УДК 376
НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И ИХ УСТРАНЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Брюховских Людмила Александровна.
Россия, г. Красноярск, КГБУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», институт социально-гуманитарных технологий, кафедра коррекционной педагогики, к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики, [email protected].
Уфимцев Александр Евгеньевич.
Россия, г. Красноярск, КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», педагог дополнительного образования; КГБУ СО «Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева», институт социально-гуманитарных технологий, кафедра коррекционной педагогики, студент магистратуры, [email protected].
Аннотация. В статье представлено исследование состояния голосообразования, голосоведения и дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Исследование проведено на базе логопедического центра «Мозаика» (г. Красноярск). По результатам исследования разработан и составлен комплекс фонопедических упражнений для устранения нарушений голоса.
Ключевые слова: дизартрия, фонопедия, нарушения голоса, голосообразование, голосоведение, дыхание.
PRESCHOOL - AGED CHILDREN'S VOICES DISORDERS WITH
DYSARTHRIA AND THEIR TREATING BY MEANS OF PHONOPEDIC
EXERCISERS
Bryukhovskikh Lyudmila Aleksandrovna.
Russia, Krasnoyarsk, KSBU HE "Krasnoyarsk State Pedagogical University. V.P. Astafieva ", Institute of Social Humanitarian Technologies, Department of Correctional Pedagogy, Ph.D., Associate Professor of Correctional Pedagogy Department, [email protected].
Ufimtsev Alexander Evgenievich.
Russia, Krasnoyarsk, KGBU CE "Psychoneurological nursing home for children" Sunflower ", Teacher of additional education; KGBU CE "Krasnoyarsk State University. V.P. Astafieva ", Institute of Social Humanitarian Technologies, Correctional Pedagogy Department, Master student, [email protected].
Abstract. The article presents a study of a voice state and breathing in older preschool children with dysarthria. The study was conducted on the basis of the Mozaika Logopedic Center (Krasnoyarsk). According to the results of the study, a set of phonopedic exercises was developed and compiled to eliminate voice disorders.
Key words: dysarthria, phonopedia, voice disturbances, vocalization, voice speaking, breathing.
Согласно современной концепции образования и требованиям ФГОС, речь детей должна быть выразительной. Голос имеет важное значение в развитии ребёнка и формировании его как личности, а также для успешного общения. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, нервно-психическое состояние, затруднять коммуникацию и даже стать причиной неполноценности голосового аппарата во взрослом возрасте. Голос обеспечивает выразительность и эмоциональность речи, поэтому любые его нарушения влияют на процесс коммуникации.
Нарушения голоса являются первичными в структуре дефекта при дизартрии и требуют особого внимания. Многие исследователи рекомендуют работу над голосом при логопедической коррекции дизартрии (О.С. Орлова, А.А. Гуськова, Л.А. Брюховских и др.). Однако на практике этому не всегда уделяется должное внимание.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения процессов голосообразования и голосоведения у детей с дизартрией. Также актуальность исследования усматривается в необходимости разработки и составления комплекса упражнений фонопедической коррекции голосовых нарушений у детей с дизартрией с целью устранения имеющихся голосовых зажимов и предотвращения их дальнейшего развития в рамках здоровьесбережения. Привитие навыков правильных голосообразования и голосоведения с возможно более раннего возраста - это очень важный шаг в деле укрепления здоровья детей [2]. Разработанный и составленный нами комплекс упражнений фонопедической коррекции голосовых нарушений при дизартрии является частью здоровьесберегающей технологии.
В ходе анализа научной литературы и методических разработок по проведению фонопедических занятий с детьми выяснилось следующее противоречие: в настоящее время достаточно внимания уделено развитию голоса у детей, не имеющих речевых патологий, тогда как работ по развитию голоса у детей с дизартрией средствами фонопедической коррекции голосовых нарушений недостаточно. Разработанный и составленный нами комплекс фонопедических упражнений призван восполнить этот недостаток.
В связи с означенными актуальностью и противоречиями была сформулирована проблема, которая заключается в выявлении нарушений голоса у детей с дизартрией и их фонопедической коррекции.
Целью исследования является выявление голосовых нарушений у детей с дизартрией и их фонопедическая коррекция. Объектом данного исследования является просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - нарушения голоса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и их фонопедическая коррекция.
В рамках исследования была выдвинута гипотеза:
- предполагается, что у детей с дизартрией будут выявлены нарушения голосообразования и голосоведения;
- выявленные нарушения голосообразования и голосоведения позволят нам подобрать комплекс фонопедических упражнений для коррекции голосовых нарушений у детей с дизартрией.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Проведён анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Подобран диагностический комплекс для выявления нарушений голосообразования, голосоведения и дыхания у детей с дизартрией.
3. Проведён констатирующий эксперимент и проанализированы его результаты.
4. На основе проведённого эксперимента разработан комплекс фонопедических упражнений голоса для детей с дизартрией.
Для решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: теоретические (метод анализа научной литературы, описательный, сопоставительный, изучение документации); эмпирический (констатирующий эксперимент, беседа, наблюдение, метод математической обработки результатов).
Теоретико-методологической основой исследования являются современные положения о закономерностях развития голоса в онтогенезе и дизонтогенезе (Е.Ф. Архипова, В.П. Багрунов, О.С. Орлова, А.А. Гуськова, Л.А. Брюховских и др.).
Констатирующий эксперимент был проведён на базе логопедического центра «Мозаика» (г. Красноярск). В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с дизартрией легкой степени.
В ходе эксперимента были проведены пробы на показатели голосообразования, голосоведения и дыхания. Диагностический комплекс был составлен и разработан на основе методик, предложенных Е.Ф. Архиповой [1, с. 293-306], а также на основе методики определения времени максимальной фонации, предложенной О.С. Орловой [5, с. 49] и методики определения тембра голоса, описанной Е.Е. Шевцовой Л.В. Забродиной [6, с. 71].
Пробы проводились по блокам: голосообразование; голосоведение; дыхание.
Для анализа голосообразования были проведены следующие пробы: определение звонкости в голосе; определение тембра голоса.
Для изучения голосоведения были проведены пробы: определение тонового диапазона голоса; определение силы голоса; определение самого нижнего места резонации.
Особенности дыхания были изучены по пробам: определение типа дыхания; определение времени максимальной фонации.
Данные пробы были нами модицифированы: были изменены критерии оценивания и подобранный речевой материал. Также авторский вклад состоял в разработке пробы на определение самого нижнего места резонации.
Ниже приведены результаты проведённого исследования по блокам.
1. Голосообразование.
Определение звонкости в голосе. Результаты наблюдений показали, что у абсолютного большинства испытуемых голос не является звонким: 10 детей (100%) - голос незвонкий, тусклый, глуховатый.
Тембр голоса: низкий уровень - 7 детей (70%): имеются выраженные нарушения тембра - гортанное звучание, тембр резкий, глухой; средний уровень -3 ребёнка (30%): имеются лёгкие нарушения тембра - крикливость, «писклявость», назализованность; высокий уровень - результаты не представлены.
2. Голосоведение.
- Определение тонового диапазона голоса:низкий уровень - 4 ребёнка (40%): голос немодулирован, даже при сопряжённом выполнении голос не изменяется по высоте; средний уровень - 6 детей (60%): голос модулирован в недостаточной степени, однако степень модуляции изменяется при сопряжённом выполнении; высокий уровень - результаты не представлены.
- Характеристика силы голоса: низкий уровень - 4 ребёнка (40%): голос немодулирован, даже при сопряжённом выполнении голос не изменяется по силе; средний уровень - 6 детей (60%): голос модулирован в недостаточной степени, однако степень модуляции изменяется при сопряжённом выполнении; высокий уровень - результаты не представлены.
- Проба на определение самого нижнего места резонации: 7 детей (70%): резонация только на уровне горла, испытуемые вообще не задействуют в речи грудной регистр; 3 детей (30%): резонирует верхняя часть груди, грудной резонатор задействован в речи лишь частично
Полноценно грудной резонатор не задействован в речи ни у кого из испытуемых.
3. Дыхание.
Результаты пробы на определение типа дыхания показали, что у большинства испытуемых поверхностный ключичный тип дыхания (70%); у троих испытуемых - дыхание грудное (30%). Диафрагмальный тип дыхания представлен не был.
При проведении пробы на определение времени максимальной фонации испытуемые показали следующие результаты: низкий уровень - 7 детей (70%): укороченный фонационный выдох, нарушена координация вдоха и выдоха, наблюдается речь на вдохе, голос затухает к концу фразы; средний уровень - 3 ребёнка (30%), фонационный выдох достаточной длины, голос затухает к концу фразы; высокий уровень - результаты не представлены.
На диаграммах (рис. 1-3) представлены данные анализа результатов по пробам голосообразования, голосоведения и дыхания.
15 10 5 0
I
высокии уровень ■ средний уровень
Определение Характеристика ■ низкий уровень
звонкости в тембра
голосе
Рис. 1. Голосообразование
■ высокий уровень
■ средний уровень
■ низкий уровень
Определение Характеристика Определение
тонового диапазона голоса
силы голоса
самого нижнего места резонации
Рис. 2. Голосоведение
Определение типа дыхания
Время максимальной фонации
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Рис. 3. Дыхание
Таким образом, анализ результатов проведённого эксперимента показал, что у большинства испытуемых имеются голосовые нарушения, выраженные в преимущественно низких показателях голосообразования, голосоведения и дыхания. Также стоит отметить, что в ходе эксперимента не было выявлено высоких показателей голосообразования, голосоведения и дыхания.
Следовательно, дети с дизартрией нуждаются в коррекции голосообразования, голосоведения и дыхания посредством выполнения специальных упражнений на формирование и закрепление правильных навыков голосообразования, голосоведения и дыхания.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в выявлении специфических характеристик нарушений голоса у детей с дизартрией.
Новизна проведённого исследования заключается в разработке и составлении комплекса упражнений фонопедической коррекции голосовых нарушений при дизартрии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и составлении комплекса упражнений фонопедической коррекции голосовых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Предполагается, что упражнения фонопедической коррекции голосовых нарушений при дизартрии будут эффективны в сочетании с логопедическими методами.
Библиографический список:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. Учебное пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
2. Багрунов В.П. Азбука владения голосом для болельщика. СПб.: Багеон, 2002. - 139 с.
3. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и дом. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2015. - 180 с.
4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 145 с.
5. Орлова Е.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
6. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стононы речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с.