Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ'

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
655
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / НАРУШЕНИЯ / ДИЗАРТРИЯ / АРТИКУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гребнева Н.С.

В работе представлено описание речи, как средство мышления, ее функции. Одно из часто встречающихся нарушений речи - дизартрия. При дизартрии речь невнятная, смазанная, малоразборчивая, не понятная, также характерны разнообразные нарушения голоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATIONS OF PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The paper presents a description of speech as a means of thinking, its functions. One of the most common speech disorders is dysarthria. With dysarthria, speech is slurred, blurred, unintelligible, incomprehensible, and various voice disorders are also characteristic.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376.112.4

Гребнева Н.С.

магистрант кафедры Института детства Новосибирский государственный педагогический университет

(г. Новосибирск, Россия)

НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация: в работе представлено описание речи, как средство мышления, ее функции. Одно из часто встречающихся нарушений речи - дизартрия. При дизартрии речь невнятная, смазанная, малоразборчивая, не понятная, также характерны разнообразные нарушения голоса.

Ключевые слова: речь, нарушения, дизартрия, артикуляция.

Речь является одной из самых важных высших психических функций человека, и выступает формой общения людей при помощи языковых конструкций. Это средство мышления, орудие общения между людьми, способ передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки говорили про человека «говорящее животное», но человек в отличие от животных, способен выстроить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир. Речь выступает инструментом мыслительной деятельности человека и является исторически сложившейся формой общения людей посредством языковых конструкций. Сам процесс речи предполагает формирование и формулирование мыслей языковыми, речевыми средствами, а с другой стороны - это восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь является вербальной коммуникацией. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков. Выделяется три основных вида

монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на подвиды, которые имеют свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Речь выполняет следующие важные функции:

- коммуникативная (передача друг другу определенных сведений);

- регулирующая (выступает регулятором человеческих отношений, общения и поведения);

- понятийная (выступает орудием понятийного мышления).

Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, а также из поколения в поколение.

К нарушениям речи относится дизартрия, которая представляет собой нарушение просодической характеристики речевой деятельности, обусловленное ограниченной подвижностью органов речевого аппарата, в связи с этим сильно затруднена артикуляционная деятельность. Нарушение произносительной стороны речи оказывает отрицательное воздействие на формирование всех остальных сторон речи.

Между уровнем речевого развития, развитием интеллекта и уровнем развития основных функций психики существует прямая взаимосвязь. Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, у него появятся проблемы с развитием внимания, мышления, восприятия, воображения, памяти. Проявлениями нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией занимались такие авторы, как О.В. Правдина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова и другие.

Исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева показали, что речь ребенка происходит под воздействием речи взрослого человека и зависит от

речевой практики, обыденного речевого окружения, обучения и воспитания, возникающих с первых дней его жизни [1, с. 54].

Л.С. Выготский и другие считают, что речь не является врожденной способностью, а наоборот это приобретенная способность и развивается она в процессе онтогенеза параллельно с физиологическим и интеллектуальным развитием ребенка и служит одним из основных показателей его общего развития.

По мнению Р.Е. Левиной «овладение ребенком речевой деятельностью в онтогенезе связано со становлением и развитием у него функций языково-слухового и языково-двигательного анализаторов, деятельность которых напрямую связана со специфическими психологическими механизмами речи» [3, с. 11].

На сегодняшний день развитие речи является самой открытой проблемой в системе воспитания дошкольников. Педагоги понимают, что только при условии определения нарушения речевого развития каждого ребенка, можно вовремя оказать помощь и обратить внимание родителей на речевые проблемы. По мнению Р.И. Мартыновой главное для ребенка дошкольного возраста является автоматизация устной речи, которая реализуется через общение детей друг с другом [4, с. 101].

Отечественный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивает, что до пяти лет ребенок усваивает звуковую систему языка и осознает звуковой состав слова. Д.Э. Розенталь отмечает, что ребенок до четырех лет усваивает падежные окончания и основные грамматические формы [5, с. 67].

По мнению же С.Л. Рубинштейна дошкольник с пяти лет овладевает монологической речью [6, с. 86]

Уровень развития речи у ребенка в первую очередь зависит от общего психофизиологического развития, фонематического слуха и речедвигательного аппарата, общения со взрослыми и ровесниками, от работы взрослого с ребенком. При наличии развивающей речевой среды ребенок с уверенностью

овладевает диалогом, полилогом, монологом и он подготовлен к обучению грамоте. Нарушение звукопроизношения - это достаточно обширная и распространенная проблема в воспитании и обучении детей. В последнее время в логопедической работе наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Дизартрия является тяжелым недостатком речи у дошкольников, она является самой распространенной речевой патологией среди детей - по статистике на семь новорожденных приходится пять с уже пораженной центральной нервной системой. По определению Л.В. Лопатиной, дизартрия - речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [2, с. 3].

Педагог Е.М. Мастюкова дает определение дизартрии так: «Дизартрия -это нарушение звукопроизносительной составляющей речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата». Дизартрия у дошкольников проявляется при поражении различных уровнней центральной нервной системы.

Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова различают формы дизартрии: бульбарная, мозжечковая, корковая, псевдобульбарная, стертая дизартрия, экстрапирамидная. При дизартрии страдает больше всего качество звукопроизношения, нарушена организация языка, наблюдается нарушение просодической стороны речи, нарушается ритм и глубина дыхания, координация вдоха и выдоха, страдает интонационно-мелодическая сторона речи (сила звука, интонация). При дизартрии смазанная, нечеткая, невнятная речь, нарушено звукопроизношение и голосообразование, темпо-ритмические и артикуляционно-фонетические нарушения. Помимо с этим у детей с дизартрией наблюдается нарушение интеллекта, памяти, внимания, когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, легкие расстройства двигательной сферы.

При дизартрии может нарушаться звукопроизношение и согласных, и гласных звуков. Также характерно нарушение артикуляционной моторики. В настоящее время в лечении дизартрии предполагается комплексный подход: медицинский, психолого-педагогический и логопедический.

Родителям необходимо помнить, что их речь является образцом для подражания ребенком и именно поэтому речь взрослого в общении с ребенком должна быть: правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разно-интонационной и живой.

Таким образом, положительные результаты в коррекции произносительной стороны речи при дизартрии в большинстве случаев зависят от раннего начала и систематичности проведения коррекционных занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. -М.: Эксмо, 2011. - 640 с.

2. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2014. - 190 с.

3. Левина , Р.Е. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2014. - 368 с.

4. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей -дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Наука, 2017 - С. 98-110.

5. Розенталь, Д.Э. Словарь - справочник лингвистических терминов. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Наука, 2016. - 390 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Издательство МГУ, 2013. - 582 с.

Grebneva N.S.

Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)

VIOLATIONS OF PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract: the paper presents a description of speech as a means of thinking, its functions. One of the most common speech disorders is dysarthria. With dysarthria, speech is slurred, blurred, unintelligible, incomprehensible, and various voice disorders are also characteristic.

Keywords: speech, disorders, dysarthria, articulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.