Научная статья на тему 'Наследие Мартина Лютера и еврейский вопрос в современной Германии'

Наследие Мартина Лютера и еврейский вопрос в современной Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
688
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
500 ЛЕТИЕ РЕФОРМАЦИИ / МАРТИН ЛЮТЕР / ГЕРМАНИЯ / "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" / АНТИСЕМИТИЗМ / 500TH ANNIVERSARY OF THE REFORMATION / MARTIN LUTHER / GERMANY / JEWISH QUESTION / ANTI SEMITISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хавкин Борис Львович

В 2017 г. в мире отмечалось 500-летие Реформации. Одной из тем юбилейного года стала проблема антисемитизма Мартина Лютера. Юбилей повод к общественным дебатам по “еврейскому вопросу”, актуальному в современной Германии, где власти выступают за возрождение еврейской жизни. За 20 лет Германия приняла 200 тыс. евреев из бывшего СССР; из них лишь половина вошла в еврейские общины, насчитывающие около 118 тыс. человек (для сравнения в 1933 г. в Германии жили 500 тыс. евреев). Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель назвала толерантность и открытое общество “важнейшей основой современного мира”. В видеообращении 28 октября 2017 г. она отметила, что важно показывать и сильные, и слабые стороны Лютера, критиковать его отношение к евреям. Дискуссия об антисемитизме в Германии идёт на фоне резкого увеличения в стране количества иммигрантов мусульман и получения на парламентских выборах 2017 г. партией “Альтернатива для Германии” 12,6% голосов. Эта партия заявляет, что “те, кто представляет проблему для евреев сегодня”, в первую очередь являются “людьми арабо мусульманского происхождения”. Многие беженцы прибыли в ФРГ из стран, в которых Израиль воспринимается как враг; они принесли с собой и враждебность к евреям, что ведёт к открытым проявлениям антисемитизма в Германии, вплоть до нападений на евреев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legacy of Martin Luther and Jewish question in modern Germany

In 2017, the world celebrated the 500th anniversary of the Reformation. One of the central themes of the jubilee year was the problem of Martin Luther's anti-Semitism. The jubilee became the occasion for public debate on the “Jewish question” which became relevant in modern Germany whose authorities advocate the revival of Jewish life in the country. Over the past 20 years, Germany has taken 200,000 Jews from the former USSR, only half of which entered the Jewish communities, numbering about 118 thousand people (for comparison: in 1933 in Germany lived 500 thousand Jews). In this regard, the German Federal Chancellor Angela Merkel, daughter of a Protestant pastor, called for tolerance and open society as “the most important foundation of the modern world.” In a video message on October 28, 2017, Chancellor Merkel noted that it is important to show not only the strengths, but also the weak points of Luther. In particular, as Angela Merkel stated, his attitude towards the Jews should be criticized. The discussion about anti Semitism in Germany goes along with the influx of Muslim migrants and the 12.6% of the votes received by the party “Alternative for Germany” in the parliamentary elections. This Islamophobic and anti immigrant party declares that “those who present a problem for Jews today” are primarily “people of Arab Muslim origin”. Many refugees arrived from the countries where Israel is perceived as an enemy. This hostility is spread to Jews in general, which results in open manifestations of anti Semitism in Germany, down to direct attacks on Jews.

Текст научной работы на тему «Наследие Мартина Лютера и еврейский вопрос в современной Германии»

УДК 32.019.5, 323 Борис ХАВКИН

НАСЛЕДИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

Аннотация. В 2017 г. в мире отмечалось 500-летие Реформации. Одной из тем юбилейного года стала проблема антисемитизма Мартина Лютера. Юбилей - повод к общественным дебатам по "еврейскому вопросу", актуальному в современной Германии, где власти выступают за возрождение еврейской жизни. За 20 лет Германия приняла 200 тыс. евреев из бывшего СССР; из них лишь половина вошла в еврейские общины, насчитывающие около 118 тыс. человек (для сравнения в 1933 г. в Германии жили 500 тыс. евреев). Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель назвала толерантность и открытое общество "важнейшей основой современного мира". В видеообращении 28 октября 2017 г. она отметила, что важно показывать и сильные, и слабые стороны Лютера, критиковать его отношение к евреям. Дискуссия об антисемитизме в Германии идёт на фоне резкого увеличения в стране количества иммигрантов-мусульман и получения на парламентских выборах 2017 г. партией "Альтернатива для Германии" 12,6% голосов. Эта партия заявляет, что "те, кто представляет проблему для евреев сегодня", в первую очередь являются "людьми арабо-мусульманского происхождения". Многие беженцы прибыли в ФРГ из стран, в которых Израиль воспринимается как враг; они принесли с собой и враждебность к евреям, что ведёт к открытым проявлениям антисемитизма в Германии, вплоть до нападений на евреев.

Ключевые слова: 500-летие Реформации, Мартин Лютер, Германия, "еврейский вопрос", антисемитизм.

В 2017 г. в мире широко отмечалось 500-летие Реформации - кардинального сдвига в христианском вероучении, начатого немецким богословом Мартином Лютером. Одной из центральных тем прошедшего юбилея Реформации стала проблема антисемитизма Лютера. Она давно привлекает внимание исследователей. В начале ХХ в. вышел классический труд доктора Рейнгольда Левина "Отношение

© Хавкин Борис Львович - доктор исторических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, Институт истории и архивного дела; член редколлегии журнала "Новая и новейшая история" Российской академии наук. Адрес: 109012, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6. Email: novistor@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope42019174184

Лютера к евреям", не потерявший актуальности [Lewin, 1911; Krampitz, 2017]. После трагедии Холокоста, жертвой которого среди 6 млн евреев стал и Рейнгольд Левин (полевой раввин Первой мировой войны, награжденный Железным крестом II класса и Рыцарским крестом ордена Альбрехта I класса с мечами, в 1943 г. с женой и двумя детьми убит нацистами в Аушвице), интерес к этой теме возрос: учёные заговорили о Лютере [Кох, Курило, 1996; Гобри, 2000] как о предтече современного антисемитизма и нашли в его отношении к евреям зародыш нацистской доктрины [Newmann, 1996; Oberman, 1981; Wenzel, 1987; Levin, 1990; Schechter, 1990; Евреи..., 2013]. Изучение отношения Лютера к евреям (шире -протестантизма к иудаизму) важно для понимания основ современной иудео-христианской цивилизации. В этой связи в канун юбилея Реформации канцлер Германии Ангела Меркель, дочь протестантского пастора, назвала толерантность и открытое общество "важнейшей основой современного мира" [RTVI, 2017]. В видеообращении 28 октября 2017 г. Меркель отметила, что важно показывать и сильные, и слабые стороны Лютера, в частности критиковать его отношение к евреям; нам нужно представлять историю во всей её полноте [Bundesregierung, 2017]. Аналогичную точку зрения высказала глава Евангелическо-лютеранской церкви центральной Германии епископ Ильзе Юнкерман: "Церковь выступает за сохранение своей истории, какой бы болезненной она ни была".

Алехандро Мораль Антон, генеральный приор монашеского ордена августинцев, в котором до 1524 г. состоял Мартин Лютер, в канун юбилея дал ему негативную характеристику. Он назвал Лютера человеком "упрямым, нетерпимым, оскорбительным и грубым", скомпрометированным "национализмом и антисемитизмом", которые "бросили свою мрачную тень на всю историю последующих веков" [СПЖ, 2017а].

Трудно найти в современной толерантной Германии обвинение более постыдное, вызывающее болезненную реакцию в обществе, чем упрёк в неприязненном отношении к евреям. Вспоминаются средневековые еврейские погромы и изгнания евреев из немецких городов (с Х в. евреи постоянно жили в гетто Аахена, Кёльна, Майнца, Трира, Франкфурта); и из XIX в. слова историка Генриха фон Трейчке "евреи - наше несчастье" и антисемитские высказывания Дюринга, Гегеля, Канта, Фихте и даже Маркса, деды которого были раввинами; в ХХ в. преступный Третий рейх с его "окончательным решением еврейского вопроса". Затем последовал разгром нацистского государства, послевоенная денацификация, долгое и трудное преодоление Германией своего прошлого. И вот в современной ФРГ, власти которой выступают за возрождение еврейской жизни в стране, вновь стал актуален "еврейский вопрос". Отметим, что за последние 20 лет Германия приняла 200 тыс. евреев из бывшего СССР; из них лишь половина вошла в еврейские общины, насчитывающие около 118 тыс. человек (для сравнения в 1933 г. в Германии жили 500 тыс. евреев).

Поводом к новым общественным дебатам по "еврейскому вопросу" стал средневековый барельеф на фасаде "Schlosskirche" (Замковой церкви) в Виттенберге. Затем темой скандала стала деятельность Мартина Лютера в Виттенберге, где в 1517 г. он огласил свои "95 тезисов", что привело к расколу в Римско-католической церкви и рождению протестантизма.

Современная Европа, 2019, №4

Речь идет о памятнике вульгарного антиеврейского искусства - композиции "Judensau" ("Еврейская свиноматка", воплощающей в камне юдофобское оскорбление "еврейская свинья"). Такие скульптуры встречаются не часто, но они сохранились на фасадах более 30 церквей в Бад-Вимпфене, Бранденбурге, Виттенберге, Кальбе, Кёльне, Нюрнберге, Регенсбурге, Хайльсбронне и других городах. Наиболее известная, виттенбергская - "Luthersau" ("свинья Лютера"), создана около 1300 г. На ней изображены евреи, сосущие свиноматку, и раввин, который смотрит ей под хвост. Отвратительный символизм в том, что евреи якобы получили свое пропитание и Священное писание от нечистого (свинья в иудаизме нечистое животное).

Спор о "Judensau" шёл на фоне роста числа иммигрантов-мусульман, которых с 2015 г. приютила Германия (более 1 млн человек). После нескольких терактов, совершенных мусульманами, в ФРГ проявились антииммигрантские настроения, выразителем которых стала партия "Альтернатива для Германии", получившая на парламентских выборах 2017 г. 12,6% голосов. Партия заявляет, что "те, кто представляет проблему для евреев сегодня", в первую очередь являются "людьми арабо-мусульманского происхождения". Многие беженцы прибыли в ФРГ из стран, где Израиль воспринимается как враг; эту враждебность они распространяют на евреев, что ведёт к открытому антисемитизму в Германии.

Количество нападений на евреев в Германии в первой половине 2018 г. увеличилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным американского издания "Politico", приводимым 7 каналом израильского телевидения, в Германии с января по июнь 2018 г. зарегистрировано 401 нападение на евреев. Утверждается, что в большинстве случаев (87%) нападавшие - немцы. Пятая часть инцидентов произошла в Берлине [Штоде, 2018]. 17 апреля 2018 г. в центре Берлина трое молодых людей, говорящих по-арабски, напали на двух израильтян в кипах. После происшествия канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что с антисемитскими инцидентами надо бороться "с твёрдостью и решимостью". Немецкие политики назвали случившееся постыдным. В прессе сообщалось, что за пять лет число радикальных исламистов в Германии выросло на 100 процентов [LENTA.RU, 2018].

Антисемитские выступления мусульман в Германии вызвали в немецком обществе дискуссию об "импортированном антисемитизме". Против такого тезиса возражает берлинский политолог Анна Гольденбоген: "Разница в том, что многие немцы допускают антисемитские высказывания скорее в пивных или у себя на кухне, а мужчины-мусульмане выкрикивают их на улице. Они озвучивают то, что думают многие, но, учитывая немецкую историю, сказать вслух не решаются" [LENTA.RU, 2018]. Антисемитизм в ФРГ далеко не всегда "импортирован". Доктор философии Кристиан Хардингхаус, изучающий антисемитизм в современной Германии, в 2012 г. опубликовал исследование "Der ewige Jude und die Generation Facebook" ("Вечный Жид и поколение фейсбука"), охватившее 1200 пользователей социальной сети "StudiVZ" в возрасте от 15 до 45 лет, в основном немцев. Половина опрошенных заявили, что "евреи поднимают слишком много шума вокруг своего прошлого во времена Третьего рейха. Ещё 20% заявили, что во времена национал-социализма евреев было за что преследовать. 30% высказали

Современная Европа, 2019, №4

мнение, что евреи отличаются от других людей, поскольку им присущи такие отрицательные качества, как скупость, жадность и высокомерие" [Дебрер, 2014].

В этой ситуации общественные активисты создали "Объединение за удаление Judensau". Они использовали юбилей Реформации, чтобы показать, что скульптура на её нынешнем месте - опасный символ религиозной и национальной нетерпимости. Бывший преподаватель Евангелической академии в Гамбурге Ульрих Хенчель, педагог Мих Брумлик и богослов Уве-Карстен Плиш призвали убрать со стены храма антисемитскую скульптуру. Рельеф, считают они, должен предстать в "новом контексте в оригинальной форме или в виде дубликата рядом с церковью", чтобы вызвать покаянные размышления и отказ от антисемитизма. Эксперты ссылаются на заявление Синода Евангелическо-лютеранской церкви в Германии, в котором церковь дистанцируется от антисемитизма Лютера.

Мюнхенский художник Вольфрам Кастнер давно предложил удалить антисемитские скульптуры с церковных фасадов. "Эти произведения сохраняют свою издевательскую функцию, даже если рядом с ними размещена памятная или информационная доска", - говорит он. Памятники средневекового искусства нужно переместить в церковные здания, а историческое значение и эффект непристойных произведений следует неустанно раскрывать: "Нам нужно признать свою вину и сделать все возможное, чтобы больше не было антисемитизма и расизма" [Kastner, 2018].

В петиции британского мессианского еврея Ричарда Харви, выдвигается требование убрать "Judensau" с площади и перенести в музей. "Это настолько возмутительно, непристойно, оскорбительно, страшно - это то, против чего я протестую в самых сильных выражениях. Если есть какой-то способ -человеческий, физический, духовный или любой другой - изменить ситуацию, давайте сделаем это", - заявил в Интернет-видеоролике Ричард Харви. Его петиция собрала более 8000 подписей [Лехаим, 2017].

Однако евангелическо-лютеранская община и городской совет Виттенберга за сохранение барельефа "Judensau" в его нынешнем виде: "Историю нельзя скрывать; сильнее всего воздействует на людей подлинник, находящийся на своем историческом месте". Ибо бронзовая доска, поставленная в 1988 г. рядом с церковью, указывает на ужасное наследие ядовитых антиеврейских настроений, что делает скульптуру жизненно важной исторической реликвией. По инициативе горсовета рядом с мемориальной плитой поставлен пояснительный текст на немецком и английском языках.

Майкл Дюльман, член еврейской общины Берлина, подал судебный иск, требуя удалить "Judensau" с фасада церкви Виттенберга. "Этот барельеф - позор, - заявил он". Однако окружной судья Виттенберга Томас Тилч иск отклонил, так как "сумма иска в размере 10000 евро, поданного Дюльманом, превышает нашу юрисдикцию". К тому же в 1996 г. церковь обрела статус "Всемирного наследия" ЮНЕСКО, что исключает возможность изменения её декора [Jüdische Allgemeine, 2018].

Живущий в Виттенберге теолог Фридрих Шорлеммер, бывший правозащитник ГДР, также выступает за сохранение скандального рельефа, но по другим причинам: "Зачем эту глупость, это ужасное издевательство над евреями, изображенное на церкви Виттенберга, превращать в пыль? Ведь от истории так

Современная Европа, 2019, №4

просто не избавишься. Каждый год верующие поминают жертв Хрустальной ночи 1938 года. Память - это вечное предостережение. Историю нельзя забывать" [Wirnshofer, 2017]. Напомним, что синагоги запылали по всей Германии в ночь на 10 ноября 1938 года - в канун 455-летия Мартина Лютера. Фридриху Шорлеммеру вторит пастор Замковой церкви Йоханнес Блок: "Мы убеждены, что история подразумевает не забвение темной стороны прошлого, но противостояние ей" [Лехаим, 2017].

"Было бы исторически неправильно удалять скульптуру", - считает профессор университета имени Гёте во Франкфурте-на-Майне Миха Брумлик, возглавляющий движение в поддержку барельефа: "Из уважения к тому, что произошло позже с евреями, необходимо предоставить более полное объяснение антисемитизму Лютера" [Лехаим, 2017]. Брумлик и другие активисты провели митинги на главной площади Виттенберга и зачитали антисемитские тексты, написанные Лютером. Наиболее известные из них: "О евреях и их лжи", "Шем Хамфораш", "Последние речения Давидовы".

Трактат Лютера 1543 г. "О евреях и их лжи" даёт ответ на вопрос: "Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. Во-вторых, я советую сровнять с землей и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган. В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат подобному идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству. В-четвертых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти. В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении. В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото, и отложить все это. В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатывают хлеб в поте своего лица... Ибо не подобает, чтобы они позволяли нам, проклятым гоям, трудиться в поте лица, тогда как они, святой народ, праздно проводят время у печи, празднуя и испуская газы, а во главе всего, богохульно похваляясь своим господством над христианами благодаря нашему поту. Нет, следует вымести этих ленивых негодяев под зад" [Luther, 2016: 11-12]. Можно спросить, как связаны между собой памфлеты Лютера и "Judensau", установленный на два века раньше? Лютер использовал образ "Judensau" в 1543 г. в памфлете "Шем Хамфораш" (древнееврейское обозначение мистического имени Бога. Над рельефом "Еврейской свиноматки" написано: "Раввины. Шем Хамфораш"). В нём он рассуждает о дьявольской сущности евреев: "Они дети дьявола, приговоренные к адскому пламени. они самого Христа назвали Веельзевулом". Лютер утверждает: "Возможно, найдется среди нас, христиан, какая-нибудь святая милосердная душа, которой покажется, что я слишком груб с этими несчастными и жалкими евреями, когда высмеиваю и унижаю их. О, Господь, я слишком мал, чтобы насмехаться над подобными дьяволами: я хотел бы сделать это, но они намного превосходят меня в искусстве насмешки, и у них есть

Современная Европа, 2019, №4

свой Бог, известный как мастер насмешки, которого зовут дьявол и злой дух" [Поляков, 2008]. Надо признать, что не все сторонники Реформации были согласны с этим памфлетом Лютера. "Даже если бы 'Шем Хамфораш' был написан пастором свиней, а не пастором душ человеческих, его невозможно было бы оправдать", -осуждали его швейцарские протестанты [Ионкис, 2007].

Справедливости ради отметим, что у Лютера есть и сочувственные высказывания в адрес евреев: "Люди желают обратить евреев либо силой, либо обличительными речами. Да запретит им Бог" [Лютер, 1976]. В памфлете под названием "Иисус Христос был рожден евреем" Лютер писал: "Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так же, как мы, язычники, обращаемся с евреями, то из язычников никогда не получилось бы ни одного христианина... Ибо наши глупцы: папы, епископы, софисты и монахи, -большие ослиные головы - до сего дня так обращались с евреями, что тот, кто хотел быть добропорядочным христианином, был почти что вынужден стать евреем. А если бы я был евреем и наблюдал, как подобные олухи и тупицы правят и преподают христианскую веру, я бы скорее стал свиньей, нежели христианином" [Oberman, 1981]. Лютер, по утверждению израильского исследователя Даниэля Грубер, проклятиями в адрес евреев, призывами к их уничтожению, превзошел своих критиков. Его "сострадательные" замечания в адрес евреев - уловка для усиления атак на папство.

Одной из влиятельных книг Реформации считается "Комментарий к Римлянам" Мартина Лютера, составленная из проповедей 1515-1516 гг., т.е. до обнародования "95 тезисов". Комментарии Лютера к 11 главе Послания Павла к Римлянам показывают его отношение к библейскому тексту. Павел пишет о Божьей верности, несмотря на грех Израиля. "Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал" (ст. 1-2). Лютер же комментирует: "Евреи возомнили, что они Божий народ, просто потому, что язычники не были Его народом" [Комментарий к Римлянам, с. 155-156]. Однако не евреи "возомнили", что они Божий народ. Бог постоянно говорил им об этом. Книга "Исход", гл. 3, стих 10 гласит: "Как Господь сказал Моисею: 'Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону: и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых'" (Исход, 3:10). "То, как Лютер обращается с текстом, просто невероятно", -утверждает Даниэль Грубер. - Павел говорит, что Бог любит евреев. По мнению Лютера, данный отрывок означает, что Бог ненавидит их... По Лютеру, всякий, не испытывающий ненависти к неверующим евреям, не принадлежит Богу. То, что пишет Лютер, не является толкованием. Это не комментарии к тому, что писал Павел. Это комментарии вместо того, что написал Павел. Это комментарии вопреки тому, что написал Павел", - констатирует Грубер [Грубер, 2017].

Следует учитывать, что текстам Лютера более пятисот лет. Как подчёркивал Беньямин Хассельхорн, куратор выставки в доме-музее Лютера в Виттенберге -применять современные понятия "толерантность", "веротерпимость" к Лютеру не корректно. Вопрос об антисемитизме Лютера сложный. "Думаю, однозначно нельзя на него ответить, - считает Хассельхорн. Если сказать 'нет', то следует добавить, что Лютер был 'антииудаистом'. Но можно сказать и 'да' - и тогда нужно

Современная Европа, 2019, №4

уточнить, что то был не современный антисемитизм. То был ранний антисемитизм, отличавшийся от современного. Отношение Лютера к евреям было обусловлено религиозными мотивами, а не их этнической принадлежностью или чем -то ещё" [Во свете, 2017]. Однако антисемитизм Лютера не вызывает сомнений. Как подчёркивал профессор истории и религиоведения Йельского университета (США) Карлос Эйр, "Лютер призывал к сожжению всех синагог и изгнанию евреев из Германии. Однако он не призывал к Холокосту. Он не призывал к массовому истреблению евреев. И всё же он очень плохо отзывался о евреях, о характере каждого еврея" [Protestant.ru, 2017].

Мысль об ответственности иудеев за смерть Иисуса Христа высказывалась в христианской теологии задолго до Лютера. Впервые об этом писал в проповедях "Против иудеев" (386-387 гг.) византийский богослов Иоанн Златоуст, в будущем Патриарх Константинопольский и святой многих христианских церквей. Этот тезис развивали богословы, принадлежавшие к единой до 1054 г. христианской церкви, так и после её раскола - к католической и православным, а после 1529-1530 гг. -лютеранской и другим протестантским церквям. В основе христианского антииудаизма - наследника языческого антисемитизма - обвинение евреев в Богоубийстве. Назывались и другие "преступления" евреев - отвергнутые Христос и его учение, отравление колодцев, ритуальные убийства (кровавый навет), угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что евреи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены, как писал в V в. Блаженный Августин, на "унижающий их образ жизни", чтобы стать свидетелями истины христианства.

Надо признать, что в современной науке отсутствует единая точка зрения на проблему христианского антииудаизма. По мнению американского исследователя профессора Дж. Гаера, "нельзя считать, что раннее христианство как таковое, в наиболее полном своём выражении, привело к более поздним проявлениям антисемитизма, христианского или какого-либо иного" [Gager, 1983]. Справедливости ради отметим, что Новый Завет исключает ненависть вообще и антисемитизм в частности: "Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей", - сказано в Первом послании Иоанна (1Ин. 3:15). Перенос современного понимания антисемитизма на средневековые тексты, включая Лютера, противоречит принципу историзма. Однако немецким национал-социалистам в ХХ в. для обоснования Холокоста не нужно было соблюдать этот принцип. Им было достаточно антисемитских текстов Лютера, выхваченных из контекста XVI в. Нацисты использовали антисемитизм Лютера именно для обоснования своего расового антисемитизма, который привел к Холокосту. "Борьба Гитлера и учение Лютера - надёжная защита немецкого народа", - гласил нацистский плакат 1933 г. [World History Archive, 1933].

Издатель нацистской антисемитской газеты "Штюрмер" Юлиус Штрайхер, один из приговоренных к повешению Международным военным трибуналом в Нюрнберге, на суде заявил: "На моём месте на скамье подсудимых мог бы сидеть Мартин Лютер, если бы суду было представлено его сочинение 'О евреях и их лжи'" [Черкасский, 2017]. В этой связи живущая в Германии доктор

Современная Европа, 2019, №4

филологических наук Грета Ионкис констатирует: "Что Гитлер делал, то Лютер советовал, разве что кроме убийств в газовых камерах" [Ионкис, 2002].

О воинствующем антисемитизме учения Лютера напомнил швейцарский художник Давид Фараго, который осенью 2017 г. выставлял на улицах Цюриха, а затем Виттенберга скульптуру "Голая правда о Мартине Лютере". Лютер изображен эксгибиционистом, распахивающим черное пальто. На подкладке пальто написаны слова немецкого философа Карла Ясперса, сказанные в 1946 г.: "Гитлер просто осуществил советы Лютера относительно евреев" [Ясперс, 1999]. На спине пальто художник начертал семь советов отца Реформации: жечь синагоги, разрушать дома евреев, конфисковать их религиозные книги, запрещать раввинам учить, запретить евреям свободу перемещения, экспроприировать их собственность и подвергать их принудительным работам. За акцией Давида Фараго стояли немецкие вольнодумцы из Фонда им. Джордано Бруно [Credo.ru, 2017].

В беседе с корреспондентом католического сайта "Kath.ch" генеральный секретарь Швейцарской федерации иудейских общин Йонатан Кройтнер заявил, что проект Фараго его не шокирует: "Эта акция указывает на реальную проблему -на антисемитизм Лютера. Этот аспект деятельности реформатора нужно серьёзно обсуждать" [СПЖ, 2017b].

Даниэль Грубер в работе "Теолог Холокоста" пишет, что "антисемитизм Мартина Лютера вплетён в его теологию с самого начала. Он создал теологию, в которой одобрялось и поощрялось истребление евреев. В этом смысле Лютер стал теологом Холокоста... Сделал ли Гитлер что-нибудь такое, чего не рекомендовал Лютер?" [Грубер, 2000]. Исследователь Ривка Шехтер утверждает, что "корни Третьего Рейха находятся в учении Лютера", и видит в антиеврейских сочинениях Лютера источник вдохновения Гитлера и его режима [Schechter, 1990: 22, 36, 39]. Хотя юдофобство Лютера было религиозным, а не расовым, со многими выводами Грубера можно согласиться. Нацистский расовый антисемитизм, приведший к Холокосту, имел глубокие корни в христианском богословии.

В ходе протестов в Виттенберге в канун 500-летия Реформации демонстранты несли плакат: "Должны ли мы после Аушвица держаться за 'Judensau'?" Ответ на этот вопрос остаётся открытым.

Выводы по проблеме роста ксенофобии делать рано: этот процесс идёт активно, причём не только в ФРГ. Проблема отношения к "чужим" расколола в целом толерантное современное германское общество. Традиционным индикатором ксенофобии по-прежнему является отношение к евреям. Причём "новый антисемитизм" объединяет латентный антисемитизм части немцев "поколения фейсбука" и "импортированный антисемитизм" многих недавно прибывших в страну эмигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока. И в том и в другом случае "новый антисемитизм" имеет, хотя и разные, глубокие религиозно-исторические корни.

Список литературы

Во свете (2017) 500 лет протестантской реформации. Каким был Лютер на самом деле. URL: https://www.inlight.news/2017/06/500.html (дата обращения: 03.09.2018).

Гобри И. (2000) Лютер, Молодая гвардия, Москва, Россия.

Современная Европа, 2019, №4

Грубер Д. (2000) Теолог Холокоста. URL: http://www.vehi.net/asion/martin.html (дата обращения: 03.09.2018).

Дебрер С. (2014) Антисемитизм в современной Германии — проблема не евреев, а Германии, Партнёр, № 9.

Лимор О. (ред.) (2013) "Евреи и христиане в эпоху реформации" в кн.: Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур, Открытый университет Израиля, Раанана.

Ионкис Г. (2002) Реформатор Мартин Лютер и евреи, Вестник, № 23, № 24.

Ионкис Г. (2007) Парадокс Мартина Лютера. URL: http://www.jcrelations.net/.3167.0.html?L=7 (дата обращения: 03.09.2018).

Курило О. (1996) Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог, Москва, Россия.

Лехаим (2017) Празднование 500-летия Реформации омрачено антисемитским скандалом. URL: https://lechaim.ru/news/prazdnovanie-500-letiya-reformatsii-omracheno-antisemitskim-skandalom/ (дата обращения: 03.09.2018).

Лютер М. (1976) Комментарий к Римлянам, Крегель Пабликэйшнз, Грэнд Рэпидз.

Поляков Л. (2008) История антисемитизма. Эпоха веры, Мосты культуры - Гешарим, Москва, Россия.

СПЖ (2017) Глава ордена Мартина Лютера раскритиковал основателя Реформации. URL: http://spzh.news/ru/news/47979-glava-ordena-martina-lyutera-raskritikoval-osnovatelya-reformatsii (дата обращения: 03.09.2018).

СПЖ (2017) К юбилею Реформации в Цюрихе напомнили об антисемитизме Мартина Лютера. URL: http://spzh.news/ru/news/48158-k-yubileyu-reformatsii-v-tsyurikhe-napomnili-ob-antisemitizme-martina-lyutera (дата обращения: 03.09.2018).

Черкасский Я. (2017) Тезисы, потрясшие мир. URL: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=21570&Itemid=0 (дата обращения: 03.09.2018).

Штоде М. (2018) В Германии резко возросло число нападений на евреев. URL: https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/203339 (дата обращения: 03.09.2018).

Ясперс К. (1999) Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии, Прогресс, Москва, Россия.

Bundesregierung (2017) Merkel: Reformationsjubiläum wichtiger Tag, available at: https://www.youtube.com/watch?v=UoG0ey0rlAg (accessed: 03.09.2018).

Credo.ru (2017) К юбилею Реформации художник в Цюрихе напомнил об антисемитизме Лютера. URL: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=128474 (accessed: 03.09.2018).

Gager J. G. (1983) The Origins of Anti-Semitism: Attitudes toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity, Oxford University Press, N.Y., p. 268.

Jüdische Allgemeine (2018) Nächste Instanz für Prozess um "Judensau", available at: https://www.juedische-allgemeine.de/article/view/id/31496 (accessed: 03.09.2018).

K. Krampitz (2017) Neuausgabe: Luthers Stellung zu den Juden, Alibri, Aschaffenburg.

Kastner W. (2018) Nicht ich provoziere, sondern die Zustände provozieren mich, Metropol Verlag, Berlin.

LENTA.RU (2018) Арабы-мигранты напали на евреев в Берлине. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/18/kippa/ (accessed: 03.09.2018).

Levin N. (1990) The Holocaust. The Destruction of European Jewry, 1933-1945, R.E. Krieger Publishing Company, N.Y.

Lewin R. (1911J Luthers Stellung zu den Juden: Ein Beitrag zur Geschichte der Juden in Deutschland während des Reformationszeitalters, Dissertation Breslau, Berlin, Germany.

Luther M. (1842) Von den Juden und ihren Lügen, "Sämmtliche Werke", Erlangen, Band 32, S. 99-274.

Newmann L.I. (1966) Jewish Influence on Christian Reform Movements, N.Y., USA.

Oberman H. A. (1981) Wurzeln des Antisemitismus. Christenangst und Judenplage im Zeitalter von Humanismus und Reformation, Severin und Siedler, Berlin, Germany.

Protestant.ru (2017) Как бы Лютер отнёсся к сегодняшней Германии? URL: https://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1438666 (accessed: 03.09.2018).

Современная Европа, 201 9, №4

RTVI (2017) Как в Германии отмечают 500-летие реформации. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xx595BKjTwk (accessed: 03.09.2018).

Schechter R. (1990) Paul-Luther-Goethe-Hitler, Nativ, vol. III, 1 (12), January 1990.

Vo svete (2017) 500 let protestantskoj reformatsii. Kakim byl Lyuter na samom dele, available at: https://www.inlight.news/2017/06/500.html (accessed: 03.09.2018).

Wenzel E. (1987) Martin Luther und der mittelalterliche Antisemitismus, Synagoga und Ecclesia, Tübingen.

Wirnshofer J. (2017) Schweinerei, Süddeutsche Zeitung, available at: https://sz-magazin.sueddeutsche.de/glaube-und-religion/schweinerei-84350 (accessed: 03.09.2018).

World History Archive (1933) Hitler's Kampf und Luther's Lehr Des deutschen Volkes gute Wehr. Nazi propaganda poster, available at: //www.alamy.com/stock-photo-hitlers-kampf-und-luthers-lehr-des-deutschen-volkes-gute-wehr-hitlers-90826960.html (accessed: 03.09.2018).

References

Bundesregierung (2017) Merkel: Reformationsjubiläum wichtiger Tag, available at: https://www.youtube.com/watch?v=UoG0ey0rlAg (accessed: 03.09.2018).

Cherkasskij Ya. (2017) Tezisy, potryasshie mir, available at: http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=21570&Itemid=0 (дата обращения: 03.09.2018).

Credo.ru (2017) К юбилею Реформации художник в Цюрихе напомнил об антисемитизме Лютера. URL: https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=128474 (accessed: 03.09.2018).

Debrer S. (2014) Antisemitizm v sovremennoj Germanii — problema ne evreev, a Germanii, Partner, no. 9.

Gager J. G. (1983) The Origins of Anti-Semitism: Attitudes toward Judaism in Pagan and Christian Antiquity, Oxford University Press, N.Y., p. 268.

Gobri I. (2000) Lyuter, Molodaya gvardiya, Moscow, Russia.

Gruber D. (2000) Teolog Kholokosta, available at: http://www.vehi.net/asion/martin.html (accessed: 03.09.2018).

Ionkis G. (2002) Reformator Martin Lyuter i evrei, Vestnik, no. 23, no. 24.

Ionkis G. (2007) Paradoks Martina Lyutera, available at: http://www.jcrelations.net/.3167.0.html?L=7 (accessed: 03.09.2018).

Jüdische Allgemeine (2018) Nächste Instanz für Prozess um "Judensau", available at: https://www.juedische-allgemeine.de/article/view/id/31496 (accessed: 03.09.2018).

K. Krampitz (2017) Neuausgabe: Luthers Stellung zu den Juden, Alibri, Aschaffenburg.

Kastner W. (2018) Nicht ich provoziere, sondern die Zustände provozieren mich, Metropol Verlag, Berlin.

Kurilo O. (1996) Martin Lyuter - reformator, propovednik, pedagog, Moscow, Russia.

Lekhaim (2017) Prazdnovanie 500-letiya Reformatsii omracheno antisemitskim skandalom, available at: https://lechaim.ru/news/prazdnovanie-500-letiya-reformatsii-omracheno-antisemitskim-skandalom/ (accessed: 03.09.2018).

LENTA.RU (2018) Арабы-мигранты напали на евреев в Берлине. URL: https://lenta.ru/news/2018/04/18/kippa/ (accessed: 03.09.2018).

Levin N. (1990) The Holocaust. The Destruction of European Jewry, 1933-1945, R.E. Krieger Publishing Company, N.Y.

Lewin R. (1911J Luthers Stellung zu den Juden: Ein Beitrag zur Geschichte der Juden in Deutschland während des Reformationszeitalters, Dissertation Breslau, Berlin, Germany.

Limor O. (ed.) (2013) "Evrei i khristiane v ehpokhu reformatsii" in: Evrei i khristiane: polemika i vzai-movliyanie kul'tur, Otkrytyj universitet Izrailya, Raanana.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Luther M. (1842) Von den Juden und ihren Lügen, "Sämmtliche Werke", Erlangen, Band 32, S. 99-274.

Lyuter M. (1976) Kommentarij k Rimlyanam, Kregel' Pablikehjshnz, Grehnd Rehpidz.

Newmann L.I. (1966) Jewish Influence on Christian Reform Movements, N.Y., USA.

Oberman H. A. (1981) Wurzeln des Antisemitismus. Christenangst und Judenplage im Zeitalter von Humanismus und Reformation, Severin und Siedler, Berlin, Germany.

Современная Европа, 2019, №4

Polyakov L. (2008) Istoriya antisemitizma. Ehpokha very, Mosty kul'tury - Gesharim, Moscow, Russia.

Protestant.ru (2017) Как бы Лютер отнёсся к сегодняшней Германии? URL: https://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1438666 (accessed: 03.09.2018).

RTVI (2017) Как в Германии отмечают 500-летие реформации. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xx595BKjTwk (accessed: 03.09.2018).

Schechter R. (1990) Paul-Luther-Goethe-Hitler, Nativ, vol. III, 1 (12), January 1990.

Shtode M. (2018) V Germanii rezko vozroslo chislo napadenij na evreev, available at: https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/203339 (accessed: 03.09.2018).

SPZH (2017) Glava ordena Martina Lyutera raskritikoval osnovatelya Reformatsii, available at: http://spzh.news/ru/news/47979-glava-ordena-martina-lyutera-raskritikoval-osnovatelya-reformatsii (accessed: 03.09.2018).

SPZH (2017) K yubileyu Reformatsii v Tsyurikhe napomnili ob antisemitizme Martina Lyutera. URL: http://spzh.news/ru/news/48158-k-yubileyu-reformatsii-v-tsyurikhe-napomnili-ob-antisemitizme-martina-lyutera (accessed: 03.09.2018).

Vo svete (2017) 500 let protestantskoj reformatsii. Kakim byl Lyuter na samom dele, available at: https://www.inlight.news/2017/06/500.html (accessed: 03.09.2018).

Wenzel E. (1987) Martin Luther und der mittelalterliche Antisemitismus, Synagoga und Ecclesia, Tübingen.

Wirnshofer J. (2017) Schweinerei, Süddeutsche Zeitung, available at: https://sz-magazin.sueddeutsche.de/glaube-und-religion/schweinerei-84350 (accessed: 03.09.2018).

World History Archive (1933) Hitler's Kampf und Luther's Lehr Des deutschen Volkes gute Wehr. Nazi propaganda poster, available at: //www.alamy.com/stock-photo-hitlers-kampf-und-luthers-lehr-des-deutschen-volkes-gute-wehr-hitlers-90826960.html (accessed: 03.09.2018).

Yaspers K. (1999) Vopros o vinovnosti. O politicheskoj otvetstvennosti Germanii, Progress, Moscow, Russia.

The legacy of Martin Luther and Jewish question in modern Germany

Author. Khavkin B., Doctor of Sciences (History), Professor of the RSUH, Institute for History and Archives; member of the editorial board of the journal "New and Contemporary History" of the Russian Academy of Sciences. Address: Department of foreign regional studies and foreign policy RGGU. 6, Miusskaya square, Moscow, Russia, 109012. E-mail: novistor@mail.ru

Abstract. In 2017, the world celebrated the 500th anniversary of the Reformation. One of the central themes of the jubilee year was the problem of Martin Luther's anti-Semitism. The jubilee became the occasion for public debate on the "Jewish question" which became relevant in modern Germany whose authorities advocate the revival of Jewish life in the country. Over the past 20 years, Germany has taken 200,000 Jews from the former USSR, only half of which entered the Jewish communities, numbering about 118 thousand people (for comparison: in 1933 in Germany lived 500 thousand Jews). In this regard, the German Federal Chancellor Angela Merkel, daughter of a Protestant pastor, called for tolerance and open society as "the most important foundation of the modern world." In a video message on October 28, 2017, Chancellor Merkel noted that it is important to show not only the strengths, but also the weak points of Luther. In particular, as Angela Merkel stated, his attitude towards the Jews should be criticized. The discussion about anti-Semitism in Germany goes along with the influx of Muslim migrants and the 12.6% of the votes received by the party "Alternative for Germany" in the parliamentary elections. This Islamophobic and anti-immigrant party declares that "those who present a problem for Jews today" are primarily "people of Arab-Muslim origin". Many refugees arrived from the countries where Israel is perceived as an enemy. This hostility is spread to Jews in general, which results in open manifestations of anti-Semitism in Germany, down to direct attacks on Jews.

Key words: 500th anniversary of the Reformation, Martin Luther, Germany, Jewish question, anti-Semitism.

Современная Европа, 201 9, №4

БО1: Шр:/Мх. о^/10.15211/8оуеигоре42019174184

Современная Европа, 2019, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.