Научная статья на тему 'Нарушение сна как причина дорожно-транспортных происшествий - важный компонент в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы при ДТП'

Нарушение сна как причина дорожно-транспортных происшествий - важный компонент в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы при ДТП Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
471
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / СОН ЗА РУЛЕМ / НАРУШЕНИЕ СНА / СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ СНА / РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ ЧМТ / ПРОФИЛАКТИКА СНА В СТАЦИОНАРАХ / ROAD SAFETY / TRAFFIC ACCIDENTS / SLEEP BEHIND THE WHEEL / SLEEP DISTURBANCE / OBSTRUCTIVE SLEEP APNEA SYNDROME / REHABILITATION AFTER HEAD INJURY / SLEEP PREVENTION IN HOSPITALS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Мардиев А.А., Якупов Э.З., Шулаев А.В.

Согласно современным представлениям основными причинами травм среди пациентов во всем мире, находящихся в больницах, являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Проанализировав статистические данные, отечественную и зарубежную литературу, исследования выявилось, что частой причиной возникновения ДТП является засыпание водителя за рулем. Особое внимание следует обратить на такую форму нарушений сна как синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Пациенты с запущенной формой данного заболевания часто засыпают во время беседы, приема пищи или за рулем. Кроме того, нарушение сна значительно затрудняет восстановление здоровья пациентов, перенесших черепно-мозговую травму во время ДТП. Несмотря на очевидность проблемы с нарушением сна, в мире до сих пор не уделяется должного внимания этой проблеме. Материал и методы. Нами был проведен анализ работы приемно-диагностических отделений больниц г. Казани, оказывающих экстренную, неотложную помощь, где выявились определенные закономерности. Результаты. В литературе отмечается, что пострадавшие при ДТП пациенты после прохождения курса стационарного лечения нуждаются в реабилитации. Зачастую пациенты испытывают проблемы со сном во время нахождения в стационаре как из-за внешних, так за счет внутренних факторов. В период реабилитации плохой сон в стационарах негативно действует на выздоровление пациента в целом, сводя на нет весь комплекс лечебных мероприятий. Механизмы, лежащие в основе нарушений сна при черепно-мозговой травме, до конца не изучены. Выводы. Таким образом, проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы пришли к выводу, что медицинской общественности необходимо актуализовать вопросы, связанные с нарушениями сна, в частности среди водителей транспортных средств, а профилактика расстройств сна среди пациентов, перенесших ЧМТ, является важным аспектом в процессе выздоровления пациента и требует дальнейшего детального изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sleep disturbance as a cause of traffic accidents is an important component in the rehabilitation of patients after traumatic brain injuries in road accidents

According to modern concepts, the main causes of injuries among patients in hospitals in the world are road traffic accidents (RTAs). After analyzing the statistics, domestic and foreign literature, studies revealed that a frequent cause of an accident is falling asleep at the wheel of a driver. Particular attention should be paid to such a form of sleep disorders as obstructive sleep apnea syndrome (OSAS). Patients with an advanced form of this disease often fall asleep during a conversation, eating, or driving. In addition, sleep disturbance significantly complicates the restoration of the health of patients who suffered a traumatic brain injury during an accident. Despite the obviousness of the problem with sleep disturbance, the world still does not pay due attention to this problem. Material and methods. We conducted an analysis of the work of the reception and diagnostic departments of hospitals in the city of Kazan of the Republic of Tatarstan, providing first aid, emergency care, where certain patterns were revealed. Results. In the literature it is noted that patients suffering from road accidents, after undergoing a course of inpatient treatment, need rehabilitation. Often patients experience sleep problems in the hospital, both due to external factors and internal factors. During the rehabilitation period, bad sleep in hospitals negatively affects the recovery of the patient as a whole, negating the whole range of therapeutic measures. The mechanisms underlying sleep disturbances in traumatic brain injury are not fully understood. Conclusion. Thus, having analyzed domestic and foreign literature, we came to the conclusion that the medical community needs to update the issues related to sleep disturbances, in particular among vehicle drivers, and prevention of sleep disorders among patients who have had a head injury is an important aspect in the recovery process of a patient and requires further detailed study.

Текст научной работы на тему «Нарушение сна как причина дорожно-транспортных происшествий - важный компонент в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы при ДТП»

УДК 616-001

А.А. МАРДИЕВ, Э.З. ЯКУПОВ, А.В. ШУЛАЕВ

Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Казань

Нарушение сна как причина дорожно-транспортных происшествий — важный компонент в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы при ДТП

Контактная информация:

Мардиев Айрат Анварович — аспирант кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Адрес: 420012 г. Казань, ул. Бутлерова, д. 49, тел.: +7-927-426-46-65, e-mail: mardievayrat@gmail.com

Согласно современным представлениям основными причинами травм среди пациентов во всем мире, находящихся в больницах, являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Проанализировав статистические данные, отечественную и зарубежную литературу, исследования выявилось, что частой причиной возникновения ДТП является засыпание водителя за рулем. Особое внимание следует обратить на такую форму нарушений сна как синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Пациенты с запущенной формой данного заболевания часто засыпают во время беседы, приема пищи или за рулем. Кроме того, нарушение сна значительно затрудняет восстановление здоровья пациентов, перенесших черепно-мозговую травму во время ДТП. Несмотря на очевидность проблемы с нарушением сна, в мире до сих пор не уделяется должного внимания этой проблеме.

Материал и методы. Нами был проведен анализ работы приемно-диагностических отделений больниц г. Казани, оказывающих экстренную, неотложную помощь, где выявились определенные закономерности.

Результаты. В литературе отмечается, что пострадавшие при ДТП пациенты после прохождения курса стационарного лечения нуждаются в реабилитации. Зачастую пациенты испытывают проблемы со сном во время нахождения в стационаре как из-за внешних, так за счет внутренних факторов. В период реабилитации плохой сон в стационарах негативно действует на выздоровление пациента в целом, сводя на нет весь комплекс лечебных мероприятий. Механизмы, лежащие в основе нарушений сна при черепно-мозговой травме, до конца не изучены.

Выводы. Таким образом, проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы пришли к выводу, что медицинской общественности необходимо актуализовать вопросы, связанные с нарушениями сна, в частности среди водителей транспортных средств, а профилактика расстройств сна среди пациентов, перенесших ЧМТ, является важным аспектом в процессе выздоровления пациента и требует дальнейшего детального изучения.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, сон за рулем, нарушение сна, синдром обструктивного апноэ сна, реабилитация после ЧМТ, профилактика сна в стационарах.

(Для цитирования: Мардиев А.А., Якупов Э.З., Шулаев А.В. Нарушение сна как причина дорожно-транспортных происшествий — важный компонент в реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы при ДТП. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 7, С. 46-50)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-7-46-50

A.A. MARDIEV, E.Z. YAKUPOV, A.V. SHULAEV

Kazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Kazan

Sleep disturbance as a cause of traffic accidents is an important component in the rehabilitation of patients after traumatic brain injuries in road accidents

Contact details:

Mardiev A.A. — graduate student of the Department of Neurology, Neurosurgery and Medical Genetics

Address: 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7 927 426 46 65, e-mail: mardievayrat@gmail.com

According to modern concepts, the main causes of injuries among patients in hospitals in the world are road traffic accidents (RTAs). After analyzing the statistics, domestic and foreign literature, studies revealed that a frequent cause of an accident is falling asleep at the wheel of a driver. Particular attention should be paid to such a form of sleep disorders as obstructive sleep apnea syndrome

fOS^SJ. Patients with an advanced form of this disease often fall asleep during a conversation, eating, or driving. In addition, sleep disturbance significantly complicates the restoration of the health of patients who suffered a traumatic brain injury during an accident. Despite the obviousness of the problem with sleep disturbance, the world still does not pay due attention to this problem.

Material and methods. We conducted an analysis of the work of the reception and diagnostic departments of hospitals in the city of Kazan of the Republic of Tatarstan, providing first aid, emergency care, where certain patterns were revealed.

Results. In the literature it is noted that patients suffering from road accidents, after undergoing a course of inpatient treatment, need rehabilitation. Often patients experience sleep problems in the hospital, both due to external factors and internal factors. During the rehabilitation period, bad sleep in hospitals negatively affects the recovery of the patient as a whole, negating the whole range of therapeutic measures. The mechanisms underlying sleep disturbances in traumatic brain injury are not fully understood.

Conclusion. Thus, having analyzed domestic and foreign literature, we came to the conclusion that the medical community needs to update the issues related to sleep disturbances, in particular among vehicle drivers, and prevention of sleep disorders among patients who have had a head injury is an important aspect in the recovery process of a patient and requires further detailed study.

Key words: road safety, traffic accidents, sleep behind the wheel, sleep disturbance, obstructive sleep apnea syndrome, rehabilitation after head injury, sleep prevention in hospitals.

(For citation: Mardiev A.A., Yakupov E.Z., Shulaev A.V. Sleep disturbance as a cause of traffic accidents is an important component in the rehabilitation of patients after traumatic brain injuries in road accidents. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 7, P. 46-50)

Безопасность дорожного движения в современном мире является одной из ключевых государственных задач как в Российской Федерации (РФ), так и в Республике Татарстан (РТ). Основными причинами травм среди пациентов, находящихся в больницах, во всем мире являются дорожно-транспортные происшествия [1]. Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) в РФ является критической: согласно официальной статистике ГИБДД в России в 2017 г. произошло 169 432 ДТП, в них погибли 19 088 человек. По РТ в 2017 г. произошло 4690 дорожно-транспортных происшествий, в них погибли 198 человек [2]. Следует особо отметить, что смертность от ДТП в России в 5 раз выше, чем в развитых странах мира [3].

Факторами, предрасполагающими к ДТП, являются как человеческие (поведение водителя, незнание правил дорожного движения и т. д.), так и факторы, не связанные с человеком или окружающей средой (дорожные условия, погодные условия и пр.). Человеческие факторы, в свою очередь, могут разделяться на физиологические (недостаток сна перед поездкой), социальные (ночная смена работы) и обусловленные расстройствами сна. Также причинами засыпания за рулем может быть воздействие алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм водителя.

Расстройства сна являются одной из важнейших причин возникновения ДТП, кроме того, они значительно затрудняют восстановление здоровья пациентов, перенесших черепно-мозговую травму во время ДТП. Нарушения сна являются одним из значимых клинических синдромов у пациентов с перенесенной черепно-мозговой травмой и встречаются [4], по разным источникам, от 30 до 75% случаев [5]. Поэтому изучение нарушений ночного сна у пациентов с черепно-мозговыми травмами представляет не только научный интерес, но и имеет практическое значение в отношении прогноза, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Американская компания Ford провела исследование, согласно которому каждый пятый европейский водитель хотя бы раз засыпал за рулем. Российские водители лидируют по результатам данного опроса — они засыпали в 32% случаев, при этом 3,8% автолюбителей «просыпались» после ДТП [6].

Специалисты Международной ассоциации медицины сна (World Association of Sleep Medicine, WASM)

утверждают, что проблемы со сном испытывают до 45% населения Земли [6]. Недосыпание способно серьезно ухудшить возможности человека при управлении автомобилем: снижается концентрация, что сравнимо с последствиями употребления алкоголя. При исследовании выявлено, что от 20 до 45% взрослых страдают различными проявлениями инсомнии, которая в 50% случаев является важной проблемой, требующей лечения.

Согласно Международной классификации расстройств сна (ICSD-3) инсомния расшифровывается как «повторяющиеся нарушения инициации, продолжительности, консолидации или качества сна, случающиеся несмотря на наличие достаточного количества времени и условий для сна и проявляющиеся нарушениями дневной деятельности различного вида». Не так давно при создании международной классификации инсомнию определили не только как плохое качество сна, но и нарушение дневного состояния. Также были классифицированы основные типы расстройств бодрствования при инсомнии.

Немаловажным критерием при диагностике ин-сомнии является наличие по крайней мере одной из следующих форм ухудшения общего состояния пациента в дневное время, которое явилось итогом плохого ночного сна: общее недомогание, вялость, усталость пациента, снижение концентрации, настроения и внимания; повышенная раздражительность; апатия; снижение работоспособности и сонливость в дневное время; склонность к несчастным случаям на работе или при езде за рулем автомобиля; общемозговая симптоматика в виде головных болей, тревожность из-за отсутствия нормального сна; диарея, боли в животе и другие гастроинте-стинальные симптомы как следствие плохого качества сна [7].

Ряд российских ученых констатируют факты о том, что пациенты с бессонницей во время бодрствования отмечают жалобы на общую тревожность в 78% случаев; сложности в концентрации — в 62%; снижение активности и энергии — в 62%; а также вялость — в 34% и повышенная усталость в вечернее время — в 25% случаев [7].

Ведущая жалоба — это ухудшение качества ночного сна. Современные исследования отмечают в целом в популяции уменьшение длительности ночного сна. Недостаточный сон приводит к ухудше-

нию работоспособности, познавательной функции, здоровья и качества жизни. До 75% взрослых жалуется на беспокойный сон, пробуждение ночью и храп, хотя большинство не обращает на эту проблему внимания. Только 25% респондентов отметили, что проблемы со сном снижают качество дневной жизни. В 65% случаев отмечено, что лечащий врач никогда не спрашивает о качестве сна [8].

Современные люди высокоактивны в вечерние и ночные часы, постоянно эмоционально и психически напряжены. Они не уделяют сну достаточно внимания. К медицинской помощи пациенты прибегают уже с жалобами на снижение социальных функций, когда расстройства ночного сна приводит к невозможности заниматься повседневной деятельностью в привычном ритме. Нарушения сна ухудшает повседневную жизнь человека [9].

Особое внимание следует обратить на такую форму нарушений сна, как синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Распространенность СОАС составляет 3-7% у лиц старше 30 лет [10]. СОАС характеризуется повторяющимися эпизодами полной (апноэ) или частичной (гипопноэ) обструкции верхних дыхательных путей во время сна. Это приводит к снижению оксигенации крови, и, как правило, происходят кратковременные пробуждения. Длительность эпизода остановки дыхания составляет от 10 с до нескольких минут. Эпизоды возникают чаще всего в 1-ю, 2-ю стадию медленного сна, реже в 3-ю и во время фазы быстрого сна (ФБС) [9]. Обструктивное апноэ во сне возникает из-за отсутствия воздушного потока в течение 10 с при наличии активных дыхательных движений мышц грудной клетки и брюшной стенки. Обструк-тивное гипопноэ определяется снижением более чем на 50% торакоабдоминальных движений минимум на 10 с, которые сопровождаются падением насыщения крови на 4% и более. Частота возникновения данных инцидентов в течение одного часа сна является количественной характеристикой тяжести СОАС и называется индексом апноэ-гипопноэ (ИАГ) [11].

Время остановки дыхания и тяжесть гипоксии увеличиваются в ФБС и в положении человека лежа на спине. При нормализации дыхания насыщение крови кислородом восстанавливается до исходных значений. Часто СОАС сопровождается храпом между эпизодами апноэ, о котором сообщают родственники пациента, хотя сам пациент не отмечает никаких проблем ночью. Но большинство больных при этом просыпаются утром с чувством усталости независимо от продолжительности сна [12].

Клиническим проявлением СОАС является повышенная дневная сонливость, которая чаще проявляется в расслабленном или неактивном состоянии и встречается у 76-90% больных [13].

Пациенты с запущенной формой данного заболевания часто засыпают во время беседы, приема пищи или за рулем. Отсутствие отдыха после ночного сна и снижение дневной активности негативно влияют на качество жизни пациента [12].

Пациенты с СОАС склонны к повышенной раздражительности, тревожности и депрессиям. Проводились международные исследования, по которым просматривается снижение внимания и интеллектуальных способностей у больных с СОАС [14].

Лечение СОАС при помощи СРАР-терапии (создание постоянного положительного давления в дыхательных путях во время ночного сна) улучшает качество жизни пациентов и соответственно снижает

риск ДТП [15]. Тяжелая форма болезни наблюдается у 2% взрослого населения [16].

Больные с синдромом обструктивного апноэ сна попадают в ДТП в 4-6 раз больше среднестатистических показателей, а риск попасть в ДТП больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения [17]. А. Sassani и соавт. на основании метаанализа исследований по проблеме сонливости при СОАС пришли к выводу, что в 2000 г. в США синдром обструктивного апноэ сна явился причиной около 310 тыс. ДТП, с 1400 погибшими, ущерб от которых составил 15,9 млрд долл. [18]. Отечественной статистики по ДТП, обусловленным засыпанием за рулем, к сожалению, нет. Принимая во внимание европейские данные, можно предположить, что в России из-за засыпания за рулем в 2016 г. погибло около 4 тыс. человек, в РТ — около 92 человек. При этом экономические потери, обусловленные «сонными» ДТП, могут достигать 200 000 млрд в год по РФ и 5515 млрд по РТ.

Несмотря на очевидность проблемы с нарушением сна в мире до сих пор не уделяется должного внимания этой проблеме. Актуальность придает рост ДТП и количество погибших в них людей. Требуется проведение комплексных научных исследований и поиск эффективных путей профилактики, диагностики и лечения нарушений сна.

При возникновении ДТП водитель и пассажиры транспортного средства могут получить различного рода травмы, начиная от психической и заканчивая травмами, несовместимыми с жизнью. Повреждения головы и конечностей являются самыми частыми при всех видах травмы. Проведя обзор литературы зарубежных исследований, выявилось, около половины пострадавших в ДТП получают черепно-мозговую травму (ЧМТ). Как правило, большая часть пострадавших в ДТП пациентов попадают в больницы, оказывающих экстренную неотложную помощь. Согласно данным зарубежных источников, в стационарах около 20% больничных коек заняты жертвами ДТП, на долю которых приходится 80% смертей в этих больницах [19]. Пациенты после ДТП в остром периоде чаще всего получают стационарное лечение в отделениях травматологии, нейрохирургии и в отделениях челюстно-лицевой хирургии.

В медицинские организации г. Казани, оказывающие экстренную, неотложную медицинскую помощь, ежедневно поступают пострадавшие в дорожно-транспортных происшествий. Мы проанализировали данные, полученные из крупных больниц г. Казани, оказывающих экстренную, неотложную помощь (ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ», ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7», ОАО «Городская клиническая больница № 12»). Анализу подверглись следующие показатели: количество ДТП с пострадавшими водителями, в зависимости от их возраста, тяжести состояния, уровня угнетения сознания водителя, а также времени наступления ДТП в период с 1 января 2018 г. по 1 июля 2018 г.

Согласно официальным запросам, в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» обратился 451 пациент после ДТП, из которых 187 (41,5%) являлись водителями автотранспорта. 123 аварии (65,8%) произошла при этом в период с 9:00 до 21:00, то есть в светлое время суток. 139 из 187 пациентов находились в ясном сознании, 121 с травмой / переломом, 20 с черепно-мозговой травмой и 40 человек с сочетанной травмой.

В ГАУЗ «Городская клиническая больница № 7» обратилось 515 пациентов после ДТП, из которых 107 человек — водители. Треть ДТП возникала в темное время суток, в выходной или праздничные дни. В ОАО «Городская клиническая больница № 12» в период с 1.01.2018 по 1.07.2018 г. Обратилось 177 пациентов после ДТП, 74 из которых являлись водителями. 32% всех ДТП произошло, согласно запросу, с 21:00 до 9:00. Тяжесть состояния расценивалось следующим образом: травма / перелом — 52%, ЧМТ — 33%, сочетанная травма — 13%; угнетение сознания: ясное сознание — 62%, оглушение 1, 2 — 24%, сопор — 8%, кома 1, 2 — 5%. Возраст водителей, попавших в ДТП, оказался в относительно равных значениях во всех трех медицинских организациях: 18-30 лет — 40%, 30-45 лет — 32%, 45-60 лет — 17%, 60 лет и старше — 11% водителей.

Пройдя курс стационарного лечения, пациенты с травмами головы и конечностей должны проходить дальнейшую реабилитацию. Почти треть выживших при ДТП нуждаются в подобной помощи перед выпиской из стационара. Реабилитация касается не только восстановления физических свойств, но и функциональных компонентов здоровья.

У людей, перенесших травму головы, возможны проявления как общемозговых симптомов, таких как общее недомогание, слабость, боли в голове, ощущения головокружения, так и специфические симптомы, например рассеянность внимания, ги-помнезия, умственная отсталость, быстрая утомляемость, раздражительность, тревожные расстройства, снижение настроения, апатия, дисфункция вегетативной нервной системы, а также инсомния. Данный симптомокомплекс объединяется понятием «посткоммоционный синдром» [5].

В отечественной и зарубежной литературе имеется много работ о том, что в период реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровоснабжения, ин-сомния неблагоприятно и прогностически негативно влияет на процесс восстановления организма и исход заболевания в целом.

На сегодняшний день установлено, что расстройства сна не просто служат одним из наиболее характерных проявлений десинхроноза и маркером нарушений процессов адаптации, но и в подавляющем большинстве случаев сопряжены с нарушениями аффективной и когнитивной сферы [20].

Инсомния среди пациентов, перенесших ОНМК, ЧМТ и другие распространенные формы неврологических заболеваний, характеризуется изменением продолжительности сна, частыми пробуждениями в ночное время, низкой удовлетворенностью ночным сном, появлением «усталости» в голове и постоянной сонливостью.

При использовании полисомнографии (ПСГ) — самого объективного на сегодняшний день метода оценки сна выявилось, что у пациентов с легкой степенью ЧМТ эффективность сна снижается, а сонливость при этом повышается по сравнению со здоровыми пациентами, возникает бессонница, повышенная сонливость в дневное время и нарушается цикл сна-бодрствования. При диагностике сна у пациентов, перенесших ЧМТ, некоторые авторы не находят изменения структуры сна, в то же время другие ученые описывают увеличение продолжительности медленных фаз, а также изменения фазы сна с быстрыми движениями глаз, в частности увеличение или укорочение ее во второй половине

ночи. Таким образом, выявляются противоречивые данные в работах ученых. Следует отметить, что при изменении ЯЕМ-фазы возможно нарастание когнитивных нарушений и возникновение функциональных расстройств. При этом зачастую подобные функциональные нарушения можно спутать с первичной симптоматикой самой травмы и по стандартизированной методике не проводить специфическую терапию для нормализации сна в острый период черепно-мозговой травмы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нарушение сна после ЧМТ является актуальной проблемой, которую необходимо лечить специфической терапией и не стоит недооценивать подобных пациентов с перенесенной травмой головы [5].

Принципы возникновения нарушений сна у пациентов с черепно-мозговой травмой на сегодняшний день не имеют единого объяснения и полностью не изучены. Наиболее частой причиной инсомнии считается поражение структур головного мозга и проводящих путей, регулирующих цикл сна-бодрствования непосредственно травмой. Водитель ритма биологических процессов в области гипоталамических супрахиазмальных ядер регулирует временные интервалы сна и определенные физиологические процессы, в том числе выработку мелатонина. Мелатонин, в свою очередь, участвует в управлении цикла сон-бодрствование. Довольно часто тревожные нарушения, снижение настроения, возникшие после травмы головы, негативно влияют на сон. Тревожность и депрессия после ЧМТ являются прогностически значимым компонентом в формировании инсомнии, при этом явная связь между этими показателями не доказана. Стоит отметить, что нарушения сна могут сопровождаться болями в теле и снижением настроения [5].

Согласно исследованиям Н.В. Шуниной, выраженность структурных изменений сна обусловлена степенью тяжести перенесенной черепно-мозговой травмы. Это можно объяснить «затрагиванием» структур головного мозга при травме головы, которые принимают участие в формировании сна [4].

На сегодняшний день не существует препаратов с доказательной базой, ускоряющих восстановление функций при ЧМТ. Больным, перенесшим ЧМТ в больницах г. Казани, оказывающих специализированную неотложную помощь, традиционно назначаются ноотропные препараты, противоасте-нические средства, антидепрессанты, антагонисты кальция, Бетта-адреноблокаторы, миорелаксанты, нестероидные противовоспалительные средства. Наряду с медикаментозной терапией особое внимание должно уделяться профилактике сна.

В зарубежной литературе имеются данные о том, что плохой сон в стационарных условиях отрицательно действует на процесс выздоровления больного в целом. Сон очень важен при восстановлении соматической, когнитивной патологии пациентов, также велика его роль в иммунных процессах организма. Нарушение сна имеет негативное влияние на иммунологические функции, гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальную и соматотропную системы. Нейробиологические изменения, такие как спутанность сознания, бред и снижение памяти, также были связаны с нарушением сна. Имеются данные, что эти негативные симптомы сохраняются даже после восстановления сна, что противоречит мнению о полном восстановлении функций организма после выписки из стационара [21].

Пациенты, пребывающие в круглосуточных стационарах, зачастую отмечают плохой сон из-за воздействия искусственного света и шума. Уровень шума в больницах зачастую превышает уровни, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Согласно рекомендациям ВОЗ уровень ночного шума не должен превышать 30 дБ (А) в клинической среде. В источниках сообщается об уровне окружающего шума в диапазоне от 50 до 60 дБ (А) в реанимации и от 40 до 55 дБ (А) в окружающей среде в целом [17].

Искусственный свет, шум в больнице и другие воздействия окружающей среды могут влиять на циркадный ритм сна, поскольку при искусственном освещении образование мелатонина может тормозиться. Мелатонин играет важную регуля-торную роль в характере сна и бодрствования, и воздействие искусственного света во время фазы сна может негативно повлиять на качество сна. Температура окружающей среды также была идентифицирована как фактор, который может вызвать смещение циклов сон-бодрствование.

Таким образом, медицинской общественности необходимо актуализировать вопросы, связанные с нарушениями сна в целом в популяции и в частности среди водителей транспортных средств, а профилактика расстройств сна среди пациентов, перенесших ЧМТ, является важным аспектом в процессе выздоровления пациента и требует дальнейшего детального изучения.

Мардиев А.А.

https://orcid.org/0000-0003-1961-3766

Якупов Э.Я.

https://orcid.org/0000-0003-2965-1424

Шулаев А.В.

https://orcid.org/0000-0002-2073-2538

ЛИТЕРАТУРА

1. World Health Organization. World Health Statistics. Geneva (CH): 2010. Global Health Observatory (GHO).

2. Показания состояния безопасности дорожного движения. Электронный ресурс: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 18.08.2018).

3. Горлов A.A. Профилактика травматизма: принципы и технологии // Советское здравоохранение. — 1991. — № 4. — С. 54.

4. Шунина Н.В. Серия Медицина и фармация. — 2013. — № 11 (154), вып. 22. — С. 67-69.

5. Иванова Д.С., Куликова И.С., Виноградов О.И., Кузнецов А.Н. Коррекция нарушений сна у пациентов с легкой черепно-мозго-

вой травмой в раннем восстановительном периоде // Неврологии и психиатрия. — 2014. — № 5.

6. Sleepiness at the wheel across Europe: a survey of 19 countries // Journal of Sleep Research. — 2015, Jun. — Vol. 24 (3). — P. 242. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25581328 (дата обращения: 18.10.2018), doi: 10,1111 / jsr.12267

7. Ковров Г.В., Рассказова Е.И., Лебедев М.А., Платонов С.Ю. Инсомния и нарушение дневного функционирования // Медицинский совет. — 2013. — № 12. — С. 55-58.

8. Якупов Э.З. Нарушения сна как междисциплинарная проблема // Медицинский совет. — 2016. — № 11. — 42 с. DOI: 10.21518/2079-701X-2016-11-42-47

9. Полуэктов М.Г., Борискина Л.М. Расстройство сна в амбулаторной практике врача // Медицинский совет. — 2015. — № 17. — С. 68-77.

10. Papadakaki M., Kontogiannis T., Tzamalouka G. et al. Exploring the effects of lifestyle, sleep factors and driving behaviors on sleep-related road risk: A study of Greek drivers // Accid Anal Prev. — 2008, Nov. — Vol. 40 (6). — P. 2029-2036. doi:10.1016/j.aap.2008.08.019

11. Митина Е.В., Кобыляну Г.Н., Мансур Т.И., Русанова Е.И. Синдром обструктивного апноэ во сне: диагностика и пути решения проблемы в амбулаторной практике // РУДН. — 2017. — Т. 15, № 6-7. — С. 24-27.

12. Левин Я.И., Полуэктов М.П. American Academy of Sleep Medicine: International classification of sLeep disorders, 3rd ed.: Diagnostic and coding manuaL. Darien, IL. — American Academy of SLeep Medicine, 2014.

13. Jennum P., Sjol A. Self-assessed cognitive function in snorers and sleep apneics. An epidemiological study of 1504 females and males aged 30-69 years: the Dan-MONICA II Study // Eur. Neur. — 1994. — Vol. 34. — Р. 204-208. doi:10.1159/000117039

14. Amra B., Dorali R., Mortazavi S. et al. Sleep apnea symptoms and accident risk factors in Persian commercial vehicle drivers // Sleep Breath. — 2012, Mar. — Vol. 16 (1). — P. 187-191. DOI:10.1007/ s11325-010-0473-x

15. Либби Р.О. Боноу Д.Л., Манна Д.П. Апноэ во сне и сердечно-сосудистые заболевания. Болезни сердца по Браунваль-ду: руководство по сердечно-сосудистой медицине. — 2015. — С. 2173-2180.

16. Vennelle M., Engleman H.M., Douglas N.J. Sleepiness and sleep-related accidents in commercial bus drivers // Sleep Breath. — 2010, Feb. — Vol. 14 (1). — P. 39-42. doi: 10.1007/s11325-009-0277-z

17. Sassani A., Findley L.J., Kryger M. et al. Reducing motor-vehicle collisions, costs, and fatalities by treating obstructive sleep apnea syndrome // Sleep. — 2004, May 1. — Vol. 27 (3). — P. 453458. DOI: 10.1093/sleep/27.3.453

18. Orf A.A., Waheed K.B.1, Baig A.A., Mohammad K.S., El Sirafy M.N., Amin M.S., Arulanatham Z.J. Patterns of injury detected by pan-computed tomography after road traffic accidents: retrospective review from a trauma center in Saudi Arabia // Ann Saudi Med. — 2018, Jul-Aug. — Vol. 38 (4)/ — P. 245-250. doi: 10.5144/02564947.2018.245

19. Костенко Е.В., Петрова Л.В. Особенности нарушений сна в ранний восстановительный период инсульта и возможности хро-нотерапевтической коррекции // Медицинский совет. — 2017. — № 10. — С. 42-46.

20. Kaneko Y.1, Hajek V.E., Zivanovic V., Raboud J., Bradley T.D. Relationship of sleep apnea to functional capacity and length of hospitalization following stroke // Sleep. — 2003, May 1. — Vol. 26 (3). — P. 293-297. doi: 10.1093/sleep/26.3.293

ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС ЖУРНАЛА «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

В КАТАЛОГЕ «ПРЕССА РОССИИ» АГЕНСТВА «КНИГА-СЕРВИС» 37140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.