Научная статья на тему 'Наскальные изображения Кара-Дуруг'

Наскальные изображения Кара-Дуруг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наскальные изображения Кара-Дуруг»

более сухих по сравнению с современными тоже сухими условиями. В настоящее время орошаемые в древности участки достаточно увлажнены.

После средневекового этапа металлургическое производство на некоторое время прекратило свое существование, и это был непродолжительный период сухого климата (инт. 30-35 см).

Вышележащие наносы (инт.0-30см) не интерпретируются.

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность сотрудникам института географии РАН и лично ведущему специалисту ИГ РАН доктору биологических наук Александре Амуриевне Гольевой за оказанную помощь в научных исследованиях.

Литература

1. Прудникова Т.Н. Природные закономерности развития орошаемого земледелия в древней Туве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук по специальности 25.00.23. «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов». АГУ, г. Барнаул, 2005.

2. Прудникова Т.Н. Новые подтверждения существования орошаемого земледелия в древней Туве. (Результаты полевых исследований). Материалы II международной научно-практической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона», 26-29 сентября 2007 г., г. Кызыл. - С. 359-361.

3. Сунчугашев Я.И. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. - М.: Наука, 1969. -140 с.

4. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и Цивилизация. - М.: Мысль, 1988. - 392 с.

5. Грошев В.А. К вопросу возникновения и развития ирригации Казахстана. Комплексные общества Центральной Евразии в 111-1 тыс. до н.э. Материалы международной конференции 25 авг. - 2 сент. 1999 г. - Челябинск-Аркаим, 1999. - С. 333-335.

6. Прудникова Т.Н., Прудников С.Г., Спиваков С.Г. Древняя мелиорация на юге Сибири -оросительные системы эпохи бронзы в Туве. Материалы региональной конференции по опустыниванию степных территорий. - Абакан, 2008. - С.61-65.

7. Носин В.А. Почвы Тувы. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С.72-92.

8. Плеханова Л.Н., Демкин В.А., Зданович Г.Б. Эволюция речных долин степного Зауралья во второй половине голоцена. - М.: Наука, 2007. - С. 152-189.

9. Кызласов Л.Р. Средневековые монгольские города в Туве. Отдельный оттиск. - М.: Наука, 1965. - С. 59-119.

10. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. - М.: Высшая школа, 1984. - 166 с.

Тумат Буянмаа Борисовна,

зам. директора по ВР МБОУ Республики Тыва «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна».

Наскальные изображения Кара-Дуруг

Кара-Дуруг - историческая местность

Село Дус-Даг Овюрского кожууна, как и любой другой уголок Тувы, богато красивыми местами, известными людьми и историческими событиями, что изначально создает почву для краеведческих изысканий не только для учащихся, но и для учителей и ученых. Одним из таких объектов исследований, безусловно, является гора Кара-Дуруг (Черная Скала). Дуруг - общее название крутых скалистых гряд: Устуу-Дуруг, Ортаа-Дуруг, Алдыы-Дуруг, расположенных по правому берегу реки Торгалыг, неподалеку от села Дус-Даг.

Кара-Дуруг в Туве знают, в первую очередь, как место фабулы пьесы В.Ш. Кок-оола «Хайыраан бот» («Жаль себя»), ставшую классикой тувинской драматургии и не потерявшую свою актуальность и по сей день. Начиная с 1940-х годов, ежегодно театральный сезон Тувинского национального театра им. В.Ш. Кок-оола начинается со спектакля «Хайыраан бот». Сыграть роль Кара в «Хайыраан бот» - это большая честь для артистов театра, это - роль, которую получает лучшая артистка года. Хоть раз в жизни сыграть роль главной героини главного спектакля - это мечта каждой артистки театра. Сцена, придающая особую трагичность спектаклю, происходит на вершине скалы Кара-Дуруг.

Но Кара-Дуруг известен не только из-за известного спектакля, на его каменных плитах были обнаружены уникальные петроглифы эпохи поздней бронзы.

Петроглифы Кара-Дуруг

Наскальные изображения - это рисунки, не только выполненные краской, но и выбитые, выгравированные, протертые, прошлифованные на каменной поверхности. Термин «петроглифы», как пишет М.А. Дэвлет, заимствован из научной литературы Запада и в строгом смысле должен был бы означать выбитые изображения в противоположность терминам «писаницы» и «росписи», которые означают рисунки, нанесенные краской. Традиционно, местное сибирское слово «писаницы» означало как нарисованные краской, так и выбитые фигуры, линии и знаки, поэтому в специальной археологической литературе в термины «наскальные рисунки», «петроглифы», «писаницы» чаще всего вкладывается одинаковое содержание. Отдельные авторы предпочтительно называют росписи наскальными рисунками, а выбитые изображения - петроглифами [1, с. 5]. На этом основании наскальные изображения Кара-Дуруг можно назвать петроглифами, так как они - выбитые.

Петроглифы Кара-Дуруг выбиты на северо-западной плоскости, обращенной в сторону Монголии, они относятся к эпохе поздней бронзы - времени формирования скифской культуры. На скалах Кара-Дуруг найдено около 200 петроглифов с изображением оленей, козлов, собаки, кабана, колесницы, ограды, сцены охоты, сцены поединка и многое другое. Особое внимание привлекает изображение человекоподобных существ, в археологической науке их называют антропоморфными. Большинство петроглифов представляют многофигурные композиции, но встречаются и одиночные изображения животных и антропоморфных существ. Главная многофигурная композиция охватывает площадь примерно в 4-5 м в ширину и 1,5 м в высоту.

Изучение петроглифов Кара-Дуруг

Петроглифы Кара-Дуруг не входит в реестр археологических памятников Овюрского кожууна [2], и это дает основание полагать, что они не изучены или мало изучены. Поэтому автор вместе с учениками в элективном курсе «Краеведческий туризм» поставили задачу - изучить уже известную достопримечательность села -Кара-Дуруг, но с другой, тоже исторической и не менее интересной стороны.

В специальной литературе вычитали, что использование петроглифов в качестве исторического материала возможно лишь после того, как будет установлено время их создания. Поэтому датировка наскальных рисунков представляет собой на данном этапе их изучения первую, исходную задачу. Как пишет М.А. Дэвлет, хронологическое определение петроглифов - задача чрезвычайно сложная и ответственная, при ее решении исследователь сталкивается с трудностями, которые нередко так и не удается до конца преодолеть. И все же определенные сюжеты могут определить временные рамки конкретных наскальных рисунков. Например, лук и стрелы - не старше эпохи мезолита, в неолите еще не встречаются рисунки колесниц, они не могли появиться ранее бронзового века и т.д. [3].

Следовательно, на основе изображений сцен охоты с луками и стрелами, мы предположили, что петроглифы Кара-Дуруг относится к мезолиту. Для подтверждения данных предположений обратились к археологам. Так началась переписка с известным питерским археологом, специалистом по Туве, М.Е. Килуновской [4]. Она объяснила нам, что «петроглифы Кара-Дуруг относятся к скифскому времени и эпохе бронзы, скорей всего к ее позднему этапу; петроглифов мезолита в Центральной Азии неизвестно, да и мезолит в Туве почти не изучен».

На наши вопросы: «Можно ли говорить, что изучение петроглифов Кара-Дуруг началось археологами Вл.А. Семеновым и М.Е. Килуновской в 2007 году?» и «Были ли эти петроглифы отмечены разведками А.Д. Грача?», М.Е. Килуновская ответила: «Нет, А.Д. Грач не находил петроглифов в Южном Торгалыге, так что вы их нашли, а мы исследовали» [4]. После такого ответа невольно чувствуешь себя «первооткрывателем».

Таким образом, научное исследование петроглифов Кара-Дуруг началось в 2007 г. археологами Института истории материальной культуры РАН (СПб) Вл.А. Семеновым, М.Е. Килуновской и петроглифистом Л.Д.Чадамба и продолжается по сей день.

Об уникальных петроглифах в Кара-Дуруге М.Е. Килуновская сделала доклад 27 октября 2011 г. на III Всероссийском археологическом съезде в Старой Руссе и Великом Новгороде [5], а также на Международной конференции в г. Кемерово в сентябре 2011 г. [6].

В одном из писем М.Е. Килуновская написала: «Наскальные изображения на Кара-Дуруг относятся к эпохе поздней бронзы - времени формирований скифской культуры. В наскальных рисунках нашло отражение формирование индоевропейского мифопоэтического сознания и фольклора. Мы видим несколько сюжетов, связанных с людьми, - сюжеты охоты всадника или лучника на оленя или лося и сюжет поединка. Скорее всего, здесь проиллюстрированы мифы или эпосы о Космической охоте и поединке героев» [4].

Сценарий индоевропейского мифа, так называемого «основного мифа», заключается в небесном браке Бога-громовика с женским божеством и последующие противостояния громовика и божеств нижнего мира с земной природой, включающий мотив преследования громовиком неверной супруги и своего антагониста [7].

Антропоморфные изображения на плитах Кара-Дуруг

В толковом словаре С.А. Ожегова и Н.Ю. Шведова дается такое опрделение термина «Антропоморфизм» - перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека. В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: Антропоморфизм -это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

В скифское время среди наскальных изображений увеличивается число антропоморфных изображений, среди них встречаются сцены охоты - лучник стреляет, как правило, в оленя. Выделяются фигуры, превышающие своими размерами более мелкие изображения, чем подчеркивается героическая и мифологическая доблесть героя. Среди кара-дуругских рисунков интересно изображение мифического всадника с подобием ребенка сзади. Изображение данных антропоморфных существ можно интерпретировать как эпизод индоевропейского (основного) мифа.

Нередки сцены противостояния отдельных выдающихся личностей, которые могут рассматриваться наподобие средневековых рыцарских состязаний - сюжет поединка. Герои могут стрелять друг в друга из лука или биться чеканами. Это свидетельствует о начале героической эпохи в истории степных цивилизаций и формировании героического эпоса, сохранившегося в среде тюркоязычных народов. «Изображения поединков на скалах встречаются и в других местах, - пишет М.Е. Килуновская, - по-видимому, это мифологический сюжет, миф о поединке героев-батыров. Мы его встречаем по всему миру. Герои борются. Добро побеждает зло. Это обеспечивает миру дальнейшее существование» [4].

Другой интересный рисунок «Пятипалый» - это мужская фалломорфная фигура, изображенная анфас. У него обычно гипертрофировано увеличенные кисти рук, большие стопы и фаллос. Это знак-индекс. Так, в различных изобразительных традициях от Скандинавии до Китая изображается главное мужское божество, бог-громовик. Опознавательными признаками бога-громовика являются гипертрофированные части тела: преувеличено раскрытые кисти рук, с иллюзией разрастания размеров ладоней и пальцев, во много раз больших по сравнению с натуральными пропорциями [7, с. 425].

Ф-образные фигуры - это мужские фигуры, у которых руки лежат на бедрах. Это индоевропейский знак-символ - божество плодородия или первопредок. Иногда изображается несколько таких фигур друг под другом (например, на юге Красноярского края на плитах тагарских (скифских) курганов) - так воспроизводится родословная человека [8].

Таким образом, Кара-Дуруг - уникальное место, сохранившее не только легенду о великой любви, но и сюжеты из жизни древних людей в наскальных изображениях.

Наскальные изображения - замечательные памятники искусства, ценнейший источник, отражающий мировоззрение древнего человека, помогающий проникнуть в его духовный мир, приблизиться к пониманию его верований, в какой -то мере восстановить мифологию и обряды. Можно отметить, что наскальное искусство древнего мира сопряжено с искусством нашего времени. В основном наши предки хотели показать нам свой чудесный мир, в котором они борются за существование различными способами выживания.

Среди огромного разнообразия петроглифов изображения антропоморфных существ занимают особое место. Значительный вклад в описание наскальных, в том числе и антропоморфных, изображений на Кара-Дуруге внесли российские археологи Владимир Анатольевич Семенов и его супруга Марина Евгеньевна Килуновская, которые считают Туву «неиссякаемой сокровищницей наскального искусства», неотъемлемой частью которой являются петроглифы Кара-Дуруга.

Таким образом, можно сделать вывод, что уникальную местность Кара-Дуруг увековечили в своих произведениях:

• наш известный земляк В.Ш. Кок-оол, который литературно изложил красивую историю о настоящей любви, основанную на реальных событиях, происходивших в действительно существующей местности;

• люди, жившие на территории Тувы в эпоху поздней бронзы, - создатели загадочных сюжетов наскального искусства.

Литература:

1. Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. - Кызыл: Тув. книж. изд-во, 1990. - 120 с.

2. Свод археологических памятников Республики Тыва. - Кызыл, 1994. - 192 с.

3. Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. - Кызыл: Тув. книж. изд-во, 1988.

4. Переписка с М.Е. Килуновской // Архив школьного музея.

5. Килуновская М.Е.Керексуры и петроглифы на границе Тувы и Монголии // Труды 3 (19) Всероссийского археологического съезда. Великий Новгород - Старая Русса, 2011 г. Т. 1. -С. 345-346.

6. Килуновская М.Е. Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы // Материалы конференции к 270-летию Томской писаницы. - Кемерово, 2011.

7. Семенов Вл.А. Первобытное искусство. - СПб.: Азбука, 2008. - С. 405-413.

8. Семенов Вл.А. Изображения на плитах тагарских курганов. СПб, 2001.

9. Грач А.Д. Петроглифы Тувы. Т.1. [Проблемы датировки и интерпретации, этнические традиции] // Сборник музея антропологии и этнографии, вып. XVII, 1957. - С. 385-412.

10. Дэвлет М.А. Мозага-Комужап - памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС. - М.: Институт археологии РАН, 2009. - 216 с.

11. Маннай-оол М.Х., Достай И.А. История Тувы. Учебное пособие для 9 класса. - Кызыл: Тув. книж. изд-во, 2004. - 206 с.

12. Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев / Под ред. А.П. Окладникова / ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1980. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.