Научная статья на тему 'Население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» в осенний период'

Население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» в осенний период Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
210
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРАЗНООБРАЗИЕ / НАСЕЛЕНИЕ ПТИЦ / ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АЭРОПОРТ / BIODIVERSITY / BIRD COMMUNITY / ORNITHOLOGICAL SAFETY / AIRPORT

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Соловьев С. А., Яковлев К. А.

Анализируется население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» осенью 2013 г. Установлено суммарное обилие и видовое богатство птиц в период миграций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Соловьев С. А., Яковлев К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bird community in territory

Analyze of bird community in OAO «Omsky Airport» in autumn 2013. Establish biodiversity and species richness, bird community birds in period of migration

Текст научной работы на тему «Население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» в осенний период»

БИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 121-124.

УДК 591.9(5-013)+591.526+598.2/. 9 С.А. Соловьев, К.А. Яковлев

НАСЕЛЕНИЕ ПТИЦ НА ТЕРРИТОРИИ ОАО «ОМСКИЙ АЭРОПОРТ» В ОСЕННИЙ ПЕРИОД

Анализируется население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» осенью 2013 г. Установлено суммарное обилие и видовое богатство птиц в период миграций.

Ключевые слова: биоразнообразие, население птиц, орнитологическая безопасность, аэропорт.

В городе Омске и его окрестностях с 1881 г. отмечено 288 видов птиц [1]. По характеру прибывания они делятся на круглогодично пребывающих, гнездящихся перелетных, пролетных, зимующих, кочующих и залетных. Столкновения птиц с воздушными судами происходят в любое время года на высотах от поверхности земли до нескольких тысяч метров. Особенно опасны для самолетов мигрирующие птицы, пересекающие район аэродрома и его воздушные зоны днем и ночью на различных высотах, а также местные птицы, совершающие перемещения в районе взлетно-посадочных полос (ВПП), на курсах взлета и посадки воздушных судов. Территория ОАО «Омский аэропорт» расположена в юго-западной части Омска, на 3 км севернее железнодорожной станции «Карбышево», на левом берегу Иртыша в 2 км от реки. Общая площадь аэропорта составляет более 600 га.

Исследование орнитофауны и населения птиц проводилось нами на территории ОАО «Омский аэропорт» в сентябре-ноябре 2013 г. Основа методики учёта птиц и последующего пересчёта его результатов на площадь разработаны и опубликованы Ю.С. Равкиным и С.Г. Ливановым [2].

Максимальное суммарное обилие птиц по результатам учетов птиц на наблюдательный пункт (НП) около склада горюче-смазочных материалов ОАО «Омский аэропорт» отмечено на вечернем учете 21 октября 2013 г. На ночевке в зарослях клена ясенелистного концентрируются после кормежки на Кировском элеваторе до 870-ти галок и 12-ти сорок, которые разлетаются утром по городу, в том числе через ВПП аэропорта. На утреннем учете в восемь утра 24 октября 2013 г. обилие галки отмечено в 7,5 раз меньше, чем на вечернем скоплении (рис. 1). Это подтверждает уникальность экосистемы территории ОАО «Омский аэропорт» с особым охраняемым режимом и укрытостью древесной растительностью.

Рис. 1. Численность птиц в осенний период в центральной части территории ОАО «Омский аэропорт»

© С.А. Соловьев, К.А. Яковлев, 2014

В результате проведенных нами учетов птиц в осенний период установлено максимальное суммарное обилие птиц во второй половине октября (296 особей на 1 км2) и во второй половине ноября (262 особи на 1 км2) (рис. 2). Это объясняется в первом случае значительной концентрацией на территории ОАО «Омский аэропорт» во время миграций пролетных птиц с северо-востока Северной Евразии. В ноябре возрастание обилия птиц объясняется скоплением врановых и воробь-инообразных птиц во время внутриареаль-ных кочевок по урбанизированной территории Омска, которая обладает повышенной кормностью и охраняемым режимом.

Наибольшее количество птиц в группе местообитаний промышленной зоны в первой половине лета 1986 г. в Омске отмечено на городских свалках (3179 особей/км2). На суходольных лугах аэропорта и территории Омского нефтезавода суммарное обилие птиц меньше в 2,5 и 3,1 раза соответственно. Минимальная плотность населения птиц свойственна строительным площадкам, чередующимся с мелкими колками и пустырями (982 особи/км2). Во второй половине лета в среднем по группе этих местообитаний происходит значительное снижение суммарного обилия птиц. Максимальное суммарное обилие птиц во второй половине лета по-прежнему остается на городских свалках (3752 особи/км2). На территории строительных площадок с колками и пустырями плотность населения птиц возрастает в 1,6 раза. Минимальное число птиц свойственно территориям аэропорта и нефтезаво-

да, где обилие снижается в 3,5 и 2 раза соответственно. Уменьшение показателей происходит в связи со снижением посещения территории аэропорта грачами соседней с ним колонии и послегнездовой откочевки этого вида с территории нефтезавода, ажурные металлические конструкции которого грач использовал для устройства гнезд летом 1987 г. В осенний период 2013 г. суммарное обилие птиц на суходольных лугах и ВПП ОАО «Омский аэропорт» в среднем за сезон ниже вдесятеро и втрое, чем в первой и второй половине лета.

Доминируют в местообитаниях выделенной группы промышленно-техногенных местообитаний города Омска полевой воробей, грач, желтая трясогузка и черноголовый чекан. Ранее преобладание воробьино-образных птиц также отмечено в гнездовой период в других природных зонах Северной Евразии, как на промышленной территории завода «Фольксваген» [3]. На городских свалках состав доминантов иной (скворец, сорока и хохотунья). Во второй половине лета из прежнего состава доминантов остаются полевой воробей, желтая трясогузка и грач, участие которого повсеместно снижается. На городских свалках и строительных площадках с колками и пустырями содоминан-том становится коноплянка, на суходольных лугах аэропорта - полевой жаворонок. В осенний период 2013 г. на суходольных лугах и ВПП ОАО «Омский аэропорт» доминируют полевой и домовый воробьи, и серая ворона (рис. 3).

Рис. 2. Суммарное обилие птиц в осенний период 2013 г. на территории ОАО «Омский аэропорт»

273

и

т £

I *

и Ч

>2 0) о 1 (С X -Ь ■о

'О I Т о >

ф о ф о О X >- с О о со О

еа >2 си ъ с с с: ъ

О Э£ го

Ф О 2 О

<=: со

ф О

с ■=; о с

? л

о: о

а. Ч

Рис. 3. Суммарное обилие птиц на 1 км2 территории ОАО «Омский аэропорт» в осенний период 2013 г.

Население птиц на территории ОАО «Омский аэропорт» в осенний период

123

12 10 8 6 4 2 0

Рис. 4.

. 11

* 9 + 9

~ 4 4

12.09.2013 20.09.2013 15.10.2013 17.10.2013 21.11.2013 25.11.2013

Видовое богатство птиц в осенний период 2013 г. на территории ОАО «Омский аэропорт»

Наибольшее видовое богатство характерно для менее подверженного антропогенному влиянию и наиболее мозаичному местообитанию - строительным площадкам с колками и пустырями (48 видов). На свалках и суходольных лугах аэропорта видовое богатство птиц несколько ниже (по общему числу видов в 1,3 и 1,4 раза соответственно). Минимальное количество видов встречено на промышленной территории нефтезавода (23 вида). В осенний период 2013 г. на суходольных лугах и ВПП ОАО «Омский аэропорт» видовое богатство отмечено практически такое же (24 вида). Видовой состав птиц во второй половине лета снижается в ряде местообитаний на 10 и более видов, оставаясь по-прежнему наиболее богатым на строительных площадках, чередующихся с мелкими колками и пустырями. Наиболее устойчивые показатели видового богатства птиц оказались на свалках, где общее число встреченных видов уменьшилось на 3 вида. Минимальные показатели в конце лета отмечены для территории нефтезавода после использования которой в гнездовой период, птицы откочевывают. Общее число встреченных на свалках видов на 4 больше, чем на территории нефтезавода. Динамика изменения видового богатства объясняется сходными процессами с изменением суммарного обилия птиц, за исключением значительного видового богатства птиц в первой половине сентября, что объясняется остановками пролетных видов на суходольных лугах и ВПП аэропорта для отдыха и пополнения жировых кондиций мигрирующих птиц перед «броском» через пустынные территории Казахстана и Средней Азии (рис. 4).

Итак, в гнездовой период показатели суммарного обилия птиц промышленно-техногенный местообитаний уменьшаются в ряду от городских свалок к строительным площадкам с колками и пустырями через территорию аэропорта к территории нефтезавода. В конце лета основное направление изменений параметров остается прежним, с увеличением значимости строительных площадок с колками и пустырями, заросшими сорной травой, привлекающих больше птиц, чем выкошенные луга аэропорта, что сни-

жает авиационную опасность этой территории. Известно, что городские свалки являются местом массового скопления птиц на урбанизированной территории в летний [4] и особенно в зимний [5-8] период. В Западной Европе зимой на свалках птиц больше, чем летом [6], а в окрестностях Омска, по нашим данным, меньше. В то же время свалки очень привлекательны для грача, по сравнению с агроценозами, особенно если они расположены на расстоянии менее чем 10 км от колонии грачей [9]. Значительное уменьшение обилия птиц во второй половине лета на суходольных лугах аэропорта объясняется откочевкой грача, который кормился здесь на регулярно скашиваемых лугах и на бетонированных полосах. Предпочтение птицами полей около аэродромов в гнездовой период установлено в Великобритании для чибиса [10]. В то же время увеличение активности человека на оттор-женных аэропортом территориях, как, например, в Шанхае, значительно снижает видовое богатство и обилие крупных околоводных видов птиц [11]. Санитарное состояние площадки «Торгового города» Омска около суходольных лугов и ВПП Омского аэропорта определяет видовой состав и обилие птиц в его границах, что отмечено нами при наблюдении серых ворон, перелетающих с кормами антропогенного происхождения через ограду аэропорта со стороны торговых павильонов осенью 2013 г.

Население птиц на территории нефтезавода в гнездовой период имеет более высокую плотность, чем в конце лета, на которой, несмотря на задымленность и загазованность, птицы вынуждены гнездиться в силу отсутствия мест, пригодных для гнездования, хотя на выбор места гнездования неблагоприятные экологические условия не влияют [12; 13]. Грач и полевой воробей использовали металлоконструкции для размещения гнезд в 1987 г., но кормились за пределами завода. Это позволяло им пренебречь воздействием остальных неблагоприятных условий обитания в этом урочище. То же отмечено в городах Урала, где грач использует для этих целей опоры ЛЭП [14].

В целом состав доминирующих видов в летний период в описываемых местообита-

ниях очень сходен, за исключением городских свалок со своим набором доминантов, который близок к таковым для приморских свалок в ФРГ, юго-восточной Англии и северной Бельгии [6-8]. Сорока становится повсеместным доминантом лишь зимой, а в гнездовый период недостаточная для обеспечения безопасности гнезд высота деревьев сдерживает ее продвижение на урбанизированную территорию [15; 16]. Зимой списки доминирующих видов существенно отличаются, как правило, это оседлые или зимующие виды или такие, как серая куропатка, которая в зимний период, как и в ряде европейских городов, тяготеет к селитебной территории [17; 18].

Максимальное видовое богатство отмечено для наиболее мозаичного местообитания, которое сохраняет остатки природной растительности (строительные площадки с пустырями, карьерами и колками). Это привлекает различные виды. Минимальное число видов отмечено в летний период на наиболее техногенной территории - нефтезаводе.

Таким образом, за исследуемый период 2013 г. нами отмечено 24 вида птиц, что на три вида больше, чем во второй половине лета на суходольных лугах и ВПП аэропорта. По обилию доминируют полевой воробей, домовый воробей, серая ворона и сорока. За двадцатисемилетний период исследований видовое богатство по сравнению со второй половиной лета возрастает на 4 вида, что объясняется миграционными процессами и повышенной кормностью территории ОАО «Омский аэропорт» для мигрирующих хищных птиц, обилие которых возросло в постсоветский период после массового использования гербицидов в сельском хозяйстве. Из этого списка 13 - орнитологически опасные виды (галка, грач, канюк, луговой лунь, степной лунь, озерная чайка, хохотунья, серая куропатка, серая ворона, черная ворона, сизый голубь, сорока и осоед).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Соловьев С. А. Птицы Омска и его окрестностей. Новосибирск : Наука, 2005. 295 с.

[2] Равкин Ю. С, Ливанов С. Г. Факторная зоогеография: принципы, методы и теоретические представления. Новосибирск : Наука, 2008. 205 с.

[3] Flade M. Zur Vogelwelt des VW-Werksgeländes in Wolfburg // Vogelk. Ber. Niedersachs. 1980. № 12 (3). S. 73-79.

[4] Воробьев Г. П. Рудеральная зона, как источник массового скопления птиц в городских ландшафтах центрального Черноземья // Птицы и

урбанизированный ландшафт : сб. кратких сообщений. Каунас, 1984. С. 40-42.

[5] Кошелев А. И., Пересадько Л. В., Березовский В. И. Оценка значения Одесской городской свалки для зимующих птиц // Влияние антропогенной трансформации ландшафта на население наземных позвоночных животных : тез. Всесоюз. совещания. М., 1987. Ч. 2. С. 103-105.

[6] Havlin J. Die Vogelwelt einer Städtischen Müllablage und Sandgrube. // Folia zool. 1979. Vol. 28. № 83. P. 249-268.

[7] Horton N., Brough T., Rochardl B. The importance of refuse tips to gulls wintering in inland area of South-East England // J. Appl. Ecol. 1983. Vol. 20. № 3. P. 751-765.

[8] Konings J., De Bont A. F. Het gebruik van stort-plaatsen voor huisafVal door overwinterende vogels in Noord-Belgie // Gerfaut. 1985. 75. № 4. P. 53-58.

[9] Kasprzykowski Z. Habitat preferences of foraging Rooks Corvus frugilegus during the breeding period in the agricultural landscape of eastern Poland // Acta ornithol. 2003. Vol. 38. № 1. P. 2731.

[10] Milson T., Holditch R., Rochard T. Daily use of an airfield and adjacent agricultural habitats lapwings Vanellus vanellus // J. Appl. Ecol. 1985. Vol. 22. № 2.

[11] Lu J., He W, Li J., Hu W, Cui Z. Avian communities in the area of Pudong International Airport and Jiuduansha Ecological Engineering // Proc. 23rd Int. Ornithol. Cong. Beijing, 2002. P. 263.

[12] Хурсенко С. В., Матвеенко М. Е. К изучению орнитофауны промышленных предприятий // Матер. 6-й Всесоюзн. орнитолог. конф. М. : Изд-во МГУ, 1974. Ч. 2. С. 365-366.

[13] Кузнецова Д. В. Птицы золонакопителей южного Прибайкалья: численность, структура и организация населения: автореф. дис. ... канд. биол. наук. Новосибирск, 2004. 24 с.

[14] Амеличев В. Н., Подольский А. А, Сады-ков О. Ф., Харин В. Л. Изменение репродуктивного поведения птиц при антропогенных воздействиях // 18-й Междунар. орнитологический конгресс : тез. докл. и стенд. сообщ. М. : Наука, 1982. С. 121.

[15] Klejnotowski Z. Urbanizacia sroki Pica pica w Polsce // Rocz. Ar Poznanin. 1974. № 70. P. 7788.

[16] Tatner P. Factors influencing the distribution of magpies pica pica in an urban environment // Bird Study. 1982. Bd. 29. № 3. P. 227-234.

[17] Козулин А., Яминский Б. Серая куропатка в городе // Охота и охотничье хозяйство. 1982. № 1. С. 20-21.

[18] Гайдук В. Е., Шокало С. И., Шокало Б. И. Зимняя орнитофауна Бреста // Птицы и урбанизированный ландшафт : сб. кратких сообщений. Каунас, 1984. С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.