Научная статья на тему 'Нащечники шлема с изображением сцены жертвоприношения из Закубанья'

Нащечники шлема с изображением сцены жертвоприношения из Закубанья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЛИНИЗМ / ЗАКУБАНЬЕ / ШЛЕМ / ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ / МАКЕДОНИЯ / МЕОТЫ / РИТУАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / HELLENISM / THE KUBAN REGION / HELMET / SACRIFICE / MACEDONIA / MAEOTIANS / RITUAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дедюлькин Антон Владимирович

Рассмотрены нащечники эллинистического шлема с изображением сцены заклания барана из ритуального комплекса кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. На основании известных аналогий проведена атрибуция предмета, уточнена его датировка, рассмотрены возможные варианты интерпретации сюжета. По своей форме нащечники могут быть соотнесены со шлемом халкидского типа или же, с меньшей вероятностью, аттического типа. Их принадлежность к халкидскому типу дает дополнительное подтверждение его бытования вплоть до III начала II вв. до н. э. Изображение на нащечниках может быть интерпретировано как жертвоприношение непосредственно перед сражением, совершаемое неким героем. Проведено сопоставление с немногочисленными известными изображениями со схожим сюжетом в вазописи, скульптуре, нумизматике, торевтике. Зафиксированы не отмеченные прежде детали изображения, реконструировано правильное взаимное расположение фрагментов. Исходя из имеющейся информации, высказано предположение о производстве шлема в Македонии или одном из городов Западного Причерноморья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the cheek-pieces of the Hellenistic helmet with a scene of sacrifice from the ritual complex of the barrow 1 burial IV in the Novolabinskoe hillfort. The most important item for determining the chronology of the entire funerary inventory is the Rhodian amphora stamp. The article is focused on the iconography of embossed images on the cheek-pieces. The cheek-pieces belong to the Hellenistic helmet of Chalcidian type, type V (of G. Pflug typology), or less likely, to the Attic type helmet. The images show a ram being sacrificed by a hero (warrior in “heroic nudity”) who kneels on its body and is about to cut its throat with a xiphos. The images were badly damaged, but some details offered clues to original placement of the fragments. According to author’s opinion, this helmet probably has been made in Macedonia in the 3rd century.

Текст научной работы на тему «Нащечники шлема с изображением сцены жертвоприношения из Закубанья»

УДК 902

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • №2 2017 DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-2-106-119

нащечники шлема с изображением

сцены жертвоприношения из закубанья

А.В. Дедюлькин

Аннотация. Рассмотрены нащечники эллинистического шлема с изображением сцены заклания барана из ритуального комплекса кургана 1 могильника IV Ново-лабинского городища. На основании известных аналогий проведена атрибуция предмета, уточнена его датировка, рассмотрены возможные варианты интерпретации сюжета.

По своей форме нащечники могут быть соотнесены со шлемом халкидского типа или же, с меньшей вероятностью, - аттического типа. Их принадлежность к хал-кидскому типу дает дополнительное подтверждение его бытования вплоть до III -начала II вв. до н. э. Изображение на нащечниках может быть интерпретировано как жертвоприношение непосредственно перед сражением, совершаемое неким героем. Проведено сопоставление с немногочисленными известными изображениями со схожим сюжетом в вазописи, скульптуре, нумизматике, торевтике. Зафиксированы не отмеченные прежде детали изображения, реконструировано правильное взаимное расположение фрагментов. Исходя из имеющейся информации, высказано предположение о производстве шлема в Македонии или одном из городов Западного Причерноморья.

Ключевые слова: эллинизм, Закубанье, шлем, жертвоприношение, Македония, меоты, ритуальный комплекс.

I Дедюлькин Антон Владимирович, старший научный сотрудник Новочеркасского музея истории донского казачества, 346429, г. Новочеркасск, ул. Атаманская, д. 38, donrumata@inbox.ru.

the cheek-pieces with a sacrifice scene from the kuban region

A.V. Dedyulkin

Abstract. The article is about the cheek-pieces of the Hellenistic helmet with a scene of sacrifice from the ritual complex of the barrow 1 burial IV in the Novolabinskoe hillfort. The most important item for determining the chronology of the entire funerary inventory is the Rhodian amphora stamp.

The article is focused on the iconography of embossed images on the cheek-pieces. The cheek-pieces belong to the Hellenistic helmet of Chalcidian type, type V (of G. Pflug typology), or less likely, to the Attic type helmet.

The images show a ram being sacrificed by a hero (warrior in "heroic nudity") who kneels on its body and is about to cut its throat with a xiphos. The images were badly damaged, but some details offered clues to original placement of the fragments.

According to author's opinion, this helmet probably has been made in Macedonia in the 3rd century.

Keywords: Hellenism, the Kuban Region, Helmet, Sacrifice, Macedonia, Maeotians, ritual complex.

I Dedyulkin Anton V., Senior Research Scientist, Collection Department, Museum of the History of the Don Cossacks in Novocherkassk, 38, Atamanskaya St., Novocherkassk, Rostov Oblast, 346429, Russia, donrumata@inbox.ru.

Находки эллинистических доспехов достаточно редки, и каждый новый предмет заслуживает пристального внимания. Рассматриваемые в данной статье нащечни-ки шлема, украшенные рельефными изображениями со сценой жертвоприношения, были найдены в погребении1 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища [Раев, 2007, с. 376-377].

Б.А. Раев сопоставил нащечники из погребения 50 с рельефными нащечниками шлема статуи из Здания с квадратным залом Старой Нисы (рис. 2, 14) [Раев, 2007, с. 382]. Эту интерпретацию поддержал и А.В. Симоненко [Симоненко, 2015, с. 213]. По мнению обоих авторов, новолабинские нащечники принадлежали шлему, подобному находке из некрополя Пантикапея (рис. 2, 13) [Раев, Симоненко, 2015, с. 251].

Неправильное размещение одного из фрагментов создало ошибочное представление о разной длине нащечников, что привело Б.А. Раева к выводу о создании одного из них неким неумелым варварским ремесленником. Исследователь высказал предположение об изготовлении правого нащечника литьем в оттиск от левого2 [Раев, 2007, с. 384].

Знакомство с нащечниками de visu3 позволяет существенно скорректировать эти выводы. Толщина обоих нащечников составляет 0,5-1 мм. Пластины кованые, а изображения на них выполнены чеканкой. Нащечники были одинакового размера, но на существующем рисунке правого допущена неточность, вероятно, вызванная сильным повреждением предмета коррозией. Голень воина была принята за бедро и колено, а сам фрагмент развернут на 180° относительно нормального положения. Между тем, на нем хорошо видна задняя нога барана, что позволяет четко определить положение фрагмента. Фигуры воинов зеркально симметричны, персонаж на левом обращен спиной к зрителю, на правом - грудью. Торс воина на правом нащечнике трактован более схематично, чем на левом, грудные мышцы слабо намечены, но само изображение выполнено достаточно аккуратно. Воин держит меч в правой руке, кисть которой обращена тыльной стороной к зрителю. При бездумном копировании персонаж на правой пластине был бы развернут спиной к зрителю и меч держал бы в левой руке. Предположение Б.А. Раева о том, что правый нащечник - грубая копия левого, не подтверждается. Кажущаяся грубость изображения связана с плохой сохранностью предмета, его поверхность пострадала значительно сильнее, чем на левом нащечнике. Предметы выполнены в одном стиле и демонстрируют единство замысла и композиции.

Контур нащечников достаточно уверенно восстанавливается (рис. 1, 1-2; 2, 4).

1 Термин «погребение» здесь используется условно, как и в тексте отчета и первой публикации. Это ритуальный комплекс, с единовременным жертвоприношением восьми человек, десяти коней и собаки [Раев, Беспалый, 2006, с. 30].

2 Очевидно, что таким способом можно было бы получить только отливку еще одного левого нащечника.

3 Выражаю искреннюю признательность директору Муниципального историко-краеведческого музея Усть-Лабинского района Т.Н. Игнатовой и хранителю археологической коллекции музея Н.И. Чабиной за предоставленную возможность работать с материалом.

10

11

Рис. 1.1-2, 4, 6-7,10. Нащечники из погребения 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. Фотографии А.В. Дедюлькина. 3. Голова Афины Парфенос. Изображение на золотой подвеске из кургана Куль-Оба [Schiltz, 1994, p. 167]. 5. Шлем из погребения 127 некрополя Горна Порта в Охриде (древний Лихнид) [Кузман, Димитрова, 2010, с. 41]. 8, 11. Детали росписи на аттической краснофигурной пелике из Музея изящных искусств в Бостоне [Caskey, 1934, pl. XI]. 9. Деталь росписи краснофигурного кратера из Лувра [Trendall, 1989, № 79]

12 13 14 .....15

Рис. 2. 1. Изображение на рукояти меча из гробницы II Большого кургана в Вергине [Andronicos, 1989, fig. 101]. 2. Нащечник из Гырло [Венедиков, Герасимов, 1973, кат. 235]. 3. Нащечник из Титореи [Andriomenou, 1976, fig. 3]. 4. Нащечники из погребения 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. Фотографии А.В. Дедюлькина. 5. Шлем из кургана на земле мирзы Кекуватского [Рабинович, 1941, табл. XIV]. 6. Шлем из кургана Голямата могила [Агре, 2011, Обр. III-21]. 7. Шлем из погребения 127 некрополя Горна Порта в Охриде (древний Лихнид) [Кузман, Димитрова, 2010, с. 41]. 8. Мраморная голова воина (деталь надгробия) из музея Пеллы [Lilibaki-Akamati et al., 2011, p. 301]. 9. Монета Кассандра [http:// www.wildwinds.com/coins/greece/macedonia/kings/kassander/SNGMunich_1035.jpg]. 10. Шлем из погребения 3 могильника Мезмай-1 [Шевченко и др., 2011, рис. 6, 2]. 11. Нащечники из погребения 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. Рисунок к статье Б.А. Раева [Раев, 2007, рис. 2]. 12. Совмещение контуров нащечников шлема из Пантикапея (гробница возле Карантинного шоссе, раскопки А.Б. Ашика 1834 г.). Жирной линией выделены сохранившиеся края железной основы. Рисунок А.В. Дедюлькина. 13. Шлем из Пантикапея (гробница возле Карантинного шоссе, раскопки А.Б. Ашика 1834 г.) [Александр Великий ... 2007, с. 108, кат. 60]. 14. Голова статуи из Старой Нисы [Пилипко, 1996, табл. V]. 15. Нащечник шлема из c. Бубуечь [Черненко, 1968, рис. 48: 3]

Предложенные Б.А. Раевым и А.В. Симоненко варианты реконструкции по аналогии с нащечниками шлема статуи из Старой Нисы (рис. 2, 14) и шлема из некрополя Пантикапея (рис. 2, 13) не могут быть приняты. Нащечник из Нисы имеет сегментовидную форму с небольшим треугольным выступом на середине стороны, обращенной к лицу. Подобный силуэт имеет нащечник шлема из с. Бубуечь (рис. 2, 15). На правом нащечнике из кургана 1 могильника IV Новолабинского городища сохранилась нижняя часть, положение которой можно определить по размещению передней части фигуры жертвенного барана. На переднем крае новолабинского нащечника в нижней части нет выемки.

Сопоставление со шлемом из Пантикапея является очевидным недоразумением. Вероятно, исследователи усмотрели сходство с силуэтом левого нащечника панти-капейского шлема. Сходство это кажущееся, так как железная основа нащечников сильно разрушена коррозией, и внутренний край левого утрачен. В публикациях представлен лишь поврежденный край накладного серебряного рельефа. Между тем, нащечники пантикапейского шлема имели характерный «анатомический» силуэт, с развитыми выступами на скулу и подбородок. Это отмечено Д.П. Алексинским в прекрасной статье, посвященной пантикапейскому шлему, и хорошо видно на акварели А.П. Рокштуля, где представлены оба нащечника [Алексинский, 2008, ил. 3]. Мне удалось осмотреть этот шлем de visu4 и нарисовать контуры нащечников. На правом сохранился выступ, закрывающий скулу. Совмещение контуров нащечников позволяет реконструировать их «анатомический» силуэт (рис. 2, 12).

Новолабинские нащечники по своему силуэту находят многочисленные аналогии среди халкидских шлемов типа V классификации Г. Пфлуга (рис. 2, 2-3, 5-7, 9-10) [Pflug, 1986, S. 145, Abb. 2, Typ V]. Шлем с нащечниками подобной формы, украшенными рельефными фигурами львов, изображен на накладке рукояти меча из гробницы II Большого кургана в Вергине (рис. 2, 1) [Andronicos, 1989, p. 143, fig. 101]. Края нащечников часто оформлены рельефным кантом, как и на новолабинских (рис. 2, 2-3, 6).

Новолабинские находки важны и для уточнения хронологии бытования халкидских шлемов типа V. Изображения на монетах Кассандра (рис. 2, 9) позволяют предполагать, что в начале III в. до н. э. шлемы этого типа еще широко использовались. Относительно времени создания кургана 1 на могильнике Новолабинского IV городища Б.А. Раев и А.В. Симоненко высказали две версии: начало III в. до н. э. [Раев, 2007, с. 385; Симоненко, 2015, с. 285]; середина II в. до н. э. [Раев, Симоненко, 2015, с. 252]. Какой-либо развернутой аргументации для этих датировок не приводилось. Между тем, среди богатого инвентаря погребения 1 кургана 1, насыпь которого перекрывала яму погребения 50 [Раев, Беспалый, 2006, с. 30], была найдена ручка родосской амфоры с клеймом эпонима Энесидама I5. Этот магистрат относится

4 Выражаю искреннюю признательность старшему научному сотруднику Отдела античного мира Государственного Эрмитажа Д.Е. Чистову за предоставленную возможность работать с материалом.

5 Выражаю искреннюю признательность доктору М. Матере из Института археологии Варшавского университета за определение клейма.

к периоду с хронологической схемы Дж. Финкельштейна (245-236 гг. до н. э.), время его деятельности относится к 244 г. до н. э. [Finkielsztejn, 2001, p. 92, p. 188]. Таким образом, комплекс погребения 50 датируется временем не позднее 3-й четверти III в. до н. э. Наиболее поздней контекстной находкой является халкидский шлем из погребения 3 могильника Мезмай 1. На его назатыльнике нет характерных для более ранних шлемов выступов, нащечники имеют простой силуэт с ровным передним краем (рис. 2, 10). Его предварительно можно датировать второй половиной III в. до н. э., так как само погребение совершено не ранее первой половины II в. до н. э. Известна большая серия грубых подражаний халкидским шлемам типа V [Алексинский, 2013, с. 59]. Они найдены на Северо-Западном Кавказе, все контекстные находки происходят из комплексов II-I вв. до н. э. [Дедюлькин, 2014, с. 177-178]. Это позволяет предполагать бытование халкидских шлемов типа V на протяжении всего III в. до н. э.

Примечательно, что на некоторых изображениях шлемы аттического типа имеют нащечники, характерные для халкидских шлемов типа V (рис. 1, 3-4; 2, 8). Поэтому нельзя полностью исключить того, что новолабинские нащечники относились к шлему аттического типа.

Оба нащечника украшены рельефными изображениями со сценой жертвоприношения (рис. 1, 1-2). На голове воина шлем аттического типа, на котором хорошо различим откинутый вверх нащечник6 (рис. 1, 4). Силуэт нащечника характерен для шлемов халкидского типа (рис. 1, 5), но встречается и на аттических (рис. 1, 3). Воин обут в сандалии (рис. 1, 10), многочисленные аналогии фасону которых можно найти в вазописи (рис. 1, 11). Меч-ксифос отображен достаточно узнаваемо (рис. 1, 7) и может быть сопоставлен как с изображениями (рис. 1, 8), так и с реальными артефактами. Упоминаемый Б.А. Раевым «какой-то предмет» между левой рукой и торсом воина с правого нащечника является ножнами меча, с характерной обмоткой и бутеролью (рис. 1, 6). Ножны подвешены достаточно высоко, по греческой традиции, множество аналогий им можно найти в вазописи (рис. 1, 9). На левом нащечнике ножны не показаны, ведь в таком ракурсе они были бы расположены поперек торса воина.

Нагота воина в данном случае, несомненно, связана с героизацией персонажа [Hurwit, 2007, p. 46-47]. Идентифицировать героя не представляется возможным ввиду отсутствия каких-то специфических атрибутов. Изображена сцена заклания барана ^¿Yia) непосредственно перед сражением, судя по шлему и мечу воина [Буркерт, 2004, с. 107; Jameson, 1991, p. 204-205]. Этот сюжет редко встречается в изобразительном искусстве [Van Straten, 1995, p. 106]. Небольшой фрагмент от левого нащечника с изображением передней ноги барана остался недоступен мне в момент подготовки статьи, я использовал его старую прорисовку (рис. 3, 2).

6 Нащечник не был зафиксирован в публикации 2007 г. На прорисовке к статье его контур передан неточно, более мелким и округлым (рис. 3, 1). Нащечник нарисован слитно с фронтоном, украшающим шлем, отчего создается впечатление, что это волюта, завершающая край фронтона.

Рис. 3. 1. Нащечники из погребения 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. Рисунок к статье Б.А. Раева [Раев, 2007, рис. 2]. 2. Нащечники из погребения 50 кургана 1 могильника IV Новолабинского городища. Фотографии А.В. Дедюлькина. 3. Изображение на фрагменте краснофигурного килика из Музея искусств в Кливленде [Jameson, 1993, fig. 1]. 4. Рельеф из Археологического музея Халкиды [Van Straten, 1995, p. 329, fig. 109]. 5. Монета Гелы [http://www.wildwinds.com/coins/sg/sg1100.html]. 6. Фрагмент рельефа с фриза героона в Трисе [Landskron, 2015, Taf. 91, 1]. 7. Изображение на фрагменте краснофигурного кратера из Музея Гетти [Griffiths, 1989, pl. 7]. 8. Статер Кизика [http://www.asiaminorcoins.com/gallery/ displayimage.php?album=487&pid=6816#top_display_media]. 9. Изображение на шлеме из Коцофенешть [Венедиков, Герасимов, 1973, кат. 237, 239]

На рисунке в статье Б.А. Раева этот фрагмент расположен неверно (рис. 3, 1). Подогнутая нога должна лежать на земле (рис. 3, 6-9), если бы передняя часть барана была сильно поднята вверх, нога оказалась бы полусогнута или выдвинута вперед (рис. 3, 3-5). Аналогичным образом должен быть расположен и нижний фрагмент правого нащечника.

Среди изображений на нащечниках эллинистических шлемов пока не удалось подобрать аналогий новолабинским [К^1, 1997, Б. 73-74]. Воин, приносящий в жертву барана, изображен на нащечниках гетского парадного шлема из Коцофенешть (рис. 3, 9). Примечательно, что Л. Огненова-Маринова и Т. Стоянов предположили, что генезис гетских шлемов из драгоценных металлов связан со шлемами халкид-ского типа, несколько десятков которых найдено на территории Фракии [Ognenova-Маг^а, йоуапоч 2005, р. 521-522].

Сложно однозначно определить ремесленный центр, в котором были изготовлены нащечники из погребения 50. Г. Ваурик отметил, что находки шлемов очень мало могут помочь в определении центров их производства ^аипск, 1988, Б. 173]. Этот вывод основан на том, что большинство находок происходят из погребений, зачастую варварских. Учитывая обилие ремесленных центров, частые войны, интенсивные торговые связи, практически невозможно уверенно сопоставить археологические находки с конкретными регионами и ремесленными центрами, известными по упоминаниям в письменных источниках и эпиграфическим данным. Редкими исключениями являются предметы с надписями о принадлежности к царским арсеналам: бронзовые оковки щитов «царя Деметрия», «царя Фарнака», известняковый шаблон оковки щита «царя Птолемея» [Кузьмин, 2010, с. 3-4]. К сожалению, на шлемы, кнемиды и панцири эта практика почти не распространялась. Известен лишь один шлем аттического типа с козырьком с пунсонной надписью «царя Монуния» [Wiegand, 1911].

Во второй половине вв. до н. э. в Македонии должно было быть развитое оружейное производство. Значительное количество эллинистических шлемов было найдено на территории Фракии. Какая-то часть их могла быть изготовлена местными мастерами7, но большинство являются импортными. Основными источниками такого импорта для Фракии могли быть мастерские Македонии и городов Западного Причерноморья. Там мог быть изготовлен и шлем, к которому относились новолабинские нащечники. Нельзя исключать полностью и другие возможные варианты - города материковой Греции и Эгеиды.

Таким образом, новолабинские нащечники относятся к халкидскому шлему типа V или, с меньшей вероятностью, к шлему аттического типа. На них представлен достаточно редкий в изобразительном искусстве сюжет - жертвоприношение непосредственно перед сражением. Композиция изображения полностью

7 Обсуждение проблемы выделения продукции именно фракийских оружейников лежит за рамками данной статьи.

реконструируется на основании известных аналогий. Идентифицировать героя, совершающего жертвоприношение, не представляется возможным ввиду отсутствия каких-то специфических атрибутов. Нащечники могут быть датированы концом IV - первой половиной III вв. до н. э. Наиболее вероятным местом их изготовления были мастерские Македонии или городов Западного Причерноморья.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Агре Д. Голямата могила край Маломирово и Златиница. София: Авалон Пъблишинг, 2011. 240 c.

Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. 512 с.

Алексинский Д.П. Античный железный шлем из погребения воина у Карантинного шоссе близ Керчи // Античный мир. Искусство и археология. Посвящается памяти Софьи Павловны Борисковской (1937-2001). Труды Государственного Эрмитажа, XLI. 2008. С. 31-70.

Алексинский Д.П. Античное вооружение в собрании Государственного Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2013. 120 с.

Буркерт В. Греческая религия. Архаика и классика. СПб.: Алетейя, 2004. 584 с. Венедиков И., Герасимов Т. Тракийското изкуство. София: Български художник, 1973. 408 с.

Дедюлькин А.В. Защитное снаряжение местного производства населения СевероЗападного Кавказа в эллинистическую эпоху // Stratum plus. 2014. № 3. С. 169-184. Кузман П., Димитрова Е. Охрид. Sub specie aeternitatis. Охрид: Данте, Macedonia Prima; Скоп]'е: Гурга, 2010. 261 с.

Кузьмин Ю.Н. Заметки о щитах «македонского типа»: литературная традиция археология, эпиграфика // Воин. 2010. № 13. С. 2-6.

Пилипко В.Н. Старая Ниса. Здание с квадратным залом. М.: Восточная литература РАН, 1996. 160 с.

Рабинович Б.З. Шлемы скифского периода // Труды Отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. I. 1941. С. 99-171. Раев Б.А. Вторичное использование элементов античного доспеха варварами Прикубанья // Antiquitas aeterna. Поволжский антиковедческий журнал 2. Саратов: Саратовский университет, 2007. С. 375-389.

Раев Б.А., Беспалый Г.Е. Курган скифского времени на грунтовом могильнике IV Новолабинского городища. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. 110 с.

Раев Б.А., Симоненко А.В. Псевдоаттический шлем из хутора Апостолиди: историко-археологический контекст // Stratum plus. 2015. № 4. С. 237-256. Симоненко А.В. Сарматские всадники Северного Причерноморья (издание 2-е). Киев: Издатель Олег Филюк, 2015. 466 с.

Черненко Е.В. Скифский доспех. Киев: Наукова думка, 1968. 191 с. Шевченко Н.Ф., Зайцев Ю.П., Мордвинцева В.И. Княжеское погребение эллинистического времени в могильнике Мезмай (Северо-Западный Кавказ) // Вестник древней истории. 2011. № 1. С. 115-152.

Andriomenou A. Ein chalkidischer Helm aus Tithorea // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Athenische Abteilung 91. 1976. S. 189-202. Andronicos M. Vergina: The Royal Tombs and the Ancient City. Athens: Ekdotike Athenon S.A., 1989. P. 244.

Caskey L.D. Odysseus and Elpenor on a Vase in Boston // The Journal of Hellenic Studies. 1934. Vol. 54. Part 2. P. 201-202.

Finkielsztejn G. Chronologie detaillee et revisee des eponyms amphoriques rhodiens de 270 a 108 av. J.-C. environ. Premier bilan // British Archaeological Reports International Series 990. Oxford, 2001. P. 260.

Griffiths A. Patrokl the Ram (Again) // Bulletin of the Institute of Classical Studies. 1989. No. 36. Р. 139.

Hurwit J.M. The Problem with Dexileos: Heroic and Other Nudities in Greek Art // The

American Journal of Archaeology. 2007. Vol. 111. No. 1. P. 35-60.

Jameson M.H. Sacrifice before Battle // V.D. Hanson (ed.). Hoplites: The Classical Greek

Battle Experience. London and New York: Routledge, 1991. P. 197-227.

Künzl E. Waffendekor im Hellenismus // The Journal of Roman Military Equipment Studies.

1997. Vol. 8. P. 68-82.

Landskron A. Das Heroon von Trysa. Ein Denkmal in Lykien zwischen Ost und West. Untersuchungen zu Bildschmuck, Bauform und Grabinhaber. Band 2. Bildband. Schriften des Kunsthistorischen Museums. Herausgegeben von Sabine Haag. Band 13B. Wien: Verlag Holzhausen, 2015. 220 S.

Lilibaki-Akamati M., Akamatis I.M., Chrysostomou An., Chrysostomou P. The Archaeological Museum of Pella. Athens: Olkos, 2011. P. 403. Ognenova-Marinova L., Stoyanov T. The Chalkidian helmets and the origin of the North Thracian ceremonial armour // Studia Archaeologica Universitatis Serdicensis, Suppl. 4. Stephanos Arcaeologicos in honorem Professoris Ludmili Getov. Sofia: Presses Universitaires "St. Kliment Ohridski", 2005. P. 519-539.

Pflug H. Chalkidische Helme // Bottini A. (ed.). Antike Helme. Sammlung Lipperheide und andere Bestände des Antikenmuseums Berlin. Monographien Römish-Germanischen 14. Mainz: Verlag des Romisch-Germanischen Zentralmuseums, 1986. S. 137-150. Schiltz V. Les Scythes et les nomades des steppes: Ville siècle avant J.-C. - 1er siècle après J.-C. Paris: Gallimard, 1994. P. 472.

Van Straten F.T. Hiera kala: images of animal sacrifice in archaic and classical Greece. Leiden; New York; Köln: Brill., 1995. P. 374.

Trendall A.D. Red Figure Vases of South Italy and Sicily: a handbook. London: Thames & Hudson, 1989. P. 288.

Waurick G. Helme der hellenistischen Zeit und ihre Vorläufer // Bottini A. (Hrsg.). Antike Helme. Monographien (Römisch-Germanisches Zentralmuseum Mainz. Forschungsinstitut für Vor- und Frühgeschichte). Bd. 14. Mainz: Verlag des RGZM, 1988. S. 151-180. Wiegand Th. Ein Helm des Königs Monunios von Illyrien // Amtliche Berichte aus den Königlichen Kunstsammlungen. Jg. 33. 1911. № 1. S. 20-21.

REFERENCES

Agre D. Goljamata mogila kraj Malomirovo i Zlatinica [The Tumulus of Golyamata Mogila near the villages of Malomirovo and Zlatinitsa]. Sofija: Avalon Publishing, 2011. 240 p. (in Bulgarian, in English).

Aleksandr Velikij. Put'na Vostok. Katalog vystavki [Alexander the Great. The road to the East]. St. Petersburg: Izd-vo Gos. Jermitazha, 2007. 512 p. (in Russian). Aleksinskij D.P. Antichnyj zheleznyj shlem iz pogrebenija voina u Karantinnogo shosse bliz Kerchi [Ancient iron helmet from the warrior burial near Quarantine Highway in Kertch], in: Antichnyj mir. Iskusstvo i arheologija. Posvjashhaetsja pamjati Sof'i Pavlovny Boriskovskoj (1937-2001). Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha XLI. 2008. P. 31-70 (in Russian). Aleksinskij D.P. Antichnoe vooruzhenie v sobranii Gosudarstvennogo Jermitazha [Ancient armament in the collection of the Hermitage]. St. Petersburg: Izd-vo Gos. Jermitazha, 2013. 120 p. (in Russian).

Burkert V. Grecheskaja religija. Arhaika i klassika [Greek religion: archaic and classical]. St. Petersburg: Aletejja, 2004. 584 p. (in Russian).

Venedikov I., Gerasimov T. Trakijskoto izkustvo [Thracian art]. Sofija: Bulgarski hudozhnik, 1973. 408 p. (in Bulgarian).

Dedjul'kin A.V. Zashhitnoe snarjazhenie mestnogo proizvodstva naselenija Severo-Zapadnogo Kavkaza v jellinisticheskuju jepohu [Locally made protective equipment of the people of North-Western Caucasus in the Hellenistic Period], in: Stratum plus. 2014. No. 3. P. 169-184 (in Russian).

Kuzman P., Dimitrova E. Ohrid. Sub specie aeternitatis. Ohrid: Dante, Macedonia Prima; Skopje: Gurga, 2010. 261 p. (in Macedonian).

Kuz'min Ju.N. Zametki o shhitah "makedonskogo tipa": literaturnaja tradicija arheologija, jepigrafika [Notes on the shields of the Macedonian type], in: Voin. 2010. No. 13. P. 2-6 (in Russian).

Pilipko V.N. Staraja Nisa. Zdanie s kvadratnym zalom [Old Nisa. Building with the square hall]. Moscow: Vostochnaja literatura RAN, 1996. 160 p. (in Russian). Rabinovich B.Z. Shlemy skifskogo perioda [Helmets of the Scythian period], in: Trudy Otdela istorii pervobytnoi kul'tury Gosudarstvennogo Ermitazha [Proceedings of the Department of primitive culture of the State Hermitage Museum] I. 1941. P. 99-171 (in Russian).

Raev B.A. Vtorichnoe ispol'zovanie jelementov antichnogo dospeha varvarami Prikuban'ja [Secondary use of elements of Antique armor by the Barbarians of the Kuban Region], in:

Antiquitas aeterna. Povolzhskij antikovedcheskij zhurnal 2. Saratov: Saratovskij universitet, 2007. P. 375-389 (in Russian).

Raev B.A., Bespalyj G.E. Kurgan skifskogo vremeni na gruntovom mogil'nike IV Novolabinskogo gorodishha [A Scythian-Time barrow on the ground necropolis of the IV Novolabinsk Fortified Settlement]. Rostov-on-Don: SSC RAS Publ., 2006. 110 p. (in Russian).

Raev B.A., Simonenko A.V. Psevdoatticheskij shlem iz hutora Apostolidi: istoriko-arheologicheskij kontekst [A pseudo-Attic helmet from Apostolidi's farm: historical and archaeological context], in: Stratum plus. 2015. No. 4. P. 237-256 (in Russian). Simonenko A.V. Sarmatskie vsadniki Severnogo Prichernomorja (izdanie 2-e) [Sarmatian riders of North Pontic Region]. Kiev: Izdatel' Oleg Filjuk, 2015. 466 p. (in Russian). Chernenko E.V. Skifskijdospeh [Scythian armour]. Kiev: Naukova dumka, 1968. 191 p. (in Russian).

Shevchenko N.F., Zajcev Ju.P., Mordvinceva V.I. Knjazheskoe pogrebenie jellinisticheskogo vremeni v mogil'nike Mezmaj (Severo-Zapadnyj Kavkaz) [Princely burial of the Hellenistic Period in the Mezmay burial-ground (North-Western Caucasus)], in: Vestnik drevnej istorii. 2011. No. 1. P. 115-152 (in Russian).

Andriomenou A. Ein chalkidischer Helm aus Tithorea, in: Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Athenische Abteilung 91. 1976. P. 189-202 (in German). Andronicos M. Vergina: The royal tombs and the ancient city. Athens: Ekdotike Athenon S.A., 1989. P. 244.

Caskey L.D. Odysseus and Elpenor on a Vase in Boston, in: The Journal of Hellenic Studies. 1934. Vol. 54. Part 2. P. 201-202.

Finkielsztejn G. Chronologie detaillee et revisee des eponyms amphoriques rhodiens de 270 a 108 av. J.-C. environ. Premier bilan, in: British Archaeological Reports International Series 990. Oxford. 2001. P. 260 (in French).

Griffiths A. Patrokl the Ram (Again), in: Bulletin of the Institute of Classical Studies. 1989. No. 36. P. 139.

Hurwit J.M. The problem with Dexileos: heroic and other nudities in Greek art, in: The

American Journal of Archaeology. 2007. Vol. 111. No. 1. P. 35-60.

Jameson M.H. Sacrifice before Battle, in: V.D. Hanson (ed.). Hoplites: The Classical Greek

Battle Experience. London and New York: Routledge, 1991. P. 197-227.

Künzl E. Waffendekor im Hellenismus, in: The Journal of Roman Military Equipment

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Studies. 1997. Vol. 8. P. 68-82 (in German).

Landskron A. Das Heroon von Trysa. Ein Denkmal in Lykien zwischen Ost und West. Untersuchungen zu Bildschmuck, Bauform und Grabinhaber. Band 2. Bildband. Schriften des Kunsthistorischen Museums. Herausgegeben von Sabine Haag. Band 13B. Wien: Verlag Holzhausen, 2015. 220 p. (in German).

Lilibaki-Akamati M., Akamatis I.M., Chrysostomou An., Chrysostomou P. The Archaeological Museum of Pella. Athens: Olkos, 2011. P. 403.

Ognenova-Marinova L., Stoyanov T. The Chalkidian helmets and the origin of the North Thracian ceremonial armour, in: Studia Archaeologica Universitatis Serdicensis, Suppl. 4. Stephanos Arcaeologicos in honorem Professoris Ludmili Getov. Sofia: Presses Universitaires "St. Kliment Ohridski", 2005. P. 519-539.

Pflug H. Chalkidische Helme, in: Bottini A. (ed.). Antike Helme. Sammlung Lipperheide und andere Bestände des Antikenmuseums Berlin. Monographien Römish-Germanischen 14. Mainz: Verlag des Romisch-Germanischen Zentralmuseums, 1986. P. 137-150 (in German).

Schiltz V. Les Scythes et les nomades des steppes: Ville siècle avant J.-C. - 1er siècle après J.-C. Paris: Gallimard, 1994. P. 472 (in French).

Van Straten F.T. Hiera kala: images of animal sacrifice in archaic and classical Greece. Leiden; New York; Köln: Brill., 1995. P. 374.

Trendall A.D. Red Figure Vases of South Italy and Sicily: a handbook. London: Thames & Hudson, 1989. P. 288.

Waurick G. Helme der hellenistischen Zeit und ihre Vorläufer, in: Bottini A. (Hrsg.). Antike Helme. Monographien (Römisch-Germanisches Zentralmuseum Mainz. Forschungsinstitut für Vor- und Frühgeschichte), Bd. 14. Mainz: Verlag des RGZM, 1988. P. 151-180 (in German).

Wiegand Th. Ein Helm des Königs Monunios von Illyrien, in: Amtliche Berichte aus den Königlichen Kunstsammlungen. Jg. 33. 1911. No. 1. P. 20-21 (in German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.