Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Логунова Е.Н. — Наследие индустриально-промышленных окраинных поясов в логике развития современного города // Урбанистика. - 2023. - № 2. DOI: 10.7256/2310-8673.2023.2.40793 EDN: STEWZC URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=40793
Наследие индустриально-промышленных окраи поясов в логике развития современного города
Логунова Елена Николаевна
старший преподаватель, кафедра градостроительства, Институт архитектуры и дизайна, Сибирский
федеральный университет
660018, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 82 ст. 6
И el.lgnv@yandex.ru
Статья из рубрики "География города"
DOI:
10.7256/2310-8673.2023.2.40793
EDN:
STEWZC
Дата направления статьи в редакцию:
19-05-2023
Дата публикации:
31-05-2023
Аннотация: Современные стратегии развития городов направлены на рационализацию землепользования, что приводит к поиску неэффективно используемых территорий, к которым относится промышленно-конверсионное наследие - участки ликвидированных производственных предприятий, модернизированных транспортных узлов. Объектом исследования являются индустриально-промышленные окраинные пояса как структурная составляющая плана города. Автором рассмотрены процессы формирования индустриально-промышленных окраинных поясов в результате естественного городского роста и их преобразования в динамике развития современного города. Проводится анализ формирования индустриально-промышленных окраинных поясов в планировочной структуре отечественных и зарубежных городов. Рассмотрен международный опыт и законодательные аспекты реконструкции промышленно-конверсионного наследия в структуре современного города. В исследовании обобщены теоретические взгляды на деградирующие промышленно-конверсионные территории. Представлены основные направления преобразования промышленно-конверсионного наследия в структуре окраинных поясов. В зависимости от наличия ценной застройки и
размера участка реконструкция может предполагать как внедрение новой функции с сохранением архитектурного объема, так и тотальный снос сложившейся застройки и формирование нового объемно-пространственного решения. Описаны функционально-пространственные особенности участков окраинных поясов. Обоснована необходимость выявления участков индустриально-промышленных окраинных поясов как единой взаимосвязанной системы для более комплексной оценки потенциала преобразования промышленно-конверсионных территорий.
Ключевые слова:
городские окраинные пояса, промышленно-конверсионные территории, реконструкция, морфология города, градостроительное наследие, современный город, теория и практика, рационализация землепользования, планировочная структура города, городское планирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки в рамках реализации научного проекта «Принципы преобразования промышленно-конверсионных территорий города в контексте стратегии устойчивого развития».
Отечественное градостроительство ориентировано на развитие и реконструкцию существующих населенных пунктов взамен нового строительства. С начала XXI века принимаются программы городского развития, нацеленные на достижение компактности городов, уплотнение их застройки и раскрытие потенциала сложившейся градостроительной ткани с учетом современных требований. Это приводит к инвентаризации и поиску нерационально функционирующих городских земель. Согласно исследованиям Росстата, более 60% городских территорий используются неэффективно,
а общее число стагнирующих в городах участков - более 950 -Ш. По оценкам Европейского агентства по окружающей среде (ЕЭЗ) в населенных пунктах Европы
выявлено около трех миллионов нецелесообразно эксплуатируемых участков --21. При этом их реконструкция и перепрофилирование экономически более оправдано, чем освоение новых территорий в силу выгодного размещения вдоль транспортных артерий и наличия развитой инфраструктуры.
Периоды зарождения и процветания производственной деятельности оставили особенно яркий след в структуре современных городов в виде чересполосицы промышленных и жилых территорий. Последующая в конце ХХ-начале XXI вв. модернизация, ликвидация производственных объектов или их вынос за городскую черту спровоцировали поиски путей масштабного преобразования городской ткани, достижения пространственно-функциональной связанности и реинтеграции в план города промышленно-конверсионных территорий.
Исследователи отмечают необходимость особого отношения к деградирующим промышленно-конверсионным территориям и принятия взвешенных решений по их реновации и назначению рационального землепользования.Для такого рода нерентабельных пространств используются различные определения, характеризующие их недостаточную эффективность функционирования. Испанский архитектор, теоретик И. де Сола-Моралес описывает незадействованные участки в структуре города как «неопределенный ландшафт» (от фр. «terrain vague», «vague» имеет значения как «неопределенный и одновременно» «незанятый», «свободный») - пустоты в городском
пространстве, спонтанно выведенные из экономических, социальных процессов города. Преобразование таких мест, как полагает архитектор, не должно быть незамедлительным и руководствоваться методами принудительного назначения функционального наполнения, а должно производиться постепенно и основываться исходя из анализа
прилегающих территорий и выявления нужд городского пространства Х. Армстронг вводит понятие «ландшафты презрения» (от англ. «landscapes of contempt»), исходя из общего отношения проектировщиков и жителей к городским территориям, пришедшим в упадок. По ее мнению, наличие пустот в городской ткани - важная её составляющая, которая с одной стороны позволяет выявить проблемы городского планирования, с другой - предоставляет ресурс для уплотнения городской застройки, а их реорганизация
требует обдуманных решений J4!. Р. Транчик выделяет в составе американских городов «потерянные пространства» (от англ. lost spaces) - неиспользуемые территории города, без четких границ, которые не вносят никакого положительного вклада в жизнедеятельность города, нарушают связанность его территорий, при этом имеют потенциал для преобразований. К потерянным пространствам, кроме бездействующих общественных пространств, также относятся нефункционирующие портовые зоны, железнодорожные станции, территории бывших военных учреждений и площадки
производственных предприятий, вынесенных за черту города И. В. Кукина определяет зоны устаревания и маргинализациии как провалы градостроительной ткани и подчеркивает, что они возникают в результате того, что «город...является последствием рефлексивных проектов «по закону», которые приводят к формированию независимых от правил, законов, норм, процессов, случайных, субъективных и не регулируемых» [6, С 68].
Городские окраинные пояса
В зарубежной теории урбоморфологии историко-географический подход к изучению сложившейся городской ткани позволил обосновать появление специфических окраинных поясов (от англ. «urban fringe belts») в структуре города, включающих, в том числе, промышленно-конверсионные. Установлено, что на каждом этапе развития планировочной структуры городов окраинные территории формируются стихийно и
хаотично, опоясывая городскую застройку [7-10]. Условия возникновения отражаются на их пространственном и функциональном строении в целом: периферийные территории, как правило, имеют запутанную улично-дорожную сеть и рисунок участков межевания, низкую плотность застройки, экстенсивные виды землепользования, такие как коммунально-складские и производственные, рекреационные объекты, территории садов и огородов, спортивных, религиозных и общественных учреждений. В дальнейшем, при разрастании города, новая застройка появляется на неосвоенных землях, переступая сложившуюся периферию, так как морфологические характеристики и структура землепользования затрудняют её интеграцию в сложившиеся по проектным планам
территории и обуславливают сложность окраин к преобразованиям Ш^. Таким образом, прежде окраинные участки входят во внутреннюю структуру города, образуя единую систему, разнородную в плане и функциям и сохраняются на длительное время в неизменном виде как характерный отпечаток предшествующих этапов городского развития независимо от проектных решений, принятых в генеральных планах. Появление окраинных поясов связано с линиями фиксации - барьерами для развития города (долины рек, особенности рельефа, городские стены, железнодорожные и автомобильные магистрали, экономические циклы, промышленные предприятия и
комплексы) -U-2!. В зависимости от глубины истории города в его плане можно встретить несколько окраинных поясов, которые отражают его функциональный профиль того или
иного исторического периода. Примерами являются зеленые кольца бульваров на месте фортификационных укреплений вокруг исторических центров, система религиозных объектов, когда-то размещавшихся на границе городов, а также зеленые пояса, созданные для сдерживания разрастания городской застройки, Периоды индустриализации и развития железнодорожного транспорта сказались на особенно обширном характере окраин городов, которые в дальнейшем вошли в городскую черту. В структуре современного города индустриально-промышленные окраинные пояса нарушают транспортные и функциональные связи, а физические характеристики участков окраинных поясов, утративших первичное функциональное назначение, непосредственно влияют на их включение в процессы жизнедеятельности города.
Система отличительных промышленно-конверсионных территорий наблюдается в структуре городов различных культурных контекстов. Например, в плане города Нант (Франция) выделяется индустриальный окраинный пояс ХУШ-Х1Х вв., в плане Стамбула (Турция) - середины XX века; в Чикаго (США) - индустриально-промышленный окраинный пояс XX века.
Анализ формирования промышленно-индустриальных окраинных поясов и их преобразования в структуре современного города
В международной практике градостроительного проектирования преобразование промышленно-конверсионного наследия проводится преимущественно локально, без учета закономерностей происхождения подобных территорий и соседствующих. В зависимости от наличия ценной застройки и размера участка реконструкция может предполагать как внедрение новой функции с сохранением архитектурного объема, так и тота льный снос сложившейся за стройки и формирова ние нового объемно-пространственного решения. Основными тенденциями реорганизации промышленно-конверсионных территорий является их перепрофилирование под офисно-деловые
центры, жилую застройку, объекты культурного назначения [13-17].
В Красноярске выявлено три индустриально-промышленные окраинных пояса. Первый окраинный пояс второй половины XIX в. граничит с центральным ядром города, в его состав входит коммунально-складские предприятия, паровозовагоноремонтный завод (ЭВРЗ), основанный на базе железнодорожных мастерских, территория бывшего Красноярского завода комбайнов. Следующий индустриально-промышленный окраинный пояс первой половины XX века имеет линейный характер, его формирование связано со строительством железнодорожного моста через р. Енисей (1899) и трассировкой Транссибирской железнодорожной магистрали на правом берегу, где к 1927 году появляется кирпичный завод, лесозавод, лесопилки, затон-гавань. Данный окраинный пояс поэтапно уплотнялся крупными промышленными предприятиями в связи с первым этапом индустриализации Красноярска, затем в период эвакуации производственных объектов в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенное время. На левом берегу окраинный пояс первой половины XX века имеет фрагментарный абрис и сложился с запада, у Николаевского кладбища (1908), скотобойня и колбасная фабрика (в 1939 г. объединенные в мясокомбинат). К началу 1950-х гг.: в его структуре отводится участок для Красноярского завода телевизоров «Искра». Третий индустриально-промышленный окраинный пояс второй половины XX века фрагментарно сформирован на левом берегу и связан со вторым этапом индустриализации города. В него входят алюминиевый завод и ответвление от Транссибирской железнодорожной магистрали для обеспечения его производственных процессов. Вдоль тупиковой ветки железной дороги и Северного шоссе сконцентрированы коммерческие и коммунально-
складские и производственные предприятия.
К настоящему времени отмечаются процессы преобразования промышленно-конверсионных территорий различного масштаба.Здания завода телевизоров и завода светочувствительных материалов «Квант переоборудованы торгово-развлекательные комплексы ТК «На Свободном» и ТК «Квант».Радикальные изменения произошли на участке Красноярского комбайнового завода, где после ликвидации производства появляется многоквартирная жилая застройка района «Новоостровский». Существующая улично-дорожная сеть, наличие ценных архитектурных объектов определяет параметры нового района, которые привязываются к сложившемуся контексту. Кроме того, в структуре окраинного пояса второй половины XIX в. предлагается возвести деловой комплекс Красноярск Сити. Реконструкция наблюдается на участках Красноярского деревообрабатывающего комбината и Судостроительного завода в связи с их ликвидацией или переносом за границы города. На данных территориях появляется жилая застройка районов Южный берег, Тихие зори и спортивный стадион «Платинум-Арена» в рамках подготовки к зимней У ниверсиаде-2019 года. Утрата прежней функции позволила разместить крупный спортивный объект во внутренней структуре города в транспортной доступности. Подобные значительные изменения затронут территории красноярской нефтебазы и судоверфи, участки которых согласно проектам, отведены под жилую застройку.
Аналогичные решения принимаются в других городах Российской Федерации. Так, в структуре Москвы насчитывается несколько индустриальных окраинных поясов, размер участков которых увеличивается от центрального ядра к периферии, что связано с развитием и увеличением масштабов производственной деятельности. Наиболее обширные территории занимает индустриально-промышленный окраинный пояс конца Х1Х-первой половины XX вв. Импульсом для его активного развития стало строительство Московской окружной железной дороги в 1908 году, трассированной по прилегающим к городу лесным массивам, болотам, сельскохозяйственным землям и производственным участкам. В дальнейшем по линии Московской окружной железной дороги была установлена граница города, а вдоль нее в течение последующих пятилеток продолжили концентрироваться многочисленные промышленные объекты. Во второй половине XX века с развитием массового жилищного строительства застройка перешагнула значительные территории индустриально-промышленного окраинного пояса конца XIX-первой половины XX вв. (Рисунок 1).
М- ЗиетгД; " чт' Р'1^-Л ' - - ., . 1 1 , • Ч е } 1 1'. Фг^*-. * ,, " 1"V ; • *;' Й*"1 ' «V \ Г УДЯ 9- _ *■ ' УГ •'урв, _ , •
\ ... "г^с - V / ^ - ж щ Шж * № ■ - '■' яр-' > ■ '¿я* ^ 1
Рис.1. Индустриально-промышленный окраинный пояс конца XIX-первой половины XX вв.: слева - на плане 1925 г. зафиксировано размещение производственных предприятий на окраине Москвы; справа - участки индустриально-промышленного окраинного пояса в структуре современного города (Источники: retromap.ru,
yandex.ru/maps)
В настоящее время, после выноса или ликвидации производственных предприятий железнодорожные пути, проложенные вблизи исторической части города, позволили организовать систему железнодорожного пассажирского транспорта - Московское центральное кольцо, интегрированное с метрополитеном, а также транспортно-переса доч ные уз лы. П ромышленно-конверсионные территории ста ли ресурсом для появления таких объектов, как деловой центр «Москва-Сити» (на месте Дорогомиловских каменоломен), жилого района «ЗИЛ» (на месте Заводе имени Лихачёва), бизнес-квартала Арма (на месте Московского газового завода) и др. По программе «Р едевелопмент промзон» предусмотрено пре обра зова ние производственных предприятий индустриально-промышленного окраинного пояса конца XIX-первой половины XX вв, «Верхние котлы», «Варшавское шоссе», «Грайвороново», «Серп и молот», «За па дный порт», территории Рижского груз ового двора .
Кроме того, изолированная специфика функционирования предприятий позволила сохранить застройку, обладающую историко-культурной ценностью.
Промышленно-конверсионные территории являются ресурсом для формирования полицентричной структуры города, размещения необходимых социальных и общественных объектов в транспортной и пешеходной доступности. Статус нового объекта зачастую имеет местный или региональный уровень, реже - государственный или международный. Например, в Лондоне (Великобритания) индустриально-промышленном окраинном поясе второй половины XIX-начала XX вв. на территории крупнейшего в мире порта и прилегающего ра йона Д оклендс в период смены профиля города с промышленного центра на финансовый организована особая экономическая зона «Айл-оф-Догз» и возведен деловой и жилой район.
В городе Лилль - когда-то промышленной столице Франции, - реорганизация промышленно-конверсионного наследия в окраинном поясе XVПI-XIX вв. позволила возродить экономический потенциал города после закрытия градообразующих текстильных производств во второй половине 1960-х гг. В ходе точечной реконструкции в 1980-х гг. отдельные производственных территорий приспособлены под новые функции, преимущественно относящиеся к сфере услуг. Расположение участков вдоль железнодорожной магистрали и модернизация городского транспорта обеспечили доступность прежде изолированных территорий. Наиболее крупным преобразованиям подвергся уч а сток в восточ ной ч а сти окра инного поя са , выгодно ра з мещенный относительно транспортных связей, где реализован проект «ЕигоПМе» (разработка мастер-плана - компания ОМА). В результате реконструкции железнодорожных путей для движения высокоскоростных поез дов, свя за вших Л илль с другими европейскими городами, на прилегающих территориях сосредоточились международные деловые, офисные, торговые центры и жилая застройка. Бывшие периферийные территории стали административным и финансовым районом международного значения (Рисунок 2).
Рис. 2. Формирование индустриально-промышленного окраинного пояса XVIII-XIX вв. г.
Лилль.
Слева направо: окраина города на плане 1880 г., окраинный пояс включен в городскую застройку, план 1967 г., аэрофотосъемка 2022 г., красным выделен участок реализации проекта «EuroMMe» (Источники: cartes-livres-anciens.com, www.historicpictoric.com,
yandex.ru/maps)
Примером более комплексной трансформации промышленно-конверсионного наследия является проект «Зеленые лучи Милана». На окраинах Милана как главном индустриальном узле Италии XIX-первой половины XX вв. были сосредоточены крупные производственные объекты различного профиля: от производства тканей до автомобилей, а также большое число предприятий химической промышленности. Это отчетливо отразилось в современном плане города в виде индустриально-промышленного окраинного пояса XIX-первой половины XX вв.
В начале XXI века с выводом всех предприятий из городской черты проведен тщательный анализ пустующих участками и предложена концепция «Зеленые лучи Милана». По замыслу проектировщиков территории индустриально-промышленного окраинного пояса XIX-первой половины XX вв. и окраинного пояса XXI века связываются в единую систему радиальными линейными пространствами от центра города к пригороду. В этой системе территории бывших производственных предприятий являются узловыми элементами и уплотняются общественной и жилой застройкой.К настоящему времени на участке завода «Альфа Ромео» реализован проект парка «Портелло» (авторы: Чарльз Дженкс, Андреас Кипар, бюро LAND, 2000-2013). На территориях, вокзала Порта-Нуова, потерявшего актуальность в связи со строительством станции Гарибальди, возведен бизнес-комплексы и жилые кварталы (LAND Milano, 20042017). На месте сталелитейного завода Falck (автор мастер-плана Ренцо Пиано, 2005 г.-по настоящее время) проектом предусматривается сохранение и конверсия нескольких объектов промышленной архитектуры, размещение парка и жилой застройки.
Законодательные аспекты преобразования промышленно-конверсионного наследия
Отдельно стоит выделить подход к преобразованию промышленно-конверсионного наследия с точки зрения законодательства, что предполагает более цельный взгляд на решение проблем данных территорий. В Берлине (Германия) в последние десятилетия XX века произошли одни из масштабных процессов ликвидации производственных предприятий. При этом городскими властями было принято решение не отказываться от производственных объектов в черте города, общая площадь которых составляла 4500 га., а сохранить изначальное назначение с переориентацией производственной деятельности, что, безусловно, имеет стратегическое значение для любого города, как минимум для упорядочения транспортных потоков. Для того, чтобы избежать повсеместного перепрофилирования потерявших свою промышленную функцию участков под офисно-деловую застройку с 1992 года в градостроительном плане зарезервировано около 1700 га. для размещения высокотехнологичных производств, образовательных и научных центров с приоритетом для малого бизнеса и экологически чистым технологиям. Около 2900 га в структуре города уже преобразованы в активно функционирующие
промышленные предприятия. [18-19]. В США в начале 1990-х гг. для комплексного решения проблем промышленно-конверсионных территорий юридич ески уста новлено понятие «brownfields», подразумевающее деградирующие, ранее развитые территории, не используемые согласно их потенциалу 1221. Агентством по охране окружающей среды
США (The U.S. Environmental Protection Agency (EPA)) прията программа «Brownfields Initiative». Целью программы является восстановление и повторное использование подобных территорий. Тем не менее, в данных законодательных решениях не рассматривается общность возникновения и взаимосвязанность подобных территорий. Кроме того, не учитываются пространственные характеристики участков, которые в большей степени влияют на возможности реконструкции промышленно-конверсионных территорий и степень их интеграция в окружающий контекст.
Заключение
Анализ теоретической базы и практического опыта реконструкции промышленно-конверсионных территорий показывает, что их преобразование проводится преимущественно локально и не взаимосвязано, без учета исторических этапов становления города и рассмотрения данных участков как цельной структурной части городской ткани, что предполагает теория окраинных поясов. Изучение механизмов и законов формирования окраинных поясов, их особенностей и влияние на последующие этапы развития города позволяет объяснить физический состав сложившейся планировочной структуры и более обоснованно и реалистично спрогнозировать возможности её развития и реорганизации. В этой связи актуальным является выявление индустриально-промышленных окраинных поясов как цельной взаимосвязанной структуры, что позволит в большей степени оценить градостроительный потенциал промышленно-конверсионных территорий и условия их интеграции в окружающее пространство современного города.
Библиография
1. Швидковский Д. О. Пространственное развитие России: история и сегодняшний день // Academia. Архитектура и строительство. 2022. №3. С. 5-13.
2. Герцберг Л. Устойчивые города. Формирование градостроительных предпосылок // Academia. Архитектура и строительство. 2022 №3. С. 69-76.
3. De Sola-Morales, I. Terrain vague / England: Cambridge, 1995.
4. Armstrong H. Time, Dereliction and Beauty: an Argument for «Landscapes of Contempt» // International Federation of Landscape Architecture Conference papers. 2006.
5. Trancik R. Finding lost space: theories of urban design / New York: Van Nostrand Reinhold Company. 1986.
6. Кукина И. В. Тенденции развития агломераций. Зарубежный опыт / Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014.
7. Whitehand J.W.R. Development Cycles and Urban Landscapes // Geography, 1994, no. 99, P. 3-17.
8. Oliveira V., Yaygin, M. A. The concept of the morphological region: developments and prospects // Urban Morphology. 2022. 24(1), P. 35-52.
9. Onlu T. Large-scale urban development and the possibility of new models in fringe-belt studies: the question of the 'umbrella fringe belt' // Urban Morphology. 2022. 26(2), P. 189-193.
10. Kubat A. S., Qali§kan, E. K. Tracking Morphological Agencies in the Alienated Fringe Belt Plots of Istanbul // International Journal of Architecture and Planning. 2022. Volume 10, Issue 2, P. 711-734.
11. Conzen M. P., Gu, K., Whitehand, J. W. R. Comparing Traditional Urban Form in China and Europe: A Fringe-Belt Approach // Urban Geography. 2022. 33 (1), P. 22-45.
12. Conzen M.R.G. Alnwick, Northumberland: A Study in Town-Plan Analysis. London: Institute of British Geographers, 1969.
13. Сапкова А. Н. Реновация промышленных объектов в г. Москва // Электронная на ука . 2022.
14. Пантелеева М. С. Косенко А. О. Индустриальный парк как перспективная форма редевелопмента промышленных зон Москвы // Развитие территорий. 2023. №1 (31). С. 86-96.
15. Разумова П.С. Финогенов А.И. Реновация исторических текстильных предприятий как один из механизмов устойчивого развития городов Центральной России // Инновации и инвестиции. 2021. №5. С. 203-208.
16. Власова М. Ф. Леонова Л. Б. Редевелопмент индустриальных зон крупных городов для созда ния комфортной городской среды в России // Экономика строительства . 2021. №5 (71). С. 15-26.
17. Гомозов В.И. Реконструкция «серого пояса» Санкт-Петербурга: проблема формирования уличной сети // Инновации и инвестиции. 2022. №7. С. 90-93.
18. Титов С.А. Бирюков А.П. Европейский опыт реализации программ редевелопмента промышленных территорий мегаполисов // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-3. С. 605-610.
19. Осипов В. С. Оборин М. С. За рубежный опыт освоения новых территорий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. №7. C. 44-50.
20. Кабацкая Л. Н. Зарубежный опыт правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. №1. C. 114-128.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Урбанистика» автор представил свою статью «Наследие индустриально-промышленных окраинных поясов в логике развития современного города», в которой проведено исследование вариантов изменения промышленных зон крупных городов мира.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что современное градостроительство ориентировано на развитие и реконструкцию существующих населенных пунктов взамен нового строительства. С начала XXI века принимаются программы городского развития, нацеленные на достижение компактности городов, уплотнение их застройки и раскрытие потенциала сложившейся градостроительной ткани с учетом современных требований. По мнению автора, их реконструкция и перепрофилирование экономически более опра вда но, ч ем освоение нов ых территорий в силу выгодного ра з мещения вдоль транспортных артерий и наличия развитой инфраструктуры.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления индустриально-промышленных окраинных поясов как цельной взаимосвязанной структуры, что позволит в большей степени оценить градостроительный потенциал промышленно-конверсионных территорий и условия их интеграции в окружающее пространство современного города. Целью статьи является анализ теоретической базы и практического опыта реконструкции промышленно-конверсионных территорий. Данный анализ и составляет научную новизну исследования. Методологической базой послужили общенаучные методы анализа и
синтеза, социокультурный и описательный анализ. Теоретическим обоснованием выступают труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященных проблематике исследования. Эмпирической базой являются действующие проекты и программы реновации неиспользующихся индустриально-промышленных окраинных зон в таких крупных городах как Москва, Красноярск, Лондон, Лилль, Милан. Проведя анализ научной обоснованности изучаемой проблематики, автор отмечает, что большинство исследователей приходят к общему выводу о необходимости особого отношения к деградирующим промышленно-конверсионным территориям и принятия взвешенных решений по их реновации и назначению рационального землепользования. Для такого рода нерентабельных пространств автор выделяет различные определения, характеризующие их недостаточную эффективность функционирования: «неопределенный ландшафт» «ландшафты презрения» «потерянные пространства», «зоны устаревания и маргинализациии».
Опираясь на положения теории урбоморфологии и историко-географический подход к изуч ению сложившейся городской тка ни, а втор обосновыва ет поя вление специфич еских окраинных поясов. В зависимости от глубины истории города в его плане в статье выделено несколько окраинных поясов, которые отражают его функциональный профиль того или иного исторического периода: зеленые кольца бульваров на месте фортификационных укреплений вокруг исторических центров, система религиозных объектов, когда-то размещавшихся на границе городов, а также зеленые пояса, созданные для сдерживания разрастания городской застройки.
Как утверждает автор, в международной практике градостроительного проектирования преобра зова ние промышл енно-конверсионного на следия проводится преимущественно локально, без учета закономерностей происхождения подобных территорий и соседствующих. В за висимости от на лич ия ценной з а стройки и ра з мера уч а стка а втором описывается либо предполагается реконструкция как путем внедрения новой функции с сохра нением архитектурного объема , та к и путем тота льного сноса сложившейся застройки и формирования нового объемно-пространственного решения. В качестве основных тенденций реорганизации промышленно-конверсионных территорий автор отмечает их перепрофилирование под офисно-деловые центры, жилую застройку, объекты культурного на з на ч ения . Д а нное положение а втор подкрепля ет описа нием и анализом программ и процессов реновации бывших индустриально-промышленных окра ин в та ких города х ка к Москва , Кра сноя рск, Л ондон, Л илль, Мила н. Отдельно автором выделен подход к преобразованию промышленно-конверсионного наследия с точки зрения законодательства, что предполагает более цельный взгляд на решение проблем данных территорий. С точки зрения автора, в изученных им законодательных решениях не рассматривается общность возникновения и взаимосвязанность подобных территорий. Кроме того, не учитываются пространственные характеристики участков, которые в большей степени влияют на возможности реконструкции промышленно-конверсионных территорий и степень их интеграция в окружающий контекст.
Одним из решений указанных проблем автор видит в изучении механизмов и законов формирования окраинных поясов, их особенностей и влияния на последующие этапы развития города, что позволит объяснить физический состав сложившейся планировочной структуры и более обоснованно и реалистично спрогнозировать возможности её развития и реорганизации.
П роведя исследова ние, а втор в з а ключ ении предста вля ет выводы по из уч енным ма те риа ла м.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему,
рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что научный комплексный анализ и планирование преобразования индустриально-промышленных зон городского пространства представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала, чему способствует также и адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 20 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном на уч ном изда нии.