УДК 37.013.2:005.963.2
Agafonova V.M., teacher, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
Е-mail: ms.bvm14@mail.ru
MENTORING AS A FORM OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER.
The article is dedicated to the main trends, means and forms of mentoring development in the national education system. The author connects professional growth of young teachers and their adaptation in an educational organization with mentoring and considers it as an effective form of scientific and methodological support of teaching staff. The psychological and pedagogical analysis of the Russian and foreign literature on the role and forms of mentoring in the development of young teachers is carried out. The content of the article reveals pedagogical conditions that are important to take into account in the process of developing regional programs for mentoring and working with young teachers - graduates of pedagogical universities. The article has a pronounced scientific, theoretical and practical significance, and the stated research problem has prospects for its further scientific development.
Key words: mentoring, mentor, mentored, pedagogical conditions, future teachers
В.М. Агафонова, преп., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,
E-mail: ms.bvm14@mail.ru
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Статья посвящена основным тенденциям, средствам и формам развития наставничества в отечественной системе образования. Автор связывает профессиональный рост молодых педагогов и их адаптацию в образовательной организации с наставничеством и рассматривает его как эффективную форму научно-методического сопровождения педагогических кадров. Проведен психолого-педагогический анализ отечественной и зарубежной литературы о роли и формах наставничества в развитии молодых педагогов. В содержании статьи раскрываются педагогические условия, которые важно учитывать в процессе разработки региональных программ по наставничеству и работе с молодыми педагогами - выпускниками педагогических вузов. Статья обладает выраженной научной, теоретической и практической значимостью, а заявленная исследовательская проблема имеет перспективы своей дальнейшей научной разработки.
Ключевые слова: наставничество, наставник, наставляемый, педагогические условия, будущие педагогии
В современных условиях экономического и социального развития России необходимо значительно повысить качество подготовки кадрового ресурса страны. Важную роль в этом процессе играют педагоги - главные фигуры в системе образования. Однако современная педагогическая среда характеризуется быстрыми изменениями и сложностью профессиональной роли педагога. Учителя будущего должны быть готовыми к быстрому реагированию на изменения в образовательной сфере, адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности и использовать свой потенциал для передачи знаний и опыта молодым поколениям.
Современная школа нуждается в учителях, которые способны к сотрудничеству, обладают мобильностью, динамизмом и конструктивностью, а также ответственностью и способностью принимать оперативные решения. Такие учителя сами становятсяя примером для других и являются наиболее востребованными среди работодателей. Исследование направлено на изучение процесса подготовки преподавателя к сложной многофункциональной деятельности. Данная подготовка является целостным, долгосрочным и непрерывным процессом, включающим формирование личностных качеств, профессиональных способностей и компетенций, соответствующих как личным потребностям преподавателя, так и требованиям его профессиональной квалификации.
Одним из основных факторов, способных повысить эффективность этого процесса, является система наставничества. Она призвана ускорить процесс профессионального становления будущих педагогов, а также создать у них мотивацию для самосовершенствования, саморазвития и самореализации. Именно поэтому исследование данной системы является актуальным и своевременным.
Цель этой статьи - выявить основные тенденции и формы развития наставничества в отечественной системе образования, а также описать педагогические условия, которые важно учитывать в процессе разработки региональных программ наставничества и работы с будущими педагогами - выпускниками педагогических вузов.
Объект статьи - процесс профессиональной подготовки будущих педагогов.
В свою очередь, нами были сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. Выявление и обоснование феноменологических и функциональных характеристик наставничества в структуре подготовки будущих учителей.
2. Теоретическое обоснование и систематизация педагогических условий, необходимых для успешной реализации наставничества в структуре подготовки будущих учителей.
Научная новизна состоит в том, что нами были обоснованы сущностные и функциональные характеристики наставничества в структуре профессиональной подготовки будущих учителей; дополнены научные идеи и соответствующие представления о педагогических условиях, которые важно учитывать в процессе разработки региональных программ по наставничеству и работе с молодыми педагогами - выпускниками педагогических вузов.
Теоретическая значимость: в структуре профессиональной подготовки будущих учителей становится все более актуальным внедрение наставничества, что требует определения его функциональной и педагогической сущности. Для
эффективной реализации данного подхода необходимо обоснование соответствующих педагогических условий.
В свете современных психологических, педагогических и философских исследований необходимо отметить, что термин «наставничество» был впервые разъяснен в трудах таких ученых, как Л.Н. Лесохина, С.Ю. Батышев, В.Г. Сухоб-ская, Г. Вершловский и др.
Особенно важную роль наставничества в адаптации молодых педагогов на профессиональном пути раскрывают работы В.А. Сухомлинского, Ю.В. Кричев-ского, Ю.Л. Львовой, О.Е. Лебедевой, А.А. Мезенцева, Н.В. Немовой и других исследователей.
Интересные результаты исследования педагогического наставничества были получены в работах И.С. Гичана, Е.М. Павлютенкова, С.Н. Иконниковои, Н.М. Таланчука, Т.И. Бочкаревой, А.И. Ходакова, В.М. Шепеля и других.
Неоспоримый вклад в развитие исследований о роли наставника в профессиональном становлении будущих педагогов внесли И.Г. Столяр, С.Н. Силин и другие исследователи.
Наставничество рассматривается как важный элемент системы непрерывного педагогического образования, о чем свидетельствуют работы В.И. Загвя-зинского, О.А. Абдуллиной, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калика, В.А. Сластенова, Л.С. Подымовой и других исследователей.
Вопросы оказания помощи начинающему учителю и создания условий для его профессионального развития заинтересовали множество исследователей, таких как А.П. Ситник, И.В. Крупина, В.М. Лизинский, Т.Г Браже, Л.В. Маслова, Т.В. Шадрина, Ю.Н. Кулюткина. В своих работах они затрагивали вопросы, связанные с процессами личностного и профессионального самоопределения и саморазвития педагогов.
В концепции профессионального развития личности, разработанной Е.А. Климовым, Е.М. Борисовой, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьевым, В.И. Слобод-чиковым, Л.М. Митиной и другими исследователями, представлены основные теоретические предпосылки, касающиеся организации педагогической поддержки учителей.
Также ряд исследователей, включая Л.Н. Куликову, С.С. Амирова, Н.Е. Мажар, Н.Г Никандрову, А.Г Мороза, В.Г Онушкину, Ю.И. Турчанинову, В.А. Сла-стенина, И.Г. Шамсутдинову, провели исследования, посвященные процессам личностного и профессионального самоопределения и саморазвития педагогов.
В современном образовательном контексте модернизации образования возникает актуальная потребность в создании условий для непрерывного профессионального развития учителей. Эта потребность обусловлена реализацией Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также внедрением федеральных и региональных проектов, таких как «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Современная школа».
Для достижения этой цели предлагается применение различных развивающих практик и «гибких» форм профессионально-педагогической поддержки педагогов. Одним из важных моментов является активное участие учителей в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками. Более того, внедрение методологии наставничества в систему образова-
ния, включая привлечение практиков к этой деятельности, а также методическое наставничество учащихся общеобразовательных организаций играют важную роль в процессе подготовки кадров будущего для регионов [1].
Наставничество - это важная идея, которая имеет глубокие корни в нашей стране. Она основывается на традиционных ценностях передачи знаний и опыта от старшего поколения молодому. Сегодня поддержка Президента Российской Федерации способствует формированию современной системы наставничества, которая включает в себя как отечественные научные достижения и практический опыт, так и зарубежный опыт в этой области. Для поддержки учителя и наставника Президентом РФ в 2023 был подписан Указ «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [2].
В рамках анализа научной литературы можно сделать вывод, что понятие «наставничество» имеет достаточное количество определений. Мы рассматриваем наставничество как метод передачи знаний, оказания поддержки в процессе учебы и карьерного роста будущего педагога. Важно также, что это не исключает другие методы (обучение без отрыва от производства; научно-исследовательская работа; дистанционное обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации; деловые поездки по обмену опытом и т. д.), а дополняет, повышая их ценность.
Наставничество - это двусторонний процесс: с одной стороны - деятельность наставника, с другой - деятельность наставляемого. Этот процесс носит субъектно-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.
Гибкость в организации и отсутствие четких правил и требований делают систему наставничества эффективным методом адаптации для будущих педагогов в различных ситуациях. Основой наставничества является взаимодействие и ценностно-ориентированная мотивация обоих участников. Этот метод адаптации может применяться на любых этапах профессиональной деятельности. Его целью является формирование и повышение профессионализма в различных сферах практической деятельности. Наставничество также является одной из наиболее эффективных форм профессионального обучения, предоставляющей обратную связь. Помимо этого, наставник может управлять процессом адаптации, стимулировать его и координировать, при этом дополняя его любыми другими методами обучения.
Все эти признаки подтверждают высокую значимость данного метода профессионального становления будущего педагога, его эффективность и воспитательную ценность [3].
В современном образовании наставничество играет важную роль, предоставляя уникальные возможности для профессионального роста и развития. Главным преимуществом этого подхода является индивидуализированный процесс обучения, который позволяет наставнику работать со студентом или новичком на основе их индивидуальных потребностей и способностей. Более того, наставничество может осуществляться непосредственно на рабочем месте, что обеспечивает максимальную практическую пользу.
Существует несколько форм наставничества, каждая из которых имеет свои особенности.
1. Персональное наставничество предполагает, что один наставник работает с одним будущим педагогом. Такой подход обеспечивает индивидуальное внимание и поддержку, позволяя наставнику более глубоко погрузиться в потребности и цели своего подопечного. Это особенно полезно для студентов, которым требуется больше времени и руководства для достижения успеха.
2. Групповое наставничество, с другой стороны, предполагает наличие одного наставника для группы студентов. Этот подход позволяет студентам обмениваться опытом и знаниями друг с другом, создавая поддерживающую и коллективную обучающую среду. Наставник также играет важную роль в стимулировании обсуждений и содействии активному участию каждого студента в группе.
3. Коллективное наставничество предусматривает сотрудничество нескольких наставников с группой студентов или одним будущим педагогом. Этот подход позволяет объединить различные опыты и экспертизу наставников и предоставить студенту более широкий спектр знаний и навыков. Такой коллективный подход может быть особенно полезен для студентов, которым нужно изучить разные аспекты педагогической работы.
Вне зависимости от формы наставничества главная цель состоит в том, чтобы помочь студентам развить свой потенциал и достичь успеха на рабочем месте.
Наиболее распространено личное наставничество, которое является наиболее эффективным из всех этих форм. Но при выборе формы наставничества в организации необходимо помнить, что наставник и подопечный должны придерживаться основных принципов при совместной работе:
- полная добровольность и целеустремлённость работы наставника;
- морально-психологический контакт наставника и наставляемого;
Библиографический список
- личный положительный пример наставника;
- доброжелательность и взаимное уважение.
Когда будущий педагог приступает к профессиональной деятельности, он, несомненно, нуждается в поддержке. Таким образом, наставнику предстоит важная задача обеспечить надлежащую поддержку будущим педагогам в различных аспектах их профессиональной деятельности. Важно помочь им освоить теоретические и практические аспекты педагогической работы, включая подготовку и проведение уроков, использование различных методов и приемов обучения, а также организацию учебного процесса. Также необходимо помочь будущим педагогам разрабатывать свои программы профессионального роста, определить приоритетные методические темы для самообразования и освоения инновационных подходов в образовательном процессе. Наставник должен подготовить студентов к первичному профессиональному развитию и предстоящей сертификации, обеспечивая им все необходимые знания и навыки для успешной педагогической карьеры. При этом поддержка и индивидуальный подход играют ключевую роль в помощи будущим педагогам в их профессиональном становлении и росте.
Для эффективной реализации наставнической деятельности наставник должен обеспечить ситуации успеха в учебной и профессиональной сферах, актуализировать ценности педагогической деятельности, развивать мотивацию достижения и связанные личностные характеристики будущих учителей. Также важно сформировать активную жизненную стратегию у будущих педагогов, развить рефлексивную позицию к их образовательному и профессиональному опыту, а также способствовать поиску путей самосовершенствования.
Организационно-педагогические условия также являются неотъемлемой частью успешной наставнической деятельности. Важно соблюдать различные этапы развития готовности будущих учителей к наставничеству, учитывая мониторинг социально-психологических, когнитивных и деятельностных критериев их сформированности. Необходимо разработать индивидуальные образовательные маршруты, которые будут значимы для каждого студента в его качестве будущего учителя. Эти маршруты должны способствовать самосовершенствованию, самопознанию, самореализации, самоопределению и рефлексии.
Технолого-педагогические условия являются важными в образовательном процессе будущих педагогов, они направлены на активизацию личностного и профессионального потенциала студентов. Использование интерактивных методов обучения играет ключевую роль в формировании компетенций и навыков, необходимых для успешной профессионально ориентированной образовательной деятельности. В результате этих методов студенты становятся более мотивированными, креативными и готовыми к решению педагогических задач в современных условиях образования. Это является одним из важных факторов в формировании качественных специалистов и их успешной карьеры в будущем [4].
Соответствие критериям выполнения профессионального сопровождения в процессе подготовки будущих педагогов можно разделить на несколько этапов взаимодействия, которые представлены ниже [5]:
1. Прогностический этап: в данном этапе определяются цели взаимодействия между наставником и будущим педагогом. Также строится взаимопонимание и доверие между субъектами взаимодействия. Определяются сфера ответственности и полномочия каждого участника процесса. Важной задачей этого этапа является выявление недостатков в навыках и умениях будущего педагога.
2. Практический этап: на этом этапе разрабатывается и внедряется адаптационная программа для будущего педагога. Происходит корректировка его профессиональных навыков и умений.
3. Аналитический этап: в ходе данного этапа определяется уровень профессиональной адаптации будущего учителя и его готовность выполнять свои функциональные обязанности. Здесь проводится анализ достигнутых результатов.
Процесс профессионального сопровождения будущих педагогов считается завершенным, когда выполняются следующие условия [б]:
- будущий учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для организации своей трудовой деятельности;
- проведение и подготовка к занятиям стали привычными, а работа не вызывает чувства страха и неуверенности;
- будущий учитель успешно демонстрирует свои навыки на методических совещаниях и открытых уроках;
- показатели качества работы будущего педагога остаются стабильными.
Таким образом, наставничество обладает огромным потенциалом в научно-методическом обеспечении профессионального становления будущего педагога.
В статье мы раскрыли понятие «наставничество», проанализировали развитие этого вопроса на современном этапе в обществе, теоретически обосновали и систематизировали педагогические условия внедрения наставничества в структуру подготовки будущих учителей.
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425
2. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника. Указ Президента РФ. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9 d45e0a0
3. Устьянцева И.Ю. Наставничество как инструмент профессионально педагогической поддержки молодых профессионалов (на примере реализации проекта по развитию наставничества в педагогическом образовании Свердловской области «Старт в будущее»). Наставничество в образовании: теоретические и организационно-методические основы: материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
4. Агафонова В.М. Антропологический контекст внедрения наставничества в систему подготовки современного педагога: теоретические и нормативно-правовые основы. Перспективы развития педагогического образования в условиях цифровой социальной реальности: антропологический подход: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2021: 28-34.
5. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
6. Соина В.М. Наставничество как предмет научной рефлексии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 232-234.
References
1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 21.07.2020). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425
2. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika. Ukaz Prezidenta RF. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0
3. Ust'yanceva I.Yu. Nastavnichestvo kak instrument professional'no pedagogicheskoj podderzhki molodyh professionalov (na primere realizacii proekta po razvitiyu nastavnichestva v pedagogicheskom obrazovanii Sverdlovskoj oblasti «Start v buduschee»). Nastavnichestvo v obrazovanii: teoreticheskie i organizacionno-metodicheskie osnovy: materialy XVIII Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii dlya rukovodyaschih i pedagogicheskih rabotnikov. Kamyshlov: GAPOU SO «Kamyshlovskij pedagogicheskij kolledzh», 2020.
4. Agafonova V.M. Antropologicheskij kontekst vnedreniya nastavnichestva v sistemu podgotovki sovremennogo pedagoga: teoreticheskie i normativno-pravovye osnovy. Perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovoj social'noj real'nosti: antropologicheskij podhod: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2021: 28-34.
5. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
6. Soina V.M. Nastavnichestvo kak predmet nauchnoj refleksii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 232-234.
Статья поступила в редакцию 25.07.23
УДК 378
Borzova T.A., Cand. of Sciences (Cultural Studies), senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),
E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru
RETURN TO THE ORIGINS: ON APPROACHES TO TEACHING THE COURSE "FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN STATEHOOD" IN HIGHER SCHOOL.
The article studies the revival of the research of the foundations of Russian statehood in higher education. The article discusses the importance of studying the foundations of Russian statehood for students of higher education, as well as the need to return to the roots and rooting this topic in the educational program. The author substantiates that in the today's society, where rapid changes and development are taking place, it is important to understand the foundations of Russian statehood in order to effectively manage the country and make decisions that take into account its historical and cultural context. The article analyzes the content of the course "Fundamentals of Russian Statehood" in higher education and examines in detail the first section of the course "What Russia is". The author emphasizes the need to include various aspects in this section, such as history, geography, cultural studies, intercultural communication, the ideology of the Russian state, etc. The article also emphasizes the importance of using various methods and approaches in teaching in order to make this topic more interesting and understandable for students. The article describes the importance of studying this discipline in higher education and offers a number of recommendations for improving the curriculum. The study can be useful for teachers, students, researchers and all those who are interested in the role of Russian statehood in modern society.
Key words: higher education, Russian society, Russian statehood, curriculum, citizenship, cultural and historical context
Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: О ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья представляет собой исследование о возрождении изучения основ российской государственности в высшей школе. Рассматривается важность изучения основ российской государственности для студентов высшей школы, а также необходимость возвращения к истокам и укоренения этой темы в образовательной программе. Автор обосновывает, что в современном обществе, где происходят быстрые изменения и развитие, важно понимать основы российской государственности, чтобы эффективно управлять страной и принимать решения, учитывающие ее исторический и культурный контекст Статья анализирует содержание курса «Основы российской государственности» в высшей школе и подробно рассматривает первый раздел курса - «Что такое Россия». Автор выделяет необходимость включения в данный раздел различных аспектов, таких как история, география, культурология, межкультурная коммуникация, идеология российского государства и др. Также в статье подчеркивается значимость использования различных методов и подходов в преподавании, чтобы сделать эту тему более интересной и понятной для студентов. Статья описывает важность изучения данной дисциплины в высшей школе и предлагает ряд рекомендаций для усовершенствования программы обучения. Исследование может быть полезно для преподавателей, студентов, исследователей и всех тех, кто интересуется ролью российской государственности в современном обществе.
Ключевые слова: высшее образование, российское общество, российская государственность, учебная программа, гражданская позиция, культурный и исторический контекст
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в контексте прогрессирующей технологической революции и эволюции социально-экономических моделей, основанных на значимости знания, основным приоритетом развития систем образования является расширение и изменение академической подготовки, особенно в образовательных учреждениях высшего образования. Оно предполагает сосредоточение большего внимания на мировоззренческих, гуманитарных, а также просветительских аспектах. Ведущие университеты в разных странах и регионах, фактически во всем мире, уже следуют этому пути, акцентируя внимание академического сообщества на ценностном компоненте образования, историко-политическом основании образования и развитии интерактивных образовательных технологий. Все чаще возникает объективная потребность в более широкой социально-гуманитарной подготовке студентов по всем специальностям и направлениям. Безусловно, данный курс является междисциплинарной дисциплиной и, по сути, не только проверяет остаточные знания
у первокурсников по основам истории, географии, обществознанию, но и дает определенный толчок к возрождению интереса у вчерашних выпускников школ к более глубокому изучению основ гуманитарных дисциплин.
Цель данной статьи заключается в исследовании методологии и подходов к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе.
Для достижения цели, поставленной автором данного исследования, требуется успешно выполнить следующие задачи:
1. Предложить подходы и методы преподавания курса «Основы российской государственности», учитывающие современные требования и вызовы в области образования и политико-государственной сферы. Автор предлагает использование активных и интерактивных методов, применение новых информационных технологий и другие инновационные подходы.
2. Составить перечень рекомендаций по дальнейшему совершенствованию педагогических подходов к преподаванию курса «Основы российской госу-