Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ПОО'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ПОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / наставничество / формы наставничества / наставник / наставляемый / проектное управление / secondary vocational education / mentoring / forms of mentoring / mentor / mentee / project management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Сергеевна, Инна Вениаминовна Хоменко

Президент России В. В. Путин объявил 2023-й Годом педагога и наставника. Вопрос наставничества привлекает внимание педагогов прежде всего как актуальная практика в социальной и образовательной сферах. Эффективность института наставничества для решения воспитательных, образовательных, профориентационных и иных важных задач доказана и признана на государственном уровне. Ведущая роль отведена наставничеству и в реализации национального проекта «Образование», утвержденного в 2018 г. и направленного на достижение двух ключевых задач современного образования — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В настоящей статье описывается деятельность Южноуральского энергетического техникума в рамках региональной инновационной площадки, направленная на совершенствование системы наставничества на основе проектного управления. Основное содержание исследования — описание механизма реализации проекта, который включает в себя два этапа — создание условий для запуска и непосредственную реализацию проекта. В статье представлены пять форм наставничества, проведен анализ существующих проектов в рамках каждой формы, показаны результаты диагностики, цель, задачи и этапы внедрения, характеристики различных форм наставничества. Авторы приходят к выводу, что программа наставничества, разработанная в рамках инновационного проекта, позволяет получить опыт, знания, сформировать навыки и ценности быстрее, чем какие-либо другие способы передачи, что очень важно в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS AN ELEMENT OF QUALITY TRAINING OF QUALIFIED STAFF IN VEO

Russian President V. V. Putin declared 2023 the Year of the Teacher and Mentor. The issue of mentoring attracts the attention of teachers primarily as a relevant practice in the social and educational spheres. The effectiveness of the mentoring institute for solving educational, career guidance and other important tasks has been proven and recognized at the state level. The leading role is given to mentoring in the implementation of the national project “Education”, approved in 2018 and aimed at achieving two key objectives of modern education — ensuring the global competitiveness of Russian education and the inclusion of the Russian Federation among the ten leading countries in the world in terms of the quality of general education; education of a harmoniously developed and socially responsible personality based on the spiritual and moral values of the peoples of the Russian Federation, historical and national-cultural traditions. This article describes the activities of the South Ural Energy College within the framework of the regional innovation platform, aimed at improving the mentoring system based on project management. The main content of the study is a description of the mechanism for implementing the project, which includes two stages — creating conditions for launching and direct implementation of the project. The article presents fi ve forms of mentoring, analyzes existing projects within each form, shows the results of diagnostics, the purpose, tasks and stages of implementation, and the characteristics of various forms of mentoring. The authors come to the conclusion that the mentoring program developed as part of an innovative project allows you to gain experience, knowledge, develop skills and values faster than any other means of transfer, which is very important in the modern world.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ПОО»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 106-113. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):106-113. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В ПОО ЩН

Ирина Сергеевна Николаева1, lis3326@yandex.ru Инна Вениаминовна Хоменко2, innaven@mail.ru

12 Южноуральский энергетический техникум, Южноуральск, Челябинская область, Россия

Аннотация. Президент России В. В. Путин объявил 2023-й Годом педагога и наставника. Вопрос наставничества привлекает внимание педагогов прежде всего как актуальная практика в социальной и образовательной сферах. Эффективность института наставничества для решения воспитательных, образовательных, профориентационных и иных важных задач доказана и признана на государственном уровне. Ведущая роль отведена наставничеству и в реализации национального проекта «Образование», утвержденного в 2018 г. и направленного на достижение двух ключевых задач современного образования — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В настоящей статье описывается деятельность Южноуральского энергетического техникума в рамках региональной инновационной площадки, направленная на совершенствование системы наставничества на основе проектного управления. Основное содержание исследования — описание механизма реализации проекта, который включает в себя два этапа — создание условий для запуска и непосредственную реализацию проекта. В статье представлены пять форм наставничества, проведен анализ существующих проектов в рамках каждой формы, показаны результаты диагностики, цель, задачи и этапы внедрения, характеристики различных форм наставничества. Авторы приходят к выводу, что программа наставничества, разработанная в рамках инновационного проекта, позволяет получить опыт, знания, сформировать навыки и ценности быстрее, чем какие-либо другие способы передачи, что очень важно в современном мире.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, наставничество, формы наставничества, наставник, наставляемый, проектное управление

Для цитирования: Николаева И. С., Хоменко И. В. Наставничество как элемент качественной подготовки квалифицированных кадров в ПОО // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 106-113.

Original article

MENTORING AS AN ELEMENT OF QUALITY TRAINING OF QUALIFIED STAFF IN VEO

Irina S. Nikolaeva1, lis3326@yandex.ru Inna V. Khomenko2, innaven@mail.ru

12 Yuzhnouralsk Energy College, Yuzhnouralsk, Chelyabinsk region, Russia

Abstract. Russian President V. V. Putin declared 2023 the Year of the Teacher and Mentor. The issue of mentoring attracts the attention of teachers primarily as a relevant practice in the social and educational spheres. The effectiveness of the mentoring institute for solving educational, career guidance and other important tasks has been proven and recognized at the state level. The leading role is given to mentoring in the implementation of the national project "Education", approved in 2018 and

© Николаева И. С., Хоменко И. В., 2024

aimed at achieving two key objectives of modern education — ensuring the global competitiveness of Russian education and the inclusion of the Russian Federation among the ten leading countries in the world in terms of the quality of general education; education of a harmoniously developed and socially responsible personality based on the spiritual and moral values of the peoples of the Russian Federation, historical and national-cultural traditions. This article describes the activities of the South Ural Energy College within the framework of the regional innovation platform, aimed at improving the mentoring system based on project management. The main content of the study is a description of the mechanism for implementing the project, which includes two stages — creating conditions for launching and direct implementation of the project. The article presents five forms of mentoring, analyzes existing projects within each form, shows the results of diagnostics, the purpose, tasks and stages of implementation, and the characteristics of various forms of mentoring. The authors come to the conclusion that the mentoring program developed as part of an innovative project allows you to gain experience, knowledge, develop skills and values faster than any other means of transfer, which is very important in the modern world.

Keywords; secondary vocational education, mentoring, forms of mentoring, mentor, mentee, project management

For citation: Nikolaeva IS, Khomenko IV. Mentoring as an element of quality training of qualified staff in VEO. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):106-113. (In Russ.).

Введение

В настоящее время найти уже готового специалиста, который смог бы приступить к определенному виду работ без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество — самый эффективный метод решения данной проблемы.

Наставничество нельзя назвать новым явлением в пространстве профессионального образования РФ, это скорее возрождение «забытого старого», тем не менее оно становится важнейшим элементом любой профессиональной образовательной организации.

В нормативных документах [1; 2] наставничество трактуется как универсальная технология для передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через какое-либо неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Тема наставничества стала ведущей для национального проекта «Образование» [3], состоящего из десяти федеральных проектов («Современная школа» [4], «Успех каждого ребенка» [5], «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» [6] и др.), и в каждом проекте тема наставничества рассмотрена по-разному.

Так, например, позиция наставничества становится одной из самых важных и центральных в федеральном проекте «Учитель будущего», по итогам которого к 2024 г. не менее 70 % молодых педагогических работников в возрасте до 35 лет должны быть вовлечены в разнообразные формы поддержки и сопровождения в первые три года своей деятельности. В реализации этого проекта система наставничества выступа-

ет как инструмент повышения качества образования в общем и механизм адаптации молодых педагогов.

В соответствии с целевыми показателями вышеперечисленных федеральных проектов в 2020 г. не менее 10 %, а к концу 2024 г. не менее 70 % обучающихся должны быть вовлечены в различные формы наставничества. Из вышесказанного мы делаем вывод, что данная тема очень актуальна.

В отечественной педагогической науке феномен наставничества и его методологические основы рассматривались с различных позиций. Например, в работах таких ученых, как С. Я. Батышев, М. В. Кларин, В. Г. Сухобская и др., раскрываются основные характеристики наставничества. В трудах А. Н. Долгушевой, Е. М. Павлютенкова, Н. М. Таланчука, В. М. Ше-пеля и др. рассматриваются основные условия организации наставничества. В контексте системы непрерывного педагогического образования наставничество изучалось В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, Л. С. По-дымовой [7] и др.

Анализ существующих практик наставничества показал, что в настоящее время в Российской Федерации идет активное формирование соответствующего разным формам наставничества нормативного и учебно-методического обеспечения — организационно-методической основы для внедрения и последующего развития механизмов наставничества обучающихся образовательных организаций.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области № 02/2826 от 13 декабря 2022 г. «О региональных

инновационных площадках на территории Челябинской области» на базе Южноуральского энергетического техникума открыта региональная инновационная площадка «Совершенствование системы наставничества в профессиональной образовательной организации на основе проектного управления» [8]. Область, в рамках которой осуществляется наше исследование, — обогащение организационно-методической основы для внедрения и последующего развития механизмов наставничества обучающихся образовательных организаций в форме проектного управления.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по данной тематике, анкетирования, тестирования, методов математической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Любое исследование нацелено на результаты и их обсуждение. Для реализации инновационного проекта в техникуме создан проектный офис.

Проектный офис — это временный творческий коллектив техникума, обеспечивающий эффективную реализацию портфеля проектов [9]. Основной целью деятельности проектного офиса является обеспечение необходимого качества управления проектами за счет осуществления контроля и помощи по разработке проектной документации, а также формирования и своевременного предоставления достоверной информации о процессе реализации проектов руководителю, другим участникам процесса управления. Основной задачей проектного офиса является организационное сопровождение, администрирование и мониторинг разработки и внедрения проектов.

С введением проектного офиса становится возможным не только анализ каждого проекта в отдельности, но и общей картины состояния всех проектов организации, что влечет за собой оптимизацию принятия актуальных и своевременных решений [10].

Рассмотрим основные этапы внедрения системы наставничества в профессиональной образовательной организации на основе проектного управления.

Первый этап (начальный) — создание условий для запуска проекта. Во-первых, в рамках региональной инновационной площадки администрация техникума заключила договор с ООО «Росметод», и педагогический коллек-

тив прошел курсы повышения квалификации по теме «Наставничество как эффективная форма обучения» в объеме 72 часов. Во-вторых, изданы приказы директора «О создании проектного офиса», «О разработке портфеля проектов» и разработано положение «О реализации модели наставничества в профессиональной образовательной организации». Проектным офисом осуществлена диагностика, разработаны проекты по наставничеству и сформированы наставнические пары для продуктивности работы. С целью информирования педагогического коллектива о возможностях и целях программы наставничества проведен педагогический совет.

Второй этап — непосредственная реализация проекта. В Южноуральском энергетическом техникуме в рамках темы регионального инновационного проекта актуализован ряд форм наставничества, которые становятся, по сути, самостоятельными проектами в портфеле проектов.

Первая реализуемая форма наставничества — «студент — студент». С целью определения потребности в наставничестве «студент — студент» опрошено 39 обучающихся четвертого курса Южноуральского энергетического техникума.

На вопрос «Нужна ли организация наставничества в группах Южноуральского энергетического техникума?» 77 % студентов ответили, что нужна. 60 % опрошенных видят себя в роли наставников.

Результаты следующего заданного студентам вопроса («Что особенно ценно в программе наставничества „студент — студент"?») таковы: партнерские отношения, обмен опытом, энергией — 53 %, взаимодействие с наставляемым — 23 %, понимание своей роли — 12 %, грамотность — 8 %, развитие творческой активности — 4 %.

Цель данной формы наставничества — помощь в реализации лидерского потенциала, развитии гибких навыков и метакомпетенций, адаптации к новым условиям среды, создании комфортных условий внутри образовательной организации и формировании устойчивого студенческого сообщества.

В рамках данной формы наставничества реализуется проект «Шаг в будущее», адресованный студентам, занимающимся научно-исследовательской деятельностью. Наставником является активный обучающийся II — IV курсов, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель областных, всероссийских и международных

конкурсов, лидер группы, принимающий активное участие в жизни техникума. Наставляемым становится обучающийся I — II курса. В рамках данной формы наставничества всех студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, мы объединили в СТИМ — Союз творческой и интеллектуальной молодежи. Ежемесячно проходят заседания участников, разрабатывается план мероприятий. Для ребят проводим занятия в рамках Школы наставников.

В рамках названной формы наставничества разработан проект «Вектор роста», направленный на оказание помощи студентам, имеющим проблемы в обучении или состоящим на вну-триучрежденческом педагогическом учете.

Актуализирован еще один проект — «Наставничество в студенческом самоуправлении», в котором отражена необходимость поддержки студентов первого курса обучения опытным наставником со старших курсов, готовым оказать им практическую и теоретическую помощь при обучении в техникуме. Такая форма наставничества позволяет, с одной стороны, реализовы-вать лидерский потенциал наставника, развивать навыки и метакомпетенции, с другой (для наставляемых) — получить помощь от наставников при адаптации к новым условиям социальной среды, выборе направления внеурочной деятельности и деятельности в студенческих сообществах.

На социализацию студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья направлен проект «Мы вместе». Для студентов-наставников были проведены занятия «Студенческое наставничество». В рамках данной формы наставничества работает «Творческая мастерская», где наставники (обучающиеся старших курсов) занимаются изготовлением открыток, картин из природного материала со студентами с ОВЗ.

Вторая форма наставничества — «педагог — педагог». С целью изучения потребности в реализации программы наставничества «педагог — педагог» было проведено анкетирование среди 42 преподавателей Южноуральского энергетического техникума.

На вопрос «Нужно ли внедрять наставничество в Южноуральском энергетическом техникуме?» утвердительно ответили 95 % педагогов.

Следующий вопрос был задан, чтобы определить основное предназначение наставников в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум». Согласно полученным данным анкеты миссия наставников сводится не только к содействию в адаптации, но и к осуществлению

практико-ориентированного обучения на рабочем месте, в том числе за счет обучения эффективным методам и технологиям работы (37 %); совместного выявления и устранения допущенных ошибок (37 %); подготовки к конкурсам профессионального мастерства (26 %). Все это призвано помочь преподавателям научиться добиваться успеха в работе.

Вместе с тем результаты анкетирования показывают нам, в каком направлении следует работать особенно интенсивно: педагоги не считают, что наставники могут помочь им закрепиться в выбранной специальности (66 %), следовательно, необходимо готовить наставников к тому, чтобы они были ориентированы на этот результат.

Опрос педагогов позволил нам сформировать четкий набор конкретных требований к тому, как должна быть организована работа наставников в Южноуральском энергетическом техникуме. Прежде всего, чтобы добиться хороших результатов, наставник должен ежегодно не менее одного раза в день взаимодействовать с наставляемым (80 %).

По мнению большинства опрошенных, наличие необходимого опыта — главное качество наставников. Этот вариант ответа выбрало 95 %.

Значимость наставничества признает большинство опрошенных педагогов Южноуральского энергетического техникума, 73 % хотели бы выполнять функции наставников.

В рамках данной формы наставничества реализуется проект «Наставничество педагога-стажиста над молодым педагогом», предполагающий взаимодействие молодого педагога (при опыте работы до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри техникума, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

При этом в рамках формы наставничества «педагог — педагог» реализуется и проект «Наставничество молодого педагога над педагогом-стажистом». Его основным приоритетным направлением является оказание помощи педагогу в организации образовательного процесса в дистанционном режиме, а также оказание помощи при подготовке к конкурсам профессионального мастерства.

В образовательной организации осуществляется проект «Серебряное наставничество». В роли наставника выступает педагог, ушедший на заслуженный отдых и являющийся победителем или призером областных конкурсов профессионального мастерства, в роли наставляемого — молодой педагог, стаж которого не превышает три года.

В рамках формы наставничества «педагог — педагог» действует «Школа молодого преподавателя» с методистом в роли наставника. Содержание работы «Школы молодого преподавателя» включает изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, правил заполнения и ведения учебной документации; использование календарно-тематического плана и рабочей программы для проведения занятий, а также изучение методики их написания, методов организации самостоятельной работы обучающихся, методики проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Третья форма наставничества — «работодатель — студент». С целью изучения потребности в реализации программы наставничества «работодатель — студент» было проведено анкетирование среди работодателей — партнеров Южноуральского энергетического техникума. Всего опрошено 25 представителей.

Анализ анкетирования показывает, что 60 % работодателей дают высокую оценку практическим навыкам студентов Южноуральского энергетического техникума, 24 % оценивают студентов на «хорошо» и 16 % — на «удовлетворительно».

Наиболее высоко работодатели оценили следующие факторы, существенно влияющие на эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста: уровень практических знаний, умений — 96 %; способность работать в коллективе, команде — 88 %; уровень профессиональной общетеоретической подготовки — 76 %; готовность и способность к дальнейшему обучению — 64 %; способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи — 64 %.

100 % работодателей считают, что в ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» необходимо реализовывать программу наставничества «работодатель — студент», но лишь 88 % работодателей готовы стать студенческими наставниками.

По мнению работодателей, только наставник сможет передать обучающемуся личный опыт в освоении современных методов и приемов труда, сопровождать вхождение обучающе-

гося в коллектив и воспитывать у него чувство личной ответственности за эффективную работу на месте прохождения производственных практик.

Данная форма наставничества «работодатель — студент» реализуется в рамках проекта «Карьерный старт» через подготовку студентов к конкурсам профессионального мастерства, организацию краткосрочных стажировок, реализацию программ практики. В рамках данного проекта при прохождении студентами производственной практики на каждом предприятии назначается наставник, который курирует студента в течение всего срока практики.

Среди основных задач деятельности наставника-работодателя в отношении студента — повышение уровня его профессиональной подготовки, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.

Следующая реализуемая форма наставничества «студент — ученик» предполагает взаимодействие учащегося общеобразовательной организации и студента профессиональной образовательной организации, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.

В рамках данной формы наставничества проведено социологическое исследование по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ г. Южноуральска. Результат опроса показал, что каждый третий выпускник школы на момент исследования не определился с выбором будущего вида профессиональной деятельности. При этом абсолютное большинство выпускников (89 %) планируют поступить в вуз, тогда как на 83 % заявленных вакансий требуются рабочие и специалисты технических специальностей. Основное противоречие рынка труда Южноуральска — увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения.

Педагогами разработан и реализуется проект «Основы профессии», где в роли наставника выступает ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды, участник образовательных, спортивных, творческих проектов, увлекающийся и способный передать свою творческую энергию и интересы другим. Целью такой формы

наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

В рамках данного проекта студенты проводят классные часы, мастер-классы, профессиональные пробы, профориентационные мероприятия, дни открытых дверей, осуществляют подготовку учащихся к конкурсам профессионального мастерства. Обучающиеся техникума организуют для учащихся школ и их родителей экскурсии на предприятия социальных партнеров — «Политранс», ЮМЭК, ЮАИЗ, «Ресурс».

Форма наставничества «педагог — студент» необходима и актуальна по мнению 100 % педагогов Южноуральского энергетического техникума, поэтому ее необходимо реали-зовывать с целью сопровождения обучающихся при подготовке к конкурсам профессионального мастерства, демонстрационному экзамену, поскольку участие в конкурсах дает возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ по данным квалификациям, материально-техническую базу и уровень квалификации преподавательского состава, а для выпускников подтвердить свою квалификацию.

В рамках данной формы наставничества мы реализуем проект «Путь к успеху», в котором наставником является опытный педагог. Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: консультации по предметам, отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами интернета по определенным темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям, сов-

местные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации) и т. д.

С целью трансляции в социальных сетях всех мероприятий, проводимых в рамках региональной инновационной площадки, создан медиацентр. Ежемесячно директором разрабатывается и утверждается контент-план всех мероприятий.

Преподаватели Южноуральского энергетического техникума в 2023 г. представили разработанные проекты на XX Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, которые направлены на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия», а также на Всероссийском марафоне эффективных практик наставничества. Педагоги, участвующие в конкурсах, взвешивают возможности своих проектов, сравнивают с другими идеями, анализируют стратегию и тактику педагогов из других образовательных организаций, оценивают свои образовательные дефициты. Это позволяет им, при активном содействии администрации, выстраивать собственные индивидуальные маршруты по развитию профессиональных компетенций в области наставничества.

Заключение

В заключение хочется уточнить, что данная программа наставничества, разработанная в рамках инновационного проекта, является существенным компонентом профессионального образования, поскольку позволяет получить опыт, знания, сформировать навыки и ценности быстрее, чем какие-либо другие способы, что крайне важно в современном мире. Высокая скорость объясняется тремя обстоятельствами: первое — непосредственная передача успешного опыта от человека к человеку; второе — доверительные отношения; третье — взаимо-обогащающие отношения, выгодные для всех участников наставничества.

Список источников

1. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019). URL: https:// ds221.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/87/2023/01/Rasporyazhenie-Minprosveshheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-Ob.pdf (дата обращения: 07.02.2024).

2. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом

между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г.) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ : [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/?ysclid=lsbedq9a4275350320 (дата обращения: 07.02.2024).

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. URL: https://sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta/?ysclid=lsbjggrj2d581750140 (дата обращения: 07.02.2024).

4. Паспорт федерального проекта «Современная школа» (утв. президиумом Совета при Президенте Рф по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018). URL: https://shkolakustovska-r31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/124/2230/Pasport_ proekta_Sovremennaya_shkola.pdf (дата обращения: 07.02.2024).

5. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ : [сайт]. URL: https://legalacts. ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/?ysclid=l sbjoz1isu127724640 (дата обращения: 07.02.2024).

6. Паспорт федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ : [сайт]. URL: https://kochetovkasosh.gosuslugi.ru/ netcat_files/userfiles/PNP0/molodye-professionaly.pdf?ysclid=lsbjr17qr8115420455 (дата обращения: 07.02.2024).

7. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов / ФИРО РАНХиГС. Москва : Перспектива, 2020. 108 c.

8. Николаева И. С. Программа реализации инновационного проекта «Совершенствование системы наставничества в профессиональной образовательной организации на основе проектного управления». Южноуральск : ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум», 2022. 38 c.

9. Суйкова О. А. Проектное управление в образовании. Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. 80 c.

10. Боронина Л. Н., Сенук З. В. Основы управления проектами : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. 112 с.

References

1. Methodology (target model) for mentoring students for organizations carrying out educational activities in general education, additional general education and secondary vocational education programs, including the use of best practices for exchanging experiences between students (approved by order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. R-145 dated 25.12.2019). URL: https://ds221.edu42.ru/wp-content/uploads/sites/87/2023/01/Rasporyazhenie-Minprosveshheniya-Rossii-ot-25.12.2019-N-R-145-0b.pdf. (In Russ.).

2. Methodological recommendations for the introduction of a methodology (target model) for mentoring students for organizations carrying out educational activities in general education, additional general education and secondary vocational education programs, including the use of best practices for exchanging experience between students (appendix to the order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. R-145 dated December 25, 2019). Laws, codes and legal acts of the Russian Federation. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/?ysclid=lsbedq9a4275350320. (In Russ.).

3. Passport of the national project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol No. 16 of December 24, 2018). Judicial and regulatory acts of the Russian Federation. URL: https:// sudact.ru/law/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta/?ysclid=lsbjggrj 2d581750140. (In Russ.).

4. Passport of the federal project "Modern School" (approved by the presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, protocol No. 16 of December 24, 2018). URL: https://shkolakustovska-r31.gosweb.gosuslugi.ru/net-cat_files/124/2230/Pasport_proekta_Sovremennaya_shkola.pdf. (In Russ.).

5. Passport of the federal project "The Success of Every Child" (approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects,

protocol No. 16 of December 24, 2018). Laws, codes and legal acts of the Russian Federation. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-pre zidente/?ysclid=lsbjoz1isu127724640. (In Russ.).

6. Passport of the federal project "Young Professionals (Increasing the Competitiveness of Vocational Education)" (approved by the Presidium of the Presidential Council of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 16 of December 24, 2018). Laws, codes and legal acts of the Russian Federation. URL: https://kochetovkasosh.gosuslugi.ru/netcat_ files/userfiles/PNPO/molodye-professionaly.pdf?ysclid=lsbjr17qr8115420455. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tarasova NV, Pastukhova IP, Chigrina SG. Individual'naya programma razvitiya i sistema nastavnichestva kak instrumenty narashchivaniya professional'nykh kompetentsiy pedagogov = Individual development program and mentoring system as tools for increasing the professional competencies of teachers. Moscow: Perspective; 2020. 108 p. (In Russ.).

8. Nikolaeva IS. Programma realizatsii innovatsionnogo proekta «Sovershenstvovanie sistemy nastavnichestva v professional'noy obrazovatel'noy organizatsii na osnove proektnogo upravleni-ya» = Program for the implementation of the innovative project "Improving the mentoring system in a professional educational organization based on project management". Yuzhnouralsk: GBPOU "Yuzhnouralsk Energy College"; 2022. 38 p. (In Russ.).

9. Suikova OA. Proektnoe upravlenie v obrazovanii = Project management in education. Chelyabinsk: GBU DPO CHIRPO; 2020. 80 p. (In Russ.).

10. Boronina LN, Senuk ZV. Osnovy upravleniya proektami = Fundamentals of project management. Ekaterinburg: Ural University Publishing House; 2015. 112 p. (In Russ.).

Информация об авторах

И. С. Николаева — заместитель директора по учебно-методической работе, кандидат педагогических наук.

И. В. Хоменко — методист политехнического отделения.

Information about the authors

I. S. Nikolaeva — Deputy Director for Educational and Methodological Work, Candidate of Pedagogical Sciences.

I. V. Khomenko — Methodologist at the Polytechnic Department.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 29.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 08.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.