Научная статья на тему 'Нарушение законодательства о рекламе: проблемные аспекты'

Нарушение законодательства о рекламе: проблемные аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / антимонопольный орган / государственный контроль / (надзор) в сфере рекламы / интернет / сайт / administrative responsibility / antimonopoly authority / state control / (supervision) in the sphere of advertising / Internet / website

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рукавишников С. М.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Актуальность проведения исследования обусловлена наличием проблем, возникающих при привлечении лиц к административной ответственности в отдельных сферах деятельности. Проведенный анализ правовых норм общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о рекламе, закрепленных за антимонопольным органом, дает основание выделить проблему возможности повторного привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения. По результатам проведенного исследования предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на устранение недостатков правовых норм, не учитывающих особенности привлечения лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рукавишников С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violation of advertising legislation: problematic aspects

The article considers problematic issues related to bringing to administrative responsibility for violation of legislation on advertising. The relevance of the study is conditioned by the presence of problems arising in bringing persons to administrative responsibility in certain spheres of activity. The conducted analysis of legal norms of the general part of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and compositions of administrative offenses related to violation of legislation on advertising, assigned to the antimonopoly authority, gives reason to highlight the problem of the possibility of repeated bringing a person to administrative responsibility for committing the same offense. According to the results of the conducted research it is proposed to introduce amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, aimed at eliminating the shortcomings of legal norms that do not take into account the peculiarities of bringing persons to administrative responsibility for violation of legislation on advertising.

Текст научной работы на тему «Нарушение законодательства о рекламе: проблемные аспекты»

УДК 342.951

DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.009

Нарушение законодательства о рекламе: проблемные аспекты

С.М. Рукавишников

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Российская Федерация s.rukavishnikov2013@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с привлечением к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Актуальность проведения исследования обусловлена наличием проблем, возникающих при привлечении лиц к административной ответственности в отдельных сферах деятельности. Проведенный анализ правовых норм общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о рекламе, закрепленных за антимонопольным органом, дает основание выделить проблему возможности повторного привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения. По результатам проведенного исследования предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на устранение недостатков правовых норм, не учитывающих особенности привлечения лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Ключевые слова: административная ответственность, антимонопольный орган, государственный контроль, (надзор) в сфере рекламы, интернет, сайт.

Для цитирования: Рукавишников С.М. Нарушение законодательства о рекламе: проблемные аспекты // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 59-63.

Violation of advertising legislation: problematic aspects

S.M. Rukavishnikov

Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation s.rukavishnikov2013@yandex.ru

Abstract. The article considers problematic issues related to bringing to administrative responsibility for violation of legislation on advertising. The relevance of the study is conditioned by the presence of problems arising in bringing persons to administrative responsibility in certain spheres of activity. The conducted analysis of legal norms of the general part of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and compositions of administrative offenses related to violation of legislation on advertising, assigned to the antimonopoly authority, gives reason to highlight the problem of the possibility of repeated bringing a person to administrative responsibility for committing the same offense. According to the results of the conducted research it is proposed to introduce amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, aimed at eliminating the shortcomings of legal norms that do not take into account the peculiarities of bringing persons to administrative responsibility for violation of legislation on advertising.

Keywords: administrative responsibility, antimonopoly authority, state control, (supervision) in the sphere of advertising, Internet, website.

For citation: Rukavishnikov S.M. Violation of advertising legislation: problematic aspects // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 59-63.

Основу российской системы законодательства, регламентирующего отношения в сфере рекламы, составляет Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ о рекламе)1. Указанное

положение вытекает из содержания правовой нормы, закрепленной в ст. 4 ФЗ о рекламе, согласно которой законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного федерального закона. Именно

1 О рекламе : федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст. 1232; 2024. № 18. Ст. 2411.

в ФЗ о рекламе определены основные понятия, используемые в рекламной сфере (реклама, объект рекламирования, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекла-мораспространитель и другие), установлены требования, предъявляемые к рекламе, особенности отдельных способов распространения рекламы, особенности рекламы отдельных видов товаров. При этом нормы законодательства о рекламе подвергаются постоянным корректировкам. Так, с момента принятия ФЗ о рекламе в 2006 г. по состоянию на 1 июля 2024 г. в него были внесены различные изменения и дополнения 89 федеральными законами, в том числе 6 - в 2022 г., 4 - в 2023 г. и 3 - в первом полугодии 2024 г. Например, изначальная норма в п. 3 ч. 5 ст. 5 ФЗ о рекламе, содержащая запрет демонстрации процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, была изменена законодателем три раза. После первого изменения норма устанавливала запрет демонстрации процессов курения и потребления алкогольной продукции1, второго - запрет демонстрации процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции2, текущая редакция запрещает демонстрацию процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе с использованием устройств для потребле-

ния никотинсодержащей продукции, и потребления алкогольной продукции3.

В качестве примера внесения дополнений можно привести закрепление в 2018 г. в ст. 7 ФЗ о рекламе пункта, не допускающего рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации (п. 10 ст. 7 ФЗ о рекламе)4. В последнее время ФЗ о рекламе дополняется нормами, регулирующими распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет5.

Появление новых норм или изменение действующих обуславливает необходимость правильного трактования и применения современных положений ФЗ о рекламе, что может являться проблемой для субъектов рыночных отношений и выступать одной из причин нарушения требований законодательства о рекламе. Отмечается, что наибольшее количество нарушений приходится на случаи рекламы при распространении по сетям электросвязи (31,4 % от всех выявленных нарушений в 2023 г., 31,9 % - в 2022 г.)6. Представляется, что участникам рекламного рынка важно знать

1 О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» : федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4566.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции : федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 303-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5062.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 178-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 18. Ст. 3255.

4 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе» : федеральный закон Российской Федерации от 30 октября 2018 г. № 383-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. Ст. 6838.

5 О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» : федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 18. Ст. 3068; О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» : федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 347-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (ч. 1). Ст. 5175; О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О рекламе» : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 232-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 27. Ст. 4633; О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федеральный закон Российской Федерации от 11 марта 2024 г. № 42-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 12. Ст. 1566 и др.

6 Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики осуществления антимонопольными органами государственного надзора в сфере рекламы за 2023 год // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/pages/ rezultati_raboti_v_reklame (дата обращения: 12.07.2024).

и учитывать позицию органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере рекламы. Указанным органом в соответствии со ст. 35.1 ФЗ о рекламе является антимонопольный орган. Таким образом, федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы (далее также - ФАС России, антимонопольный орган).

За нарушение требований, установленных в ФЗ о рекламе, виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности. Вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе рассматривались многими авторами [1-4]. В частности, А.С. Киселевым, С.В. Ледащевым, А.М. Петровым исследовались проблемы привлечения к административной ответственности за рекламу услуг по подготовке и написанию работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации [2]. Нельзя не согласиться с позицией указанных авторов о сложности доказывания перехода грани между помощью в подготовке такой работы и написанием ее вместо обучающегося. Кроме того, необходимо доказать, что на размещенную лицом информацию распространяются положения ФЗ о рекламе.

Антимонопольный орган в течение многих лет разъяснял свою официальную позицию по вопросам применения законодательства в сфере рекламы, издавая письма, однако указанные разъяснения были признаны недействующими в 2022 г.1 В настоящее время разъяснения органа контроля (надзора) в сфере законодательства о рекламе размещаются на официальном сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov. ru/, в 2023 г. антимонопольным органом утверждены руководства по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы.2 Например, размещенная на официальном

сайте ФАС России позиция правоприменителя, посвященная ответу на вопрос «Что не будет рекламой в интернете?», содержит следующее разъяснение: «информация о своих товарах, акциях, новостях компании на своем сайте и в соцсетях в обычном, едином стиле»3. Таким образом, по мнению антимонопольного органа, информация об оказании услуг по консультированию обучающихся в написании научных работ, размещенная лицом на своем сайте, рекламой не является. Однако рекламодатели часто используют собственные технические средства, с помощью которых распространение рекламы осуществляется на стороннем сайте. В этом случае возникает проблема, связанная с количеством раз привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, поскольку данный субъект может совершить одни запрещенные ФЗ о рекламе действия как рекламодатель, а другие - как рекламораспространитель.

Проблема, связанная с возможностью повторного привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, остается по-прежнему актуальной и находит свое освещение в работах ученых Саратовской научной школы административного права. Так, А.Ю. Соколов отмечает, что «текущее состояние административно-деликтно-го законодательства значительно снижает конституционные гарантии соблюдения принципа недопустимости двойной ответственности лица за одно и то же деяние, предусматривая возможность вынесения постановления о назначении административного наказания за правонарушение с теми же фактическими обстоятельствами, в связи с которыми ранее ему уже было назначено административное наказание» [5, с. 452]. Рассмотрим вышеуказанную проблему, выделив особенности привлечения лиц к административной ответственности

1 О направлении информации : письмо ФАС России от 2 декабря 2022 г. № МШ/109196-ПР/22 // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/documents/688720 (дата обращения: 12.07.2024).

2 Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» : приказ ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23; Об утверждении руководств по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы : приказ ФАС России от 28 декабря 2023 г. № 1079/23 // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/pages/ obyazatel_trebovaniya (дата обращения: 12.07.2024).

3 Примеры рекламы в интернете, подлежащей маркировке // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov. ru/pages/primery-reklamy-v-internete-podlezhaschey-markirovke (дата обращения: 12.07.2024).

за нарушение законодательства о рекламе.

Особенностью ряда дел об административных правонарушениях в сфере рекламы является ситуация, когда рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспро-странителем одновременно может являться одно и то же лицо. При этом законодательство возлагает на вышеперечисленных субъектов ответственность за соблюдение разных требований. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, перечисленных в ч. 6 ст. 38 ФЗ о рекламе, рекламораспространитель - за нарушение требований, перечисленных в ч. 7 ст. 38 ФЗ о рекламе, а рекламопроизводитель привлекается к ответственности в случае, если будет доказано, что нарушение требований, указанных в ч. 6 и 7 ст. 38 ФЗ о рекламе, произошло по его вине. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях1 (далее - КоАП РФ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение,

за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ.

Проведенный анализ правовых норм общей части КоАП РФ и составов административных правонарушений, связанных с нарушением законодательства о рекламе, закрепленных за антимонопольным органом (ч. 1-14 ст. 14.3, ч. 4 и 5 ст. 14.3.1, ч. 1, 3-5 ст. 14.38, ст. 19.31 КоАП РФ), свидетельствует об отсутствии в КоАП РФ запрета двойного привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе. В свете изложенного в качестве одного из возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы предлагается закрепить в КоАП РФ положение о том, что если при назначении административного наказания за нарушение законодательства о рекламе специальный субъект, совершивший правонарушение, выступает в отношении одной и той же рекламы рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, то за соответствующее правонарушение он не подлежит привлечению к административной ответственности повторно.

Список литературы

1. Ермакова И.В. Защита прав потребителей от недобросовестной сетевой рекламы: некоторые теоретические и практические аспекты // Юридические исследования. 2021. № 7. С. 29-47.

2. Киселев А.С., Ледащев С.В., Петров А.М. Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за рекламу услуг по подготовке и написанию работ..., предусмотренных государственной системой научной аттестации // Lex Russica (Русский закон). 2023. Т. 76. № 2 (195). С. 46-55.

3. Логинов А.Н. Некоторые особенности административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе в сети «Интернет» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 3. С. 94-100.

4. Лукина А.Н. Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 110-112.

5. Соколов А.Ю. О некоторых вопросах реализации принципа недопустимости двойной ответственности в производстве по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / под общей редакцией А.И. Каплунова, сост.: А.И. Каплунов, А.О. Дрозд, Н.М. Крамаренко, Э.Х. Мамедов. СПб. : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 444-452.

References

1. Ermakova I.V. Zashchita prav potrebitelej ot nedobrosovestnoj setevoj reklamy: nekotorye teoreticheskie i prakticheskie aspekty // Yuridicheskie issledovaniya. 2021. № 7. S. 29-47.

2. Kiselev A.S., Ledashchev S.V., Petrov A.M. Aktual'nye problemy privlecheniya k administrativnoj otvetstvennosti za reklamu uslug po podgotovke i napisaniyu rabot..., predusmotrennyh gosudarstvennoj sistemoj nauchnoj attestacii // Lex Russica (Russkij zakon). 2023. T. 76. № 2 (195). S. 46-55.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22 июня 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст.1; 2024. № 26. Ст. 3554.

3. Loginov A.N. Nekotorye osobennosti administrative] otvetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva o reklame v seti «Internet» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2019. № 3. S. 94-100.

4. Lukina A.N. Administrativnaya otvetstvennost' za narushenie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o reklame // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 4 (172). S. 110-112.

5. Sokolov A.Yu. O nekotoryh voprosah realizacii principa nedopustimosti dvojnoj otvetstvennosti v proizvodstve po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-processual'nogo prava (Sorokinskie chteniya) : sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 24 marta 2023 goda / pod obshchej redakciej A.I. Kaplunova, sost.: A.I. Kaplunov, A.O. Drozd, N.M. Kramarenko, E.H. Mamedov. SPb. : Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2023. S. 444 452.

Информация об авторе (авторах): Рукавишников Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина Саратовской государственной юридической академии, соискатель ученой степени (410056, Россия, Саратов, ул. Чернышевского, 104, стр. 1).

Information about the author(s): Rukavishnikov Sergey Mikhailovich, Senior lecturer of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vassily Mikhailovich Manokhin of Saratov State Law Academy, Applicant of science degree (410056, Russia, Saratov, Chernyshevsky, 104, Str. 1).

Статья поступила в редакцию 20.07.2024; одобрена после рецензирования 17.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 20.07.2024; approved after 17.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.