Научная статья на тему 'Насос-форсунка для малогабаритных дизелей'

Насос-форсунка для малогабаритных дизелей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
56
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Терешкова Н. Н.

An analytical review of the design pumps-atomizers. Proposed design scheme pumps-atomizer with dual control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Насос-форсунка для малогабаритных дизелей»

Список литературы:

1. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Баты-шева, А.М. Новикова. - изд. 3-е, перераб. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

2. Тер-Мхитаров М.С. Оператор перегрузочных машин. - Пермь: Кн. изд-во, 1982. - 140 с.

3. Щемелева Т.К. Дидактические условия применения электронного тренажера на уроках производственного обучения операторов грузоподъемных машин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Казань, 1987.

НАСОС-ФОРСУНКА ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ДИЗЕЛЕЙ

© Терешкова Н.Н.*

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

An analytical review of the design pumps-atomizers. Proposed design scheme pumps-atomizer with dual control.

На кафедре технико-технологических дисциплин ВлГУ ведутся разработки серии насос-форсунок, в которых высокое давление топлива создается за счет высоковольтного разряда в топливе, а управление запирающим элементом сопла (иглой) осуществляется магнитострикционным элементом. В этих разработках активное участие принимают члены студенческого конструкторского бюро «Хронос». Рассмотрим основные конструктивные решения насос-форсунки для малогабаритных двигателей внутреннего сгорания, работающих по дизельному циклу.

Первые электроуправляемые системы топливоподачи строились на применении электромагнитов. Это направление развивалось многие годы, особенно для аккумуляторных систем топливоподачи [8, 9] а также для насос-форсунок с приводом от распредвала двигателя [7]. Ограниченное быстродействие электромагнитов привело к применению пьезоэлектрических преобразователей [4]. Здесь свои проблемы с быстродействием, обусловленные большой электрической емкостью пьезопреобразователей. Большее быстродействие обеспечивают магнитострикционные преобразователи для коммутации высокого давления топлива (Патент RU 2042859 C1 МПК F02K 51/06). Далее появились насос-форсунки в которых высокое давление топлива создается за счет высоковольтного электрического разряда [1].

* Кафедра Технико-технологических дисциплин. Научный руководитель: Шарыгин Л.Н., заведующий кафедрой Технико-технологических дисциплин, кандидат технических наук, доцент.

Анализируя известные конструкции насос-форсунок следует отметить их низкую технологичность, как следствие большого количества точных кинематических сопряжений. Для насос-форсунок на основе высоковольтного разряда конструкция несколько упрощается, но расположение испарительной камеры вблизи носка ограничивает их применение для малогабаритных двигателей.

Вызывает интерес насос-форсунка по патенту на полезную модель [2], содержащая полый корпус с топливоподводящим каналом и соплом с запорным элементом, установленный в корпусе электрод, изолированный от корпуса втулкой из электроизоляционного материала с образованием испарительной камеры, размещенной со стороны сопла, затвор, сообщающий испарительную камеру с каналом подвода топлива, при этом она снабжена кольцевой соосной электрической катушкой, которая размещена в неподвижной втулке из электроизоляционного материала, запорный элемент выполнен в виде консольного стержня из магнитострикционного материала с наконечником на одном конце со стороны сопла, размещен с зазором внутри электрода и жестко связан с последним вторым концом, электрод снабжен игольчатыми элементами, которые установлены радиально в испарительной камере, а полый корпус выполнен с коническими кольцевыми выступами по внутренней поверхности испарительной камеры, которые расположены в плоскостях игольчатых элементов электрода с образованием разрядных промежутков. Как следует из материалов рассматриваемого патента, в исходном положении наружный конус наконечника запорного элемента совмещен с внутренним посадочным конусом сопла и перекрывает его распы-ливающие отверстия.

Для этой конструкции характерны те же свойства, что и для отмеченных выше аналогов. Расположение испарительной камеры вблизи сопла не позволяет минимизировать размеры носка насос-форсунки, следовательно применить эту конструкцию для малогабаритных двигателей, у которых пространство в головке блока цилиндров ограничено. Представляет определенную техническую трудность исполнение запорного элемента. Это связано с двумя обстоятельствами. Первое - для магнитострикционных материалов характерно, что отрицательные коэффициенты магнитострикции меньше, чем положительные [5]. В рассматриваемой конструкции запорный элемент из магнитострикционного материала работает на укорочение, т.е. материал имеет отрицательный коэффициент магнитострикции. Это приводит к большой длине запорного элемента. Второе - магнитострикционные материалы хрупкие, поэтому здесь требуются очень высокие точности сопряжения запорного элемента с наконечником и электродом.

На рис. 1 приведена конструктивная схема предлагаемой насос-форсунки (осевой разрез); на рис. 2 показана стилизованное исполнение мультипликатора; на рис. 3 дан вид А, здесь некоторые элементы заднего плана не

отражены; на рис. 4 показано исполнение электрических выводов игольчатого электрода и датчика перемещения.

Монтажной основой насос-форсунки является составной корпус, представленный из соединенных винтами 1 собственно корпуса 2 и основания 3. В корпусе установлена электроизоляционная втулка 4 игольчатого электрода, состоящего из кольца 5 и игольчатых частей 6.

В корпусе, соосно размещен запорный элемент, предоставленный ступенчатым стержнем, составленным из иглы 7 круглого сечения и цанговой втулки 8. В нижней части корпуса (здесь и далее ориентация по чертежу) закреплено сопло в виде резьбовой втулки 9 с посадочным конусом и с рас-пыливающими отверстиями 10. В исходном положении конические части иглы и резьбовой втулки сопла совмещены.

, тл Рис. 2. Стилизованная

Рис. 1. Конструктивная схема

конструктивная схема

насос-форсунки

мультипликатора

Сравнительно длинный участок нижней части корпуса, достаточный для размещения в головке блока цилиндров двигателя, имеет цилиндрическую форму малого диаметра, при этом кольцевой зазор 11 между корпусом и иглой образует топливоподводящий канал. Пространство 12, ограничен-

ное корпусом, изоляционнои втулкой с игольчатым электродом и иглои, представляет собой испарительную камеру. Подвод топлива в испарительную камеру осуществляется через затвор, который представлен штуцером 13, шариком 14 и пружиной 15. Заметим, что затвор может принадлежать любому участку общей системы топливоподачи двигателя. Здесь, для удобства изложения, он включен в состав насос-форсунки.

Рис. 3. Вид А по рис. 1

Рис. 4. Конструктивное оформление электрических выводов

Для создания цепи обратной связи системы управления топливоподачей двигателя в состав насос-форсунки включен датчик перемещения запорного элемента. Датчик представлен корпусом датчика 16 тороидальной формы из электроизоляционного материала. По торцам в этом корпусе запрессованы два электропроводных кольца 17, 18, при этом корпус датчика закреплен на втулке игольчатого электрода винтами 19. В исходном положении наружная цилиндрическая поверхность большого диаметра цанговой втулки ступенчатого стержня в осевом направлении расположена симметрично по отношению к электропроводным кольцам в их средней части. В результате в исходном положении электрическая емкость, определяемая площадью перекрытия, зазором и диэлектрической проницаемостью воздуха в зазоре, окажется одинаковой применительно к каждому кольцу.

Датчик может использоваться при дифференциальном включении, что исключает влияния возможных факторов - температуры, влажности. На рис. 4 показано оформление электрических выводов датчика перемещения. Монтажные провода 20 уложены в радиальных пазах 21 корпуса датчика и подпаяны к электропроводным кольцам. На этом чертеже показано также исполнение электрического вывода игольчатого электрода. Высоковольтный провод 22 проходит через отверстия корпуса датчика перемещения и элек-

троизоляционной втулки игольчатого электрода и подпаивается к кольцу игольчатого электрода. Монтажный зазор заполняется компаундом.

Привод перемещения запорного элемента, состоящего из иглы и цанговой втулки, организован следующим образом. Функцию двигателя в приводе осуществляет магнитострикционный стержень 23 с положительным коэффициентом магнитострикции материала, который размещен внутри каркаса 24 электрической катушки 25. Под действием магнитного поля катушки с током магнитострикционный стержень удлиняется. Перемещение свободного конца магнитопроводного стержня через мультипликатор передается запорному элементу. Основу мультипликатора составляет крестообразный рычаг 26, на котором закреплены две пары плоских пружин - горизонтальные 27 (ориентация чертежа) и вертикальные 28. Крепление пружин на рычаге реализовано винтами 29 через накладки в виде прямоугольных шайб 30. Свободные концы вертикальных пружин закреплены на переднем кронштейне 31 с помощью винтов 32, накладок 33 (аналогичных накладкам 30) и бобышек 34.

Крепление свободных концов горизонтальных пружин устроено аналогично - они прикреплены винтами 35 с накладками через бобышки 36 к основанию 3. К этому же основанию винтами 37 закреплен передний кронштейн, имеющий в нижний части окно для размещения крестообразного рычага мультипликатора. Каркас электрической катушки зафиксирован четырьмя винтами 38 на переднем кронштейне и винтами 39 на заднем кронштейне 40, который в свою очередь прикручен винтами 41 к основанию.

Рассмотренная конструкция из двух пар пружин образует ленточный упругий шарнир, для которого характерно отсутствие зазоров в кинематических парах и, соответственно, «мертвого» хода. Как показывают исследования [3] подобные шарниры имеют высокую линейность моментной характеристики и очень малое смещение геометрической оси в функции угла поворота. Передаточное отношение мультипликатора определяется соотношением плеч крестообразного рычага.

Взаимодействие свободного конца магнитострикционного стержня с ведущим концом крестообразного рычага мультипликатора осуществляется через регулируемый упор, состоящий из винта 42 и контргайки 43. Рабочий торец винта имеет бомбинированную форму (сфера большого радиуса) за счет чего реализуется точечный механический контакт и расчетное контактное механическое напряжение. На ведомом конце крестообразного рычага мультипликатора имеется ступенчатое резьбовое отверстие 44 (см. рис. 2). Ведомый конец крестообразного рычага мультипликатора соединен с запорным элементом тягой 45 в виде стальной проволоки. При малом диаметре и сравнительно большой длине тяга имеет большую продольную и малую изгибную жесткость. Концы тяги закреплены цанговыми зажимами -верхний конец цангой 46, при этом функцию гайки выполняет ступенчатое резьбовое отверстие ведомого конца крестообразного рычага, а нижний ко-

нец тяги зафиксирован в цанговой втулке ступенчатого стержня с помощью гайки 47. Расчет на устойчивость сжатой осевой силой тяги по методу Эйлера показывает работоспособность (устойчивость) в широком диапазоне соотношений длина-диаметр.

При сборке насос-форсунки рабочую длину тяги 45 реализуют несколько больше расчетной величины с тем, чтобы обеспечить предварительное поджатие конусного конца иглы 7 запорного элемента (ступенчатого стержня) к конической поверхности сопла 9. При этом упругий шарнир мультипликатора выполняет дополнительную функцию - функцию замыкающего упругого звена. Далее с помощью винта 42 регулируемого упора выбирают зазор между ним и свободным концом магнитопроводного стержня 23. Результат фиксируют контргайкой 43.

Таким образом, предлагаемое конструктивное решение предполагает высокую технологичность. Большинство деталей не требуют повышенной точности. Погрешности изготовления нивелируются двумя компенсаторами -регулируемым упором (винт 42 с контргайкой 43) и рабочей длиной тяги 45, которая регулируется в цанговых зажимах при юстировке. Носок корпуса 2 минимизирован по внешнему диаметру, т.к. в нем установлена только игла 7 запорного элемента. Последнее обстоятельство позволит разместить насос-форсунку в головке блока цилиндров малогабаритных двигателей. Весьма важное значение имеет простая форма короткого магнитострикционного стержня 23 и низкие требования к точности его изготовления.

Заметим, что при разработке компоновки размещения предлагаемой конструктивной схемы в головке блока цилиндров двигателя можно, не меняя сущности, установить электрическую катушку 25 в каркасе 24 осевой линией параллельно осевой линии запорного элемента.

Работает насос-форсунка следующим образом. Как было отмечено выше, в исходном положении наружный конус иглы 7 совмещен с посадочным конусом сопла и перекрывает распыливающие отверстия 10. Указанное перекрытие гарантируется силой, передаваемой через тягу 45 от предварительно деформированных плоских пружин 27, 28 рычажного мультипликатора.

Топливо из магистрали низкого давления двигателя через затвор, преодолевая сопротивление пружины 15, смещает шарик 14 и заполняет испарительную камеру 12 и топливоподводящий канал 11.

При классическом режиме топливоподачи возможны два варианта алгоритма управления: первый - подается импульс тока на электрическую катушку 25, ее магнитное поле удлиняет магнитострикционный стержень 23, который через рычажный мультипликатор (крестообразный рычаг 26) и тягу 45 поднимает запирающий элемент и игла 7 открывает распыливающие отверстия 10 сопла. Вслед за импульсом тока в катушку подается высоковольтный импульс (несколько киловольт) на электрод с игольчатыми частями 6 (импульс подается через провод 22). В испарительной камере 12 происходит

электроразряд между частями 6 и корпусом 2, часть топлива переходит в пар. Развивающееся давление в испарительной камере обеспечит подачу топлива через открытые распыливающие отверстия. Величина цикловой подачи будет определяться параметрами высоковольтного импульса. Второй вариант алгоритма управления предполагает обратную последовательность управляющих импульсов: первым высоковольтным импульсом на электрод создается высокое давление топлива в насос-форсунке, а вторым токовым импульсом на электрическую катушку 25 обеспечивается подъем иглы 7 и открытие распыливающих отверстий 10.

Если организуется режим топливоподачи с подвпрыском, то импульс тока в катушку формируется двойным. Энергия первого импульса должна быть такова, чтобы подъем иглы 7 был небольшим (реально около 0,06 мм). После окончания первого импульса распыливающие отверстия закрываются, подвпрыск закончен. Второй импульс на катушку обеспечивает подъем иглы на большую величину (около 0,25 мм), происходит впрыск основной части цикловой подачи.

Таким образом, предлагаемая насос-форсунка позволяет реализовать любые режимы топливоподачи. Наличие высокочувствительного (дифференциального) датчика перемещения запорного элемента обеспечивает обратную связь канала управления, что стабилизирует параметры цикловой подачи. За счет применения двух компенсаторов погрешностей большинство размеров деталей не требуют жестких допусков, чем реализуется высокая технологичность конструкции. Размещаемая в головке блока цилиндров часть насос-форсунки (носок) имеет минимальные размеры, что позволяет применять насос-форсунку для комплектации малогабаритных двигателей.

Список литературы:

1. Насос-форсунка. Авт. свид. SU 1550201 А1 МПК F02M 57/06 / Л.Н. Ша-рыгин, Е.А. Оленев. Опубл. 15.03.1990. Бюл. № 10.

2. Насос-форсунка. Патент Ш 100144 и1 МПК Б02Ы 57/00 /А.Н. Гава-за, Л.Н. Шарыгин. Опубл. 10.12.2010 Бюл. № 34.

3. О расчете некоторых упругих элементов приборов / В.Н. Желудков // Изв. вузов - 1964, - № 6, Т. 8. - С. 109-114.

4. Пьезоэлектрический привод. Патент RU 2191942 С2 МПК F16K 31/02, 31/66; Б02Ы 51/06 / Рудольф Хайнц (ОБ) и др. Опубл. 20.06.2000.

5. Сорокин В.С. Материалы и элементы электронной техники: в 2 т. Т. 2. Активные диэлектрики / В.С. Сорокин, Б.Л. Антипов, Н.П. Лазарева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 182-184.

6. Топливная система дизеля. Патент Ш 2053406 С1 МПК Б02Ы 57/06. / А.Б. Федоровский. Опубл. 27.01.1996.

7. Устройство для впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания. Патент Ш 2120055 С1 МПК Б02Ы 57/02, 59/36 / Ойген Друммер (АТ) и др. Опубл. 10.10.1998.

8. Форсунка электрогидравлическая для двигателя внутреннего сгорания с аккумуляторной топливной системой. Патент RU 2221930 C2 МПК F02M 51/06 / Б.Л. Добриян и др. 0публ.20.01.2004.

9. Электроуправляемая форсунка. Патент RU 2273763 C2 МПК F02M 47/02, 51/06 / С.А. Богачев и др. Опубл. 10.04.2006.

МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ДОБРОТНОСТИ ОСЦИЛЛЯТОРА

© Ульянова К.Г.*

Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

The theoretical study of the harmonic oscillator with the elastic decoupling with the stationary component is represented. The effect of coupling parameters on the frequency and Q factor of the oscillator is described.

Колебательные звенья с одной степенью свободы (осцилляторы) широко используются в качестве чувствительных элементов для измерения различных физических величин [1]. Точность измерения такими звеньями зависит от добротности системы и влияния внешних факторов, в частности, параметров опоры.

Рассмотрим применение колебательной системы для измерения массы тела. Такое измерение можно осуществить в два этапа: сначала определяют собственную инерционную массу колебательного звена по частоте (или периоду) колебаний, затем нагружают систему измеряемой массой и находят суммарную инерционную массу. Вычитая первый результат из второго получают исходную величину.

На точность измерения массы рассматриваемым методом оказывают влияние ряд факторов. Рассмотрим влияние массы корпуса - массы объекта, на котором используется средство измерения.

Примем физическую модель - рис. 1. На физической модели обозначено: mH - масса контейнера с измеряемым телом; mП - масса платформы (опоры);

K - жёсткость упругого звена между контейнером и опорой, т.е. отношение приращения приложенной к контейнеру силы к приращению перемещения по оси x;

h, ^ - интегральные коэффициенты трения, соответственно для массы m и m^

* Кафедра Технико-технологических дисциплин. Научный руководитель: Шарыгин Л.Н., заведующий кафедрой Технико-технологических дисциплин, кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.