Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИИ И В МИРЕ'

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИИ И В МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
651
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕКЛАМЕ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЛАГИАТ / НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липка Дмитрий Викторович

В период нахождения в системе рыночной экономики актуальным является вопрос защиты потребителей от такого явления, как ненадлежащая реклама. В России реклама регулируется нормами специального законодательства, за нарушение которых предусмотрены меры административной и уголовной ответственности. В рамках данной статьи рассмотрены нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации со стороны недобросовестных производителей товаров и услуг, и меры, предусмотренные за такие нарушения, а также в статье будет проанализирован опыт зарубежных стран в борьбе с недобросовестной рекламой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATION OF ADVERTISING LEGISLATION IN RUSSIA AND IN THE WORLD

During the period of being in the system of a market economy, the issue of protecting consumers from such a phenomenon as inappropriate advertising is relevant. In Russia, advertising is regulated by the norms of special legislation, for violation of which administrative and criminal liability measures are provided. Within the framework of this article, violations of the legislation on advertising in the Russian Federation by unscrupulous manufacturers of goods and services and the measures provided for such violations are considered, and the article will also analyze the experience of foreign countries in the fight against unfair advertising.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИИ И В МИРЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-271-278 NIION: 2018-0076-8/23-622 MOSURED: 77/27-023-2023-8-622

ЛИПКА Дмитрий Викторович,

младший научный сотрудник научно-организационного отдела Института государства и права Российской академии наук, Россия, Москва, е-mail: mail@law-books.ru

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ В РОССИИ

И В МИРЕ

Аннотация. В период нахождения в системе рыночной экономики актуальным является вопрос защиты потребителей от такого явления, как ненадлежащая реклама. В России реклама регулируется нормами специального законодательства, за нарушение которых предусмотрены меры административной и уголовной ответственности. В рамках данной статьи рассмотрены нарушения законодательства о рекламе в Российской Федерации со стороны недобросовестных производителей товаров и услуг, и меры, предусмотренные за такие нарушения, а также в статье будет проанализирован опыт зарубежных стран в борьбе с недобросовестной рекламой.

Ключевые слова: реклама, законодательство о рекламе, недобросовестная конкуренция, уголовная ответственность, авторские права, административная ответственность, плагиат, ненадлежащая реклама, зарубежный опыт.

LIPKA Dmitry,

junior researcher of the scientific and organizational Department Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Russia, Moscow

VIOLATION OF ADVERTISING LEGISLATION IN RUSSIA AND IN THE WORLD

Annotation. During the period of being in the system of a market economy, the issue of protecting consumers from such a phenomenon as inappropriate advertising is relevant. In Russia, advertising is regulated by the norms of special legislation, for violation of which administrative and criminal liability measures are provided. Within the framework of this article, violations of the legislation on advertising in the Russian Federation by unscrupulous manufacturers of goods and services and the measures provided for such violations are considered, and the article will also analyze the experience of foreign countries in the fight against unfair advertising.

Key words: advertising, advertising legislation, unfair competition, criminal liability, copyright, administrative liability, plagiarism, inappropriate advertising, foreign experience.

В нормах Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» [1] дано определение рекламы как информации, распространяемой в любой форме и с использованием любых средств информации с целью привлечения внимания и формирования интереса к объекту рекламирования.

На бытовом уровне реклама представляет собой все средства, мотивирующие к совершению каких-либо действий или совершению конкретных покупок, посещению определенных мест и т.д.

В маркетинге под рекламой понимают всю совокупность коммуникаций, используемых с целью привлечения внимания целевой аудитории к объекту продвижения [2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Необходимость правового регулирования рекламы объясняется рядом причин:

- во-первых, потребность в защите потребителя и общества в целом от недобросовестной конкуренции;

- во-вторых, необходимостью предотвращения и пресечения распространения ненадлежащей рекламы с нарушениями законодательства о рекламе и в целях введения потребителей в заблуждение;

- в-третьих, необходимостью предотвращения распространение рекламы, способной нанести вред здоровью, имуществу, окружающей среде, чести и достоинству, общественным интересам и т.д.

Необходимо отметить, что Закон «О рекламе» является далеко не единственным нормативно-правовым актом, регулирующим рекламную сферу в Российской Федерации, такая отрасль права, как рекламное право включает в себя множеств норм конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Рекламное законодательство представляет собой совокупность различных нормативно-правовых актов, регулирующих различные отношения, складывающиеся в сфере рекламы.

В качестве основных нормативных актов, составляющих законодательство рекламе в РФ необходимо отметить:

- Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе», определяющий основные требования к рекламе, специфику различных видов рекламы и т.д. в нормах ст. 38 предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о рекламе;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [3], статья 14.3 которого предусматривает меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

- Гражданский кодекс Российской Федерации, регулирующий договорные отношения в сфере рекламы. К примеру, ст. 437 ГК РФ [4] регулирует публичную оферту, рассматривая рекламные предложения как приглашение делать оферты. Нормами ч. 4 Гражданского кодекса регулируются авторские, интеллектуальнее права, охраняемые законом, и предусмотрены способы и средства защиты этих прав [5].

- Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6], предусматривающий меры противодействия недобросовестной конкуренции, в том числе сопряженные с применением средств недобросовестной рекламы;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [7], определяющее основные направления деятельности Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России), в том числе и контроль в сфере рекламы, в частности в нормах анализируемого акта установлено, что именно в полномочия ФАС входит осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508 [8], устанавливающее правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1346 [9], регулирующее деятельность органов государственного надзора в области рекламы;

- Приказ ФАС России от 23 ноября 2012 года № 711/12 [10], устанавливающий регламент деятельности при выявлении нарушений в области рекламного законодательства;

- Приказ ФАС России от 1 июня 2015 года № 405/15 [11], устанавливающий порядок определения соответствия рекламных средств, распространяемых в СМИ требованиям ФЗ «О рекламе»;

- Письмо ФАС России от 24 мая 2018 года ИА/37283/18 [12] определяющее общий порядок осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы;

- ГОСТ Р 52044-2003 [13], устанавливающий требования к наружной рекламе, размещаемой на дорогах и территориях городских и сельских поселений.

Конечно, в рамках одного исследования не представляется рассмотреть все нормативно-правовые акты, регулирующие рекламу и отдельные ее виды. Таких актов достаточно много, и принимаются они не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Далее перейдем к рассмотрению недобросовестной рекламы и нарушений российского законодательства о рекламе.

В ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» даны признаки недобросовестной рекламы, к которым законодатель относит:

- содержание некорректных сравнений рекламируемого товара с аналогичными товарами других производителей или продавцов;

- содержание информации, порочащей достоинство или деловую репутацию конкурентов или иных лиц;

- рекламирование товаров или услуг, запрещенных к рекламированию данным способом или посредством данного источника;

- содержание признаков нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В качестве примеров недобросовестной рекламы можно привести рекламный ролик спутникового телевидения компании МТС, выпущенный в 2017 году, слоган которого предстает эфирное телевидение как ненадежное и устаревшее, ФАС России сочла такую рекламу недобросовестной и оштрафовала компанию на 100 тыс. рублей [14].

Федеральная антимонопольная служба признала недобросовестной рекламный баннер магазина цветов, на котором был изображен красноармеец с агитационного плаката художника Д. Моора на котором слоган «Ты записался добровольцем?» был заменен на слоган «А ты купил своей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

любимой цветы?» и оштрафовала владельца магазина на 5 тыс. рублей с аргументацией, что баннер содержит недобросовестное использование образа героя войны [15].

В ч. 3 анализируемой статьи ФЗ «О рекламе» содержатся признаки недостоверной рекламы, как рекламы, в которой содержится не соответствующая действительности информация. В качестве примера недостоверной рекламы можно привести рекламу ювелирной сети Sunlight, распространяющей информацию о закрытии магазинов сети и распродаже ювелирных изделий по цене производителя. ФАС РФ по результатам проведенной проверки установила, что информация о закрытии магазинов торговой сети Sunlight не соответствует действительности и оштрафовала компанию на 200 тыс. рублей за размещение недостоверной рекламы [16].

Еще одним примером недостоверной рекламы является реклама препарата для лечения кишечных болезней «Энтеросгель», размещаемой в СМИ во время пандемии и утверждающей, что применение этого препарата позволит переболеть короновирусом в более легкой форме. Штраф за размещение такой рекламы, признанной ФАС России недостоверной, так как в инструкции к препарату ничего не сказано о том, что он применяется при лечении коронавирусной инфекции составил 250 тыс. руб.

Также недостоверной была признана рекламная информация, размещенная Лабораторией Касперского, предлагающая стоимость годовой подписка 450 рублей и размещаемая с июля по сентябрь 2020 года, хотя с августа 2020 года цена подписки уже выросла до 900 рублей. Антимонопольная служба признала рекламу недостоверной, и наложила на компанию штраф в размере 100 тыс. рублей [17].

Нарушением законодательства о рекламе является и размещение неэтичной рекламы, нарушающей установленные в обществе нормы морали и оскорбляющей отдельные группы, компании или частных лиц.

К неэтичной рекламе можно отнести рекламу, содержащую:

- бестактные, хамские, нецензурные или неэтичные выражения, жесты образы и т.д.;

- ложную или недостоверную информацию, подмену понятий;

- скрытый смысл, унижающий или высмеивающий конкурентов, группы людей или дельные личности;

- чужие персональные данные или информацию, составляющую коммерческую тайну;

- информацию, не соответствующую нормам законодательства;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

- призыв к противоправному поведению или насилию;

-демонстрацию негативного отношения или осуждения по отношению к аудитории, которая не пользуется продвигаемыми товарами;

- дискриминацию по расовым, религиозным, национальным, гендерным, возрастным, политическим, культурным и т.д. признакам.

В нормах законодательства Российской Федерации о рекламе не содержится определенных признаков, позволяющих считать рекламу неэтичной, признать рекламу таковой можно на основании большого количества субъективных факторов, которые зависят от возраста, уровня образования, культуры, ценностей, места жительства и других характеристик аудитории.

В качестве примера неэтичной рекламы можно привести слоганы компании «Burger King», такие как «Раскурячь их всех!», «Окурительный чикен фри», «Раздаст по Е-баллам за кофе» [18].

Неэтичной была признана реклама ЦУМа, рассказывающая о новых коллекциях школьной формы, которые по мнению специалистов ФАС России содержала оскорбительные выражения в адрес «не модных» персонажей. Сумма штрафа составила 40 тыс. руб.

Слоган банка Tinkoff «Карта в радость, кэш-бек в сладость» был признан неэтичным в силу того, что в нем содержатся неформальные жаргонизмы. Сумма штрафа составила 100 тыс. руб.

Был признан неэтичным и слоган другого коммерческого банка - ВТБ. специалисты антимонопольной службы указали на то, что слоган «Могу все!» в сочетании с картинкой, на которой ребенок идет по трубе качели является призывом к потенциально опасным для жизни и здоровья действиям. Сумма штрафа составила 100 тыс. руб. [19].

В целом, в нормах ст. 5 ФЗ содержатся требования к рекламе, нарушение которых образуют собой состав правонарушения или преступления. Обобщая эти требования, выделим основные нарушения законодательства о рекламе, ответственность за которые предусмотрена в России.

1. Содержание призыва к насилию и жестокости. В качестве примера можно привести рекламу одного из магазинов канцелярских товаров, содержащих рекламу розог как инструмента внедрения знаний. Сумма штрафа составила 200 тыс. рублей для магазина и 8 тыс. рублей для его директора.

2. Реклама сигарет и иных табачных и курительных изделий и принадлежностей, к примеру, в 2022 году ФАС России возбудила дело по факту размещения рекламы системы нагревания табака «glohyper+» и отношении производителя как

рекламодателя и в отношении торговой сети, разместившей эту рекламу [20].

3. Реклама алкогольной продукции. К примеру, нарушающей закон была признана наружная реклама сети магазинов, содержащая информацию о выгодных ценах на вино, пиво и алкогольные коктейли. Нормами закона «О рекламе» установлен запрет на рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более % объема готовой продукции вне стен торгового объекта.

Нарушающим закон был признан рекламный баннер торговой сети «Перекресток» рекламирующий алкогольную продукцию и повернутый наружу, то есть направленный на привлечение внимание всех проходящих мимо магазина людей, в том числе и детей несовершеннолетних. Законом установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции внутри места ее продажи, но доступной к обзору вне этого места.

Непристойной ФАС России признало и рекламу пивного магазина, использовавшего образ скульптуры «Родина-мать зовет!» изобразившей ее с кружкой пива в руках и завело дело в отношении владельца магазина по факту административно правонарушения.

4. Использование в рекламе некорректных сравнений. В тексте рекламы нельзя использовать такие слова, как лучший, первый, самый, единственный и т.д., если это не подтверждается конкретными фактами. В случае, когда в рекламе продукция позиционируется как лучшая, самая безопасная или уникальная, или самая дешевая, это должно подтверждаться результатами проведенных исследований. Так, решением ФАС России была признана нарушающей законодательство рекламная компания торговой сети «Эльдорадо» допускающая некорректное сравнение своей продукции с продукцией компании «М. Видео» [21].

5. Содержание в рекламе информации не соответствующей действительности. Например, признана не соответствующей действительности и наущающей закон информация, размещенная в рекламном буклете автомобиля «Ford Mondeo» о том, что в отдельные комплектации автомобиля включена кожаная отделка салона, на самом же деле обивка салона была выполнена из искусственных материалов, стилизованных по внешнему виду под натуральную кожу. Потребитель, подавший жалобу, обнаружил несоответствие материалов только после покупки автомобиля и при повреждении обивки сидения.

6. Содержание в тексте рекламы, сокрытия важной информации, искажающей общий смысл, то есть, если рекламируется какая-то акция, то должны упоминаться все ее условия.

7. Наличие в рекламе непристойных изображений или иной информации порнографического характера.

8. Использование в рекламе иностранных слов без перевода, перевод должен быть написан так, чтобы значение иностранное слово было однозначно понятно всей целевой аудитории. Например, ненадлежащей была признана реклама магазина, в которой словосочетание «SEASONAL SALE» было размещено в центре рекламного щита, а перевод на русский язык -словосочетания «сезонная распродажа» был размещен перпендикулярно рекламному тексту, с левой стороны. Штраф составил 100 тыс. рублей.

9. Использование тем расизма, неравенства людей.

10. Оскорбление, унижение других людей или конкурентов.

В рамках одного исследования невозможно рассмотреть все нарушения законодательства о рекламе, так как их, как показывает практика ФАС России и судебная практика, великое множество. Необходимо учитывать, что в качестве рекламы может быть воспринята любая попытка продвижения продукции или услуги, даже комментарий в социальных сетях, а посчитать рекламу оскорбительной или неэтичной может любой прохожий или пользователь сети интернет.

Как уже отмечалось выше, за соблюдением законодательства о рекламе и выявлением нарушений того законодательства в нашей стране занимается Федеральная антимонопольная служба. Однако стоит отметить, что ФАС России не является единоличным органом, осуществляющим охрану прав потребителей, так органы прокуратуры в России также осуществляют надзор за соблюдением прокурорский надзор за соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей [22].

Всего в течение 2022 года ФАС России было возбуждено 148 дел по результатам жалоб граждан на незаконную рекламу.

Юридические лица за размещение рекламы, не соответствующей требованиям законодательства, несут риски в виде получения штрафа и запрета на использование рекламы.

В нормах КоАП РФ [23] предусмотрены штрафы за незаконную рекламу, нарушение требований к рекламе, невыполнение предписаний удалить рекламу, рекламу табака.

В нормах Уголовного кодекса Российской Федерации [24] предусмотрена уголовная ответственность за умышленную заведомо ложную рекламу из корыстных побуждений, причинившую значительный ущерб (ст. 182 УК РФ).

Так же нормами УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Гражданско-правовая ответственность в случае нарушение законодательства о рекламе наступает в случаях, когда в качестве истцов выступают граждане, пострадавшие от ненадлежащей рекламы [25].

В целом, по результатам проведенного исследования можно заключить о наличии в Российской Федерации достаточно сложной иерар-хично организованной системы нормативно-правового регулирования деятельности в сфере рекламы.

Рассмотрим кратко также европейские модели регулирования рекламной деятельности. В странах Евросоюза рекламное законодательство имеет существенные различия, а несоответствие норм этого законодательства государствами-членами создает не только путаницу в организации рекламной деятельности, но и влечет дополнительные расходы для компаний, организующих рекламные компании на общеевропейской основе. В рамках ЕС практически невозможна стандартизация рекламных кампаний через национальные границы.

К примеру, в Бельгии действует запрет на рекламу крепких спиртных напитков на государственном и коммерческом телевидении, а также запрещена реклама табачных изделий. В Австрии такая реклама не запрещена, но не должна быть нацелена на детей или подростков, а также запрещено изображать потребление алкоголя или людей в нетрезвом состоянии. В Венгрии нельзя показывать по телевидению рекламу непосредственно до или после программ для несовершеннолетних, а также в прайм-тайм. В Болгарии и Греции нет вообще никаких ограничений на рекламу любых алкогольных напитков на телевидении, радио, в печати или наружной рекламе. В Германии реклама крепкого алкоголя в СМИ ограничена законодательно. В Чехии реклама алкоголя подпадает под действие добровольного кодекса этики стандартов практики рекламы саморегулируемой организации отрасли. Наружная реклама должна располагаться в радиусе не менее 300 метров от учебных учреждений. В Швеции законом допускается реклама только в специализированных журналах и местах продаж [26].

Зато в Швеции действует запрет на любую теле- и радиорекламу, направленную на детскую аудиторию, а в Греции 7.00 до 22.00 нельзя рекламировать детские игрушки.

Во Франции предусмотрена уголовная ответственность за рекламу средств для похудания, предусматривающая реальное лишение свободы [27].

Директивы стран ЕС запрещают рекламу во всех странах Евросоюза нелицензированных лекарственных препаратов, а также табачных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

изделий в официальных государственных СМИ, пищевых добавок без соответствующей маркировки на упаковке и действий, представляющих опасность для общества.

Также в большинстве стран ЕС действуют частичные ограничения на продвижение азартных развлечений. Также нужно предельно аккуратно использовать религиозные мотивы, образы детей и пожилых людей.

У большинства стран СНГ рекламное законодательство схоже с российским, регулируется нормами специального закона, устанавливающего требования к рекламе. При этом, к примеру закон «О реклам» республики Беларусь содержит официальное определение понятия «неэтичная реклама», а в законе Республики Азербайджан «О рекламе» содержит такое понятие, как заведомо ложная реклама.

В целом можно заключить, что большинство стран устанавливает требования к рекламе, закрепленные в нормах специального закона и иных правовых актах, требования эти, как правило, практически идентично или достаточно близки по смыслу.

Реклама практически во всех странах мира должна быть законной, правдивой, этичной, добросовестной.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О рекламе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Федотова, Л. Н. Реклама: теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 449 с.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // «СЗ РФ» от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. -05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[6] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[7] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[8] Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 20.12.2014) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[9] Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1346 (ред. от 01.08.2019) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[10] Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 (ред. от 17.09.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28533) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[11] Приказ ФАС России от 01.06.2015 N 405/15 «Об утверждении Порядка подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 N 38226) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[12] Письмо ФАС России от 24.05.2018 N ИА/37283/18 «О порядке осуществления антимонопольного контроля в сфере наружной рекламы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[13] ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст) (ред. от 29.02.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru (дата обращения: 26.07.2023).

[14] ФАС В СМИ: ФАС РФ оштрафовал МТС на 100 тыс. рублей за недобросовестную рекламу спутникового телевидения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/ publications/14823 (дата обращения: 26.07.2023).

[15] Примеры недобросовестной рекламы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://

reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023).

[16] ФАС В СМИ: SUNLIGHT заплатил штраф за недостоверную рекламу магазинов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/ publications/23681 (дата обращения: 26.07.2023).

[17] Возмутительная реклама [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delo.modulbank. ru/all/outrage-ad (дата обращения: 26.07.2023).

[18] Примеры оскорбительной рекламы: судить нельзя помиловать [Электронный ресурс]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023) (дата обращения: 26.07.2023).

[19] Какая реклама запрещена и считается неэтичной: примеры и штрафы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.calltouch.ru/ blog/kakaya-reklama-zapreshhena-i-schitaetsya-neetichnoj-primery-i-shtrafy/ (дата обращения: 26.07.2023).

[20] ФАС возбудила дело из-за незаконной рекламы табачной продукции в «Мираторге» Электронный ресурс]. - Режим доступа: retail.ru/ novosti/retail/ (дата обращения: 26.07.2023).

[21] Сравнительная реклама в российском законодательстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cljournal.ru/vybor/135/(дата обращения: 26.07.2023).

[22] Липка, Д. В. Прокурорский надзор в сфере защиты прав потребителей / Д. В. Липка // Правоохранительная и правозащитная деятельность: вчера, сегодня, завтра : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 12 ноября 2021 года. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. - С. 78-82.

[23] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // «СЗ РФ» от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.

[24] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

[25] Нотариат в системе защиты прав личности и государства в современной России : Электронный ресурс / К. А. Корсик, Е. В. Михайлова, И. А. Аникеева [и др.]. - Москва : Институт государства и права РАН, 2023. - 416 с. - ISBN 978-58339-0220-2.

[26] Ограничения рекламы алкогольной продукции в ведущих странах Европы, Азии и США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// reklamasite.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (дата обращения: 26.07.2023) (дата обращения: 26.07.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

[27] Филатова, В. И. Анализ зарубежного опыта правового регулирования рекламной деятельности / В. И. Филатова // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 246-249.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 13.03.2006 N 38-FZ (red. ot 13.06.2023) «O reklame» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[2] Fedotova, L. N. Reklama: teoriya i praktika : uchebnik dlya vuzov / L. N. Fedotova. — 2-e izd., per-erab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2023. — 449 s.

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 10.07.2023) // «SZ RF» ot 7 yanvarya 2002 g. N 1 (chast' I) st. 1.

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 24.07.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -05.12.1994. - № 32. - st. 3301.

[5] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 N 230-FZ (red. ot 13.06.2023) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[6] Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 N 135-FZ (red. ot 29.12.2022) «O zashchite konkurencii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.con-sultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2004 № 331 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj antimonopol'noj sluzhbe» [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.2006 N 508 (red. ot 20.12.2014) «Ob utverzhdenii Pravil rassmotreniya antimonopol'nym organom del, vozbu-zhdennyh po priznakam narusheniya zakonod-atel'stva Rossijskoj Federacii o reklame» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.12.2012 N 1346 (red. ot 01.08.2019) «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom nadzore v oblasti reklamy» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[10] Prikaz FAS Rossii ot 23.11.2012 N 711/12 (red. ot 17.09.2015) «Ob utverzhdenii Administra-tivnogo reglamenta Federal'noj antimonopol'noj slu-zhby po ispolneniyu gosudarstvennoj funkcii po rass-motreniyu del, vozbuzhdennyh po priznakam narush-eniya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o reklame (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

27.05.2013 N 28533) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[11] Prikaz FAS Rossii ot 01.06.2015 N 405/15 «Ob utverzhdenii Poryadka podtverzhdeniya sootvet-stviya nacional'noj produkcii sredstva massovoj infor-macii trebovaniyam, ustanovlennym v Federal'nom zakone «O reklame» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.07.2015 N 38226) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[12] Pis'mo FAS Rossii ot 24.05.2018 N IA/37283/18 «O poryadke osushchestvleniya antimo-nopol'nogo kontrolya v sfere naruzhnoj reklamy» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[13] GOST R 52044-2003. Gosudarstvennyj standart Rossijskoj Federacii. Naruzhnaya reklama na avtomobil'nyh dorogah i territoriyah gorodskih i sel'skih poselenij. Obshchie tekhnicheskie tre-bovaniya k sredstvam naruzhnoj reklamy. Pravila raz-meshcheniya (prinyat i vveden v dejstvie Postanovle-niem Gosstandarta Rossii ot 22.04.2003 N 124-st) (red. ot 29.02.2016) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[14] FAS V SMI: FAS RF oshtrafoval MTS na 100 tys. rublej za nedobrosovestnuyu reklamu sput-nikovogo televideniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://fas.gov.ru/publications/14823 (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[15] Primery nedobrosovestnoj reklamy [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://reklama-site.ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[16] FAS V SMI: SUNLIGHT zaplatil shtraf za nedostovernuyu reklamu magazinov [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://fas.gov.ru/publica-tions/23681 (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[17] Vozmutitel'naya reklama [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://delo.modulbank.ru/ all/outrage-ad (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[18] Primery oskorbitel'noj reklamy: sudit' nel'zya pomilovat' [Elektronnyj resurs]. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://reklamasite.ru/ primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (data obrashcheniya: 26.07.2023) (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[19] Kakaya reklama zapreshchena i schitaet-sya neetichnoj: primery i shtrafy [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.calltouch.ru/blog/ kakaya-reklama-zapreshhena-i-schitaetsya-neetich-noj-primery-i-shtrafy/ (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[20] FAS vozbudila delo iz-za nezakonnoj reklamy tabachnoj produkcii v «Miratorge» Elektron-

nyj resurs]. - Rezhim dostupa: retail.ru/novosti/retail/ (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[21] Sravnitel'naya reklama v rossijskom zakonodatel'stve [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: https://cljournal.ru/vybor/135/(data obrashcheniya: 26.07.2023).

[22] Lipka, D. V. Prokurorskij nadzor v sfere zashchity prav potrebitelej / D. V. Lipka // Pravoohran-itel'naya i pravozashchitnaya deyatel'nost': vchera, segodnya, zavtra : Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 12 noya-brya 2021 goda. - Moskva: Rossijskij universitet dru-zhby narodov (RUDN), 2022. - S. 78-82.

[23] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 10.07.2023) // «SZ RF» ot 7 yanvarya 2002 g. N 1 (chast' I) st. 1.

[24] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 10.07.2023) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 17.06.1996, № 25, st. 2954.

[25] Notariat v sisteme zashchity prav lichnosti i gosudarstva v sovremennoj Rossii : Elektronnyj resurs / K. A. Korsik, E. V. Mihajlova, I. A. Anikeeva [i dr.]. - Moskva : Institut gosudarstva i prava RAN, 2023. - 416 s. - ISBN 978-5-8339-0220-2.

[26] Ogranicheniya reklamy alkogol'noj produk-cii v vedushchih stranah Evropy, Azii i SSHA [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://reklamasite. ru/primery-nedobrosovestnoy-reklamy/ (data obrashcheniya: 26.07.2023) (data obrashcheniya: 26.07.2023).

[27] Filatova, V. I. Analiz zarubezhnogo opyta pravovogo regulirovaniya reklamnoj deyatel'nosti / V. I. Filatova // Molodoj uchenyj. — 2020. — № 17 (307). — S. 246-249.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.