Научная статья на тему 'Население республики Калмыкия о качестве автомобильных дорог'

Население республики Калмыкия о качестве автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ / РЕЙТИНГ АВТОДОРОГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ункуров Э.Ю., Лиджи-Горяева С.Э., Спиридонова Л.Ю.

В настоящей публикации представлены данные социологических опросов населения РК, касающиеся качества автомобильных дорог за 2013-2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Население республики Калмыкия о качестве автомобильных дорог»

УНКУРОВ Э.Ю., ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., СПИРИДОНОВА Л.Ю.

НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ О КАЧЕСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Аннотация: В настоящей публикации представлены данные социологических опросов населения РК, касающиеся качества автомобильных дорог за 2013-2015 гг.

Ключевые слова: качество автомобильных дорог, уровень удовлетворенности автомобильными дорогами, рейтинг автодорог.

Качество автомобильных дорог - это один из значимых показателей, от которого в значительной степени зависит уровень жизни населения страны, социальное самочувствие граждан. Не случайно на поддержание автомобильных дорог в хорошем состоянии из года в год выделяются немалые средства.

Под «автомобильными дорогами» в рамках данной статьи понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы, отводы автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), а также дорожные сооружения, являвшиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог[ 1 ].

Автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяют на:

> автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

> автомобильные дороги местного значения;

> частные автомобильные дороги[2].

В 2008 году особая важность качества автомобильных дорог была оценена международными экспертами. Данный показатель был включен в методику, по которой составляется глобальный индекс конкурентоспособности.

В 2008 году Россия заняла сто четвертое место в мировом рейтинге по данному показателю. Это была самая высокая позиция, которую занимала наша страна за всю историю составления данного рейтинга. В последующие годы Россия постепенно сдавала свои позиции по качеству дорожного покрытия. В 2009 году Россия заняла 118-е место, а через год - 125-е место. В 2013 году Россия была уже на 136 месте из 144 стран мира. Некоторые положительные сдвиги по качеству дорожного покрытия произошли в 2014 и 2015 годах, что позволило России занять вначале 124-е, а затем и 123-е место. Однако в целом по качеству автомобильных дорог Россия все же заметно отстает даже от многих стран Африки [3].

В 2015 году усилиями активистов общественного народного фронта РФ был составлен рейтинг городов России, учитывающий состояние дорог и общей дорожной сети городов. Рейтинг автодорог в России создавался на основании следующих критериев: ^ состояние автомобильных дорог;

^ обустройство пешеходных переходов объектов инфраструктуры; ^ парковки и пандусы около медучреждений; ^ состояние улиц исходя от требований ГОСТа.

Фаворитами данного рейтинга стали следующие города: Тюмень, Саранск, Белгород, Северодвинск, Абакан, Санкт-Петербург и замыкает топ данного рейтинга Москва, которая находится на двадцать шестом месте.

Лидерами антирейтинга стали Махачкала, Чита, Якутск, Ульяновск и Петропавловск-Камчатский. Качество дорожного покрытия в этих городах крайне низкое по оценке экспертов, даже на тех дорогах, которые находятся на гарантии.

Активисты данного движения приезжали и в Республику Калмыкия. Они посетили город Элисту. Как оказалось, в столице нашей республики всего две дороги, которые находятся на гарантии - это дороги по улицам И. К. Илишкина и Коммунистическая.

Несмотря на то, что ремонт на данных улицах проводился относительно недавно, народными экспертами были отмечены существенные недостатки. Например, на улице И. К. Илишкина были обнаружены просадки люков напротив жилых домов, что небезопасно для жителей.

По мнению активистов народного фронта, в целом состояние дорог в Элисте находится на очень низком уровне. Поэтому в рейтинге автомобильных дорог России город Элиста занимает лишь 79-е место из 117 городов [4].

Интересно было узнать, какого мнения придерживаются жители республики по данному вопросу. В рамках работ по выполнению государственного задания Правительства Республики Калмыкия «Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» научными сотрудниками отдела социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий проводится социологический опрос по оценке качества муниципальных услуг. Одним из показателей, постоянно оцениваемых жителями региона в ходе данного исследования, является качество автомобильных дорог в Республике Калмыкия[5].

На основе массива полученных данных производится расчет выходных показателей, создание регламентных выходных таблиц (таблиц распределения ответов респондентов на вопросы анкеты) и формирование соответствующей информационной базы выходной информации. Мнения жителей республики о качестве автомобильных дорог за несколько лет представлены ниже (см. рис.1)

Рис 1. Уровень удовлетворенности качеством автомобильных дорог по Республике Калмыкия за 2013-2015 гг., в %

Как видим, удовлетворенность граждан автомобильными дорогами находится на очень низком уровне. Это создает большие проблемы для жителей нашей республики при необходимости передвижения по РК. Особенно это ощутимо для жителей сельской местности. По словам министра по строительству, транспорту и дорожного хозяйства РК, в настоящее время 110 сел Калмыкии не имеют надежной связи с автодорогами с твердым покрытием региональной сети дорог [6].

В ходе социологического исследования жители республики назвали те причины, по которым они недовольны качеством автомобильных дорог в республике.

По мнению большинства жителей республики, отрицательно оценивших состояние дорог, самая острая проблема качества автомобильных дорог - отсутствие капитального ремонта. Немалая часть жителей также указывают на отсутствие текущего ремонта.

Сводные данные об уровне удовлетворенности качеством автомобильных дорог в разрезе всех муниципальных образований Республики Калмыкия показаны на таблице 1.

Таблица 1

Уровень удовлетворенности качеством автомобильных дорог по районным муниципальным образованиям и городскому округу за 2012-2015 гг., в %

Муниципальные образования г о д ы

2013 2014 2015

Городовиковский район 8,3 8,3 4,2

Ики-Бурульский район 9,1 9,1 2,3

Кетченеровский район 11,9 4,8 54,8

Лаганский район 6,3 12,7 5,1

Малодербетовский район 13,6 7,1 26,2

Октябрьский район 5,6 2,8 5,6

Приютненский район 12,5 8,3 6,3

Сарпинский район 12,5 23,2 8,9

Целинный район 2,5 8,8 6,2

Черноземельский район 24,0 14,0 32,0

Юстинский район 2,4 2,4 2,4

Яшалтинский район 7,5 2,9 9,0

Яшкульский район 15,3 10,3 22,4

г. Элиста 5,5 7,8 11,3

Как следует из полученных данных, в большинстве районов Калмыкии заметно снижение уровня показателя удовлетворенности качеством автомобильных дорог из года в год. Особенно актуально это для Городовиковского, Ики-Бурульского, Сарпинского и Юстинского районов, где оценки показателя значительно ухудшились. Причём в Юстинском районе сложилась самая неблагоприятная ситуация в данной сфере.

Вместе с тем несколько улучшается ситуация в сфере дорожного хозяйства в Кетченеровском, Малодербетовском, Черноземельском, Яшкульском районах и в городе Элиста. Думается, что, скорее всего, это связано с тем, что данные районы располагаются на федеральных трассах и подпадают под федеральную программу «Развитие транспортной системы России» на 2010-2020 гг.

Что касается города Элиста, отметим, что в текущем году в столице республики началась достаточно интенсивная работа по развитию улично-дорожной сети. По информации министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК, в Элисте находится 638 улиц протяженностью 293 км, из них 160,2 км - с асфальтовым покрытием, 11,3 - с щебеночным покрытием, 121,5 км - грунтовые дороги. Министерством была разработана Концепция развития дорожного хозяйства РК на период 2016-2020 годы, где предусмотрен ремонт улиц Элисты на 1200 млн. рублей [7].

Таким образом, мы можем заключить, что данные, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают наличие значительных проблем в сфере дорожного хозяйства республики, которые следует незамедлительно решать.

1. Российская Федерация. Законы. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федерал. закон от 08.11.2007 №257-ФЗ (действующая редакция, 2016). Ст. 3. п. 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc LAW_72386/ (дата обращения: 26 сент. 2016 г.)

2. Российская Федерация. Законы. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федерал. закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (действующая редакция, 2016). Ст. 5. п. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_ doc LAW_72386/ (дата обращения: 26 сент. 2016 г.) (дата обращения: 25 сент. 2016 г.)

3. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/Россия_в_международных_рейтингах

4. Рейтинг дорог по ГОСТ [Электронный ресурс]. URL: http://rating. dorogirussia.ru/ dorogi_ gost. html/ (дата обращения: 25 сент. 2016 г.)

5. Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социол. опрос [проводился в 2013-2015 гг. в г. Элиста и в 13 районах республики, выборка - 1151 респондент] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Л. Ю. Спиридонова, Э. Ю. Ункуров // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ.

6. Бадмаев, Ч. Дорогам - максимум внимания: сессия Народного Хурала (Парламента) РК: [в частности, докл. К. И. Ботова, министра по стр-ву, трансп. и дорож. хоз-ву РК] // «Хальмг Yнн». 2016. 17 сент. (№ 170). С. 2.

7. Бадмаев, Ч. Дорогам - максимум внимания: сессия Народного Хурала (Парламента) РК: [в частности, докл. К. И. Ботова, министра по стр-ву, трансп. и дорож. хоз-ву РК] // «Хальмг Yнн». 2016. 17 сент. (№ 170). С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.