Научная статья на тему 'Насилие в Российской истории эпохи дворцовых переворотов (1725-1762 годы)'

Насилие в Российской истории эпохи дворцовых переворотов (1725-1762 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3709
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / МОНАРХ / ПЕРЕВОРОТ / ГВАРДИЯ / VIOLENCE / COERCION / STATE / POLITICS / MONARCH / REVOLUTION / GUARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартыненко Борис Константинович

В статье характеризуется эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) в Российской империи, их причины. Подчеркивается, что такие перевороты являются насильственными, а не государственными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violence in Russian history era of palace revolutions (1725-1762)

In article the era of palace revolutions (1725-1762) in the Russian Empire, their reasons are characterized. It is emphasized that such revolutions are violent, but not state.

Текст научной работы на тему «Насилие в Российской истории эпохи дворцовых переворотов (1725-1762 годы)»

Мартыненко Борис Константинович

кандидат юридических наук, Российский государственный университет правосудия

(тел.: +79882465290)

Насилие в российской истории эпохи дворцовых переворотов (1725-1762 годы)

В статье характеризуется эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) в Российской империи, их причины. Подчеркивается, что такие перевороты являются насильственными, а не государственными.

Ключевые слова: насилие, принуждение, государство, политика, монарх, переворот, гвардия.

B.K. Martynenko, Candidate of Law, Russian State University of Justice; tel.: +79882465290.

Violence in Russian history era of palace revolutions (1725-1762)

In article the era of palace revolutions (1725-1762) in the Russian Empire, their reasons are characterized. It is emphasized that such revolutions are violent, but not state.

Key words: violence, coercion, state, politics, the monarch, revolution, guard.

В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьев впервые ввел в научный оборот понятие «дворцовый переворот», но наравне с этим определением исследователями применялись и такие, как «заговор», «восстание», «свержение», «правительственный переворот», «гвардейский переворот», «государственный переворот». Однако начиная с В.О. Ключевского при обобщении событий 1725-1762 гг., как правило, уже широко использовался термин «дворцовый переворот». В то же время историки права отмечали, что в российской ситуации XVIII в. с крайней правовой неопределенностью в проблеме престолонаследия понятия «дворцовый» и «государственный» переворот сближаются [1, с. 249-252].

Что же относится именно к дворцовым переворотам? В исторической литературе и по настоящее время сравнительно популярно аррогантное признание этого явления как войны придворных знатных групп за власть, за возможность свободно, без последствий опустошать казну и обворовывать державу [2, с. 320]. Исследование этих процессов подменялось социологическими штампами и словами об «альковных переворотах», свершаемых без активного участия широких народных масс.

Давайте посмотрим. В 1722 г. Петр I аннулировал порядок престолонаследия по завещанию или соборным назначением, заместив его собственным назначением. Однако определить преемника он так и не успел. После его смерти возникло противостояние представителей родовой знати, признававших наследником князя Петра, и чиновничьей власти, сделавших ставку на Екатерину I. В конечном итоге с поддержкой гвардейских полков последние и выиграли

эту борьбу. Это был первый дворцовый переворот, открывший целую череду последующего силового смещения царствующих особ.

Что такое дворцовый переворот? По сути это захват политической власти в России XVIII столетия. Основанием такого явления являлось отсутствие ясных правил наследования престола, сопровождающееся войной придворных группировок, совершались перевороты, как правило, при помощи гвардейских полков. По представлению В.И. Ленина, путчи были до комичного просты до тех пор, пока речь шла о том, чтобы от одной группы дворян или феодалов отобрать власть и вручить противоположной группе [3, с. 443-444].

Гвардия стала основным средством борьбы между соперничавшими группами. Все особы, оказывавшиеся на царском троне через дворцовый переворот, безусловно, опирались на гвардию. Граф А.Р. Воронцов проследил закономерности переворотов минувшего времени и отметил важнейшие отличия между ними: от стремления ограничить монархию «несвойственными для России кондициями» до проявления «преторианской гвардейской необузданности» [4].

В.О. Ключевский отметил, что 37-летний период от смерти Петра I до воцарения Екатерины II приобрел наименование «эпохи дворцовых переворотов». Да, действительно, за это время шесть монархов захватывали русский трон, приобретая его в итоге сложных дворцовых интриг или вооруженных переворотов (при прямом и непосредственном участии гвардейских полков).

В исторических изысканиях период второй четверти - середины XVIII в. устанавливается как «время временщиков», «эпоха политической неустойчивости». Из 37 лет постоянной

173

чехарды власти 32 года приходилось на правление женщин, а если принять во внимание царствование Екатерины II, то в течение XVIII в. в Российской империи после смерти Петра I власть в государстве 64 года находилась в руках женщин. При этом из четырех императриц единственно лишь Анна Ивановна приобрела свою власть законным путем. Все же другие заняли престол вследствие гвардейских военных переворотов, сопровождавшихся арестом, а зачастую и убийством прежних правителей, расправой над их приверженцами.

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором в соответствии с ее завещанием объявляется внук Петра I - Петр II. Н.М. Карамзин отмечал, «что подлинные основания различных перипетий, житье и нравы многих лиц доносились до нас зачастую в неверном значении, и мы часто, по молве, превозносим их и осуждаем неправильно. Политика той поры, по надобности, прикрыла от нас правду. Вот кое-что, например, из верных источников. Петр давал о себе великолепные перспективы. Он пал от своих фаворитов, каковые сокрушили его здоровье, орудуя из собственных видов. Помолвка Петра II с княжною Долгоруковою было вынужденное. При императрице Анне главную роль исполнял, безусловно, Бирон; но он совершенно не был так жесток, как изобразили его современники; обладал даже многими рыцарскими чертами; однако, существенной тягой вельмож той поры - была обоюдная вражда» [5, с. 238-239].

В январе 1730 г. юный император во время охоты застудился и скоропостижно скончался. При обсуждении потенциальных фигур на трон предпочтение было отдано курляндской герцогине Анне Иоанновне, дочери брата Петра I -Ивана Алексеевича. Е.В. Анисимов, подробно рассматривая перипетии 1730 г., охарактеризовал их как «олигархический переворот», а полемику за власть после кончины Петра I оценивает как «типичный военный переворот» [6]. В жизнеописании императрицы Елизаветы он воспроизвел свои выводы о характере и особенностях переворота 1741 г., хотя и с обмолвками, безусловно, не массового, а характерно гвардейского «патриотизма» и отсутствия на деле «свирепого режима иностранных поработителей» [7, с. 18-33].

Незадолго до своей смерти императрица определила себе наследника - Ивана VI, внука Екатерины Ивановны (дочери Ивана V), притом регентом был Бирон. В обстоятельствах тотального недовольства Бироном фельдмаршал Миних без особенного труда совершил очередной дворцовый переворот, лишивший в ноябре 1740 г. Бирона прав регента. Реген-

том была провозглашена мать Ивана Анна Леопольдовна, однако через год она была низвергнута при содействии гвардии. Следующей императрицей стала Елизавета Петровна, царствовавшая двадцать лет с 1741 по 1761 г. Заметим, что это была наиболее легитимная фигура из всех преемников Петра I, возведенная на трон с поддержкой гвардейских штыков.

Правление Елизаветы не стало продолжением политики Петра I. Беззаботная и любящая мужчин государыня в противовес отцу-преобразователю не уделяла максимум времени государственным делам, передоверив власть своим фаворитам (к тому же к концу жизни ей мешала и болезнь). Политика Елизаветы отличалась осмотрительностью, а в отдельных вопросах - и банальной мягкостью. Отказываясь санкционировать смертные вердикты, она фактически одной из первых царствующих в Европе особ аннулировала смертную казнь.

С.М. Соловьев отмечал, что в целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи, достигнутые в эпоху правления Елизаветы, подготовили и вырастили целую плеяду новых государственных мужей (составивших в будущем славу Российской империи), создавали комфортные условия для более ускоренного развития России и новых прорывов во внешней политике, которые произойдут при Екатерине II.

А судьба Ивана VI оказалась незавидной. Сначала его сослали в ссылку, а потом переместили в тюремную одиночку. Пункт его заточения хранился в секрете. С 1756 г. Иван VI обретал в Шлиссельбургской твердыни, где был прикончен охраной при поползновении офицера В.Я. Мироновича выпустить его и провозгласить монархом взамен Екатерины II.

После Елизаветы на трон взошел Петр III (с 1761 по 1762 г.). Шестимесячное царствование Петра III было отмечено изобилием принятых государственных актов: было опубликовано 192 указа, где нашли отражение многообразные стороны общественно-политической и экономической жизни. Однако он оказался бездарным в руководстве Россией.

Антинациональная внешняя политика Петра III, вспышки общественного протеста подтолкнули гвардейцев на новый переворот в пользу его жены Екатерины II, которая, опираясь на помощь Измайловского и Семеновского гвардейских полков, объявила себя в июне 1762 г. императрицей. А что Петр III? Он был вскоре убит.

Время дворцовых переворотов закончилось.

Каковы же в целом причины дворцовых переворотов? На наш взгляд, их можно сформулировать следующим образом:

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2017 • № 4 (62)

174

отклонившись от национальной политической традиции, в соответствии с которой престол переходил только к настоящим наследникам государя, Петр I сам уготовил «кризис власти» (не осуществив Указ 1722 г. о наследовании престола, не определив себе наследника);

на российский престол вслед за кончиной Петра I притязало значительное число как прямых, так и косвенных наследников;

во всей полноте обнаружились имевшиеся корпоративные интересы дворянства и именитой знати.

Говоря об эпохе дворцовых переворотов, надлежит подчеркнуть, что они были насильственными и не являлись государственными, т.е. не преследовали цели действенных трансформаций политической власти и государственного механизма (изъятием явились события 1730 г.). Е.И. Индова на материалах дворцового архива обнаружила, что отнятие и раздавание дворцовых земель точно совмещались с очередным переворотом [8, с. 273-280].

При рассмотрении эпохи дворцовых переворотов важно сконцентрировать внимание на следующих моментах:

во-первых, застрельщиками переворотов являлись многообразные дворцовые группировки, пытавшиеся поднять на трон свою креатуру;

во-вторых, существенным результатом дворцовых переворотов выступило приумножение экономического и политического положения дворянства;

в-третьих, побуждающей силою переворотов выступала гвардия.

1. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи. М., 2004.

2. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. /под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983.

3. Ленин В.И. ПСС. Т. 37.

4. Записка графа А. Воронцова о России в начале XIX в. // АКВ. 1883. Кн. 29 (цит. по: Курукин И. В. Эпоха «дворских бурь». Рязань, 2003).

5. Сербинович К.С. Николай Михайлович Карамзин //РС. 1874. № 9. (цит. по: Курукин И.В. Эпоха «дворских бурь». Рязань, 2003).

6. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. М., 1986.

7. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999.

8. Индова Е.И. К вопросу о дворянской собственности в России в поздний феодальный период // Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. / отв. ред. Н.И. Павленко. М, 1975.

В пору периода дворцовых переворотов Россия провела четыре военные компании (войны):

Русско-польскую 1733-1735 гг.;

Русско-турецкую 1735-1739 гг.;

Русско-шведскую 1741-1743 гг.;

Семилетнюю 1756-1763 гг.

Не определяя цели и содержание военных действий (справедливая война или несправедливая), лишь отметим, что это тоже было проявление насилия, но уже во внешней политике (вспомним известное выражение Клаузевица: война - есть продолжение политики иными средствами).

Итак, подведем краткие итоги.

Насилие являлось постоянным спутником Российской империи.

За 37 лет от кончины Петра I до коронации Екатерины II (1725-1762) трон занимали шесть царствующих особ (два императора были убиты), получавших престол вследствие сложных дворцовых интриг или переворотов.

Из 37 лет беспрестанной смены власти 32 года приходилось на управление женщин, а если добавить сюда и царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи, после кончины Петра, 64 года трон в державе занимали женщины.

Дворцовые перевороты не влекли за собой трансформаций политической и тем более общественной системы и сводились лишь к борьбе за власть всевозможных дворянских группировок, преследовавших свои меркантильные интересы.

1. Latkin V.N. The textbook of history of Russian law of the period of the Empire. Moscow, 2004.

2. History of the USSR from ancient times to the late eighteenth century /ed. by B.A. Rybakov. Moscow, 1983.

3. Lenin V.I. Complete coll. of works. Vol. 37.

4. The note of Earl Alexander Vorontsov about Russia in the earlyXIX century //AKV. 1883. B. 29 (op. cit.: Kurukin I.V. The era of «palace» storms. Ryazan, 2003).

5. Serbinovich K.S. Nikolai Mikhailovich Karam-zin// RS. 1874. № 9. P. 238-239 (op. cit.: Kurukin I.V. The era of «palace» storms. Ryazan, 2003).

6. Anisimov E. V. Russia in the middle of the XVIII century: the Struggle for the heritage of Peter. Moscow, 1986.

7. Anisimov E.V. Elizaveta Petrovna. Moscow, 1999.

8. Hindowa E.I. To the question of the noble property in Russia in the late feudal period the nobility and the serf system of Russia XVI-XVIII centuries /ed. by N.I. Pavlenko. Moscow, 1975.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.