Хайруллин, И.Г. Терехов, Э.В. Шакирова //Интернет-журнал «Науковедение» №5 (18) 2013.- С. 1-24;
3. Freedom House. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://freedomhouse.org/, свободный - (дата обращения 23.10.2020);
4. Transparency International. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.transparency.org/en/, свободный - (дата обращения 23.10.2020).
Influence of company transparency on the efficiency of resource attraction Grigorev M.A.
Ministry of Agriculture and Food of the Moscow Region Relevance.
The modern economic reality is characterized by information - technical and information - technological development of economic systems. The openness or closedness of the system largely determines the principles of interaction between the system and the external environment. In this case, the transparency of an economic entity acts as a property of the system that characterizes communication features. Scientific research work on the study of such properties is actualized by the requirements of the time and the prevailing socio-economic order. Object of study. Transparency as a property of the subject of economic activity.
Subject of study. Transparency as a sign of an economic entity's activity, affecting the efficiency of attracting resources.
Purpose of the study. It consists in the descriptive expression of transparency, as an antagonist factor that affects the efficiency of resource attraction.
Research objectives. They consist in disclosing the forms of expression and forms of the content of transparency, as properties of socio - economic systems.
Research methodology. The extra-perspective methods of scientific cognition are used, based on the systemic methods of scientific cognition, using: analogies, abstraction, deduction, etc., conditioned by the phenomenological and systemic principles of research.
Research results. They are expressed in the detection of the transparency of an economic entity, as a factor affecting the efficiency of attracting resources.
Key words: system property, implementation, socio-economic system, openness.
References
1. Khairullin V. A. Formation of a methodological approach for diagnos-
ing the state of the investment and construction sector of the Russian Federation /V. A. Khairullin, I. V. Nedoseko, E. V. Shakirova, N. V. Suvorova // Proceedings Of Higher Educational Institutions: Sociology. Economy. Politics, №2(45), 2015.- Pp. 57-60;
2. Khairullin V. A. The use of multipliers in assessing the effective-
ness of financial and economic activities of construction enterprises /V. A. Khairullin, I. G. Terekhov, E. V. Shakirova //Online journal "Naukovedenie" No. 5 (18) 2013. - P. 1-24;
3. Freedom House. [Electronic resource].- Mode of access: https://freedomhouse.org/, free (date accessed 23.10.2020);
4. Transparency International. [Electronic resource].- Mode of ac-
cess: https://www.transparency.org/en/, free (date accessed 23.10.2020)
о
СЧ
о
сч
О Ш
m
X
<
m О X X
Население Российской Арктики: численность, процессы, прогнозы
Данилова Елена Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова, [email protected]
В статье анализируются демографические процессы в Арктической Зоне РФ в период с начала 1990-х гг. до 2019 г. с позиций ресурсного и пространственного подходов, выбора формы государственной политики в отношении развития территории Арктики. Признается, что в отличие от политики «заселения» советского периода, современное Российское государство осуществляет политику «освоения» Арктики прежде всего в целях обеспечения национальной безопасности и форсирования добычи природных ресурсов.
Сравнив данные по численности населения Арктики в работах исследователей, подчеркивается сложность корректного подсчета численности населения Арктики ввиду длительного отсутствия в правовом поле РФ закрепленных южных границ Арктической зоны, а также отсутствия достоверной статистической информации муниципального уровня. В этой связи численность населения определена в работе в целом по регионам, входящим в Арктическую Зону РФ.
Признается, что только повышение качества жизни населения может положительно повлиять на демографические процессы в Арктике.
Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, население, демографические процессы, качество жизни.
Арктика - северная полярная область Земли, охватывающая окраины материков Евразия и Северная Америка, Северный ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь Арктики - 27 млн. квадратных километров. Арктика - это 25 % мировых запасов нефти и газа, это богатые месторождения алмазов, золота, никеля, платины, меди, угля. Уникальные природные ресурсы,транспортный морской путь, отсутствие нормативно оформленных северных морских пространств и арктического шельфа, таяние льдов, что позволит сделать доступными месторождения для добычи, а морские просторы - для судоходства - делают Арктику объектом пристального внимания мировых держав. О своих интересах в Арктике заявили не только 8 приарктических стран, но и более 40 неарктических государств. На наших глазах происходит Великий передел Арктики.
В этой связи, одним из главных направлений развития Российского государства в первой половине XXI века, социально-экономической и внешней политики стал Арктический вектор.
Однако ни в теории вопроса, ни в практике государственного управления территориями России относительно Арктической зоны нет однозначного подхода. Надо отметить, это проблема мировая, в вопросах развития Крайнего Севера приарктические страны извечно решают дилемму - заселять или осваивать эти территории. В мире сложились два варианта решения проблемы - скандинавский и американский. Скандинавский путь, несмотря на тяжелые северные условия деятельности, позволил обеспечить населению арктических территорий высокое качество жизни. Американский путь основывается на вахтовом методе, когда для освоения арктических территорий строятся временные поселки для привлеченных рабочих с иных территорий.
В советское время «освоение арктического региона» значилось как его «широкомасштабное заселение» [4, с.542]. Создавались промышленные производства, строились города и поселки, развивались производственная и социальная инфраструктура.
1. В 90-е гг. ситуация кардинально меняется. На государственном уровне возобладал либеральный подход о нецелесообразности и бесперспективности развития Арктики. Север был объявлен перенаселенным, переселение с Севера поощрялось, на государственном уровне была принята соответствующая программа [10].
Результатом такой политики стало запустение Арктики и обнищание
населения. Финансирование жизнеобеспечения северных территорий из федеральных источников резко сократилось, прибывающие на север люди лишились северных льгот, районные коэффициенты к зарплате стали применяться только для работников бюджетного сектора. Качество жизни северян упало. Демографические процессы были катастрофичны.
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
Нормативными документами РФ [16] сухопутными территориями Арктической зоны Российской Федерации определены (далее в работе - АЗ РФ):
1. Территория Мурманской области.
2. Территория Ненецкого автономного округа.
3. Территория Чукотского автономного округа.
4. Территория Ямало-Ненецкого автономного округа.
4.1. Территории муниципальных образований "Беломорский муниципальный район", "Лоухский муниципальный район" и "Кемский муниципальный район" (Республика Карелия).
5. Территория муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми).
6. Территории Абыйского улуса (района), Аллаихов-ского улуса (района), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Булунского улуса (района), Верхнеколымского улуса (района), Верхоянского района, Жиганского национального эвенкийского района, Момского района, Нижнеколымского района, Оленекского эвенкийского национального района, Среднеколымского улуса (района), Усть-Янского улуса (района) и Эвено-Бытантайского национального улуса (района) (Республика Саха (Якутия).
7. Территории городского округа города Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Туруханского района (Красноярский край).
8. Территории муниципальных образований «Город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область).
9. Земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане» и других актах СССР.
За период 90-х, 00-х гг. Российское государство потеряло порядка 5 миллионов человек. Однако потери АЗ были значительнее, в процентном соотношении АЗ потеряла населения на 10 % больше, чем РФ. За 20 пореформенных лет население АЗ сократилось на 1 041 тыс. человек (табл.1).
Следует отметить, определение численности населения сухопутных территорий РФ, отнесенных к АЗ, вызывает трудности. Они связаны, с одной стороны, тем, что длительное время не были определены южные границы АЗ РФ, с другой - сложностью поиска достоверных статистических данных по населению соответствующих муниципальных образований арктических территорий. Эти сложности приводят к достаточному расхождению данных о населении АЗ в различных источниках. В целях корректности сравнений разделим источники по периодам - до внесения изменений в Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны РФ» от 2 мая 2014 г. и после редакции Указа в 2017 и 2019 годах. В настоящее время действует Указ в редакции от 05.03.2020 № 164, он законодательно закрепил расширение территории АЗ РФ за счет включения в АЗ территорий муниципальных образований Беломорский, Лоухский и Кемский муниципальные районы Республики Карелия и территорий Абыйского, Верхнеколымского, Верхоянского, Момского, Среднеколымского, Эвено-Бытан-тайского улусов (районов), Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Жиганского
национального эвенкийского района Республики Саха (Якутия).
Таблица 1
Численность населения в регионах АЗ РФ на 01 января, тыс. чел.
1990 2010 1990/ 2010 2017 2018 2019 2019/ 2010
РФ 147665 142865 96,7 146804 146880 146793 102,8
Субъ- 9 010 7 969 88,4 7 244 7 220 7 814 98,1
екты
АЗ РФ
Респуб- 1 249 899 72,0 851 840 830 92,3
лика
Коми
Респуб- 792 646 82,0 625 620 616 95,0
лика
Каре-
лия
Архан- 1 576 1225 77,7 1166 1155 1144 93,4
гель-
ская об-
ласть
Ненец- 52 42 80,8 43,9 44 43,8 104,3
кий АО
Мур- 1 191 794 66,7 758 753 748 94,2
ман-
ская об-
ласть
Ямало- 489 525 107,4 536 539 541 103,0
Ненецкий АО
Красно- 3 180 2829 89,0 2876 2876 2874 101,6
ярскии
край
Респуб- 1 111 958 86,2 963 964 967 100,9
лика
Саха
(Якутия)
Чукот- 162 51 31,5 49,8 49,3 49,7 97,5
ский АО
(Источники: Росстат: Стат. сб. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019; "Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году" - выпуск 2020 г.)
Так, численность населения АЗ РФ в 2010 г. определена: в работе Д.Ю. Руденко - 2 439.415 человек [6. С.52], А.В. Смирнова А.В. - 2 526 тыс. чел. [8, с.276], Ю.Ф. Лукина - в 2009 г. - 1 900 тыс. чел. [2, с.69]. По данным А. Синицы 2 428 517 человек проживали в Аз в 2011 г. Для 2014 г. показатели следующие: Ю.Ф. Лукин - в 2 502 тыс. чел. [3, с.82,], А. Синица - 2 400 580 чел. [12]. В научно-аналитическом докладе КНЦ РАН численность населения АЗ в 2015 г. показана 2 391,6 тыс. чел. [7].
Численность населения в 2 439 тыс. чел., по расчетам Д.Ю. Руденко, приживавшая в АЗ в 2010 г., в работе А.В. Смирнова соответствует 2019 году [8, с.2].
Численность населения арктических территорий Республики Саха (Якутия) в 2015 г. в работе сотрудников КНЦ показана 26, 19 тыс. чел. [7. с. 295], в работе А. Синицы - в 2014 г. - 26, 45 тыс. человек. Тогда как по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в арктических районах проживали: в 2014 г. - 69 411 чел., в 2015 г. - 68 863 чел. [20].
Сложно определить причину подчас существенных различий в подсчете населения АЗ РФ. Это может быть объяснено особенностями методологических подходов
исследовании авторов, сложностью поиска статистической информации, а подчас некорректностью статистических показателей.
В этой связи в представленном исследовании данные по численности населения АЗ будут приведены в целом по субъектам РФ, входящим в состав АЗ.
Самое значительное сокращение произошло в Чукотском АО - к 2010 г. в регионе осталось лишь 31,5 % населения от начала 90-х лет. В Мурманской области население сократилось на 397 тыс. чел., в Республике Коми - на 350 тыс. Единственным регионом, показавшим рост численности населения, стал Ямало-Ненецкий АО, численность населения в нем выросла на 36 тыс.чел.
Если для РФ депопуляция периода 90-х, 00-х гг. сменилась ростом населения в 2009-2017 гг, то население АЗ продолжает сокращаться. С 2010-2019 гг. Арктика потеряла 155 тыс. чел. Всего за период с начала 90-х гг. население АЗ сократилось на 1 19б тыс. чел.
В текущее 10-летие сокращение населения произошло в большинстве регионов АЗ РФ. Статистика показывает рост в Ненецком, Ямало-Ненецком АО, Красноярском крае. Однако показатели положительной динамики данных регионов не смогли благотворно повлиять на общую тенденцию - сокращения численности населения.
Таблица 2
Численность населения арктических районов Республики
Улус Численность населения Миграционный
(район) (тыс.чел.) прирост/убыль, в %
1990 2010 2015 2018 2019 2019/ 1990 2019\ 2010
Абый- 6,2 4,4 4.0 3,99 3,96 63,9 90,0
скмй
Аллаи- 5,5 3,0 2,7 2,8 2,7 49,0 90,0
ховскмй
Анабар- 4,2 3,5 3,4 3,68 3,62 86,1 103,4
ский
Булун- 16,5 9,1 8,4 8,3 8,4 50,9 92,3
скмй
Верхне- 10,5 4,7 4,3 4,1 4,0 38,1 85,1
колым-
ский
Верхо- 23,3 12,8 11,5 11,2 11,1 47,6 86,7
янский
Жиган- 5,4 4,3 4,2 4,2 4,1 75,9 95,3
ский
Мом- 5,3 4,5 4,1 4,0 3,9 73,6 86,7
ский
Нижне- 13,4 4,6 4,2 4,4 4,3 32,1 93,5
колым-
ский
Оле- 4,4 4,1 4,4 4,1 4,2 95,5 102,4
некский
Средн- 9,6 7,9 7,5 7,5 7,4 77,1 93,7
колым-
ский
Усть- 40,2 8,1 7,2 7,1 7,0 17,4 86,4
Янский
Эвено- 2,6 2,9 2,8 2,8 2,8 107,7 96,5
Бытан-
тайсшй
147,1 73,9 68,2 68,17 67,48 46,0 91,3
(Статистические ежегодники РС (Я) 2918, 2019 гг.)
По данным табл. 1 незначительный рост населения в период с 2010 -2019 гг. произошел и в Республике Саха (Якутия). Это показатели по региону в целом. К АЗ
РФ относятся 13 улусов-районов республики из 34 (табл.2). В арктических районах Якутии в данный период сокращение численности населения продолжилось - на 8,7 %. Арктика потеряла еще 6,4 тыс. чел. Всего, с начала 90-х гг. до настоящего времени население арктических районов республики сократилось на 79, 6 тыс. чел. - более, чем на половину. Максимальное количество жителей потерял Усть-Майский улус - 31,9 тыс. чел. Также значительный отток населения произошел из Нижнеколымского, Верхнеколымского, Верхоянского и Булунского районов. Республику покинули люди, привлеченные еще в советский период для работы в промышленности. В то же время, численность населения районов, где проживает в основном коренное население, представители МНС, сократилось незначительно. Это Анабарский, Оленекский, Среднеколымский районы. И есть районы, численность населения которых в текущий период растет - это Анабарский и Эвено-Бы-тантайский районы. Эвено-Бытантайский район - единственный, где с 1990-2010 гг. население выросло на 300 человек - с 2,6 до 2,9 тыс.чел.
Исследователи отмечают сформировавшиеся подходы в изучении демографических процессов в Арктике: ресурсный и пространственный [8, с. 272]. Ресурсный подход объясняет изменение численности населения АЗ промышленным освоением, связанным с добычей на севере многочисленных природных ископаемых. В фазе подъема экономического цикла, при росте добычи полезных ископаемых спрос на рабочую силу растет, что приводит к росту численности населения. При свертывании производственной деятельности в результате исчерпания источников возможностей, истощения месторождений спрос на рабочую силу падает - это ведет к оттоку населения.
Согласно данного подхода, 90-е гг. XX в. соответствовали фазе спада, когда в результате разразившегося экономического кризиса и смене приоритетов развития на государственном уровне Арктика потеряла привлекательность. В этот период из Арктики начался отток населения, с 1990-2000 гг. миграция составила 418 тыс. чел. Миграция продолжилась и в 00-е годы, еще на 623 тыс. чел. сократив количество населения.
Население АЗ на планете росло с начала хх в. в течение 90 лет [19. С.276]. Это было закономерностью для всех арктических стран. При этом наибольший прирост дала Россия - в 1989 г. удельный вес населения России в населении всей Арктики составлял 57,5 %. К 2019 г. он снизился до 44,8 % [8. С.277]. Как было отмечено ранее, с начала 90-х гг. российская Арктика потеряла 1196 тыс. чел. Допустим ли мы дальнейшее сокращение населения в Арктике? В то время как во всех остальных арктических государствах мира арктическое население растет [8. С.276]. Арктические страны уделяют развитию северных территорий значительное внимание и оказывают существенную государственную помощь. Применяются как меры прямого регулирования - выделение трансфертов, создание объектов производственной и социальной инфраструктуры, так и косвенные - предоставление налоговых льгот, выплаты населению из региональных финансовых фондов. Так, Нефтяной фонд штата Аляска с 2000 г. выплатил каждому жителю штата 24 774 $ [9]. В Канаде социальное жилье предоставляется малообеспеченным гражданам, инвалидам, бездомным людям, мигрантам, представителям коренного населения. В Гренландии, население которой на 90 % составляет коренное население, ежегодные прямые
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м о
о см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
трансферты датского правительства жителям составляют 10 000 $ в год. В Норвегии расходы на оленеводство возмещаются государством [1].
В РФ по уровню социального развития и качеству жизни регионы АЗ находятся в аутсайдерах, они занимают места в последней 10-ке регионов по показателям обеспеченности водой и водоотведением, электро и газоснабжением, жилой площадью, дорогами с твердым покрытием. В арктических регионах минимальное количество студентов, обучающихся в вузах [5]. По комплексному показателю качества жизни населения РФ в
2019 г. 6 арктических регионов из 9-ти занимают места в последней 20-ке. Лучшие места только у трех арктических регионов: Ямало-Ненецкого АО - 12-е, Мурманской области - 36, Красноярского края - 38 [15].
Безусловно, политика РФ в отношении арктических регионов требует коренного пересмотра. «Стратегия развития Арктической Зоны РФ», принятая в октябре
2020 г., ставит целью повышение качества жизни населения арктических территорий [18]. В плане демографического развития целевыми ориентирами определены: достижение средней продолжительности жизни при рождении в Арктической зоне 78 лет в 2024 г., 80 лет в 2030 г. и 82 лет в 2035 г. Также запланировано достижение положительного сальдо миграции населения к 2030 г.
Рассматривая стратегический документ в дилемме «заселение-освоение», можно констатировать, что российское государство приступает к очередному этапу освоения Арктики. Задача заселения не ставится. Развитие населенных пунктов рассматривается лишь как «модернизация городской среды и социальной инфраструктуры в местах, где расположены органы и организации, выполняющие функции по обеспечению национальной безопасности и функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике» [18].
Хочется надеяться, что цель повышения качества жизни населения Арктики не останется декларацией. Освоение Арктики должно быть связано не только с планами по наращиванию мощностей по добыче полезных ископаемых и достижению экономической эффективности. Важно исходить из того, что главная ценность в Арктике - это люди. «Стратегическое планирование в Арктике должно строиться на основе гуманистической модели в силу особой ценности человеческой жизни в суровых условиях Севера», - считает Ю. Лукин [2. С.70]. Мы солидарны с мнением авторитетного исследователя.
Таким образом, в целях сохранения населения и развития человеческого капитала в АЗ РФ, повышения качества жизни населения, живущего в сложных северных природно-климатических условиях, необходимо:
- разработать стандарты и нормативы жизнеобеспечения населения АЗ;
- обеспечить доступность образования: сократить нормативы численности обучающихся в профессиональных учебных заведениях АЗ; совершенствовать нормативы штатных расписаний учреждений профессионального образования; субсидировать стоимость обучения в учреждениях профессионального образования АЗ за счет средств государственных источников;
- обеспечить доступность и качество услуг здравоохранения: совершенствовать нормативы обеспеченности медицинскими работниками, лечебными учреждениями и койко-местами медицинских учреждений АЗ;
- совершенствовать систему и механизмы северного завоза необходимых товаров для населения АЗ: принять ФЗ «О северном завозе», создать в регионах единые уполномоченные органы исполнительной власти, ответственные за завоз товаров; создать в регионах ло-гистико-торговые центры; создать механизмы государственной поддержки субъектов РФ, имеющих территории с ограниченными сроками доставки грузов и юридических лиц, участвующих в мероприятиях по осуществлению завоза; создать систему мониторинга обеспеченности населения арктических территорий необходимыми товарами;
- совершенствовать систему жизнеобеспечения регионов АЗ: обеспечение топливом объектов ЖКХ, строительство автозимников, внесение в федеральное законодательство понятия «сезонная автомобильная дорога» с установлением правового статуса, обеспечение финансирования обустройства автозимников из средств федерального бюджета; создание единой логистической системы с привлечением 4 видов транспорта: авиа, автомобильного, речного, морского;
- совершенствовать политику ценообразования на товары, услуги и тарифы в АЗ: субсидировать стоимость доставки товаров в АЗ и цен на авиабилеты из средств федерального и региональных бюджетов бюджетной системы РФ;
- совершенствовать трудовое право РФ в целях защиты трудовых прав работников Арктической зоны РФ.
Литература
1. Агранат Г.А., Котляков В.М. Российский Север -край больших возможностей // Вестник Российской Академии наук, № 1, 1999.
2. Лукин Ю.Ф. Население и территория приарктиче-ских государств в геополитическом пространстве Арктики // Геополитика и безопасность, 2010, № 3(11).
3. Лукин Ю.Ф. Статус, состав, население Российской Арктики // Арктика и Север, 2014 г, № 15.
4. Минакир П.А., Леонов С.Н. Методологические проблемы прогнозирования развития Арктики Дальнего Востока России // Вестник МГТУ, том 17, № 3, 2014 г.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 1204
6. Руденко Д.Ю.Анализ демографических процессов в Российской Арктике // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие.) 2015, Т.6. № 4. С.51-57.
7. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы.
Научно-аналитический доклад / под науч. ред. д.э.н, проф. В.С. Селина, д.э.н., проф. Т.П. Скуфьиной, к.э.н., доц. Е.П. Башмаковой, к.э.н., доц. Е.Е. Торопуши-ной. - Апатиты: КНЦ РАН, 2016. - 420 с.
8. Смирнов А.В. // Арктика и Север. 2020 № 40. С. 270-290.
9. https://vk.com/@visa73-neftyanoi-fond-alyaski-prevysil-fond- nacionalnogo-blagososto Нефтяной фонд Аляски превысил Фонд благосостояния России
10. https://zakonbase.ru/content/nav/1189 Постановление Правительства РФ от 11.08.92 N 572 (Ред. От 02.11.92) «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
11. https://gks.ru/compendium/document/13285 Предположительная численность населения Российской Федерации
12. https://www. econ.msu.ru/sys/raw.php?o=28355&p =attachment Синица Арсений Демографическое развитие городов Арктической зоны Российской Федерации (The demographic development of the Russia Arctic area's cities)
13. https://www.proaist.ru/articles/trudovaya-migratsiya-v-arkticheskikh-regionakh-tendentsii-i-perspektivy/ Хорева О. Трудовая миграция в арктических регионах: тенденции и перспективы
14. http://www.kremlin.ru/acts/news/64274 Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 27.06.2017 № 287, от 13.05.2019 № 220, от 05.03.2020 № 164
15. https://ria.ru/20200217/1564483827.html Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2019
16. http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377 Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»
17. http://www.kremlin.ru/ Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
18. http://www.kremlin.ru/acts/news/64274 Указ Президента РФ № 645 от26 октября 2020 «О Стратегии развития Арктической Зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 г.»
19. https://www.rbc.ru/economics/24/01/2020/5e2ac0d2 9a794776cb833825
20. http://sakha.old.gks.ru/
The Population Of The Russian Arctic: the number of processes, forecasts Danilova E.V.
Ammosov North-Eastern Federal University The article analyzes the demographic processes in the Arctic Zone of the Russian Federation in the period from the early 1990s until 2019 with resource and spatial approaches, choice of the form of the state policy of development of the Arctic. It is recognized that in contrast to the policy of "settlement" of the Soviet period, the modern Russian state implements a policy of "development" of the Arctic primarily in order to ensure national security and boost the extraction of natural resources. Comparing the data on the population of the Arctic in the works of researchers, the difficulty of correctly calculating the population of the Arctic is emphasized due to the long absence of fixed southern borders of the Arctic zone in the legal field of the Russian Federation, as well as the lack of reliable statistical information at the municipal level. In this regard, the population is determined in the work as a whole for the regions that are part of the Arctic Zone of the Russian Federation. It is recognized that only improving the quality of life of the population can have a positive impact on demographic processes in the Arctic.
Key words: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, population, demographic processes, migration, birth rate, mortality, natural growth, life expectancy, quality of life.
References
1. Agranat G.A., Kotlyakov V.M. The Russian North is the land of
great opportunities // Bulletin of the Russian Academy of Sciences, No. 1, 1999.
2. Lukin Yu.F. Population and territory of the Arctic states in the ge-
opolitical space of the Arctic // Geopolitics and security, 2010, No. 3 (11).
3. Lukin Yu.F. Status, composition, population of the Russian Arctic
// Arctic and North, 2014, no. 15.
4. Minakir P.A., Leonov S.N. Methodological problems of forecast-
ing the development of the Arctic in the Russian Far East // Vestnik MGTU, volume 17, No. 3, 2014.
5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019: R32 Stat.
Sat. / Rosstat. M., 2019.1204
6. Rudenko D.Yu. Analysis of demographic processes in the Rus-
sian Arctic // World (Modernization. Innovation. Development.) 2015, V.6. No. 4. P.51-57.
7. The North and the Arctic in the new paradigm of world develop-
ment: current problems, trends, prospects. Scientific and analytical report / under scientific. ed. Doctor of Economics, prof. V.S. Selina, Doctor of Economics, prof. T.P. Skufina, Ph.D., Assoc. E.P. Bashmakova, Ph.D., Assoc. HER. Toropushina. - Apatity: KNTs RAN, 2016 .-- 420 p.
8. Smirnov A.V. // Arctic and North. 2020 No. 40. S. 270-290.
9.https://vk.com/@visa73-neftyanoi-fond-alyaski-prevysil-fond-nacionalnogo-blagososto The Alaska Oil Fund has exceeded the Russian Welfare Fund
10. https://zakonbase.ru/content/nav/1189 Decree of the Government of the Russian Federation of 11.08.92 N 572 (Ed. Of 02.11.92) "On compensation of expenses associated with leaving the Far North and equivalent areas"
11.https: //gks.ru/compendium/document/13285 Estimated population of the Russian Federation
12.https: //www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=28355&p=attachment Sinitsa Arseniy The demographic development of the Russia Arctic area's cities
13.https: //www.proaist.ru/articles/trudovaya-migratsiya-v-arktich-eskikh-regionakh-tendentsii-i-perspektivy/ O. Khoreva Labor migration in the Arctic regions: trends and prospects
14.http: //www.kremlin.ru/acts/news/64274 Decree of the President of the Russian Federation of 05/02/2014 No. 296 "On the land territories of the Arctic zone of the Russian Federation" (as amended by the Decrees of the President of the Russian Federation of 27.06.2017 No. 287, dated 05/13/2019 No. 220, dated 03/05/2020 No. 164
15.https://ria.ru/20200217/1564483827.html Rating of Russian regions by quality of life - 2019
16.http: //www.kremlin.ru/acts/bank/38377 Decree of the President of the Russian Federation dated 02.05.2014 No. 296 "On land territories of the Arctic zone of the Russian Federation"
17.http: //www.kremlin.ru/ Decree "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"
18.http: //www.kremlin.ru/acts/news/64274 Decree of the President of the Russian Federation No. 645 dated October 26, 2020 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security until 2035"
19.https: //www.rbc.ru/econom-ics/24/01/2020/5e2ac0d29a794776cb833825
20.http: //sakha.old.gks.ru/
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о