Научная статья на тему '«Наша рекомендация — изучать чужой опыт, накапливать свой, учиться на чужих ошибках и не допускать свои»'

«Наша рекомендация — изучать чужой опыт, накапливать свой, учиться на чужих ошибках и не допускать свои» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Наша рекомендация — изучать чужой опыт, накапливать свой, учиться на чужих ошибках и не допускать свои»»

Портрет профессионала

www.idmz.ru

Sons, NB 2

«НАША РЕКОМЕНДАЦИЯ — ИЗУЧАТЬ ЧУЖОЙ ОПЫТ, НАКАПЛИВАТЬ СВОЙ, УЧИТЬСЯ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ И НЕ ДОПУСКАТЬ СВОИ»

Такой совет дает разработчикам медицинских информационных систем Владимир Варфоломеев, управляющий партнер компании «СофТраст» (Белгород), гость рубрики «Портрет профессионала», с которым беседует редактор «ВиИТ» Александр Гусев...

Корр.: Владимир! Расскажите о Вашей текущей работе: чем сейчас занимается «СофТраст», какие основные задачи стоят перед компанией?

В.В. Варфоломеев: Наша компания с момента основания и по сей день является разработчиком медицинских информационных систем. Мы не распыляемся на другие сферы деятельности и у нас нет других источников дохода за рамками рынка здравоохранения. Основным продуктом нашей компании является комплексная медицинская информационная система «ТрастМед». В течение последнего года мы приводили комплекс в соответствие требованиям Министерства здравоохранения и Федерального фонда ОМС, расширяли функционал системы и области его применения. Основная задача компании на ближайшие годы — широкое применение программного комплекса «ТрастМед» для оптимальной реализации задач регионов по Программе модернизации здравоохранения от поставки информационной системы до промышленной эксплуатации и интеграции с федеральными сервисами.

Корр.: В прошлом году вступил в силу Приказ ФОМС № 79, который по задумке был направлен на упорядочивание информационного обмена между участниками системы ОМС, вводит единую НСИ и форматы обмена и в целом преследует цель упорядочить эти процессы на всей территории РФ, избавиться от лоскутного и несовместимого между регионами и даже отдельными ЛПУ принципа информационного взаимодействия. Как Вы относитесь к такого рода активностям?

В.В. Варфоломеев: Такую активность Федерального фонда ОМС мы приветствуем и всемерно поддерживаем. Именно генерация такого рода правил — основная задача федеральных органов — регуляторов отрасли. Другой вопрос — как такие документы готовятся, привлекались ли эксперты, обсуждался ли он до подписания. Тот же Приказ ФОМС от 7 апреля 2011 г. № 79 имеет массу технических недочетов. Часть из них была устранена в редакции Приказа ФОМС от 22 августа 2011 г. № 154, но остались вопросы как по регламенту информационного взаимодействия при ведении единого регистра застрахованных лиц, так и по регламенту информационного взаимодействия

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 ■

■ г

Портрет профессионала

технологии

при ведении персонифицированного учета медицинской помощи. Например, нет описания структур важнейших региональных справочников — регистра услуг и подразделений, неоднозначно толкование некоторых полей, не до конца определен регламент обработки ошибок, единый номер полиса не всегда является уникальным идентификатором человека и т.д. Однако, несмотря на недостатки, сам факт наличия такого нормативного акта — благо для отрасли в целом. Лучше несовершенные правила, чем их отсутствие.

Корр.: Я знаю, что Вы не разделяете принудительное навязывание со стороны госорганов технических требований к МИС, вроде работы в тонком клиенте или повальной ориентации на «облачные» принципы.Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

В.В. Варфоломеев: Действительно, мы (компания «СофТраст») негативно относимся к элементам административного навязывания технических и архитектурных решений. Однако следует заметить, что мы отвергаем не технологии, продвигаемые с помощью административного ресурса, а сам факт такого давления, так как считаем, что «каждый должен нести свой чемодан»: чиновники должны определять цели (задачи) и рамки бюджета, а разработчики — оптимальную архитектуру и способы технического решения задачи. Волюнтаризм в технических вопросах — это необоснованные затраты и зачастую стратегические просчеты. Мы — за эволюционное, поступательное движение и развитие медицинских информационных систем. Ни в коем случае нельзя «в революционном порыве» растерять опыт, накопленный годами развития и эксплуатации «живых», востребованных продуктов. Что же касается тонких клиентов и «облачных» принципов, то думаю, что ни один из разработчиков не усомнится в перспективности этих направлений, но повторюсь — это должно стать решением разработчика, и он сам должен определять целесообразность, тактику и сроки реализации этих технологий для своего продукта. Ведь никто не снимет с разработчика ответственности за бесперебойное функционирование продукта у клиента.

Корр.: В свое время компания «СофТраст» активно работала по задаче лекарственного обеспечения и ДЛО.Расскажите о текущем состоянии этого направления в работе компании: каков объем внедрения?Каковы результаты? Какое развитие оно получило к настоящему времени?

В.В. Варфоломеев: Да, в свое время лекарственное обеспечение стало для нашей компании точкой входа на рынок медицинских информационных систем. К 2008 году продукты нашей компании для лекарственного обеспечения эксплуатировались в 33 регионах России: в поликлиниках, аптеках, аптечных складах, фармкомпаниях и управлениях здравоохранения. Это направление остается для нас одним из приоритетных, хотя в системе ДЛО несколько пошатнулась «федеральная вертикаль»: сейчас, например, нет общероссийской базы выписанных рецептов и отпущенных лекарственных средств, существовавшей до 2008 года, которая позволяла производить аналитическую обработку и сравнительный анализ. Сейчас информационная система лекарственного обеспечения является составной неотъемлемой частью нашей медицинской информационной системы: выписка рецептов всех видов в поликлиниках, назначение лекарственных препаратов (и исполнение назначений) в стационаре, отпуск лекарственных средств в аптеке. Дополнительно реализован контроль лекарственной совместимости, синонимической замены, соответствия назначаемых препаратов диагнозу и стандарту лечения. В качестве «модных» социальных сервисов мы реализовали систему

Портрет профессионала

www.idmz.ru

Sons, NB 2

информирования пациентов о предельных ценах (с инструкциями к препаратам) с помощью информационных киосков и систему автоматизированной выдачи лекарственных препаратов по бесплатным рецептам из списка ЖНВЛС (ЖНВЛП) с помощью вендинговых аппаратов.

Корр.: По информации Минздравсоцразвития, Ваш «домашний» регион — Белгородская область, входит в список «пилотных» территорий, где идет апробация работы с федеральными сервисами ЕГИСЗ. Информации об этом практически никакой нет, поэтому хотелось бы узнать от Вас — привлечены ли Вы как разработчик МИС к этой работе? Как протекает процесс?

В.В. Варфоломеев: К сожалению, несмотря на то, что наш регион вошел в состав «пилотных» территорий, мы наравне со всеми разработчиками МИС находимся в ожидании проектных решений по интеграции с федеральными сервисами, выход которых планируется в марте. Конечно же, мы проводим работы по модернизации функционирующего в Белгородской области регионального сегмента ЕГИСЗ, но эти работы базируются не на регламентных документах по интеграции, а на существующей нормативной базе и наших собственных предположениях.

Корр.: Среди разработчиков МИС есть очень разные подходы к автоматизации ЛПУ. Кто-то считает первостепенной задачей учет услуг и статистическую отчетность, кто-то опирается на электронную медицинскую карту, кто-то говорит о поддержке принятия врачебных решений и системах помощи врачу как основах автоматизации. В чем Вы видите основную роль МИС? Что в первую очередь должна обеспечивать современная информационная система ЛПУ?

В.В. Варфоломеев: МИС — это инструмент для врача и сервис для пациента. У врача разные задачи, у этих задач разный приоритет, но все они неотделимы друг от друга. МИС должна максимально способствовать выполнению врачом его функций и снижать непроизводительную нагрузку. Недопустимо, чтобы роль МИС сводилась только к элементам контроля над деятельностью врача и отчетности перед вышестоящими инстанциями. Не стал бы говорить, что цель МИС состоит в поддержке принятия врачебных решений. Более адекватный термин — структурирование и информационная поддержка лечебно-диагностического процесса,направленные на повышение его качества. Такое структурирование и информационная поддержка реализуются медицинской информационной системой с помощью электронных медицинских карт, которые в свою очередь являются основой для построения отчетности и учета услуг. Такой подход, наряду с прочими целями,позволит получить управленческий контроль над деятельностью врача, но при этом контроль не будет самоцелью.

Корр.: IT-бизнес — это очень динамичный сектор экономики. Здесь очень быстро все устаревает и приходят новые идеи. Каковы, на Ваш взгляд, основные новинки и тенденции, которые найдут свое применение в автоматизации здравоохранения? На что бы Вы рекомендовали обратить внимание?

В.В. Варфоломеев: Да, рынок у нас динамичный. Более того, иногда избыточно динамичный. Мы придерживаемся в своей работе принципа разумной необходимости. Нельзя гнаться за новинками только потому, что это модно. Новинки обоснованы, если за ними стоит опыт. Мы видим основную тенденцию развития медицинских информацион-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 73 ■

■ г

Портрет профессионала

технологии

ных систем в применении математических методов, элементов моделирования в лечебно-диагностическом процессе. Это направление развития невозможно без формализованной базы медицинских фактов в виде электронных медицинских карт. Необходимой частью такой формализации является систематизированная номенклатура медицинских терминов, а также стандарты организации и обмена информацией. Здесь перед нами два возможных пути развития: применить зарубежные стандарты или совершить несколько циклов разработки собственных: сбор неформализованной (слабоформализованной) базы, анализ, формирование стандарта, применение стандарта для сбора новой базы. В любом случае наша рекомендация — изучать чужой опыт, накапливать свой, учиться на чужих ошибках и не допускать свои.

Корр.: В последнее время мы наблюдаем определенную и заметную трансформацию рынка медицинских информационных систем. На рынок пытаются зайти крупные (в том числе государственные) IT-компании. Прошла и, наверное, еще продолжится определенная череда поглощений. В целом виден процесс консолидации и расширения рынка. Как бы Вы оценили затраты на создание зрелого, качественного и отвечающего потребностям здравоохранения программного продукта? Насколько легко или может быть, наоборот, трудно войти на рынок МИС и стать здесь заметным игроком и что для этого нужно?

В.В. Варфоломеев: С уверенностью могу сказать, что зрелый, качественный и отвечающий потребностям здравоохранения программный продукт нельзя создать за год. Под большим вопросом срок в два года. Здесь, как и в любой отрасли, в полной мере действует принцип: «Быстро, качественно, дешево — выбери любые два» с поправкой: «быстро и качественно» сегодня можно создать МИС, отвечающую современным требованиям, только на базе существующей системы и команды разработчиков. Потому и наблюдаем процессы поглощений. Однако следует заметить, что зачастую эти процессы носят не коммерческий, а почти политический характер. В этой связи с сожалением можно констатировать, что ажиотаж, вызванный «вбросом» федеральных средств на рынок медицинских информационных систем, не расширяет, а скорее разрушает его. Мы повсеместно наблюдаем применение «административного ресурса» в решении технических вопросов. Понятно, что в такой ситуации молодой команде сегодня крайне трудно будет войти на рынок МИС и стать заметным игроком.

Корр.: Начался второй год проекта создания единой государственной информационной системы здравоохранения. Оцените, пожалуйста, результаты предыдущего, 2011 г. И было бы интересно узнать Ваш прогноз на ближайшие год— два. Что ждет наш сектор IT-рынка, что ждет практическое здравоохранение?

В.В. Варфоломеев: Мы все еще находимся на старте, поэтому о результатах говорить пока рано. Очень надеюсь на то, что к финишу в конце 2013 года придут все игроки. Ничего, кроме потрясений, нашему сектору рынка ожидать не приходится. Практическому здравоохранению могу пожелать только терпения. Наша компания приложит максимум усилий к тому, чтобы помочь именно врачу в его непростом и благородном труде.

Корр.: Спасибо за беседу!

Беседу провел А.Гусев, ответственный редактор журнала «ВиИТ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.