Научная статья на тему 'НАСИЛИЕ И ВИКТИМНОСТЬ В КРИМИНОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПРЕСТУПНОСТИ'

НАСИЛИЕ И ВИКТИМНОСТЬ В КРИМИНОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / VICTIMOLOGY / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ПОТЕРПЕВШИЙ / ЖЕРТВА / VICTIM / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / SACRIFICE / INFRINGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рашидов Ш.М.

В статье проводится криминологический анализ понятий «виктимность» и «насилие» при изучении преступности, форм и механизма совершения преступлений. Анализируются различные точки зрения ученых-криминологов по исследуемой в статье проблеме. Даются различные классификации форм и видов виктимности и ее соотношение с насилием как способом совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLENCE AND VIKTIMNOST IN THE CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF CRIME

The article gives the criminological analysis of the concepts of "victimhood" and "violence" while studying of crime, forms and mechanisms of committing crimes. The various viewpoints of scientists criminologists are studied in the article. Are different classifications of forms and types of victimization and its relationship to violence as a means of committing a crime.

Текст научной работы на тему «НАСИЛИЕ И ВИКТИМНОСТЬ В КРИМИНОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПРЕСТУПНОСТИ»

УДК 343.9

НАСИЛИЕ И ВИКТИМНОСТЬ В КРИМИНОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Рашидов Ш.М., доцент кафедры уголовного права ГАОУ ВПО «ДГИНХ», кандидат юридических наук, доцент E-mail: rashidovich-80@mail ru

В статье проводится криминологический анализ понятий «виктимность» и «насилие» при изучении преступности, форм и механизма совершения преступлений. Анализируются различные точки зрения ученых-криминологов по исследуемой в статье проблеме. Даются различные классификации форм и видов виктимно-сти и ее соотношение с насилием как способом совершения преступления.

Ключевые слова: виктимология, насилие, жертва, преступление, потерпевший, посягательство, безопасность.

VIOLENCE AND VIKTIMNOST IN THE CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF CRIME

Rashidov Sh. M., Associate Professor of Department of Criminal Law of Dagestan State Institute of a National Economy, Candidate of Law Sciences

The article gives the criminological analysis of the concepts of "victimhood" and "violence" while studying of crime, forms and mechanisms of committing crimes. The various viewpoints of scientists criminologists are studied in the article. Are different classifications of forms and types of victimization and its relationship to violence as a means of committing a crime.

Key words: victimology, violence, sacrifice, crime, victim, infringement, security

Насильственная преступность в России за последние 20 лет, стала проблемой общенационального масштаба. Наиболее опасные виды преступных посягательств связаны именно с тем, что они приобретают насильственную форму - насилие становится одним из основных способов совершения преступлений против личности. В результате этого преступное деяние причиняет не только имущественный (материальный) вред, но и физический. Насилие как способ совершения преступления представляет собой наиболее опасную форму преступной деятельности, к борьбе с которой, правоохранительным органам следует быть должным образом подготовленными, задействовав при этом большие материально-технические и кадровые ресурсы.

В общераспространенном употреблении под насилием имеется в виду беззаконное применение силы, принудительное воздействие на лицо против его воли. В российской криминологической науке сложились различные подходы и точки зрения к определению понятия «насилие» и «насильственная преступность». Так, А.А. Пионтковский отмечает, что «насильственное воздействие на личность состоит во всяком принуждении её к действиям, противоречащим её желаниям» [7, с. 161].

Криминология изучает проявление не только физического насилия в преступном поведении. В неменьшей степени исследователей интересует и анализ проблем психического насилия, выражающегося, главным образом, в угрозе применением насилия. Наиболее распространёнными его разновидностями является угроза физическим насилием (угроза убийством, причинением вреда здоровью, лишением свободы) при совершении изнасилований, разбойных

нападений, грабежей, вымогательств, сопряжённых с насилием.

Преступные деяния, совершаемые с применением насилия, образуют группу так называемых насильственных преступлений. С точки зрения вик-тимологии, последствия насильственных преступлений во многом определяются поведением самой жертвы, к которой применяется насилие, и ролью жертвы в механизме преступного поведения. По этой причине особенно важно изучение виктимологиче-ских характеристик совершенного насильственного преступления.

По мнению В.В. Лунеева, основным отличительным признаком насильственной преступности является физическое (психическое) насилие над потерпевшим (жертвой) или угроза его применения [6, с. 6].

Многообразие насильственных преступлений и лиц их совершающих обуславливает и множество жертв, становящихся потерпевшими в результате различных преступных посягательств. При анализе каждого преступления совершенного с применением насилия, следует установить не только мотивы и обстоятельства, причины и условия совершения преступления, но и поведение потерпевшего в момент, непосредственно предшествовавший совершению преступления. Как показывает практика деятельности правоохранительных органов, жертвами таких преступлений, как убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования, грабежи и разбои, ежегодно становятся десятки тысяч людей, не считая посягательств на их собственность [3, с. 9].

Как показывают статистические данные за 2012/2013 годы, в Российской Федерации судами было рассмотрено уголовных дел:

- убийств (ст. 105 УК РФ) - 10202 / 10080

дел;

- причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112УК РФ) - 44854 / 43672 дела;

- изнасилований (ст. 131 УК РФ) - 3399 / 3053 дела;

- грабежей (ст. 161 УК РФ) - 46240 / 41158

дел;

- разбоев (ст. 162 УК РФ) - 13898 / 12939

дел;

- вымогательств (ст. 163 УК РФ) - 2720 / 2677 дел [12].

При этом по некоторым составам, указанным выше, остается стабильно высоким уровень естественной латентности преступных посягательств.

Характеризуя виктимность по ряду насильственных преступлений, хотелось бы привести различные точки зрения на данную проблему и на их основе сформулировать понятие «виктимности» по насильственным преступлениям.

В отечественной криминологии понятие «виктимности» различными учеными трактуется по-разному, и до сих пор нет общепринятой интерпретации содержания данного понятия [2, с. 85-89]. Так, в частности, Л.В. Франк определяет виктимность как реализованную преступным актом способность человека стать при определённых обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима [13, с. 22].

Однако, на наш взгляд, подобная трактовка понятия виктимности не должна означать какую-то предопределённость или предрасположенность стать жертвой преступного посягательства, хотя, конечно, мы не исключаем и такой вероятности. По нашему мнению, вероятность стать жертвой насильственного преступления в большей или меньшей степени обусловлена совокупностью индивидуальных личностных качеств, взаимодействующих с внешними факторами в определённой (конкретной) ситуации.

Позицию критики по отношению к определению Л.В. Франка занимает и В.И. Полубинский, указывая, что при определении виктимности конкретного человека речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непосредственно связана с какими-либо особенностями личности и поведения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда [8, с. 32-33].

В.П. Коновалов определяет виктимность как особую характеристику человека, выражающуюся или в субъективной неспособности отдельных лиц в силу совокупности ряда своих личностно-психологических свойств избегать собственной вик-тимизации в условиях, когда объективно это возможно, или в объективно-повышенной вероятности в силу исполняемых ими отдельных социальных ролей

при определённых обстоятельствах становиться потерпевшими [5, с. 80].

В.Я. Рыбальская также, не привнося ничего нового в определение виктимности, указывает, что виктимность есть личностная характеристика, означающая повышенную «способность», известную предрасположенность человека стать жертвой преступного посягательства при определённых обстоятельствах [11, с. 12].

Следует отметить, что виктимность - понятие не только личностное, но и социальное, обусловленное наличием в обществе подходящих факторов, обуславливающих возможность совершения преступлений. По этой же причине никто из членов общества не застрахован от опасности стать жертвой преступления. Это, конечно, не означает, что все граждане в равной степени виктимны. Однако все же выявить какую-то общую закономерность в вопросе виктимности отдельных социальных групп, все же можно, что предопределяет высокую степень их предопределенности стать жертвами преступного посягательства.

Исходя из вышеназванных понятий и жертв насильственных преступлений, можно выдвинуть такое общее понятие виктимности по насильственным преступлениям, как обусловленное наличием насилия состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человеку способности стать жертвой преступления.

Такие криминологи, как Д.В. Ривман [10, с. 14] и В.П. Коновалов [4, с. 9], исследуя проблему виктимности, выделяют две её разновидности - индивидуальную виктимность и массовую (групповую) виктимность.

В.И. Полубинский, говоря об индивидуальной виктимности, отмечает следующее: «это... свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими свойствами (либо их совокупностью), способствующее в определённой жизненной ситуации формировании условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями» [9, с. 34].

Весьма спорным в криминологии является вопрос о формах, в которых виктимность проявляется. В этой связи следует остановиться на содержании данного понятия, а также на его разграничении от понятия видов виктимности.

Если виды виктимности отражают ее внешнюю характеристику и различаются, прежде всего, в зависимости от степени вероятности конкретного лица или представителей различных групп населения подвергаться преступным посягательствам, то формы виктимности выражают её сущность и различаются в зависимости от того, почему гражданин или представители тех или иных категорий (групп) граждан становятся жертвами насильственных преступлений.

В.Я. Рыбальская различает следующие формы проявления виктимности:

а) совокупность социально-психологических свойств личности, связанных с особенностями социа-

лизации последней (виктимогенная деформация личности);

б) «безличное» свойство, обусловленное выполнением некоторых социальных функций (профессиональная виктимность);

в) биофизиологическое свойство личности («возрастная» виктимность; престарелый, малолетний возрасты);

г) следствие патологического состояния личности (виктимность - «патология» - психическая болезнь; физический недуг, слепота, глухота и иные тяжкие психосоматические расстройства). [11, с. 3334].

По мнению ученых, наиболее соответствующими задачам практики борьбы с насильственными преступлениями является выделение трёх форм вик-тимности в зависимости от определённых типов потерпевших от насильственных преступлений.

1. Личностная виктимность, присущая лицам, обладающим риском стать жертвой преступления в силу социально-демографических особенностей, таких как культурный и образовательный уровень, жизненный опыт, привычки, пол, возраст, национальная или расовая принадлежность, физическое состояние и т.п., нравственных особенностей, выражающихся во взглядах на жизнь, интересах, потребностях, наклонностях и т.п., и психологических особенностей - таких как умственное развитие, особенности характера, эмоциональность и т.п. Иными словами, это тип потерпевших, виктимность которых обусловлена характеристикой их личности.

Данные, характеризующие личность потерпевшего, имеют существенное значение во всех стадиях механизма совершения насильственных преступлений. Например, такие черты характера потерпевшего, как агрессивность и конфликтность, существенно влияют на развитие его отношения с преступником и нередко приводят к эскалации конфликтных ситуаций. Указанные черты характера личности потерпевшего, зачастую препятствуют разрешению конфликта мирным путём, провоцируя агрессию преступника в адрес своей жертвы.

Потерпевшие, входящие в рассматриваемую группу, классифицируются по различным основаниям. Так, научный и практический интерес представляет классификация потерпевших по таким социально-демографическим признакам как возраст, пол, характеристика личности, психические особенности, наличие прежней судимости и т.п. Наиболее уязвимыми социальными группами являются женщины, дети (несовершеннолетние) и лица пожилого возраста. Это связано с тем, что слабость и беспомощность играют существенное значение при выборе жертвы и ограничивают возможности потерпевшего по оказанию сопротивления преступнику [1, с. 31].

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что указанным категориям граждан, требуются дополнительные меры по обеспечению их личной безопасности и защищенности от возможных преступных посягательств.

2. Ролевая виктимность определяет категории лиц, могущих стать жертвами насильственных пре-

ступлений в связи с осуществлением ими своих социальных или профессиональных функций. К таким факторам ролевой виктимности можно отнести: социальное происхождение, социальное положение, специальность, род деятельности, профессию, выполнение функций общественного характера, уровень материального состояния и т.п.

С учетом ролевых особенностей, можно выделить следующие категории граждан, с повышенной виктимностью: служащие правоохранительных органов; граждане, участвующие в охране общественного порядка; участники уголовного процесса (судьи, потерпевшие, свидетели, эксперты); граждане, оказывающие содействие следственным и судебным органам в расследовании и разбирательстве уголовного дела, осуществлению оперативно-розыскной деятельности; водители такси; лица, в чьем ведении находится охрана материальных или иных ценностей. Уязвимость перечисленных категорий граждан определяется тем, что достижение интересов, характерных для насильственных преступников, чаще всего «пересекается» с их ролевыми позициями, и указанные лица стоят на пути достижения интересов преступников.

3. Поведенческая виктимность. К этой категории потерпевших от преступных посягательств относятся граждане, которые могут стать жертвами насильственных преступлении в силу особенностей их поведения в тех или иных жизненных ситуациях, в которых они оказались.

Положительные качества личности позитивно влияют на поведение потерпевшего в предкрими-нальных и криминальных ситуациях и затрудняют совершение преступления, т.к. им удается сглаживать конфликтные ситуации в момент их начала. Отрицательные же свойства личности, наоборот, оказывают негативное воздействие на поведение преступника и способствуют совершению противоправных действий против потенциальной жертвы.

Таким образом, классификация потерпевших необходима, в первую очередь, для проведения соответствующих мероприятий в целях привлечения реальных потерпевших в процесс расследования обстоятельств совершения насильственного преступления и установления истины по делу, а также для обеспечения их безопасности и безопасности членов их семей от возможных преступных посягательств.

Литература

1. Алиев Р.Х. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений // Общество и право. 2008. № 3.

2. Гаджиева А.А. Виктимологические аспекты уголовной политики // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 3.

3. Гаптелганиев Р. Криминальная викти-мология: понятие, виды и степень виктимности // Мировой судья. 2009. № 7.

4. Коновалов В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики преступлений. М., 1982.

5. Коновалов В.П. О виктимологическом

аспекте профилактики преступлений // Повышение эффективности законодательства в свете решений XXVI съезда КПСС: сб. статей. Душанбе, 1984.

6. Насильственная преступность / под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М.: Изд-во «Спарк», 1997.

7. Пионтковский А.А. Преступления против личности. М., 1938.

8. Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления. Горький, 1979.

9. Полубинский В.И. Криминальная викти-мология. М., 2008.

10. Ривман Д.В. Виктимологические факто-

ры и профилактика преступлений. Л., 1975.

11. Рыбальская В.Я. Виктимологические исследования в системе криминологической разработки проблем профилактики преступлений несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 33. М., 1980.

12. Статистические данные Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79

13. Франк Л.В. Виктимология и виктимность (об одном новом направлении в теории и практике борьбы с преступностью). Душанбе: ТГУ, 1972.

Поступила в редакцию 29 апреля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.