Научная статья на тему 'Нарушение права на свободу передвижения в пределах закрытого административно-территориального образования'

Нарушение права на свободу передвижения в пределах закрытого административно-территориального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1398
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CLOSED CITY / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSON AND CITIZEN / ПРАВОМЕРНОСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ / LEGITIMACY OF RESTRICTION OF THE RIGHTS / MOBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялова Н. В., Поперина Е. Н.

В данной статье рассмотрены основные проблемы нарушения права на свободу передвижения в закрытых административно-территориальных образованиях. В статье проводится анализ положений, касающихся особенностей административно-правового статуса закрытого административно-территориального образования, а также возможностей передвижения на указанной территории. В качестве путей решения проблем по вышеназванной теме предлагаются некоторые дополнения к законодательным актам о закрытых административно-территориальных образований в частях, содержащих положения о правах на свободу передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violation of mobility right within the closed city

In this article the main problems of violation of mobility right in the closed city are considered. In the article the analysis of provisions, concerning features of administrative and legal status of the closed city and also movement ability within the specified territory is carried out. As a solution of problems on the above-named subject some additions to acts on the closed cities in part containing provisions on mobility rights are offered.

Текст научной работы на тему «Нарушение права на свободу передвижения в пределах закрытого административно-территориального образования»

УДК 342 (67.400)

Завьялова Н.В., Поперина Е.Н.

НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

В данной статье рассмотрены основные проблемы нарушения права на свободу передвижения в закрытых административно-территориальных образованиях. В статье проводится анализ положений, касающихся особенностей административно-правового статуса закрытого административно-территориального образования, а также возможностей передвижения на указанной территории. В качестве путей решения проблем по вышеназванной теме предлагаются некоторые дополнения к законодательным актам о закрытых административно-территориальных образований в частях, содержащих положения о правах на свободу передвижения.

Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, свобода передвижения, конституционные права и свободы человека и гражданина, правомерность ограничения прав.

ZavyalovaN.V., Poperina E.N.

VIOLATION OF MOBILITY RIGHT WITHIN THE CLOSED CITY*

In this article the main problems of violation of mobility right in the closed city are considered. In the article the analysis of provisions, concerning features of administrative and legal status of the closed city and also movement ability within the specified territory is carried out. As a solution of problems on the above-named subject some additions to acts on the closed cities in part containing provisions on mobility rights are offered.

Keywords: closed city, mobility, constitutional rights and freedoms of person and citizen, legitimacy of restriction of the rights.

*Статья подготовлена в рамках выполнения НИР по теме: "Рекомендации по реализации государственной программы по обеспечению общественного порядка и противодействия преступности в условиях закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО): на примере Озёрского городского округа", утвержденной приказом ректора ЮУрГУ (НИУ) № 628 от 03 апреля 2015 года.

* The article is prepared within the framework of research work on the topic: "Recommendations on implementation of the state program on providing a public order and counteraction of crime in conditions of the restricted administrative and territorial entities (RATE): an example of the city of Ozyorsk", approved by the Order of the SUSU(SRU) Rector No. 628 of 3 April 2015

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации - важная составляющая правовой системы государства. Их ограничение и нарушение запрещено законодательством страны за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами государства. Право на свободу передвижения является одним из элементов конституционного статуса человека и гражданина. Оно закреплено за гражданами Конституцией Российской Федерации1. Это право принадлежит человеку от рождения и не подлежит отчуждению. К тому же, вышеназванная конституционная норма позволяет свободно выбирать место пребывания, место жительства, а также определяет личное пространство человека, в которое государство не имеет права вторгаться. Однако случаи вмешательства законодателя в сферу личной жизни имеют место быть.

На сегодняшний день актуальным является вопрос о нарушении права на свободу передвижения в пределах закрытого административно-территориального образования. По данной теме выделяют несколько проблемных аспектов. К таковым можно отнести: ограничение права на свободу передвижения в пределах закрытых административно-территориальных образований в отношении лиц, которые имеют судимость; основания ограничения права на получение пропусков на территорию закрытого административно-территориального образования. Перед тем, как начать обсуждение и поиск путей решения названных проблем, предлагаем рассмотреть несколько теоретических моментов, чтобы объяснить особенности режима территориального образования и обеспечить большую доступность излагаемого материала.

Под закрытым административно-территориальным образованием понимается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 Закона от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан 2.

Из вышеуказанного определения выделяем следующее: закрытое административно-территориальное образование является территорией с особым режимом, что и обусловливает возникновение сложностей, связанных с попаданием на данную территорию и перемещения в пределах закрытого административно-территориального образования. К таким образованиям относится и Озерский городской округ.

Рассмотрим проблему ограничения права на свободу передвижения лиц, имеющих судимость. Этот вопрос неоднократно изучался юристами.

Разрешение на выдачу пропуска на территорию закрытого административно-территориального образования дается органами Федеральной службы безопасности. Однако они часто дают отказ в разрешении на проезд в закрытое административно-терри-

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря Ч.1. Ст. 17

2 «О закрытом административно-территориальном образовании»: Закон РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992. №33. С. 1915. Ч. 1. Ст. 1.

ториальное образование лицам, имеющим судимость, мотивируя такое решение обеспечением безопасности территориального образования, а также защитой сведений, являющихся государственной тайной. В законе о закрытых административно территориальных образованиях говорится о том, что права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации3. А в Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" закреплено положение, которое может запретить гражданину, имеющему неснятую или непогашенную судимость, въезд в закрытое административно-территориальное образование4. На основе вышеназванных нормативных правовых актов следует, что органами Федеральной службы безопасности нарушается законодательство Российской Федерации в плане свободы передвижения. Однако подобные положения, противоречащие законодательным нормам, могут содержаться и в уставе закрытого административно-территориального образования. Так нарушаются и другие права и свободы человека. Если он не сможет находиться и проживать на территории закрытого административно-территориального образования, то у него не будет возможности проживать со своей семьей, а также владеть, пользоваться и рас-

поряжаться собственным имуществом. Это противоречит конституционным нормам, которые предусматривают право гражданина на человеческое достоинство, которое включает в себя такие составляющие, как право на семью, право на имущество и т.д. Свои права при явном нарушении норм Конституции и иных нормативных правовых актов необходимо отстаивать в судебном порядке. Можно привести пример подобного случая. Гражданин Российской Федерации обратился в Европейский суд по правам человека с целью восстановить свои нарушенные права. Администрация города Озерска и Федеральная служба безопасности не дали разрешения на регистрацию по месту жительства гражданина в Озерском городском округе, объясняя это наличием судимости. Европейский суд по правам человека вынес решение в пользу потерпевшего, признав факт нарушения прав и свобод человека5.

Также актуальной является проблема получения пропусков на территорию закрытого административно-территориального образования. Пропуск на данную территорию может выдаваться при соблюдении некоторых положений. Они устанавливаются и закрепляются органами местного самоуправления самостоятельно. Очень часто локальные акты выходят за рамки законности, нарушая тем самым право на свободу передвижения. К тому же ограничение конституционных норм может быть установлено только федеральным законодательством. Акты органов местного самоуправления таковыми не являются, следовательно, здесь присутствует прямое наруше-

3 «О закрытом административно-территориальном образовании»: Закон РФ от 14 июля 1992 г. №3297-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №33. Стр.1915. Ч. 5. Ст. 1.

4 «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 655 // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. № 27. Ст. 3180. Ч. 4. Ст. 24.1.

5 Житель Челябинской области выиграл в Страсбургском суде у ФСБ // http://chelyabinsk-times.ru/ stories/191 (дата обращения: 09.04.15г.)

ние законодательства Российской Федерации.

Постановлением Озерского городского Совета депутатов от 9 декабря 1998 г. № 205 «Об утверждении Положения «О порядке въезда (выезда) на территорию ЗАТО» устанавливаются ограничения, связанные с въездом на постоянное место жительства в город Озерск. (К примеру, может быть отказано во въезде, если дом (жилое помещение) грозит обвалом; если в судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18 летнего возраста, и др.) Также ограничиваются возможности на временный въезд на территорию закрытого административно-территориального образования. Например, временный въезд в город разрешается родителям, детям жителей города; сестрам, братьям и другим родственникам, значащимся в анкете, не чаще 1 раза в год6.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что получение права на въезд в пределы закрытого административно-территориального образования является сложной процедурой. Это обусловливается особым режимом, установленным на территории закрытого административно-территориального образования. В связи с этим видится необходимым предложить возможные пути решения вышеназванных проблем.

Во-первых, для лиц, имеющих судимость, возможность получения права проезда на территорию закрытого административно-территориального образования нужно сделать более доступной. Этого можно достичь путем принятия соответствующей поправки к закону «О закрытых административно-территориальных образованиях», в которой указать, что наличие судимости не является препятствием для возможности въезда на территорию закрытого админис-

тративно-территориального образования.

Во-вторых, необходимо принять поправку к закону, тем самым ограничив возможность въезда в закрытое административно-территориальное образование для лиц, имеющих судимость за преступления против конституционного строя Российской Федерации, посягательства на жизнь государственного деятеля. Это можно объяснить тем, что в закрытом административно-территориальном образовании есть режим государственной тайны. А лицу, совершившему вышеназванные преступления, доступ к государственной тайне должен быть закрыт.

В-третьих, нужно установить четкие положения, согласно которым граждане могут получать пропуск для въезда в закрытое административно-территориальное образование. Данный пробел можно исправить, дополнив закон «О закрытых административно-территориальных образованиях» положениями, при соблюдении которых будет получен доступ на территорию закрытого административно-территориального образования.

В-четвертых, убрать из компетенции администрации города вопрос о выдаче разрешения на въезд в закрытое административно-территориальное образование, приняв соответствующую поправку в закон «О закрытых административно-территориальных образованиях». Такая необходимость заключается в том, что у городской администрации, в отличие от органов Федеральной службы безопасности, отсутствует доступ к базам данных, содержащих полные сведения о гражданах, претендующих на получение пропуска на территорию закрытого административно-территориального образования. Вынесение решения по вопросу о допуске на территорию закрытого административно-территориального образования включить в компетенцию органов Федеральной службы безопасности.

6 Постановление Озерского городского Совета депутатов«Об утверждении Положения «О порядке въезда (выезда) на территорию ЗАТО»: от 9 декабря 1998 г. № 205 // http://uraldem.ru/hr/closed-city/in-ozyorsk (дата обращения: 08.04.15г.)

В-пятых, проверять соответствие уставов закрытых административно-территориальных образований вышестоящим нормативным правовым актам, в частности Федеральному закону «О закрытых административно-территориальных образованиях», Конституции Российской Федерации, в положениях о разрешении либо запрете въез-

да на территорию закрытого административно-территориального образования. Это нужно для того, чтобы исключить противоречия нижестоящих актов тем, что стоят по иерархии выше, а также для исключения нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина на муниципальном уровне.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. №3297-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992. №33. С. 1915.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации»: от 26 июня 1998 г. № 655 // Собрание законодательства Российской Федерации. 6 июля 1998 г. № 27. Ст. 3180.

4. Постановление Озерского городского Совета депутатов «Об утверждении Положения «О порядке въезда (выезда) на территорию ЗАТО» от 9 декабря 1998 г. № 205 - http:/ /uraldem.ru/hr/closed-city/in-ozyorsk (дата обращения: 08.04.15г.)

5. Житель Челябинской области выиграл в Страсбургском суде у ФСБ // http:// chelyabinsk-times.ru/stories/191 (дата обращения: 09.04.15г.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ПОПЕРИНА Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет) в г. Озерске.

E-mail: [email protected]

ЗАВЬЯЛОВА Надежда В., студентка группы 301 ОзО, филиала ФГБОУ ВПО "ЮжноУральский государственный университет" (национальный исследовательский университет) в г. Озерске.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.