Научная статья на тему 'Население Алтайского края на современном этапе: динамика и территориальная дифференциация численности'

Население Алтайского края на современном этапе: динамика и территориальная дифференциация численности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2160
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ДИНАМИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Еремин Алексей Алексеевич

В статье исследуется изменение численности населения Алтайского края на современном этапе (1990-2009 гг.). Представлена авторская типология внутрикраевых административно-территориальных единиц по их удельному весу в общей численности населения региона. Анализируются направленность и характер динамики численности населения отдельно для городов и районов края с акцентом на территориальной дифференциации. Рассмотрены изменения в структуре размещения населения. Представлен картографический материал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Население Алтайского края на современном этапе: динамика и территориальная дифференциация численности»

УДК 314.8:911.3 (571.150)

А.А. Еремин

Население Алтайского края на современном этапе: динамика и территориальная дифференциация численности

A.A. Eremin

Altai Territory Population at the Modern Stage: Dynamics and Territorial Differentiation of Population Size

В статье исследуется изменение численности населения Алтайского края на современном этапе (1990— 2009 гг). Представлена авторская типология внутрикрае-вых административно-территориальных единиц по их удельному весу в общей численности населения региона. Анализируются направленность и характер динамики численности населения отдельно для городов и районов края с акцентом на территориальной дифференциации. Рассмотрены изменения в структуре размещения населения. Представлен картографический материал.

Ключевые слова: численность населения, динамика, территориальная дифференциация, Алтайский край.

Численность населения представляет собой наиболее общую количественную демографическую характеристику некоторой территории и рассматривается как результат взаимодействия в пространстве и времени демографических процессов и структур. Стоит отметить, что оценка разными исследователями значимости данного демографического показателя варьирует в широких пределах. В литературе представлены точки зрения от восприятия численности населения как «самого грубого, самого последнего и самого неинтересного, пассивного итога демографических процессов» [1, с. 87] до убеждения, что изменение численности населения выступает «центральным понятием демографии» [2, с. 12]. Однако, несмотря на подобные разногласия, общим является мнение, что любое исследование демографической ситуации, как правило, начинают с показателя абсолютной численности населения.

Информационной базой данного исследования послужили официальные статистические издания Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [3] и ее территориального органа по Алтайскому краю (Алтайкрайстат) [4], а также результаты статистических расчетов автора.

На начало 1990 г. абсолютная численность населения Алтайского края несколько превышала 2640 тыс. человек, что составляло 12,51% от общей численности населения всех территорий Сибирского

This article examines change of population size in the Altai Territory at the modern stage (1990-2009s). The author presents his original typology of intraregional administrative subdivisions according to their contribution to the total population. The orientation and the character of population dynamics for cities and for rural districts are analyzed with focusing on the territorial differentiation. The author considers the changes in population distribution. The article contains cartographic material.

Key words: population size, dynamics, territorial

differentiation, Altai territory.

федерального округа и 1,79% населения Российской Федерации. Регион занимал 5-е место по величине данного показателя среди субъектов СФО (после Красноярского края, Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областей) и 19-е место среди субъектов РФ. Динамику указанных демографических показателей в течение всего современного этапа можно проследить на графиках (рис. 1-2).

На протяжении первых пяти лет последнего десятилетия XX в. население региона имело тенденцию к росту. К 1995 г. оно увеличилось на 54 тыс. и достигло максимальной величины за всю историю Алтайского края, лишь немного не достигнув до символической границы в 2,7 млн человек. В это же время было зафиксировано наивысшее значение удельного веса населения региона в населении страны. С тех пор происходит непрерывное сокращение как общей численности населения края, так и его доли в населении РФ. Что же касается удельного веса в населении СФО, то его динамика была восходящей большую часть рассматриваемого периода, пик пришелся на 2003 г. на уровне 13%, а затем началось неуклонное снижение.

В начале 1994 г. край занимал 20 строчку в списке субъектов Российской Федерации по величине абсолютной численности населения, через два года -уже 21. К 1 января 2000 г. несколько улучшилось положение и в рейтинге РФ, и в рейтинге СФО - регион

Рис. 1. Динамика численности населения Алтайского края на современном этапе

Рис. 2. Динамика удельного веса численности населения Алтайского края в населении Российской Федерации и Сибирского федерального округа

занимал 20 и 4 места соответственно. Однако в 2004 г. уже вновь опустился на 21-е место. Результаты начала 2009 г. показали параллельное ухудшение ситуации -22 и 5 места.

Описанная динамика привела к тому, что в течение 2008 г. общая численность населения Алтайского края

опустилась ниже границы 2,5 млн человек и на 1 января 2009 г. составила менее 2497 тыс. человек (12,77% СФО и 1,76% РФ). Текущая численность населения сопоставима с ситуацией первой половины 1970-х гг., т.е. с точки зрения данной обобщающей демографической характеристики оказались перечеркнутыми

результаты многолетнего периода восходящей демографической динамики.

Как уже было отмечено, с 1995 г. население Алтайского края сокращается. За время уменьшения абсолютного показателя численности, т.е. примерно за полтора десятилетия, численность населения Алтайского края снизилась на 197,5 тыс. человек, или 7,33% (среднегодовое значение 0,52%). Если же вести отчет от 1990 г., после которого население еще несколько лет росло, то к началу 2009 г. общая величина убыли за весь исследуемый период составила 143,6 тыс. человек, или 5,44% (среднегодовое значение 0,29%).

Внутрикраевая дифференциация показателя абсолютной численности населения варьировала в больших пределах на протяжении всего рассматриваемого времени. Автором проведена типология городов и районов Алтайского края по удельному весу в общей численности населения региона на начало 2009 г. (табл.), дающая современную картину распределения населения края по его территориальным единицам.

Удельный вес, превышающий 1,5% населения края, на данный момент имеют шесть городов и три крупных района, окружающих краевую столицу с запада, севера и востока. Эти районы представляют собой основную территорию влияния и распространения Барнаульской городской агломерации, в связи с чем они вовлечены в тесное взаимодействие. Подобные зоны интенсивной урбанизации и социально-экономического развития, как правило, являются весьма привлекательными для мигрантов и в большинстве случаев демографически прирастают. Во второй группе сконцентрированы районы, прилегающие к Бийску - второму по численности жителей, уровню и потенциалу развития в крае, несколько крупных районов сельскохозяйственной

специализации в центральной части края, а также районы вблизи Рубцовска - третьего важного экономического центра региона, отличающиеся благоприятным транспортно-географическим положением. Основная масса административно-территориальных единиц региона оказалась отнесенной к третьей группе, имеющей средние, «фоновые» значения анализируемого показателя. В последнюю группу вошли территории края, отличающиеся периферийным положением, депрессивным состоянием экономики, невыгодным экономико-географическим положением, а некоторые - достаточно небольшой площадью.

С точки зрения направленности и характера динамики численности населения все города Алтайского края можно с некоторой долей условности разделить на три группы:

- с восходящей траекторией (около 6,7% общей численности горожан) - Белокуриха, Новоалтайск;

- с колеблющейся (переменной) траекторией (56,1% общей численности горожан) - Камень-на-Оби, Барнаул (49,9%), Славгород;

- с нисходящей траекторией (37,2% общей численности горожан) - Змеиногорск, Рубцовск, Яровое, Бийск, Алейск, Заринск.

Таким образом, более половины всех городов региона на протяжении исследуемого этапа демографического развития характеризовались нисходящим (или убывающим) трендом. В эту группу попали как малые города, так и достаточно большие.

На основании показателя людности в начале исследуемого периода в регионе присутствовали городские образования следующей размерности:

- один крупнейший (более 0,5 млн. чел.) - Барнаул, столица региона;

Типология городов и районов Алтайского края по удельному весу в общей численности населения региона на начало 2009 г.

Удельный вес в общей численности населения региона Административно-территориальные единицы региона

Более 1,5% Барнаул, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск Павловский, Первомайский, Тальменский

1-1,5% Алейск, Славгород Алтайский, Бийский, Благовещенский, Локтевский, Поспелихинский, Ребрихин-ский, Рубцовский, Смоленский, Топчихинский, Троицкий, Шипуновский

0,5- 1% Белокуриха, Яровое Алейский, Бурлинский, Волчихинский, Егорьевский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Зональный, Калманский, Каменский, Ключевский, Косихинский, Красногорский, Краснощековский, Кулундинский, Кытмановский, Мамонтовский, Михайловский, Немецкий национальный, Панкрушихинский, Петропавловский, Родинский, Романовский, Советский, Третьяковский, Тюменцевский, Угловский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Чарышский, Шела-болихинский

Менее 0,5% Змеиногорск Баевский, Быстроистокский, Ельцовский, Змеиногорский, Крутихинский, Курьин-ский, Новичихинский, Славгородский, Солонешенский, Солтонский, Суетский, Табунский, Тогульский

- два больших (от 100 до 250 тыс. чел.) - Бийск и Рубцовск;

- два средних (от 50 до 100 тыс. чел.) - Заринск и Новоалтайск;

- четыре полусредних (от 20 до 50 тыс. чел.) -Алейск, Камень-на-Оби, Славгород и Яровое;

- два малых (менее 20 тыс. чел.) - Белокуриха и Змеиногорск.

К началу 2009 г. произошли следующие изменения: Змеиногорск в связи с тем, что численность его населения еще в 2002 г. упала ниже границы в 12 тыс. жителей и устойчиво продолжает сокращаться, потерял свой статус и вошел в состав Змеиногорского района; численность населения Заринска опустилась ниже 50 тыс. жителей и, следовательно, он перешел в группу полусредних городов. Население Ярового уже более 15 лет перманентно уменьшается и в настоящее время стоит на границе двух групп. При сохранении тенденций в самое ближайшее время этот город с неизбежностью перейдет в категорию малых. Очевидно, что все названные перемены демографически могут быть оценены лишь как негативные.

Что касается территориальных различий в численности населения сельских районов, то они испытали заметное влияние общекраевой тенденции сокращения абсолютной численности населения. Результатом этого стало снижение средней величины численности населения района (с 21,8 до 19,7 тыс. чел.), а также максимального (с 51,9 до 50,1 тыс. чел.) и минимального (с 7,3 до 5,5 тыс. чел.) значений.

На сравниваемых картосхемах (рис. 3) представлена территориальная дифференциация показателя численности населения административных районов Алтайского края на начало и конец исследуемого периода. Точкой отсчета был выбран 1992 г. (а не 1990 г.) в связи с тем, что современная сетка административнотерриториального деления из 60 районов существует именно с этого времени.

Анализ статистического и картографического материала показывает, что ни один район края не улучшил своего положения с точки зрения той типологии, на основе которой создана карта-схема. Так, если лишь один из восьми районов из группы с наибольшей численностью населения перешел в нижележащую группу, то в двух следующих группах ухудшили свое положение девять районов. Если в начале периода районов с численностью населения 20,1-30,0 тыс. человек насчитывалось 23, 15,1-20,0 тыс. человек - 16, а менее 15 тыс. человек - 13, то к его окончанию их стало соответственно 15, 16 и 22. Лишь в трех районах (Бийском, Павловском, Третьяковском) зафиксировано увеличение населения к 2009 г. в сравнении с 1992 г. Все остальные теряли население большими или меньшими темпами.

Остановимся подробнее на рассмотрении пространственной неоднородности динамики числен-

ности населения городов и районов Алтайского края в начале XXI в. На основе анализа погодовых изменений численности населения сельских административных районов за период 2001-2009 гг. нами были выделены четыре типа территорий с точки зрения направленности и характера новейшей динамики:

- устойчивая восходящая динамика - 1 район (Первомайский);

- колеблющаяся восходящая динамика - 3 района (Павловский, Рубцовский, Тальменский);

- колеблющаяся нисходящая динамика - 9 районов (Бийский, Волчихинский, Калманский, Кулундинский, Михайловский, Смоленский, Топчихинский, Третьяковский, Шелаболихинский);

- устойчивая нисходящая динамика - остальные 47 районов. Характерной особенностью этого типа районов является стабильная, практически равномерная (односкоростная), общая убыль населения.

Расчеты среднегодового коэффициента прироста (убыли) по административно-территориальным единицам региона за период 2001-2009 гг., произведенные автором для углубления исследования динамики численности населения, позволили сделать вывод о том, что лишь очень немногие территории в новом столетии отличились приростом общей численности населения (рис. 4). Таковы три района вблизи Барнаула (Павловский, Первомайский, Тальменский) и Михайловский район, а также Камень-на-Оби и Славгород. Вместе с тем усредненный показатель скрывает то, что оба эти города испытывали увеличение своей численности крайне незначительными темпами и лишь в течение первых четырех лет исследуемого периода, тогда как начиная с 2005 г. и до настоящего времени они характеризуются нисходящей демографической динамикой, Славгород - низкими, а Камень-на-Оби - средними темпами. Похожая ситуация с Михайловским районом, который лишь на

0,05% оказался в плюсе и только благодаря одному году (2001 г.), отмеченному аномально высоким приростом. Данная конкретизация имеет большое значение для формирования объективной картины развития событий, в соответствии с которой устойчивый и продолжительный рост численности населения является крайне нехарактерным процессом для городов и районов Алтайского края.

Наименьшая убыль свойственна Барнаулу, Бело-курихе, Заринску и Новоалтайску и шести районам (Бийский, Зональный, Калманский, Рубцовский, Смоленский, Шелаболихинский).

Таким образом, благополучные в этом отношении территории сконцентрированы в урбанистических ареалах трех крупнейших городов региона. Закономерность эта связана с тем эмпирически зафиксированным фактом, что в процессе развития городских агломераций соотношение прироста населения центрального города - ядра агломерации и зоны

Рис. 3. Численность населения сельских административных районов Алтайского края на начало 1992 и 2009 гг.

Рис. 4. Среднегодовой коэффициент прироста/убыли по городам и районам Алтайского края за 2001-2009 гг.

спутников со временем изменяется в пользу последней. И среди этих территорий наибольшие темпы прироста населения демонстрируют территории первого пояса спутников. Если же в этой схеме принять во внимание особенности современного депопуляционного этапа демографического развития, формируется ситуация, при которой в подобных пригородных районах происходит противостояние естественной убыли населения и положительного миграционного сальдо. На фоне устойчивого оттока населения за пределы края не многие территории с миграционным приростом, даже не перекрывающим естественной убыли, предстают вполне благополучными.

Рассмотрение компонентов изменения численности населения выходит за рамки данной работы, поскольку представляет собой важный предмет особого исследования, однако здесь стоит акцентировать, что и то небольшое количество территорий региона с восходящей демографической динамикой делают это только благодаря превышению механической компоненты над естественной. При этом известно, что специалисты-демографы всегда подчеркивают приоритетную важность именно естественной составляющей в воспроизводстве населения (см., например: [5, с. 181]). В Алтайском же крае на протяжении уже более чем десятилетие число районов с преобладанием рождающихся над умирающими находилось на

уровне двух-трех, да и те испытывают неизменную миграционную убыль.

Возвращаясь к рассматриваемой картосхеме, отметим, что очень высокие темпы уменьшения численности населения - более 2% в год - характерны для девяти районов Алтайского края (Баевский, Бурлинский, Бы-строистокский, Ельцовский, Каменский, Курьинский, Солтонский, Суетский, Троицкий). В основном это территории с худшими в регионе значениями рождаемости, очень высокими показателями смертности, быстро растущей долей лиц старше трудоспособного возраста населения. Кроме того, важнейшим фактором убыли их населения является многолетний миграционный отток сельских жителей из этих районов на территории районов первых двух типов.

В заключение необходимо отметить, что описанная в данной работе динамика численности населения Алтайского края так же, как и изменение численности населения значительной части его территорий, представляет серьезное препятствие для устойчивого социально-экономического и цивилизационного развития нашего региона. Не так давно принятые федеральная концепция и региональные целевые программы демографической политики, а также широкое освещение этих вопросов в СМИ подтверждают, что в последние годы происходит постепенное осознание властью и обществом возможных негативных последствий совре-

менной демографической динамики. Однако глубина подобного осознания на данный момент оценивается экспертами как недостаточная, а мероприятия демографической политики - как разрозненные [6]. Исследователи сходятся во мнении, что текущая кризисная демографическая ситуация может быть преодолена

лишь последовательной реализацией комплексной, территориально дифференцированной, долгосрочной и дорогостоящей семейно-демографической политики. Именно такая политика, как показывает мировой опыт, способна оказать заметное воздействие на режим воспроизводства населения.

Библиографический список

1. Борисов В.А. Демография. - М., 2003.

2. Вандескрик К. Демографический анализ. - М., 2005.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

4. Официальный сайт Территориального органа Фе-

деральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ak.gks.ru/

5. Демографические исследования: сборник / отв. ред. А.И. Антонов. - М., 2009.

6. Демографическая политика: от размышлений к действию. - М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.