Научная статья на тему 'Наследие композитора Б. М. Шульгина в собрании Национального музея имени А. В. Анохина'

Наследие композитора Б. М. Шульгина в собрании Национального музея имени А. В. Анохина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полтева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие композитора Б. М. Шульгина в собрании Национального музея имени А. В. Анохина»

УДК 304:2

НАСЛЕДИЕ КОМПОЗИТОРА Б.М. ШУЛЬГИНА В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ А.В. АНОХИНА

И. В. ПОЛТЕВА, Национальный музей имени А. В. Анохина, г. Горно-

Алтайск, Россия

Национальный музей имени А.В. Анохина занимает особое место в социокультурном пространстве Западной Сибири. Его собрание, заложенное еще в 1918г., в настоящее время охватывает широкий спектр предметов природного и культурно-исторического достояния Республики Алтай (более 60 тыс. ед. хран.). Одной из задач Национального музея является тщательный отбор, научное и профессиональное освоение музыкального наследия региона. Музей располагает уникальными материалами композиторов А.В. Анохина, А.М. Ильина, В.Ф. Хохолкова и др.

Процесс формирования личных фондов и отдельных коллекций был начат в 1930-е гг., когда архив композитора, исследователя духовной культуры народов Южной Сибири, первого заведующего музеем А.В. Анохина (18691931) был закреплен за музейным собранием [9]. Временем целенаправленного документирования истории музыкального искусства региона стал рубеж XX-XXI вв. В 1999г. в собрание Национального музея композитором, исследователем и педагогом, Заслуженным работником культуры Российской Федерации В.Ф. Хохолковым (1938-2008) были переданы личные письменные и фотоисточники [7]. 2002г. стал годом поступления письменных, фото- и вещественных материалов композитора и исследователя А.М. Ильина (1908-1972), дарителем которых выступила его дочь Е.А. Ильина [1]. В настоящее время наследие деятелей музыкального искусства задействуется в музейной коммуникации как в рамках стационарной экспозиции (свидетельства жизни и творчества А.В. Анохина), так и временных выставок (свидетельства жизни и творчества А.М. Ильина, В.Ф. Хохолкова), актуализируется на страницах научных изданий.

В 2014г. фонды музея и его научную библиотеку пополнили материалы, отражающие жизнь и творческую деятельность композитора, педагога, ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Бориса Михайловича Шульгина. Его дочь Ирина Борисовна Турлаева безвозмездно передала документы, нотные рукописи, письма, библиотеку, фотографии, собрание грампластинок, произведения изобразительного искусства и личные вещи. Это обусловило необходимость их своевременного изучения и представления в научном и культурном пространстве.

Информация о жизни и творчестве композитора и педагога Б.М. Шульгина опубликована в библиографическом указателе «Музыкальная культура и искусство Республики Алтай» (Горно-Алтайск, 1997) [5], «Календаре юбилейных и памятных дат Республики Алтай. 2005 год» (Горно-Алтайск, 2004) [2], «Книге Славы» (Горно-Алтайск, 2005) [3], «Музыкальной

энциклопедии Алтайского края» (Барнаул, 2011) [6]. Фрагментарные сведения встречаются в качестве заметок и статей в периодических изданиях: журналах «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Художественная самодеятельность» (Москва), газетах «Красное знамя», «Молодой ленинец» (Томск), «Тувинская правда» (Кызыл), «Алтайская правда» (Барнаул), «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны» (Горно-Алтайск) и в качестве предисловий к сборникам нот [5]. Анализ опубликованных источников позволяет автору представить краткую биографию Б.М. Шульгина.

Борис Михайлович Шульгин (1925-2010) — композитор, педагог, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1995), Заслуженный деятель искусств Республики Алтай (2006) — родился в с.Улала (современный г.Горно-Алтайск). С 1938 г. по 1943г. он учился в школе при детском доме имени 1 Мая Ивановской области [2, с.91]. В январе 1943г. был призван в ряды Красной Армии, воевал в составе II Белорусского фронта. В сентябре 1945г. он был демобилизован. Б.М. Шульгин награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией» [3, с.118]. В 1945г. он вернулся в детский дом в качестве учителя пения и рисования, поступил в Ивановское художественное училище, которое оставил после года учебы. С 1952г. по 1956г. он обучался в Томском музыкальном училище, с 1959г. по 1967г. — в Казанской государственной консерватории по классу композиции. После получения высшего профессионального музыкального образования Борис Михайлович работал в Горно-Алтайском педагогическом училище, детской музыкальной школе г. Горно-Алтайска, с 1970г. по 1974г. — в Томском музыкальном училище, с 1974г. по 1978г. — в Кызыльском музыкальном училище, с 1978г. — заведующим литературной частью, затем музыкальной частью Национального драматического театра имени П.В. Кучияк и в других учреждениях г. Горно-Алтайска [6, с.391-392].

Б.М. Шульгин — автор многих произведений, которые вошли в музыкальный фонд культурного наследия Республики Алтай. Среди них — первая алтайская симфония «Алтай», «Оркестровая сюита» для симфонического оркестра, струнный квартет, песни и романсы: «Яблонька», «Как за Обью-рекой», «Байкара», «Шуралай», «Алтай чай», «Студенческая», «Куу» («Лебедь»), «Салымы башка кайран кыс» («Девушка с другой судьбой»), «Песня о чабанах» и другие сочинения, опубликованные в различных сборниках нот [6, с.391-392].

Б.М. Шульгин наряду с композиторской деятельностью занимался изучением музыкального искусства Горного Алтая. Результатом его исследовательской работы стала монография «О музыкальной культуре алтайцев» (1968).

Неопубликованные (музейные) свидетельства жизни и творчества Б.М. Шульгина, хранящиеся в Национальном музее имени А.В. Анохина, дают

возможность расширить вышеприведенные сведения и более детально охарактеризовать как творческое достояние композитора, так и образ деятеля музыкальной культуры.

Целью настоящей публикации является обзор и введение в научный оборот наследия композитора и педагога Б.М. Шульгина, содержащегося в собрании музея, и обозначение его роли для современной культуры. Все материалы рассматриваются в соответствии с общепринятой в источниковедении классификацией.

В структуру личного фонда композитора входят письменные (рукописные и печатные), фото-, фоно-, изобразительные и вещественные источники. Значительную часть составляют письменные источники, которые представлены документами биографического и творческого характера, материалами переписки и печатными изданиями [4].

В наследии композитора Б.М. Шульгина имеется комплекс документов биографического характера о прохождении им всех ступеней образовательной системы: от среднего до профессионального музыкального. Свидетельство об обучении в Решемской средней школе Кинешемского района Ивановской области (1941) подтверждает, что Б.М. Шульгин «окончил семь классов этой школы». Экзаменационный лист Томского музыкального училища (1951) содержит таблицу «Отметка о прохождении приемных экзаменов», из которой следует, что при поступлении в данное учреждение Борис Михайлович выполнил все вступительные испытания на «отлично». Выписка из семестровых и экзаменационных ведомостей к диплому об окончании Томского музыкального училища (1956) содержит запись о том, что за время пребывания в Томском музыкальном училище с 1952г. по 1956г. он обнаружил знания, получившие высокие оценки, выполнил и защитил на «отлично» дипломную работу «Детский альбом П.И. Чайковского». Определенный интерес представляет «Характеристика дипломника» из Томского музыкального училища (1950-е), в которой зафиксирована следующая информация о Б.М.Шульгине: «обладает хорошими способностями и некоторыми творческими данными, является автором нескольких песен, опубликованных Томским Домом народного творчества. Программу выполнил на «отлично» и «хорошо». Имеет опыт хорового дирижирования, практически занимался педагогической работой. Хорошо рисует, любит общественную работу. Может быть успешным преподавателем теоретических предметов в детской музыкальной школе, где в настоящее время уже ведет педагогическую работу. Интересуется больше всего музыкальными теоретическими дисциплинами» [8].

О получении высшего профессионального музыкального образования удостоверяет нотариально заверенная копия диплома Казанской государственной консерватории (1960-е), содержащая сведения о прохождении полного курса с 1959г. по 1967г. и о присвоении Борису Михайловичу квалификации композитора. В документе «Расписание и программы государственных экза-

менов Казанской государственной консерватории» (1967) заключается информация о том, что 17 мая 1967г. входящий в состав класса профессора А.С. Лемана Б.М. Шульгин представил свои сочинения на суд выпускной квалификационной комиссии. Его произведения «Симфония» и «Алтайские песни» были исполнены Симфоническим оркестром студентов консерватории [8].

Афиши, программы, сценарии и приглашения также составляют группу документов биографического характера в личном фонде Б.М. Шульгина. Являясь отражением концертной практики, они свидетельствуют о востребованности произведений деятеля музыкальной культуры в обществе. Среди данных материалов насчитывается 11 афиш, документирующих различные периоды его жизни: томский, казанский, кызыльский, горно-алтайский. Примерами являются афиши: «Камерный концерт из произведений композиторов-студентов Казанской государственной консерватории» (Казань, 1960), «Очередное занятие Университета культуры «Творчество И. Штрауса» (Кызыл, вт. пол. ХХв.), «Концерт-отчет областной композиторской группы» (Томск, вт. пол. ХХв.), «Юбилейный концерт, посвященный творчеству композитора Горного Алтая Бориса Шульгина» (Горно-Алтайск, 2006) и др. Программа праздничного концерта, посвященного 60-летию Горно-Алтайской автономной области (1982) содержит сведения о том, что во втором отделении прозвучала песня «Куу» (муз. Б.М. Шульгина, сл. Ш.П. Шатинова) в исполнении Е.Ч. Ялбаковой (вокал) и автора (фортепиано) [8].

В фонде хранится сценарий вечера встречи «Музыка — судьба моя» с композитором Б.М. Шульгиным в Детской музыкальной школе №2 г.Горно-Алтайска, который содержит факты, редко встречающиеся в биографических документах и публикациях. Например, в 12 лет в 1937г. в г.Горьком Борис Михайлович занял I место в конкурсе рисунков на пушкинскую тему и в вокальном конкурсе, исполнив арию «Сердце красавицы склонно к измене» из оперы Дж. Верди «Риголетто»; в 14 лет в 1939г. в Ивановской области он стал победителем на смотре художественной самодеятельности, исполнив чечетку. В сценарии описывается участие Б.М. Шульгина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: «Борису Михайловичу было тогда 16 лет. Из-за больших проблем со зрением, его долго не брали на фронт. Но призывную комиссию он все же обманул, и поступил в Рязанское пехотное училище. На первых же стрельбах выяснилось, что солдат не видит мушку винтовки. За это его со скандалом выгнали. Борис Михайлович не сдавался и, начиная с 1943г. служил в инженерно-саперном штурмовом батальоне, сформированном для выполнения особо сложных задач» [8].

Среди материалов композитора имеются приглашения, адресованные Б.М. Шульгину, например, на III Съезд работников культуры, искусства и духовной сферы Республики Алтай (2004), на юбилейные мероприятия, посвященные 80-летию г. Горно-Алтайска (2008), на концерт художественной самодеятельности, посвященный 65-летию Победы (2010). Кроме того, есть бланк

приглашения на юбилейный концерт композитора Бориса Шульгина (2006) [8].

В состав наследия Б.М. Шульгина входят почетные грамоты, благодарственные письма, приветственные и поздравительные адреса (12 ед. хран.) от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Правительства Республики Алтай, Администрации г.Горно-Алтайска. Примерами служат Почетная грамота Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в связи с 75-летием со дня рождения композитора Б.М. Шульгина (2000), Благодарственное письмо Министерства культуры Республики Алтай в год 250-летнего юбилея добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства (2006), приветственный адрес Администрации г. Горно-Алтайска в связи с 75-летием со дня рождения композитора Б.М. Шульгина (2000) и др. О присвоении звания «Заслуженный деятель искусств Республики Алтай» Б.М. Шульгину «за создание выдающихся музыкальных произведений и многолетний добросовестный труд в области культуры» свидетельствует Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова от 3 мая 2006г. №100-у «О присвоении почетных званий Республики Алтай в связи с 250-летием добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства» [8].

Вышеприведенные сведения, содержащие описание документов биографического характера, представленных в личном фонде композитора Б.М. Шульгина, играют особую роль в изучении музыкальной культуры Алтая через призму жизни и деятельности отдельной личности. Анализ первоисточников позволяет привести дополнительные фактические сведения и уточнить отдельные датировки (например, точно установить время прохождения обучения в различных образовательных учреждениях). Введение в научный оборот данных документов дает возможность представить профессиональную оценку деятельности Б.М. Шульгина на этапе становления творческой личности, охарактеризовать широту его участия в музыкальной жизни г.Томска, г.Казани, г.Кызыла, г.Горно-Алтайска в качестве автора произведений, исполнителя и лектора.

Особый пласт документальных источников в наследии композитора составляет переписка. Ее изучение позволяет проанализировать связи композитора, установить личности, входившие в круг его общения, извлечь оценочные сведения как личные, так и профессионально-критические. В Национальном музее имеются телеграммы, почтовые открытки и письма официально-делового и частного характера, адресованные Б.М. Шульгину (34 ед. хран.). Примерами официально-деловой переписки выступают письма Союза польских композиторов (1970), Института искусств Академии наук Армянской ССР (1971) и др., в которых Борису Михайловичу выражается благодарность за переданные в данные организации издания («Кожондор. Песни», «О музыкальной культуре алтайцев») и высказывается надежда на дальнейшее сотруд-

ничество. Письма от Союза композиторов РСФСР Б.М. Шульгину (1977) и В.И. Борисенко (1981) содержат информацию о принятии документов для вступления в Союз композиторов СССР на рассмотрение Приемной комиссией, включают сведения о недостаточности присланных материалов и просьбу пересмотреть приемное дело композитора, оформить его по требованиям Устава и проанализировать на заседании Правления Союза композиторов Тувинской АССР. К этой же группе относится телеграмма (1982), сообщающая о приеме к изданию в Москве хора «Как за Обью-рекой» [8].

Следует отметить переписку Б.М. Шульгина с композитором, ректором и преподавателем Казанской государственной консерватории Н.Г. Жигановым. В Национальном музее хранятся 9 писем и 2 почтовых открытки 1970-х гг., адресованных Б.М. Шульгину. Их содержание носит преимущественно личный характер. В них Назиб Гаязович поднимает тему предназначения композитора, рассказывает о своей творческой работе, поддерживает своего бывшего студента. Проиллюстрировать данный тезис могут нижеприведенные цитаты.

«Пишите, пишите и еще раз пишите, чтобы голова была всегда занята творчеством. Алтай, богатый, красочный край. Пусть эти богатства будут доступны через Вашу Музыку и тем людям, которые не были в тех краях» (1973). «Быть композитором это великая радость и честь. А у Вас, мой друг, есть свой композиторский почерк и Вы обязаны сочинять, сочинять и еще раз сочинять Музыку. <.. .> Моя жизнь, как всегда, заполнена до предела. Консерватория, Союз, командировки в Москву и другие города. Немного остается времени для сочинения Музыки. 4 симфонию закончил летом 1973г. Симфонический сезон нашего оркестра открылся моей четвертой. Публика симфонию приняла тепло. Сейчас работаю над 5-ой. Закончил две части в партитуре, и все дальше что-то трудно двигается. Мучаюсь. Тем много, а нужной пока не слышу. Вот так, дорогой Боря!» (1974) [8].

В одно из писем Н.Г. Жиганова была вложена рекомендация в члены Союза композиторов СССР Б.М. Шульгина: «Я, Жиганов Назиб Гаязович, хорошо знаю бывшего студента-композитора Казанской консерватории, ныне композитора, крупного музыкального деятеля Шульгина Бориса Михайловича. Борис Шульгин является композитором профессионалом алтайского народа. Им написан ряд произведений симфонического жанра, оратория, струнный квартет, много песен. Шульгин бережно собирает фольклор своего народа. Борис Шульгин — многогранный композитор, музыкальный деятель. Учитывая вышесказанное считаю свои долгом рекомендовать его в члены Союза композиторов» (1970) [8].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что официально-деловые и частные письма из личного фонда Б.М. Шульгина выступают в качестве свидетельств активной работы композитора в области популяризации музыкальной культуры Горного Алтая, попыток его вступления в Союз компо-

зиторов СССР, сотрудничества с музыкальными изданиями и коммуникации с известным деятелем искусства XX в. Н.Г. Жигановым, явившейся мощным фактором мотивации и поддержки Борису Михайловичу в его музыкальной деятельности.

Из документов творческого характера наибольшую ценность представляют ноты музыкальных произведений. В Национальном музее имени

A.В. Анохина хранятся список произведений Б.М. Шульгина, написанных с 1955г. по 1973г., тетрадь для нот композитора, а также отдельные нотные рукописи (40 ед. хран.) [8]. Изучение данных источников позволило автору классифицировать их по следующим группам: авторские инструментальные; авторские вокально-инструментальные сочинения; записи народных песен и произведений других композиторов.

Ноты авторских инструментальных сочинений Б.М. Шульгина представлены такими рукописями как: «Квартет для виолончели, виолы и двух скрипок», «Тюркский танец» (1976), «Симфония №2», «Струнный квартет», «Скерцо», «Прелюдия. d-moll» [8].

Авторские вокально-инструментальные сочинения выражены в богатом песенном достоянии. В Национальном музее хранятся рукописи произведений для сольного и хорового исполнения: «Как за Обью-рекой» (сл. Н. Тарасова) (1980-е), «Соловей» (сл. А. Адарова), «Дорогие черты» (сл. К. Мусорина), песня-кантата «Алтай» для оркестра, хора и солистов (сл. П. Кучияк), «Песня юности» (сл. М. Юдалевича), «Будьте первым свиданьям верны» (сл. Г. Кондакова), «Сосна» (сл. М. Лермонтова), «Алтай кыс» (сл. А. Адарова), «Пуля» (сл. Ш. Шатинова) (1965), «О тебе, далекая» (сл. К. Козлова), «Здравствуй, осень!» (сл. С. Щипачева) (1972), «Колыбельная» (сл. А. Саруевой), «В центре города сам Ленин» (сл. В. Бокова) (1968), «Девичья песня» (сл. М. Исаковского) (1973), «Квартет» (сл. И. Крылова) и др. [8].

Примерами записей народных песен и произведений других композиторов выступают: «Ах ты, душечка» (русская народная песня), «Неделька» (русская народная песня), «Кто там с победой к славе торжественно идет» (муз. Дж. Верди), «Полька» (муз. М. Глинки), «Сын России» (муз. С. Туликова, сл.

B. Харитонова), «Прелюдия №2» (муз. А. Гречанинова) и др. Также имеется нотная рукопись песни «Кукушкины слезки» (сл. Г. Кондакова) композитора Г.Н. Дехтярова с дарственной надписью автора: «Посвящается дорогому другу Борису Шульгину» (1971) [8].

Документы творческого характера из личного фонда Б.М. Шульгина представляют собой рукописи (наброски и чистовые записи) инструментальных и вокально-инструментальных композиций (в том числе и неопубликованных), записи народных песен и произведений других авторов. Они дают возможность показать жанровое разнообразие композиторского творчества Бориса Михайловича, позволяют проследить динамику его мысли в процессе

сочинительства, представить музыкальные предпочтения и фрагментарно воссоздать репертуар, формировавшийся им для педагогической работы.

Наряду с рукописными источниками собрание Национального музея (31 ед. хран.) и фонды научной библиотеки (24 ед. хран.) пополнили печатные издания, относящиеся к личности композитора Б.М. Шульгина. В музее представлена исследовательская работа Б.М. Шульгина «О музыкальной культуре алтайцев» (1968). Обширную группу составляют сборники нот, среди которых выделяются авторские (исключительно с произведениями Б.М. Шульгина), например, «Песни» (Горно-Алтайск, 1964), «Кожондор. Песни» (Горно-Алтайск, 1969), «Мелодии гор: Песни» (Горно-Алтайск, 1985) и др. Имеются издания, в структуре которых наряду с сочинениями других композиторов встречаются работы Б.М. Шульгина, например, «Навстречу фестивалю молодежи. Звени, наша песня» (Томск, 1956), «Звени, наша песня» (Горно-Алтайск, 1964), «Поем и танцуем» (Горно-Алтайск, 1966), «Песни голубого Алтая» (Горно-Алтайск, 1972) и др. Печатные издания включают публикации, относящиеся к другим композиторам Горного Алтая, например, «А.В. Анохин. Сборник песен» (Горно-Алтайск, 1962), издание «Народные песни Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 1971) под авторством А.М. Ильина, «Ритмы гор» В.Ф. Хохолкова (Горно-Алтайск, 1990) и др. [8]. Помимо работ, отражающих историю музыкальной культуры Алтая, в личной библиотеке Б.М. Шульгина представлены труды, посвященные истории, литературе, изобразительному искусству региона. Вышеперечисленные печатные издания не только характеризуют интересы фондообразователя, но и являются свидетельствами, отражающими его творчество.

В структуру наследия композитора входят фотоисточники. В фонде Б.М. Шульгина их количество составляет 55 единиц хранения. Имеются классические и жанровые фотопортреты. Примерами выступают снимки 1953г., 1970г., 1972г., 1983-1984 гг., 1990-х гг., 2006г. Кроме того, музей является обладателем сюжетных постановочных и репортажных фотографий, отражающих различные периоды жизни (томский, казанский, кызыльский, горноалтайский) и направления деятельности композитора Б.М. Шульгина (создание музыкальных произведений, исполнительство, педагогика). Казанский период освещают следующие фотографии: «Б.М. Шульгин во время поступления в Казанскую государственную консерваторию» (1959), «Выпускники Казанской государственной консерватории» (1967). О кызыльском периоде повествует снимок «Б.М. Шульгин в Кызыльском училище искусств» (1975). Большинство фотоисточников представляет собой визуальный обзор направлений деятельности композитора в рамках горно-алтайского периода. Так, фотографии «Б.М. Шульгин — преподаватель Горно-Алтайской детской музыкальной школы №2 — с учениками» (вт. пол. ХХв.), «Б.М. Шульгин во время интервью для ГТРК «Горный Алтай» (последн. четв. ХХв.), «Выступление Б.М. Шульгина и вокального ансамбля в Городском Доме культуры (последн.

четв. XXb.), «Шульгин Б.М. во время празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005), фотоколлажи «Песни Победы» (2005), «Юбилейный вечер композитора Б.М. Шульгина» (2006), а также целый цикл снимков под общим названием «Б.М. Шульгин во время купания в реке зимой» (1950-е, 1960-е, 1978) показывают его как педагога, общественного деятеля, исполнителя и человека, ведущего активный образ жизни. Особо следует отметить группу фотопортретов известных деятелей истории и культуры: участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., полного кавалера орденов Славы В.В. Чевалкова (1980-е), композитора и музыковеда А.К. Кочаряна (вт. пол. XXв.), алтайского поэта и прозаика Л.В. Кокышева (вт. пол. XXв.) и др. [8]. Все вышеприведенные фотоисточники позволяют воссоздать визуальный образ композитора Б.М. Шульгина, проиллюстрировать направления его деятельности в различные жизненные периоды.

Составляющей частью наследия деятелей музыкальной культуры Алтая являются фоноисточники. В Национальном музее хранятся две магнитные ленты с произведениями Б.М. Шульгина. Коллекция грампластинок (46 ед. хран.) включает в себя записи сочинений известных зарубежных и отечественных композиторов (И.С. Баха, Л.В. Бетховена, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.Г. Шнитке, Н.Г. Жиганова и др.) и деятелей музыкального искусства Алтая. Ко второй группе относятся грампластинки «Горно-Алтайской автономной области — 60 лет» (1982), «Алтайские батыры» (1985), «Песни и мелодии Горного Алтая» (1985), «Хан-Алтай. Посвящается 120-летию со дня рождения А.В. Анохина» (1990) и др. [8]. Фоноисточники из личного фонда Б.М. Шульгина способствуют знакомству с авторскими сочинениями и произведениями композиторов Горного Алтая. Кроме того, они отражают вкусы Бориса Михайловича относительно зарубежной и отечественной музыки.

В наследии композитора выделяется группа изобразительных источников. В Национальном музее имени А.В. Анохина имеется портретное изображение Б.М. Шульгина — гипсовый барельеф, выполненный П.Т. Гриценко в 1975г., а также шарж, созданный в 2005г. в связи с 80-летием композитора [8]. О многогранности творческой личности Бориса Михайловича свидетельствуют созданные им изобразительные произведения различных жанров (12 ед. хран.). Это портреты Г.И. Чорос-Гуркина, Л.В. Кокышева, Л.В. Бетховена, Д.Д. Шостаковича, пейзажные работы и натюрморт, выполненные в различных техниках [8]. Изобразительные источники, входящие в личный фонд Б.М. Шульгина, служат не только средством воссоздания визуального образа композитора, но и раскрывают еще одну грань его личности как своеобразного художника.

В состав фонда также входят вещественные источники. Среди личных вещей Б.М. Шульгина можно назвать аккордеон Weltmeister Caprice и электрофон монофонический «Россия-323» [8]. Составляющие немногочисленную

группу, данные материалы играют особую роль в музейном пространстве благодаря своей аттрактивности и мемориальной ценности.

В 2014г. в рамках Международной акции «Музейная ночь — 2014» в Национальном музее состоялась выставка «Новые поступления в Национальном музее имени А.В. Анохина» [10]. Один из ее тематических блоков «Музыка — судьба моя» был посвящен композитору Б.М. Шульгину. На выставке были представлены документы, нотные рукописи, письма, фотографии, грампластинки, афиши, аккордеон и ряд изобразительных работ композитора. В 2015г. к Всероссийской акции «Ночь искусств» планируется оформление выставки, посвященной 90-летию со дня рождения Б.М. Шульгина. На ее базе будут разработаны и проведены культурно-образовательные программы, такие как экскурсия-концерт «Музыка — судьба моя» с привлечением музыкальных коллективов Республики Алтай и интерактивная программа для самостоятельной работы.

Таким образом, анализ наследия композитора Б.М. Шульгина в собрании Национального музея имени А.В. Анохина в соответствии с общепринятой в источниковедении классификацией позволяет сделать вывод о том, что его состав определяется комплексом письменных, фото-, фоно-, изобразительных и вещественных источников. Роль данных материалов для современной культуры значительна: она проявляется в их научной, мемориальной и эстетической ценности. Музейные предметы могут служить источником информации для восполнения пробелов в истории музыкальной культуры Алтая. Они позволяют полноценно (информативно и визуально) представить творческую личность посредством публикаций, презентации материалов в рамках экспозиционных и выставочных проектов, разработки и внедрения различных культурно-образовательных форм (экскурсий, лекций, музейных уроков, музыкальных гостиных и др.).

Список литературы:

1. Кабекова Т.М. О творческом наследии композитора А.М. Ильина (19081972) // Анохинские чтения. — Горно-Алтайск, 2008. — С.74-75.

2. Календарь юбилейных и памятных дат Республики Алтай. 2005 год. — Горно-Алтайск, 2004. — 191с.

3. Книга Славы. — Горно-Алтайск: Книжное издательство «Юч-Сумер — Белуха» Республики Алтай, 2005. — 368с.

4. Методические рекомендации по приему, учету и описанию документов личного происхождения. — Горно-Алтайск: Комитет по делам архивов Республики Алтай, 2014.

5. Музыкальная культура и искусство Республики Алтай: Библиографический указатель / Сост.: Л.Т. Баштыкова, Л.А. Инеева. — Горно-Алтайск: АКИН, 1997. — 144с.: ил.

6. Музыкальная энциклопедия Алтайского края / Под общей ред. В.Е. Огневой, И.Н. Свободной. — Барнаул: ГМИЛИКА, АЗБУКА, 2011. — 472с.: ил._

7. Национальный музей имени А.В. Анохина. Книга поступлений №13.

8. Национальный музей имени А.В. Анохина. Личный фонд композитора и педагога Б.М. Шульгина.

9. Национальный музей имени А.В. Анохина. Личный фонд композитора, этнографа и педагога А.В. Анохина.

10. Сергеева Е. Новые поступления в Анохинском музее // Постскриптум. — 2014. — №21(1038). — С.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.