Научная статья на тему 'Наставничество групповой проектной деятельностью в различных методологиях управления'

Наставничество групповой проектной деятельностью в различных методологиях управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / водопадная методология планирования / гибкая методология планирования / образовательные проекты / проектная группа / групповое проектное обучение / PBL / project base learning / project training / waterfall planning methodology / flexible planning methodology / educational projects / project group / group project training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

В статье рассматривается применение основных методологий управления проектами и деятельность педагога-наставника в работе с образовательными проектами при применении различных методологий управления. В настоящее время в практике управления проектами применяются две основные методологии: водопадная методология планирования и гибкая методология планирования (Agile). Водопадная методология планирования предполагает прохождения обучающимися ряда этапов от идей проекта до получения заранее запланированного проектного продукта. Гибкая методология планирования предполагает глубокую проработку проблемы заказчика проекта и создание проектного продукта в процессе итерационной проработки различных вариантов решения проблемы заказчика. В работе отражены варианты сопровождения педагогами-наставниками образовательных проектов, реализуемых с применением различных методологий планирования, основные моменты, на которые должны обращать внимание педагоги-наставники при реализации образовательных проектов, а также представлены трудности, с которыми сталкиваются образовательные проектные группы при работе с образовательными проектами при применении различных методологий планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING GROUP PROJECT ACTIVITIES IN VARIOUS MANAGEMENT METHODOLOGIES

The article discusses the application of the basic project management methodologies and the activities of a teacher-mentor in working with educational projects when applying various management methodologies. Currently, two main technologies are used in the practice of project management: waterfall planning technology and flexible planning technology (Agile). Waterfall planning technology involves students going through a number of stages from project ideas to obtaining a pre-planned project product. Flexible planning methodology involves a deep study of the customer’s problem of the project and the creation of a project product in the process of iterative study of various solutions to the customer’s problem. The paper reflects various options for teachers-mentors to support educational projects implemented using various planning technologies, reflects the main points that teachers should pay attention to when implementing educational programs.

Текст научной работы на тему «Наставничество групповой проектной деятельностью в различных методологиях управления»

Наставничество групповой проектной деятельностью в различных методологиях управления

Загороднюк Татьяна Игоревна,

преподаватель, Южный федеральный университет E-mail: ktu1989@mail.ru

В статье рассматривается применение основных методологий управления проектами и деятельность педагога-наставника в работе с образовательными проектами при применении различных методологий управления. В настоящее время в практике управления проектами применяются две основные методологии: водопадная методология планирования и гибкая методология планирования (Agile).

Водопадная методология планирования предполагает прохождения обучающимися ряда этапов от идей проекта до получения заранее запланированного проектного продукта. Гибкая методология планирования предполагает глубокую проработку проблемы заказчика проекта и создание проектного продукта в процессе итерационной проработки различных вариантов решения проблемы заказчика.

В работе отражены варианты сопровождения педагогами-наставниками образовательных проектов, реализуемых с применением различных методологий планирования, основные моменты, на которые должны обращать внимание педагоги-наставники при реализации образовательных проектов, а также представлены трудности, с которыми сталкиваются образовательные проектные группы при работе с образовательными проектами при применении различных методологий планирования.

Ключевые слова: проектное обучение, водопадная методология планирования, гибкая методология планирования, образовательные проекты, проектная группа, групповое проектное обучение.

о

U

со

см

см

Z

282

Федеральные государственные стандарты основного общего образования предусматривают в качестве одной из важных черт портрета выпускника умение учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике [1]. Одной из технологий обучения, позволяющих совместить теорию и практику, является проектное обучение, основанное на последовательном выполнении комплексных учебных проектов, цель которых - самостоятельное приобретение обучающимися недостающих знаний и умений пользоваться ими для решения практических задач; приобретение гибких навыков в сфере коммуникации, проведения исследований и реализации проектной деятельности. При всей распространенности данной технологии обучения в процессе ее реализации у обучающихся и педагогов возникает ряд трудностей, в частности: как совместить требование самостоятельной работы обучающихся с необходимостью освоения обучающимися принципов ведения проектной деятельности и новых знаний. А также каким образом реализовывать оценку процесса и итогов реализации проекта, какие функции в настоящем процессе должен исполнять педагог, что должна включать в себя обратная связь педагога-наставника образовательной проектной группы и на каких этапах она дается обучающимся. В настоящем исследовании рассматривается деятельность педагогов-наставников в системе основного общего образования по вопросам сопровождения образовательных проектов, реализуемых с применением различных методологий управления проектами.

Методологии управления проектами пришли в образовательную деятельность из менеджмента, в настоящее время среди них выделяют две наиболее значимых: водопадная методология управления проектами и гибкая методология управления проектами.

Методология управления проектами - это совокупность правил и принципов управления проектной деятельностью, а таже базирующихся на них технологий и инструментов.

Изначально первой методологией управления проектами была водопадная методология, изученная такими авторами, как И.В. Шахина, А.А. Мул-лин, Ю.В. Алышев. Водопадная методология управления проектами считается традиционной формой проектного управления и предполагает последовательный переход от одного этапа реализации проекта к другому с получением итогового готового продукта в завершении проектной деятельности группы [6].

Водопадная методология изначально применялась при управлении образовательными проектами. Существует множество вариантов выделения этапов реализации образовательных проектов. В рамках настоящего исследования предлагается применение следующей периодизации проекта, состоящей из семи этапов, каждый из которых завершается своим определённым материальным результатом (см. таблицу 1) [5].

Таблица 1. Планирование образовательного проекта с применением водопадной методологии

№ пп. Этап проектирования Материальный результат

1. Подготовка к выполнению проекта Тема, проблема, цель проекта, наименование продукта. Проектная группа.

2. Планирование работы План реализации проекта с ответственными и датами реализации

3. Исследование Список литературы, уточненный макет продукта и план.

4. Создание проектного продукта Проектный продукт

5. Обобщение результатов Сопроводительная записка, презентация, портфолио проекта

6. Презентация (защита) проекта Выступление участников группы перед жюри или публичная защита

7. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (рефлексия) Отчеты, результирующие записки, рефлексивный отчет

Достоинствами применения водопадной методологии управления проектом является простота применения, четкость определения временных и ресурсных границ, а также изначальное понимание итогового результата выполнения проектного задания.

К недостаткам водопадной методологии планирования проектной деятельности относится долгий период исследования и планирования проектного результата, а как следствие долгий путь к получению проектного продукта, невозможность внесения существенных изменений в процессе реализации проектного продукта, что сделало данную методологию непопулярной в среде проектных менеджеров. Однако для знакомства с проектной деятельностью и формирования понимания сущности создания проектных продуктов данная методология применима. Она проста и понятна для обучающихся и наставников. Потому именно водопадную методологию необходимо использовать при знакомстве обучающихся с проектной деятельностью. Поскольку, как отмечает Т.А. Андреева, на начальном этапе знакомства обучающихся с проектной деятельностью необходимо использовать проектные задачи [3], которые предполага-

ют понятный и определенный результат (проектный продукт) и четкий план реализации, что соответствует требованиям водопадной методологии управления проектной деятельностью.

Весь фокус внимания команды при работе с образовательными проектами, реализуемыми по водопадной методологии проектного управления, смешен в сторону проектного результата (проектный продукт) и его получения в строго установленные, запланированные сроки.

Задачи педагога при использовании водопадной методологии проектирования: знакомство обучающихся с содержанием понятия проекта и проектной деятельности; разъяснение правил ведения паспорта проекта и плана реализации проекта; помощь в постановке цели проекта, определении проектного продукта, распределении задач среди участников проектной группы; помощь в модера-ции диалога при возникновении конфликтных ситуаций; приемка промежуточных и итогового результатов проектной работы; предоставление обратной связи и оценка проекта. Фокус внимания педагога-наставника смешен в сторону контроля получения заранее определённых промежуточных и итоговых проектных результатов и индивидуальной оценки работы обучающихся. Основные инструменты планирования в рамках водопадной методологии - план реализации проекта, внесенный в паспорт проекта, диаграмма Ганта.

В образовательном процессе водопадная методология управления проектами позволяет педагогам-наставникам четко определить цель проекта, разделить ее вместе с проектной группой на задачи, которые будут выполняться отдельными участниками, что позволяет упростить оценку вклада каждого обучающегося в итоговый результат (проектный продукт). Однако, данная методология требует четкой постановки цели и определения проектного продукта на первоначальном этапе работы, что предполагает длительное планирование и проведение углубленного исследования, потому ее трудно применять в проектных группах, формируемых на короткий срок для быстрого получения проектного результата, к примеру, подобные группы создаются в рамках молодежных лагерей и форумов, таких как Территория смыслов, Артек и т.д.

Второй распространённой методологией управления проектами является гибкая методология разработки или Agile, которую в 2001 году разработали 17 успешных менеджеров по управлению проектами. Agile методология объединяет в себе несколько различных методик разработки проектов, базирующихся на принципах и ценностях гибкой разработки [2].

Одной из самых распространенных методик является Scrum разработка, она используется в несколько раз чаще, чем иные гибкие методики разработки [2]. Кроме того, данная методика была адаптирована для образовательной среды в формате EduScrum.

В основе EduScrum лежит реализация группой обучающихся образовательных проектов, наце-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

о с

U со

ленных на решение реальной проблемы с неизвестным точным проектным результатом. Поиск данного решения заключается в разработке промежуточных продуктов на каждом этапе (спринте) реализации проекта и демонстрации их заказчику или педагогу-наставнику. Методика Scrum названа в честь понятия из регби, обозначающего схватку или непосредственную ситуацию игры. Работа над проектом разбивается на итеративно повторяющиеся этапы планирования работы и спринта (непосредственной реализации проекта).

Традиционно первый этап разработки завершается представлением прототипа продукта, итогом второго этапа становится минимально жизнеспособный продукт, который на каждом последующем этапе дорабатывается в соответствии с имеющимися задачами и требованиями заказчика. Такая доработка может быть долгосрочной или постоянной, как в случае с обновлениями программных продуктов, или завершаться на стадии приема проектного продукта заказчиком, как происходит с большинством образовательных проектов.

В рамках работы над проектом в образовательной группе выделяются три роли: владельца продукта (участник, который отвечает за качественные характеристики получаемого продукта и реализует встречи с заказчиком), мастера-спринта (участник выполняет роль модератора во время встреч команды) и непосредственно участников команды.

Каждый этап разработки (спринт) длится от 1 до 4 недель, продолжительность спринта проектная группа определяет в начале работы над проектом. В ходе работы над проектом продолжительность спринта не меняется. В рамках спринта помимо работы над проектом группа собирается ежедневно на короткие встречи (спринт-митинги), в рамках которых каждый участник отвечает на вопросы: что должно быть сделано, что было сделано и с какими трудностями столкнулся участник? В процессе реализации спринта педагог может брать на себя роль эксперта в различных вопросах проектной деятельности и в своей предметной области, предоставлять обучающимся артефакты - раздаточные материалы, применимые для самостоятельного обучения [4].

В завершении спринта команда проводит две встречи:

1. обзор спринта, в рамках которого выясняется, что было сделано во время спринта, его результаты представляются заказчику и иным заинтересованным лицам, получается обратная связь относительно полученного прототипа или продукта;

2. ретроспектива спринта - встреча участников группы с целью определения, какие процессы происходят в проектной группе, и в каком она находится состоянии, это командообразую-щее мероприятие, которое направлено на рост сплоченности группы и выявление негативных явлений, проявившихся во время спринта. После демонстрации прототипа или очередного варианта минимального жизнеспособного продукта происходит корректировка задач и предпо-

лагаемого итогового результата, а далее следует очередной этап планирования спринта и запуска разработки продукта. Фокус внимания команды при работе с гибкими методологиями проектирования смещен на внутреннее групповое взаимодействие и взаимодействие с внешней средой, заказчиками проекта.

В среде исследователей существует мнение, что ЕЬиЗсгит требует минимальной вовлеченности педагога в процесс самостоятельного получения знаний обучающимися и реализации проекта. Так, по мнению Г.Г. Дроженко, в рамках ЕЬ^сгит педагог передает ответственность за процесс обучения частично или полностью обучающемуся [4; С 68]. Однако для успешной реализации проекта данная методика требует от педагога углублённой работы с проектной группой; отслеживания ее состояния; периодической модерации командных встреч; включения в управление конфликтами внутри группы и группы с внешней средой; налаживание диалога в проектной группе, поскольку ответственность за результат в процессе реализации проекта возлагается на проектную группу, а не на отдельных участников команды. Четкое распределение задач между участниками на начальной стадии реализации проекта, свойственное водопадной методологии планирования, при применении методики EduScrum невозможно. Кроме того, короткие периоды работы (спринты) требуют высокой интенсивности и включенности в процесс от каждого участника проектной группы. Также, педагог становится заказчиком продукта или коммуникатором на начальном этапе между проектной группой и заказчиком проекта, в случае участия в проекте представителей внешней среды.

Трудности в работе с образовательными проектами в рамках EduScrum методики проектирования для педагогов-наставников заключаются в поддержании постоянной проектной динамики в группе, дружественной атмосферы, поскольку участники работают в ситуации тесного сотрудничества и внутренние разногласия в проектной группе могут привести к краху всего проекта, сохранении постоянного диалога в группе и выявлении индивидуального вклада каждого участника в общий проектный результат, его оценка и дача обратной связи, как группе, так и каждому участнику.

Фокус внимания педагога-наставника смешен на деятельность группы и определение влияния проектного результата на внешнюю среду, его соответствия решаемой проблеме. Основной инструмент планирования в рамках данной методики - Канбан-доска.

Данная технология трудна для знакомства обучающихся с проектной деятельностью, поскольку требует быстрой включенности обучающихся в проектную деятельность, не предполагает последовательности и четкого понимания проектного результата, но она может использоваться в рамках реализации проектной деятельности в образовательных лагерях, акселераторах, на форумах, а также при организации форсайт-сессий.

Выводы по статье: групповая проектная деятельность в настоящее время является одной из форм самостоятельного получения знаний обучающимися, а также навыков применения их на практике, которая требует от педагога-наставника применения методологий управления образовательными проектами, включения обучающихся в процесс создания проектного продукта согласно выбранной методологии управления, а не хаотичного процесса создания проектного продукта. В настоящее время применяются две основные методологии управления проектами: Водопадная и Гибкая, каждая из которых предъявляет свои требования к деятельности педагога.

Водопадная методология проектирования предполагает прохождение обучающимися ряда этапов, ведущих участников проектной группы от идеи проектного продукта к его реализации. Данная технология предполагает жёсткое следования плану реализации образовательного проекта, потому от педагога требуется оценка промежуточных и итоговых результатов проектной деятельности, контроль соответствия работы группы срокам, указанным в проектном плане, и оценка вклада каждого обучающегося в реализацию проектной деятельности.

Гибкие методологии планирования - представляют собой совокупность методик планирования проектной деятельности, основанных на принципах и ценностях гибкой разработки. Наиболее распространенной методикой планирования образовательной проектной деятельности с применением гибких технологий является EduScrum. Edu-Scrum - это методика управления проектами, которая предполагает решение проблемы заказчика проекта путем итерационной разработки продукта. Данная методика позволяет максимально быстро получить проектный продукт, соответствующий требованиям заказчика или внешней среды, исходя из поставленной перед проектной группой проблемы. Однако она требует от педагога углубленной работы с проектной группой, внешней средой, заказчиками или самостоятельной корректировки проектного результата при завершении каждого спринта.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]: Электронное издание/ - Режим доступа: https:// base.garant.ru/55170507/

2. Андреева, Р. Н., Синяева, О. Ю., Scrum: гибкость в жестких рамках /Р. Н. Андреева, О.Ю. Синяева// Вестник университета. - 2018. -№ 2. - С. 13-20

3. Андреева, Т.А. Организация проектно-иссле-довательской деятельности обучающихся -

приоритетное направление работы школы в свете реализации образовательных стандартов нового поколения / Т.А. Андреева // Концепт. - 2013. - № 8. - С. 154-159

4. Дроженко, Г.Г. Особенности применения образовательной методики eduscrum / Г.Г. Дроженко// Педагогическая наука и практика. - 2020. -№ 1. - С. 65-68

5. Загороднюк, Т.И. Модели реализации образовательных проектов в России /Т. И. Загороднюк// Материалы международной научно-практической конференции «Розовские чтения», 20 февраля 2021 г.: сборник докладов / Отв. ред. В.П. Борисенков. - Москва: МАКС Пресс, 2021. С 256-265.

6. Шахина, И. В., Муллин, А. А., Алышев Ю.В., Agile vs Waterfall: разница между методологиями StudNet / И.В. Шахина, А.А. Муллин Ю.В. Алышев// StudNet. - 2020. - № 6. - С. 9-15

MENTORING GROUP PROJECT ACTIVITIES IN VARIOUS MANAGEMENT METHODOLOGIES

Zagorodnyuk T.I.

Southern Federal University

The article discusses the application of the basic project management methodologies and the activities of a teacher-mentor in working with educational projects when applying various management methodologies. Currently, two main technologies are used in the practice of project management: waterfall planning technology and flexible planning technology (Agile). Waterfall planning technology involves students going through a number of stages from project ideas to obtaining a pre-planned project product. Flexible planning methodology involves a deep study of the customer's problem of the project and the creation of a project product in the process of iterative study of various solutions to the customer's problem. The paper reflects various options for teachers-mentors to support educational projects implemented using various planning technologies, reflects the main points that teachers should pay attention to when implementing educational programs.

Keywords: PBL, project base learning, project training, waterfall planning methodology, flexible planning methodology, educational projects, project group, group project training.

References

1. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010 N 1897 (as amended on December 11, 2020) "On approval of the federal state educational standard of basic general education" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on February 1, 2011 N 19644) [Electronic resource]: Electronic edition/ - Access mode: https://base.garant. ru/55170507/

2. Andreeva, R. N., Sinyaeva, O. Yu., Scrum: flexibility within strict limits / R.N. Andreeva, O. Yu. Sinyaeva // University Bulletin. -2018. - No. 2. - P. 13-20

3. Andreeva, T.A. Organization of design and research activities of students is a priority direction of the school's work in the light of the implementation of educational standards of the new generation / T.A. Andreeva // Concept. - 2013. - No. 8. - P. 154-159

4. Drozhenko, G.G. Features of the application of the educational methodology eduscrum / G.G. Drozhenko // Pedagogical science and practice. - 2020. - No. 1. - pp. 65-68

5. Zagorodnyuk, T.I. Models of implementation of educational projects in Russia / T.I. Zagorodnyuk // Materials of the international scientific and practical conference "Rozov Readings", February 20, 2021: collection of reports / Responsible. ed. V.P. Borisenk-ov. - Moscow: MAX Press, 2021. pp. 256-265.

6. Shakhina, I. V., Mullin, A. A., Alyshev Yu. V., Agile vs Waterfall: the difference between StudNet methodologies / I.V. Shakhina, A.A. Mullin Yu.V. Alyshev// StudNet. - 2020. - No. 6. - P. 9-15

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

О

C3 t; о m

О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.