УДК 159.9:179.2
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
А. С. Бирюкова
DOMESTIC VIOLENCE AS A SOCIAL PROBLEM: ORGANIZATIONAL-LEGAL ASPECTS A. S. Biryukova
В статье рассмотрено насилие в семье как социальная проблема. Определен организационно-правовой аспект данного явления: проанализирована нормативно-правовая база, выявлены основные направления работы по данной проблематике. На примере Беловского района рассмотрен опыт работы органов опеки и попечительства, а также других организаций.
The article deals with domestic violence as a social problem. Detected the legal aspect of this phenomenon: to analyze the regulatory framework, identify key areas of work on this issue. For example Belovo area considered experienced guardianship bodies, as well as other organizations.
Ключевые слова: насилие в семье, нормативно-правовые акты, опека и попечительство, патронат, профилактика.
Keywords: domestic violence, regulations, custody and guardianship, patronage, prevention.
Как показывает статистика, 30 - 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье, женщины и дети составляют 70 % всех жертв тяжких насильственных посягательств [4].
Сильная, здоровая семья всегда была колыбелью нации и является залогом того, что у государства есть будущее. Поэтому решение такой проблемы, как насилие в семье, является одной из основных задач семейной политики.
Проблема насилия - многогранное социальное явление. Оно означает дискриминацию личности и семьи, ущемление или ограничение их прав и свобод. Семейное (домашнее) насилие - это система поведения одного человека для установления и сохранения власти и контроля над другим человеком, это умышленная попытка нанести вред другому человеку. Насилие в семье включает в себя насилие над женщинами, над престарелыми, над детьми. По данным официальной статистики, около 2 млн детей ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок гибнет, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч уходят из дома. Сегодня в России каждый четвертый ребенок становится жертвой изнасилования, каждый третий ребёнок - втянутый в занятия проституцией. В последние годы более чем в 14 раз выросло число мальчиков, пострадавших от насильственных и ненасильственных действий гомосексуального характера [1].
Идеал семейной жизни - это любовь, теплота отношений и взаимное уважение. Однако в реальности в семьях наблюдаются многообразные формы агрессии. Выделяется четыре основных типа насилия:
- физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет;
- сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения;
- пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;
- психологическое насилие - хронические паттерны поведения: унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы выделяют экономическое или финансовое насилие, квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического давления в отношении несовершеннолетних детей [1].
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия, уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Около 30 % женщин, переживших в детстве сексуальное насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению в подростковом возрасте, возникают такие формы девиантного поведения, как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство [4].
Как показал анализ опыта социальных учреждений, наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми.
Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создают правовую базу для работы по профилактике жестокого обращения с детьми, а также с детьми, ставшими жертвами жестокого обращения.
Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства. Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при жестоком обращении с ним, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства. Таким образом, органы опеки и попечительства являются наиболее доступным для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, государственным институтом, призванным предупреждать насилие над детьми в семье.
Профилактическая направленность деятельности органов опеки и попечительства подчеркивается:
- в статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на органы опеки и попечительства обязанность по защите прав и интересов детей в случаях, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
- в статье 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой должностные лица органов опеки и попечительства должны использовать предоставленные им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних. Насилие в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей являются одной
из наиболее значимых причин детской безнадзорности и беспризорности, совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.
Анализ норм семейного и гражданского законодательства позволяет выделить следующие направления работы органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми:
- внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи;
- обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка;
- участие в судебном рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, включая подготовку заключения по существу спора;
- принятие органами опеки и попечительства правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, решений по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По мнению ряда авторов, внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семьи, должно заключаться в выявлении и оперативной организации учета детей, оказавшихся в ситуации, когда действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу их жизни или здоровью либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, проведении индивидуальной профилактической работы с такими детьми и их семьями [4].
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Именно на органах опеки и попечительства лежит обязанность урегулирования конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также конфликтных отношений между членами семьи путем поиска компромисса, разъяснения сторонам конфликта требований закона и необходимости строгого соблюдения принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Внесудебное разрешение семейных конфликтов можно считать важнейшим направлением профилактики жестокого обращения с детьми, поскольку эта деятельность позволяет на ранних сроках развития семейного кризиса выявить семьи из группы риска по насилию над ребенком, указать родителям на ошибки в воспитании детей, принять меры по устранению причин возникновения трудной жизненной ситуации, в которой оказалась семья, повысить компетентность родителей как воспитателей. Указанное обстоятельство имеет особое значение в случаях жестокого обращения с детьми. Оказание психологической, медицинской и иной помощи только ребенку без изменения поведения родителей, отказа от использования антипедагогических приемов воспитания не позволит в полном объеме защитить права ребенка, создать надлежащие условия для его развития и в конечном итоге приведет к изъятию ребенка из семьи.
Как показал анализ литературы по данной проблеме, ряд авторов выделяют особую форму индивидуальной профилактической работы, которая должна, как правило, проводиться до решения вопроса об ограничении или лишении родителей родительских прав - социальный патронат семьи и детей [4].
Необходимо отметить, что в Федеральном законодательстве пока нет понятия «социальный патронат». Вместе с тем в трети субъектов Российской Федерации в региональных законах предусмотрен социальный патронат как форма профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, в которой действиями или бездействием родителей создаются условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному развитию и воспитанию.
В случае выявления грубых нарушений прав и законных интересов ребенка, когда семейное неблагополучие существует длительное время, родители не понимают недопустимости жестокого обращения с ребенком, систематически не исполняют своих обязанностей по воспитанию ребенка, а индивидуальная профилактическая работа с семьей не приносит желаемых результатов, органы опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или ограничении родителей в их правах. Такой иск направлен на предупреждение повторных случаев опасных для жизни, здоровья и развития детей, случаев насилия над ними в семье или уклонения родителей от исполнения своих обязанностей, а также для предупреждения негативных последствий, связанных с жестоким обращением с детьми.
Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.
Для профилактики насилия над детьми важно не только право органов опеки и попечительства самостоятельно обращаться с исками в суд, но и их право и одновременно обязанность участвовать в рассмотрении судом всех споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (статья 78 Семейного кодекса Российской Федерации).
К такой категории относятся дела:
- об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации);
- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (статьи 69 и 72 Семейного кодекса Российской Федерации);
- об ограничении родительских прав, отмене ограничения родительских прав (статьи 73 и 76 Семейного кодекса Российской Федерации).
Органы опеки и попечительства участвуют в деле в качестве третьей стороны, что наделяет их широким кругом прав по сбору и исследованию доказательств, использование которых в полном объеме обеспечивает принятие судом решения, соответст-
вующего интересам ребенка. Тем самым минимизируется риск жестокого обращения с ребенком.
Законодательство наделяет органы опеки и попечительства рядом полномочий, использование которых имеет принципиальное значение для защиты детей от насилия в семье. К таким полномочиям прежде всего относится право этих органов немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Данная норма может играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, однако на практике она в настоящее время применяется редко.
Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье имеет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации). Содействовать реализации этого права ребенка призваны органы опеки и попечительства. Так, в случае возникновения споров о воспитании ребенка эти органы опрашивают детей, не достигших десяти лет, и информируют об их мнении суд.
Как показывает практика, широкий круг прав и обязанностей органов опеки и попечительства по предупреждению жестокого обращения с детьми, многообразие средств, с помощью которых они могут выполнять эти функции, требуют от указанных органов привлечения к профилактической деятельности других субъектов системы защиты прав и законных интересов детей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установлена возможность осуществления полномочий по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства уполномоченными организациями (образовательными, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, и иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Таким образом, подчеркивается роль уполномоченных организаций в проведении профилактической работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.
Глава II Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривает обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществлять работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном
положении, организации индивидуальной профилактической работы не только в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, но и в отношении родителей или иных законных представителей, жестоко обращающихся с детьми.
Как показал анализ работы органов в данной области, в настоящее время профилактическую, реабилитационную и коррекционную работу в случаях жестокого обращения с детьми могут и должны осуществлять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения, органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (центры социальной помощи семье и детям, центры психологопедагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т. д.), специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), иные организации, создаваемые органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием или органами опеки и попечительства [3].
Анализ опыта работы с проблемой предотвращения насилия в семье был рассмотрен на примере Бе-ловского района. Было выявлено, что работа в районе строится на основе межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день на данной территории разработана нормативная база, создан координационный Совет по вопросам семьи, сформирован и ведется единый банк данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях, реализуются областные и ведомственные программы, создан отдел опеки и попечительства при
управлении образования, осуществляется социальное партнерство с общественными и негосударственными организациями и объединениями.
В районе активно развивается сеть учреждений социального обслуживания. Наиболее распространенными являются центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
На каждой сельской территории созданы общественные наблюдательные советы по профилактике насилия в детской среде и разрабатываются планы на 2010 год.
Телефонное консультирование является одной из базовых технологий помощи людям, пережившим домашнее насилие. На территории г. Белово и Беловского района работает «телефон доверия».
В районной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2010 годы» запланированы дополнительные средства на решение данных вопросов.
В основе деятельности учреждений социального обслуживания по профилактике насилия лежит программно-целевой метод.
В рамках мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту осуществляется взаимодействие с федеральной службой по контролю за наркотиками в разработке и реализации программ по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних и их семей.
В программу «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в Белов-ском районе на 2010 год» включены предложения по профилактике детского насилия, сокращению численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, актуальности межведомственного взаимодействия в рамках единого банка данных о несовершеннолетних и их семьях (таблица 1).
Таблица 1
Количество детей и семей, состоящих на учете в едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях
2008 2009
детей (чел.) семей детей (чел.) семей
Единый банк данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей 363 179 171 109
Учреждения социального обслуживания 348 343
В результате совместной деятельности на 39 % сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с 2008 годом, не увеличилось число больных с диагнозом наркомании и лиц, употребляющих наркотические вещества.
Межведомственная группа, включающая органы социальной защиты населения, управлений образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, культуры, физкультуры, спорта и молодежной политики, призвана координировать свои усилия на основе обмена информацией, реализуя совместно с
учреждениями социального обслуживания индивидуальные программы реабилитации.
Межведомственное взаимодействие позволяет поднять работу социозащитных учреждений на более высокий уровень. В районе функционирует 7 учреждений, занимающихся проблемой профилактики насилия по отношению к женщинам, детям и пожилым людям.
В работе с женщинами, пострадавшими от насилия, применяется метод социального посредничества, включающий несколько этапов:
— идентификация случая;
— диагностика случая;
— планирование действий и контактирование;
— прямое вмешательство в ситуацию женщины;
— контроль и оценка действий;
— завершение процесса социального посредничества.
В Беловском районе одной из форм реабилитации женщин является клубная работа.
Функционирует клуб для женщин «Дорога к счастью», где проводятся встречи, специальные тренинги: «Тренинг личностного роста», «Тренинг уверенности и позитивного самовосприятия», проходят занятия в «Школе женского имиджа». Данная форма работы направлена на повышение самооценки, снятие психоэмоционального напряжения, формирование навыков эффективной коммуникации, саморазвитие и укрепление веры в свои силы.
Огромное количество случаев домашнего насилия совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Основными задачами отделений помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являются оказание им социально-психологической поддержки в решении проблем алкогольной зависимости, нежелательной беременности, безработицы, межличностных отношений в семье, материального обеспечения.
Данная работа предполагает комплексный подход к решению проблем, связанных с насилием:
— социально-психологическая диагностика
(наблюдение, экспресс-опрос, анкетирование, тестирование);
— коррекционно-развивающая работа (тренинги, элементы психотерапии, индивидуальные и групповые занятия);
— психопрофилактика (беседы, видеофильмы, СМИ). Для оказания консультативно-правовых, социально-психологических, медико-социальных услуг населению из отдаленных территорий осуществляется такая форма работы, как социальные рейсы в сельские населенные пункты или агитпробеги милосердия. В состав бригад социальных рейсов включаются работники учреждений социального обслуживания: юрист, психолог, социальный педагог, медицинский работник.
На территории Беловского района проводится большая работа по предупреждению преступлений насильственного характера в отношении несовершеннолетних.
Сотрудниками ОПДН с учащимися организованы и систематически проводятся лекции и беседы о предупреждении и методах защиты от преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, о правилах поведения детей в экстремальных ситуациях, при общении с незнакомыми людьми. Рассмотрены конкретные примеры и ситуации, при которых возможно стать жертвой преступления:
— как себя вести с незнакомыми людьми;
— если ты остался дома один;
— как себя вести на дискотеках и при случайных знакомствах.
Выработаны некоторые правила поведения, размножены и размещены на стендах в учебных заведениях. Созданы и обновлены в образовательных учреждениях стенды, уголки правовой направленности с указанием имеющихся на территориях службах помощи детям.
В средства массовой информации периодически направляются заметки о предупреждении и методах защиты от преступных посягательств в отношении несовершеннолетних. В 2009 году в газете «Сельские зори» открыта рубрика «Шпаргалка для родителей», в которую семейным инспекто-ром-психологом направляются рекомендации по воспитанию детей, а также об ответственности родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей.
Для решения данного вопроса в Беловском районе есть потенциальные возможности: нормативная база, профессиональная подготовленность кадров, достаточно развитая материально-техническая база учреждений. Работа ведется целенаправленно и систематически. Определены направления в работе.
Хочется еще раз подчеркнуть, что предотвращение насилия - проблема государственного значения, и решение ее требует межведомственного подхода.
Для реализации этого подхода необходимо:
— принимать системные долгосрочные меры по оказанию помощи семье в выполнении ее обязанностей по воспитанию ребенка, развитию системы социального обслуживания;
— направлять деятельность органов, учреждений социальной защиты населения на укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье;
— расширять профилактическую работу с семьями на ранних стадиях неблагополучия;
— внедрять новые формы и технологии по предотвращению социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— повышать уровень обеспеченности мерами социальной поддержки семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.
Учитывая международный опыт в этой области, муниципальным органам опеки и попечительства следует:
— установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия;
— обеспечить всем жертвам насилия доступ к консультативным услугам и помощи в целях восстановления и реинтеграции;
— обеспечить адекватной защитой детей -жертв, злоупотреблений в кругу своей семьи.
Вот основной перечень задач, выполнение которых позволит реализовать главную цель - улучшение положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, тем самым способствовать предотвращению насилия в семье.
Недостатки борьбы с насилием в семье определяются не несовершенством действующего законодательства, а серьезными упущениями в практике его применения. Поэтому конкретные усилия должны быть направлены на установление истинных масштабов распространения этого явления и на улучшение деятельности правоохранительных органов.
На мой взгляд, необходим глубокий анализ всего законодательства. Уголовный кодекс выполняет карательную функцию, он ориентирован на наказание, а не на воспитание. Но, чтобы преодолеть насилие в семье, одних карательных мер не хватает, нужна серьезная работа в сфере профилактики и воспитания.
Литература
1. Кукушкина, Л. Е. Детство без насилия / Л. Е. Кукушкина // Социальная работа. - 2010. -№ 1. - С. 10 - 14.
2. Осипова, И. И. Патронат - межведомственная система профилактики неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних: методическое пособие / И. И. Осипова. -2008. - 172 с.
3. Ремезова, В. В.Организация программной деятельности по профилактике семейного неблагополучия в центре социальной помощи семье и детям / В. В. Ремезова // Работник социальной службы. -2010. - № 1. - С. 13 - 28.
4. Сазонтова, А. В. Социальная технология реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении / А. В. Сазонтова // Работник социальной службы. - 2010. - № 1. -С. 44 - 49.