УДК 376.112.4
Гребнева Н.С.
магистрант кафедры Института детства Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Аннотация: в работе представлено описание речи, как средство мышления, ее функции. Одно из часто встречающихся нарушений речи - дизартрия. При дизартрии речь невнятная, смазанная, малоразборчивая, не понятная, также характерны разнообразные нарушения голоса.
Ключевые слова: речь, нарушения, дизартрия, артикуляция.
Речь является одной из самых важных высших психических функций человека, и выступает формой общения людей при помощи языковых конструкций. Это средство мышления, орудие общения между людьми, способ передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки говорили про человека «говорящее животное», но человек в отличие от животных, способен выстроить систему звуковых сигналов, отражающих не только его чувства и мысли о внешнем мире, но и сам внешний мир. Речь выступает инструментом мыслительной деятельности человека и является исторически сложившейся формой общения людей посредством языковых конструкций. Сам процесс речи предполагает формирование и формулирование мыслей языковыми, речевыми средствами, а с другой стороны - это восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь является вербальной коммуникацией. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, устную форму существования человеческих языков. Выделяется три основных вида
монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на подвиды, которые имеют свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Речь выполняет следующие важные функции:
- коммуникативная (передача друг другу определенных сведений);
- регулирующая (выступает регулятором человеческих отношений, общения и поведения);
- понятийная (выступает орудием понятийного мышления).
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, а также из поколения в поколение.
К нарушениям речи относится дизартрия, которая представляет собой нарушение просодической характеристики речевой деятельности, обусловленное ограниченной подвижностью органов речевого аппарата, в связи с этим сильно затруднена артикуляционная деятельность. Нарушение произносительной стороны речи оказывает отрицательное воздействие на формирование всех остальных сторон речи.
Между уровнем речевого развития, развитием интеллекта и уровнем развития основных функций психики существует прямая взаимосвязь. Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, у него появятся проблемы с развитием внимания, мышления, восприятия, воображения, памяти. Проявлениями нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией занимались такие авторы, как О.В. Правдина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова и другие.
Исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева показали, что речь ребенка происходит под воздействием речи взрослого человека и зависит от
речевой практики, обыденного речевого окружения, обучения и воспитания, возникающих с первых дней его жизни [1, с. 54].
Л.С. Выготский и другие считают, что речь не является врожденной способностью, а наоборот это приобретенная способность и развивается она в процессе онтогенеза параллельно с физиологическим и интеллектуальным развитием ребенка и служит одним из основных показателей его общего развития.
По мнению Р.Е. Левиной «овладение ребенком речевой деятельностью в онтогенезе связано со становлением и развитием у него функций языково-слухового и языково-двигательного анализаторов, деятельность которых напрямую связана со специфическими психологическими механизмами речи» [3, с. 11].
На сегодняшний день развитие речи является самой открытой проблемой в системе воспитания дошкольников. Педагоги понимают, что только при условии определения нарушения речевого развития каждого ребенка, можно вовремя оказать помощь и обратить внимание родителей на речевые проблемы. По мнению Р.И. Мартыновой главное для ребенка дошкольного возраста является автоматизация устной речи, которая реализуется через общение детей друг с другом [4, с. 101].
Отечественный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивает, что до пяти лет ребенок усваивает звуковую систему языка и осознает звуковой состав слова. Д.Э. Розенталь отмечает, что ребенок до четырех лет усваивает падежные окончания и основные грамматические формы [5, с. 67].
По мнению же С.Л. Рубинштейна дошкольник с пяти лет овладевает монологической речью [6, с. 86]
Уровень развития речи у ребенка в первую очередь зависит от общего психофизиологического развития, фонематического слуха и речедвигательного аппарата, общения со взрослыми и ровесниками, от работы взрослого с ребенком. При наличии развивающей речевой среды ребенок с уверенностью
овладевает диалогом, полилогом, монологом и он подготовлен к обучению грамоте. Нарушение звукопроизношения - это достаточно обширная и распространенная проблема в воспитании и обучении детей. В последнее время в логопедической работе наблюдается увеличение обучающихся с дизартрическими расстройствами речи. Дизартрия является тяжелым недостатком речи у дошкольников, она является самой распространенной речевой патологией среди детей - по статистике на семь новорожденных приходится пять с уже пораженной центральной нервной системой. По определению Л.В. Лопатиной, дизартрия - речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [2, с. 3].
Педагог Е.М. Мастюкова дает определение дизартрии так: «Дизартрия -это нарушение звукопроизносительной составляющей речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата». Дизартрия у дошкольников проявляется при поражении различных уровнней центральной нервной системы.
Л.И. Белякова и Н.Н. Волоскова различают формы дизартрии: бульбарная, мозжечковая, корковая, псевдобульбарная, стертая дизартрия, экстрапирамидная. При дизартрии страдает больше всего качество звукопроизношения, нарушена организация языка, наблюдается нарушение просодической стороны речи, нарушается ритм и глубина дыхания, координация вдоха и выдоха, страдает интонационно-мелодическая сторона речи (сила звука, интонация). При дизартрии смазанная, нечеткая, невнятная речь, нарушено звукопроизношение и голосообразование, темпо-ритмические и артикуляционно-фонетические нарушения. Помимо с этим у детей с дизартрией наблюдается нарушение интеллекта, памяти, внимания, когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, легкие расстройства двигательной сферы.
При дизартрии может нарушаться звукопроизношение и согласных, и гласных звуков. Также характерно нарушение артикуляционной моторики. В настоящее время в лечении дизартрии предполагается комплексный подход: медицинский, психолого-педагогический и логопедический.
Родителям необходимо помнить, что их речь является образцом для подражания ребенком и именно поэтому речь взрослого в общении с ребенком должна быть: правильной, разборчивой, простой, повторяющейся, разно-интонационной и живой.
Таким образом, положительные результаты в коррекции произносительной стороны речи при дизартрии в большинстве случаев зависят от раннего начала и систематичности проведения коррекционных занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. -М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
2. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2014. - 190 с.
3. Левина , Р.Е. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев - М.: Наука, 2014. - 368 с.
4. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей -дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Наука, 2017 - С. 98-110.
5. Розенталь, Д.Э. Словарь - справочник лингвистических терминов. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Наука, 2016. - 390 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Издательство МГУ, 2013. - 582 с.
Grebneva N.S.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
VIOLATIONS OF PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA
Abstract: the paper presents a description of speech as a means of thinking, its functions. One of the most common speech disorders is dysarthria. With dysarthria, speech is slurred, blurred, unintelligible, incomprehensible, and various voice disorders are also characteristic.
Keywords: speech, disorders, dysarthria, articulation.