УДК 343.98
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ВОЗДУШНОГО И ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
© Алексей Алексеевич ШАПКИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
Приводится характеристика преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, рассматривается их специфика. Содержится ряд научно-обоснованных предложений по предотвращению и снижению роста количества преступлений на данных видах транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный, воздушный, водный транспорт; причинно-следственная связь; объект преступления; субъект преступления.
Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в т. ч. пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.
Предметом данного преступления являются упомянутые в уголовном законе следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, водный.
Под железнодорожным транспортом понимается механический рельсовый транспорт, находящийся как в ведении Министерства путей сообщения РФ (далее - МПС РФ) (федеральный железнодорожный транспорт), так и в ведении или собственности других юридических и физических лиц. Оценка транспорта как железнодорожного не зависит от того, какие пути используются для его передвижения: железнодорожные пути МПС РФ, подъездные пути, узкоколейные, пути специального назначения или метрополитена
Воздушным транспортом признаются воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации, а также иные средства воздухоплавания: самолеты,
гидросамолеты, вертолеты, автожиры, аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы, мотодельтапланы, воздушные шары и т. п.
Транспортные средства признаются воздушными независимо от того, в чьем ведении или собственности они находятся. Исключение из этого положения сделано лишь для военных летательных аппаратов. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных воздушных судов рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 351 УК РФ.
К водному транспорту (морским и речным транспортным средствам) относятся все самоходные суда, а также иные самодвижу-щиеся плавсредства, независимо от их принадлежности (они могут находиться в ведении или собственности как юридических, так и физических лиц). Видовая характеристика их весьма разнообразна. Сюда входят: все пассажирские, транспортные, научно-исследовательские, добывающие (рыболовные, краболовные и т. п.), перерабатывающие (плавбазы и плавзаводы), технические (дноуглубительные и дноочистительные снаряды, кабелеукладчики и т. п.), вспомогательные (буксиры, ледоколы и т. п.), спасательные, спортивные и некоторые другие суда, в т. ч. суда на воздушной подушке, подводных крыльях, экранопланы, способные к автономному плаванию подводные аппараты.
Обязательным признаком всех морских и речных транспортных средств является наличие качества самоходности [1, с. 155].
Ст. 263 УК РФ прямо предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации транспорта. Нарушение указанных правил может происходить не только во время движения транспортных средств, но и во время их стоянки (в аэропорту, депо, на рейде, в период нахождения в профилактическом ремонте и т. д.). Обобщение судебной практики показывает, что такие виды транспортных преступлений, как пожары и взрывы чаще всего происходят не во время движения, а именно в период стоянки транспортных средств.
Объект преступления - безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
Объективная сторона преступления включает в себя совокупность следующих обязательных признаков:
а) деяние в форме нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;
б) последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, крупного ущерба (ч. 1 ст. 263), смерти одного (ч. 2 ст. 263) или более потерпевших (ч. 3 ст. 263);
в) причинная связь между деянием и последствиями. Действие или бездействие при совершении преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, воплощается в форму нарушения правил безопасности движения и (или) эксплуатации соответствующих видов транспорта.
Субъект преступления - специальный. Им является лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, достигшее 18-летнего возраста [2, с. 103].
На наш взгляд, круг субъектов данного преступления необходимо расширить, признав субъектом любое лицо, принявшее на себя управление указанными выше транспортными средствами. Любой управляющий транспортным средством, не имея специальных навыков, и не обладая знаниями правил безопасности и эксплуатации конкретного вида транспорта, должен отдавать себе отчет, к каким последствиям это может привести.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения указанных в диспозиции ч. 1 ст. 263 УК РФ последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (при легкомыслии) либо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (при небрежности).
Диспозиция ст. 263 УК РФ - бланкетная. В ней лишь упоминается о нарушении действующих на транспорте специальных правил. Сами же эти правила содержатся в других нормативных актах.
Состав рассматриваемого преступления будет иметь место лишь в случаях нарушения «писаных» правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, действующих в момент совершения преступления и обязательных к исполнению соответствующим кругом лиц. Вот почему всем лицам, привлекаемым к ответственности за совершение данного преступления, должны быть вменены в вину определенные пункты конкретных правил (инструкций, положений, наставлений, регламентов и т. п.), ими нарушенных.
Дать исчерпывающий перечень всех нарушений, образующих объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, вряд ли возможно. Действия (бездействие) виновных лиц настолько разнообразны, насколько многочисленны требования, содержащиеся в нормативных актах, регламентирующих вопросы безопасности движения и эксплуатации различных видов транспортных средств.
Нарушением правил безопасности движения транспорта признается неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных правил вождения (управления) транспортным средством. Такие нарушения могут выразиться, например, в проезде поезда на запрещающий сигнал семафора, в превышении скорости движения подвижного состава; в несоблюдении маршрута, высоты, эшелона, коридора полета, в несоблюдении техники пилотирования воздушного судна; в превы-
шении скорости движения морского или речного судов на подходах к портам и в узкостях, обгоне на малой дистанции или в неподходящих условиях, несвоевременной подаче сигналов, непринятии мер к систематическому измерению глубин и т. п.
Нарушением правил безопасности эксплуатации транспортных средств считается несоблюдение требований, предъявляемых стандартами и нормами к обслуживанию таких средств и обеспечивающих безопасность их использования.
Мы считаем, что свою роль в снижении данного вида преступлений могут сыграть воспитательные беседы, которые должны проводиться еще на стадии подготовки и обучения будущих пилотов, капитанов судов, машинистов. У каждого из них с первого момента своей трудовой деятельности должно быть сформировано чувство ответственности за жизнь и здоровье людей. Беспрекословное соблюдение правил существующих уставов и норм необходимо, т. к. эти нормы были разработаны именно для того, чтобы минимизировать человеческие жертвы, ущербы и другие негативные последствия эксплуатации вышеуказанных транспортных средств. Пренебрежение ими впоследствии и образует состав данного преступления.
Нарушения правил эксплуатации могут приобретать форму выпуска в рейс неисправного транспортного средства, использования его на неисправных путях, неправильной загрузки или крепления груза, непринятия мер противопожарной безопасности, перевозки пассажиров в непредназначенных для этого типах транспортных средств, допуска к управлению ими ненадлежащих лиц и т. п.
Проблема правильного определения последствий преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, нашла наконец-то окончательное решение. Исчерпывающий перечень таких последствий содержится в самой диспозиции этой нормы. К ним относятся: тяж-
кий или средней тяжести вред здоровью, гибель людей, причинение крупного ущерба.
Одним из обязательных признаков объективной стороны транспортных преступлений является причинная связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями. Неправильное установление причинной связи является, пожалуй, наиболее распространенной ошибкой при расследовании и рассмотрении дел данной категории [3, с. 210].
Таким образом, можно заключить, что причинно-следственная связь между поведением лица и наступившими общественно опасными последствиями существует, если поведение выразилось в нарушении правил, которое как нарушение всегда должно быть виновным. Если нет нарушения либо если нарушение допущено под воздействием иных сил, процессов, не зависящих от поведения данного лица, причину последствия следует искать в других источниках [4, с. 117].
На наш взгляд, одной из наиболее эффективных мер по стимулированию лиц к соблюдению существующих правил и норм, будет являться ужесточение уголовной ответственности. Разумеется, этого нововведения недостаточно для полного решения проблемы, но, тем не менее, оно может поспособствовать снижению роста количества данного вида преступлений.
1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. М., 2010.
2. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.
3. Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта: уголовноправовые проблемы. Саратов, 2004.
4. Тер-Акопов А.А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М., 2001.
Поступила в редакцию 12.09.2012 г.
UDC 343.98
VIOLATION OF SAFETY RULES AND OPERATION OF RAILWAY, AIR AND WATER TRANSPORT Aleksey Alekseyevich SHAPKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate-Student, Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected]
Characteristics of crimes in the area of traffic safety and operation of railway, air and water transport, considering their specificity is given. A number of evidence-based proposals for the prevention and reduction of growth in the number of crimes in these modes is contained.
Key words: railway, air and water transport; cause-and-effect relationship; object of crime; subject of crime.