Научная статья на тему 'Наследие русской литературы как средство воспитания курсантов образовательных организаций МВД России'

Наследие русской литературы как средство воспитания курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнетворчество / духовно-нравственный / средство воспитания / наследие / методы погружения в классику / эпистолярный метод / life creation / spiritual and moral / means of education / heritage / methods of immersion in the classics / epistolary method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатагoва Светлана Викторовна, Перепелицына Юлия Ростиславовна, Нарыкова Наталья Алексеевна

Целью данного исследования является обоснование путей и средств реализации педагогического потенциала русской литературы XIX века в нравственном воспитании будущих офицеров. Задача состоит в анализе и выборе наиболее подходящего эффективного метода, для реализации данной идеи. В данной статье описаны методы повышения мотивации прочтения классической литературы, среди которых самым эффективным называется эпистолярный метод. Также представлена технология реализации данного метода и. концепция духовно-нравственного развития курсантов в процессе их обучения в вузе Министерства Внутренних дел Российской Федерации. Описывается педагогическое влияние на становление личности и исследование, которое показывает, что русская классическая литература XIX века, созданная главным образом писателями-офицерами, может оказывать существенное воздействие на становление личности будущего военного. В результате исследования рассмотрено влияние духовно-нравственной развитости индивида и его психологической устойчивости, выработанной в процессе практических занятий и воспитательных внеаудиторных занятий, на уровень профессиональной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хатагoва Светлана Викторовна, Перепелицына Юлия Ростиславовна, Нарыкова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HERITAGE OF RUSSIAN LITERATURE AS A MEANS OF EDUCATING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The purpose of this study is to substantiate the ways and means of realizing the pedagogical potential of Russian literature of the 19th century in the moral education of future officers. The task is to analyze and select the most suitable effective method for the implementation of this idea. This article describes methods of increasing the motivation for reading classical literature, among which the epistolary method is called the most effective. Also presented is the technology for the implementation of this method and. the concept of spiritual and moral development of cadets in the process of their training at the university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Describes the pedagogical influence on the formation of personality and research that shows that Russian classical literature of the 19th century, created mainly by writers-officers, can have a significant impact on the formation of the personality of a future military man. As a result of the study, the influence of the spiritual and moral development of an individual and his psychological stability, developed in the process of practical training and educational extracurricular activities, on the level of professional training of a future law enforcement officer was considered.

Текст научной работы на тему «Наследие русской литературы как средство воспитания курсантов образовательных организаций МВД России»

Наследие русской литературы как средство воспитания курсантов образовательных организаций МВД России

Хатагова Светлана Викторовна,

кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России, Ставропольский филиал E-mail: khatagova.swetlana@yandex.ru

Нарыкова Наталья Алексеевна,

кандидат филологических наук, Краснодарский университет МВД России, Ставропольский филиал E-mail: narnata@rambler.ru

Перепелицына Юлия Ростиславовна,

кандидат филологических наук, Краснодарский университет МВД России, Ставропольский филиал E-mail: perepelitsyna_yuliya@mail.ru

Целью данного исследования является обоснование путей и средств реализации педагогического потенциала русской литературы XIX века в нравственном воспитании будущих офицеров. Задача состоит в анализе и выборе наиболее подходящего эффективного метода, для реализации данной идеи. В данной статье описаны методы повышения мотивации прочтения классической литературы, среди которых самым эффективным называется эпистолярный метод. Также представлена технология реализации данного метода и. концепция духовно-нравственного развития курсантов в процессе их обучения в вузе Министерства Внутренних дел Российской Федерации. Описывается педагогическое влияние на становление личности и исследование, которое показывает, что русская классическая литература XIX века, созданная главным образом писателями-офицерами, может оказывать существенное воздействие на становление личности будущего военного. В результате исследования рассмотрено влияние духовно-нравственной развитости индивида и его психологической устойчивости, выработанной в процессе практических занятий и воспитательных внеаудиторных занятий, на уровень профессиональной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов.

Ключевые слова: жизнетворчество; духовно-нравственный; средство воспитания; наследие; методы погружения в классику; эпистолярный метод.

XIX век навсегда останется одной из самых ярких точек в культурном развитии России. Стало особенно очевидно такое видение после бурных потрясений ХХ века и тяжелого духовно-нравственного кризиса рубежа ХХ и XXI веков. Сегодня российское общество судорожно ищет утраченные духовные опоры и находит прежде всего в религии. По мнению авторов, необходимы не альтернативные, но все же иные основы духовно-нравственного развития страны. Одной из таких основ является жизнетворчество [3] классиков русской литературы XIX века. Литература данного периода включила в себя весь предыдущий духовный опыт развития страны, включая и религиозный. Тот факт, что в последовавший исторический период почти не выдвинул людей такого же уровня, свидетельствует о том, что в таких личностях, видимо, не было нужды, подобно тому, как нет нужды в создании новой Библии.

В последние годы, как показывает анализ тематики диссертационных работ, исследователи сосредоточились на решении проблем либо управления образованием, либо профессиональной подготовки. Лишь немногие работы посвящены вопросам воспитания курсантов (Гайдука С.А., Давыдова В.П., Летуши С М., Рыжова А.В., Савинова П.Я., Сенчи В.Г., Соловьева В.В.).

Вопросы патриотического воспитания нашли отражение в исследованиях Барабанщикова А. В., Белёвцева В.А., Беляева А.В., Вдовюка В.И., Гад-жиева К.С. и др. Однако проблема использования духовно-нравственного потенциала русской классической литературы в целях воспитания курсантов военного вуза специально не рассматривалась. Между тем в жизни и творчестве классиков русской литературы XIX века - общепризнанных лидеров общечеловеческой культуры - реально представлена система тех духовно-нравственных идеалов, поиск которых так затянулся в наши дни.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, обосновать плодотворность изучения духовно-нравственного наследия классиков русской литературы с позиций жизнетворчества, выявить его сущность, содержание и военно-педагогический потенциал; в доступной и привлекательной для курсантов форме представить вербальные портретные характеристики классиков русской литературы XIX века.

На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа и синтеза (историографический, биографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта).

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Из эмпирических методов использовались наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, ранжирование, обобщение независимых характеристик, эксперимент, анализ результатов практической деятельности.

Практическая значимость исследования выражается в проектировании вербальных и типологических портретов жизнетворчества классиков литературы и заключается в том, что раскрываемый в статье военно-педагогический потенциал наследия классиков русской литературы может быть использован в педагогической деятельности для усовершенствования воспитательного процесса.

Между тем обнаружились очень тревожные тенденции в духовном развитии России, фактически не оставляющие места для идей и нравственных принципов классиков русской литературы XIX века. Извне Россия переживает фактически «культурную интервенцию» - книги, музыка, кинофильмы, моды, и даже речь.

Не менее важен поворот к классической литературе учащейся молодежи, в первую очередь -курсантов. Для них значимо знать созданную своими предшественниками - военными по профессии и настоящими гражданами по своим духовно-нравственным убеждениям и поступкам.

Переживаемый обществом кризис имеет, прежде всего, духовно-нравственную природу как кризис смены, коррекции мировоззрения, идеалов, ценностей, целей дальнейшего развития России. Военная служба нуждается в государственно-мыслящих, высоконравственных офицерах, работающих непосредственно с курсантами. По мнению авторов, не реализованным резервом повышения качества подготовки будущих офицеров полиции является духовно-нравственный потенциал жизнетворчества классиков русской литературы XIX века, созданной главным образом офицерами. Важно активнее использовать литературу как средство совершенствования воспитания будущих специалистов, в том числе повышения качества их подготовки к службе в полиции, преодолев тем самым наблюдаемое сегодня отчуждение курсантов от классической литературы.

С учетом задач преодоления духовно-нравственного кризиса особенно важно переоценить наследие классиков русской литературы XIX века с позиций жизнетворчества. Между XIX и XXI вв. прослеживаются явные параллели экономического, политического, социального и духовно-нравственного порядка.

Литература XIX века по мнению авторов не устарела. Созданная главным образом писателями-офицерами, русская классическая литература остается невостребованным духовным резервом формирования личности современного офицера 5 полиции.

§ В целях получения предметных данных об от-^ ношении курсантов образовательной организации ° МВД к русской классической литературе, было ав проведено анкетирование первокурсников Став-

ропольского филиала Краснодарского университета МВД, было опрошено 87 человек. На вопрос: «Какие произведения классиков русской литературы XIX века вам удалось прочесть за время обучения в филиале?» первокурсники дружно ответил: «Никакие» И лишь единицы, видимо, по школьной памяти написали: «Войну и мир». 68% опрошенных заявили, что в XXI веке роль классической литературы в воспитании молодежи будет незначительной. По мнению авторов, причина невостребованности классической литературы курсантами заключается не столько в их сложившихся убеждениях, сколько в том, что с ними не проводится никакой целеустремленной работы по приобщению к знаниям в области классической литературы.

Одна из ключевых идей проведенного исследования заключается в том, что классическую литературу необходимо рассматривать в качестве одной из ключевых идей воспитательной работы в образовательных организациях МВД. Следует в первую очередь выявить людей, увлеченных классикой, как из числа курсантов, так и из лиц начальствующего состава. Они должны стать духовной и организационной базой для пропаганды русской классики среди остальной части курсантов, читающих, главным образом, современные западные детективы, отечественные дамские романы или ничего не читающие вообще. В ходе проведенного исследования были апробированы четыре метода погружения курсантов в мир классики и определена эффективность каждого из них. Такими методами стали: фронтальный, справочно-информационный, метод изучения главного произведения классика литературы, эпистолярный метод.[9]

Суть фронтального метода сводилась к разъяснению курсантам роли классической литературы. Мы старались помочь обучаемым разобраться в тех «выгодах», которые они могут извлечь из изучения творчества классиков литературы. Главными из них являются:

- знание классической литературы всегда было, есть и будет признаком (критерием) подлинно образованного человека;

- обращение к классике приносит человеку огромное интеллектуальное и нравственное удовлетворение;

- знание классической литературы необычайно расширяет мировоззрение человека - несет новое видение и понимание прошлого, настоящего и будущего;

- классика всегда служила «учебником жизни», позволяет человеку избавиться от каких-то недостатков, внести в свою жизнь необходимые коррективы;

- знание и понимание классики придает человеку уверенность в себе, подводит надежный фундамент под все его действия и поступки. Главные достоинства фронтального метода -

одновременный охват большого количества курсантов, плановость и организованность, возмож-

ность опоры на мнения наиболее авторитетных мыслителей. Главные недостатки - слабая обратная связь, большая зависимость от авторитета, эрудиции и личных качеств оратора.

Справочно-информационный метод был направлен на привлечение внимания курсантов к личности и творчеству конкретного писателя. Метод, предполагает следующую логику движения к духовно-нравственному ядру личности классика литературы: личность курсанта (учет ее особенностей) - выверенная информация о жизнет-ворчестве классика - личность классика (погружение в нее в ходе осмысления и уточнения всего сказанного). Можно выделить следующие явные преимущества данного метода:

- получение результатов с минимальными затратами времени;

- быстрые темпы овладения необходимым материалом;

- высокий уровень научности и достоверности содержательной базы;

- распространенность и доступность материалов подобного рода;

- акцентированность материала на главное в личности и творчестве писателя. Основными недостатками данного метода являются: информационная перенасыщенность, сухость и казенность подачи материалов; игнорирование познавательных особенностей курсантов, их склонности к чему-то необычному, захватывающему, таинственному; низкий уровень исследовательского начала, поскольку знания даются в «готовом виде» и их следует только запомнить; отсутствие каких-то биографических деталей и нюансов, которые с формальной точки зрения существенного значения не имеют, но были бы очень полезны с психологической точки зрения; известное навязывание обучаемым оценок и выводов выступающего.

Метод изучения главного произведения. Американский писатель и общественный деятель Генри Торо, обращаясь к молодежи, писал: «Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!» Но что именно следует читать из классики? Это могут быть и общепризнанные в мире шедевры литературы (для Толстого Л.Н. это «Война и мир»); и те произведения, которые лучшими в своем творчестве считали сами классики (Толстой Л.Н., например, лучшим своим произведением считал повесть «Хаджи Мурат»); и те произведения, которые наиболее актуальны для современности. Следовательно, логику овладения духовно-нравственным наследием классиков русской литературы XIX века в рамках рассматриваемого метода можно представить так: личность курсанта - лучшее произведение классика литературы по взглядам самого классика - личность классика.

Главная идея эпистолярного метода заключается в том, что в центре внимания курсантов должна находиться личность классика литературы, а не его произведения, как это практикуется

чаще всего. Опыт показывает, что нужна, образно говоря, дегероизация гениев в интересах лучшего понимания подлинного величия гениев. Эпистолярный метод наилучшим образом способствует достижению именно этой цели. Образ классика в этом случае получается для читателя неожиданным, и в то же время психологически и нравственно привлекательным. В целом же эпистолярный метод означает:

а) по форме - работу с письмами, дневниками, воспоминаниями и другими документами того или иного писателя (или о писателе);

б) по содержанию - ознакомление с широким кругом проблем, которые интересовали и волновали автора в то время,

в) по психологическим целям - проникновение в мотивы поступков, ценности, идеи и идеалы, которыми руководствовался писатель;

г) по психологическому механизму - мысленный (виртуальный, заочный) диалог с классиком литературы;

д) по педагогическим целям - обнаружение исторических, культурных параллелей, возможностей ориентации на достойные примеры для подражания в условиях современности.

Технология применения метода следующая. За срок обучения курсантов страна успевает отметить знаменательные даты в жизни едва ли не всех классиков русской литературы. Как правило, это юбилеи со дня рождения или годовщины смерти. Эти даты и являются исходными моментами в реализации эпистолярного метода. Перед знаменательной датой обычно в масштабе учебной группы проводится общая ознакомительная беседа о жизни и творчестве писателя. Педагог должен порекомендовать слушателям список наиболее интересных эпистолярных документов, прежде всего тех, которые имеются в библиотеке военно-учебного заведения. Далее наступает следующий этап - индивидуального контроля и помощи читателям в изучении эпистолярного наследия того или иного классика литературы. Завершающий этап работы - читательская конференция, на которой, как правило, обсуждается одно из произведений писателя, а также подводятся итоги работы наиболее увлеченных курсантов по изучению эпистолярного наследия и конкретных произведений писателя. Вся эта работа должна осуществляться с опорой на лучших читателей.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. У каждого из методов погружения курсантов в мир классики есть свои достоинства. Для реализации духовно-нравственного наследия классиков русской литературы XIX века в условиях образовательных организаций МВД особенно эффективным, как показал проведенный эксперимент, является эпистолярный метод. Согласно исследованиям авторов, данный метод превосходит по результатам в 1,5-2 раза другие методы справочно-информационный, а также метод изучения главных произведений классиков русской литературы. Кроме того, эпистолярный ме-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см

тод не только повышает интерес курсантов к жиз-нетворчеству классиков русской литературы, но и полнее обогащает знания курсантов, активизирует самообразование, самовоспитание, повышает основные показатели учебной и служебной деятельности. Эпистолярный метод эффективен лишь при соблюдении определенных условий, главными из которых являются опора на командиров, воспитателей, преподавателей и самих курсантов, действительно увлеченных классической литературой, а также индивидуальная работа с каждым курсантом.

Развитие духовно-ценностной сферы учащейся молодежи и, особенно, курсантов образовательных организаций МВД должно быть основано на изучении классической литературы, утверждающей высокие жизненные идеалы. При этом важно перейти от принципа жизнеописания к принципу жизнетворчества, предполагающему целостное изучение классического наследия по трем направлениям: самоформирование, литературное новаторство, социальное новаторство.

Изучение источников личного происхождения (писем, дневников, записок) способствует формированию у курсантов субъективного взгляда на жизнетворчество классиков, что, по нашему предположению, является наиболее эффективным способом преодоления отчуждения современной молодежи, в том числе учащейся, от классической литературы.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали эффективность изучения эпистолярного наследия классиков для овладения духовно-нравственным потенциалом их жизнетворчества, тем самым подтвердив целесообразность его использования в воспитательном процессе. Необходимыми педагогическими условиями, повышающими эффективность воспитательного процесса, являются: естественность и непрерывность обращения к жизнетворчеству классиков литературы; активное вовлечение в воспитательный процесс командиров, воспитателей и преподавателей; создание кружков любителей классической литературы, возобновление почти утраченной традиции читательских конференций, диспутов и дискуссий на литературные темы; организация литературных встреч с современными поэтами и писателями; повышение организующей и координирующей роли библиотеки вуза МВД как его духовного центра.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 2004. - № 1. - С. 18-26.

2. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции // Школа мысли. 2004. - № 4. - С. 11-29.

3. Леонтьев Д.А. Русская классическая литерату-

ра в трактовке Константина Леонтьева //Русская классика между Востоком и Западом. СПб., 2018. 232 с.

4. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Т. 51. № 7. С. 16-21.

1. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49-55.

2. ЛитМир - Электронная Библиотека > Розанов Василий Васильевич > Опавшие листья > 1913. - Стр.30

3. Сохань Л.В. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования)//Киев: Науко-ва думка, 1987. 281 с.

8. Хатагова С.В. Духовно-нравственный потенци-

ал жизнетворчества классиков русской литературы XIX века как средство воспитания курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007. 198 с.

9. Хатагова С.В. Эмоциональный фактор обуче-

ния иностранным языкам// Развивающее обучение и технологии активизации учебного процесса в вузе: материалы межвузовской практ. конф. - Ставрополь: Ставропольский филиал Краснодарской Академии МВД, 2005. - С. 9396.

10. Хатагова С.В. От природосообразности к жиз-нетворчеству//Актуальные проблемы современной науки. Материалы V Международной научно-практической конференция в двух томах. 2016. С. 104-106.

THE HERITAGE OF RUSSIAN LITERATURE AS A MEANS OF EDUCATING CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Khatagova S.V., Narykova N.A., Perepelitsyna Ju.R.

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Stavropol branch

The purpose of this study is to substantiate the ways and means of realizing the pedagogical potential of Russian literature of the 19th century in the moral education of future officers. The task is to analyze and select the most suitable effective method for the implementation of this idea.

This article describes methods of increasing the motivation for reading classical literature, among which the epistolary method is called the most effective. Also presented is the technology for the implementation of this method and. the concept of spiritual and moral development of cadets in the process of their training at the university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Describes the pedagogical influence on the formation of personality and research that shows that Russian classical literature of the 19th century, created mainly by writers-officers, can have a significant impact on the formation of the personality of a future military man. As a result of the study, the influence of the spiritual and moral development of an individual and his psychological stability, developed in the process of practical training and educational extracurricular activities, on the level of professional training of a future law enforcement officer was considered.

Keywords: life creation; spiritual and moral; means of education; heritage; methods of immersion in the classics; epistolary method.

References

1. Bondarevskaya E.V. The meaning and strategy of personality-oriented education //Pedagogy. 2004. - No. 1. - p. 18-26.

2. Kolesnikova A.V. Zhiznetvorchestvo kak sposob bytya russkoy intelligentsii [Life creation as a way of being of the Russian intelligentsia] // School of thought. 2004. - No. 4. - p. 11-29.

3. Leontiev D.A. Russian classical literature in the interpretation of Konstantin Leontiev //Russian classics between East and West. St. Petersburg, 2018. 232 p.

4. Leontiev D.A. Spirituality, self-regulation and values // Proceedings of the Southern Federal University. Technical sciences.

2005. Vol. 51. No. 7. p. 16-21.

5. Leontiev D. A., Kaliteevskaya E.R. Ways of becoming self-determination of personality in adolescence // Voprosy psikhologii.

2006. No. 3. pp. 49-55.

6. LitMir-Electronic Library > Rozanov Vasily Vasilyevich > Fallen leaves > 1913. - Page 30

7. Sohan L.V. The life path of the individual (questions of theory and methodology of socio-psychological research)//Kiev: Nauk-ova dumka, 1987. 281 p.

8. Khatagova S.V. Spiritual and moral potential of the life-creation of the classics of Russian literature of the XIX century as a means of educating cadets of a military university: dis. ... candidate of pedagogical sciences. Stavropol, 2007. 198 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Khatagova S.V. Emotional factor of teaching foreign languages/ / Developing training and technologies for activating the educational process in higher education: materials of the interuni-versity practical conference-Stavropol: Stavropol branch of the Krasnodar Academy of the Ministry of Internal Affairs, 2005. - p. 93-96.

10. Khatagova S.V. From naturalness to life creation//Actual problems of modern science. Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference in two parts. 2016. pp. 104106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.