Научная статья на тему 'Нарушения законности в деятельности органов внутренних дел'

Нарушения законности в деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3100
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ / CONTENT OF VIOLATION OF LEGALITY / СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / A CONDITION OF LEGALITY IN ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / LEGALITY VIOLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин Александр Николаевич

Рассматривается проблема законности и ее соблюдение в органах внутренних дел страны. Анализируются понятие и содержание нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел, приводятся данные о конкретных нарушениях законности, допускаемых сотрудниками в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violations of legality in activity of bodies of internal Affairs

The article discusses the issue of legitimacy and compliance in the internal Affairs of the country. The author analyzes the concept and content of the violations of law by internal Affairs officers, provides specific data about violations of the law permitted by employees in recent years.

Текст научной работы на тему «Нарушения законности в деятельности органов внутренних дел»

УДК 343.9

НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А.Н. Варыгин

Рассматривается проблема законности и ее соблюдение в органах внутренних дел страны. Анализируются понятие и содержание нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел, приводятся данные о конкретных нарушениях законности, допускаемых сотрудниками в последние годы.

Ключевые слова: законность; нарушение законности; содержание нарушения законности; состояние законности в деятельности органов внутренних дел.

A.N. Varygin. VIOLATIONS OF LEGALITY IN ACTIVITY OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

The article discusses the issue of legitimacy and compliance in the internal Affairs of the country. The author analyzes the concept and content of the violations of law by internal Affairs officers, provides specific data about violations of the law permitted by employees in recent years.

Keywords: legality; legality violation; content of violation of legality; a condition of legality in activity of law-enforcement bodies.

Законность и проблемы ее соблюдения всегда были актуальными для российского государства, но особую важность они приобретают в настоящее время - период дальнейшей демократизации нашего общества, построения правового государства. Признав человека высшей ценностью, государство взяло на себя обязанность обеспечить его законные права и свободы, закрепив законность в качестве принципа деятельности всех государственных органов (ст. 15 Конституции РФ). Поэтому важнейшая задача государства на современном этапе - не только создание отвечающего изменяющимся социальным условиям законодательства, но и реальное обеспечение его исполнения и соблюдения всеми участниками общественных отношений. Велико значение законности и для отдельно взятых граждан страны.

Проблема законности, по нашему мнению, -одна из центральных и наиболее дискуссионных в юриспруденции. Законность представляет собой сложное и многогранное явление, что обусловливает наличие значительного количества ее определений. Сгруппировав все эти определения, можно увидеть, что они сводятся к трем основным вариантам: законность как принцип деятельности государства, его органов и отдельных граждан; как метод государственного управления обществом и как режим общественно-политической жизни.

Не вдаваясь в дискуссию относительно правильности того или иного подхода к понятию законности и ее определений, предлагаемых учеными, отметим, что, на наш взгляд,

законность все же следует рассматривать в качестве принципа деятельности государства и его органов, негосударственных организаций и отдельных граждан. Принцип - это научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают [3]. При этом следует помнить, что принципы предвосхищают поведение не только идеально, но и требуют его [12]. В принципах также закрепляется целевая установка того или иного поведения или деятельности. В связи с этим уместно вести речь о законности именно как о принципе деятельности, т.е. идее верховенства закона, его неукоснительного соблюдения всеми, к достижению которой должны стремиться и государственные органы, общественные организации и отдельные граждане.

Законность значима для деятельности всех государственных органов, так как показывает уровень развития демократии в обществе, уровень защищенности граждан от чиновничьего произвола, отношение граждан к законам и государству в целом.

Особую актуальность законность приобретает для деятельности правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что на них возложена задача обеспечения законности иными государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Выполняя эту задачу, правоохранительные органы выступают в качестве основы нормального функционирования всего государственного аппарата, государства в целом. Не случайно законность закреплена в качестве главного принципа

их деятельности. Например, ст. 6 Закона «О полиции», ст. 5 Закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» гласят, что деятельность этих органов строится и осуществляется на основе принципа законности. От состояния законности в деятельности органов внутренних дел зависит эффективность решения задач по воздействию на преступность, охране общественного порядка и обеспечению безопасности личности и государства.

Но, как показывает практика, состояние законности в деятельности органов внутренних дел всегда была далека от идеала. Достаточно просмотреть лишь материалы центральной печати за небольшой промежуток времени, чтобы убедиться в этом. В девяностые годы прошлого столетия только в прессе проходило свыше 400 публикаций о нарушениях законности сотрудниками органов внутренних дел [10]. И в настоящее время сообщения о них регулярно появляются в средствах массовой информации [2].

Ситуация с соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел вряд ли может быть улучшена без осуществления принципиальных подходов к решению этой проблемы.

Несмотря на то что те или иные аспекты законности в деятельности органов внутренних дел исследовались и исследуются, до сих пор нет единого определения и понимания законности и ее нарушения в этой сфере, а также субъектов нарушения законности [7; 11; 12]..

Неразрешенность и неизученность данной проблемы связаны еще и с тем, что сведения о нарушениях законности сотрудниками большинства правоохранительных органов остаются «закрытыми». Лишь в 1989 г были рассекречены сведения о нарушениях законности сотрудниками органов внутренних дел и их преступлениях. В настоящее время они также являются лишь служебной информацией. Другие ведомства, например федеральная служба безопасности, федеральная служба охраны, внешней разведки до сих пор не предоставляют в информационные центры данные о правонарушениях своих сотрудников.

Все это значительно усложняет задачу изучения нарушений законности в деятельности правоохранительных органов и не позволяет представить реальную картину таких нарушений, точно оценить их состояние, структуру и уровень. Для обеспечения учета правонарушений такого рода, на наш взгляд, необходимо разработать и принять нормативный акт -закон или постановление правительства «Об учете нарушений законности сотрудниками правоохранительных органов». В этом акте необходимо закрепить понятие нарушения закон-

ности, его признаки и виды, а также систему учета фактов нарушений законности в каждом правоохранительном органе и порядок предоставления таких сведений в единый информационный банк данных. Такие сведения должны учитываться в независимом органе, например в одной из комиссий Совета Безопасности РФ.

Можно выделить определенные признаки, присущие нарушению законности сотрудником органов внутренних дел: 1) наличие правовой нормы (закона, подзаконного нормативного акта); 2) виновное нарушение этой нормы сотрудником; 3) причинение или возможность причинения в результате этого вреда; 4) причинная связь между действиями сотрудника и наступившими последствиями (причиненным вредом или возможностью его причинения); 5) юридическая ответственность за совершенные действия.

С учетом сказанного нарушением законности в деятельности органов внутренних дел следует считать виновное нарушение сотрудником указанных органов в связи с исполнением своих служебных обязанностей норм материального или процессуального права, влекущее за собой юридическую ответственность.

Можно выделить следующие виды нарушений законности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: а) дисциплинарные правонарушения; б) уголовные правонарушения, т.е. преступления; в) иные правонарушения (административно-правовые, гражданско-правовые).

В последние годы ситуация с соблюдением законности в деятельности правоохранительных органов вызывает тревогу. Это связано с тем, что количество правонарушений, совершаемых их сотрудниками, постоянно увеличивается. Общество, создав органы по предупреждению преступлений, тем не менее не смогло уберечь себя от правонарушений, совершаемых их сотрудниками. По данным Генеральной прокуратуры РФ, только в 2014 г. сотрудниками прокуратуры в правоохранительных органах выявлено 4,4 млн нарушений законности на стадии досудебного производства по уголовным делам, из них 2,9 млн - на стадии приема и рассмотрения сообщений о преступлениях [6].

Самое большое количество нарушений законности приходится на долю сотрудников органов внутренних дел. На наш взгляд, это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, органы внутренних дел являются самым многочисленным правоохранительным ведомством, и неудивительно, что на его долю приходится наибольшее количество правонарушений. Во-

вторых, именно сотрудники органов внутренних дел чаще, чем сотрудники иных правоохранительных органов, работают в условиях постоянных конфликтов и экстремальных ситуаций. В процессе раскрытия и расследования преступлений они неизбежны, поскольку для лиц, совершивших преступления и попавших в орбиту интересов органов внутренних дел, одним из способов избежания или уменьшения уголовной ответственности выступает противодействие сотруднику милиции. Такое противодействие проявляется не только в оказании на сотрудника психологического давления, но нередко и в оказании физического сопротивления, в том числе с использованием огнестрельного оружия. Например, в 2014 г. было зарегистрировано свыше 17 тыс. посягательств на сотрудников ОВД, ежегодно около 200 сотрудников погибает от рук преступников [4].

Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что количество нарушений законности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, постоянно увеличивается. Начиная с 1989 г., когда был снят гриф секретности с подобных отчетов, по 1999 г. их количество увеличилось более чем в три раза. Если в 1989 г. было зарегистрировано 5314 правонарушений, связанных с нарушением законности, то в 1999 г. - уже 16 649. Среднегодовой прирост таких правонарушений составил более 15% [13].

В последние годы количество нарушений законности, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел, также остается высоким. Так, в 2012-2013 гг. увеличивалось количество сотрудников, привлеченных к ответственности за дисциплинарные проступки, связанные с нарушением законности неуголовного характера (2012 г. - 75006 чел.; 2013 г. - 94495 чел.). В расчете на 1 тыс. личного состава это составляет 111,7 нарушений. По итогам 2013 г. на 5,3% увеличилось количество сотрудников, допустивших различные нарушения служебной дисциплины (2012 г - 171860 чел.; 2013 г. -181010 чел.). Число нарушителей дисциплины в расчете на 1 тыс. сотрудников превышает средний уровень по МВД России (117,2) в 42 территориальных органах МВД России [14].

Если конкретизировать нарушения законности, допускаемые работниками органов внутренних дел, то самым распространенным видом являются нарушения норм уголовно-процессуального законодательства. По данным уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в 2014 г. из 59,1 тыс. поступивших ему жалоб и обращений 32,1% были связаны именно с нарушениями прав в

уголовном судопроизводстве [5]. Такие нарушения заключаются прежде всего в необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Как правило, сотрудники органов внутренних дел, не проведя необходимой проверки по заявлениям и сообщениям о преступлениях, отказывали в возбуждении уголовных дел по такому основанию, как отсутствие события или состава преступления (ст. 24 УПК РФ). Нередко они выносят такие постановления, чтобы избежать дальнейшей работы по бесперспективному, на их взгляд, преступлению, т.е. когда по нему нет конкретных подозреваемых и оно не будет раскрыто.

Не исключением являются случаи, когда следователи и дознаватели органов внутренних дел необоснованно приостанавливают предварительное следствие или дознание по уголовным делам. Как показывает анализ материалов служебных проверок по нарушениям законности сотрудниками органов внутренних дел, в ходе следствия и дознания ими проводятся далеко не все оперативно-следственные действия для установления всех обстоятельств дела, лица, подозреваемого в совершении преступления, и его местонахождения. Иногда уголовные дела прекращаются по надуманным обстоятельствам, для чего следователи и дознаватели ссылаются на такие основания, как изменение обстановки или примирение потерпевшего с обвиняемым. По данным МВД РФ, в 2013 г. на 7,8% возросло количество сотрудников, незаконно или необоснованно отказавших в возбуждении уголовного дела, на 15,3% - допустивших незаконное, необоснованное прекращение уголовного дела. Всего за нарушение норм уголовно-процессуального законодательства дисциплинарные взыскания были наложены на 41568 сотрудников [14].

Другим, не менее распространенным видом нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел, является укрытие преступлений от учета, искажение статистической отчетности о результатах борьбы с преступностью. Как показывает анализ все тех же материалов служебных проверок по фактам нарушений законности, чаще всего не регистрируются те заявления граждан, в которых отсутствуют прямые указания на лиц, совершивших преступления, и установление которых представляется малоперспективным делом. Как правило, заявления у граждан просто-напросто не принимаются, под всевозможными предлогами их выпроваживают из органов внутренних дел или убеждают в бесперспективности поиска преступника и нецелесообразности подачи заявления. Иногда заявления у граждан принимаются, отбираются объяснения, но материалы

о преступлении не регистрируются, и меры по ним не принимаются.

Нередки случаи фальсификации сотрудниками органов внутренних дел материалов предварительных проверок и уголовных дел. Они состоят в том, что сотрудники полиции вносят в протоколы следственных действий искаженные данные, не соответствующие действительности, составляют протоколы допроса без участия допрашиваемых, подделывают их подписи. Известны случаи, когда протоколы осмотра места происшествия составляются в служебных кабинетах без выезда на него, к материалам уголовных дел приобщаются фальшивые вещественные доказательства.

Распространены случаи применения сотрудниками органов внутренних дел незаконных методов ведения следствия и дознания, ущемления прав обвиняемых, подозреваемых и потерпевших. Незаконные методы ведения следствия и дознания проявляются прежде всего в оказании психического давления на подозреваемых и обвиняемых, их запугивании, высказывании угроз в адрес их близких, а также применении физического воздействия, в том числе и пыток.

Не менее распространенный характер носят нарушения законности в административной деятельности органов внутренних дел. Это связано с тем, что их административная юрисдикция необычайно широка. Они ежегодно рассматривают около 81% всех административных правонарушений, совершаемых в стране [9]. О ее масштабности свидетельствуют, в частности, статистические данные. Ежегодно к административной ответственности привлекаются около 20 млн человек, в том числе в сфере охраны общественного порядка - 10 млн человек. В органах внутренних дел за год составляется более 2 млн протоколов об административных правонарушениях [8; 15].

Анализ статистических данных, материалов служебных проверок показывает, что чаще всего сотрудники милиции нарушают закон при административном задержании граждан. Незаконное административное задержание, как правило, заключается в том, что сотрудники милиции задерживают граждан при отсутствии в их действиях состава административного правонарушения или по тем правонарушениям, по которым такая мера воздействия не предусмотрена законом, или задержание граждан производится без достаточных к тому оснований, когда можно было обойтись иными мерами воздействия.

Распространенным правонарушением, совершаемым сотрудниками органов внутренних дел при осуществлении административно-

юрисдикционной деятельности, является необоснованное наложение на граждан штрафа за административные правонарушения. Как показывает анализ материалов служебных проверок, проведенных по фактам нарушения законности сотрудниками милиции, часто штрафы ими налагались за правонарушения, за совершение которых они не были предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ. Иногда штрафы накладывались теми сотрудниками, которые в соответствии с законом не имеют права его наложения. Немало подобных нарушений допускается сотрудниками ГИБДД

В последние годы все большее распространение получают так называемые «коррупционные» правонарушения, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел. Им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью (самостоятельно или через посредников); оказывать любое, не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы. Сотрудникам также запрещается выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами. Кроме того, сотрудники должны ежегодно предоставлять сведения о своих доходах.

Несмотря на это, многие сотрудники органов внутренних дел занимаются предпринимательской деятельностью самостоятельно или через посредников, открывают на свое имя, а чаще на имя своих родственников или близких, коммерческие предприятия и занимаются больше их деятельностью, чем своей непосредственной работой. Распространены случаи совместительства сотрудниками своей работы с работой по охране каких-либо коммерческих организаций или отдельных лиц. Сотрудники милиции в свободное от основной работы время охраняют офисы, склады, базы, сопровождают грузы, отдельных предпринимателей, имеющих при себе большие суммы денег. Часто это делается с использованием форменного обмундирования, табельного оружия, спецсредств. Так, по данным начальника службы собственной безопасности МВД РФ А. Макарова, в 2013 г. выявлены факты оказания услуг «полицейского такси» - незаконного эскорта коммерсантов и даже бандитов сотрудниками полиции на служебных автомобилях [16].

100

вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)

Нередки случаи прямого предательства отдельными сотрудниками интересов службы. Они сообщают за определенную плату информацию тем или иным лицам, в том числе и занимающимся преступной деятельностью, об интересующих объектах, лицах (например о свидетелях и потерпевших по уголовным делам, их местонахождении).

Таким образом, ситуация с соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел, несмотря на принимаемые руководством страны и Министерства внутренних дел меры, далеко не идеальна и требует изменения.

В заключение следует отметить, что нарушением законности в деятельности органов внутренних дел следует считать виновное нарушение сотрудником органов внутренних дел в связи с исполнением своих служебных обязанностей норм материального или процессуального права, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами нарушения законности являются дисциплинарные, уголовно-правовые и иные правонарушения. Их количество в последние годы постоянно увеличивается, что обусловливает необходимость их централизованного учета, наряду с нарушениями законности сотрудниками иных правоохранительных органов. Порядок и система учета таких нарушений должны быть закреплены в едином нормативном акте, например законе «Об учете нарушений законности сотрудниками правоохранительных органов».

Список литературы

1. Гранат Н.Л. Правовые и нравственно-психологические основы обеспечения законности на предварительном следствии: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992.

2. Громкие преступления, совершенные сотрудниками МВД в 2009-2012 гг. URL: http:// www.ria.ru (дата обращения: 18.09.2015).

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1966.

4. Доклад министра внутренних дел РФ о деятельности министерства в 2014 году. URL: http:// www//mvd.ru/upload/sit 1/folder/page 01 (дата обращения: 05.12.2015).

5. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Рос. газ. 2015. 7 мая.

6. Интервью Генерального прокурора РФ Ю. Чайки «Российской газете» 12.01.2015 г. URL: http://www/genproc/gov.ru (дата обращения: 19.07.2015).

7. Килясханов И.Ш. Проблемы обеспечения прав и свобод граждан в сфере административной деятельности милиции: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997.

8. Лозбяков В.П., Эриашвили Н.Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: учеб. пособие. М., 1998.

9. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 1999.

10. О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России: приказ МВД РФ от 07.03.1998 г. № 170.

11. Пашкова Н.В. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

12. Пушкин В.Г. О регулятивной функции философских принципов // Философское освоение мира человеком. Л., 1978. С. 3-13.

13. Сведения о нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Отчеты ГИЦ МВД РФ за 19891999 годы.

14. Сведения о нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Отчет ГИЦ МВД РФ за 2013 год.

15. Состояние преступности в России за 2014 год: стат. сб. М., 2015.

16. Фалалеев М. Служба собственной безопасности МВД выявила 3,5 тыс. преступлений полицейских // Рос. газ. 2013. 18 дек.

ВАРЫГИН Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии и правоохранительных органов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: VAN808@yandex. ru

VARYGIN, Alexander Nikolaevich - Doctor of Legal Sciences, Professor of the Department of Criminology and Law Enforcement Agencies. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.