Научная статья на тему 'НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО УЧЕНОГО А. В. АНОХИНА В ОФЛАЙН- И ОНЛАЙН-ФОРМАТАХ'

НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО УЧЕНОГО А. В. АНОХИНА В ОФЛАЙН- И ОНЛАЙН-ФОРМАТАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ / МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / МУЗЕЙНОЕ СОБРАНИЕ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЦИФРОВОЙ АРХИВ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернова Анастасия Александровна

Наследие известного алтайского ученого-этнографа Андрея Викторовича Анохина в силу ряда исторических обстоятельств было рассредоточено по музеям и архивам России. В этой связи предпринята попытка оценить его доступность для использования в научно-образовательных целях. Дано краткое описание основных коллекций и фондов, составляющих наследие ученого. Рассмотрены собрания музеев и архивов Барнаула, Горно-Алтайска, Томска, Санкт-Петербурга. Для обозначения совокупности всех имеющихся сведений об изучаемой личности был введен термин «персональное наследие», трактуемый как совокупность источников, имеющих мемориальную ценность, принадлежащих непосредственно человеку или же раскрывающих его общественные, научные, творческие и культурные связи. На основе сравнительного анализа материалов персонального наследия в офлайн- и онлайн-форматах, был сделан вывод о необходимости создания объединенного ресурса - персонального цифрового архива, который бы аккумулировал биографический, научный, творческий материал. Приведена его структура и обосновано содержательное наполнение информационного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTAI SCIENTIST HERITAGE A. V. ANOKHIN IN OFFLINE- AND ONLINE-FORMATS

The famous Altai scientist-ethnographer Andrei Viktorovich Anokhin heritage was dispersed among the museums and archives of Russia due to some historical circumstances. In this regard, an attempt has been made to put value of its availability for using in scientific and educational purposes. The author gives a brief description of the main collections and funds that make up the heritage of the scientist. The article reviews collections of museums and archives of Barnaul, Gorno-Altaysk, Tomsk, Saint-Petersburg. To designate the totality of available information about the person under study the author uses the term «personal heritage», interpreted as a set of memorial value sources and belonging directly to a person or revealing his social, scientific, creative and cultural ties. Drawing on a comparative analysis of personal heritage materials in «offline» and «online» formats, the author concludes about necessity to create a unified resource - a personal digital archive, which would compile biographical, scientific, and creative material. In the article there is the structure of archive and the content of the information resource is substantiated.

Текст научной работы на тему «НАСЛЕДИЕ АЛТАЙСКОГО УЧЕНОГО А. В. АНОХИНА В ОФЛАЙН- И ОНЛАЙН-ФОРМАТАХ»

УДК 930.253:929

А. А. Чернова

Наследие алтайского ученого А. В. Анохина в офлайн- и онлайн-форматах

Наследие известного алтайского ученого-этнографа Андрея Викторовича Анохина в силу ряда исторических обстоятельств было рассредоточено по музеям и архивам России. В этой связи предпринята попытка оценить его доступность для использования в научно-образовательных целях. Дано краткое описание основных коллекций и фондов, составляющих наследие ученого. Рассмотрены собрания музеев и архивов Барнаула, Горно-Алтайска, Томска, Санкт-Петербурга. Для обозначения совокупности всех имеющихся сведений об изучаемой личности был введен термин «персональное наследие», трактуемый как совокупность источников, имеющих мемориальную ценность, принадлежащих непосредственно человеку или же раскрывающих его общественные, научные, творческие и культурные связи. На основе сравнительного анализа материалов персонального наследия в офлайн- и онлайн-форматах, был сделан вывод о необходимости создания объединенного ресурса - персонального цифрового архива, который бы аккумулировал биографический, научный, творческий материал. Приведена его структура и обосновано содержательное наполнение информационного ресурса.

Ключевые слова: персональное наследие, личные фонды, мемориальные коллекции, музейное собрание, персональный цифровой архив, личность

Anastasia А. Chernova Altai scientist heritage A. V. Anokhin in offline- and online-formats

The famous Altai scientist-ethnographer Andrei Viktorovich Anokhin heritage was dispersed among the museums and archives of Russia due to some historical circumstances. In this regard, an attempt has been made to put value of its availability for using in scientific and educational purposes. The author gives a brief description of the main collections and funds that make up the heritage of the scientist. The article reviews collections of museums and archives of Barnaul, Gorno-Altaysk, Tomsk, Saint-Petersburg. To designate the totality of available information about the person under study the author uses the term «personal heritage», interpreted as a set of memorial value sources and belonging directly to a person or revealing his social, scientific, creative and cultural ties. Drawing on a comparative analysis of personal heritage materials in «offline» and «online» formats, the author concludes about necessity to create a unified resource - a personal digital archive, which would compile biographical, scientific, and creative material. In the article there is the structure of archive and the content of the information resource is substantiated.

Keywords: personal heritage, personal funds, memorial collections, museum collection, personal digital archive, personality DOI 10.30725/2619-0303-2022-1-99-105

Актуальным запросом современного общества является обращение к биографическим сведениям, к информации о творческом и научном наследии выдающихся представителей культуры, науки и искусства. В настоящей статье мы проанализируем количественный и качественный состав наследия известного на Алтае ученого, этнографа, музыканта Андрея Викторовича Анохина (1869-1931) в онлайн- и офлайн-форматах. Поясним, что термин онлайн подразумевает обозначение информации, доступной пользователю в сети Интернет, а термин офлайн - это материалы, доступные

для изучения только при непосредственном (личном) обращении в библиотеки, архивы, музеи.

Итак, при осуществлении запроса о персоналии «Анохин Андрей Викторович -ученый, музыкант, этнограф» в поисковых системах Google и «Яндекс» были найдены ссылки на справочники и энциклопедии. Для анализа выбраны были первые 16 ссылок, относящихся к теме поискового запроса. Информация разнообразна по содержанию: есть справочно-энциклопедического характера, такая как на сайте о Певческой капелле в Петербурге «Капелланин» [1],

есть развернутые статьи с гиперссылками на труды ученых, занимающихся изучением наследия А. В. Анохина [2]. Содержание многих статей дублируется. Из 16 анализируемых статей 10 идентичны по содержанию.

При формулировке запроса в глобальной сети более предметно, (например, «Наследие А. В. Анохина») выдаются ссылки на полнотекстовые документы: статьи об ученом [3] и диссертации о нем [4], его оцифрованные труды [5]. В свободном доступе представлена одна из самых известных книг А. В. Анохина «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии» [6].

Крупным ресурсом по учету музейных собраний служит сайт Государственного каталога музейного фонда РФ. Здесь можно обнаружить информацию о конкретном человеке в собраниях разных музеев страны. Однако найти ее можно лишь по ключевым словам. Если предмет имеет в своем наименовании фамилию, необходимую для поиска, тогда результат будет успешным, в обратном случае предмет найден не будет. Также специфика документации, размещенной в Государственном каталоге музейного фонда РФ, не дает возможности отобразить легенду предмета, а значит -большой объем информации остается вне поля зрения исследователей. Таким образом, целостной картины о жизни и деятельности выдающейся личности посредством Государственного каталога РФ получить не представляется возможным, но единичные предметы могут быть выявлены. Так, указав в поисковой системе сайта «Анохин Андрей Викторович», мы обнаружили 13 предметов из фонда Государственного музея литературы, искусства и культуры Алтая [7]. Таким образом, мы видим, что в онлайн-формате представлен достаточный объем материала для первого знакомства с личностью ученого А. В. Анохина и его научными работами.

Но существует наследие и в офлайн-формате, которое хранится в архивах и музеях РФ. Рассмотрим его более подробно. К архивным материалам относятся документы Государственного архива Томской области и Государственного архива Республики Алтай. Архивный материал дает возможность расширить наши представления о личности, узнать круг его общения. Так, например, в результате изучения «Клиро-вой ведомости Троицкого кафедрального

собора» выявлено, что в период с 1899 по 1904 г. Андрей Викторович был псаломщиком главного храма г. Томска, работал учителем пения в Томской духовной семинарии [8]. Эти факты демонстрируют нам путь, который привел Анохина к музыкальной этнографии и свидетельствуют о его компетентности в этой области.

В архиве Республики Алтай находятся материалы известного композитора В. Хохолкова, который изучал биографию и музыкальное наследие А. В. Анохина [9], записывал воспоминания его учеников и коллег. Среди исследуемых материалов существует важный для установления всего массива наследия ученого документ «Описи книг и рукописей, оставшихся после смерти А. В. Анохина», составленный учеником Андрея Викторовича А. Новиковым сразу же после его кончины [10].

Большой по количеству объем наследия ученого сохраняется в музеях. Каждый музей вправе самостоятельно регулировать внутреннюю структуру фондового собрания, поэтому некоторые из них выделяют в своих коллекциях личные фонды выдающихся деятелей. В подобных случаях личные фонды находятся в ведении хранителя музейных собраний. Среди подобных музеев - Государственный музей литературы, искусства и культуры Алтая (г. Барнаул), в составе коллекций которого как раз выделен «Личный фонд композитора, этнографа и педагога Андрея Викторовича Анохина (1867-1931)» [11]. В него включена переписка ученого с родственниками, знакомыми, друзьями. В экспозиции музея представлена рукопись его известной книги «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии» [12]. Каждый выявленный музейный предмет обладает большим информационным потенциалом, а поэтому имеет особенное значение для формирования представления о личности А. В. Анохина, раскрывая новые подробности биографии и мест его пребывания.

Многие крупные российские музеи имеют архивы как особое подразделение для хранения письменных источников. В основу систематизации личных фондов в музейных архивах была положена методика архивного оформления письменных источников. В одном из крупнейших музеев России - Музее антропологии и этнографии

им. Петра Великого (Кунсткамера), также имеется архив [13], к документам которого относится и «Личный фонд А. В. Анохина». Фонд А. В. Анохина зарегистрирован под № 11 и носит название «Полевые материалы и научные труды, материалы по деятельности, труды других лиц» [14]. В описи, составленной в 1987 г., зарегистрировано 251 дело. Этот архив наиболее полно представляет научное наследие А. В. Анохина. Здесь собраны его рукописи на русском и алтайских языках, представлен материал как изданных при жизни ученого работ, так и неопубликованных ранее с пометками автора. Среди документов архива Кунсткамеры наиболее ценными для исследователей наследия А. В. Анохина являются нотные записи шаманских мистерий, полевые заметки с этнографических экспедиций. Массив сохраняемого наследия настолько значителен, что исследователям музыки, фольклора, этнографии, лингвистики Алтая, важно будет ознакомиться с его содержанием.

В Пушкинском Доме (Институте русской литературы РАН) в Санкт-Петербурге находится собрание фонографических записей, собранных А. В. Анохиным на Алтае и в Горной Шории [15, с. 24]. На восковых валиках записан музыкальный фольклор народов, проживающих на этой территории: алтайцев, сойотов, телеутов, качинцев и др. Имеются в архиве и текстовые записи песен, молитв, камланий [16]. Собрание мало изучено. Носитель звука - восковые валики - очень сильно подвержен повреждениям. Для недопущения утраты песенной культуры Алтая как вида нематериального наследия, сегодня применяются все возможные способы, но наиболее перспективной из них является оцифровка. Эти материалы должны быть введены в научный оборот и находиться в общем доступе для углубленного исследования с позиций фольклористики, этнологии, лингвистики.

Томский областной краеведческий музей располагает коллекцией из личного фонда А. В. Анохина «Материалы, записанные А. В. Анохиным в этнографических экспедициях 1909-1914 гг.», состоящей только из письменных источников. Это собрание, значительное по объему и разноплановое по составу, не использовалось в выставочной работе музея и не было оцифровано. Таким образом, многие музыковеды не знают о наличии в музее уникальных материалов, в том числе нотных записей церковной музыки авторства А. В. Анохина.

В Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ хранятся полевые материалы экспедиции А. В. Анохина на Алтай в 1910 г. В частности, это рисунки и живопись А. А. Ворониной-Уткиной, которая была штатным художником экспедиции. Она зарисовывала бубны, утварь, орнаменты, писала бытовые сцены. Экспедиция 1910 г. стала знаковой в судьбе ученого, положив начало плодотворному изучению этнографических особенностей Чемальского тупика на Алтае [17].

Национальный музей Республики Алтай (г. Горно-Алтайск) также содержит материалы об А. В. Анохине. Это документы, связанные с его жизнью и творчеством: черновики, наброски, рукописи, личные педагогические записи [18].

Указанный выше офлайн-материал весьма обширен, но недостаточно изучен и систематизирован, нуждается в первоочередном внимании исследователей. Этот пласт персонального наследия ученого наиболее беззащитен. Не будучи оцифрованным и не имеющим аналогов в своем исполнении, он остается труднодоступным для исследователей. Информационный потенциал, содержащийся в рукописях А. В. Анохина, его нотных записях, фонозаписях, дневниковых полевых заметках, необходимо выявить и представить целостно. Это позволило бы его осмыслить с современных научных позиций и найти новые траектории масштабных исследований народов Алтая.

Резюмируя, мы можем отметить, что в настоящее время наследие А. В. Анохина представлено и в онлайн-, и в офлайн-фор-матах. Последний, хотя и более информативен, и значителен в количественном отношении, доступен только исследователям. Онлайн-формат доступен широкому кругу пользователей, но дает мало возможностей для глубокого изучения вопроса. Решением проблемы преодоления разобщенности и дисперсного местоположения стало бы объединение двух форматов в единый цифровой персональный архив.

Сегодня большое внимание созданию объединенных электронных архивов уделяют историки и архивисты. Существует большое количество сайтов, посвященных устной истории и личным воспоминаниям [19-23]. Ведутся полемические диалоги между учеными о том, насколько полноценны такие базы данных, насколько они способны заменить источник [24].

С начала XXI в. в научной среде появляется термин «персональные цифровые архивы». Под этим термином исследователи подразумевают современные цифровые архивы на основе применения в повседневной практике цифровых устройств, документирующих жизненный цикл человека. В статье Ж. А. Рожневой обозначено, что изучение персонального цифрового наследия носит междисциплинарный характер. Исследователь справедливо отмечает преобладание цифровых технологий в современных практиках по формированию памяти [25]. Повторяет эту мысль и другой исследователь, А. А. Чевтаев, характеризующий цифровое бытие рукописного текста как уникальную возможность раскрыть перспективы аналитической работы с электронным источником в филологических и исторических аспектах [26].

Аналогом персональных цифровых архивов является сайт «Автограф» [27], реализуемый как совместный проект Российского государственного архива литературы и искусства, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и НИУ «Высшая школа экономики». Здесь представлены 15 персон - ведущих русских писателей. Структура собрания для каждого из них уникальна. На сайте имеется поисковая система, он рассчитан как на специалистов в области литературы, так и на обычных пользователей Интернета. Об этом сайте исследователь Л. В. Хачатурян пишет: «На интернет-сайте или портале размещается вся информация о рукописях, независимо от того, где территориально они находятся» [28, с. 55].

Цифровизация затронула все сферы жизни современного общества, в том числе архивное и музейное дело. При этом проблема объединения всего накопленного массива информации о человеке остается нерешенной. Мемориальные предметы, письменные документы, книги, и другие материалы об исследуемой личности - все эти материалы можно отнести к персональному наследию. Под термином «персональное наследие» мы понимаем совокупность источников, имеющих мемориальную ценность, принадлежащих непосредственно человеку или же раскрывающих его общественные, научные, творческие и культурные связи. В науке принято разделять и изучать деятельность личности по направлениям, этапам, периодам и т. д., а персональное наследие - это то, что объединяет все сферы бытия личности. Каждый

человек на протяжении жизни занимает разные должности, его интересы и предпочтения меняются,научная и творческая работа приводит к большому количеству знакомств с различными людьми - все эти многочисленные дополняющие друг друга обстоятельства жизни сложно разделить, в связи с этим и актуализируется комплексная подача дошедшего до наших дней материала о персоналиях. Использование термина «персональное наследие», понимаемого как максимальная совокупность материальных и нематериальных источников информации о человеке, представляется в настоящее время оптимальным.

А. В. Анохин был ученым, музыкантом, общественным деятелем. Изучение его персонального наследия ведется параллельно сбору биографических сведений о нем. Проведенными автором статьи исследованиями было установлено, что ключевыми моментами в его биографии стали годы обучения в Катехизаторском училище в Бийске и Певческой Капелле в Санкт-Петербурге, периоды плодотворной работы в Томске, Барнауле и Горно-Алтайске. Активная общественная деятельность повлияла на установление личностных контактов с ведущими деятелями культуры и науки начала XX в. В числе тех, кто работал с Андреем Викторовичем, были ведущий идеолог областнического движения Сибири Г. Н. Потанин, известный ученый-этнограф В. В. Радлов, художник Г. И. Чорос-Гуркин. Были и те, на кого сам А. В. Анохин оказал серьезное влияние в мировоззренческом и профессиональном плане. Среди них -племянник А. В. Анохина, известный композитор и дирижер А. С. Анохин, выдающийся этнограф, доктор исторических наук Л. П. Потапов, музыковед К. А. Вертков и др.

Одним из первых в начале XX в. А. В. Анохин начал реализовывать планы по развитию краеведческого движения на Алтае, внедряя краеведение в школьную программу. Сам беззаветно любивший Алтай, он прививал это чувство своим ученикам посредством ежедневной работы с ними. Анохин ратовал за сохранение и распространение знаний об Алтае, весь свой талант педагога, музыканта, ученого положив на служение этой цели.

С именем А. В. Анохина связаны первые шаги по организации музейной деятельности в регионе. Национальному музею Республики Алтай в 1990-е гг. было присвоено имя ученого, который внес большой

вклад в формирование первых коллекций музея, собранных в процессе проводимой им активной научно-исследовательской и общественной работы. Многогранность деятельности А. В. Анохина является основой персонального наследия личности, а материалы, вошедшие в архивы и музейные собрания Барнаула, Томска, Горно-Алтайска, Санкт-Петербурга, составляют часть общего массива данных об А. В. Анохине.

Предполагаемая структура оформления объединенного интернет-ресурса - персонального цифрового архива, применяемая для объединения наследия А. В. Анохина, представляется в виде нескольких поисковых разделов. Вступительная статья об А. В. Анохине будет содержать систему гиперссылок на тексты, находящиеся внутри ресурса и вне его. Состав фондовых собраний и их географическая рассредо-точенность позволяют выделить один из возможных критериев систематизации материала - по месту хранения информации, т. е. библиотека, музей, архив. Другая категория поиска связана с разносторонней деятельностью ученого: общественная деятельность, преподавание, музыка и творчество, этнографические экспедиции и коллекции.

Самостоятельной рубрикой в структуре объединенного ресурса станет этнография народов Алтая. Этой теме ученый уделял большое внимание в своих экспедиционных записях и научных трудах. А. В. Анохин записывал шаманские мистерии и обрядовые песни, с ним в экспедиции ездили художники, зарисовывавшие элементы материальной культуры, которые могут служить полноценным источником для этнографического исследования. В рамках вспомогательного справочного аппарата предполагается именной, географический, хронологический указатели.

Создание подобного цифрового персонального архива наследия А. В.Анохина позволит объединить весь существующий, но разрозненный массив материала. Такой ресурс откроет новые возможности для изучения и публикации музейных и архивных материалов, ранее недоступных пользователю.

Многие материалы найдут своего исследователя. Предложенный формат соединит на одной платформе два предыдущих (онлайн- и офлайн), стерев границу между ними. Цифровая обработка персонального наследия даст неограниченные возможности для его популяризации и изучения.

Список литературы

1. Анохин Андрей Викторович // «Капелланин»: сайт о личностях в истории Государственной академической капеллы г. Санкт-Петербург. URL: http:// kapellanin.ru/id2748 (дата обращения: 11.10.2021).

2. Анохин Андрей Викторович // Музыкальная культура Сибири: информ. система. URL: http:// www.media-nsglinka.ru/index.php?r=Mcspersona/ view&id=309 (дата обращения: 11.10.2021)

3. Комаристая Л. А., Чернова А. А. Структура и содержание нематериального наследия трудов этнографа А. В. Анохина // Известия Алтайского государственного университета. Исторические науки и археология. 2017. № 2 (94). С. 179-182.

4. Виницкая Н. В. Анализ творческого наследия композитора в контексте теории социально-исторической обусловленности развития искусства: на примере произведений А. В. Анохина: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2004. 202 с.

5. Институт философии СПбГУ. URL: http:// philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/Poole/anokhin_ lectures.pdf (дата обращения: 11.10.2021)

6. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград: Рос. акад. наук, 1924. [4], VIII, 248, IV с.: ил. (Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской Академии наук; Т. 4, 2). URL: https://lib.kunstkamera. ru/rubrikator/08/08_03/mae_ras_vol_4-2 (дата обращения: 11.10.2021)

7. Фотопортрет Андрея Викторовича Анохина] // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=30382439 (дата обращения: 11.10.2021)

8. Государственный архив Томской области. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3337.

9. Казенное учреждение Республики Алтай «Государственный архив Республики Алтай». Ф. Р-712. Оп. 1. Д. 123.

10. Казенное учреждение Республики Алтай «Государственный архив социально-правовой документации Республики Алтай». Ф. 64. Оп. 1.

11. Личный фонд композитора, этнографа и педагога Андрея Викторовича Анохина (1867-1931) // Государственный музей литературы, искусства и культуры Алтая: офиц. сайт. URL: http://gmilika22. ru/lichnyj-fond-kompozitora-jetnografa-i-pedagoga-andreja-viktorovicha-anohina-1867-1931 (дата обращения: 11.10.2021).

12. Краткий справочник-путеводитель по фондам и собраниям Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Барнаул, 2003. 54 с.

13. Научный архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера): офиц.

сайт. URL: https://www.kunstkamera.ru/museums_ structure/nauchnyj_arhiv_mae (дата обращения: 11.10.2021)

14. Научный архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Ф. 11: Анохин Андрей Викторович (1869-1931). Оп. 1: Полевые материалы и научные труды, материалы по деятельности, труды других лиц. URL: https://www.kunstkamera. ru/files/Archive_KK/opisi/fJ1_opJ_polevye_materialy_i_ nauchnye_trudy_materialy_po_deyatel_nosti_trudy_dru-gih_lic.pdf (дата обращения: 23.02.2022)

15. Бурыкин А. А., Гирфанова А. Х., Кастров А. Ю. и др. Коллекции народов Севера в Фонограммархи-ве Пушкинского Дома: материалы по языкам и фольклору народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока России, хранящиеся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Санкт-Петербург: Филол. фак. СПбГУ, 2005. 132 с.

16. Бурыкин А. А., Кастров А. Ю., Светозаро-ва Н. Д. Рукописные материалы и фонозаписи А. В. Анохина в собраниях фоноархива института русской литературы (Пушкинский дом) РАН // Ано-хинские чтения. Горно-Алтайск, 2013. С. 28-32.

17. Томск художественный: начало XX в.: кат. выставки. Томск: [Раско], 2002. 87 с.: ил.

18. Еркинова Р. М. Камлание шамана Сапыра в записях А. В. Анохина // Анохинские чтения. Горно-Алтайск, 2013, С. 38-39.

19. Архив мемуарных бесед «Устная история». URL: http://oralhistory.ru (дата обращения: 11.10.2021).

20. Электронный архив «Прожито». URL: http:// prozhito.org (дата обращения: 11.10.2021).

21. Проект Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова «Сибиряки вольные и невольные». URL:https://сибиряки.онлайн (дата обращения: 11.10.2021).

22. Виртуальный музей «Звуковые архивы. Европейская память о ГУЛАГе». URL: http://museum. gulagmemories.eu (дата обращения: 11.10.2021).

23. История России в фотографиях: Интернет-проект. URL: https://russiainphoto.ru (дата обращения: 11.10.2021).

24. Лапина-Кратасюк Е. Г., Рублева М. В. Проекты сохранения личной памяти: цифровые архивы и культура участия // Шаги/Steps. 2018. № 3/4. C. 147-165.

25. Рожнева Ж. А. Персональные цифровые архивы: основные направления и перспективы исследования // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. C. 98-110.

26. Чевтаев А. А. Формирование цифровых баз данных рукописей: проблемы и текстологические перспективы. Статья 1 // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). C. 28-43.

27. Электронный архив русской литературы «Автограф. ХХ век». URL: http://literature-archive.ru/ ru (дата обращения: 11.10.2021).

28. Хачатурян Л. В. «Неевклидова геометрия» рукописи: цифровой архив М. Булгакова // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 55-60.

References

1. Anokhin Andrey Viktorovich. «Chapellan»: website about personalities in the history of the Saint-Petersburg State Academic Chapel. URL: http:// kapellanin.ru/id2748 (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

2. Anokhin Andrey Viktorovich. Siberia Musical culture: inform. system. URL: http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=Mcspersona/view&id=309 (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

3. Komaristaya L. A., Chernova A. A. The Structure and the Content of Non-Material Heritage in the Works of the Ethnographer A. V. Anokhin. Izvestiya of Altai State University. Historical Sciences and Archaeology. 2017. 2 (94), 179-182 (in Russ.).

4. Vinitskaya N. V. The composer's creative heritage analysis in the context of the socio-historical conditioning art development theory: on the example of the works of A. V. Anokhin: abstract dis. on competition of sci. degree PhD in philosophy. Barnaul, 2004. 202 (in Russ.).

5. Institute of Philosophy Saint-Petersburg State University. URL: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/ rusphil/Poole/anokhinJectures.pdf (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

6. Anokhin A. V. Materials on shamanism among the Altaians, collected during travels in Altai in 19101912. on behalf of the Russian Committee for the Study of Central and East Asia. Leningrad: RAS, 1924. [4], VIII, 248, IV: ill. (Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography at the Russian Academy of Sciences; 4, 2). URL: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/08/08_03/ mae_ras_vol_4-2 (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

7. [Photo of Andrei Viktorovich Anokhin]. The Museum Fund State catalog of the Russian Federation. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/ collections?id=30382439 (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

8. State archive of the Tomsk region. F. 170. Op. 1. D. 3337(in Russ.).

9. State institution of the Republic of Altai «State archive of the Republic of Altai». F. P-712. Op. 1. D. 123 (in Russ.).

10. State institution of the Republic of Altai «State archive of social and legal documentation of the Republic of Altai». F. 64. Op. 1 (in Russ.).

11. Personal fund of the composer, ethnographer and teacher Andrei Viktorovich Anokhin (18671931). State Museum of Literature, Art and Culture of Altai: website. URL: http://gmilika22.ru/ lichnyj-fond-kompozitora-jetnografa-i-pedagoga-andreja-viktorovicha-anohina-1867-1931 (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

12. Brief reference guide to the funds and collections of the State Museum of the History of Literature, Art and Culture of Altai. Barnaul, 2003. 54 (in Russ.).

13. Scientific archive of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera): website. URL: https://www.kunstkamera. ru/museums_structure/nauchnyj_arhiv_mae (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

14. Scientific archive of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera). F. 11: Anokhin Andrey Viktorovich (1869-1931). Op. 1: Field materials and scientific works, materials on activities, works of others. URL: https:// www.kunstkamera.ru/files/Archive_KK/opisi/f_11_ op_1_polevye_materialy_i_nauchnye_trudy_materialy_ po_deyatel_nosti_trudy_drugih_lic.pdf (accessed: Febr. 23.2022) (in Russ.).

15. Burykin A. A., Girfanova A. Kh., Kastrov A. Yu., et al. Collections of the peoples of the North in the Phonogram Archive of the Pushkin House: materials on the languages and folklore of the peoples of the Far North, Siberia and the Far East of Russia, stored in the Phonogram Archive of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) RAS. Saint-Petersburg: Faculty of Philology of Saint-Petersburg State Univ., 2005. 132 (in Russ.).

16. Burykin A. A., Kastrov A. Yu., Svetozarova N. D. Manuscripts and recordings of A. V. Anokhin in the collections of the phono archive of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences. Anokhin Readings. Gorno-Altaisk, 2013. 28-32 (in Russ.).

17. Artistic Tomsk: the beginning of the 20th century: cat. exhib. Tomsk: [Rasko], 2002. 87: ill. (in Russ.).

18. Erkinova R. M. The ritual of the shaman Sapyr in the notes of A. V. Anokhin. Anokhin Readings. Gorno-Altaisk, 2013. 38-39 (in Russ.).

19. Archive of memoir conversations «Oral history». URL: http://oralhistory.ru (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

20. Electronic archive «Prozhito». URL: http:// prozhito.org (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

21. The project of the Tomsk Regional Museum of Local Lore. M. B. Shatilova «Siberians free and involuntary». URL: https://sibiryaki.online (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

22. Virtual Museum «Sound archives. European Memories of the Gulag». URL: http://museum. gulagmemories.eu (accessed: Oct. 11.2021).

23. History of Russia in photographs: Internet project. URL: https://russiainphoto.ru (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

24. Lapina-Kratasyuk E. G., Rubleva M. V. Projects to preserve personal memories: Digital archives and participatory culture. Steps. 2018. 3/4, 147-165 (in Russ.).

25. Rozhneva Zh. A. Personal digital archives: main trends and prospects of research. Humanitarian informatics. 2015. 9, 98-110 (in Russ.).

26. Chevtaev A. A. Formation of Digital Databases of Manuscripts: Problems and Textological Perspectives. Article 1. New Philological Bulletin. 2019. 1 (48), 28-43 (in Russ.).

27. Electronic archive of Russian literature «Autograph. XX century». URL: http://literature-archive. ru/ru (accessed: Oct. 11.2021) (in Russ.).

28. Khachaturyan L. V. The «Non-Euclidean Geometry» of the Manuscript: Mikhail Bulgakov's Digital Archive. Bulletin of the Tomsk State University. 2020. 460, 55-60 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.