Наставничество как одна из эффективных форм социально-педагогического сопровождения обучающихся в вузе
Уманец Ирина Фаритовна,
доцент, кандидат социологических наук, Высшая школа лингводидактики, Тихоокеанский государственный университет
E-mail: 000089@pnu.edu.ru
Образовательное пространство высшего учебного заведения представляет собой сложное взаимодействие представителей вуза прежде всего педагогов и студентов в области поиска эффективных методов и методик передачи знаний, с одной стороны и получения этих знаний студентами, с другой. В этой связи наставничество в вузе приобретает форму социально педагогического сопровождения и имеет множество преимуществ. Первокурсники, в первую очередь, быстрее адаптируются к новому окружению повышается их мотивация к обучению и развитию личных и профессиональных. В вузах России работают различные клубы по интересам организуются мероприятия с активным участием заинтересованных участников. Таким образом, университетское сообщество создает благоприятную социально психологическую среду, поддерживающую студентов. Во многих вузах приняты программы наставничества как формы социально-педагогической поддержки обучаемых, неразрывно связанной с обучением и отвечающей за создание в вузе социально-культурной развивающей среды на уровне институтов, студенческих академических групп, органов студенческого самоуправления, институтов кураторства, общеуниверситетских мероприятий и т.д.
Ключевые слова: наставничество, обучающиеся, самореализация, социально педагогическое сопровождение, образовательная траектория, индивидуальная образовательная траектория, образовательное пространство.
Наставничество в вузе реализует принцип вариативности формы самореализации обучаемых тем самым обеспечивая процесса их профессионального становления.
В современных исследованиях Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова [1,2] определяют сложность взаимоотношений личности обучаемого и особенности профессиональной позиции педагога. Наставничество в отличие от процесса управления, которое может осуществляться извне или дистанционно, происходит непосредственно в совместной деятельности через объединение действий и умений наставника и обучаемого, и создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
Смысл термина «наставничество» определяется как межличностные отношения, возникающие во время взаимоотношений старшего и младшего поколений и оказания всемерной поддержки в приобретении профессиональных или иных компетенций.
В связи с этим между наставником и наставляемым возникает длительная неформальная коммуникация и взаимное доверие.
Термин «tutor» - «наставник», «ментор» впервые применили в деловой литературе в 70-е годы в США. В 50-х годах в СССР наставничество являлось одной из форм методической (применительно к образованию) поддержки молодому специалисту для закрепления для закрепления первичных умений и навыков. В 2010-х на одном из форумов «Наставник» обсуждались вопросы развития профессиональной среды наставничества, о задаче государства, создании условий для самореализации, передачи ценностей от человека к человеку, секреты профессии и т.д.
Наше государство рассматривает наставничество как одну из форм социально-педагогической поддержки обучаемых, неразрывно связанной с обучением и отвечающей за создание в вузе социально-культурной развивающей среды на уровне институтов, студенческих академических групп, органов студенческого самоуправления, институтов кураторства, общеуниверситетских мероприятий и т.д.
С этих позиций особенно важны координация и мобилизация усилий педагогов и обучающихся для формирования комплекса профессиональных и личностных качеств, общекультурных компетенций студентов.
В России можно привести положительные примеры программ наставничества в таких вузах, как
сз о со "О
1=1 А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
о с
и
со
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский университет, «Высшая школа экономики», Уссурийское суворовское военное училище.
В Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) также разработана и утверждена Ученым советом рабочая программа воспитания ФГ-БОУ ВО «Тихоокеанский Государственный Университет». Она представляет собой документ, содержащий принципы и приоритетные направления формирования и развития системы воспитательной работы с обучаемыми. Исходя из выше указанной программы к основным задачам наставничество в вузе являются: развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности; непосредственно личностного влияния непосредственного или опосредованного; осознание значимости будущей профессии посредством мотивации, вовлечённости студентов в совместную деятельность «наставник - наставляемый».
В первый год обучения студентам помогают их наставники с разъяснением планов учебного процесса, а иногда и с преодолением стрессовых и психологических трудностей.
Так как кафедра иностранных языков работает в основном со студентами первого курса, являясь общеобразовательной структурой, внимание будет уделяться формированию у этих студентов навыков оказания консультативной помощи при освоении учебного материала, решения проблем бытового характера, знакомства с образовательными возможностями вуза для саморазвития вне учебных занятий. Таким образом, студентам предоставляются образовательные возможности в двух траекториях: образовательная траектория; индивидуальная образовательная траектория.
Образовательная траектория помогает обучаемым получать знания соответственно программе избранной квалификации. По Индивидуальной образовательной траектории студенты обучаются в соответствии с выбранным трекам и индивидуальной программе, подходящей для обучаемого.
В этом аспекте перспективным является представление Мамаевой И. А. [3] двухмерной модели наставничества в негуманитарном вузе. В статье детально представлены задачи взаимодействия наставничества в виде первого уровня (студент - наставник, преподаватель - наставник). Преподаватель-наставник осуществляет взаимодействие со студентами старших курсов. Второй уровень наставничества относится к вовлечению студентов-первокурсников в социально-образовательную жизнь вуза.
Представленная модель «Организация деятельности. Задачи наставников разного уровня», может стать одним из примеров социально-педагогической поддержки студентов при осуществлении наставничества в ТОГУ.
Мамаева И.А. определяет задачи студента наставника в области оказания консультативной помощи первокурсникам по организации учебного
процесса; анкетирования по вопросам самооценки и внутреннего самочувствия; проведения деловых игр и встреч с профессионалами; приглашение к участию в научных и творческих мероприятиях и т.д. В задачи преподавателя-наставника входят: демонстрация студентам-наставникам возможностей самостоятельной организации встреч и мероприятий, оказание консультационной помощи в разработке общей стратегии взаимодействия со студенческой группой; обучение студентов-наставников проектной логике, проведению тематических мероприятий и анкетировании (все мероприятия и анкетирования первоначально проводятся с командой студентов- наставников, результаты обсуждаются, даются рекомендации для самостоятельной реализации мероприятий); проведение для студентов-наставников обучающих семинаров по тайм-менеджменту, по вопросам психологического взаимодействия личностей, совместный поиск мероприятий, нацеленных на формирование профессионального самоопределения; проведение «точек фокусировки» - специальных встреч, посвященных анализу взаимодействий студентов-наставников и студентов- первокурсников (с целью решения возникающих у студентов-наставников проблем), обсуждению результатов анкетирований, успешности обучения в студенческих группах первого курса, посещаемости, тематических встреч, путей мотивации к успешному обучению и др. [3]
Еще одним из аспектов наставничества является оказание помощи студентам с определенными пробелами в довузовской подготовке, социально принятых нормах поведения, в общении с преподавателями и одногруппниками, с повышенным уровнем тревожности.
Для взаимодействия с этими обучаемыми ими должна быть тщательно продумана система мероприятий по преодолению и компенсации возникающих проблем. В этом случае развитие субъективной позиции студента может быть выражено в интересах к проблеме обучаемого, поддержке и сотрудничестве, взаимной направленности, добровольности и др.
Необходимо также учитывать такие факторы, как влияние социально выученной среды, влияние или не влияние родителей, половозрелость и индивидуальные особенности обучаемого. В целом воспитательная роль наставника носит принципиальный характер целенаправленного развития способностей к выбору оптимальных стратегий адаптации, как достижению требуемого в социуме поведения, ведущего к «успеху, компетентности, эффективности и благополучию».
Возможность моделировать реальные ситуации позволяет проектировать и осуществлять межличностное взаимодействие на основе дидактической, профессиональной позиции.
Анализируя деятельность наставника, нельзя не поставить во главу угла личность самого наставника. Прежде чем стать наставником, педагогу необходимо обладать ценностями, знания-
ми и качествами, которыми он хочет поделиться с обучаемыми. Обучая, обучаемся сами. Таким образом, наставник сам становится более интересной личностью, обогащая себя новыми знаниями и умениями, при условии, что деятельность эта для него не обязанность, а вдохновляющая способность.
Искусство обладать своеобразной харизмой и авторитетом, характером лидера, неравнодушного к своим обучаемым, существенно превосходящим сопровождаемого в образовательном профессиональном плане справедливо является вознаграждением за деятельность наставника, за эффективное внедрение комплекса мероприятий и процедур наставничества в вузе.
Проблема создана реально, эффективно действующий СПС - это не только проблема образовательных учреждений, но и отдела социально-педагогического сопровождения городского управления образования.
Городское управление образования совместно с представителями учебных заведений города ставят основной задачей своей деятельности повышение качества образования через школу наставничества, в том числе совершенствуя и развивая таким образом психологическую, социальную культуры обучаемых, родителей, педагогов.
Литература
1. Кузьмина Н. В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 184 с.
2. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: монография. М.: Изд-во «Просвещение», 1990. - 192 с.
3. Мамаева И.А. Двумерная модель наставничества в негуманитарном вузе // Агроинженерия. 2020. № 5 (99). С. 71-77.
4. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. М., 2010. № 6. С. 4-10.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 162.
6. Кремль воскрешает советских «наставников» // Независимая газета. 14.02.2018. [Электронный ресурс. Дата обращения: 25.08.2023]. URL:
https://www.ng.ru/economics/2018-02-14/100_ nastavniki.html 7. Шерайзина Р. М., Мигунова Е.В., Жига-лик М.А. Наставничество в студенческой среде вуза // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. СПб., 2018. № 2. С. 20.
MENTORING AS ONE OF THE EFFECTIVE FORMS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS AT A UNIVERSITY
Umanets I.F.
Pacific State University
The educational space of a higher educational institution is a complex interaction between representatives of the university, primarily teachers and students, in the search for effective methods and techniques for transferring knowledge, on the one hand, and obtaining this knowledge by students, on the other. In this regard, mentoring at a university takes the form of social and pedagogical support and has many advantages. First-year students, first of all, quickly adapt to the new environment and their motivation for learning and personal and professional development increases. In Russian universities, various interest clubs operate and events are organized with the active participation of interested participants. Thus, the university community creates a favorable socio-psychological environment that supports students. Many universities have adopted mentoring programs as a form of social and pedagogical support for students, inextricably linked with learning and responsible for creating a socio-cultural development environment at the university at the level of institutes, student academic groups, student government bodies, supervision institutes, university-wide events, etc.
Keywords: mentoring, students, self-realization, social pedagogical support, educational trajectory, individual educational trajectory, educational space.
References
1. Kuz'mina N. V., Grigor'eva E. A., YAkunin V.A. The methods of the systemic pedagogical research: tutorial. L.: Izd-vo LGU, 1980. - 184 p.
2. Markova A. K., Matis T.A., Orlov A.B. The formation of the learning motivation: monograph. M.: Izd-vo «Prosveshchenie», 1990. - 192 p.
3. Mamaeva I. A. A two-dimensional model of mentoring at a non-humanities university // Agroinzheneriya. 2020. № 5 (99). P. 71-77.
4. Mardahaev L.V. The social and pedagogical support and the support for a person in a life situation // Pedagogical education and science. M., 2010. № 6. P. 4-10.
5. Bim-Bad B.M. Pedagogical encyclopedic dictionary. M., 2002. P. 162.
6. The Kremlin is resurrecting Soviet "mentors"// Nezavisimaya gazeta. 14.02.2018. [Internet resource. Access date: 25.08.2023]. URL: https://www.ng.ru/economics/2018-02-14/100_nastavni-ki.html
7. SHerajzina R. M., Migunova E.V., ZHigalik M.A. Mentoring in the university student environment // Obrazovanie: resursy raz-vitiya. Vestnik LOIRO. SPb., 2018. № 2. P. 20.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
О
C3 t; о m
О от
З
ы о со