Научная статья на тему 'Нарушение внимания у детей 7-8 лет и его связь с сидеропенией'

Нарушение внимания у детей 7-8 лет и его связь с сидеропенией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
627
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ / ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА / ТОЧНОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / СКОРОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / ATTENTION DEFICIT / IRON DEFICIENCY / ACCURACY OF INFORMATION PROCESSING / RATE OF INFORMATION PROCESSING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Суранова Ирина Викторовна

В статье представлены результаты обследования 90 детей 7-8 лет, учащихся 1-х классов общеобразовательных школ г. Архангельска. Оценка свойств внимания, особенностей темпа деятельности, точности переработки информации проводилась по результатам корректурной пробы. Биохимическое исследование крови проводилось с целью определения содержания сывороточного железа. За границы нормы брали пределы 12,6-30,4 мкмоль/л. 32,2 % обследованных детей показали слабый или патологический уровни точности переработки информации (ТПИ), из них 31 % детей имеют патологический или слабый уровни скорости переработки информации (СПИ) и 27,6 % хороший и высокий уровни СПИ. 28,9 % обследованных детей имеют слабый или патологический уровни СПИ, из них 34,6 % детей имеют патологический или слабый уровни ТПИ. Дефицит железа без железодефицитной анемии был диагностирован у 46,7 % детей. Сопряженность показателей теста Тулуз-Пьерона с уровнем железа в сыворотке крови оценили с помощью критерия χ2-Пирсона с определением величины эффекта по коэффициенту φ. Статистически значимая связь была выявлена между уровнем железа в сыворотке крови и точностью выполнения теста Тулуз-Пьерона (χ2 = 21,878, p = 0,039) при относительно сильной величине эффекта (φ = 0,493). Исследование показало, что сидеропения без железодефицитной анемии оказывает негативное влияние на точность переработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTENTION DEFICIT IN 7-8-YEAR-OLD CHILDREN AND ITS RELATION TO SIDEROPENIA

The paper presents the results of the survey of 90 children aged 7-8 years attending comprehensive schools in Arkhangelsk. Attention, rate of activity and accuracy of data processing were evaluated using the results of Toulouse-Piéron test. Biochemical blood analysis was done to determine the serum iron content. The lower and upper limits of normal were determined as 12.6 and 30.4 mmol/l respectively.32.2 % of the children showed weak or pathological levels of accuracy of information processing (AIP),31.0 % of which have pathological or weak levels of rate of information processing (RIP) and 27.6 % good or high RIP levels. 28.9 % of the children have weak or pathological levels of RIP, 34.6 % of them having pathological or weak AIP levels. Sideropenia without iron-deficiency anemia was diagnosed in46.7 % of the children. Contingency of Toulouse-Piéron test results with the level of serum iron wasevaluated by means of Pearson χ2-test, the effect being determined by “phi” coefficient. Statistically significant association was detected between the level of serum iron and AIP of Toulouse-Piéron test (χ2 = 21.878, p = 0.039) with a relatively strong effect (φ = 0.493). The study has shown that sideropenia without iron-deficient anemia has a negative effect on the accuracy of information processing.

Текст научной работы на тему «Нарушение внимания у детей 7-8 лет и его связь с сидеропенией»

УДК 612.821.2+616-053.2

СУрАновА ирина викторовна, невролог центра компетенций развития ребенка «Содействие» института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

нарушение внимания у детей 7-8 лет и его связь с сидеропенией

В статье представлены результаты обследования 90 детей 7-8 лет, учащихся 1-х классов общеобразовательных школ г. Архангельска. Оценка свойств внимания, особенностей темпа деятельности, точности переработки информации проводилась по результатам корректурной пробы. Биохимическое исследование крови проводилось с целью определения содержания сывороточного железа. За границы нормы брали пределы 12,6-30,4 мкмоль/л. 32,2 % обследованных детей показали слабый или патологический уровни точности переработки информации (ТПИ), из них 31 % детей имеют патологический или слабый уровни скорости переработки информации (СПИ) и 27,6 % - хороший и высокий уровни СПИ. 28,9 % обследованных детей имеют слабый или патологический уровни СПИ, из них 34,6 % детей имеют патологический или слабый уровни ТПИ. Дефицит железа без железодефицитной анемии был диагностирован у 46,7 % детей. Сопряженность показателей теста Тулуз-Пьерона с уровнем железа в сыворотке крови оценили с помощью критерия Х2-Пирсона с определением величины эффекта по коэффициенту ф. Статистически значимая связь была выявлена между уровнем железа в сыворотке крови и точностью выполнения теста Тулуз-Пьерона (%2 = 21,878, р = 0,039) при относительно сильной величине эффекта (ф = 0,493). Исследование показало, что сидеропения без железодефицитной анемии оказывает негативное влияние на точность переработки информации.

ключевые слова: дефицит внимания, дефицит железа, точность переработки информации, скорость переработки информации.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих сложности в обучении [5, 7]. Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин трудностей овладения предметными навыками [3, 5]. Недостаточный уровень развития произвольного внимания и его нарушения являются

одними из наиболее распространенных причин низкой успеваемости детей младшего школьного возраста в общеобразовательных учебных заведениях [3].

В последнее время начали появляться данные о зависимости активности головного мозга и познавательных способностей ребенка от уровня железа в организме [9], в связи с чем

© Суранова И.В., 2014

проблеме дефицита железа без анемического синдрома (сидеропении) стали придавать самостоятельное значение [2]. В данный момент особенности когнитивных функций у детей с дефицитом железа вне связи с анемическим синдромом изучены недостаточно, особенно у детей школьного возраста.

Материалы и методы. Было проведено поперечное клинико-биохимическое исследование, в котором принимали участие 90 детей 7-8 лет, учащиеся 1-х классов трех общеобразовательных школ г. Архангельска. Обследование проводилось после получения письменного согласия их родителей, во второй половине учебного года, после окончания адаптации детей к школе. Из исследования исключались дети, перенесшие черепно-мозговую травму, нейроинфекцию, со значимыми отклонениями в перинатальном периоде, т. е. имеющие в анамнезе факторы, нарушающие формирование высших психических функций, а также дети с анемией, выявленной при прохождении диспансеризации.

Оценка свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), особенностей темпа деятельности, точности переработки информации проводилась по результатам теста Тулуз-Пьерона [1], являющегося одним из вариантов корректурной пробы. Обработка и интерпретация результатов обследования проводились в соответствии с рекомендациями, данными в методическом руководстве Л.А. Ясюковой «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» [8].

Биохимическое исследование крови включало определение уровня сывороточного железа. За нормальные принимались показатели содержания железа в сыворотке в диапазоне 12,6-30,4 мкмоль/л. Исследование проводились в биохимической лаборатории на базе центральной научно-исследовательской лаборатории Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск).

Результаты и их обсуждение. Среднее значение точности переработки информации (ТПИ) по тесту Тулуз-Пьерона составило

0,92±0,005 (о = 0,51), что соответствует нижней

границе средней возрастной нормы, min = 0,72, max = 0,99. Высокий уровень ТПИ выявлен у 8,9 % детей (5-я группа), хороший уровень внимания продемонстрировали 20 % обследованных (4-я группа). Средняя возрастная норма выявлена у 38,9 % детей (3-я группа), слабый уровень внимания - у 7,8 % (2-я группа), патологический уровень внимания выявлен у 24,4% обследованных детей (1-я группа).

Среднее значение скорости переработки информации (СПИ) составило 32,99±0,77 (о = 7,28), что соответствует средней возрастной норме, min = 9,7, max = 49,1. Высокая СПИ выявлена у 6,7 % обследованных детей (5-я группа), хорошую СПИ показали 21,1 % детей (4-я группа), средняя возрастная норма выявлена у 43,3 % обследованных (3-я группа), слабая СПИ - у 26,7 % (2-я группа), патологический уровень СПИ выявлен у 2,2 % детей (1-я группа).

Разделив обследованных детей на группы по ТПИ, мы оценили среднюю СПИ и распределение детей по уровню СПИ в каждой группе. Среднее значение СПИ во 2-й, 3-й, 4-й группах соответствовало средней возрастной норме, более низкое отмечено в 1-й группе (с патологическим уровнем ТПИ), а более высокое - в 4-й группе (с хорошим уровнем ТПИ).

Разделив обследованных детей на группы по СПИ, мы оценили среднюю ТПИ и распределение детей по уровню ТПИ в каждой группе. Среднее значение ТПИ во всех группах, кроме второй (со слабым уровнем СПИ), соответствует средней возрастной норме. Во 2-й группе среднее значение ТПИ наиболее низкое и соответствует слабому уровню. Самое высокое среднее значение ТПИ - в 5-й группе (с высоким уровнем СПИ).

Таким образом, 32,2 % обследованных детей имеют слабый или патологический уровни концентрации внимания (из них 31 % детей имеют патологический или слабый уровни СПИ и 27,6 % - хороший и высокий уровни СПИ),

28,9 % детей имеют слабый или патологический уровни СПИ (из них 34,6 % детей имеют патологический или слабый уровни ТПИ). Эти дети находятся в группе высокого риска наруше-

ния формирования школьных навыков, т. к. им сложнее усваивать необходимый объем информации на уроке и укладываться в темп учебного процесса. Часто эти дети требуют перевода на индивидуальное школьное обучение. Только

48,9 % обследованных детей показали уровни ТПИ средний и выше среднего при среднем и выше уровне СПИ, т. е. это те дети, которые могут удовлетворительно справляться со школьной программой в условиях, предоставляемых общеобразовательной школой. И только 10 % обследованных детей могут работать в более высоком темпе, не теряя качества переработки получаемой информации.

Низкий уровень сывороточного железа (сидеропения) в крови был выявлен у 46,7 % детей (42 чел.), min = 2,6 мкмоль/л, нормальный уровень - у 53,3 % детей (48 чел.), среднее значение - 13,49 мкмоль/л (о = 5,85). Повышенный уровень сывороточного железа выявлен не был, max = 25,2 мкмоль/л. Полученные результаты свидетельствуют о высокой актуальности проблемы дефицита железа для се-

верного региона и согласуются с результатами подобных исследований, проведенных ранее в других регионах России [4].

Сопряженность показателей теста Тулуз-Пьерона с уровнем железа в сыворотке крови оценили с помощью критерия х2-Пирсона с определением величины эффекта по коэффициенту ф. Статистически значимая связь была выявлена между уровнем железа в сыворотке крови и точностью выполнения теста Тулуз-Пьерона (х2 = 21,878, p = 0,039) при относительно сильной величине эффекта (ф = 0,493). Таким образом, полученные результаты позволяют предположить влияние сидеропении без анемического синдрома на уровень произвольного внимания и способность к произвольной концентрации внимания, точность переработки информации. Поэтому при комплексном обследовании ребенка, несмотря на нормальный уровень гемоглобина в общем анализе крови, может быть целесообразна оценка уровня обеспеченности железом по биохимическому анализу крови.

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005. 520 с.

2. Грибанов А.В., Волокитина Т.В. Здоровье и функциональное развитие школьников на Европейском Севере России // Вестн. Нац. комитета «Интеллект. ресурсы России». 2006. № 4. С. 71-75.

3. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М., 1995. 127 с.

4. Захарова И.Н., Малова Н.Е. Клинические проявления дефицита железа у детей и их коррекция // Вопр. соврем. педиатрии. 2006. Т. 5. № 5. С. 76-80.

5. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста / И.И. Мамайчук, М.П. Мороз, Е.В. Чубарова, И.В. Чубаров // Дефектология. 2002. № 6. С. 17-25.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2010. 384 с.

7. Цветкова Л.С., Семенович С.Н., Котягина С.Н. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2001.

8. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод. руководство. СПб., 1997. 80 с.

9. Iron Status and Brain Function: Serum Ferritin Levels Associated with Asymmetries of Cortical Electrophysiology and Cognitive Performance / D.M. Tucker, H.H. Sandstead, J.G. Penland et al. // Am. J. Clin. Nutr. 1984. Vol. 39. P. 105-113.

References

1. Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar’-spravochnik po psikhodiagnostike [A Glossary of Psychodiagnosis]. 2nd ed. St. Petersburg, 2005. 520 p.

2. Gribanov A.V., Volokitina T.V Zdorov’e i funktsional’noe razvitie shkol’nikov na Evropeyskom Severe Rossii [Health and Functional Development of Schoolchildren in the European North of Russia]. Vestnik Natsional’nogo komiteta “Intellektual’nye resursy Rossii", 2006, no. 4, pp. 71-75.

3. Diagnostikashkol’noy dezadaptatsii [Diagnosing School Maladjustment]. Ed. by Belicheva S.A., et al. Moscow, 1995. 127 p.

4. Zakharova I.N., Malova N.E. Klinicheskie proyavleniya defitsita zheleza u detey i ikh korrektsiya [Clinical Aspects of Iron Deficit Among Children and Their Correction]. Voprosy sovremennoy pediatrii, 2006, vol. 5, no. 5, pp. 76-80.

5. Mamaychuk I.I., Moroz M.P., Chubarova E.V., Chubarov I.V Neyropsikhologicheskaya diagnostika zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u detey mladshego shkol’nogo vozrasta [Neuropsychological Diagnosis of Mental Retardation in Children of Primary School Age]. Defektologiya, 2002, no. 6, pp. 17-25.

6. Semago N.Ya., Semago M.M. Teoriya ipraktika otsenkipsikhicheskogo razvitiya rebenka. Doshkol’nyy i mladshiy shkol’nyy vozrast [Theory and Practice of Mental Development Assessment in Children. Preschool and Primary School Age]. St. Petersburg, 2010. 3S4 p.

7. Tsvetkova L.S., Semenovich S.N., Kotyagina S.N. Aktual’nye problemy neyropsikhologii detskogo vozrasta [Topical Issues of Pediatric Neuropsychology]. Mocow, 2001.

S. Yasyukova L.A. Optimizatsiya obucheniya i razvitiya detey s MMD. Diagnostika i kompensatsiya minimal’nykh mozgovykh disfunktsiy [Optimization of Education and Development of Children with Minimal Cerebral Dysfunction. Diagnosis and Compensation of Minimal Cerebral Dysfunction]. St. Petersburg, 1997. S0 p.

9. Tucker D.M., Sandstead H.H., Penland J.G. et al. Iron Status and Brain Function: Serum Ferritin Levels Associated with Asymmetries of Cortical Electrophysiology and Cognitive Performance. Am. J. Clin. Nutr., 19S4, vol. 39, pp. 105-113.

Suranova Irina Viktorovna

Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

ATTENTION DEFICIT IN 7-8-YEAR-OLD CHILDREN AND ITS RELATION TO SIDEROPENIA

The paper presents the results of the survey of 90 children aged 7-8 years attending comprehensive schools in Arkhangelsk. Attention, rate of activity and accuracy of data processing were evaluated using the results of Toulouse-Pieron test. Biochemical blood analysis was done to determine the serum iron content. The lower and upper limits of normal were determined as 12.6 and 30.4 mmol/l respectively. 32.2 % of the children showed weak or pathological levels of accuracy of information processing (AIP), 31.0 % of which have pathological or weak levels of rate of information processing (RIP) and 27.6 % -good or high RIP levels. 28.9 % of the children have weak or pathological levels of RIP, 34.6 % of them having pathological or weak AIP levels. Sideropenia without iron-deficiency anemia was diagnosed in 46.7 % of the children. Contingency of Toulouse-Pieron test results with the level of serum iron was evaluated by means of Pearson x2-test, the effect being determined by “phi” coefficient. Statistically significant association was detected between the level of serum iron and AIP of Toulouse-Pieron test (X2 = 21.878, p = 0.039) with a relatively strong effect (ф = 0.493). The study has shown that sideropenia without iron-deficient anemia has a negative effect on the accuracy of information processing.

Keywords: attention deficit, iron deficiency, accuracy of information processing, rate of information processing.

Контактная информация: адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;

e-mail: suranova.iv@yandex.ru

Рецензент - Синицкая Е.Ю., кандидат биологических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией двигательной системы института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени M^. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.