Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ СМУТЫ: КРИЗИС ВЛАСТИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ'

НАСЛЕДИЕ СМУТЫ: КРИЗИС ВЛАСТИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великобритания / Северная Ирландия / ДЮП / Шинн Фейн / Североирландский протокол / Виндзорские рамки / политический кризис / UK / Northern Ireland / DUP / Sinn Fein / Northern Ireland Protocol / Windsor Framework / political crisis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олег Валерьевич Охошин

Политический кризис в Северной Ирландии, который продолжается с 2022 г., угрожает её стабильному развитию. Он подрывает основы Белфастского соглашения 1998 г., которое завершило кровопролитный конфликт между католиками и протестантами и позволило провести в регионе деволюцию. Катализатором межпартийных разногласий стал Североирландский протокол – он вводил режим особого таможенного регулирования, который не устраивал Демократическую юнионистскую партию (ДЮП). Действия Лондона (утверждение «Виндзорских рамок» и Закона о запрете судебного преследования после Смуты), а также победа Шинн Фейн на выборах в Стóрмонт и в местные городские советы только усилили возникшие ранее противоречия. ДЮП обещает восстановить работу автономных органов власти в Северной Ирландии, если основные положения «Виндзорских рамок» будут изменены. Лондон не планирует пересматривать новую сделку с ЕС, но без сотрудничества юнионистов преодолеть политический кризис будет невозможно. В данной статье автор рассмотрел причины неэффективности консоциативной (сообщественной) модели демократии в Северной Ирландии, особенности разных механизмов таможенного регулирования в регионе, ключевые расхождения между ДЮП и Шинн Фейн по вопросам его дальнейшего развития. По мнению автора, новый кризис исполнительной власти в Северной Ирландии связан с преобладанием узкопартийных интересов юнионистов над коллективной задачей политического истеблишмента по достижению межпартийного консенсуса и соблюдению Белфастского соглашения, которое остаётся правовой основой сохранения гражданского мира в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGACY OF THE TROUBLES: CRISIS OF POWER IN NORTHERN IRELAND

The political crisis in Northern Ireland, which has been continuing since 2022, threatens its stable development. It undermines the Belfast Agreement, which ended the bloody conflict between Catholics and Protestants and allowed devolution in the region. The catalyst for inter-party disagreements was the Northern Ireland Protocol – it introduced a special customs regulation regime that did not suit the Democratic Unionist Party (DUP). The actions of London (the approval of the Windsor Framework and The Northern Ireland Troubles (Legacy and Reconciliation) Act), as well as the Sinn Féin’s winning Northern Ireland Assembly and local elections, only intensified the contradictions that had previously arisen. DUP has promised to restore devolved government in Northern Ireland if key provisions of the Windsor Framework are changed. London has no plans to renegotiate the new deal with the EU, but it will be impossible to overcome the political crisis without the cooperation of the unionists. In this article, the author examined the reasons for the ineffectiveness of the consociational democracy in Northern Ireland, the features of different mechanisms of customs regulation in the region, and the key differences between the DUP and Sinn Féin on issues of its further development. According to the author, the new crisis of power-sharing executive in Northern Ireland is associated with the prevalence of narrow interests of unionists over the collective task of the political establishment to achieve inter-party consensus and compliance with the Belfast Agreement, which remains the legal basis for maintaining civil peace in the region.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ СМУТЫ: КРИЗИС ВЛАСТИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

УДК 327 EDN: IMTIQJ

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520235161

НАСЛЕДИЕ СМУТЫ: КРИЗИС ВЛАСТИ В СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

Олег Валерьевич Охошин

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: ohoshin89@gmail.ru, ORCID: 0000-0002-5383-1137

Ссылка для цитирования: Охошин О.В. Наследие Смуты: кризис власти в Северной Ирландии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №5. С. 51-61. DOI: 10.15211/vestnikieran520235161

Аннотация. Политический кризис в Северной Ирландии, который продолжается с 2022 г., угрожает её стабильному развитию. Он подрывает основы Белфастского соглашения 1998 г., которое завершило кровопролитный конфликт между католиками и протестантами и позволило провести в регионе деволюцию. Катализатором межпартийных разногласий стал Североирландский протокол - он вводил режим особого таможенного регулирования, который не устраивал Демократическую юнионистскую партию (ДЮП). Действия Лондона (утверждение «Виндзорскихрамок» и Закона о запрете судебного преследования после Смуты), а также победа Шинн Фейн на выборах в Стормонт и в местные городские советы только усилили возникшие ранее противоречия. ДЮП обещает восстановить работу автономных органов власти в Северной Ирландии, если основные положения «Виндзорских рамок» будут изменены. Лондон не планирует пересматривать новую сделку с ЕС, но без сотрудничества юнионистов преодолеть политический кризис будет невозможно. В данной статье автор рассмотрел причины неэффективности консоциативной (сообщественной) модели демократии в Северной Ирландии, особенности разных механизмов таможенного регулирования в регионе, ключевые расхождения между ДЮП и Шинн Фейн по вопросам его дальнейшего развития. По мнению автора, новый кризис исполнительной власти в Северной Ирландии связан с преобладанием узкопартийных интересов юнионистов над коллективной задачей политического истеблишмента по достижению межпартийного консенсуса и соблюдению Белфастского соглашения, которое остаётся правовой основой сохранения гражданского мира в регионе.

Ключевые слова: Великобритания, Северная Ирландия, ДЮП, Шинн Фейн, Североирландский протокол, Виндзорские рамки, политический кризис.

Статья поступила в редакцию: 15.10.2023.

LEGACY OF THE TROUBLES: CRISIS OF POWER IN NORTHERN IRELAND

Oleg V. Okhoshin

© Охошин О.В. - к.и.н., с.н.с. Центра британских исследований Отдела страновых исследований РАН.

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: ohoshin89@gmail.com, ORCID: 0000-0002-5383-1137

To cite this article: Okhoshin, O.V. (2023). Legacy of the Troubles: crisis of power in Northern Ireland. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 35(5): 51-61. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520235161

Abstract. The political crisis in Northern Ireland, which has been continuing since 2022, threatens its stable development. It undermines the Belfast Agreement, which ended the bloody conflict between Catholics and Protestants and allowed devolution in the region. The catalyst for inter-party disagreements was the Northern Ireland Protocol - it introduced a special customs regulation regime that did not suit the Democratic Unionist Party (DUP). The actions of London (the approval of the Windsor Framework and The Northern Ireland Troubles (Legacy and Reconciliation) Act), as well as the Sinn Fein's winning Northern Ireland Assembly and local elections, only intensified the contradictions that had previously arisen. DUP has promised to restore devolved government in Northern Ireland if key provisions of the Windsor Framework are changed. London has no plans to renegotiate the new deal with the EU, but it will be impossible to overcome the political crisis without the cooperation of the unionists. In this article, the author examined the reasons for the ineffectiveness of the consociational democracy in Northern Ireland, the features of different mechanisms of customs regulation in the region, and the key differences between the DUP and Sinn Fein on issues of its further development. According to the author, the new crisis of power-sharing executive in Northern Ireland is associated with the prevalence of narrow interests of unionists over the collective task of the political establishment to achieve inter-party consensus and compliance with the Belfast Agreement, which remains the legal basis for maintaining civil peace in the region. Key words: UK, Northern Ireland, DUP, Sinn Fein, Northern Ireland Protocol, Windsor Framework, political crisis.

Article received: 15.10.2023.

После завершения Смуты и подписания Белфастского соглашения 1998 г. в Северной Ирландии были созданы автономные органы власти (Ассамблея Северной Ирландии и Исполнительный комитет), между Великобританией и Республикой Ирландия была утверждена «прозрачная» граница, а ИРА сложила оружие и в 2005 г. объявила о самороспуске. Тем не менее Северная Ирландия в XXI в. оказалась не застрахована от череды политических кризисов, которые угрожали стабильности, обостряли разногласия между ведущими региональными партиями (ДЮП и Шинн Фейн) и усложняли отношения с Лондоном.

Исторически жители Северной Ирландии с XVI в. оказались расколоты на католиков и протестантов, конфликт между которыми носил не только религиозный, но и политический характер. Католики выступали за независимость региона, а протестанты стремились сохранить его под властью короны. На основе Сент-Эндрюсского соглашения 2006 г. ведущая партия Стормонта выдвигает своего кандидата на должность Первого министра Северной Ирландии, а вторая по величине партия - его заместителя. Учитывая, что юнионисты и националисты традиционно составляют большинство в Ассамблее, то эти посты распределяются между ними (The Agreement at Saint Andrews...). Кабинет министров формируется из политических партий, прошедших на выборах в Ассамблею, в зависимости от количества мандатов. Они

выдвигают своих представителей на министерские должности, которые распределяются по методу Д'Ондта1. Исключение составляет пост министра юстиции - его избирает парламентское большинство из юнионистов и националистов.

Консоциативная модель неоднократно давала сбои, потому что ДЮП и Шинн Фейн блокировали работу автономного правительства, действуя в своих узкопартийных интересах. Брекзит значительно усилил разногласия между юнионистами и националистами. Необходимость сохранять «прозрачную» границу между Соединённым Королевством и Республикой Ирландия, а также новое таможенное регулирование в морских портах Северной Ирландии не только определяет торговые отношения Лондона и Брюсселя, но и остаётся главным «козырем» в политической борьбе ДЮП и Шинн Фейн, которая привела к кризису власти в Северной Ирландии в 2022 г.

Североирландский протокол и «Виндзорские рамки»

В 2020 г. Великобритания вышла из состава ЕС, но последствия брекзита до сих пор серьёзно влияют на политическую жизнь в Северной Ирландии. По условиям Североирландского протокола (далее - Протокол) в регионе продолжали действовать правила Единого рынка ЕС в отличие от остальных частей Соединённого Королевства. Для британских товаров установлена таможенная граница в североирландских морских портах, они должны проходить дополнительную сертификацию согласно требованиям Евросоюза. ДЮП и Шинн Фейн заняли противоположные позиции относительно Протокола - юнионисты стремились его отменить, а националисты - сохранить без изменений. Партии ориентировались на разные цели -ДЮП хотела, чтобы Северная Ирландия осталась в составе Королевства, а Шинн Фейн планировала объединить её в будущем с Республикой Ирландия, которая входит в состав ЕС.

Выборы в Стормонт в мае 2022 г. выявили слабость программных установок ДЮП, которая сделала отмену Протокола центральной темой предвыборного манифеста, отодвинув на второй план назревшие социально-экономические проблемы региона. Этим просчётом воспользовалась Шинн Фейн и пообещала электорату решить вопросы снижения уровня жизни, ухудшения услуг здравоохранения и жилищный кризис. По результатам выборов места в Стормонте распределились следующим образом: Шинн Фейн - 27, ДЮП - 25, «Альянс»2 -17, Ольстерская юнионистская партия (ОЮП)3 - 9, Социал-демократическая лейбористская партия - 8, «Традиционный юнионистский голос» (ТЮП)5 - 1, партия «Люди важнее при-были»6 - 1 (Northern Ireland Assembly...).

1 Метод Д'Ондта - один из способов распределения мандатов при пропорциональном представительстве, предложенный бельгийским математиком Виктором Д'Ондтом в 1878 г. После подсчёта всех голосов для каждой партии последовательно вычисляются коэффициенты. Партия с наибольшим коэффициентом получает одно место и её коэффициент пересчитывается. Это повторяется до тех пор, пока между партиями не будет распределено необходимое количество мест.

2 «Альянс» (Alliance)- партия, основанная в Северной Ирландии в 1970 г., возникла как альтернатива юнионистским и националистским политическим силам и ставит своей целью примирение католических и протестантских общин.

3 Ольстерская юнионистская партия (The Ulster Unionist Party) была основана в 1905 г. и до начала XXI в. оставалась ведущей политической организацией юнионистов, принимала активное участие в подготовке и утверждении Белфастского соглашения 1998 г.

4 Социал-демократическая лейбористская партия (The Social Democratic and Labour Party) была основана в 1970 г. и традиционно объединяет националистов, разделяющих республиканские взгляды и идею выхода Северной Ирландии из состава Соединённого Королевства.

5 Партия «Традиционный юнионистский голос» (The Traditional Unionist Voice) образовалась после раскола ДЮП в 2007 г., когда её ряды покинули противники Сент-Эндрюсского соглашения. Партия выступает за трансформацию политической системы в Северной Ирландии, которая построена на межпартийном консенсусе ДЮП и Шинн Фейн.

6 «Люди важнее прибыли» (People Before Profit) - социалистическая партия троцкистского толка, основанная в

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

Историческая победа Шинн Фейн на выборах в Стормонт (националисты до 2022 г. никогда не выигрывали региональные выборы) могла привести к изменению устоявшейся расстановки политических сил в Ольстере, где ведущая роль всегда была у юнионистов. Чтобы не допустить такого сценария развития событий, ДЮП отказалась формировать с Шинн Фейн новое правительство, вызвав кризис власти. Её лидер Дж. Дональдсон заявил, что будет вести переговоры с националистами, только если Лондон отменит или пересмотрит Протокол. Переговоры между Лондоном и Брюсселем в то время не достигли результата, поскольку Великобритания стремилась радикально изменить положения Протокола, а ЕС -лишь несколько смягчить его условия (Полякова 2023:106).

Правительство Б. Джонсона в июне 2022 г. направило в парламент Законопроект о Североирландском протоколе, который позволил бы Лондону в одностороннем порядке отменять отдельные положения, а также отказаться от приоритета правовых норм Евросоюза над внутренним британским законодательством в отношении функционирования Единого рынка в Северной Ирландии. Согласно предлагаемому законопроекту, Суд ЕС в будущем не должен иметь полномочий в регионе, его функции будет выполнять независимый арбитраж (Бабыни-на 2022: 27). Законодательная инициатива правительства Б. Джонсона вызвала резкое противодействие как в Северной Ирландии, так и в Евросоюзе. Большинство депутатов Стормонта от Шинн Фейн, «Альянса» и Социал-демократической лейбористской партии (52 из 90) подписали письмо с резкими формулировками, в котором информировали премьер-министра о том, что предлагаемый законопроект будет противоречить желаниям жителей региона (Majority of Northern Ireland MLAs... 2022). По мнению научного сотрудника Королевского университета Белфаста Л. Уиттен, правительство Б. Джонсона в целом столкнулось со сложной юридической задачей - согласовать британское законодательство с динамичным сводом законов ЕС и на этой базе создать новые принципы таможенного регулирования (Whitten 2022: 39).

Заместитель председателя Еврокомиссии М. Шефчович раскритиковал действия британских властей и пригрозил возобновить против Лондона судебный иск 2021 г., когда Б. Джонсон в одностороннем порядке продлил льготный период для поставки продовольственных товаров в Северную Ирландию, нарушив Соглашение о выходе Великобритании из состава ЕС. В июле 2022 г. законопроект был одобрен палатой общин и направлен для дальнейшего рассмотрения в палату лордов. Итоги голосования в Вестминстере вызвали ответную реакцию Еврокомиссии, которая подала против британского правительства четыре новых судебных иска о нарушении таможенных правил ЕС, НДС и акцизных сборов (три других дела к тому времени уже находились на рассмотрении Европейского суда) (EU launches four. 2022).

Ухудшение торговых отношений Лондона и Брюсселя на фоне углубления политического кризиса в Северной Ирландии требовало от британских властей поиска нового компромисса. Это стало возможным после досрочных выборов лидера Консервативной партии в октябре 2022 г., по итогам которых победу одержал Р. Сунак, став премьер-министром Великобритании. Он был заинтересован в укреплении «особых» отношений с США, а администрация Дж. Байдена требовала, чтобы Белфастское соглашение осталось в силе. На саммите G-20 в ноябре 2022 г. глава Белого дома настаивал, чтобы новую сделку, которая заменит Протокол, Лондон и Брюссель выработали к апрелю 2023 г. (25-летняя годовщина Белфастского соглашения).

По итогам переговоров между Великобританией и ЕС в марте 2023 г. были приняты «Виндзорские рамки». Для таможенных проверок создаются два коридора - зелёный (для британских товаров, отправляемых в Северную Ирландию) и красный (для британских това-

Северной Ирландии в 2005 г.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

ров, следующих в ЕС) (The Windsor Framework... 2023). Северная Ирландия остаётся одновременно членом рынка Великобритании и ЕС, на её территории начал действовать особый правовой механизм - «Стормонтский тормоз» - Ассамблея Северной Ирландии может отменить действие законов ЕС, которые касаются таможенного регулирования в регионе, если они противоречат интересам автономии. Однако окончательное решение по этому вопросу всё равно остаётся за британским правительством. Евросоюз пошёл на уступки Лондону, упростив доступ товаров из Великобритании в Северную Ирландию, но сохранил возможность применения проверок, корректировки, а главное - юрисдикции Суда ЕС в отношении сохраняющихся правил Единого внутреннего рынка на территории Северной Ирландии (Бабынина 2023: 85).

Лондон и Брюссель охарактеризовали «Виндзорские рамки» как дипломатическую победу, которая поможет упростить таможенные процедуры, сохранить гражданский мир и снять политическую напряжённость в Северной Ирландии. Р. Сунак заявил: «Сегодняшнее соглашение обеспечивает политическим институтам Ольстера новую мощную защиту, основанную на согласии всех местных сообществ» (PM speech on. 2023). Председатель Евроко-миссии Урсула фон дер Ляйен отметила, что «Виндзорские рамки» устраняют любое ощущение границы в Ирландском море (Windsor Framework: What is... 2023).

Реакция политического истеблишмента в Северной Ирландии на утверждение нового соглашения оказалась неоднозначной. Шинн Фейн активно поддержала сделку Лондона и Брюсселя, потому что она не только упрощает таможенное регулирование в регионе, но и способствует росту инвестиций. Лидер националистов Мишель О'Нил подчеркнула: «Теперь мы (Северная Ирландия) являемся воротами в Европу, у нас есть доступ к обоим рынкам. Мы должны извлечь из этого выгоду» (Sinn Fein's Michelle O'Neill... 2023). ДЮП не разделяет воодушевление своих оппонентов и считает, что «Виндзорские рамки» не дают никаких гарантий против вмешательства руководства ЕС и Европейского суда в торговлю Северной Ирландии с остальными частями Великобритании и возможного объединения региона с соседней Республикой Ирландия. Дж. Дональдсон назвал новую сделку Лондона и Брюсселя «лейкопластырем», который не сможет обеспечить долгосрочную стабильность и процветание в Северной Ирландии (DUP leader Jeffrey Donaldson... 2023). Как отмечает профессор Королевского университета Белфаста Н. Робб, «Виндзорские рамки» не являются самостоятельной моделью, а просто переформулируют Протокол, поэтому не могут учитывать интересы юнионистов (Robb 2023: 4).

Блокируя работу Стормонта и автономного правительства, ДЮП следует своим узкопартийным интересам - стремится не допустить к власти Шинн Фейн, которая продолжает набирать популярность среди электората. По итогам выборов в местные советы в мае 2023 г. националисты одержали победу, отодвинув юнионистов на второй план. По сравнению с прошлыми выборами 2019 г. (Local Elections 2019.) Шинн Фейн получила дополнительно 39 мест (всего 144), в то время как ДЮП не увеличила своё представительство (122), ТЮГ выиграла 3 дополнительных места (9), а ОЮП потеряла 21 место (54) (Local Elections 2023 .).

Закон о запрете судебного преследования после Смуты

Дополнительным фактором, сдерживающим восстановление работы автономных органов власти в Северной Ирландии, стал закон о запрете судебного преследования после Смуты1. Он был разработан правительством Б. Джонсона в мае 2022 г. и сразу подвергся критике со стороны пострадавших от терактов, правозащитных организаций и политических партий в

1 The Northern Ireland Troubles (Legacy and Reconciliation) Act.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 5

Северной Ирландии. Смута остаётся очень болезненной темой для жителей Ольстера, которые почти 30 лет жили в условиях гражданской войны. На основании Белфастского соглашения боевики ИРА сложили оружие, а британские власти освободили заключённых из североирландских тюрем. Тем не менее проблема уголовного преследования членов ИРА, замешанных в убийствах и похищениях людей в годы Смуты, так и не была полностью решена. После амнистии часть из них продолжила политическую карьеру и долгое время составляла ядро Шинн Фейн, в частности Дж. Адамс и М. Макгиннесс.

После Смуты официальная риторика Шинн Фейн существенно изменилась - партия резко осуждала действия ИРА и старалась от неё дистанцироваться. Националисты активно участвовали в мероприятиях, посвящённых памяти жертв Смуты, заседаниях Министерского совета Севера/Юга, поддерживали инициативы по укреплению правопорядка в регионе (в частности, в 2007 г. проголосовали за реформу Полицейской службы Северной Ирландии, которая ввела равное представительство в этом ведомстве для католиков и протестантов). Тем не менее между ДЮП и Шинн Фейн неоднократно возникали конфликты, потому что националисты продолжали поддерживать связи с бывшими боевиками ИРА. В 2021 г. в Дерри произошли массовые беспорядки после того, как прокуратура Северной Ирландии отказалась преследовать высокопоставленных членов Шинн Фейн. Среди них были Мишель О'Нил и Мэри Лу Макдональд, которые, несмотря на административные ограничения в связи с пандемией, участвовали в похоронах бывшего главы разведки ИРА Б. Стори. Юнионисты потребовали тогда провести независимое расследование, а лидер ДЮП в то время А. Фостер раскритиковала действия полиции во время похорон и призвала главного констебля Полицейской службы Северной Ирландии С. Бирна уйти в отставку.

Закон о запрете судебного преследования после Смуты может вызвать новый общественный раскол в Северной Ирландии. Будет создана Независимая комиссия по примирению и восстановлению информации из пяти человек, которая вместо полиции продолжит заниматься расследованием преступлений, совершённых в годы Смуты. Комиссия будет действовать по требованию должностных лиц или проводить проверки только по запросу (от близких членов семей и пострадавших с тяжёлыми увечьями) (Northern Ireland Troubles...). Бывшим солдатам Британии и боевикам ИРА будет предоставлен иммунитет при условии, что они раскроют свою причастность к серьёзным преступлениям «в меру своих знаний и убеждений». Иными словами, виновные в историческом насилии будут защищены от судебного преследования, если они начнут сотрудничать с Комиссией. Кроме того, преступники смогут и вовсе избежать наказания, переехав в соседнюю Республику Ирландия, которая не поддержала этот закон.

В сентябре 2023 г. Закон о запрете судебного преследования после Смуты вступил в силу. Госсекретарь по делам Северной Ирландии К. Хитон-Харрис отметил, что он основывается на тщательно сбалансированном политическом и моральном выборе (Northern Ireland Legacy Bill. 2023). Тем не менее его реализация столкнётся со множеством проблем как юридического, так и практического характера. Схема предоставления иммунитета противоречит международным стандартам защиты прав человека, а также принципу справедливости в уголовном праве, который требует соизмеримого наказания за совершённое преступление. Кроме того, Независимая комиссия располагает меньшим объёмом полномочий, чем полиция Северной Ирландии, что негативно скажется на эффективности расследований.

Региональные партии Ольстера проявили солидарность в критике законодательной инициативы британского правительства. Дж. Дональдсон (ДЮП) заявил: «Амнистия террористам - это не только оскорбление справедливости, но и путь к дальнейшим попыткам перепи-

сать и закрасить прошлое» (DUP leader Sir Jeffrey... 2023). Мишель О'Нил (Шинн Фейн) подчеркнула, что британцы таким образом хотят скрыть участие своих военных в убийстве мирных ирландских жителей (O'Neill calls for Legacy. 2022). C. Ферри («Альянс») отметил, что новый законодательный акт противоречит принципам верховенства закона, справедливости и примирения (Alliance MP: Proposed. 2022). В условиях кризиса власти в Северной Ирландии Закон о запрете судебного преследования после Смуты подрывает авторитет британского правительства как основного медиатора в разрешении межпартийных разногласий и создаёт дополнительные трудности для эффективного диалога Лондона и Белфаста, который направлен на восстановление власти Стормонта.

Лондон и Дублин: сложности урегулирования североирландского кризиса

В связи с новым кризисом власти в Ольстере политический истеблишмент в Республике Ирландия был заинтересован в его скорейшем преодолении и предпринимал неоднократные попытки убедить ДЮП и Шинн Фейн сесть за стол переговоров. В июне 2022 г. премьер-министр Республики Ирландия Л. Варадкар выразил ожидания, что работа Стормонта будет восстановлена к сентябрю, и заявил, что не следует изобретать иные альтернативы децентрализованному управлению, пока сохраняется политическая нестабильность (Irish premier hopes. 2023). Заместитель премьер-министра Республики Ирландия М. Мартин встретился с региональными партиями Ольстера, стараясь убедить их преодолеть разногласия, потому что региону угрожает рост дефицита бюджета, пока автономные органы власти не восстановлены. В то время как Шинн Фейн была настроена на урегулирование конфликта, ДЮП подтвердила, что не изменит своей позиции, пока не будет пересмотрен Протокол. В августе 2022 г. юнионисты в третий раз заблокировали избрание спикера Стормонта, а в октябре на ежегодной партийной конференции Дж. Дональдсон заявил, что его партия не пересмотрит своё решение, пока основные положения Протокола не будут изменены (DUP hoping protocol. 2022). Британо-ирландская межправительственная конференция подтвердила, что автономные органы власти в Северной Ирландии должны быть восстановлены не позднее 28 октября 2022 г., в противном случае придётся назначить досрочные выборы в Стормонт (Joint Communiqué. 2022).

Когда стало очевидно, что ДЮП и Шинн Фейн не смогли достичь компромисса, Лондон перенёс срок восстановления автономной власти в Северной Ирландии сначала до декабря 2022 г., затем до января 2023 г., но положительного результата это не принесло. Учитывая, что правительство Р. Сунака совместно с руководством ЕС занималось подготовкой «Виндзорских рамок», которые планировалось утвердить весной 2023 г., было решено на год отодвинуть срок восстановления работы Стормонта (до января 2024 г), а досрочные выборы - до апреля 2024 г., чтобы не осложнять переговоры между Лондоном и ЕС. К. Хитон-Харрис в феврале 2023 г. анонсировал соответствующий законопроект, который в мае вступил в силу. Он не только предоставил ДЮП и Шинн Фейн отсрочку, но и утвердил дополнительные полномочия государственного секретаря по делам Северной Ирландии - запрашивать отчёты у региональных департаментов, чтобы сбалансировать местный бюджет и повысить контроль над расходованием государственных средств (Northern Ireland (Interim Arrangements).). Кроме того, британское правительство добавило дополнительно 300 млн ф. ст. в бюджет Северной Ирландии на случай перерасхода финансов в условиях кризиса автономной власти.

В июне 2023 г. Лондон и Дублин активизировали совместную работу по преодолению политического кризиса в Ольстере. Заместитель премьер-министра Республики Ирландия М. Мартин провёл телефонные переговоры с Дж. Дональдсоном, а затем прибыл в Белфаст, где

встретился с представителями региональных партий. Он предупредил их, что необходимо как можно скорее восстановить работу Стормонта, потому что бюджет Северной Ирландии столкнулся с серьёзным дефицитом. Была проведена Британо-ирландская межправительственная конференция. К. Хитон-Харрис и министр по делам Северной Ирландии С. Бейкер, представляющие интересы Соединённого Королевства, встретились со своими ирландскими коллегами - заместителем премьер-министра Республики Ирландия М. Мартином и министром юстиции Хелен МакЭнти. Стороны подтвердили важность «Виндзорских рамок» в качестве прочной основы региональной исполнительной власти и гарантии сохранения гражданского мира в Северной Ирландии. Участники согласились продолжать тесное сотрудничество в соответствии с трёхсторонним подходом (Лондон - Дублин - Белфаст), установленным Белфастским соглашением. Британо-ирландская межправительственная конференция остаётся прочной основой функционирования межгосударственного сотрудничества, потому что, в отличие от Министерского совета Север/Юг и Британо-ирландского совета, может продолжать работать, даже если Стормонт не собирается (Kelly 2023: 90).

В конце июня 2023 г. переговоры между центральным правительством и ДЮП сдвинулись с «мёртвой точки» - Дж. Дональдсон предъявил Лондону конкретный список требований: защитить местный бизнес на внутреннем рынке, если в будущем возникнут расхождения между законодательством Великобритании и законодательством ЕС; укрепить юридическую основу суверенитета Соединённого Королевства; утвердить расширенный пакет финансирования для Северной Ирландии. Британское правительство стало разрабатывать комплексный пакет мер, которые удовлетворят ДЮП, но при этом исключило внесение каких-либо изменений в «Виндзорские рамки» или возобновление переговоров с ЕС. Чтобы укрепить поддержку соглашения мировым сообществом, в сентябре 2023 г. в Белфасте был проведён международный инвестиционный саммит. Выступая перед участниками, министр торговли Великобритании Кеми Бейднок подчеркнула, что Северная Ирландия после преодоления политического кризиса сможет активно привлекать иностранный капитал, чтобы создать инновационную и диверсифицированную экономику (Investment summit a success. 2023). В конце сентября 2023 г. К. Хитон-Харрис заявил, что переговоры с ДЮП подходят к завершению и работа Стормонта будет в скором времени восстановлена (Britain in final stage. 2023). Тем не менее политический кризис в Северной Ирландии не имеет универсального решения - юнионисты отстаивают принцип суверенитета и целостности Соединённого Королевства, поэтому действие законов и суда ЕС в сфере таможенного регулирования в Ольстере они будут воспринимать как прямую угрозу государству.

* * А

Кризис власти в Северной Ирландии, который продолжается с 2022 г., указывает на то, что модель консоциативной демократии и политические институты, сформированные в регионе Белфастским соглашением, не могут эффективно функционировать, если ведущие партии - ДЮП и Шинн Фейн начинают действовать исключительно в своих интересах, забывая о сохранении межпартийного консенсуса - основы стабильного развития Северной Ирландии. Британское правительство не только не смогло сгладить острые противоречия с юнионистами, но создало новые поводы для разногласий. «Виндзорские рамки», которые Лондон рассматривает как главный инструмент, способный восстановить работу Стормонта, не удовлетворяет требованиям ДЮП - защита суверенитета Соединённого Королевства и местного бизнеса в связи с действием особого таможенного регулирования в Северной Ирландии, которое способствует её экономической интеграции с ЕС. Одновременно Закон о запрете судебно-

го преследования 2023 г. разрушает основы гражданского мира в Ольстере и создаёт дополнительную напряжённость между центральным правительством и ведущими региональными партиями, которые единодушно раскритиковали эту инициативу. Учитывая, что историческая память о жертвах Смуты прочно укоренилась в общественном сознании жителей Северной Ирландии, стремление Лондона стереть её, предоставляя иммунитет бывшим преступникам, будет восприниматься жителями региона как издевательство над национальным прошлым и со временем может вызвать рост сепаратистских настроений.

Список литературы / References

Alliance MP: Proposed Troubles legacy legislation is «flawed and unworkable». The Belfast Telegraph. 24.05.2022. Available at: https://www.belfasttelegraph.co.uk/news/northern-ireland/allian ce-mp-proposed-troubles-legacy-legislation-is-flawed-and-unworkable/41682213.html (accessed 02.10.2023).

Britain in final stage of talks with Northern Ireland's DUP, minister says. Reuters. 30.09.2023. Available at: https://www.reuters.com/world/uk/britain-final-stage-talks-with-northern-irelands-dup-minister-2023-09-30 (accessed 02.10.2023).

DUP hoping protocol stance pays off as EU and UK prepare to roll the dice once more. The Irish Times. 08.10.2022. Available at: https://www.irishtimes.com/ireland/2022/10/08/dup-hoping-protocol-stance-pays-off-as-eu-and-uk-prepare-to-roll-the-dice-once-more/?utm_source=Newsletter &utm_medium=email&utm_content=Donegal+explosion%3A+Names+of+10+people+ki lled+in+Creeslough+released+by+garda%C3%AD&utm_campaign=lunchtime_latest_digest (accessed 02.10.2023).

DUP leader Jeffrey Donaldson says Windsor Framework is a «sticking plaster». News Letter. 23.03.2023. Available at: https://www.newsletter.co.uk/news/politics/dup-leader-jeffrey-donaldson-says-windsor-framework-is-a-sticking-plaster-and-is-looking-forward-to-negotiating-with-rishi-sunak-and-chris-heaton-harris-4076770 (accessed 02.10.2023).

DUP leader Sir Jeffrey Donaldson urges Rishi Sunak to scrap Northern Ireland Troubles Legacy Bill. News Letter. 21.06.2023. Available at: https://www.newsletter.co.uk/news/politics/dup-leader-sir-jeffrey-donaldson-urges-rishi-sunak-to-scrap-northern-ireland-troubles-legacy-bill-4191424 (accessed 02.10.2023).

EU launches four more legal cases against UK over Northern Ireland protocol. The Guardian

22.07.2022. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2022/jul/22/eu-launches-four-more-legal-cases-against-uk-over-northern-ireland-protocol (accessed 02.10.2023).

Investment summit a success despite political instability. The Shropshire Star. 13.09.2023. Available at: https://www.shropshirestar.com/news/uk-news/2023/09/13/investment-summit-a-success-despite-political-instability--heaton-harris/ (accessed 02.10.2023).

Irish premier hopes to see Stormont Assembly restored by September. The Independent.

02.06.2023. Available at: https://www.independent.co.uk/news/uk/leo-varadkar-irish-northern-ireland-micheal-martin-british-b2350353.html (accessed 02.10.2023).

Joint Communiqué of the British-Irish Intergovernmental Conference. gov.uk. 07.10.2022. Available at: https://www.gov.uk/government/news/joint-communique-of-the-british-irish-intergovernmental-conference--7 (accessed 02.10.2023).

Kelly, C., Tannam, E. (2023). The Future of Northern Ireland: the role of the Belfast/Good Friday Agreement institutions. The Political Quarterly 94(1): 85-94. DOI: 10.1111/1467-923X.13172

Local Elections 2019. Briefing Paper. Available at: https://researchbriefings.files.parliament.uk/

documents/CBP-8566/CBP-8566.pdf (accessed 02.10.2023).

Local Elections 2023: Results and analysis. Research Briefing. Available at: https://researchbri efings.files.parliament.uk/documents/CBP-9798/CBP-9798.pdf (accessed 02.10.2023).

Majority of Northern Ireland MLAs condemn plan to alter Brexit protocol. The Guardian.

13.06.2022. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2022/jun/13/a-bureaucratic-change-boris-johnson-defends-northern-ireland-protocol-bill (accessed 02.10.2023).

Northern Ireland Assembly election 2022. Research Briefing. Available at: https://researchbrie fings.files.parliament.uk/documents/CBP-9549/CBP-9549.pdf (accessed 02.10.2023).

Northern Ireland Council Election 2023. The Belfast Telegraph. 20.05.2023. Available at: https://m.belfasttelegraph.co.uk/news/politics/mary-lou-mcdonald-hails-strong-showing-as-sinn-fein-on-course-to-storm-council-election-as-it-happened/342233877.html (accessed 02.10.2023).

Northern Ireland (Interim Arrangements) Act 2023. legislation.gov.uk. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2023/21/enacted (accessed 02.10.2023).

Northern Ireland Legacy Bill becomes British law despite widespread opposition. Irish Central.

19.09.2023. Available at: https://www.irishcentral.com/news/thenorth/northern-ireland-legacy-bill-royal-assent#:~:text=The%20Northern%20Ireland%20(Troubles%20%26,to%20those%20accused %20of%20killings (accessed 02.10.2023).

Northern Ireland Troubles (Legacy and Reconciliation) Act 2023. legislation.gov.uk. Available at: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2023/41/enacted (accessed 02.10.2023).

O'Neill calls for Legacy Bill to be scrapped as Committee delivers damning verdict. Sinn Fein Website. 27.10.2022. Available at: https://vote.sinnfein.ie/oneill-calls-for-legacy-bill-to-be-scrapped-as-committee-delivers-damning-verdict/ (accessed 02.10.2023).

PM speech on the Windsor Framework: February 2023. gov.uk. 27.02.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-on-the-windsor-framework-february-2023 (accessed 02.10.2023).

Robb, N. (2023). From the Protocol to the Windsor Framework. Legal Quarterly 74(1): 1-21.

Sinn Fein's Michelle O'Neill says Northern Ireland must grasp investment opportunities. ITV News. 13.09.2023. Available at: https://www.itv.com/news/utv/2023-09-13/oneill-we-must-grasp-investment-opportunities-with-both-hands (accessed 02.10.2023).

The Agreement at Saint Andrews 2006. gov.uk. Available at https://assets.publishing.service. gov.uk/media/5a7b17bee5274a319e77cf89/st_andrews_agreement-2.pdf (accessed 02.10.2023).

The Windsor Framework: a new way forward. gov.uk. 2023. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1 138989/The_Windsor_Framework_a_new_way_forward.pdf (accessed 02.10.2023).

Whitten, L. (2022). Post-Brexit dynamism: the dynamic regulatory alignment of Northern Ireland under the Protocol on Ireland/Northern Ireland. Legal Quarterly 73 (2): 37-64. DOI 10.53386/nilq.v73iS2.1058

Windsor Framework: What is in the new deal on the Northern Ireland Protocol? News Letter. 27.02.2023. Available at: https://www.newsletter.co.uk/news/politics/windsor-framework-what-is-in-the-new-deal-on-the-northern-ireland-protocol-4043721 (accessed 02.10.2023).

Бабынина, Л.О. (2023). ЕС и Соединённое Королевство: ратификация «Виндзорских рамок» // Европейский Союз: факты и комментарии (112): 85-89. [Babynina, L.O. (2023). The EU and the UK: the Windsor Framework ratification. The EU: facts and comments (112): 85-89. (in Russian)]. DOI: 10.15211/eufacts220238589

Бабынина, Л.О. (2022). Постбрекзит: от интеграции к конфронтации // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (6): 24-31. [Babynina, L.O. (2022). Post-Brexit: from integration to con-

frontation. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN (6): 24-31. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran620222431

Полякова, Е.Ю. (2023). Сейсмические выборы в Северной Ирландии // Британия-2022: смена премьеров, смена монарха. М.: ИЕ РАН. С. 99-108. [Polyakova, E.Y. (2023). Seismic elections in Northern Ireland. In: Ananieva, E.V. (ed.) (2023). The UK-2022: Change of Prime Ministers, Change of Monarch. Moscow: IE RAS: 99-108. (in Russian)]. DOI: 10.15211/report22023_399

Эпштейн, В.А., Сагитова, Р.Р. (2022). Влияние Брекзита на развитие сепаратистских настроений в Шотландии и Северной Ирландии // Общество: политика, экономика, право (5): 31-37. [Epshtejn, V.A., Sagitova, R.R. (2022). The impact of Brexit on the development of separatist sentiment in Scotland and Northern Ireland. Society: Politics, Economics, Law (5): 31-37. (in Russian)]. DOI: 10.24158/pep.2022.5.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.