Научная статья на тему 'НАСЕЛЕНИЕ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА В XVIII-XIX ВЕКАХ'

НАСЕЛЕНИЕ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА В XVIII-XIX ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

1317
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
САРТЫ / КАРАКАЛПАКИ / УЗБЕКИ / ХИВИНСКИЙ УЗБЕК / КАЗУЧИ / КОПИРШИ / ПЛЕМЕНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джуманиязова Мамлакат Тожиевна, Зарипбаева Зебо Зияддиновна

В этой статье рассказывается о народностях, проживавших в хивинском ханстве в период XVIII-XIX веков. Пользуясь историческими трудами, освещены их основное занятие, социальное положение в Хивинском ханстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION OF THE KHIVА KHANATE IN THE XVIII-XIX CENTURIES

This article tells about the ethnic groups that lived in the Khiva Khanate during the 18th-19th centuries. Using historical works, their main occupation, social status in the Khiva Khanate is highlighted.

Текст научной работы на тему «НАСЕЛЕНИЕ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА В XVIII-XIX ВЕКАХ»

УДК 94

Джуманиязова Мамлакат Тожиевна Jumaniyozova Mamlakat Tojievna

Доцент PhD

Зарипбаева Зебо Зияддиновна Zaripboeva Zebo Ziyaddinova

Студент

Student

Ургенчский Государственный Университет Urgench State University

НАСЕЛЕНИЕ ХИВИНСКОГО ХАНСТВА В XVIII-XIX ВЕКАХ

POPULATION OF THE ХИ^А KHANATE IN THE XVIII-XIX

CENTURIES

Аннотация. В этой статье рассказывается о народностях, проживавших в хивинском ханстве в период XVIII-XIX веков. Пользуясь историческими трудами, освещены их основное занятие, социальное положение в Хивинском ханстве.

Resume. This article tells about the ethnic groups that lived in the Khiva Khanate during the 18th- 19th centuries. Using historical works, their main occupation, social status in the Khiva Khanate is highlighted.

Ключевые слова. сарты, каракалпаки, узбеки, хивинский узбек, казучи, копирши, племена.

Key words. Sarts, Karakalpaks, Uzbeks, Khiva Uzbek, Kazuchi, Kopirsha, tribes.

Государства, существовавшие в Средней Азии в XVIII-XIX веках, в исторической литературе называются ханствами. Одной из самых крупных из них считается Хива, которое посещают множества туристов из соседних стран. Если заглянуть на историю великой хивы мы можем увидеть что в раннем средневековье территория была наполнена греческими гостями, а позже регион наполнялся арабскими деятелями, также IX- XII веках количество гостей из Ирана составляли значительно большую часть. Благодаря сведениям оставленных вышеуказанными деятелями мы можем осведомится о социально-

политических и финансовых изменениях в истории Хивы того периода. Однако в ХУШ-Х1Х веках отношения Хивинского ханства с Российским государством активизировались, и русские художники, врачи и солдаты посещали сюда по разным причинам и целям. Многие их труды, дневники, государственные отчеты до сих пор остаются важным источником при изучении страниц истории Хивинского ханства ХУШ-Х1Х веков.

Русские авторы в своих работах написали ценную информацию об истории, границах, природном климате, природных ресурсах, фауне и флоре ханства, а также о населении и его этническом составе, антропологическом и языковом образе, обычаях, культуре, повседневной жизни. Особенно в произведениях русских авторов более подробно описан этнический обзор населения ханства. По этому поводу примечателен материалы Н.Залесова, А.В. Каульбарса, Ю.В. Ханыкова, Бланкеннагелья, венгерский путешественник Армения Вамбери, Гладышева и Н.Муравин, Никифорова и Н. Муравьева.

Многие авторы говорят, что в Хиве в ХУШ-Х1Х веках проживали такие народы как, узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи, персы. По утверждению отдельных исследователей, в составе узбекского народа имеются три крупных группы. А русский капитан Н. Муравьев в своем произведении упоминает, что в ханстве проживают 4 основных народа, принадлежащих к разным племенам: сарты, каракалпаки, узбеки и туркмены [6, с.24].

Из них можно указать на самый древний пласт, появившийся в Средней Азии в середине 1-го тысячелетия и осевший в городах и сельской местности, смешавшись с оседлыми тюркскими народами и местными этносами, известный впоследствии под названием «сарты». Говоря о населении ханства, Муравьев тоже сказал, что сарты - самые старые и современные хозяева Хивы. В то время сарты еще назывались «тата». Русские авторы Гладышев и Муравин так напишет: сарты то есть купцы, и оные у них знатные люди; платья носять как у Аральцы, знатные люди и кинжали при себя имеють [1, с.73]. Бланкеннагель, посетивший ханство скажет, что сарты- нынешние подданные Осбеков, суть

древние жители сея земля и находятся в великом от них угнетении, но несмотря на то что они гораздо платят более всех других податей, налагаемых на них по произволению узбеков, они яко более занимающиеся торговлею и вообще рачительные других в промыслах, богачие прочих жителей.

А в источниках ещё указана проживающий в Хиве- узбеки.

Вамбери скажет, что узбеки - это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием, о котором можно узнать из разных источников относящейся к тому периоду. Узбеки преимущественно занимались рыбною ловлею, садоводством, земледелием и шелководством. А, вот Гладышев и Муравин написал, что узбеки -дворяны или служивой люди.

По этнографическим данным, узбеки состоит из различных племен: И Вамбери насчытает более 30 родов узбекского племена как, кунград, кипчак, хитай , мангыт , нокс , найман , кулан , кият , ас , таз , саят , джагатай , уйгур , акбет , дёрмен , ёшун , канджигалы , ногай , балгалы , митен , джелаир , кенегёс, канлы , ишкили , бёйюрлю , алчин , ачмайлы , каракурсак , биркулак, тыркыш, келлекесер, минг (это по словам А. Вамбери, но мы знаем, что в Средней Азии проживало 92 рода узбеков).

Как отмечает А. Вамбери, это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду . Он также писал, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинцы по праву гордились своей древнеузбекской национальностью. Вот как Вамбери описывает Хивинского узбека: "Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать, как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее

остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться". [2, с.362].

Второй этнической группой, проживавшей в Хивинском ханстве, были туркмены. Они поселились в то время по направлению от Таш-гауза, к городу Куня-Ургенч. По сведениям М. Иванина они занимались хлебопашеством, скотоводством и коневодством. Многочисленные туркменские племена, признавшие подданство Хивинского ханства еще в первой четверти XVIII в., к XIX в. были достаточно плотно интегрированы в его политико-правовое пространство. Многие путешественники отмечают вольнолюбие туркмен и нередко - непризнание ими любой власти, причем не только иностранной (в данном случае - хивинской), но и собственных выборных вождей. Бланкеннагель упоминает что, лет за тридцать назад до прибывание его в Хиве, отец ныне владеющаго инака, захватя верховную власть в Хиве, спомощью Иомутов, уступил им лежащий в сорока верстах от Хивы город Амбар с его окрестностями. И автор скажет « с тех пор живет в Хивинской области около 6,000 Иомутов обоего пола» [7, с.362]. Они, были лучшие воины, и они формально относились к ханам Хивы с большим уважением, титуловали их падишахами и считали своими не только светскими, но и духовными лидерами. Они также всегда охотно участвовали в ханских военных предприятиях. По сведениям Н.Н. Муравьева, туркмены считали себя «гостями» в Хивинском ханстве и считали возможным в любой момент перекочевать в пределы любого соседнего государства - Бухары, Персии, России.

Третья большая группа эта каракалпаки. Каракалпаки обитали прежде по обоим берегам Сырь-Дарьи, но с тех пор как Казахи, в бывших между ими войнах, истребили большую часть Каракалпаков, перешли остальные к Хиве, отдали своего хана Узбекам и жили с того времени под покровительством

Хивинцев. Они были изначально кочевниками, со временем из-за недостатка мест для кочевания были вынуждены фактически превратиться в земледельцев [3, с.350]. Как и другие представители кочевого населения, они несли воинскую повинность, но при этом платили налоги и несли повинности подобно представителям оседлого населения. Каракалпаки, в отличие от казахов и туркмен, также несли многочисленные повинности, поставляя работников для очистки арыков (казучи), починки мостов (копирши), поддержания плотин и дамб на Амударье. Как отмечал Кун, среди 27 тыс. работников, ежегодно отрабатывавших эти повинности, 6 тыс. составляли именно каракалпаки.

Вамбери насчитал среди них 10 главных племен как баймаклы, хандекли, терстамгалы, ачамайлы , кайчили- хитай, ингаклы, кенегес , томбоюн , саку, онтёртурук . Они разделены на волости или округи, занимались хлебопашеством и скотоводством

Следующая этническая группа эта персы- на территории Хивинского ханства их образовалось немало. Ведь иранцы вели кочевничество в границах ханства. Они также были взяты в плен жители Хивинского ханства во время войн и проданы в рабство. На территории Хивинского ханства проживали такие племена иранцев, как джамшид и гызылбаш. Во время их поселения в Хорезме служба Аллокулихана (Хивинского хана) была велика. Н. Залесовь пишет об этом так; "Аллакуль употребил весьма оригинальное средство для развития оседлости в своем оазисе. Хищными, внезапными набегами на соседние персидские областьи он постоянно добываль здоровых работников из пленных Персиян, распрадовавшихся по всему ханству; а нападение на кочевавшее в пределах Герата племя Ямшидов доставило ему 7.000 кибиток для заселения пустопорожних земель между Куня-Урганч и Мангытом» [7, с.64]. Персияни пленяли три трухменския поколения: Иомуты, Теки и Салырцы, и продавали в Хиву или Бухарию. Всех невольников в Хивинском ханстве содержали они жестоко; три только праздника в году дозволяли им праздновать. В ХУ11-Х1Х вв в Хиве проживали около 10.000 персияни.

В своих работах авторы приводят также численность проживающих здесь этносов. Например, Н. Муравьев пишет, что в Хивинском ханстве проживало более 1 000 (тысяч) человек, каракалпаков - около 100 000 человек, узбеков - 30 000 человек, 30 000 человек, и количество туркмен увеличилось в результате вторжений в ханство. Вот что говорить Н.Муравьев об этнической картине ханства " все народа сии первоначально были между собой в отношениях хозяев, работников, завоевателей и гостей. Со временами же племена сии смешались и составляли одно и целое, разделились на четыре сословия: купцов, земледелцов, господ и войска" [6, с. 24-25].

Пребивавший в Хиве Бланкеннегель написал что, число населяющих Хивинскую землю было до ста тысяч душ, из которых: Осбеков 45, Сартов 15, Каракалпаков 10 и Иомутов 5 или 6 тысяч; а прочие пленные невольники (22) и продолжая свою информации он информировал что, лучшими из них воинами были Иомуты, по них Каракалпаки, а по них Осбеки" [7, с.5].

Таблица 1. Этническая таблица Хивинского ханство

№ Название насаление Территория, которые они

проживали

1 Сартов 20,000 Хива , Янги Урганч,Ханка, Кент,Шах-Абад

2 Узбеков 18,000 Хужайли,Тошховли, Урганч

3 Персиян свободных 5, 000 Мангит

4 рабов (Бухарские,русские,персидские) 10,000 В самом столице Хивинского ханство

5 Ямшидов 7,000 Тошховус, Илонли

6 Кизилбаш Тошховус, Илонли

7 Каракалпаков 8,000 Хужаэли, на островах Аралского моря

8 Туркменов 5,000 Тошховус, Илонли , Кухна Урганач

9 Киргизов(казаки) 500 Янги Урганч

Итого 73,500

Таким образом, в ХУШ-Х1Х веках население Хивинского ханства было разнообразным. Согласно источникам, они состоят из около 40 племен, принадлежащих к тюркскому и иранскому слоям. Однако мы видим, что в этот

период проживающее здесь население формировалось как народ. Вед в источниках упоминаются имена таких больших народов, как туркмен, каракалпакский, узбекский, персидский и казахский. Остальные упоминаются в их составе.

Библиографический список:

1. Поездка из Орска в Хиву и обратно совершенная в 1740-1741гг Гладышевим и Муравьиным. СПб. Министерство внутренних дел.1857

2. Вамбери А. Путешествие по Средней Азии. Москва. Восточная литература.2003. С. 155

3. Базинер, Путешествие, 1822, ч. II, с. 26; 2006.

4. Наши соседы в Средней Азии.Хива и Туркмения. С-Петербург.Типография "Общественная польза".1873.стр

5. Худайберганов К. Хива-дунёдаги энг кухна калъа. Тошкент. 2012

6.Муравьев Н. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 180 годах гвардейского генерального штаба капитана Николая Муравьева посланного в сии страну для переговоров. Ч.1.Москва. типография Августа Семена. 1822

7. Замечание Майора Бланкеннагеля впоследствие поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793-94 годах.СПб. Типография морского министерства.1858.// Вестник Императорского Русского Географичества общества.1858.

8. Залесовь Н. Посольство в Хиву капитана Никифорова в 1844г. Военный сборник. 1861.№11.

9.Иванин М.И Хива и река Амударья Санкт-Петербург, 1873

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.