Научная статья на тему 'Наставить на путь исследования'

Наставить на путь исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ТЬЮТОРСТВО / НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЭКСПЕДИЦИИ / СУБЪЕКТНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ / MENTORING / TUTORING / SCIENTIFIC TUTORING / STUDENT RESEARCH ACTIVITY / EXPEDITIONS / STUDENT SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Наставничество социальная практика, которая имеет мощные культурно-исторические корни и традиции, менявшиеся по сферам реализации в течение нескольких столетий. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наставничеству, особенно в практике исследовательского и проектного обучения. Представляем материалы № 1 журнала «Исследователь/Researcher» в контексте центральной проблемы номера наставничества, а также тем, сопряженных с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT TO THE PATH OF RESEARCH

Mentoring is a social practice that has powerful cultural and historical roots and traditions that have changed across different areas of implementation over several centuries. Currently, we can see a surge of interest in mentoring, especially in the practice of research and project training. We present the first part of the materials of the Researcher journal in the context of the central question of the issue mentoring, as well as other subjects associated with it.

Текст научной работы на тему «Наставить на путь исследования»

К читателю

Наставить на путь исследования

Direct to the path of research

Аннотация. Наставничество — социальная практика, которая имеет мощные культурно-исторические корни и традиции, менявшиеся по сферам реализации в течение нескольких столетий. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наставничеству, особенно в практике исследовательского и проектного обучения. Представляем материалы № 1 журнала «Исследователь/Researcher» в контексте центральной проблемы номера — наставничества, а также тем, сопряженных с ней.

Ключевые слова: наставничество, тьюторство, научное руководство, исследовательская деятельность учащихся, экспедиции,субъектность учащегося

Abstract. Mentoring is a social practice that has powerful cultural and historical roots and traditions that have changed across different areas of implementation over several centuries. Currently, we can see a surge of interest in mentoring, especially in the practice of research and project training. We present the first part of the materials of the Researcher journal in the context of the central question of the issue — mentoring, as well as other subjects associated with it.

Keywords: mentoring, tutoring, scientific tutoring, student research activity, expeditions, student subjectivity

Наставничество в последние несколько лет стало весьма «брендовым» для ряда сообществ, особенно связанных с проектной деятельностью, инженерным делом, художественным творчеством, а также государственной службой и бизнесом (например, «Кружковое движение НТИ», «Академия наставников» Сколково, наставники конкурса «Лидеры России» и др.).

Наставничество — это практика по наставлению. Согласно словарю В. Даля, «Наставлять, наставить чего, куда или на что; ставить, становить во множестве, настанавливать или настановлять, настановить. (...) Наставитель м. наста-вительница ж. наставник м. наставница ж. учитель или воспитатель, руководитель: наставитель может заняться этим случайно; наставник, по прямой обязанности. Наставщик,

Обухов

Алексей Сергеевич,

главный редактор журнала

«Исследователь/ Researcher», кандидат психологических наук, г. Москва e-mail: ir@redu.ru

Aleksey

Obukhov,

Editor-in-Chief of the journal «Исследователь/ Researcher», Ph. D. in Psychology, Moscow

Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа» (Ватиканский дворец)

М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889-1890 (Третьяковская галерея)

Академик А. Н. Колмогоров и ученики СУНЦ МГУ

м. наставщица ж. кто приставляет надставку; кто наставляет чурки, кегли и пр. для игры; народ употреб. вм. наставник. Наставников, наставницын, наставщиков, наставщицын, ему, ей принадлежащий; наставничий, наставнический, к ним относящ., им свойственый. Наставительный случай, поучительный, назидательный. Наставничество ср. звание, должность, дело наставника. Наставительство ср. действие или занятие наставителя. Наставительность ж. свойство, качество наставительного. Наставчивый, охочий наставлять, назидать или поучать (...)» [Даль]. Но изначальный смысл слова более ярко видим в языковых примерах: «Наставили посуды как ни попало на полку», «Наставь самовар», «Наставь меня на ум!» — то есть ставить что-то конкретное на что-либо. Наставить на путь истинный — направить в нужную сторону. То есть уже ставить не что, а кого! И тут возникает система отношений между людьми в системе каких-то координат — кто кого ставит и на что.

При этом наставничество в России имеет мощную традицию. Считается, что она сложилась в XVIII веке в ремесленном деле, где основной принцип обучения — наставничество мастера, а «ученик должен был терпеливо, неустанно, самозабвенно создавать изделие, не отступая от наставлений и указаний, т. е. строго следуя заданным канонам» [Савинова, Кудрявцева 2015, 130]. В XIX веке наставничество стало значимой практикой в духовном воспитании. «Духовный наставник становится транслятором эталонов нравственности, морали, духовного опыта, толкователем христианских добродетелей в непосредственном общении с учениками» [Савинова, Кудрявцева 2015, 131]. В ХХ же веке наставничество стало ведущей практикой введения в трудовую деятельность молодых специалистов на заводах, фабриках и других производственных предприятиях.

В конце ХХ — начале ХХ! вв. наставничество входит как центральная практика в сложные, творческие виды деятельности: науку, искусство, образование. На рубеже тысячелетий, в 2002 году, в нашем сообществе, которое сейчас объединено Движением «Исследователь», по инициативе М.Г. Сергеевой был выпущен сборник «Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов» (ответственный за выпуск А.В. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 76 с.). Важно отметить, что этот вопрос обсуждался в контексте открытия нового факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В. Ломоносова и организации биологического класса СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова: когда потребовалось не просто обучение заданному набору знаний учащихся и студентов, а подготовка к сложным видам исследовательской деятельности, требующей использования знаний из разных предметных

Наставить на путь исследования

Обухов Алексей Сергеевич

LS

областей в решении конкретных проблем. И это подразумевает многовекторность наставничества как социальной практики. М.Г. Сергеева тогда отмечала, что «Наставничество, как особая форма работы «практикующего» ученого с учащимися, направлено на: 1) трансляцию ценностей научного сообщества от поколения к поколению; 2) содействие современному направлению реформирования образования (индивидуализация образовательного процесса и формирование научного стиля мышления у учащегося); 3) самореализацию наставника и формирование условий взаимообучения представителей нескольких поколений (это является важным аспектом при современных темпах роста информации и технологической оснащенности)» [Сергеева 2002, 25].

В науке при этом модель наставничества долгие годы была формально закреплена за понятиями «научный руководитель» и «научный консультант». И в практике реализации учебно-исследовательской деятельности взрослый по отношению к начинающему исследователю наименовался руководителем. Но почему стало так важно найти новый термин для этой позиции? И точен ли термин «наставник»? Порой используется международный термин «тьютор» (например, в Международной исследовательской школе IRS MILSET). И здесь, в поиске нового термина, обозначающего позицию «носителя культуры» по отношению к позиции «входящего в культуру», этот вопрос представляется закономерным. Так как, согласно типологии культуры М. Мид, мы уже ушли от постфигуративного типа, когда ученик перенимает опыт учителя, и находимся в ситуации кофигуративного (где дети и взрослые учатся также и у сверстников) и даже префигуративного типа (когда дети и взрослые учатся друг у друга). При этом никто не снимает с взрослого функцию направляющего, но ограничивает функцию руководителя. Взрослому становится значимее вовлечь, увлечь, сопроводить, обсудить собственную деятельность учащегося от замысла до воплощения в действительности. Важно создать условия для выращивания активного, инициативного, самостоятельного человека, а не исполнителя воли другого. Модель наставничества представляется на данный момент переходной от учителя и руководителя (ключевого субъекта организации деятельности учащегося) к тьютору (навигатора и фасилитатора учащегося как субъекта собственной деятельности).

Сейчас при освоении проектной и исследовательской деятельности учащимися позиция наставника (отличная от традиционной позиции учителя по отношению к ученику) — важная подвижка в сторону роста ценности субъектности самого учащегося. Но тут встает вопрос о подготовке наставников. Откуда их брать? Как выращивать?

М. Г. Сергеева обсуждает результаты исследований участников IRS (2018 год, Якутия)

Hjt-PH Шир ИНДТ ДЙ»

Разные сообщества сейчас активно выстраивают модели наставничества — конкретизируют образ данной профессиональной позиции. Этот процесс пошел по двум направлениям: 1 — попытки выстроить универсальную, единую модель наставника; 2 — показать вариативность модели наставника, в зависимости от сферы деятельности, типа взаимодействия и других значимых факторов. В данном номере журнала мы публикуем примеры двух таких подходов. В каждом из них есть свои плюсы и свои ограничения. Кроме того, мы публикуем размышления на тему позиции тьютора при сопровождении исследовательской деятельности учащихся.

В этом и следующем номере журнала мы продолжаем тему исследовательского краеведения. Публикуем две концепции: «Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей туристско-краеведче-ской направленности» и «Концепция "Топос. Исследовательское краеведение"», которые, как мы думаем, будут во многом определять развитие краеведческого направления в дополнительном образовании на новом этапе. Эту практику мы планируем реализовать общими усилиями при координации лаборатории «Топос. Краеведение» Федерального детско-юношеского центра туризма и краеведения Министерства просвещения РФ.

В первом номере 2020 года мы начинаем публиковать материалы прошедшей в ноябре 2019 года Х международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» по теме «Исследовательское краеведение: изучение топоса и хронотопа мира вокруг себя». В этом номере мы публикуем материалы, которые отображают экспедиционные практики организации исследовательской деятельности учащихся по изучению конкретных регионов. В номере мы также представляем материалы, подготовленные Кировским областным отделением Межрегионального общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

В следующем номере журнала мы продолжим публикацию материалов нашей Х конференции и представим основной массив материалов, отражающих разнообразные вопросы реализации изучения мира вокруг себя, также новые наработки Исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках», которые могут стать полезными для вовлечения учащихся разных возрастов в изучение окружающего мира не столько по книгам, сколько в непосредственном соприкосновении с этим миром, вне «застенков» школы. 0

Литература

Даль — Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. В. И. Даль. URL: https://gufo.me/dict/dal/наставлять

Савинова, Кудрявцева 2015 — Савинова С.Ю., Кудрявцева В.В. Наставничество: традиция и новые смыслы // Научное мнение. 2015. № 11. С. 130-137.

Сергеева 2002 — Сергеева М.Г. Наставничество как способ трансляции ценностей научного сообщества от поколения к поколению // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов / Отв. за выпуск А.В. Леонтович. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. С. 19-26.

Сайт журнала «Исследователь/Researcher» http://issledovatel-researcher.ru

Сайт конференции

«Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» http://issl-konf.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ в современном ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.