Научная статья на тему 'Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией'

Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
404
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артериальная гипертензия
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / HYPERTENSION / PSYCHOSOMATIC DISORDER

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Глущенко Вита Валентиновна

Цель исследования — оценка эмоциональной сферы и умственной работоспособности у подростков с артериальной гипертензией (АГ). Материалы и методы. Обследовано 87 пациентов 17-19 лет, страдающих первичной АГ. При обследовании использовались следующие методы: клинико-неврологический по А.М. Вейну; клинико-психопатологический; психометрические шкалы самооценки депрессии и тревоги Ч. Спилбергера — Ю. Ханина; тест М. Люшера в модификации Л. Собчик; проба «кольца Ландольта»; статистический с оценкой достоверности различий. Результаты. Выделены ведущие компоненты психосоматических нарушений при АГ: соматовегетативный на фоне субдепрессивного настроения с нарушением работоспособности. Доказано снижение количественных (нарушения продуктивности) и качественных (нарушения концентрации) показателей умственной работоспособности. Обоснованы изменения эмоциональной сферы. Вывод. У подростков с АГ отмечается снижение умственной работоспособности и эмоциональные нарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and cognitive disturbances in hypertension in adolescents

Objective. To evaluate the influence of hypertension on emotional and cognitive decline. Design and methods. We have studied 87 adolescents, aged 17-19 years, with arterial hypertension. All patients underwent neurological examination by A.M. Vein, psychopathological test, self-assessment depression and anxiety scale, M. Luscher and Landolt tests. Results. The following somatoautonomic disorders were defined: subdepressive, subjective-cognitive and quantitative (productivity deficit) and qualitative (concentration deficit) disorders were identified. Deficit of emotional-motivational self-regulation was found. Conclusion. Arterial hypertension is a risk factor for cognitive decline and for the deficit of emotional-motivational self-regulation.

Текст научной работы на тему «Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией»

la

]

Том 17, № 5 / 2011 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

гипертензия

Нарушения эмоций и умственной работоспособности у подростков с первичной артериальной гипертензией

В.В. Глущенко

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия

Глущенко В.В. — кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней, неврологии и психиатрии ИМО НовГУ им. Ярослава Мудрого.

Контактная информация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, ул. Державина, д. 6, В. Новгород, Россия, 173020. Тел.: 8 (162) 63-42-72. E-mail: [email protected] (Глущенко Вита Валентиновна).

Резюме

Цель исследования — оценка эмоциональной сферы и умственной работоспособности у подростков с артериальной гипертензией (АГ). Материалы и методы. Обследовано 87 пациентов 17-19 лет, страдающих первичной АГ. При обследовании использовались следующие методы: клинико-неврологический по А.М. Вейну; клиникопсихопатологический; психометрические шкалы самооценки депрессии и тревоги Ч. Спилбергера — Ю. Ханина; тест М. Люшера в модификации Л. Собчик; проба «кольца Ландольта»; статистический с оценкой достоверности различий. Результаты. Выделены ведущие компоненты психосоматических нарушений при АГ: соматовегетатив-ный на фоне субдепрессивного настроения с нарушением работоспособности. Доказано снижение количественных (нарушения продуктивности) и качественных (нарушения концентрации) показателей умственной работоспособности. Обоснованы изменения эмоциональной сферы. Вывод. У подростков с АГ отмечается снижение умственной работоспособности и эмоциональные нарушения.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, психосоматическое расстройство.

Emotional and cognitive disturbances in hypertension in adolescents

V.V. Gluschenko

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Velikiy Novgorog, Russia

Corresponding author: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, the Department of Internal Diseases, Neurology and Psychiatry, 6 Derzhavin st., Velikiy Novgorog, Russia, 173020. Phone: 8 (162) 63-42-72. E-mail: [email protected] (Vita V. Gluschenko, MD, PhD, an Associate Professor at the Department of Internal Diseases, Neurology and Psychiatry at Yaroslav-the-Wise Novgorod State University).

Abstract

Objective. To evaluate the influence of hypertension on emotional and cognitive decline. Design and methods. We have studied 87 adolescents, aged 17-19 years, with arterial hypertension. All patients underwent neurological examination by A.M. Vein, psychopathological test, self-assessment depression and anxiety scale, M. Luscher and Landolt tests. Results. The following somatoautonomic disorders were defined: subdepressive, subjective-cognitive and quantitative (productivity deficit) and qualitative (concentration deficit) disorders were identified. Deficit of emotional-motivational self-regulation was found. Conclusion. Arterial hypertension is a risk factor for cognitive decline and for the deficit of emotional-motivational self-regulation.

Key words: hypertension, psychosomatic disorder.

Статья поступила в редакцию: 20.07.11. и принята к печати: 03.10.11.

Введение

Мультидисциплинарный подход, применяемый в современной медицине, учитывает, наряду с соматическим радикалом заболевания, значение психофизиологических звеньев патогенеза. В психокардиологии среди перечня изучаемых проблем актуальны такие, как обнаружение общих факторов, связанных с сердечнососудистыми заболеваниями и с аффективными рас-

стройствами; оценка когнитивных функций на ранних этапах развития АГ для анализа долгосрочного прогностического маркера [1-3]. Указывается, что поведение «типа А» ассоциируется с высокой частотой ишемической болезни сердца, характеризуется гиперактивностью, импульсивностью, сверхвовлеченностью в деятельность, соревновательностью, враждебностью и другими проявлениями повышенной поведенческой

пениальная

]

А,

гипертензия

активации, что в сочетании с понижением эмоциональных реакций на ситуации умеренных (предстрессовых) нагрузок в повседневной жизни порождает хроническое психоэмоциональное напряжение [2-4]. Повышенное артериальное давление (АД) — обязательный параметр состояния мобилизационной готовности на фоне избыточной активации адренергической системы — обозначают как общий фактор, который может приводить одновременно и к ощущению психического возбуждения, и к АГ [1, 4]. Механизмы, ответственные за влияние эмоций на соматическую сферу, формируют изменение гормонального баланса и периферическую физиологическую активацию с увеличением АД [2, 5, 6]. Изменения в функции гипоталамо-адреналовой оси в направлении симпатической активации при стрессе считают механизмом гипертензии как психосоматического расстройства [2, 3]. Существует точка зрения, что АГ — это цереброкардиоренальный синдром с едиными факторами риска и механизмами развития и прогрессирования: вызывая изменения в эндотелиальных клетках АГ провоцирует нарушения микроциркуляции, в том числе хроническую ишемию головного мозга, что при низкой активности антиоксидантной системы приводит к нарушению симпатоадреналовой, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой и ренин-ангиотензивной системы [7]. По мнению А.М. Вейна, становление висцеральных функциональных расстройств обусловлено дефектом нервно-вегетативного пути регулирования и графически ассоциируется с дисфункцией надсег-ментарных (подкорково-корковых образований) [5, 6]. Функциональная недостаточность регулирующих структур мозга или чрезмерная их реактивность отражается в особенностях течения метаболических процессов; в измененной чувствительности периферического рецепторного аппарата [6]. В то же время психовегетативный синдром рассматривается как физиологический факт, где эмоция — это сигнал к действию, а вегетативные изменения обеспечивают это действие энергетически [8].

Актуальность

Актуальность изучения АГ связана с ее высокой распространенностью, увеличивающейся с возрастом, причем течение заболевания часто осложняется развитием нарушения мозгового кровообращения и деменции [1, 9, 10]. Одним из недостаточно изученных аспектов проблемы АГ является характеристика нарушений умственной работоспособности и эмоций, манифестирующих на ранних этапах развития АГ [8-12]. В литературе уделено внимание преимущественно аффективным и тревожным расстройствам, обнаруживающимся у больных АГ [1, 2, 9, 10, 12, 13]. Следует отметить необходимость уточнения нозологической классификации нарушений эмоций и умственной работоспособности у больных АГ. Мало-изучена проблема психических нарушений при АГ у подростков, хотя по данным Российских популяционных исследований АГ у подростков наблюдается с частотой до 18 %, при этом установлено, что в случае начала в подростковом возрасте в 17-26 % повышение АД приобретает прогрессирующее течение с формированием

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ Том 17, № 5 / 2011

гипертонической болезни [11, 12]. Исходя из подхода к психосоматическим расстройствам, при которых психологические факторы оказывают влияние на физическое состояние путем ослабления или усиления физического заболевания, представляется актуальным рассмотрение состояния эмоциональной сферы и умственной работоспособности пациентов с АГ.

Цель данного исследования состояла в анализе особенностей эмоциональной сферы и умственной работоспособности у юношей с первичной АГ. Цель достигалась решением таких задач, как характеристика динамических показателей продуктивности умственной деятельности, преобладающей модальности эмоции, выраженности и направленности вегетативного подкрепления эмоционального переживания.

Материалы и методы

В исследование включались подростки, которые направлялись для консультации к психиатру Новгородского областного психоневрологического диспансера терапевтом поликлиники, где наблюдались с диагнозом первичной АГ 1-й степени более года. Лечение АГ не проводилось. По нозологической форме в изучаемую группу включались пациенты с астеническим расстройством (F06.6); с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) (F90.1); конфликтные подростки с плохой адаптацией к учебному процессу (Z55.4) в диагностических критериях МКБ-10 [14]. Группы пациентов сформированы в порядке убывания встречаемости психических расстройств среди юношей с АГ на этапе психопатологического обследования. При формировании информационного массива обследовано 87 юношей 17-19 лет, но в окончательный анализ не включены малочисленные группы пациентов: исключены 2 пациента с легким депрессивным эпизодом с соматическими симптомами (F32.01); 2 пациента с расстройством адаптации (F43.2); 3 пациента с оппозиционно-вызывающим расстройством поведения (F91.3). Информированное согласие на обследование получено письменно в соответствии с Законом о психиатрической помощи РФ, статья 4 [15]. Из 69 пациентов с АГ учащиеся колледжа составляли 26 человек; студенты университета — 23; работающие — 17; неработающие — 3 пациента. В качестве контрольной группы 18 здоровых добровольцев включено 18-19 лет из числа студентов университета. Использовались анамнестически-биографический метод; клинико-неврологическое обследование с оценкой вегетативного статуса по опроснику А.М. Вейна [5]; клиникопсихопатологическое обследование включало анализ тяжести расстройства по шкале краткой психиатрической оценки (BPRS) с ранжированием симптомов по степени выраженности от 0 (отсутствие) до 5 (тяжелые проявления) баллов. Среди психометрических методов применялся цветовой выбор в модифицированном Л.Н. Собчик тесте М. Люшера с оценкой вегетативного обеспечения энергетических ресурсов организма при подсчете коэффициента К. Шипоша [16], шкалы оценки уровня реактивной тревожности Ч. Спилбергера и Ю. Ханина [17]; шкалы оценки уровня депрессии Цунга [17], методики

484

la

]

Том 17, № 5 / 2011 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

гипертензия

«кольца Ландольта» [18]. АД измерялось прибором «МТ-10» (изготовитель «Медикал-технолоджи-продакшн» США, импортер ЗОО «Москва-АМРОС») до и после завершения блока обследований по методу Короткова.

При обработке данных использовали среднюю арифметическую величину и ошибку средней арифметической величины. Для оценки различий определяли t-критерий Стъюдента [19].

Результаты

В процессе исследования 6 пациентов с СДВГ (F90.1) отказались от теста М. Люшера и выполнения методики «кольца Ландольта»; один пациент с астеническим расстройством (F06.6) отказался от заполнения шкалы самооценки уровня депрессии. Психопатологический анализ тяжести расстройства выявил преобладание нарушений в поведении (возбуждение по шкале BPRS) (3,2 ± 0,06 баллов) по сравнению с субъективно-когнитивным компонентом (нарушения внимания) (2,9 ± 0,06 баллов) и эмоционально-вегетативным (соматическая озабоченность, напряженность) (2,4 ± 0,08 баллов) при р < 0,05. Возбуждение проявлялось в двигательном беспокойстве (суетливые движения руками, ногами; непоседливость; многоречивость; постоянная подвижность). К субъективно-когнитивному компоненту были отнесены особенности внимания, а именно: заметные внешние проявления отсутствия сосредоточенности на обращенную речь; склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса; нетерпеливость; легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. Обратили на себя внимание особенности эмоциональных нарушений у пациентов с АГ, а именно: сниженный фон настроения с легко возникающим эмоциональным напряжением. Эмоциональная нестабильность проявлялась в анамнезе эпизодами обиды и негодования; кратковременными психогенными реакциями в виде эмоциональной неустойчивости после сложных, эмоционально тяжелых случаев. Объективно к эмоциональной нестабильности было отнесено накопление эмоционального напряжения с дисфорическими элементами к 10-20-й минуте обследования. Анализ анамнестически-биографической информации выявил, что в психологическом анамнезе обследуемой группы подростков реакцию беспокойства с «дефицитом внимания» юноши отмечали в условиях интенсивной напряженной работы при недостаточности времени и/или избытке коммуникаций. Усредненный

показатель реактивной тревожности по шкале самооценки достоверно не отличался по подгруппам и составил

21,8 ± 0,8 баллов по сравнению с показателем контрольной группы (26,4 ± 0,6 баллов) при р < 0,05. Авторы шкалы относят подобный показатель к состоянию низкой тревожности, на фоне которой снижается ответственность и внимание к мотивам деятельности. Хотя среди значимых утверждений пациентами выбирались такие, как «волнуют возможные неудачи» (46,2 %); «напряжение», «расстроенность», «озабоченность» (по 7,7 %). Средний показатель по шкале депрессии для обследуемой группы пациентов с АГ характеризовал эмоциональное состояние как близкое к легкой ситуативной субдепрессии и, согласно авторам опросника, мог расцениваться как состояние без депрессии (не более 50 по предложенной шкале) [17], но в сопоставлении с клиническими данными расценивался как повышенный (табл. 1).

Таблица 1

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ ПО ШКАЛЕ САМООЦЕНКИ

Подгруппы пациентов по Показатель уровня

нозоологии депрессии

F06.6 (n = 24) 49,89 ± 0,13*

Z55.4 (n = 14) 51,94 ± 0,16*

F90.1 (n = 23) 47,98 ± 0,09*

Контроль (n = 18) 40,83 ± 0,11

Примечание: * — р < 0,05 в сравнении с контрольной группой; F06.6 — эмоционально-лабильное расстройство; F90.1 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Z55.4 — академическая дезадаптация.

Анализ коэффициентов вегетативных показателей по схеме А.М. Вейна выявил, что у обследуемых пациентов показатели стабильно высокие как при самооценке вегетативной дисфункции (31,3 ± 0,6 баллов) по сравнению с показателем в контрольной группе (27,7 ± 0,8 баллов, р < 0,05, так и по шкале объективной оценки (17,6 ± 0,9 баллов по сравнению с нормой до 15 баллов, приведенной автором) [5]. Субъективно пациенты отмечали ухудшение самочувствия при смене погоды; наличие плохой переносимости холода, духоты; чувство нехватки воздуха; ощущение угашенного сердцебиения; утомляемость, снижение

Таблица 2

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ В ПОДГРУППАХ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Показатель относительно процедуры обследования в подгруппах АД у пациентов с F06.6 (n = 25) АД у пациентов с F90.1 (n = 23) АД у пациентов с Z55.4 (n = 14)

САД и ДАД исходно, мм рт. ст. 137.9 ± 0,9 87.9 ± 0,9 138.3 ± 0,9 88.3 ± 0,9 138,7 ± 0,9 88,2 ± 0,9

САД и ДАД после обследования, 139,2 ± 1,2 142,5 ± 0,9 143,4 ± 0,9

мм рт. ст. 90,8 ± 1,2 91,3 ± 1,2 89,7 ± 1,2

Примечание: АД — артериальное давление; САД/ДАД — систолическое и диастолическое АД; F06.6 — эмоционально-лабильное расстройство; F90.1 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Z55.4 — академическая дезадаптация.

485

пгепиальная

]

А,

гипертензия

работоспособности (53,8 %); нарушения дыхания при волнении; трудность засыпания; поверхностный, неглубокий сон с частыми пробуждениями (38,4 %); «замирание» сердца; чувство нехватки воздуха в душном помещении; чувство усталости при пробуждении утром (25 %); обмороки при волнении; сжимающие или пульсирующие головные боли (16,6 %); эпизоды мигрени (22,4 %). Уровень АД у пациентов по данным анамнеза находился в диапазоне 140-160/90-100 мм рт. ст., при двукратном офисном измерении достоверно не менялся до и после процедуры обследования (табл. 2). Оценка эмоционально-личностных особенностей по тесту М. Люшера с подсчетом показателя вегетативного тонуса выявила, что у подростков преобладает эрготропный тип эмоционально-вегетативного реагирования с активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы, что обусловливает физическую активность, моторную возбудимость с нарушением продуктивной концентрации внимания [16]. Показатель вегетативного тонуса не различался в подгруппах (табл. 3). Нарушения работоспособности верифицировались по тесту Э. Ландольта, включали количественные (скорость переработки информации и продуктивность) и качественные (концентрация внимания) изменения показателей (табл. 4). Нарушения внимания были обусловлены снижением объема внимания, уменьшением продуктивности (доли работы, выполненной в единицу времени), снижением параметров распределения внимания, уменьшением скорости переработки информации (косвенная характеристика функциональной подвижности нервной системы).

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ КОЭФФИЦИЕНТА ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА

Подгруппы испытуемых КВТ

F06.6 (n = 25) 1,98 ± 0,13*

F90.1 (n = 17) 1,94 ± 0,16*

Z55.4 (n = 14) 1,87 ± 0,29*

Контроль (n = 18) 1,34 ± 0,08

Примечание: КВТ — коэффициент вегетативного тонуса; * — р < 0,05 в сравнении с контрольной группой; F06.6 — эмоциональнолабильное расстройство; F90.1 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Z55.4 — академическая дезадаптация.

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ Том 17, № 5 / 2011

Обсуждение

Отмечают, что у пациентов с АГ поиск внешних условий, бедных стимулами (сокращение социальных контактов, пассивное проведение досуга) повышает риск ошибочной оценки воспринимаемых сигналов и затрудняет самоконтролирующее поведение [4, 9]. В нашем исследовании поведение, характеризующееся как «возбуждение» и «конфликтность», формировалось на фоне соматовегетативной дисфункции (по данным опросника А.М. Вейна), сопровождалось эмоциональновегетативным реагированием по эрготропному типу (по данным модифицированного Л.Н. Собчик теста М. Лю-шера), что соответствует исследованиям, указывающим, что поведенческая активность и психическая активация обусловлены мобилизацией симпатоадреналовой системы [5-7]. В ряде исследований указывается, что гнев и враждебность можно отнести к тем компонентам, в которых заключено четкое различие между лицами, имеющими и не имеющими сердечно-сосудистые заболевания [4, 9]. У обследованных подростков с АГ эмоциональные нарушения квалифицировались в критериях эмоционально-лабильного психического расстройства (F06.6); субдепрессивного настроения (с верификацией по шкале Цунга) при СДВГ (F90.1) и как эмоциональная возбудимость при академической дезадаптации (Z55.4). Данный факт дополняет исследования, указывающие на взаимосвязь между симпатическим типом регуляции сердечной деятельности и эмоциональными нарушениями [10]. По данным проведенного исследования, эмоциональные нарушения сопровождались снижением показателей умственной работоспособности (по тесту Э. Ландольта за счет уменьшения продуктивности работы при нарушении концентрации внимания). Изменения умственной работоспособности и концентрации внимания расценены как нарушения интегративных показателей центральной переработки информации и процессов принятия решения при АГ, что не противоречит исследованиям когнитивных аспектов восприятия сердцебиений [20].

Вывод

В структуре нарушений эмоций у юношей с АГ снижение реактивной тревожности сочетается с эмоционально-лабильным или субдепрессивным расстройством. Снижение умственной работоспособности обусловлены нарушением концентрации внимания, что при эрготропном типе вегетативного реагирования огра-

Таблица4

И ВНИМАНИЯ ПО ТЕСТУ Э. ЛАНДОЛЬТА

Подгруппы испытуемых Скорость переработки информации Показатель средней продуктивности Показатель средней точности

F06.6 (n = 25) 1,17 ± 0,06 113,87 ± 4,65* 0,67 ± 0,03*

Z55.4 (n = 14) 1,19 ± 0,08 123,14 ± 3,17* 0,82 ± 0,01*

F90.1 (n = 17) 1,21 ± 0,06 118,27 ± 6,18* 0,73 ± 0,05*

Контроль (n = 18) 1,27 ± 0,06 146,06 ± 6,29 0,92 ± 0,09

Примечание: КВТ — коэффициент вегетативного тонуса; * — р < 0,05 в сравнении с контрольной группой; F06.6 — эмоционально-лабильное расстройство; F90.1 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью; Z55.4 — академическая дезадаптация.

486

■ Ml

Том 17, № 5 / 2011 ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ничивает самоконтролирующее поведение и утяжеляет соматовегетативную дисфункцию.

Я

гипертензия

Литература

1. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л. Психокардиология // Психические расстройства в общей медицине. — 2007. — № 4. — С. 4-9.

2. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Дробижев М.Ю. и др. Психосоматические реакции, коморбидные ишемической болезни сердца // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. — 2004. — № 3. — С. 13-19.

3. Shapiro P.A. Heart Disease // In textbook of psychosomatic medicine. — DC London: Am. Psych. Publishing, Inc. Washington, 2005. — P. 423-444.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Клиническая психология / Ред. М. Перре, У. Баумана. — СПб.: Питер, 2003. — 850 с.

5. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. — М.: Медицина,1991. — С. 49-51.

6. Вейн А.М., Дюкова Г.М., Воробьева О.В. и др. Панические атаки (неврологические и психофизиологические аспекты). — СПб.: ООО «Институт медицинского маркетинга»,1997. — С. 11.

7. Овсянникова Н.А., Жулев Н.М., Арьев А.Л. Новый взгляд на факторы риска у больных с цереброваскулярными заболеваниями // Актуальные проблемы клинической неврологии: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жулева Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 149-150.

8. Воробьева О.В. Стресс-индуцированные психовегетативные реакции // Рус. мед. журн. — 2005. — Т. 13, № 12 (236). — С. 798-801.

9. Tzourio Ch. Hypertension, cognitive decline, and dementia: an epidemiological perspective // Neuropsych. Cardiovasc. Dis. — 2007. — Vol. 9, № 1. — P. 61-69.

10. Комина Г.Н., Дергунов А.А. Психические маркеры предрасположенности к эссенциальной АГ // Акт. пробл. клинич. невр.: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жуле-ва Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 134.

11. Мутафьян О.А. Артериальная гипертензия и гипотензии у детей и подростков // Практич. рук-во. — М.: Медицина, 2002. — 144 с.

12. Долгова И.Н. Особенности цереброваскулярных проявлений у пациентов молодого возраста // Акт. пробл. клинич. невр.: мат. Всерос. юбилейной науч.-практич. конф. / Под ред. проф. Жулева Н.М. — СПб.: изд-во «Человек и его здоровье», 2009. — С. 117.

13. Wittchen H.-U., Essau C.A. Comorbidity and mixed anxiety-depression disorder: is there epidemiological evidence? // J. Clin. Psych. — 1993. — Vol. 54, suppl. 1. — P. 9-15.

14. МКБ-10 ВОЗ. Международная классификация болезней. 10-й пересмотр. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю.Л. Нул-лера и С.Ю. Циркина. — СПб.: Адис, 1994. — 292 с.

15. Комментарий к Законодательству Российской Федерации в области психиатрии / Под общ. ред. МЗРФ, д.м.н., проф. Т.Д. Дмитриевой. — М.: изд-во «Спарк», 1997. — С. 37-41.

16. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Метод. рук-во. — М.,1990. — 87 с.

17. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. — М.: Гуманит, изд-во Центр ВЛАДОС, 1999. — Т. 1. — 312 с.

18. Сысоев В.Н. Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности. Метод. рук-во. — СПб.: ИМАТОН, 2000. — 32 с.

19. Основные методы статистического исследования. Метод. указания. — СПб.: изд-во Гос. мед. университета им. акад. И.П. Павлова, 1997. — 100 с.

20. Кубряк О.В. Восприятие сердцебиений и когнитивные аспекты кардиоритма. — М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С. 31.

487

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.