щей среды и природопользования Самарской области от 08.10.2019 № 1048. Доступ из СПС «Гарант».

13. Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов 1-1У классов опасности (Зарегистрировано в Минюсте России 13. 25.12.2020 № 61836) : приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов 1-У классов опасности к конкретному классу опасности (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 № 61833) : приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1027. Доступ 14 из СПС «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами : приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

December 19, 2022 and May 30, 2023), (as amended effective of March 1, 2023). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Order of the Federal State Statistics Service of October 9, 2020 No. 627 "On Approval of the Federal Statistical Monitoring Form with Guidelines for Filling It in for the Purposes of Federal Statistical Monitoring of Production and Consumption Wastes Organized by the Federal Service for Supervision of Natural Resources" (as amended on November 13, 2020). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FZ "On Protection of Environment". Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Resolution of the Government of the Russian Federation of March 3, 2017 No. 255 "On Assessment and Charging Fees for Negative Impact on the Environment" (as amended on August 17, 2020). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia of December 10, 2020 No 1043 "On Approval of the Procedure for Submitting a Notification of Payment Fees for Negative Impact on the Environment, on Approval of the Form of Such Notification as well as on Recognizing Orders of the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia of January 9, 2017 r. No. 3 and of December 30, 2019 No. 899 void " (as amended on September 21, 2022). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Order of the Federal State Statistics Service of July 21, 2020 No. 399 "On Approval of Federal Statistical Monitoring Forms for Agriculture and Environment" (as amended on July 29, 2022). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Order of the Ministry of Forestry, Environment and Management of Natural Resources for Samara Region of October 8, 2019 No. 1048 "On Samara Region Production and Consumption Waste Inventory". Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia of December 8, 2020 No. 1026 "On Approval of the Procedure of Passportization and Typical Forms of Passports for Wastes of I - IV Classes of Hazard (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 25, 2020 No. 61836)". Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia of December 8, 2020 No. 1027 "On Approval of the Procedure for Confirmation of Classifying Wastes of I - V Classes of Hazard (registered with the Ministry of Justice of the Russian

16. Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 (вместе с «Правилами обра- 15. щения с твердыми коммунальными отходами») : постановление Правительства РФ от 12.11.2016

№ 1156 (ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. Кодекс Российской Федерации об администра- 16. тивных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-

ФЗ (ред. от 04.08.2023), (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Federation on December 25, 2020 No. 61833)". Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

Order of the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia of December 8, 2020 No. 1028 "On Approval of Procedure for Record-Keeping in Waste Management". Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Resolution of the Government of the Russian Federation of November 12, 2016 No. 1156 (as amended on March 18, 2021 and May 30, 2023) "On Solid Municipal Waste Management and Amendments to the Resolution of the Government of the Russian Federation of August 25, 2008 No. 641 (together with the "Rules for Solid Municipal Waste Management")". Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian). Code of Administrative Offences of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on August 4, 2023), (as amended effective of August 15, 2023). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

Информация об авторах

Е. К. Жменёва - начальник отдела экологического просвещения Регионального оператора на территории Самарской области по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс».

Л. А. Колыванова - доктор педагогических наук, доцент, профессор.

Information about the authors

Elena K. Zhmeneva - Head of the Department for Promotion of Environmental Awareness of Samara Region Provider for Solid Municipal Waste Management -"EkoStroiResurs".

Larisa A. Kolyvanova - Doctor of Sciences (Pedagogy), Docent, Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.